В помощь классному руководителю

Борисова Людмила Владимировна

Учитель - главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель - профессионал не "ходит на работу", не "отбывает"учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый деньв школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКА В ШКОЛЕ

 Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. В начале урока учебные и школьные принадлежности должны лежать на краю стола.

 Учащиеся входят в класс по звонку на урок.

 Начало урока – это приветствие учителя и учеников. Улыбка, поклон создают положительный эмоциональный настрой.

 Если учащийся опоздал на урок по уважительной причине, ему следует постучаться, извиниться, изложить по просьбе учителя причину опоздания; молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу.

 Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием. В случае невыполнения задания он сообщает об этом учителю до начала урока, что позволяет ему не получать неудовлетворительную оценку. Необходимо помнить, что злоупотреблять этим нельзя!

 Ученик активно участвует в уроке, следит за его ходом, отвечает на вопросы, предложенные учителем. Свою готовность к ответу демонстрирует поднятием руки.

 Во время урока реплики с места, нерабочий шум и различные нарушения дисциплины, которые мешают деловой работе класса, не допускаются.

 При выполнении письменных работ (контрольных, самостоятельных, проверочных и т. п.) ученик следует требованиям учителя: пишет в нужной тетради, оформляет задание в соответствии с указаниями, сдает работу вовремя.

 Во время проведения практических, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов, а также на уроках физкультуры, информатики, декоративного и прикладного искусства следует соблюдать правила техники безопасности.

 Домашнее задание необходимо записывать в дневник или в рабочую тетрадь. Нельзя уйти с урока, не выяснив, что задано на дом!

 Урок заканчивается с разрешения учителя. Ученики выходят из класса, оставив рабочее место аккуратным.

 Во время перемены учащиеся отдыхают от урока, не кричат. Во избежание травм не разрешается бегать по лестницам и коридорам, толкаться.

 В течение всего урока, до и после школьник демонстрирует образец воспитанности, корректного, доброжелательного, уважительного отношения к учителю и товарищам по классу.

Выполнение данных правил приближает ученика к получению качественного образования и сохраняет здоровье.



Предварительный просмотр:

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Я предлагаем вам памятку по ведению дневника как основного школьного документа ваших детей. Данные указания разработаны учителями начальной школы на основе опыта работы и ссылок авторов на страницах дневника.

1. Дневник является обязательным школьным документом ученика. В некоторых дневниках на первой странице записаны общие требования к учащимся школ Российской Федерации, а также правила поведения учащихся.

2. В начале каждого учебного года ученик заполняет лицевую сторону обложки. В соответствующих графах дневника записываются названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Если в дневнике есть соответствующая страница, то в нее вписываются сведения о родителях ученика, домашний адрес, телефон. В некоторых дневниках необходимо записать данные о здоровье школьника, группе крови, резус-факторе и пр.

3. Ученик ежедневно записывает домашние задания в графы того дня, на который они заданы. В период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий.

4. Учащийся должен предъявлять дневник по требованию учителей и классного руководителя.

6. Учителя, выставляя оценку за ответ ученика, вписывают ее в классный журнал и дневник одновременно, после чего заверяют записи своей подписью. Кроме того, для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница в конце дневника, Здесь чаще всего записывается информация для родителей, касающаяся учебной деятельности и внеклассных мероприятий.

Классный руководитель постоянно следит за правильностью и аккуратностью ведения дневника каждым учеником. В конце каждой недели он просматривает дневники учащихся, проверяет наличие в дневнике всех оценок, полученных учащимся в течение недели. В дневнике может быть отмечено количество пропущенных уроков и опозданий за истекшую неделю. Отдельные классные руководители могут еженедельно выставлять оценки за прилежание, внешний вид ученика, дежурство, культуру поведения и общения, а также за ведение дневника. Итоговые сведения об успеваемости, поведении и прилежании учащихся могут быть выставлены учителем в конце дневника либо в прилагаемой ведомости.

7. Родители систематически просматривают дневник, полученные учеником оценки, а также все записи о предстоящих внеклассных и внешкольных мероприятиях. Особое внимание обращается на замечания и рекомендации учителей и классного руководителя. Родители должны подписывать дневник еженедельно.

8. Точное и аккуратное ведение дневника может быть достигнуто только при тщательном, пунктуальном и систематическом выполнении перечисленных рекомендаций как учащимися и родителями, так и учителями и классным руководителем. Особая ответственность в этом важном деле лежит на классном руководителе.

9. Администрация школы осуществляет систематический контроль за состоянием ведения дневников учащихся. Необходимые рекомендации и замечания могут быть записаны на соответствующей странице в конце дневника.



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
*

Л. Н. Толстой, великий русский писатель и педагог, однажды сделал запись в своем дневнике, находясь в возрасте 80 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Есть еще одно изречение из копилки народной педагогики: «Воспитывай дитя, когда оно поперек лавки лежит, вдоль лавки ляжет – опоздаешь». В раннем возрасте закладывают все физиологические системы детского организма, общее психическое состояние ребенка.

Главной возрастной особенностью ребенка дошкольного и младшего школьного возраста является неиссякаемая энергия в открытии окружающего мира. Возраст почемучек. Возраст первооткрывателя. Но многие родители задают вопрос: «С чего начать?» Ему нужно помочь освоиться в этом мире.

Очень важно научить ребенка знаниям.

О  с е б е   с а м о м.

Я – ребенок, мальчик или девочка.

Я – уже большой, я должен.

Обязанность родителей с раннего возраста научить ребенка ухаживать за собой.

Второй важной особенностью младшего школьника является умение ребенка жить в коллективе. Дети, которые посещали детские учреждения, приучены к этому. А вот дети домашние испытывают трудности в общении. С раннего детства нужно приучить ребенка к тому, чтобы он понимал, что не все, чего ему хочется, может быть мгновенно выполнено. Нравственный облик ребенка, его настроение в очень большой мере зависят от того, насколько он легко отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того времени, когда можно будет желаемое осуществить.

 Категорически неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребенка, балуя его, делают для него все так, что он уже в возрасте трех лет уверен, что все должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, впадает в истерику, приходит в отчаяние.

 Очень важно в младшем школьном возрасте добиться от ребенка послушания, выполнения требования родителей. Если этого нет, то в школе такой ученик не станет выполнять требований педагогов. Необходимо, чтобы у взрослых слово с делом не расходилось.

 Очень важно в младшем школьном возрасте поощрять, закреплять выполнение определенных правил поведения: благодарить после еды, за полученную вещь; здороваться и прощаться, говорить «спокойной ночи».

 Не забывайте напоминать младшему школьнику об отношениях к взрослым. Оно должно быть уважительное, заботливое и приветливое.

Некоторые дети, приходящие в школу впервые, не признают рамок, границ, через которые нельзя переступать в общении со взрослыми.

Огромное значение в подготовке ребенка к школьной жизни имеет усидчивость. Это качество необходимо терпеливо в нем воспитывать. Сначала это может быть игра, а потом и занятия чем-либо интересным, увлекательным.

Для воспитания в ребенке умения сосредоточиться, слушать и слышать нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребенка игрушки. Вредно чрезмерное обилие игрушек, оно снижает интерес к ним. Пусть игрушек в доме будет мало, но они будут умные. Практика показывает, лучше всего иметь два-три набора конструкторов, кубиков с цифрами и буквами. Играя с конструктором, ребенок развивает мелкие мышцы рук, пальцы становятся ловкими, гибкими, развивается мыслительная деятельность и т. д.

В доме непременно должны быть книжки. Читая детям, вы тренируете их память, развиваете речь, воображение и т. д.

Исключите длительное сидение у телевизора, громкую музыку и агрессивные игрушки (пистолеты, арбалеты, петарды).

 Постарайтесь воспитывать в ребенке чувство стыда. Пусть ему будет стыдно за грубость, хулиганство.

 Подготовка ребенка к школе – не только покупка ранца и выбор одежды. Ребенок должен психологически быть подготовлен
к новым условиям существования, к принципиально новой жизни, которая резко отличается по своим требованиям от домашнего пребывания.

 Дошкольный возраст – это возраст, открытый для впитывания знаний об окружающем мире. Но это возраст, когда впитывается не только хорошее, нужное, но опасное и дурное. Процесс усвоения полезных знаний идет с трудом, требует усилий, напряжения, а ненужное усваивается без особых усилий и труда.

Именно в этом возрасте подхватываются на лету не лучшие выражения, копируются глупые и опасные поступки взрослых или старших.

Порой, не умея четко выговаривать слова на уроке, ребенок без труда чеканит скверные слова, обидные прозвища, оскорбительные и грязные жесты.

Постарайтесь, чтобы вашего ребенка окружали интересные люди, доброжелательная атмосфера, чтобы в его присутствии звучала грамотная речь и совершались хорошие поступки.



Предварительный просмотр:

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой: он божий.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.

8. Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве, – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой*.



Предварительный просмотр:

К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ СВОЙ ПОДХОД*

Нередко можно услышать такие сетования: «И в кого только этот ребенок? Вот дочка совсем другая. А, ведь, кажется, живут в одних условиях, у одних родителей, и отношение к ним одинаковое…»

Одинаковое отношение!

Вот в этом-то чаще всего и кроется главный секрет подобной родительской беды.

Почему?

«Как  и  взрослый человек, каждый ребенок – своеобразная личность», – утверждают психологи. Под психологическим складом личности они разумеют неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов.

Встречал ли каждый из нас в течение своей жизни человека с совершенно таким же лицом, как свое? Даже у близнецов, похожих как две капли воды, есть расхождения: в овале лица, форме губ, бровей, носа, глаз. И по характеру близнецы во многом разные.

Личность – это не только характер, но и особенности ума, склонности, темперамент и даже внешность. Ибо какой-то недостаток в ней, например очень маленький рост, чрезмерная полнота или худоба или, наоборот, броская красота тоже оказывают определенное влияние на характер. Некоторые черты внешности делают обидчивым, мнительным, замкнутым, другие могут вызвать зазнайство, высокомерие, чванливость.

Согласимся с известным педагогом Янушем Корчаком, который в своей книге «Как любить детей» утверждал, что красивого ребенка надо воспитывать иначе, чем некрасивого».

«Красота, грация, внешность, приятный голос – капитал, переданные тобой ребенку, – говорит он родителям, – как ум и как здоровье, он облегчает жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред… И тем более требует зоркой мысли»**.

1500 свойств личности называет словарь русского языка, и, что особенно важно, каждый человек обладает ими в особом сочетании.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. И в семье – сколько детей, столько и личностей. Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одна и та же обстановка, одни и те же разговоры, одни и те же приемы воспитательного воздействия накладывают на них разный отпечаток.

Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.

Ведут себя сын или дочь, с точки зрения взрослых, хорошо: не провинились ни в школе, ни дома, совершили что-то приятное – им дают деньги на кино, покупают обновку. Сделали что-то не так, получили неважные отметки, жалуются на них окружающие – их подолгу ругают, чего-то лишают, что-то не дают, а кое-где по старинке берутся и за ремень.

Между тем один и тот же хороший поступок, так же как и плохой, может быть вызван разными мотивами – причинами, связанными именно с особенностями личности ребенка.

Два сына получили двойки за контрольную работу по математике. Но один много занимался математикой: она ему трудно дается. Другой, наоборот, способный, однако ленится учиться. Равноценны ли эти двойки? Справедливо ли в подобных случаях родительское негодование выражать в одной форме?

Две подруги отказались от общественного поручения, которое им давал руководитель кружка. В клубной стенгазете появилась заметка, резко осуждающая ту и другую. Об этом узнал отец одной из девочек. Он пошел к руководителю кружка, чтобы помочь ему понять и исправить свою ошибку.

