Методическая копилка


Предварительный просмотр:

Речевая карта обследования ребенка с ОНР.

Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»

Ф.И.О.         

Дата рождения                 Домашний адрес           Дата поступления         Откуда поступил          Заключение специалистов:

Невропатолога                         Окулиста         Отоларинголога         Психолога                ______         

Сведения о семье:

Мать/ФИО                 Возраст                 Образование         Место работы, должность                  Отец/ФИО                 Возраст                 Образование         Место работы, должность                            Речь родителей и других членов семьи                           Наличие других детей в семье                   АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей         

Возраст матери при рождении ребенка         От какой беременности ребенок         

Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)                                                           Травмы                                                         Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма                                           Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция                                             Травмы во время родов                                          Асфиксия: белая, синяя         Крик: был, нет         

Резус-фактор(положительный, отрицательный) Вес при рождении         

Перенесенные заболевания: до 1 месяца                         до года         после года                          до 3 лет                 после 3 лет                          Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре                  Раннее физическое развитие

Стал держать голову         (1,5м) Ползать         (5м) Сидеть         (6м) Ходить         (до1) Первые зубы         (6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений                         

Раннее речевое развитие

Гуление         (2-3м) Лепет         (4-8) Первые слова         (1г.) Первая фраза          Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине                          

Использование жестов         Наличие двуязычия в семье         

Обращались ли к логопеду, результат          

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет)

Поднять брови

Нахмурить брови

Прищурить глаза

Надуть-втянуть щеки

Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание,

расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация – «тпру»

Зубы: норма, редкие,

кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная характеристика

Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

Широкий удержание

«лопаткой»

Узкий удержание 5 сек

«жало»

Узкий: влево-вправо

Широкий: вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

Итого баллов:

Качественная характеристика

Объем движений: полный, неполный          Точность движений: сохранна, нарушена                  Тонус: сохранен, повышенный, пониженный                   Темп движений: нормальный, медленный, быстрый                   Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)         

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный         

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель          Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания

Общее звучание речи (качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный,

укороченный, речь на вдох

Голос: норма, высокий, низкий,

громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный,

дисритмия

Паузация: правильная,

нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки

Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6 -7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Покажи ушки(2

– 3 пальчика)

правая

левая

обе

Покажи рожки (2 – 5

пальчиков)

правая

левая

обе

Сложи кольцо 1-2,3,4,5

правая

левая

обе

х

«Игра на рояле»

правая

левая

обе

Кулак, ребро, ладонь

правая

Х

левая

Застежка

Шнуровка

Итого баллов:

Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)

Звуки

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало год

Конец года

Б-М-П

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Фонематическое восприятие (повтори, покажи)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па

та-да

да-та

ка-га

га-ка

та-да-та

да-та-да

Х

ка-га-ка

га-ка-га

са-ша

за-жа

мишка – мышка

бочка – почка

лук-люк

трава – дрова

крыса – крыша

жар-шар

коса – коза

рожки-ложки

Итого балов:

Языковой анализ и синтез

Речевой материал

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист

Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки

Какой звук в конце слова ?

Кошка, автобус, дом

Х

Какой звук в начале слова?

танк ,коза, санки

Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон

Составь слово из звуков:

К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.

Итого баллов:

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)

Речевой материал

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

пуговица

кукуруза

гусеница

самокаты

милиционер

Х

велосипед

сковорода

телевизор

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Х

На перекрестке стоит регулировщик

Итого баллов:

Состояние лексико- грамматического строя речи Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Выполнение инструкций

Закрой книгу

Достань ручку

Достань ручку и положи

ее на тетрадь

Понимание предложений с причинно-

следственной связью

Петя ударил Васю. Кому

больно?

Володя сломал карандаш, который ему подарила

Оля. Что было раньше?

Х

Понимание изменения числа сущ-х

в предложении

Покажи, где самолеты летят,

где самолет летит

Покажи, где ракета

взлетает, где ракеты взлетают

Понимание

падежных

Покажи карандашом

ручку

окончаний существитель-

ных

Покажи карандаш ручкой

Покажи дочку мамы

Х

Покажи маму дочки

Понимание предлогов (покажи где:)

Кот идет к дому

Кот в доме

Кот перед домом

Кот вылезает из трубы

Кот выглядывает из-за

крыльца

Х

Итого баллов:

Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

5 -6лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных

«посуда»

«Мебель»

«Овощи»

«Фрукты»

«Дикие, домашние животные»

«Транспорт»

Х

«деревья»

«инструменты»

«Бытовая техника»

«школьные принадлежности»

Называние и показ частей объектов

Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос,

рот, глаза

б) локоть, колено, ноготь

в) затылок, запястье,

подбородок

Х

Стул: спинка, сиденье, ножка

Чайник: донышко, носик,

крышка, ручка

Х

Глагольный словарь

Назвать действие предмета (что делает?)

летит

скачет

стучит

рисует

умывается

шьет

Х

вяжет

вышивает

варит

жарит

печет

Словарь признаков

Подбор антонимов

Черный - белый

Сладкий -кислый

Твердый -мягкий

Большой -маленький

Высокий -низкий

Х

Длинный -короткий

Широкий -узкий

Толстый -тонкий

Какой по форме?

