Доклады и выступления

Компетентностный подход в воспитании
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у студентов гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

Научно-практическая конференция

«Компетентностный подход в современных образовательных

технологиях»

Доклад

Компетентностный подход в воспитании

Подготовила преподаватель

Алексеева Т.В.

Лебедянь, 2013

Компетентностный подход в воспитании

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у студентов гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. 

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. 

Авторы стратегии модернизации содержания профессионального образования приводят следующие базовые компетентности: 

  1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; 
  2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); 
  3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); 
  4. Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); 
  5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). 

Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно.

Социальные компетенции — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими. 

Персональные компетенции — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы. 
Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

Важное место в реализации воспитывающей функции обучения принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся:

  1. Когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.; 
  2. Деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.; 
  3. Личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др. 

Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерактивной форме.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира. 

Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.

Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

Существуют следующие методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности подростка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

— метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

— метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда студент сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения; 

— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости студента имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

— метод развития интуиции

— метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Существуют следующие методы поддержки развития организаторских способностей:

— метод «творческого выполнения задач»;

— метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

— метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

— метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.

Существуют следующие методы поддержки развития коммуникативных способностей:

— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.); 

— метод творческого поиска.

Самостоятельность учащихся в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности и опираться в работе на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма как признание ценности реального студента с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за ним права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
  •  Принцип социального закаливания подростков ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика. 
  •  Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности студента.
  •  Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения студентов, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я". 

Литература


•  Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27 
•  Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25 
•  Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13 
•  Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29 
•  Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 40-45 
•  Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68 
•  Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с. 
•  Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77 
•  Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43 
•  Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36 



Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Задача совершенствования управления качеством образовательного процесса в учреждениях СПО при-обрела актуальный характер, стала ключевой в плане успешного решения практически всех существующих образовательных проблем.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что в настоящее время все большее число руководителей ссузов (более 70% от числа опрошенных) задумы¬вается об эффективности своей работы, об изменении системы управления качеством образовательного процесса. Для этого существует множество объективных причин: возникновение рынка образовательных услуг; обострение конкуренции; меняющиеся потребности рынка труда; глобализация и интернационализация рынка среднего профессионального образования; вы¬ход на этот рынок иностранных поставщиков образовательных услуге отлаженным качеством управления; предложение новых форм и технологий управления качеством образовательного процесса в условиях по¬вышения его эффективности.

При этом директора ссузов четко осознают, что в конкурентной борьбе выигрывают учебные заведения, ориентирующиеся на потребителя и предлагающие современное качественное техническое образование, которое можно обеспечить только с помощью отла¬женной модели управления, способствующей удовлет¬ворению требований внутренних и внешних потреби¬телей: абитуриентов, студентов, родителей, руковод¬ства и сотрудников, государства в целом. В докладе министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на расширенной коллегии Минобрнауки «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере обра-зования» (11.10.2005 г.) подчеркнута важность наличия у образовательных учреждений стратегической про¬граммы развития.

Под совершенствованием управления качеством образовательного процесса мы понимаем иннова-ционную деятельность руководящего и преподава-тельского состава, сотрудников и студентов ссузов. ориентированную на потребности государства, об-щества, граждан и работодателей, направленную на достижение нового качества профессиональной под-готовки технических специалистов в соответствии с мировыми тенденциями реформирования профес-сионального образования, а также актуальными и перспективными запросами современной образова-тельной политики.

По нашему мнению, наиболее значимыми, суще-ственно влияющими на эффективность управления качеством образовательного процесса являются сле-дующие педагогические условия:

• обновление и корректировка организационных, содержательных и методических составляющих управления качеством образовательного процесса в ссузе;

 •        повышение мотивации педагогических работ-ников на основе стимулирования самообразовательной деятельности;

•        создание личностно ориентированной среды в учебном заведении и комплексный характер ее ресурсного обеспечения;

•        мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности на основе самооб-разования субъектов образовательного процесса.