«Моя дочь, – сказал он, – отказалась от вашего поручения, потому что любит работу «на виду», которую все заметят, за которую хвалят, она тщеславная, и я делаю большие усилия, чтобы вести борьбу с этим. Ваша заметка ударила по ее самолюбию – и ей это на пользу. Но вот ее подружка отказалась от вашего поручения совсем по другой причине: от робости ей, как всегда, показалось, что она не справится с поручением, что оно ей не по силам. Не подорвет ли ваша заметка у нее еще больше веру в свои силы?»

Оказалось, что руководитель – новый работник и членов своего кружка еще хорошо не знал.

Такие промахи, когда совершенно противоположным качествам характера (в данном случае стремлению «выделяться» в коллективе, зазнайству, высокомерию и неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости) дается одинаковая оценка, всегда имеют печальные последствия. Робкий человек может еще больше замкнуться в себе.

Неуверенность, робость – чаще всего проявление темперамента человека. Темперамент может определять и другие свойства личности. Поэтому при индивидуальном подходе он требует особого внимания.

Темперамент – это характерная для того или иного человека совокупность психических свойств, которая проявляется в быстроте возникновения чувств, в их силе, а также в особенностях деятельности.

Есть дети, которые на все реагируют мгновенно возникающими и очень сильными чувствами. Это проявляется в выразительной мимике, взволнованной речи, в резких, порывистых движениях, жестах. У таких ребят ярко выражен темперамент холерика. У людей с темпераментом сангвиника тоже яркая мимика, порывистые движения, быстро возникающие чувства, но они слабы по силе и потому скоро исчезают.

Наоборот, у флегматиков чувства возникают медленно, и они тоже слабы. Поэтому флегматики неторопливы, спокойны, их трудно, как говорят, «растормошить».

Темперамент меланхолика характеризуется хотя и медленно возникающими, но сильными чувствами. У меланхолика чувства на лице не прочтешь, в движениях не уловишь, но его переживания «в себе глубоки и длительны».

Темперамент зависит от типа нервной системы, которую характеризуют три основные признака.

Во-первых, сила, с которой протекают нервные процессы: возбуждение и торможение. Сильный тип нервной системы у сангвиников, холериков, флегматиков, поэтому они могут выносить сильные раздражения, решать трудные задачи в жизни.

Во-вторых, степень равновесия между возбуждением и торможением. У холерика, например, процесс торможения слабее возбуждения. У сангвиника и флегматика оба процесса протекают с одинаковой силой.

В-третьих, подвижность возбуждения и торможения, то есть способность быстро переходить из одного состояния в другое – переключаемость.

Психологов часто спрашивают: какой из четырех типов темперамента самый лучший? На этот вопрос нет ответа. Просто каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании.

Конечно, редко встретишь человека с ярко выраженным темпераментом только одного типа: чаще всего черты одного темперамента в какой-то мере сочетаются с чертами другого.

У младших школьников, безусловно, труднее, чем у взрослых, определить, какие именно черты какого темперамента проявляются в большей степени. В период детства жизнерадостность, подвижность, неумение сдерживать бурные чувства свойственны почти всем детям. Однако и в этом возрасте дети по-разному выражают радость, связанную с приятными, счастливыми событиями, или огорчение, печаль, досаду, вызванные какими-то неприятностями.

Один ребенок, например, получив подарок, проявляет свой восторг очень бурно: закружится, запрыгает, «задушит» поцелуями, а потом, повозившись часок с купленной игрушкой, бросает ее. Другой же – только разрумянится от волнения, поблагодарит улыбкой, но зато долгое время будет с увлечением заниматься новой игрой.

И, конечно, дети, у которых преобладают черты темперамента холерика или сангвиника, не только к новой игрушке, но и ко всему, что происходит вокруг, в школе, в семье, относятся несколько иначе, чем ребята, у которых преобладают черты меланхолика или флегматика.

Родители, у которых тихие дети, обычно завидуют: с ними меньше хлопот, волнений, они послушнее. Однако послушание послушанию рознь. Если в нем проявляются осознанные требования к своему поведению – это хорошо. Но если послушание является следствием внутреннего безволия и жизненной немощи, что бывают у детей с ярко выраженным флегматическим темпераментом, – это уже плохо.

Из таких детей, если не обращать внимания на развитие волевых качеств, могут вырасти люди, которые не будут хозяевами своей судьбы, которые не смогут осуществить все возможности своей личности, а следовательно, быть вполне счастливыми. Так вот, раз черты темперамента накладывают своеобразный отпечаток на поведение детей, значит и мы, взрослые, должны учитывать это.

Из каких же педагогических соображений следует исходить взрослым?

Прежде всего необходимо знать, что темперамент изменить нельзя. Да это и не нужно. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом. Это значит, с одной стороны, отталкиваясь от тех ценных черт, которые есть в каждом темпераменте, помогать ребенку на этой базе вырабатывать соответствующие положительные качества личности. С другой стороны, стремиться реагировать на поведение сына или дочери так, чтобы, насколько возможно, «приглушить», избежать проявление того отрицательного, что тоже есть в каждом темпераменте.

Ребенок подвижный, горячий в своих чувствах – увлекающаяся натура, в которой жизнь бьет ключом, имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный «человек с огоньком». Однако взрослым необходимо строго следить за тем, чтобы сын или дочь брались за такое количество дел, с которым в силах справиться, и чтобы каждая работа была сделана не наспех, доведена до конца. Там, где на это мало обращают внимания, начинают проявляться неприятные черты сангвинического темперамента: ребенок растет легкомысленным, суетливым, несерьезным, поверхностным человеком и в работе, и в отношении к окружающим, и в своих чувствах.

Так как ребята с признаками сангвинического, а также холерического темперамента очень возбудимы, то они обычно вспыльчивы, крикливы, дерзки. Конечно, взрослых это возмущает, и они часто сами начинают кричать, раздражаться, вместо того чтобы заставить себя ответить сдержанно на «пылкое» поведение сына или дочери и тем самым переключить процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не быть добавочным раздражителем.

Зато родителям мальчиков и девочек слишком неторопливых, вялых, то есть с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится возбуждать своих детей.