Треугольный

Овальный

Круглый

Квадратный

Прямоугольный

Какой по цвету?

Основные цвета

Оттенки цветов

Х

Какой по вкусу?

Лимон

Клубника

Рябина

Итого баллов:

Грамматический строй речи Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно

-ласкательным значением

ключ-ключик

Звезда- звездочка

Пуговица- пуговичка

С увеличитель- ным значением

дом

Х

рука

усы

Образование Притяжатель- ных прилагатель- ных

Чей хвост?

Чья голова?

Чьи уши?

Образование прилагатель- ных от существи- тельных (из чего сделано?)

Шкаф из дерева

Машина из железа

Чашка из фарфора

Х

Шапка из

шерсти

Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе- жать, лететь

При-

У-

За-

Пере-

Х

Итого баллов:

Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Изменение

сущ-х по падежам (с. 237-247)*

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Изменение

прилагательных по родам (249)*

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

Изменение

сущ-х по числам (253-260)*

Лампа -лампы

Стол -столы

Яйцо -яйца

Лоб -лбы

Х

Ухо -уши

Мн. число сущ-х в родительном падеже

(нет чего?)

вишня

ведра

блюдца

парты

Х

Согласование сущ- х с числительными (1, 2, 5) с.261*

карандаш

яблоко

тетрадь

Х

Итого баллов:

                                                          Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Составить предложения по картинке (с.271)*

Составить рассказ по картинке (с.273)*

Составить рассказ по серии картинок (с.275)*

Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик

– морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.

Х

Качество пересказа

Уровень необходимой помощи

Итого баллов:

Познавательные процессы

Параметры изучения

Возраст ребенка

5-6 лет

6-7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Счетные операции

Счет прямой и обратный

Сосчитать сколько предметов

нарисовано (225)*

Назвать по порядку(227)*

Сколько лап у кошки?

Сколько лап у петуха?

Ориентировка в пространстве

высоко

низко

далеко

близко

слева

справа

Слева внизу

Х

Слева вверху

Справа внизу

Справа вверху

Ориентировка во времени

Какое время года?(217)*

В какое время суток дети идут в

детский сад?(223)*

Когда ребята идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Назвать дни недели

Х

Мышление

Составление из частей целого

Из 6-8

Из 8-10

Выделение лишнего предмета

Итого баллов:

  • «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой

Средний балл:         

Логопедическое заключение

Дата                 Логопед


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

www.logorina.ru

Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Составитель:

Матыкина И.А.

Владимир, 2011

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова.

Шаг, шагом, шаль, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ширь, шик, шило, шина, шип, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют, шея, шей, шейка, шеф, мишень, ошейник, решение, вермишель.

Задание 2. Чётко произносить слова.

Решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, душа, шавка, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шов, шок, шорты, порошок, хорошо, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили, ковши, ширма, шифер, шум, шумный, шут, шуба, Шура, Шурик, шутка, мишутка, дышу.

Задание 3. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Шаги, шагать, шалить, ваша, наша, ноша, ниша, каша, крыша, груша, Даша, Маша, Луша, шоколад, шинель, шипеть, широкий, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, ландыши, камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать.

Задание 4. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Паша, Миша, Яша, Алёша, Наташа, Андрюша, Катюша, шакал, шаланда, шалфей, шалун, шампунь, лошадь, вешалка, шатёр, афиша, шуруп, шутить, шутник, шумовка, хороший, горошина, младший, тишина, шимпанзе, клавиши, шитьё, баклуши, решек, горошек, плюшевый, шептунья.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Подошва, швабра, швея, швы, шведы.

Шкаф, шкатулка, школа, школьник, пешком, шкода, шкурка.

Шла, шлак, шланг, шлагбаум, шлейф, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шлюз, шляпа.

Шмель, шмыгать.

Задание 6. Чётко произносить слова.

Шницель, кашне, шнурок, шнурки.

Шпалы, шпагат, шпага, шпатель, шпаклёвка, шпоры, шпион, шпиль, шпилька, шпинат, шпулька.

Штаб, штамп, штанга, штаны, штопать, штопка, штора, штопор, шторм, штука, штукатур, штурвал, штурман, штурм, штык, штиль.

Шхуна.

Задание 7. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Ваш, наш, башня, пашня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, Яшка, яшма, гуляш, пешка, орешки, орешник, вешний, поешь, плюшка, клюшка, конюшня, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, тишь, домишко.

Задание 8. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, Антошка, брошка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, макушка, волнушка, болтушка, избушка, игрушка, петрушка, вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка.

Задание 9. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Жар, жаль, жаба, жало, жалко, жабры, жатва, жатка, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, Жора, рожок, лужок, дружок, флажок, прыжок, кружок, пирожок, бережок, крыжовник, жир, жить, живо, жидкий, ножи, моржи, ежи, ужи, лежи, этажи, покажи, наживка, пружина, Женя, уже, уважение, этажерка, драже.

Задание 10. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник, жадный, жадина, жаворонок, утюжок, жёлудь, жёлтый, медвежонок, ежонок, жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, дежурный, дружить, кружить, житель, животные, жилет, оружие, жильё.

