Статьи
Предварительный просмотр:
Язык – мелодия души.
Проблема сохранения и развития исчезающих языков народов Севера является актуальной на протяжении долгих лет.
С рождения человек неразрывно связан с родным языком. Думаю, что недаром язык называют душой народа. В родном языке сохраняется история, в нем духовная и материальная культура народа. В нем образ родного очага и колыбельные напевы, частица родного края и природы, в которой протекает вся жизнь селькупского народа. Родная речь красива и мелодична.
Мне бы хотелось, чтобы наши дети не только в быту могли общаться на родном языке, но и сохранили эту прекрасную мелодию родного( селькупского) языка. Считаю, что для сохранения языка необходимо живое общение, и обязательно должно быть участие в общении родного(селькупского) «языка», иначе через несколько лет общение на родном языке утратит свою значимость и востребованность. Один из способов сохранения родного языка - использовании фольклора селькупов на занятиях с обучающимися. Это возможно в рамках курса внеурочной деятельности «К родным истокам».
Развивая родную речь и творческие способности учащихся в процессе освоения образного языка, использую такие жанры селькупского фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки. Особенно моим воспитанникам нравятся сказки.
У селькупов сказки не делятся по возрастным особенностям. По содержанию они очень просты и доступны. Обычно сказки рассказывали зимой в период сильных морозов и в период гостевания селькупов. Сказители любили рассказывать сказки. Причем никто об этом не просил: ни взрослые, ни дети. Сказитель либо сам, заметив в поведении детей такую необходимость, как бы сам проявлял в этом инициативу, или какой-нибудь случай наталкивал на исполнение сказки. В содержаниях сказок множество наставлений о том, как вести себя по отношению к людям, к природе. В этом и заключена своеобразная прелесть селькупских сказок. Положительные герои сказок являются для народа его идеалом. Таким идеалом селькупского фольклора является Ича. Он сильный, ловкий, верный защитник своего народа, который совершает великие подвиги в борьбе за свободу своего племени, он борец со злыми силами. В образе Ичи воплощены самые лучшие качества человека. И через фольклорные произведения селькупы стремились передать эти качества своим потомкам. Они внушали уверенность в победе добра над злом. В сказке перед взором ребенка возникают образы родной природы, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народа, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Детей воспитывают и такие народные мудрости. Пословицы – советы. Есть много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека в суровых условиях. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Люди используют их почти так же легко и непринуждённо, как слова собственной речи.
1.Сидя у очага, еду не добудешь. 2 Ленивого человека всегда сон одолевает.
3.У ленивой хозяйки и еда долго варится. 4.Знай, добрый человек долго живёт.
5.Помни, все люди стареют. 6.Ребёнка родить не просто, а воспитывать ещё сложнее.
7.Злой язык к беде приводит. 8.Плохие слова возвращаются тому, кто их произнёс.
Трудно представить себе народный фольклор без загадок. Селькупские загадки это не только свидетельство художественного творчеств народа, но и источник этнического мировоззрения, которое в ненавязчивой форме передается молодому поколению.
Загадки народов Севера отличаются большим своеобразием. Произведения фольклора (загадки) передавались только в устной форме. В этом можно убедиться, познакомившись с фольклором селькупов. Загадки разнообразны по своему содержанию. Их тематика тесно связана с основными занятиями селькупов, их бытом. Ничто так не обогащает образную сторону родной речи как малые селькупского фольклора. Загадка нам чем-то напоминает диалог: один загадывает, другой отгадывает. Селькупские загадки не содержат прямого вопроса: в них даётся замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чём идёт речь в этой загадке.
Весной зелёным рождается,
А осенью желтеют, краснеют.
И на землю осыпаются.
( Листья)
Быстрый маленький зверёк,
На спине пять черных дорожек.
( Бурундук)
В большинстве загадок описание признаков предметов, название которого надо отгадать.
Основное назначение жанра загадки заключается в том, что она развивает в человеке догадливость, смекалку, образное мышления.
Загадки
Тёмным вечером сверкаю,
А ночью исчезают.
( Звёзды.)
Быстрый маленький зверёк,
На спине пять черных дорожек.
(Бурундук),
Зимой он спит,
Весной просыпается,
Летом бродит,
А осенью спать собирается.
(Медведь)
Решетчатый дом в воде сидит.
Рыба в дом войдет,
А из дома не выйдет.
(Рыболовная снасть для ловли рыбы)
Птичка с железным клювом
И с длинным хвостом,
Ныряет и след оставляет.
( Иголка с ниткой)
Горбатая старуха
Над костром склонилась,
Она еду варит
И чай кипятит
(Деревянное приспособление для подвешивания котла и чайника на открытом огне)
Два похожих брата
Друг друга догоняют,
А догнать не могут.
(Лыжи)
Загадки, пословицы-поговорки учат говорить ярко, образно, просто. Все богатство родного языка хранится в фольклоре родного народа. Они живут в родной речи и отражают духовный облик селькупского народа. Родной язык! Он с детства знаком каждому, на нём мы впервые произносим заветное слово “мама”, на родном языке нам понятен каждый вздох. Родная речь, исходящая из самого материнского сердца, величава и упоительна для каждого из нас, твоя мелодия – мелодия души!