Каким образом? Увлекать подвижными играми, дружить с резвыми ребятами, давать побольше заданий, требующих разносторонности, умения «быстро поворачиваться» и почаще подстегивать словами-приказаниями: «Побыстрей!», «Живей!», «Повеселей!». Таким ребятам полезно почаще напоминать о времени: «На эту работу даю тебе час!», «В твоем распоряжении осталось 20 минут».

Замкнутые, застенчивые, очень обидчивые ребята, которые, страстно увлекаясь чем-то могут забыть обо всем остальном, тоже требуют особого подхода. На поведении этих детей сказываются черты меланхолического темперамента.

Другой пример. Ученик четвертого класса любит читать, что читает даже на уроках. У него и друзей нет. Все свободное время проводит с книгой.

При таких очень сильных увлечениях ценное само по себе качество личности – глубина и устойчивость чувств – приобретает нежелательный, однобокий характер. Чтобы переключить чувства, интересы таких ребят на что-то другое, взрослым приходится приложить немало усилий. Приобщая их к деятельной жизни школьного коллектива, семьи, не давая углубляться только в себя, мешая жить особняком, взрослые помогают детям постепенно подчинять себя и этот темперамент.

Психологический облик школьника определяют не только черты темперамента, но и черты характера.

Однако если темперамент человека получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить под влиянием окружающей среды, под воздействием воспитания. Темперамент, как мы уже говорили, может быть очень благоприятной почвой для формирования одних черт характера и затруднять (если человек не умеет им управлять) развитие других качеств.

Примета, признак, особенность – так переводится греческое слово «характер» на русский язык. В младшем школьном возрасте характер еще только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза учителям, родителям, учащимся.

Трудолюбие и лень, активность и равнодушие к общественным делам, доброта и жадность, правдивость, честность и ложь, неискренность, зазнайство, черствость, отзывчивость, хвастливость, скромность, бесчисленное множество других черт и оттенков характера определяют поведение человека, его отношение к труду, к другим людям, к коллективу, к самому себе. Поэтому правильная действенная воспитательная реакция на то или иное поведение ребят обязательно требует учета тех особенностей характера, которые его вызвали.

Один мальчик часто лжет, потому что боится наказания. Его на ложь толкает трусость. Другой говорит неправду потому, что не хочет расстраивать мать: у нее больное сердце, его ложь вызвана любовью к матери, волнением за нее.

Безусловно, ложь требует осуждения во всех случаях. Однако формы этого осуждения должны быть различны, так же как различны причины, вызывающие ее.

В индивидуальном подходе нуждаются дети и в зависимости от возраста.

Каждый возраст, начиная с колыбельного, – особая ступень, требующая на определенном этапе перемены в отношении взрослого к ребенку.

Таким образом, и возраст, и темперамент, и черты характера – все это непременно должны иметь в виду взрослые, строя взаимоотношения с детьми. Отношения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, помогают формировать у него лучшие качества личности.

Надо хорошо знать своего ребенка, правильно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он поведет себя. Это позволит определять, какой прием воспитания и в какой ситуации окажет на него желаемое воздействие. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, ибо в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно. Родители, которые используют это преимущество, совершают меньше ошибок в воспитании своих детей.



Предварительный просмотр:

Разработка  внеклассного мероприятия.

Тема:  «  Курить или не курить?» 4 класс

Цель:

  1. Дать представление о вредном влиянии курения на организм человека.
  2. Формировать привычку здорового образа жизни.
  3. Ознакомив школьников с влиянием вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к курению.  

Образовательная: повысить уровень знаний учащихся по этой теме.

                                                           

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель: сегодня мы продолжим вести разговор о нашем здоровье. Тему занятия вы попробуете определить, просмотрев сказку С. Михалкова: «как медведь трубку нашёл» (кукольный театр).

Как медведь трубку нашёл

Автор: Потерял лесник в лесу свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить.
Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается - разомнется, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать - мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется.
И все бы ничего, да стал Миша прихварывать.
Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.

Лиса (удивленным голосом)


Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?

Медведь (нездоровым голосом)
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса (добрым голосом)


Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!

Медведь


Вот недельку обожду,
Станет хуже, так пойду!

Автор: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом, Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленным голосом)


Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока -
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?

Медведь (грустным голосом)
Да. Хвораю.

Волк
Что с тобою?

Медведь (нездоровым голосом)


Сам не знаю...
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю!

Волк (добрым голосом)


Пропадешь,
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\CIMG0478.JPG



Медведь


Завтра я к нему пойду!

Волк


А найдешь его?

Медведь


Найду!

Автор: Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.

Медведь (жалобным голосом)


Дятел, Дятел! Старый друг!
Ты спустись на нижний сук!

Дятел (веселым голосом)


Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?

Медведь (нездоровым голосом)

Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего-то я не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь...

Дятел


Верно, куришь, коль не пьешь?

Медведь


Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел (строгим голосом)


Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!..
Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с... Мне все как будто ясно...

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\CIMG0483.JPG



Медведь (испуганным голосом)


Не смертельно? Не опасно?

Дятел (строгим голосом)


Накопилась в легких копоть -
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!

Медведь (жалким голосом)


Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!..

Дятел (строгим голосом)


Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!

Автор: 

Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему прощание Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

День не курит. Два не курит. На третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал – насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой – закурил. Только начал дым кольцами пускать, вдруг слышит: за оврагом Дятел сосну выстукивает: "Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!" Тут опять вспомнил Медведь, что ему Дятел  на прощанье сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего.

День не курит. Два не курит. Три не курит. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал, искал – насилу нашел. Вылез из оврага весь в колючках и репьях, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил – закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости?

Все лето всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил.

Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами и собачонку с собою взял. Едет лесник по дороге, а его Заливай по лесу бегает: заячьи следы разбирает. Вдруг слышит лесник, Заливай голос подает: "Тяв-тяв! Тяв-тяв!". Не иначе нашел кого-то! Остановил лесник лошадь, вылез из саней, встал на лыжи и пошел прямо на Заливайкин лай. Продрался сквозь чашу, выбрался на поляну, видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами вывороченная, а у самого корневища снежный бугор – медвежья берлога. А Заливай на него лает-заливается "Тяв-тяв! Тяв-тяв!".

Удивился лесник: из медвежьей берлоги  дым валит!

Поднял лесник Медведя в берлоге, а Медведь от курения так ослаб, что его и вязать не надо, -голыми руками бери! Стоит бедняга против лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками, а в зубах трубка!

Узнал лесник свою трубку, вынул ее у Медведя из пасти, заглянул в берлогу – еще кисет с зажигалкой нашел! Вот уж не ждал, не гадал!

Спрятал лесник находку в карман тулупа. Медведя на сани взвалил и поехал домой. Увидала  лесничиха, что муж из леса приехал, выбежала на крыльцо.

Л е с н и ч е х а (с любопытством)

Что привез из леса, Федя?

Л е с н и к

Посмотри! Привез медведя!

Л е с н и ч е х а (смотрит)

Настоящий?!

Л е с н и к

Настоящий!

Да к тому ж еще курящий!

Л е с н и ч е х а (испуганно)

Что ж теперь нам делать с ним?

Л е с н и к (спокойно)

Как что делать? продадим!

И отвез лесник Медведя в город.

В нашем цирке есть Медведь

Приходите посмотреть.

Если кто проходит мимо

С папиросою во рту

Или с трубкой – запах дыма

Мишка чует за версту

И, топчась на задних лапах,

Начинает вдруг реветь,

Потому что этот запах

Не выносит наш Медведь!

    После инсценировки  сказки, начинается беседа о причинах, побуждающих  людей к курению.       

          Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к чему пристрастился медведь, после того, как нашёл  трубку       лесника.

           Дети: к курению.

           Учитель: А как изменилось здоровье медведя после того, как он начал курить?

           Дети: кашлять стал, похудел, пропал аппетит.

         Учитель: Правильно. Значит, мы можем сказать, как называется эта привычка медведя: хорошая, вредная.

           Дети: Вредная.

           Учитель: Правильно. Вредная привычка – что это за привычка?

           Дети: Вредная привычка  плохо влияет на организм человека.

        Учитель: Так о чём же мы с вами сегодня поговорим?

                         (курить или не курить?) слайд 2

Учитель: Верно, в конце занятия мы должны будем ответить на этот вопрос:         «Курить или не курить?»

Учитель: Занятие будет необычное. Урок-интервью. Представьте, что вы на пресс-конференции. В зале присутствуют корреспонденты, телеведущая программы «Здоровье», фотокорреспондент, а среди них вы. Сегодня вы участники конференции.

-Представили?

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\CIMG0469.JPG

-Здравствуйте! Перед вами доктор медицинских наук. Я занимаюсь проблемой курения уже несколько лет.

Со мной пришёл мой коллега – кандидат в доктора, чтобы поделиться своими открытиями в этой области.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\CIMG0453.JPG

 Дмитрий написал «кандидатскую работу» на тему «  Курить – здоровью вредить!» и успешно защитил её на заседании научного общества.              

- Прошу вас задавать вопросы, интересующие по нашей теме, а мы постараемся ответить на них или разобраться все вместе.

(Дети начинают по порядку задавать вопросы, которые раздал им учитель.)

Работа по новой теме.

1-й ученик. Будьте добры ответить. Что входит в состав сигарет?

Дмитрий. Думаю, на этот вопрос смогу ответить я. Внутри сигареты набиты табаком. А что такое табак?  (Предположения детей.) слайд 3.

Табак-это род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства паслёновых. Выращивают табак в тёплых странах, листья его высушивают, измельчают и заполняют им сигареты.

2-й ученик. Скажите, пожалуйста. Откуда появился табак и привычка курить?

Учитель. На этот вопрос ответит мой помощник Дмитрий. Сообщение.

( Табак родом из Америки. В Европу табак привёз Колумб. Очень скоро стало понятно, что это «открытие» Колумба таит огромную опасность для человека. Царские указы начала 17 века запрещали ввоз табака в Россию, но он всё же проник за его пределы. И тогда стали применять разнообразные наказания для борьбы с курением. Например, при царе Михаиле Фёдоровиче замеченных в курении в первый раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во второй- отрезанием носа или ушей; курить было запрещено под страхом смертной казни. Но в этой борьбе табак всё же оказался победителем. Врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Причину тяги к курению учёные смогли найти только в середине 20 века. Они установили, что главный компонент табачного дыма - никотин, легко проникая в кровь, создаёт быстрое возбуждение и столь же быстрое привыкание.

3-й ученик. Я бы хотел более подробно узнать, что такое никотин?

Учитель. Я отвечу. Слайд 4.

Никотин – это яд. Даже 1 сигарета не безобидна для живого организма. Давайте решим задачу. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Сколько мг никотина может стать смертельной дозой для подростка? Вес подростка примерно 50кг.  (Ответ 50 мг). Слайд 5-6.

Вывод. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет.

4-й ученик. Можно ли по внешним признакам определить, что человек отравился никотином?

Учитель. Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», а вы постарайтесь запомнить и назвать признаки отравления никотином.

«…Запах табака был приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым. Скоро комната заполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему зашатался на ногах; комната пошла кругом, а, взглянув в зеркало, к которому с трудом подошёл, я увидел, что лицо моё было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую сдабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна мне показалось, что я умираю. Я серьёзно испугался… и со страшной головной болью, ослабленный, долго лежал на диване».

Учитель. Назовите признаки отравления. 7 слайд.

И это только от затяжки одной порцией табака. А если доза будет чуть больше? Начинающего курильщика может ожидать гораздо более тяжёлое состояние, возможно, даже смерть.

5-й ученик. « Я бы хотел узнать…» Чем опасно курение?

На этот вопрос ответит ведущая телепередачи «Здоровье».