Задание 11. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Жара, жалеть, жакет, кожа, лужа, лёжа, поклажа, пропажа,  лыжи, ножи, лужи, ёжик, ужин, пыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, ежевика, желток, желе, жена, женитьба, желудок, желание, жетон, хуже, жеребёнок, мороженое.

Задание 12. Чётко произносить слова со стечением согласных.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина, жбан, жнейка, джунгли, лоджия, важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, ножны, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, невежда, однажды, дважды, подожду, нежный, вежливый, наждак, награждать, ножной, нужда, лыжня, денежный, побеждать.

Словосочетания

Задание 13. Чётко произносить словосочетания.

наша школа
шумные шалуны
душистый шампунь
шелуха шиповника
шумят камыши
тушёный шпинат
пышная плюшка
наша бабушка

большой шмель
пшённая каша
пушистая шляпа
большой шкаф
шипение кошки
шиншилловая шуба

швейная машина


Задание 14. Чётко произносить словосочетания.

шёлковая шаль
Дашина шапка
шутник мишутка
шпиль башни
шитьё шинели
душистые ландыши
шипы шиповника

катушка шёлка
шёлковая штопка
дешёвые книжки
широкополая шляпа
шёлковое кашне
большая кошка

Задание 15. Чётко произносить словосочетания.

жёлтая кожа
дюжина ежей
желе из ежевики
кожаный жилет
жидкое желе
живите дружно
тяжёлая одежда
можно ужинать
бежевое жабо
южная жара

кожаные вожжи
женина пижама
нижние этажи
живой ёжик
нужная одежда
нужна жнейка
желудёвый дождик
нужно бежать
жужжание жука
отважный Женя

Предложения

Задание 16. Чётко произносить предложения.

Наташа пишет.
Вот Маша.
У Маши шляпа.
У Лёши ландыши.
Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
Малыши шагают в школу.
Школа большая.
Миша нашёл камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Леша ел пшённую кашу.
Яша пошёл к камышам.
Миша играет в шахматы.
У Паши машина.
У машины широкие шины.
У Наташи шёлковый шарф.
Мышонок упал в кувшин.

Задание 17. Чётко произносить предложения.

Камыши шуршат.

У мыши - мышата.

Илюша гоняет шайбу.

Леше купили большую ушанку.

Наш Мишутка любит шутки.
Готовит Наташа пшённую кашу.
У нашей машины шипы на шинах.
Идёт пешком мышонок с мешком.
Маша и Даша шьют шубу Наташе.
Маша вышивает подушку.
Миша машет дедушке.
Во дворе Бишка.
Пташка прыгает у окошка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Плохо мышке одной в норушке.
У кошки ушки на макушке.
Кошка ловит мышку.


Задание 18. Чётко произносить предложения.

В одно ушко вошло, в другое вышло.
Лягушка прыгнула в кадушку.
В лукошке вишня, в мешке картошка.
Малышка ела кашку ложкой.
У Миши шапка-ушанка.
Маша надевает шапку.
Миша и Наташа шагают в ногу.
Алеша покупает шарик.
Катюша видела шакала в клетке.
Яша вешает шарф на вешалку.
Яша едет на лошади.
Наша Даша никогда не шалит.
Машутке шьют новую шубу.
На шубе виден шов.
Я ношу новую шубу и шапку.
У петушка гребешок.

Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Миша моет шею и уши.

Машенька, дай башенку.

У Шавки новый ошейник.

Задание 19. Чётко произносить предложения.

На кухне кошка готовит лепёшки.

Любит лепёшки котёнок Тимошка.

Миша и Паша играют в шашки.

Миша проиграл две пешки.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Маша, ешь кашу.

У Алёши новая книжка.

Тот багаж ваш, а этот наш.

Малыш уронил карандаш.

Миша пойдёт в душ.

Наш шалаш хорош.

Малыш нашёл ландыш.

Мои книжки в шкафу.

У Миши шишка на макушке.

В шахматах не хватает пешки.

Кошка катает катушку.

У бабушки в шкатулке много катушек.

Верушка любит лепёшки и ватрушки.

Дедушка и бабушка хотят тишины.

Швея шьёт на швейной машине.

Задание 20. Чётко произносить предложения.

Наташа шьёт на машинке кукле шапку.

У Катюши на подушке вышита кукушка.

Я нашла катушку у Маши под подушкой.

Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки.
Мошки и букашки мешают Гоше и Пашке.

Мы видели кошку под нашим окошком.

У Миши шлем.

Мишины штаны надо штопать.
У дома вишня.

На окне широкая штора.

Миша и Маша ушли в школу.

Маша нашла в мешке шпагат.

В нашей конюшне лошадь.

У мамы шляпа с широкими полями.

Алеша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

Я нашла букашку на большой ромашке.

На опушке небольшой домишко.

Задание 21. Чётко произносить предложения.

По дороге бежит лыжник.

Женя дважды побеждал на лыжных гонках.

Одежда намокла от дождя.

Нужно каждый день гулять.

Однажды мы нашли ужа.

Пижама и жакет - это одежда.

Художник рисует лыжников.

Зима вьюжная и снежная.

Под дубом лежат желтокожие жёлуди.
Медведь - таёжный житель.

Жанна идёт к багажному вагону.

После дождя можно бегать по лужам.

Рядом с ежом бежали ежата.
Жора живёт на пятом этаже.

Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.

В живом уголке живут жабы, ужи, ежи и жуки.

Дети не обижают животных, и животные любят их

Медвежонок бежит и от холода дрожит.


Задание 22. Чётко произносить предложения.

У Жоры есть флажок, у Тани - утюжок.
Медвежонок неуклюжий живёт - не тужит.

Хотели ежи под ёлкой жить, но там уже живут ужи.
У ёжика живот болит. Ежу поможет Айболит.
Два жука летят, жужжат: «Нужен дождик для ужат»
Монтажники выполняют важную работу.

В книжном магазине можно купить нужную книгу.

Булыжник был мокрый от дождя.

У Жоры отец - монтажник, а у Жени - художник.

Однажды Женя увидела большого оранжевого жука.

Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.

Важные документы лежат в бумажнике.

Женя вырезает ножницами бумажные кружева.

Чистоговорки

Задание 23. Чётко произносить чистоговорки.

Ши-ши-ши - шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша - купаем голыша.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо..
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу.
Шу-шу-шу - шубу новую ношу.

Ше-ше-ше - кошка в шалаше.
Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши.
Ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.

Задание 24. Чётко произносить чистоговорки.

Аш-аш-аш - шар, машина, карандаш.
Аш-аш-аш - я точу карандаш.
Аш-аш-аш - в лесу стоит шалаш.
Аш-аш-аш - дайте карандаш.
Ош-ош-ош - Буратино дали грош.
Ош-ош-ош - у меня нож.
Уш-уш-уш - принимаем душ.
Уш-уш-уш - тёплый душ.
Уш-уш-уш - в саду много груш.
Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.
Ыш-ыш-ыш - крепко спит малыш.
Ыш-ыш-ыш - у меня малыш.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.
Ышка-ышка-ышка - маленькая мышка.

Задание 25. Чётко произносить чистоговорки.

Жу-жу-жу - машину завожу.
Жу-жу-жу - я жука в руке держу.
Жа-жа-жа - на льдине два моржа.
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жа-жа-жа - подо мной два этажа.
Жу-жу-жу - в садик я хожу.
Жу-жу-жу - по лесу брожу.
Жу-жу-жу - как-то уж пришёл к ежу.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Же-же-же - на каком я этаже?
Же-же-же - мы выросли уже.
Же-же-же - дождь прошёл уже.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.

Задание 26. Придумай предложения по картинкам.

Задание 27. Найди на картинке, как можно больше предметов со звуком Ш.

Задание 24. Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Ж.

Раскраска

Стихи для заучивания

***

Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

***

У Маши - котёнок Тимошка,
У Миши - мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя б немножко.

Воробей

- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

Ромашки

Есть на новом платье
У меня кармашки.
На кармашках этих
Вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки -
Будто луговые.
Ромашки, ромашки -
Прямо как живые.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.

***

Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.

В избушке

В нашей избушке петух поёт,
Мышка-норушка избушку метёт,
Кошка на окошке штанишки шьёт,
Курочка на печке горшки скребёт.

***

Петушился, петушился
Забияка петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Ходит он без гребешка.
Не похож на петушка.

Лишний

Окапывали вишни.
Сергей сказал:

- Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Бежит Серёжа в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний, -
Ребята говорят.

Бабушка

Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

Пекарь

Я песок мешаю

С глиной, как муку.

На горячем камне

К ужину пеку

Крендель - для матрёшки,

Клоуну - лепёшки,

Пряники - для Мишки,
Заиньке - коврижки.

***

Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот - шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»

Шуршащая песенка
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!

***

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

Медвежата

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слёзы:
- Ёжики-занозы!
Испугались ёжики,
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.

Мы не заметили жука

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли.

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму.

- Там жук живой,
Раскроем раму.

Тексты для пересказа

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестяное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день увидел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».

Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хотелось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!».

Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.

ЖУК И СОРОКОНОЖКА

Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — подумал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже ближе к ужину.

БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!

Прослушай, а затем перескажи историю о девочке Наташе и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пышек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.

ПУШОК-ШАЛУН

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.

Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»

Прослушай, а затем перескажи историю об одной неудачной поездке. Нарисуй груз, который шофёр вёз в кузове машины. Объясни смысл пословицы.

ЖУРАВЛИ

Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик журавлей.

Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осенью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.

Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это самый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.

НА РЫБАЛКЕ

Был жаркий летний день. Нашёл Миша удочку, наловил жуков для наживки и пошёл на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждёт клёва.

Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыбка— ёршик. Взял Миша в руки ёршика, а тот дрожит, бьётся, шевелит жабрами. Пожалел Миша ёршика, выпустил его в воду: «Плыви, малыш, живи!».

ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ

Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и бабушка.

На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!

Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш (рубашка, карандаши, шапка).

УЖ И УЖИХА

Жили-были муж и жена, уж и ужиха. Жили они тихо, только иногда ужиха шипела на ужа: «Скучно** мне с тобой, ты даже ужалить не можешь!»

Как-то ужиха объявила ужу: «Я ухожу жить к ежу» — и ушла. Долго уж лежал без движения, грустил.

Прошла неделя, уж отправился к ежу повидать бывшую жену. В доме ежа он её не нашёл.

Ёж* пожаловался ужу: «Жить с твоей женой скучно**!». Потом погладил себя по животу и добавил: «Но на ужин она была хороша!».

ЁЖИК

По дороге в школу Наташа и Анжела нашли ежа. Ёж* лежал под ветками шиповника и не шевелился. Наташа подняла ежа, положила его в платок и побежала домой.

Два дня ежик жил у Наташи. Потом мама объяснила ей: «Ежу хорошо только на воле. В доме ёж* не выживет!».

Подумали подружки* и понесли ежа в лес. Анжела и Наташа положили ежа на дорожку*, а сами отошли подальше. Ёжик понюхал траву, пошипел, а потом маленькими шажками* побежал вдаль.

ПОЖАР

Недавно на нашей улице был пожар. Горел одноэтажный полуразвалившийся дом. Приехала к дому пожарная машина. Пожарные натянули шланги, и вода широким потоком обрушилась на огонь.

Жар становился всё тише, а огня — меньше и меньше. Пожарные ловко потушили пожар. Прохожие и жители улицы не тужили о доме: ведь его время уже прошло!

ЗЛАЯ ШУТКА

Паша был большим шутником, Только шутки у него не всегда были добрыми... Как-то увидел Паша у дома маленькую Машу. Тут же, на лавке, лежал Машин мишка.

Паша побежал домой за большим воздушным шаром. Шутник подбежал к мишке и обвязал его шнурком от шара. Когда Паша отпустил шар, маленький мишка полетел вверх.

Кому хорошо от такой шутки?

ЖИВАЯ ШЛЯПА

У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает.

А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!..»

Одна Даша знала, что это кошкины проделки.

Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.

ПОПУГАЙ ПЕТРУША

Был у Лёши попугай Петруша. Он сидел в клетке и весь день говорил одно и то же: «Петруша хороший! Петруша хороший!».

Как-то зашёл Лёша в комнату и видит, что* кошка Машка сидит у клетки, а её лапа уже за решёткой! Вот-вот кошка дотянется до Петруши! Лёша крикнул: «Машка, брысь, нехорошая!».

Кошка тут же убежала. А Петруша говорит: «Машка нехорошая! Машка нехорошая!» Вот так Петруша!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Косухина Марина Л Л Л Л Л Л

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

www.logorina.ru

Речевой материал для автоматизации звуков Ч, Щ

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Составитель: И.А.Матыкина

Владимир, 2013

Звук Ч

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова (с ударение на слоге).

Врач, грач, плач, ткач, богач, калач, трубач, силач, качка, тачка, прачка, удачно, собачка, дочь, ночь, прочь, бочка, дочка, точка, кочка, ночка, почка, почта, прочный, квочка, луч, могуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, тучка, меч, лечь, печь, речь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка

Задание 2. Чётко произносить слова (с ударение на слоге).

Привычка, кавычки бич, дичь, кличка, яичко, водичка, птичка, кирпич, коричневый, косички, кулич, клубничка, мачта, пачка, дачка, кумач, пугач, водокачка, циркач, молочный, замочки, почва, мяч, горяч, болячка, ключ, колюч, брючки, колючки.

Задание 3. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, бабочка, тёлочка, очки, уточка, удочка, жучки, пучки, паучки, каблучки, обруч, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич.

Задание 4. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Девочка, курочка, белочка, ёлочка, лампочки, веточки, ботиночки, молочко, булочка, курочка, яблочко, бычки, крючки, ячмень.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Чай, чан, чайник, чайная, чайка, чашка, кочан, причал, качал, бахча, мочалка, каланча, бачок, бычок, жучок, бочок, пучок, лучок, значок, паучок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, чуб, чудо, чудный, хочу, кричу, драчун, кольчуга, дочурка, молчу, лачуга, чуткий, чей, ручей, зачем, качели, леченье, печенье, челюсть, чек, учение, учебник.

Задание 6. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Дача, куча, туча, удача, добыча, задача, передача, чабан, чаинка, чародей, зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, пахучий, колючий, лётчик, пончик, черешня, чемодан, черепаха, очень, кочерга, чехол, челнок, человек, чемпион, чепуха, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, жемчуг, чудной, чурек.

Задание 7. Чётко произносить слова с двумя звуками.

Чучело, чепчик, чечевица, червячок, чечётки, чечётка, чуточки, чаёвничать, чукчи, чарочка, человечек, чердачок, чёлочка, черевички, чёрточка, чулочки, черновичок.

Словосочетания

Задание 8. Чётко произносить словосочетания.

чудный человек
молчаливая девочка
ночная бабочка
чёрный чемодан
четыре чека
нянчить Вовочку
чистая чашка
коричневый чемодан
кирпичная печь
колючий чертополох
чёрный чум
отличный матч
мрачная туча
отчаянный мальчуган
чугунный чан
пахучая черёмуха

Задание 9. Чётко произносить словосочетания.

Танечкин чепчик
учёный чудак
начальное обучение
учитель читает
точить меч
певчая птичка
золочёное колечко
чёрные перчатки
горячий чай
горячая печь
чуткий начальник
могучий человек
чёрный грач
чудесная черешня
чистое личико
чумазый мальчик

Предложения

Задание 10. Чётко произносить предложения.

Ванечка на речке.
Верочка ловит бабочку.
В огороде бочка.
В бочке плавает уточка.
Девочка уронила мяч.

Мяч плывёт по речке.
Снесла курочка яичко.
Ниночка - опрятная девочка.
В окошечко залетела бабочка.
Белочка прыг на ёлочку.
На кочке сидит грач.
У Ванечки коричневая ручка.
Горячи в печи калачи.
Ученик задачей очень озадачен.

Ученики учили урок.
Нину лечили врачи.
У девочек мячи.
У мальчугана черепаха.
У причала кричали чайки.
Мальчики у печи жуют калачи.


Задание 11. Чётко произносить предложения.

Ёжик очень колючий.
Черныш рычал на мальчика.

Врач пришёл к больной девочке.
Дочь катит мяч.
Ключ упал на кирпич.
Вовочка катит тачку.
На веточке в мае почки.
На бочке бабочка.
Девочка даёт птичке водичку.
В чайнике чай.
Над дачей туча.
На тачке куча глины.
Научите Вову читать.
Бабушка печёт внучке печенье.
Чижик - маленькая птичка.
Вот чей-то чемодан.
Девочка помогает маме чинить чулки.
Ела Таня булочку, запивала молочком.
Испугалась Олечка и сидит тихонечко.

Сосны-невелички, а на соснах птички.

Задание 12. Чётко произносить предложения.

Куда ни глянешь - одуванчики точно маленькие лампочки.
У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки.
Лесная земляничка ростом невеличка.
Девочка учит чижика читать. Вот мученье. Он читать не хочет.

На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу.
Мальчики качались на качелях.
Катит поезд: чу-чу-чу! И кричит: «Лечу-лечу-лечу!»
Вот у Миши неудача: Мише задана задача.
Из палочек, из пробочек, из спичечных коробочек мой пароход.

Мама наливает чай из чайника.

У кошечки котёночек.

Чижик - птичка-невеличка.

Дождь на туче ночевал и по небу кочевал.

Олечку вылечил врач.

Леночка играет с мячом.

Мальчики бегут на речку.

Задание 13. Чётко произносить предложения.

У мальчика коричневые башмачки.

Жучка зарычала в будочке.

Грач нашёл червячка.

Мальчик купил в булочной калач и печенье.

Мальчики ловят жучков, бабочек и кузнечиков.

Мама купила дочке перчатки.

Над черёмухой вьются пчёлы.

К вечернему чаю подавали печенье.

В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок.

На черешне грачи клюют личинок.

Анечка и Жучка бегут на речку.

Шубу белую в колечках носит добрая овечка.

У Ванечки в коробочке крючки.

У причала - могучий дуб.

В бочке солёные огурчики.

Грач склевал червячка.

Девочки и мальчики прыгали как мячики.

Чистоговорки

Задание 14. Чётко произносить чистоговорки.

Ач-ач-ач - к больному пришёл врач.
Ач-ач-ач - девочка, не плачь.

Ач-ач-ач - на сосне грач.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Еч-еч-еч - у Андрея меч.
Еч-еч-еч - надо сад беречь.
Еч-еч-еч - затопили печь.
Ич-ич-ич - привезли кирпич.
Юч-юч-юч - потеряли ключ.
Уч-уч-уч - из-за туч пробился луч.
Очка-очка - у меня бочка.

Ча-ча-ча - не горит моя свеча.
Ча-ча-ча - Кате вызвали врача.
Ча-ча-ча - дай мне калача.
Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чо-чо-чо - греет солнце горячо.
Чо-чо-чо - ох, как горячо!
Чо-чо-чо - ранило в плечо.
Чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Чу-чу-чу - я молотком стучу.
Чу-чу-чу - врач идёт к грачу.
Чу-чу-чу - нам купили по мячу.
Чу-чу-чу - быстро колесо верчу.
Чи-чи-чи - на стройке кирпичи.

Чи-чи-чи - ножик наточи.
Чи-чи-чи - огонь горит в печи.
Чи-чи-чи - на дубу грачи.
Чи-чи-чи - очень нам нужны мячи.
Чи-чи-чи - вкусны пироги в печи.
Че-че-че - ворона на плече.
Че-че-че - мы мечтаем о мяче.

Задание 15. Придумай предложения по картинкам.

Раскраска

Стихи для заучивания

Врач - грач

У слонов больная дочь.
Дочка плачет день и ночь.
К дочке вызвали грача,
Он похож был на врача.
Ведь не зря на слово «грач»
Чуть похоже слово «врач».

Весёлые чижи

Жили в квартире
Сорок четыре,

Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж - судомойка,

Чиж - поломойка,

Чиж - огородник,

Чиж - водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж - трубочист.

Печку топили,

Кашу варили

Сорок четыре весёлых чижа:
Чиж с поварёшкой,
Чиж с кочерёжкой,
Чиж с коромыслом,
Чиж с решетом.

С. Маршак Д. Хармс

Ручеёк

Ручеёк, ручеёк,
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом.
И пирог мы испечём.
И, сверкая под лучами,
Засмеялся родничок.
Быстро прыгнул
С камня в чайник, -
Дал водички на чаёк!

Лодочки

Из ореховых скорлупок
Вышло десять лёгких шлюпок...
Спичка с красным лоскутком -
Мачта посерёдочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебёдочки.
Ручейки звенят-поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.

Собачкины огорчения

В лесочке, над речкой
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.

Собачка довольна
И летом, и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей...
Но дайте собачке
Кусочек печенья,
И сразу окончатся
Все огорченья.

Б. Заходер

Учу читать

Вот какой невежда чижик -
Не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
Но никак не научу!
Скачет он и днём и ночью
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю - он никак.

Э. Мошковская

В магазине

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.

- Пятачок и пятачок -
нате гривенничек.

***

Спешил куда-то сверчок,
Нашёл сверчок пятачок,

Сменял пятачок на крючок,
Крючок променял на значок,
Значок обменял на молчок.
За печкой сидит, сердит.

- Меняйся, сверчок! -
Молчит.

Г. Лагздынь

Четыре Анюточки
Четыре Анюточки,
Не устав ни чуточки,

Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки.
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки-чок,
Чуки-чуки-чуки-чок!
Отвалился каблучок.

Е. Благинина

***

Чижик был в гостях у тётки,

Он на чай летал к чечётке.

Чудо-чай

Вечерком

Да вприкуску

С червячком

Са-хар-ным!

А. Пудваль

Скрипочка

Я разломал коробочку,
Фанерный сундучок.
Совсем похож на скрипочку
Коробочки бочок.
Я к веточке приладил
Четыре волоска -

Никто ещё не видывал
Подобного смычка.
Приклеивал, настраивал,
Работал день-деньской...
Такая вышла скрипочка -
На свете нет такой.

Л. Квитко

Тексты для пересказа

Чижик

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поёт чижик. Почему он не поёт, мальчик не знает.

- Чижик хочет на волю, - сказала мама мальчику. Открыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел на дерево чижик и запел.

Курочка Ряба (сказка)

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое.

У Леночки день рождения

У Леночки день рождения. Она помогает маме накрыть на стол. Леночка поставила чайник, чашки с блюдечками, вазочки для варенья и корзиночку для печенья, разложила чайные ложечки. Много гостей было у Леночки. И все пришли с подарками.

Чечётки

Вот послышалось лёгкое: че-че-че... чет-чет-чет, че-чет, чечет. Лёгкая стая птичек опустилась на ветки деревьев. У каждой на головке красная шапочка. Зовут этих птичек чечётки. Почему? Да всё очень просто. Когда эти птички поют, то как будто выговаривают: «Че-чёт, че-чёт». Чечётки - птички северные. В леса средней полосы прилетают только зимой.

По Б. Павлову

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла
с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку «Курочка Ряба».

Четыре девочки

Идёт мама по улице и ведёт за руки четырёх маленьких девочек. Мама говорит: «Куплю большую сумку». Четыре девочки говорят: «И ещё четыре маленькие сумочки!»

Мама говорит: «Куплю большой гребешок». Четыре девочки говорят: «И четыре маленьких гребешочка!»

Мама говорит: «Куплю большой платок». Четыре девочки говорят: «И ещё четыре маленьких платочка!»

Мама говорит: «А ещё куплю щётку пол мыть». Четыре маленькие девочки ничего не говорят.

Паучок

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Прячет в ветках паучок свои ножки-крючки и думает: «Попадёт муха в паутинку. Тут я её и кончу». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Ниточка за ниточкой от веточки к веточке. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Собака помогла

Один раз шла девочка и несла в руках мяч. И вдруг она увидела: на цветочке сидит большая и очень красивая бабочка. Бросила девочка мяч и побежала ловить бабочку. Но бабочка перелетела на соседний цветок, а потом вспорхнула и улетела за речку. Вернулась девочка на старое место, а там мяча уже нет. Села девочка на лавочку и плачет. И бабочку она не поймала, и мяч потеряла. Но вот бежит мимо лавочки маленькая собачка. «Жучка, Жучка, - просит девочка, - помоги мне найти мяч, я больше не буду ловить бабочек». Побежала Жучка вокруг
кустов, понюхала воздух и вдруг громко залаяла. Побежала девочка к кустам и видит там свой мяч.

Крольчата

У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком.
Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.

Звук Щ

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова.

Обещать, пищать, угощать, пощада, натощак, гуща, пища, роща, щавель, площадь, площадка, прощать, щи, щит, щиколотка, щипать, щиток, лещи, плащи, пищит, защита, вещи, ящик, овощи, щель, щепки, ищейка, ущелье, угощение, помещение, пещера, щебень, щебет, щегол.

Задание 2. Чётко произносить слова.

Ищу, пищу, тащу, угощу, щука, щупать, вещунья, блещут, плещут, на ощупь, щупальцы, ещё, щёки, щётка, щёлкать, щеголь, трещотка, мощёный, защёлка, клещи, тащит, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, гудящий, дымящий, пильщик, щетина, щека, щенок, щепотка, щелка, прощение.

Задание 3. Чётко произносить слова.

Ищу, пищу, тащу, угощу, щука, щупать, вещунья, блещут, плещут, на ощупь, щупальцы, ещё, щёки, щётка, щёлкать, щеголь, трещотка, мощёный, защёлка, клещи, тащит, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, гудящий, дымящий,

Задание 4. Чётко произносить слова.

Купальщик, общий, хрящи, борщи, товарищи, говорящий, угольщик, каменщик, факельщик, выдумщик, ямщик, ныряльщик, удилище, голенище, прищепка, тараканище, жилище, убежище, пильщик, щетина, щека, щенок, щепотка, щелка, прощение.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, хвощ, мощь, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, товарищ.

Словосочетания

Задание 6. Чётко произносить словосочетания.

хищная щука
пищащий щенок
мощная защита
ящик для овощей
ищи щенка
убегающий щенок
ищу клещи
тощий нищий
громыхающий ящик
щуплый натурщик

поющий щегол
тощий лещ
мощёная площадь
сияющий щит
тащи вещи
выращиваю овощи
щавелевые щи
увядающий хвощ
мощный щит

плывущий купальщик


Предложения

Задание 7. Чётко произносить предложения.

Во дворе пищит щенок.
Щенок пищит, просит пищи.
Щенку дали хрящ.
Луна освещает рощу.

В роще щебечут щеглы.

В озере лещи.

Угощай товарища.

Волки рыщут, пищу ищут.

Я свою лошадку больно не хлещу;

я свою лошадку славно угощу.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи - щиплем мы щавель на щи.

Ищут пищу волки да зубами от голода щёлкают.

В дождь плащ - нужная вещь.

Задание 8. Чётко произносить предложения.

Щука - хищная рыба.

Петя леща поймать обещал.

Мы купили овощей и для супа, и для щей.

Щенок тащит щётку.

Мама угощает детей щами.

Площадь вымощена щебнем.

Щеглята щебечут на ветке.

Из щетины делают щётки.

На площадке лежат щепки.

В ящике лежат клещи и щипчики.

Дети сами выращивают овощи.

Щи да каша - пища наша.

Вещи лежат в помещении.

У щенка на щеке клещ.

Лещ - это рыба, а не вещь.

Щенки сидели в ящике.

Щенок грызёт хрящ.

Дети ищут щавель.

У хомяка толстые щёки.

Вокруг дома дощатый забор.

Щенки пищат в корзине.

Ящерица юркнула в щель.
Овчарка - опытная ищейка.

Чистоговорки

Задание 9. Чётко произносить чистоговорки.

Ща-ща-ща - поймали мы леща.
Ща-ща-ща - тащи скорей леща.
Щу-щу-щу - я тебя ищу.
Щу-щу-щу - больного навещу.
Ще-ще-ще - я в плаще.
Ще-ще-ще - я хожу в плаще.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Щи-щи-щи - мы ели щи.
Щи-щи-щи - собери щавель на щи.
Щи-щи-щи - в пруду плавают лещи.
Щи-щи-щи - носки прополощи.
Щи-щи-щи - ты иди, меня ищи!


Задание 10. Чётко произносить чистоговорки.

Ащ-ащ-ащ - у меня плащ.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Ащ-ащ-ащ - у меня порвался плащ.
Ащ-ащ-ащ - у Коли новый плащ.
Ощ-ощ-ощ - вырос хвощ.
Ущ-ущ-ущ - вырос плющ.
Ещ-ещ-ещ - укусил нас клещ.
Ещ-ещ-ещ - в кастрюле лещ.

Раскраска

Задание 11. Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Щ.

Стихи для заучивания

Щенки и щётка

Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.

С. Михалков

Почтовый ящик

На скамейку я встаю,
еле ящик достаю.
Открываю ящик,
голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
письма настоящие.

А. Шибаев

Мой щенок

Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен,
А настоящий пёс!

Е. Благинина

***

Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.

***

Щуку щами с овощами
Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.

***

Ищут Катя с Таней вещи.
Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.

***

Щётка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.

Тексты для пересказа

Щенок

Оля нашла щенка. Она принесла щенка домой. Щенок был голодный. Оля накормила щенка щами и положила его в ящик. Тепло щенку в ящике.

Щеглёнок и щенок

У Ани - щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

На зимней рыбалке

Чаще всего клевали окуньки. Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука - хищная рыба.

Щенок

Во дворе в щели под бревном Вова увидел щенка. Щенок жалобно пищал. Вова оттащил бревно и вытащил щенка. Щенок дрожал от холода, и Вова укутал его плащом. Дома Вова накормил щенка щами.

Щенята Лады

В дощатом ящике - щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий  полукруг.

Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

- Давай лаять, - говорит один щенок.

- Давай, - согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

- Испугался! - радуется первый щенок.

- Убегает! - говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

Щенок

Вот тащит щенок на кухню какую-то щепку. Мама со щёткой - за щенком. Щенок затащил щепку под плиту и тявкает оттуда.

- Ну-ка, вылезай сейчас же, - сердится мама, - а то щёткой угощу!

Щенок со своей щепкой - пулей в комнату. Ну и щенок! Такой баловник!

Щи не для щенка

Миша тащит щенка к буфету. «Я тебя щами угощу», - обещает он щенку. Подтащил его и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявкнул он и - наутёк. Видно, хочет молока, видно, щи не для щенка.

Список литературы

1.    Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче у Ч. – М.: Айрис Пресс, 2011.

2.    Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.

3.    Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград, 2009. – 404с.


Предварительный просмотр: