Доклады и выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Лебедянский торгово-экономический техникум»
Научно-практическая конференция
«Компетентностный подход в современных образовательных
технологиях»
Доклад
Компетентностный подход в воспитании
Подготовила преподаватель
Алексеева Т.В.
Лебедянь, 2013
Компетентностный подход в воспитании
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у студентов гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у студентов компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.
Авторы стратегии модернизации содержания профессионального образования приводят следующие базовые компетентности:
- Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно.
Социальные компетенции — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими.
Персональные компетенции — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.
Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.
Важное место в реализации воспитывающей функции обучения принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся:
- Когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
- Деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;
- Личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.
Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерактивной форме.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.
Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.
Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.
Существуют следующие методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности подростка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;
— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
— метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
— метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда студент сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;
— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости студента имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
— метод развития интуиции
— метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Существуют следующие методы поддержки развития организаторских способностей:
— метод «творческого выполнения задач»;
— метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
— метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
— метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
Существуют следующие методы поддержки развития коммуникативных способностей:
— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
— метод творческого поиска.
Самостоятельность учащихся в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности и опираться в работе на следующие принципы:
- Принцип гуманизма как признание ценности реального студента с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за ним права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
- Принцип социального закаливания подростков ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
- Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности студента.
- Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения студентов, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".
Литература
• Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27
• Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25
• Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13
• Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29
• Ищенко В. Системно-ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 40-45
• Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68
• Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.
• Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77
• Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43
• Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36
Предварительный просмотр:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Задача совершенствования управления качеством образовательного процесса в учреждениях СПО при-обрела актуальный характер, стала ключевой в плане успешного решения практически всех существующих образовательных проблем.
Проведенное нами исследование свидетельствует, что в настоящее время все большее число руководителей ссузов (более 70% от числа опрошенных) задумы¬вается об эффективности своей работы, об изменении системы управления качеством образовательного процесса. Для этого существует множество объективных причин: возникновение рынка образовательных услуг; обострение конкуренции; меняющиеся потребности рынка труда; глобализация и интернационализация рынка среднего профессионального образования; вы¬ход на этот рынок иностранных поставщиков образовательных услуге отлаженным качеством управления; предложение новых форм и технологий управления качеством образовательного процесса в условиях по¬вышения его эффективности.
При этом директора ссузов четко осознают, что в конкурентной борьбе выигрывают учебные заведения, ориентирующиеся на потребителя и предлагающие современное качественное техническое образование, которое можно обеспечить только с помощью отла¬женной модели управления, способствующей удовлет¬ворению требований внутренних и внешних потреби¬телей: абитуриентов, студентов, родителей, руковод¬ства и сотрудников, государства в целом. В докладе министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко на расширенной коллегии Минобрнауки «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере обра-зования» (11.10.2005 г.) подчеркнута важность наличия у образовательных учреждений стратегической про¬граммы развития.
Под совершенствованием управления качеством образовательного процесса мы понимаем иннова-ционную деятельность руководящего и преподава-тельского состава, сотрудников и студентов ссузов. ориентированную на потребности государства, об-щества, граждан и работодателей, направленную на достижение нового качества профессиональной под-готовки технических специалистов в соответствии с мировыми тенденциями реформирования профес-сионального образования, а также актуальными и перспективными запросами современной образова-тельной политики.
По нашему мнению, наиболее значимыми, суще-ственно влияющими на эффективность управления качеством образовательного процесса являются сле-дующие педагогические условия:
• обновление и корректировка организационных, содержательных и методических составляющих управления качеством образовательного процесса в ссузе;
• повышение мотивации педагогических работ-ников на основе стимулирования самообразовательной деятельности;
• создание личностно ориентированной среды в учебном заведении и комплексный характер ее ресурсного обеспечения;
• мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности на основе самооб-разования субъектов образовательного процесса.