Модернизация управления качеством образова-тельного процесса является основной обязанностью директора и других должностных лиц ссузов. Как пока¬зало проведенное исследование, многие руководители учреждений СПО в целом это понимают, однако при¬держиваются оперативного текущего и повседневного управления, занимающего около 80% времени, уделяя недостаточно внимания стратегическим и организа¬ционным направлениям (около 20% времени). Можно сказать, что руководящий и преподавательский состав вместо стабильной и творческой работы часто пре¬бывает в состояниях аврала, застоя, тушения пожара, текучки и т.п. Стратегическое (перспективное) управ¬ление, по результатам проведенного исследования, предусматривает необходимость отводить примерно 20% рабочего времени на текущее управление, а 80% — на решение плановых и перспективных образователь¬ных задач. В этом случае руководящий и преподава¬тельский состав успешно решает профессиональные задачи, умеет работать творчески и самостоятельно, не прибегая к постоянным совещаниям, планеркам и со¬гласованиям.

Второе условие — повышение мотивации руково-дителя и преподавателей на основе стимулирования самообразовательной деятельности. В соответствии с теоретическими предпосылками можно сделать вы-вод, что решающим условием становления и развития профессионально-педагогической компетентности ру¬ководителя и преподавателей ссузов является мотива¬ция-стремление утвердитьсебя в социуме. Мотивация связана с чувством собственного достоинства, често¬любием, самолюбием. Мотив побуждает к регуляции своего поведения, самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса и, соот¬ветственно, к стимулированию самообразовательной деятельности. Под мотивацией профессионального саморазвития специалиста понимается совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального саморазвития.

Профессиональное саморазвитие — сознательный, целенаправленный процесс повышения педагогом уровня своей профессиональной компетентности в со¬ответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогического труда и личной программы саморазвития.

 

Повышение мотивации на основе стимулирования самообразовательной деятельности, по нашему мне-нию, предполагает:

•        изучение руководителями и преподавателями нормативных требований;

•        изучение государственных образовательных стандартов;

•        диагностику профессиональных затруднений;

•        разработку единых требований по квалифика-ционным категориям;

•        рейтинговую оценку образовательной деятель-ности руководителя и преподавательского со-става;

•        индивидуально-дифференцированные меры стимулирования.

Третьим условием управления качеством образо-вательного процесса в ссузе является создание лич-ностно ориентированной среды повышения профес-сиональной компетентности и комплексный характер ее ресурсного обеспечения. Здесь подразумевается со¬вокупность условий, обеспечивающих эффективное повышение профессиональной компетентности пре-подавателей на основе учета их индивидуальных осо¬бенностей.

Наиболее эффективной моделью повышения про-фессиональной компетентности, по нашему мнению, является двухуровневая модель, которая включает в себя два основных звена: внутритехникумовская си-стема повышения квалификации и повышение квали-фикации с отрывом от основой работы.

К наиболее эффективным внутренним формам по-вышения профессиональной компетентности препо-давателей относятся:

•        самообразование педагогов;

•        взаимопосещение занятий, как рабочих, так и открытых, на которых преподаватели на прак-тике демонстрируют свои педагогические на-ходки, отработанные результативные методиче¬ские приемы работы со студентами;

•        занятия школы педагогического мастерства, на которых преподаватели активно обсуждают от¬крытые уроки, обучаются технологии состав¬ления разноуровневых тестов и проведения те¬стирования студентов, совершенствуют навыки работы с учебно-методическими документами и проведения самоанализа педагогической дея¬тельности;

•        тематические заседания предметных цикловых комиссий;

•        предметные недели цикловых комиссий;

•        тематические заседания педсовета.

Сложившаяся   схема   повышения   квалификации

педагогических работников с отрывом от основной работы предполагает, что каждый педагог один раз в пятьлет проходит обучение на курсах повышения ква¬лификации и стажировку по профилю специальности на предприятии.