 ( Гришаева Ксения)

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\CIMG0454.JPG

А сейчас «заглянем» внутрь и посмотрим, как устроена дыхательная система. Начнём с ТРАХЕИ. Вы уже знаете, что это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки. Не важно, как вы вдыхаете воздух, ртом или носом, в любом случае воздух попадает в трахею. Внизу трахея делится на две трубки, которые называются БРОНХАМИ. Один из бронхов идёт в левое лёгкое, а другой - в правое. В лёгких каждый бронх делится на более мелкие бронхи, которые становятся всё меньших и меньших размеров, как ветки у большого дерева. Самые мелкие бронхи называются БРОНХИОЛАМИ, и в каждом лёгком их примерно 30000. Каждая бронхиола не толще человеческого волоса.

        На конце каждой бронхиолы находится множество микроскопических мешочков, содержащих воздух. Эти мешочки называются АЛЬВЕОЛАМИ. В твоих лёгких их около 600 миллионов, и если их растянуть, то они заняли бы целое футбольное поле!  Слайд 8.

Твои лёгкие – это удивительный орган: они позволяют тебе дышать, разговаривать, петь, смеяться и многое другое. Их надо беречь! Лучший способ сохранить свои лёгкие чистыми и здоровыми - это не курить. Что же происходит при курении? Сигаретный дым, попадая в трахею, повреждает реснички. И они не могут больше защищать лёгкие от пыли и грязи. АЛЬВИОЛЫ тоже говорят: «Ох!» Вредные вещества, содержащиеся в сигаретном дыме, повреждают тонкие стенки альвеол. Здоровые клетки гибнут, и вместо них могут появиться раковые. Вылечить их часто очень трудно, а иногда и невозможно.  Вот так выглядят здоровые лёгкие и лёгкие курящего человека. Слайд 9.

6-й ученик. Теперь мы знаем, как курение опасно. Существуют ли тогда какие-либо запреты на курение?

Учитель. На этот вопрос ответит мой помощник. Кандидат в доктора Дмитрий.

Ученик. В настоящее время широко развернулось движение против курения. 20 ноября считается днём борьбы с курением.

- А если бы вам предложили издать закон о запретах на курение, что бы вы предложили?

(Дети работают в группах)

Варианты ответов: запретить курить в школах, транспорте; не рекламировать сигареты; запретить курить при детях; не продавать сигареты подросткам.

Подведение итога занятия.

Учитель. Время интервью подходит к концу. Я думаю, вы получили ответы на многие ваши  вопросы. Прошу вас  оформить  газету о вреде курения.

(Учащиеся  делятся на команды.)

 Дети накануне занятия нарисовали рисунки о вреде курения, сочиняли стихи, частушки. И эти свои наработки они быстро наклеивают на лист ватмана и готовят защиту своей газеты. Затем проводится защита газет. Награждаются команды за самую содержательную газету о вреде курения.

- Вы уже готовы ответить на вопрос «Курить или не курить?»

-Обоснуйте свой ответ.

- Берегите своё здоровье! Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Верхнекетского района Томской области

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

 ________________

Федюкина Е.М.

дата_________

«Утверждено»

директор школы

______________

Чумаченко Т.И.

дата _______________

Программа

воспитательной работы во 2 классе

«Я школьник»

                            Составитель:

                                          Борисова Людмила Владимировна,

                                        классный руководитель

 2015

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Законом «Об образовании» и в рамках  российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание  нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения, касающиеся приоритетов регионального содержания образования.

           Программа воспитательной работы «Я школьник», предназначена для учащихся 1-4 классов. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка

          Цель программы – выявление и развитие способности каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

  1. Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через           различные формы работы.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Формирование у учащихся чувства любви к Родине.
  4. Физическое развитие учащихся.
  5. Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных  способностей.

         Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

        Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

         На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

        Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

      Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

         - ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

        - принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Основные задачи воспитательной деятельности во 2 классе.

  1. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
  2. Создать условия для развития нравственных качеств личности.
  3. Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
  4. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Содержание программы

1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:

Приоритетные направления развития воспитания школьников.

  • Здоровье (ПДД).
  • Взаимодействие.
  • Нравственность (краеведение и экология, гражданско – патриотическая работа).
  • Интеллект.
  • Труд.
  • Семья.

1. Направление «Здоровье»

Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.

Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

2. Направление «Взаимодействие».

На втором месте стоит работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».

Цель - передача детям опыта (знаний, умений и навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.

 

3. Направление «Нравственность»

Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств.

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования; ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

 Поскольку краеведение представляет собой синтез наук о  родном крае, при составлении программы выбор пал на наиболее интересные и основополагающие разделы этого направления: экология, природа и этнография, гражданско – патриотическая работа.

                                           4. Направление «Интеллект»

         Очень значимым направлением является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.

Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

                                           

5. Направление «Труд»

Цель: развивать навыки самообслуживания у младших школьников;

воспитывать бережное отношение к труду других, трудолюбие в повседневной жизни; прививать любовь к чистоте, бережное отношение к имуществу, аккуратности во внешнем виде и порядку в вещах; формировать культуру труда.

                                             6. Направление «Семья»

Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания-ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.

Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы человека с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на 2015-2016 учебный год (2 класс):

  • Способствовать формированию сплоченного коллектива.
  • Создать  условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
  • Развивать наблюдательность, речь.
  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего посёлка, страны.

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • мозговой штурм или мозговая атака;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;
  • посещение школьного  музея.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Программа «Я, ты, он, она вместе дружная семья», благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитывает интерес к общественно-полезной работе, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Характеристика класса

Во втором классе обучается 13детей: 6 девочек и 7 мальчиков. Поступила во 2 класс Одинец Анна. Все дети учатся с желанием и интересом. Низкие результаты показали Васютин Владимир, Жгунов Степан, Блохина Валерия и Кулышева Ксения.

Дети из неполных семей: Одинец Анна (воспитывает один папа). Пугачёва Арина (воспитывает одна мама). Сатторова Екатерина (воспитывает одна мама).

Дети из неблагополучных семей: Васютин Владимир, Блохина Валерия.

Дети из многодетных семей: Блохина Валерия (пятеро детей, двое учатся в школе), Васютин Владимир (семь детей, четверо учатся в школе), Нечаева Дарья (трое детей, двое учатся в школе).

Дети между собой дружны, уважают старших. Изменилось в лучшую сторону поведение Хаитова Дмитрия, который ранее неоднократно был замечен в драке. Все дети охвачены внеурочной деятельностью, все посещают кружки.

