Физика
Я работаю учителем 30 лет, учителем физики - 14 лет. За это время я многому научилась и мне хочется поделится со своими коллегами своими умениями. В своей практике я очень часто использую презентации как на уроках физики, так и во внеклассной работе. А заинтересовали меня на курсах по информатике в НИРО.
1. Я предлагаю вам алгоритм создания теста, который нам был предложен преподавателем кафедры информатики А. Г. Баханским.
2. Мастер - класс "Создание тестов в программе Power Point".
3. Урок физики в 10 классе "Газовые законы".
4. Лабораторная работа №4 по физике 8 класс "Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках" http://cloud.mail.ru/public/eXKW/hdKB9V3TR
5. Урок физики в 9 классе "Колебания" с использованием технологии перевернутого обучения http://cloud.mail.ru/public/hm63/PbA9XE8oZ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_sozdaniya_testa.doc | 123.5 КБ |
master_-_klass_sozdanie_testov_v_programme_power_point.doc | 766 КБ |
konspekt_uroka_fiziki_v_10_klasse_po_teme_gazovye_zakony.docx | 863.82 КБ |
РП по физике 7 - 9 класса | 812.51 КБ |
РП по физике 10 - 11 класса | 921.47 КБ |
План работы кабинета физики | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кафедра теории и методики обучения информатике
Алгоритм создания теста
- Запустить программу Microsoft Word.
- Сохранить файл под именем Тест.doc в своей папке Тексты на диске.
- В меню Файл выбрать и выполнить команду Сохранить как…;
- В поле Папка:, появившегося диалогового окна Сохранение документа, выбрать Вашу папку Тексты;
- В поле Имя файла ввести имя документа Тест.
- Выполнить сохранение, щелкнув левой кнопкой мыши по кнопке Сохранить.
- Установить параметры страницы.
- В меню Файл выбрать и выполнить команду Параметры страницы…;
- В появившемся диалоговом окне параметры страницы выбрать вкладку Поля;
- Используя кнопки установить размеры полей страницы: Верхнее –2,5, Нижнее – 2,5, Левое – 2, Правое – 2;
- Подтвердить свой выбор, щелкнув по кнопке Ok левой кнопкой мыши.
- Вставить колонтитул.
- В меню Вид выбрать команду Колонтитулы. В верхней части страницы появится область с пунктирной границей и соответствующая панель инструментов;
- Ввести часть текста колонтитула (например, 8 класс);
- Переместить курсор в центр, нажав кнопку . Установить Начертание – Полужирный и ввести название предмера (например, Математика);
- Переместить курсор в правый край, нажав кнопку . Выключить Начертание – Полужирный и ввести свою фамилию (например, Уч. Сидоров С.С.);
- Переместить курсор на новую строку, нажав клавишу Enter. Переместить курсор в центр, нажав кнопку . Установить Начертание – Полужирный и ввести тему теста (например, Тема «Теорема Пифагора»);
- Для перехода к работе с основным текстом, дважды щелкните левой кнопкой в области основного текста документа;
Примечание! Для выполнения редактирования уже созданного колонтитула дважды щелкните левой кнопкой мыши в области колонтитула.
- Ввести заголовок.
- Установить параметры заголовка: Шрифт – Times New Roman, Размер – 14, Начертание – Полужирный, Выравнивание – По центру;
- Нажать клавишу Enter для пропуска строки и ввести текст заголовка: ТЕСТ № 1, дважды нажать клавишу Enter для пропуска двух строк.
- Ввести тексты вопросов и варианты ответа.
- Установить параметры основного текста: Шрифт – Times New Roman, Размер – 12, Начертание – Обычный, Выравнивание – По ширине;
- Установите текстовый курсор в позицию ввода первого вопроса теста, установите режим ввода нумерованного списка (нумерация);
- Введите текст вопроса, закончив ввод нажатием клавиши Enter;
- Перейти к вводу вариантов ответов на вопрос, предварительно щелкнув по кнопке (увеличить отступ или понизить уровень) на панели Форматирование;
- Заканчивать ввод текста каждого варианта ответа нажатием клавиши Enter;
- По окончании ввода последнего ответа на первый вопрос, перейти к вводу текста следующего вопроса, предварительно щелкнув по кнопке (уменьшить отступ или повысить уровень) на панели Форматирование;
- Повторить шаги алгоритма столько раз, сколько вопросов содержит Ваш тест.
Внимание! Если Вас не устраивает формат списка, то его можно изменить, использую в меню Формат команду Список и кнопку Изменить.
- Оформить текст вопросов теста полужирным начертанием и установить перед вопросом интервал
- Выделить текст вопроса, направив указатель мыши на левое поле напротив вопроса, прижав левую кнопку мыши и перемещая курсор вниз вдоль вопроса;
- Установить Начертание - Полужирный на панели инструментов Форматирование;
- В меню Формат выполнить команду Абзац и на вкладке Отступы и интервалы установить Интервал перед: 6 пт;
- Подтвердить свой выбор, щелкнув по кнопке Ok левой кнопкой мыши.
- Повторить установку для каждого вопроса.
- Оформить заголовок документа графикой.
- Установить курсор перед заголовком;
- Выполните вставку рисунка в одном из вариантов
- из коллекции клипов: в меню Вставка выполнить команду Рисунок, а в дополнительном меню команду Картинки. Открыть один из разделов (например, Фотографии), и выбрать соответствующий рисунок щелчком мыши по нему. Выполнить его вставку, щелкнув по экранной кнопке Вставить клип.
- из известной папки (например, Вашей Картинки): в меню Вставка выполнить команду Рисунок, а в дополнительном меню команду Из файла. Открыть нужную папку и выбрать в ней соответствующий рисунок щелчком мыши по его названию. Выполнить его вставку, щелкнув по экранной кнопке Вставка.
- Выполнить настройку рисунка:
- Вызвать контекстное меню, щелкнуть по рисунку правой клавишей мыши;
- Выбрать в контекстно-зависимом меню команду Формат рисунка;
- В окне Формат рисунка перейдите на вкладку Положение;
- Выберите в ней режим Вокруг рамки;
- Подтвердить свой выбор, щелкнув по кнопке Ok левой кнопкой мыши (обратите внимание на изменение начертания маркеров рамки рисунка);
- Установить необходимые размеры рисунка, изменив границу рисунка с помощью углового маркера;
- Расположить рисунок в области документа по Вашему усмотрению, перетащив его с помощью указателя мыши.
- Создать прямоугольник
- Выбрать инструмент Прямоугольник () на панели Рисование ;
- Направить в верхний угол предполагаемого прямоугольника и, прижав левую кнопку мыши, переместить указатель в правый нижний угол прямоугольника;
- Установить цвет заливки прямоугольника, щелкнув по стрелке Цвет заливки (), выбрав в панели Другие цвета заливки… нужный цвет (можно выбрать и более сложную заливку, выбрав пункт Способы заливки);
- Отменить линии границы щелкнув по стрелке Цвет линий () и выбрав пункт Нет линий.
- Сохранить работу на диске, используя кнопку .
- Закрыть программу Microsoft Word.
© Баханский Александр Григорьевич
Июнь, 2005
Предварительный просмотр:
Мастер - класс «Создание тестов в программе PowerPoint».
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по созданию теста в программе PowerPoint.
- Подготовьте вопросы и варианты ответов, среди которых есть правильный.
- Откройте новую презентацию. Я предлагаю создать тест по теме «Уравнение состояния идеального газа». Вы можете вносить свои вопросы и ответы.
- На титульном слайде введите название темы «Уравнение состояния идеального газа», в строку подзаголовка – Проверочный тест.
- Создайте 2 слайд Заголовок – объект.
- Выберите фон презентации.
- Введите 1 вопрос в строке Заголовок слайда:
Назовите макроскопические параметры. - В строке подзаголовка – ответ масса, давление, объем, температура
- Добавим еще одно текстовое поле, нажав ЛКМ в строке меню – вставка – надпись, введем еще один вариант ответа: давление, объем температура.
- Аналогично пункту 8, вы можете создать еще несколько вариантов ответов.
- Создадим 3 слайд Заголовок – объект.
Заголовок – (обоснование правильного ответа) К макроскопическим параметрам идеального газа относятся: давление, объем и температура.
Объект – Вернуться к вопросу
- Создадим четвертый слайд Заголовок – объект.
Заголовок – Молодец
Объект – Переходи к следующему вопросу.
- Создадим пятый слайд Заголовок – объект.
Заголовок – Неправильно!
Объект – Вспомни теорию. - Если вы внесли дополнительные варианты ответов, повторите пункт 12.
- Создадим 6 слайд Заголовок – объект.
Заголовок – Из предложенных формул выбери уравнение состояния идеального газа
Объекты – Варианты ответов, для нескольких вариантов снова добавляем текстовые поля.
P = 2/3nE PV = m/MRT P = 1/3 mov2n PV = 3/2kТ - Создадим 7 слайд Заголовок – объект.
Заголовок – (обоснование правильного ответа) Уравнением состояния идеального газа называется зависимость между макроскопическими параметрами: давлением, объемом и температурой: PV = m/MRT
Объект – Вернуться к вопросу
- Создадим еще несколько слайдов с вопросами и вариантами ответов, подсказками (обоснование правильного ответа), повторив пункты 11 и 12.
Варианты вопросов:
Вопрос | Варианты ответов | Подсказка |
Масса газа равна: | m = RT/pvM m = vM/pRT m = pRT/vM m = pvM/RT | Чтобы выразить неизвестную величину из уравнения Менделеева – Клапейрона, умножь левую и правую часть уравнения на знаменатель (М), получишь: рvM = mRT, найди неизвестный множитель, разделив произведение на известные множители. |
Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называется… | изотермический изохорный изобарный | Исходя из уравнения состояния газа произведение давления газа на его объем остается постоянным в любом состоянии с неизменной температурой. Процесс изотермический. T = const Закон Бойля-Мариотта |
Универсальная газовая постоянная равна | 1,38 * 10 – 23Дж/К 8,31 Дж/ (моль*К) 6,022 *10 23 моль-1 | Универсальной газовой постоянной называется произведение числа Авогадро и постоянной Больцмана: 6,02 * 1023 * 1,38 * 10 -23 |
Газовый закон Шарля устанавливает зависимость между: |
объемом
температурой
температурой | Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют изохорным. Газовый закон Шарля. V = const. |
Задача: Найди давление газа бутана (С4Н8) в баллоне для портативных газовых плит объемом 0,5 л и массой 250г при температуре 20 0С | 12кПа 21,7 МПа | Решение: Переведи единицы измерения объема, массы, температуры в СИ. Найди молярную массу бутана: M=(4*12 + 1*8) * 10-3 = 56 10-3 кг/моль Из уравнения М-К вырази давление: p = mRT / VM, выполни вычисления. |
- Перейдем в режим сортировщика слайдов.
- Скопируйте слайды 4 и 5, для этого выделите их с помощью мышки, нажмите ПКМ и выберите копировать или найдите соответствующий значок на панели инструментов. Затем вставьте эти слайды после каждого слайда с вопросом.
Примерная схема расположения слайдов.
- Переходим к форматированию презентации, научим презентацию проверять ответы учеников. Для этого необходимо создать гиперссылку.
- Открываем слайд с первым вопросом.
- Щелкаем по правильному ответу, выделяем его, нажимаем на ПКМ, выбираем строку создать гиперссылку в контекстном окне выбираем перейти по гиперссылке – слайд и выбираем слайд 4 со словом Молодец - ОК.
- Для неверного ответа аналогично создаем гиперссылку направляя ученика к 5 слайду.
- Открываем 4 слайд и тоже делаем гиперссылку на 6 слайд с другим вопросом для слова Переходи к следующему вопросу.
- Открываем 5 слайд. Гиперссылкой будет выражение: Вспомни теорию. Гиперссылку направляем на 3 слайд с подсказкой.
- Открываем 3 слайд Выражение: Вернуться к вопросу делаем гиперссылкой на 2 слайд. Ученик еще раз попробует ответить на вопрос.
Как видите я сделала 2 вида слайда, 1 – строгий стиль, а второй не такой официальный, я добавила картинку учителя, а текст написала на объекте из автофигур Выноски. Как показывает практика, добавление рисунков и анимации, вызывает у учащихся больший интерес к изучению предмета, в данном случае к работе с тестом.