Модернизация управления качеством образова-тельного процесса является основной обязанностью директора и других должностных лиц ссузов. Как пока¬зало проведенное исследование, многие руководители учреждений СПО в целом это понимают, однако при¬держиваются оперативного текущего и повседневного управления, занимающего около 80% времени, уделяя недостаточно внимания стратегическим и организа¬ционным направлениям (около 20% времени). Можно сказать, что руководящий и преподавательский состав вместо стабильной и творческой работы часто пре¬бывает в состояниях аврала, застоя, тушения пожара, текучки и т.п. Стратегическое (перспективное) управ¬ление, по результатам проведенного исследования, предусматривает необходимость отводить примерно 20% рабочего времени на текущее управление, а 80% — на решение плановых и перспективных образователь¬ных задач. В этом случае руководящий и преподава¬тельский состав успешно решает профессиональные задачи, умеет работать творчески и самостоятельно, не прибегая к постоянным совещаниям, планеркам и со¬гласованиям.
Второе условие — повышение мотивации руково-дителя и преподавателей на основе стимулирования самообразовательной деятельности. В соответствии с теоретическими предпосылками можно сделать вы-вод, что решающим условием становления и развития профессионально-педагогической компетентности ру¬ководителя и преподавателей ссузов является мотива¬ция-стремление утвердитьсебя в социуме. Мотивация связана с чувством собственного достоинства, често¬любием, самолюбием. Мотив побуждает к регуляции своего поведения, самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса и, соот¬ветственно, к стимулированию самообразовательной деятельности. Под мотивацией профессионального саморазвития специалиста понимается совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс профессионального саморазвития.
Профессиональное саморазвитие — сознательный, целенаправленный процесс повышения педагогом уровня своей профессиональной компетентности в со¬ответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогического труда и личной программы саморазвития.
Повышение мотивации на основе стимулирования самообразовательной деятельности, по нашему мне-нию, предполагает:
• изучение руководителями и преподавателями нормативных требований;
• изучение государственных образовательных стандартов;
• диагностику профессиональных затруднений;
• разработку единых требований по квалифика-ционным категориям;
• рейтинговую оценку образовательной деятель-ности руководителя и преподавательского со-става;
• индивидуально-дифференцированные меры стимулирования.
Третьим условием управления качеством образо-вательного процесса в ссузе является создание лич-ностно ориентированной среды повышения профес-сиональной компетентности и комплексный характер ее ресурсного обеспечения. Здесь подразумевается со¬вокупность условий, обеспечивающих эффективное повышение профессиональной компетентности пре-подавателей на основе учета их индивидуальных осо¬бенностей.
Наиболее эффективной моделью повышения про-фессиональной компетентности, по нашему мнению, является двухуровневая модель, которая включает в себя два основных звена: внутритехникумовская си-стема повышения квалификации и повышение квали-фикации с отрывом от основой работы.
К наиболее эффективным внутренним формам по-вышения профессиональной компетентности препо-давателей относятся:
• самообразование педагогов;
• взаимопосещение занятий, как рабочих, так и открытых, на которых преподаватели на прак-тике демонстрируют свои педагогические на-ходки, отработанные результативные методиче¬ские приемы работы со студентами;
• занятия школы педагогического мастерства, на которых преподаватели активно обсуждают от¬крытые уроки, обучаются технологии состав¬ления разноуровневых тестов и проведения те¬стирования студентов, совершенствуют навыки работы с учебно-методическими документами и проведения самоанализа педагогической дея¬тельности;
• тематические заседания предметных цикловых комиссий;
• предметные недели цикловых комиссий;
• тематические заседания педсовета.
Сложившаяся схема повышения квалификации
педагогических работников с отрывом от основной работы предполагает, что каждый педагог один раз в пятьлет проходит обучение на курсах повышения ква¬лификации и стажировку по профилю специальности на предприятии.
В повышении квалификации преподавателей реа-лизуется дифференцированный подход, основанный на результатах диагностики и самодиагностики в вы-явлении профессиональных затруднений педагога с
учетом этапа профессионального развития, который осваивается педагогом.
В соответствии с имеющимся уровнем профессио-нальной компетентности преподавателям оказывается консультативная помощь в разработке плана самооб¬разования или программы саморазвития.
Однако следует заметить, что мотивирования и сти¬мулирования профессионального роста педагогов бу¬дет недостаточно, если не организовано ресурсное обе¬спечение образовательной среды — информационное, методическое и материально-техническое.
Информационное обеспечение образовательного процесса включает в себя:
• нормативные документы, в том числе локаль-ные акты образовательного учреждения;
• учебную литературу, в том числе учебники для профессиональной школы по соответствующей дисциплине (специальности);
• научно-методическую литературу, в том числе периодические научно-методические издания;
• доступ к информационным сетям.
Методическое обеспечение реализуется через си-стему коллективных и индивидуальных форм методи-ческой работы. Оно включает:
• заседания педагогических, научно-методичес-ких советов;
• работу экспериментальной площадки, экспери¬ментальных лабораторий, экспериментальных проектов, проблемных микрогрупп;
• работу школы педагогического мастерства, в рамках которой могут функционировать шко-ла начинающего преподавателя, педагогические мастерские, мастер-классы, методические се¬минары, методические дни педмастерства;
• работу информационно-методического центра, библиотеки.
Материально-техническое обеспечение охватывает весь учебно-методический комплекс специальностей и дисциплин, включая компьютерную, множительную, аудио- и видеотехнику, учебно-производственные ла-боратории и мастерские, спортивно-оздоровительный комплекс.
Следующим условием совершенствования управле¬ния качеством образовательного процесса в учрежде¬нии СПО является мониторинг преодоления ограни¬чений профессиональной компетентности на основе саморазвития субъектов образовательного процесса.
Мониторинг представляет собой систему сбо¬ра, обработки, хранения и распространения инфор¬мации об образовательной системе или отдельных ее элементах, а также об удовлетворении образова-тельных потребностей населения, родителей, других сфер жизни общества (культуры, науки, производ-ства, общественно-политической жизни). Он связан со всеми функциями управления, ориентирован на его эффективное информационное обеспечение, по-зволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.
Мониторинг преодоления ограничений профессио¬нальной компетентности на основе саморазвития субъ¬ектов образовательного процесса организуется на всех уровнях образовательной деятельности и управления соответствующими специалистами и управленчески-ми структурами.
Организационной основой осуществления проце-дуры мониторинга является программа или монито-ринговое задание, определяющие форму, направле-ния, сроки и порядок проведения мониторинга, ответ-ственных исполнителей.
Мониторинг преодоления ограничений профес-сиональной компетентности в ссузах целесообразно осуществлять в двух формах: постоянный (непре-рывный), который осуществляется непрерывно по¬сле постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации, и периодический — осуществляется периодически в соответствии с программой мони-торинга.
Мониторинг профессионального развития оказы-вает большое влияние на руководителя и педагога. Внешняя информация о сильных и слабых сторонах его деятельности и личности перерастает во внутрен-нюю саморегуляцию.
Анализ накопленного за последние годы в россий-ской средней технической школе опыта, целенаправ-ленная реализация ряда проектов по современным методам совершенствования управления практически всеми направлениями образовательного процесса ссу-зов, соблюдение вышеперечисленных условий создают, по нашему мнению, основу для перехода большинства российских средних специальных учебных заведений на качественно новый уровень.
Литература
1. Управление развитием школы: пособие для ру-ководителя образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С.Лазарева. М., 1995.
2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1995.
3. Сериков Г.Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск, 1993.
4. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10.
5. Ряховский А.В. Педагогические условия управ-ленческого содействия в преодолении ограни-чений профессиональной компетентности пре-подавателя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 9