Ребята принимали активное участие в школьных,  районных, областных, всероссийских конкурсах и выставках.

Данные об обучающихся:

ФИО обучающегося

дата рождения

ФИО родителей

Домашний адрес, телефон

1

Блохина Валерия

Леонидовна

20.09.2007.

Алёна Александровна

ул.Лесная,15кв.2

2

Васютин Владимир Николаевич

17.11.2007.

Алёна Николаевна

ул.Восточная,20кв.2

3

Жгунов Степан Иванович

05.10.2007.

Наталия Юрьевна

Иван Васильевич

ул.40лет Победы,11кв.2

4

Кулыщева Ксения

Дмитриевна

08.08.2007.

Ирина Евгеньевна

ул.Северная,8кв.2

5

Нечаева Дарья

Евгеньевна

09.02.2007.

Юлия Владиславовна

Андрей Сергеевич

ул.Восточная,20кв1

6

Одинец Анна

Андреевна

05.02.2007.

Андрей

Владимирович

ул.Лесная,22кв1

7

Пугачёва Арина

Ивановна

21.03.2007.

Лидия Юрьевна

ул.Береговая,57кв.1

8

Саттаров Богдан

Вахобжонович

18.08.2007.

Ирина Анатольевна

Вахобжон Эрнинович

ул.Советская,4кв1

9

Сатторова Екатерина

Голибжоновна

16.11.2007.

Любовь Анатольевна

ул.Лесная,16кв.1

10

Трескулов Глеб Алексеевич

04.08.2007.

Татьяна Юрьевна

Алексей Юрьевич

пер.Садовый,3кв.1

11

Хаитов Дмитрий

Шодиерович

02.04.2007.

Наталья Игоревна

Шодиёржон Иероилович

ул.Комсомольская,19кв.2

12

Федюкин Егор Алексеевич

19.04.2007.

Евгения Михайловна

пер.Октябрьский,1кв.2

Актив класса:

Главный советник: Федюкин Егор

Советник по учебной деятельности: Сатторова Екатерина

Советник по досугу (культуре): Саттаров Богдан

Советник по труду: Кулышева Ксения

Советник по спорту: Хаитов Дмитрий

Советник по СМИ: Одинец Анна

Советник – оформитель: Котов Максим

Советник по краеведению: Жгунов Степан

Санитары: Блохина Валерия ,  Пугачёва Арина и Трескулов Глеб

Библиотекарь: Нечаева Дарья

Хозяйственник: Васютин Владимир

 Циклограмма деятельности классного руководителя:

Ежедневно:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся;

2. Организация питания обучающихся;

3. Организация дежурства в классном кабинете;

4. Индивидуальная работа с обучающимися;

5. Работа с классным журналом.

Еженедельно:

1. Проверка дневников обучающихся;

2. Проведение мероприятий в классе (по плану);

3. Работа с родителями (по ситуации);

4. Работа с учителями предметниками (по ситуации);

5. Посещение обучающихся, проживающих в интернате;

Каждый месяц:

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации у специалистов (соц. педагог, психолог).

3. Посещение совета по профилактике (по приглашению).

Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. МО классных руководителей.

3. Анализ воспитательной работы за четверть, корректировка содержания воспитательной работы на новую четверть.

4. Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

1. Проведение открытого мероприятия.

2. оформление личных дел обучающихся.

3. Самоанализ собственной деятельности.

4. Планирование воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность обучающихся

Цель : развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных   программ,  реализуемых во внеурочное время.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой  деятельности обучающихся.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

                 Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье    членов семьи и школьного коллектива),


Социальный паспорт ____2___класса:

Ф.И.

категория семьи

количество детей в семье

из них обучаются

дети льготной категории

стоят на учете

образовательный уровень родителей

трудоустройство

льготная категория родителей

полная

неполная

малообеспеч.

неблагополуч.

1

2

3 и более

в школе

другое

Опекаемы

инвалид

другое

ИДН

КДН и ЗП

школа

высшее

ср. специальное

школа

работает оба родителя

работает 1 родитель

не работают

инвалиды

участники Л/К

переселенцы

пенсионеры

1

Блохина Валерия

+

+

+

2

+

+

2

Васютин Владимир

+

+

+

+

4

+

+

3

Жгунов Степан

+

+

2

+

+

+

4

Кулышева Ксения

+

+

+

2

+

+

5

Котов Максим

+

+

1

+

+

+

6

Нечаева Дарья

+

+

2

+

+

7

Одинец Анна

+

+

1

+

+

8

Пугачёва Арина

+

+

+

1

+

+

9

Саттаров Богдан

+

+

1

+

+

10

Сатторова Екатерина

+

+

1

+

+

11

Трескулов Глеб

+

+

2

+

+

12

Хаитов Дмитрий

+

+

1

+

+

13

Федюкин Егор

+

+

1

+

+

+

Всего

10

3

4

1

4

6

3

21

3

10

3

2

7

4

Охват обучающихся дополнительным образованием:

Ф.И. обучающегося

школа

ДТЮ

ДЮСШ

Школа безопасности (Ленёв А.Н.)

вокал

(Трескулов А.Ю.)

цветоводство

(Николаева Н.С.)

пресс-центр

(Омельчук Е.И.)

шахматы

(Скляр К.К.)

«Мастерица»

(Боровикова В.А.)

баскетбол  (юн)

(Чумаченко К.А.)

литературная гостиная

(Лазаренко Т.А.)

волейбол (дев)

(Чумаченко К.А.)

ландшафтный дизайн

(Николаева Н.С.)

краеведение

(Николаева Н.С.)

цифровое  видео и робототехника

(Петелин Д.)

лыжные гонки

(Чумаченко К.А.)

лыжные гонки

(Мытник Л.М.)

волейбол

(Варакин В.В.)

1.

Блохина Валерия

+

+

2.

Васютин Владимир

+

+

+

3.

Жгунов Степан

+

+

+

4.

Кулышева Ксения

+

+

5.

Котов Максим

+

+

6.

Нечаева Дарья

+

+

7.

Пугачёва Арина

+

+

8.

Саттаров Богдан

+

+

+

+

9.

Сатторова Екатерина

+

+

+

+

10.

Трескулов Глеб

+

+

11.

Хаитов Дмитрий

+

+

+

12.

Федюкин Егор

+

+

+

+

Всего

9

6

11

7

Содержание работы:

ПЛАН

воспитательной работы на 2015-2016 учебный год

Мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

сентябрь

месячник профилактики безнадзорности

1

Урок «Алло, мы ищем таланты!» ИКТ.

1.09

2

Права и обязанности школьника.

7.09

3

ПДД «Дорога в школу и домой»

4.09

5

Экскурсия в осенний лес.

18.09

6

Оформление классного уголка.

8.09

7

Рейд «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

16.09

8

Кл.час «Как я выполняю режим школьника»

21.09

9

Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Составление списков.

до 25.09

10

Школьная выставка-конкурс поделок и картин из природного материала «В гостях у сибирской природы»

11-19.09

11

Уборка территории. Субботник.

19.09

12

Экскурсия в школьную библиотеку.

22.09

13

Кл. час «Как выполнять домашнее задание»

28.09

октябрь

месячник эстетики

1

День старшего поколения:

- поздравления;

- акция милосердия;

01/10

3

День учителя:

- праздник «Учителями славится Россия…»

05/10

4

Осенний бал:

- «Осенины» (1-4 классы)

23/10

5

ПДД «Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром. Что такое транспорт».

2/10

6

Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки».

30/10

7

Правила поведения в школе. Урок – игра.

12/10

8

Соревнования по шашкам.

октябрь

9

ПДД «Основные правила поведения учащихся на улице, дороге».

4.10

11

Гигиена и её значение.

26.10

ноябрь

месячник толерантности (взаимопонимания)

1

«Правила хорошего тона» (учебные игры)

9.11

2

День матери:

- спортивный праздник «Мама, я спортивная семья»;

ноябрь

3

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности.

30/11

4

 ПДД «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах»

2.11

5

Классный час « День народного единства»

3/11

6

Урок мира «Что такое толерантность»

9/11

7

Подвижные игры на свежем воздухе.

в теч. мес.

8

Классный час: «Что значит быть добрым»

16.11

декабрь

новогодний месячник

1

ПДД «Светофор»

2.12

2

Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника»

5.12

3

Ярмарка

08/12

4

Театрализованное новогоднее представление:

- «Новогодняя сказка!»;

28/12

5

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

6

День Конституции. Беседа «Символы российского государства»

ПДД «Правила перехода улиц и дорог».

11/12

7

Беседа «Огонь – друг и враг человека!»

21/12

8

«С кем бы ты хотел дружить?»

14.12

9

Классный час: «Моя страна»

12.12

10

Классный час « Правда и ложь»

19.12

11

Подготовка к новогоднему празднику.

17-27.12

январь

месячник профилактики преступлений, правонарушений, безнадзорности

1

ПДД «Дорожные знаки»».

14.01

2

Акция «Синичкина столовая»

в теч. мес.

3

Занятие-тренинг «Учимся говорить так, чтобы тебя поняли»

20.01

4

Библиотечный урок «Книга – твой учитель и друг»

24.01

5

Классный час «Спешите делать добро»

23.01

6

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

8

Кл.час «Разрешение конфликтов»

29.01

февраль

месячник военно-спортивной работы

1

ПДД «Обязанности пассажиров»

4.02

2

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества:

- «Будущие защитники – это…МЫ!».

21 февраля

3

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

4

День Святого Валентина. Конкурсно – игровая программа.

13.02

5

Классный час «Вредные привычки»

6.02

6

Спортивный праздник «Защитники Отечества»

февраль

март

месячник спорта и профориентации

1

ПДД «Регулирование дорожного движения»

4.03

2

Проведение классного родительского  собрания «Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться» (практикум)

21/03

3

Проведение праздника, посвященного Всероссийскому женскому дню:

- «Наши девочки прекрасны!»;

7 марта

4

Викторина «Кем быть?»

14.03

5

Семейная гостиная «Тепло родного очага» (чаепитие, посвящённое 8 Марта)

7 марта

6

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

апрель

экологический месячник

1

ПДД «Элементы улиц и дорог».

2.04

2

Неделя «Здоровья»

1-7 /04

3

Проведение экологических игр и тренингов.

в теч. месяца

4

Неделя «Здоровья», посвященная Всемирному Дню здоровья.

С 1 по7 апреля

5

Краеведческие экскурсии в природу

в теч. месяца

7

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

8

Соревнования по шашкам.

в. теч. месяца

9

Праздник смеха и шуток.

1.04

11

Экскурсия в весенний лес.

25.04

12

Акция « Построй скворечник!»

в теч. мес.

май

месячник патриотизма

1

Внеклассное мероприятие ПДД «Обобщающее занятие»

5.05

2

Театрализованное представление, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне «Память сердца».

8.05

3

Проведение дней памяти

1 – 9 мая

4

Конкурс «Смотр песни и строя»

9 мая

5

Легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы

4 мая

6

Родительское собрание «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» (школьный библиотекарь)

16.05

7

Проведение акций:

- «Помощь ветерану»;

в теч. месяца

8

Поход в музей Славы.

1 – 9 мая

9

Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ «…».

3/09

10

Проведение праздника, посвященного Дню семьи

15 мая

11

Проведение мероприятий Последнего звонка:

- торжественная линейка;

25 мая

12

Уборка территории возле школы.

28.05

13

Работа на клумбах.

29.05

14

Профилактическая работа с родителями, систематически не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей.

в. теч. месяца

15

Подвижные игры на детской площадке.

30.05

Список использованной литературы:

1. Классные часы. 1 класс/авт.-сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги). 1-4 классы: методическое пособие/ авт.- сост. А. Д. Агафонова. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе/ Н.Ф. Дик. –Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

7. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3/ авт. – сост. Н.В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/ сост. Н.А. К

9.  Интернет ресурсы.