Примечание: Слова переходи к следующему вопросу и Вернуться к вопросу можно заменить управляющими кнопками, или вставить эти кнопки под выражениями. Вы сможете их найти, если нажмете вставка – фигуры (автофигуры) – управляющие кнопки.
Выберете понравившийся вариант, щелкните ЛКМ по слайду и не отпуская мышь растяните значок до нужных размеров. Перед вами откроется окно, в котором вы должны указать к какому слайду по гиперссылки нужно перейти.
Сохраните презентацию.
Тип файла: Презентация PowerPoint 97-2003
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 10 классе по теме "Газовые законы"
Тема урока: «Газовые законы».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: ввести понятие "изопроцесс"; изучить газовые законы, с помощью компьютерной модели получить подтверждение зависимостей термодинамических параметров и построение графиков этих зависимостей.
.
Задачи:
- Образовательные: изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы; установление межпредметных связей (физика, математика, биология).
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.
- Развивающие: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления), формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.
Место урока в разделе "Основы МКТ": урок проводился в 10 классе (6 человек всего в классе) после изучения основ молекулярно-кинетической теории газов и понятия температура.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная установка, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику «Физика. 10 класс»
(Сопровождение - презентация к уроку)
Дидактические материалы: задачи, формулы, графики.
Ход урока:
- Актуализация знаний (мотивационный этап)
На прошлом уроке, мы с вами достаточно легко получили уравнение состояния идеального газа. И теперь зная это уравнение можно вывести все три газовых закона. А в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200лет: первый газовый закон был получен в 1662 году английским и французским физиками Робертом Бойлем и Эдмоном Мариоттом, уравнение состояния – в 1834 году Клапейроном, а более общая форма уравнения – в 1874 году Д.И.Менделеевым.
Сегодня мы попробуем повторить путь известных физиков и самостоятельно получить формулировки газовых законов.
Для удобства сегодня на уроке мы будем использовать компьютерные модели. Вы сегодня - исследователи, по ходу урока вы будете анализировать увиденное, делать выводы, объяснять результаты. Я выдаю вам маршрутные листы, которые к концу урока вы постарайтесь заполнить. Чтобы незначительно облегчить вам исследования, вспомним немного основные понятия, которые потребуются для объяснения увиденного.
- Проверка домашнего задания
(Слайд 2)
- Что является объектом изучения МКТ? (Идеальный газ.)
- Что в МКТ называется идеальным газом? (Идеальный газ – это газ, в котором взаимодействием между молекулами можно пренебречь.) (видеофрагмент «Идеальный газ»)
- Какие макропараметры характеризуют состояние газа? (Давление, объем и температура.)
- Какое уравнение связывает между собой все три термодинамических параметра? (Уравнение состояния идеального газа).
- Каким уравнением удобно воспользоваться для установления количественной зависимости между параметрами одного и того же состояния газа при фиксированном третьем? (Уравнением Менделеева - Клапейрона)
Вспомним, как было получено уравнение состояния идеального газа (Слайд 3)
III. Изучение нового материала
- Определение процесса
- История открытия закона
- Формула и формулировка закона
- Графическое изображение
(Слайд 4) Ни один термодинамический параметр нельзя изменить, не затронув один, а то и два других параметра. Бывает так, что газ данной массы переходит из одного состояния в другое, изменяя только два параметра, оставляя третий неизменным. Такой переход называется изопроцессом, а уравнение его закономерности - газовым законом.
Изопроцесс – процесс, при котором масса газа и один из его термодинамических параметров остаются неизменными.
Демонстрация «Изопроцессы»
Газовый закон – количественная зависимость между двумя термодинамическими параметрами газа при фиксированном значении третьего.
Газовых закона, как и изопроцесса – три. Используя уравнение состояния идеального газа, можно вывести все три закона за 10 минут.
(Слайд 5)
1. Изотермический процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянной температуре.
Для идеального газа изотермический процесс описывается законом Бойля-Мариотта, экспериментально установленным еще до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским аббатом Эдмоном Мариоттом, независимо от Бойля, в 1676 году.
Демонстрация процесса
Закон Бойля-Мариотта (изотермический процесс, T=const):
Для газа данной массы при постоянной температуре произведение давления на объем постоянно.
Закон Бойля-Мариотта справедлив для любых газов, а также и для их смесей, например, для воздуха. Лишь при давлениях, в несколько сотен раз больших атмосферного, отклонения от этого закона становятся существенными.
Изотермическим можно приближенно считать процесс медленного сжатия воздуха или расширения газа под поршнем насоса при откачке его из сосуда. Однако температура газа при этом меняется, но в первом приближении этим изменением можно пренебречь.
Газовые законы активно работают не только в технике, но и в живой природе, широко применяются в медицине. Закон Бойля-Мариотта начинает «работать на человека» (как, впрочем, и на любое млекопитающее) с момента его рождения, с первого самостоятельного вздоха.
При дыхании межреберные мышцы и диафрагма периодически изменяют объем грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких падает ниже атмосферного, т.е. «срабатывает» изотермический закон (pV=const), и в следствие образовавшегося перепада давлений происходит вдох. Другими словами, воздух идет из окружающей среды в легкие самотеком до тех пор, пока величины давления в легких и в окружающей среде не будут совпадать.
Выдох происходит аналогично: вследствие уменьшения объема легких давление воздуха в них становится больше, чем внешнее атмосферное, и за счет обратного перепада давлений он переходит наружу.
(Слайд 6)Графики изопроцессов.
(Слайд 7)
2. Изобарный процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянном давлении.
Для идеального газа изобарный процесс описывается законом Гей-Люссака.
Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определял объем газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально.
Демонстрация процесса
Закон Гей-Люссака (изобарный процесс p=const):
Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема к температуре постоянно.
Изобарным можно считать расширение газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем. Постоянство давления в цилиндре обеспечивается атмосферным давлением на внешнюю поверхность поршня.
(Слайд 8) Графики изопроцессов
(Слайд 9)
3. Изохорный процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянном объеме.
Для идеального газа изохорный процесс описывается законом Шарля.
В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объеме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследования. Через 15 лет к таким же результатам пришел и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.
Закон Шарля (изохорный процесс, V=const):
Для газа данной массы при постоянном объеме отношение давления к температуре постоянно.
Изохорным можно считать увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании.
(Слайд 10)«Графики изопроцессов»
(Слайд 11) Характеристика изопроцессов, записать в тетрадь обобщенную таблицу.
III. Применение полученных знаний для решения задач.
(Слайд 12)
- Задание на узнавание изопроцессов на графиках: выполнить задание
(Слайд 13)
2. Построение графиков изопроцессов: выполнить задание
3. Решить задачу. При температуре 27С давление газа в закрытом сосуде было 75кПа. Каким будет давление этого газа при температуре – 13С? (комментарий учителя).
IV. Подведение итогов.
- подведение итогов урока (беседа); (можно продемонстрировать видеофрагмент «Газовые законы»
- рефлексия деятельности учащихся на уроке.
V. Домашнее задание: §71, упр. 13(1)
(учебник физики 10 класса, Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев)
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Учебник физики 10 класса, Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев
- Поурочное планирование
- Электронное приложение к учебнику «Физика 10 класс».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
”Личадеевская средняя школа”
Ардатовский муниципальный район Нижегородской области
План работы кабинета физики
на 2022 – 2023 учебный год.
Задачи:
- продолжить работу по накоплению и применению методических и дидактических материалов;
- продолжить работу с документацией;
- принять участие в проведении олимпиады по физики и астрономии, в предметной неделе;
№ | Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении |
1. | Обновить информацию по ЕГЭ на стенде «Готовимся к экзаменам». | В течение года | |
2. | Оформление текущей документации. | ||
3. | Обновление материала на стенде «Экспресс – Газета». | ||
4. | Сбор дидактического материала по разделам физики. | ||
5. | Выполнение исследовательских работ с учащимися. | ||
6. | Обновление УМК по физике. | ||
7. | Приобрести выпрямитель учебный для электропитания демонстрационных установок переменным и выпрямляемым током. | ||
12. | Проведение олимпиады по физике. | Октябрь | |
13. | Проведение недели физики. | Февраль | |
14. | Проведение открытых уроков | Октябрь |
Зав. кабинетом физики: М.В. Клочкова