В повышении квалификации преподавателей реа-лизуется дифференцированный подход, основанный на результатах диагностики и самодиагностики в вы-явлении профессиональных затруднений педагога с

 

учетом этапа профессионального развития, который осваивается педагогом.

В соответствии с имеющимся уровнем профессио-нальной компетентности преподавателям оказывается консультативная помощь в разработке плана самооб¬разования или программы саморазвития.

Однако следует заметить, что мотивирования и сти¬мулирования профессионального роста педагогов бу¬дет недостаточно, если не организовано ресурсное обе¬спечение образовательной среды — информационное, методическое и материально-техническое.

Информационное обеспечение образовательного процесса включает в себя:

•        нормативные документы, в том числе локаль-ные акты образовательного учреждения;

•        учебную литературу, в том числе учебники для профессиональной школы по соответствующей дисциплине (специальности);

•        научно-методическую литературу, в том числе периодические научно-методические издания;

•        доступ к информационным сетям.

Методическое обеспечение реализуется через си-стему коллективных и индивидуальных форм методи-ческой работы. Оно включает:

•        заседания педагогических, научно-методичес-ких советов;

•        работу экспериментальной площадки, экспери¬ментальных лабораторий, экспериментальных проектов, проблемных микрогрупп;

•        работу школы педагогического мастерства, в рамках которой могут функционировать шко-ла начинающего преподавателя, педагогические мастерские, мастер-классы, методические се¬минары, методические дни педмастерства;

•        работу информационно-методического центра, библиотеки.

Материально-техническое обеспечение охватывает весь учебно-методический комплекс специальностей и дисциплин, включая компьютерную, множительную, аудио- и видеотехнику, учебно-производственные ла-боратории и мастерские, спортивно-оздоровительный комплекс.

Следующим условием совершенствования управле¬ния качеством образовательного процесса в учрежде¬нии СПО является мониторинг преодоления ограни¬чений профессиональной компетентности на основе саморазвития субъектов образовательного процесса.

Мониторинг представляет собой систему сбо¬ра, обработки, хранения и распространения инфор¬мации об образовательной системе или отдельных ее элементах, а также об удовлетворении образова-тельных потребностей населения, родителей, других сфер жизни общества (культуры, науки, производ-ства, общественно-политической жизни). Он связан со всеми функциями управления, ориентирован на его эффективное информационное обеспечение, по-зволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.

Мониторинг преодоления ограничений профессио¬нальной компетентности на основе саморазвития субъ¬ектов образовательного процесса организуется на всех уровнях образовательной деятельности и управления соответствующими специалистами и управленчески-ми структурами.

Организационной основой осуществления проце-дуры мониторинга является программа или монито-ринговое задание, определяющие форму, направле-ния, сроки и порядок проведения мониторинга, ответ-ственных исполнителей.

Мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности в ссузах целесообразно осуществлять в двух формах: постоянный (непре-рывный), который осуществляется непрерывно по¬сле постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации, и периодический — осуществляется периодически в соответствии с программой мони-торинга.

Мониторинг профессионального развития оказы-вает большое влияние на руководителя и педагога. Внешняя информация о сильных и слабых сторонах его деятельности и личности перерастает во внутрен-нюю саморегуляцию.

Анализ накопленного за последние годы в россий-ской средней технической школе опыта, целенаправ-ленная реализация ряда проектов по   современным методам совершенствования управления практически всеми направлениями образовательного процесса ссу-зов, соблюдение вышеперечисленных условий создают, по нашему мнению, основу для перехода большинства российских средних специальных учебных заведений на качественно новый уровень.

Литература

1.        Управление развитием школы: пособие для ру-ководителя образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С.Лазарева. М., 1995.

2.        Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1995.

3.        Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск, 1993.

4.        Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10.

5.        Ряховский А.В. Педагогические условия управ-ленческого содействия в преодолении ограни-чений профессиональной компетентности пре-подавателя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9