Проектирование учебного процесса
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Перед современной школой, каждым учителем стоит проблема повышения качества обучения. Резервы повышения качества образования – в его слагаемых: целях, условиях, организации образовательного процесса, конечных результатах.
Успех этой работы будет зависеть от того, насколько каждый педагог овладеет необходимыми умениями для:
· планирования и организации обучения;
· создания системы контроля и оценки уровня сформированности знаний, общих учебных умений и навыков, способов деятельности.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.
Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования:
-технология проблемного обучения,
- технология проектного обучения,
-информационные и коммуникационные технологии.
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования учебного процесса. Без понимания важности данного этапа педагогической деятельности вряд ли можно совершенствовать содержание и технологии обучения и достичь качества знаний, соответствующих требованиям государственного стандарта.
При разработке перспективного планирования педагогу необходимо учитывать следующее:
· Чёткая формулировка целей изучения учебного материала;
· Выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;
· Выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
· Обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;
· Подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Это:
· уроки рефлексии;
· уроки общеметодологической направленности;
· уроки развивающего контроля.
В обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль.