Авторские материалы

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ 

Многофункциональное логопедическое пособие "Разноцветный паровозик" 

                                                 

 Описание:

Пособие изготовлено из  натуральных материалов: поле - из х/б ткани, съёмные детали из фетра.

Размер игрового поля: 80см*60см;

Съемные детали:

Вагончики- 10 шт. (фетр, липучки)

Тучки, солнышко, деревья, лужа, цветы – (фетр, липучки, кнопки)

Животные, птицы для пальчиковых игр -10 шт.

Предметные картинки – по выбору педагога, в соответствии с темой.

Цифры из математического набора -10 шт.

Коррекционные задачи:

Словарная работа:

  • Обобщение  по лексическим темам (звери, птицы, насекомые едут в разных вагончиках);
  • Продолжение лексического ряда.
  • Нахождение 4 лишнего

Звуковой анализ слов:

  • Паровозик привез звуковую схему слова, нужно подобрать соответствующую картинку;
  • Подобрать картинки, в названии которых определенный звук находится в начале, середине или конце слова.

Слоговая структура слов:

  • Распределение слов по количеству слогов (в первый вагон сели волк, слон и жук, во второй - лиса и белка, заяц, в третий - собака, корова);

Лексико-грамматические упражнения:

  • Согласование существительных с прилагательными;
  • Cогласование притяжательных местоимений с существительными;
  • Согласование существительных с числительными (сколько пассажиров в вагоне? - Два пассажира, пять пассажиров);

 

Составление рассказа по серии картинок:

«Паровоз привез картинки для составления рассказа. Помоги паровозику, разложи картинки правильно и составь рассказ».

 Варианты игр.

  1. Расставь вагоны так, как расположены цвета радуги.
  2. Расставь цифры по порядку.
  3. «Собери друга в дорогу» : Посади в 1 вагон Мишутку. Помоги Мишутке собраться в дорогу. Выбери картинки со звуком «Ш» (картинки размещаются в остальных вагончиках) Аналогично проводится игра с другими звуками.
  4. «Посчитай». Согласование числительных с существительными. Сколько у мишки машинок? Шишек? Подушек? На вагончике цифра и предмет, например: у мишки одна машинка, пять шишек, две подушки и т.д.
  5.  «Рассади пассажиров»  В 1 вагоне поедут те, у кого в названии есть звук «Л», а  во 2 вагоне со звуком «Р».
  6. «Раздай подарки Слону  и Лягушке». Задание: раздели картинки между Лисой и Лягушкой: У лисы -бусы, поднос, кактус. У лягушки - чашка, шишка, шоколадка  и т. д
  7. «Лакомое блюдо».

В вагончиках едут разные  животные и птицы. Кому что дадим, чем угостим? (Например: Мишке дадим малину. Угощу Мишку малиной).

  1. Игра "Кто где живет?". Закрепление словаря по теме "Домашние животные", "Дикие животные наших лесов" и "Дикие животные жарких стран".
  2.  Игра "Где находится?" Определение положения животных или картинок. Использование предлогов перед, за, между, в.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ЛОГОТВИСТЕР»

Для того чтобы занятия по автоматизации звуков проходили более активно и интересно, а звук  выходил в «самостоятельную» жизнь,  я использую различные моторные игры и упражнения.   Один из таких  лайфхаков – напольный Твистер. С его помощью  повышается интерес к логопедическим занятиям, развиваются  двигательные  и познавательные способности, формируются устойчивые речевые навыки. Наполнение может быть разнообразным: от артикуляционной гимнастики до составления рассказа по картинкам.

Вариант для автоматизации звука «Ш» (Цветовая схема с картинками, маршрут не обозначен)

  1. Задание:  «Один-много».

-Выбери дорожку не красную, не синюю, не желтую. Наступая на кружок, ты назовешь картинку, изображенную на схеме. Измени слово, назови много таких предметов. Например: шишка-много шишек, мешок-…, лошадка-… и т.д.

C:\Users\Polzovatel\Desktop\лайфхаки\0.jpg C:\Users\Polzovatel\Desktop\лайфхаки\1.jpg

  1. Вариант для дифференциации звуков «С»-«Ш»(без схемы, картинки находятся на дорожках)

«Прыгай и составляй фразу».

-Выбери дорожку слева от желтой. Прыгая на кружок, составляй фразу: Что у пушистой мышки? (У пушистой мышки колесо, у  пушистой мышки сок… и т.д.).

C:\Users\Polzovatel\Desktop\лайфхаки\прыжок.jpg

  1. Вариант для автоматизации звука «С» и закрепления навыка звукового анализа.

Задание: «Собери слова в корзинку». (Цветовая схема с начерченным маршрутом, картинки на поле Твистера).

-Пройди маршрут так, как отмечено у тебя на карте. Четко проговаривай звук «С». Картинку со звуком  «С» в начале слова положи в корзинку.

 C:\Users\Polzovatel\Desktop\лайфхаки\яна вышла.jpg         C:\Users\Polzovatel\Desktop\лайфхаки\яна.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука «Л » Презентацию выполнила: Учитель-логопед Синютина Н.Е., I к.к .

Слайд 2

Оглавление: Автоматизация в изолированном виде; Автоматизация в слогах; Автоматизация в словах; Автоматизация в словосочетаниях; Автоматизация в предложениях; Автоматизация в стихах; Автоматизация в тексте .

Слайд 3

Самолет летит гудит: л-л-л-л-л-л

Слайд 4

Автоматизация в слогах и чистоговорках : ла- ло - лу-лы Ла–ла-ла, Мила в лодочке плыла. ло - лу - лы -ла Ло– ло – ло , было тихо и тепло. лу - лы -ла- ло Лу– лу – лу , рада Милочка теплу. лы -ла- ло - лу Лы – лы – лы , песенки ее слышны ал ол ул ил Ал-ал-ал, пенал на пол упал. ол ул ил ал Ол – ол-ол , пенал упал на стол. ул ил ал ол Ул-ул-ул , пенал упал на стул. ил ал ол ул Ил-ил-ил, Павел гол забил.

Слайд 5

Звук «Л» в словах. Игра- бродилка .

Слайд 6

Автоматизация в словосочетаниях: Веселый малыш оловянный солдатик платье с воланами золотая булавка лыжная палка белое полотенце глупая улыбка маленькая белка молочная лапша вкусный калач желтый платок злой волк оловянная ложка полк клопов холодное молоко милая Золушка полная луна волшебная палочка голубые глаза голодный Слава теплая лужа сладкая булочка

Слайд 7

Автоматизация звука «Л» в предложениях . Мила ела салат. Луша взяла лопатку. В воде была акула. Лада вымыла ладони. Около палаток лопухи и полынь. Мила видела слона. В глубоком колодце вода холодная. Наступила зима, готовь лыжи и салазки. Слава идет в кладовую за веслами. Луша полола лук и свеклу. Володя смелый пловец, он не боится глубины. Около болота было тепло и светло. Пенал упал на пол. Павел ушел на футбол. На полу голодный кот ел холодный эскалоп.

Слайд 8

Автоматизация в стихотворных текстах. «Булавка» «Летний день» Мила искала булавку, Было небо голубое, А булавка упала под лавку. Было солнце золотое, Под лавку залезть было лень, На крылечке кот лежал, Искала булавку весь день! Мальчик яблоньку сажал. « Зима» Время медленно текло, Все бело, бело, бело, Было тихо и тепло! Много снега намело! «Тыква» Вот веселые деньки, Золотая голова велика, тяжела, Все на лыжи и коньки! Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова-то велика, Только шея тонка!

Слайд 9

Автоматизация звука «Л» в тексте. « Умная галка ». Л.Н . Толстой . Хотела галка пить. Увидела : стоит кувшин с водой. А вода в нем была на самом дне. Скакала галка, скакала, да все без толку: никак не могла напиться! Стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка !



Предварительный просмотр:

АУТИЗМ – СИНДРОМ ВЕКА.

Н. Е. Синютина

учитель-логопед, МКДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида

               Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.                                                                                                                                В 2007 году Организация Объединенных Наций решила, что каждый год 2 апреля будет днем распространения информации об аутизме, т.е. тем самым подчеркивается, что это проблема мирового значения.                                                                                                                                                                                                Что же такое аутизм? Аутизм – это сложное нейробиологическое отклонение, которое обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это часть группы отклонений, известных как              расстройства аутистического  спектра (ASD).  Предполагается, что аутизмом  поражены 67 миллионов человек по всему миру: в большинстве стран аутизм встречается чаще, чем онкология, диабет и СПИД.                                Аутизм встречается во всех расовых, этнических и социальных группах, он в 4 раза чаще бывает у мальчиков, чем у девочек. Аутизм мешает способности человека общаться и строить отношения с другими людьми.  Люди всегда с опасением относятся ко всему, что не похоже на них самих. Особую настороженность вызывают те, чье поведение не подчиняется общим законам и прогнозам. К такой категории можно отнести детей с аутизмом.   За последние годы отношение к аутизму, как к явлению, резко изменилось. Если раньше аутизм рассматривался как психоз, то на современном этапе анализ аутизма ориентирован на психопатологию, и рассматривается не как психическое заболевание, а как нарушение психического развития человека.  Наш мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую из различных анализаторов: зрительного, слухового, осязательного.                                                                                                               Особенность аутизма в том, что нарушено восприятие сигналов, которые получает наш мозг.  Одни сигналы поступают очень интенсивно, а другие не воспринимаются вовсе и нет той зависимости, обычной для всех людей, когда сильные сигналы воспринимаются сильно, а слабые – слабо.                                                               В результате нарушается контакт человека с окружающим миром, он реагирует иначе, складывается впечатление, что это инопланетянин, который не знает правил игры. При встрече с аутистами многие люди считают, что эти дети или тяжело больны, или не умеют вести себя в обществе. Аутист – не космический пришелец, он просто иначе видит и чувствует мир. Как и любой другой ребенок, аутист пытается изучить мир, но он все время об него обжигается, потому что он гиперсенсорен, для него свет – слишком яркий, звук – слишком громкий, прикосновения несут болезненные ощущения. В результате ребенок учится взаимодействовать с миром так, чтобы поменьше чувствовать, видеть и слышать. Ребенок начинает пользоваться периферическим зрением, потому что оно несет меньше информации. Он как бы отгораживается от мира и примерно к полутора годам выстраивает свою систему защиты. Как раз к этому возрасту родители замечают, что с ребенком что-то не так, он уходит из контакта, часто исчезает речь. На самом деле он и до этого чувствовал себя беззащитным, но был вынужден общаться, а теперь построил стенку и спрятался за ней.   Но общество имеет возможность научить этого инопланетянина и сделать его жителем Земли. Главное – это вовремя заметить, что этот ребенок – другой, не такой как все.                                                                                  До середины XX века понятия «аутизм» не существовало – детям и взрослым с аутизмом чаще всего диагностировали шизофрению и помещали в психиатрические клиники, что еще больше усугубляло их состояние.                                                                                                                                                                   Первое описание аутизма дал американский психиатр Лео Каннер в 1943 году. Исследовав 11 малышей, он пришел к выводу, что их совершенно не интересуют другие люди, в то время как обычные младенцы находятся в постоянном изучении людей и контактов с ними. Каннер обратил внимание на схожие черты в поведении этой группы: стремление к единообразию и страх перед переменами.                  

                 «Самодостаточный», «Как в скорлупе», «Совершенно счастливый, если его не трогают», «Ведет себя так, словно рядом никого нет» - так описывали родители своих детей Каннеру, но такое поведение совершенно не типично для взрослых и детей, больных шизофренией.                                                                                                           С самого раннего детства присутствует крайнее одиночество. Ребенок игнорирует, отторгает все, что идет из внешней среды, трактуя происходящее  так,  «как будто ничего не произошло»  или  воспринимая как нежелательное вмешательство.                                                                                                                                           Каннер определил четыре основных признака аутизма:                                                                                            -  Нарушение социализации (отсутствие контакта с внешним миром, с родителями);                                                    

       -   Нарушение развития языковых и коммуникативных навыков (отсутствие или слабо развитая речь, замкнутость, неумение общаться);                                                                                                                Поведенческая стереотипия, сопротивление переменам;                                                                              -  Манифестация расстройства в первые годы жизни.

              Несмотря на то, что признаки аутизма стандартны, люди с таким диагнозом могут сильно отличаться друг от друга. Уже в конце XX века американские ученые пришли к выводу, что аутизм имеет много форм. Американский психиатр Брайан Кинг выделяет 14 видов аутизма. Из-за многочисленности форм и их слабой изученности специалисты чаще используют термин «расстройство аутистического спектра» (РАС).                                                                                                                                          Профессор Йельского университета Фред  Волкмар полагает, что около 50% детей с заключением «РАС» страдают умственной отсталостью или ограниченными интеллектуальными возможностями, это низкофункциональная группа. Другую группу, высокофункциональную, составляют дети и взрослые одаренные необычайными способностями, которые проявляются в рисовании или музыке, они имеют отличную память и математические способности, хотя часто со временем эти способности утрачиваются. Тем не менее, высокофункциональные аутисты могут отлично закончить школу, освоить профессию, работать и приносить обществу пользу, если с ними в раннем возрасте начинают работать специалисты. Каковы же причины, ведущие к детскому аутизму?                                                                      Лео Каннер считал, что аутизм – это врожденное нарушение.  Современные ученые убеждены, что иногда аутизм развивается в первые годы жизни ребенка Некоторое время была популярна версия, связывающая возникновение аутизма в результате вакцинации детей прививками от кори.                                                                                                                                 Но ни одна из версий не нашла своего научного подтверждения.                                                                             Во всем мире ученые пытаются выяснить причину этого заболевания, но пришли пока что к гипотезе того, что при аутизме нарушены нейронные связи в коре головного мозга. Скорее всего, по мере развития науки будут устанавливаться разные причины, и скорее всего, их будет множество.                                                «Аутизм – это социальная катастрофа», - считает Фред Волкмар. Звучит это определение угрожающе, особенно если учесть фактор постоянного роста случаев РАС в мире. Какова же статистика на сегодняшний день?                                                                                                                                                                                   По последним данным, в США каждый 68-й ребенок страдает РАС. Это на 30% больше, чем в 2012 году. В 2009 году в Калифорнии опубликовали данные о том, что с 1990 по 2007 год зарегистрированная заболеваемость аутизмом возросла в 7-8 раз. В России за последние пять лет зарегистрированных случаев стало на 78% больше. Никто не знает, что будет через 20 лет, и никто не знает, почему это происходит.             По словам специалистов, аутизм не так страшен, если диагностировать его в раннем возрасте и тогда же предоставить ребенку образовательные, коррекционные и социальные услуги. Легкие аутистические расстройства выявляются до 18 месяцев. В этом возрасте определяется группа риска, но не дается заключение. И если с детьми этой группы риска в раннем возрасте начать работу, то к школе многие из них будут социализированы и подготовлены. В Великобритании система ранней помощи начинается с патронажной сестры, которая приходит домой к малышу и ее компетенции хватает на то, чтобы определить нарушения и направить ребенка к врачу. В США брошюры и стенды с описанием первых признаков аутизма расположены в детских поликлиниках и женских консультациях. В России также быстро растет информированность среди населения, но первыми забить тревогу могут только родители, так как ни по каким анализам РАС не диагностируется, а выявляется путем наблюдения за поведением ребенка.  Чем раньше была начата реабилитация, тем больше у ребенка шансов на полноценную жизнь- Таким образом, проблемы диагностики и оказания медицинской помощи, выстраивание индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы, ориентированной на активное участие родителей в реабилитационный процесс, инклюзивное образование, процесс социализации и интеграции в общество детей и подростков с РАС являются общими для всех стран мира.

Библиографический список:

О.С. Никольская, Психологическая классификация детского аутизма. Альманах, Институт коррекционной педагогики РАО, 2014. N 18;

   «Огонек», «Аутизм – болезнь 21века» 06.  2001г.   https://www.kommersant.ru/doc/2288854 

https://kartaslov.ru/книги/Астафьева_О_Н_Имашева_Е_Г_Коррекционная_психология_