Наши проекты
Здесь буду размещать проекты, которые мы реализуем с детьми
Мульстудия "Любознательные пчелки": https://nsportal.ru/video/2018/10/deti-zadayut-voprosy
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zamoshchanskaya_n.v._rabota_nad_knigoy_-_kopiya-converted-compressed.pdf | 1.06 МБ |
multstudiya_lyuboznatelnye_pchelki.docx | 55.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Название проекта. Мы можем на вопросы ответы находить.
Мультстудия «Любознательные пчелки» как средство формирования исследовательского поведения дошкольника.
Составитель проекта: Замощанская Н.В., воспитатель
Наименование организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники» Кировский район
Контактная информация: заведующий Шлыкова Нина Сергеевна,
т. 347 74 00, эл. почта: rodniki103@mail.ru
Общий срок реализации проекта: 12 мес.
Паспорт проекта
Название проекта | Мы можем на вопросы ответы находить. Мультстудия «Любознательные пчелки» как средство формирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста. |
Авторы проекта | Замощанская Нина Владимировна, воспитатель, т. 89058040056; e-mail: rodniki103@mail.ru |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста |
Актуальность | Современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности; в настоящее время как на рынке труда, так и на арене социальной жизни востребована личность, обладающая не столько обширным объемом знаний из различных областей жизни, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющим ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, ориентироваться в потоке информации, ответственно делать выбор, эффективно решать актуальные задачи и достигать намеченных целей. В современных крупных международных мониторинговых исследованиях (РISA и др.), в которых участвуют более 60 стран мира, основными критериями детской компетентности являются: умение действовать нешаблонно, принимать решения, анализируя ситуацию, а не основываясь только на своих прошлых стереотипах. Такие компетенции формируются только в активной исследовательской деятельности, в которой детьми совершаются собственные открытия. Ключевой идеей выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детского исследования Ребенок, осуществляя самостоятельную исследовательскую деятельность, совместно со взрослым придумывает необычные образы мультипликационных героев, сочиняет нешаблонные и не привязанные к литературным источникам сюжеты, проговаривает основные этапы и выводы исследования, озвучивая мультфильм. Проведение детского исследования предполагает активное участие детей в обсуждении и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Проведение детских исследований позволяет достичь необходимого баланса инициатив взрослых и детей, сформировать у детей умение управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других. |
Краткая аннотация проекта | Данный проект предназначен для реализации в 2018 году с детьми средней группы детского сада с перспективой на 2 последующих года (в старшей и подготовительной группах). Результатом реализации проекта будет являться сформированное исследовательское поведение (умение выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить собственные мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи), а также развитие таких личностных качеств, как самостоятельность и ответственность. Творческим продуктом станет серия мультфильмов, созданных детьми по итогам собственных исследований. Проект может быть реализован в любой дошкольной организации с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. |
Цели и задачи проекта | Цель: создание условий для развития исследовательского поведения детей дошкольного возраста путем использования мультстудии. Задачи:
|
Сроки реализации проекта | I этап – (январь-февраль) подготовительный (аналитический этап), в рамках которого необходимо провести исследования и анализ: - требований текущей нормативно-правовой базы дошкольного образования - современных научных и методических подходов к организации детского исследования - технологических требований создания мультфильма совместно с детьми - II этап – (март - октябрь) – основной (этап реализации), в рамках которого необходимо совместное с детьми планирование и разработка серии детских исследований - овладение педагогическими приемами и методами взаимодействия с детьми в процессе создания мультфильма -организация процесса исследовательских проектов детей - организация процесса придумывания сказок по результатам исследования - организация процесса создания мультфильмов по проведенным исследованиям III этап – (ноябрь- декабрь) – заключительный (этап подведения итогов), в рамках которого осуществляется выполнение комплекса работ по итогам проектной деятельности, включающего: - корректировку инструментов и процедур, организационных условий проведения детского исследования; - внесение соответствующих изменений в технологию создания мультфильма; - разработка методических и практических рекомендаций по использованию данной формы в образовательном процессе |
Ресурсное обеспечение проекта | Материальные: групповая комната; оборудованный центр исследовательской деятельности; информационная стена для размещения материалов по теме исследования (модель трех вопросов, планирование «паутинка», иллюстрации, записи, продукты детского исследования и др.); мультстудия (веб-камера, ширма, дополнительные атрибуты); оборудованный центр творческой деятельности, ноутбук, интерактивная доска, принтер. Кадровые: педагог, владеющий технологией исследовательской деятельности, техническими навыками работы с веб-камерой; помощник воспитателя, ведущий запись детских инициатив; специалисты ДОУ, принимающие участие в планировании деятельности и реализации проекта; заинтересованные родители-участники исследовательской деятельности. Методические: методические пособия и разработки по проведению исследовательской деятельности, организации тематических проектов; анализ эффективности и результатов взаимодействия в процессе исследований и создания мультфильмов. Административные: закрепленный временной регламент проведения исследования в структуре дня. |
Предполагаемый результат: | На уровне детей. Детское исследование - это время и место формирования и проявления ключевых компетентностей дошкольников. В результате реализации проекта у детей будет сформированы:
Дети приобретут опыт исследовательской и творческой работы. На уровне ДОУ
На уровне района, города
|
Показатели эффективности реализации проекта |
|
Дальнейшее развитие проекта |
|
Пути отслеживания результатов проекта | Мониторинг, экспресс-опросы, анкетирование, наблюдение, педагогическая диагностика |
Информация о сайте проекта |
Аналитическая часть
Актуальность. Современная социальная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности; в настоящее время как на рынке труда, так и на арене социальной жизни востребована личность, обладающая не столько обширным объемом знаний из различных областей жизни, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющим ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, ориентироваться в потоке информации, ответственно делать выбор, эффективно решать актуальные задачи и достигать намеченных целей. В современных крупных международных мониторинговых исследованиях ( РISA и др.), в которых участвуют более 60 стран мира, основными критериями детской компетентности являются: умение действовать нешаблонно, принимать решения, анализируя ситуацию, а не основываясь только на своих прошлых стереотипах. Такие компетенции формируются только в активной исследовательской деятельности, в которой детьми совершаются собственные открытия. Ключевой идеей выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детского исследования Ребенок, осуществляя самостоятельную исследовательскую деятельность, совместно со взрослым придумывает необычные образы мультипликационных героев, сочиняет нешаблонные и не привязанные к литературным источникам сюжеты, проговаривает основные этапы и выводы исследования, озвучивая мультфильм. Проведение детского исследования предполагает активное участие детей в обсуждении и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Проведение детских исследований позволяет достичь необходимого баланса инициатив взрослых и детей, сформировать у детей умение управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других.
Анализ научной литературы, основных положений ФГОС ДО и состояние современной дошкольной исследовательской практики позволил выявить противоречия в исследуемой проблеме, суть которых состоит:
- в значимости использования технологии создания мультфильма как итога детского исследования в образовательной деятельности ДОУ и недостаточно полной разработанности обозначенной проблемы в педагогической литературе и практике;
- необходимости целенаправленного формирования исследовательского поведения дошкольника и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих их достижение;
В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для становления исследовательских компетенций дошкольника, является актуальной проблемой, требующей своего решения.
Исходя из вышеобозначенных противоречий, обусловивших актуальность выбранной темы, и анализа литературы по проблеме, была поставлена цель.
Цель проекта: создание условий для развития исследовательского поведения детей дошкольного возраста путем использования ресурсов мультстудии.
Объект исследования: процесс развития исследовательского поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: совокупность методов, приемов, средств мультстудии.
Гипотеза исследования состоит в том, что сформированность исследовательского поведения ребенка дошкольного возраста возможна при организации следующих педагогических условий в образовательном процессе дошкольного учреждения:
- интегрирование в образовательную деятельность технологии формирования исследовательского поведения ребенка
- обеспечение субъектной позиции ребенка в образовательном процессе: свободный выбор ребенком предмета собственных занятий, длительности и партнеров в выбранной деятельности; предоставление возможности рефлексии собственных исследований
- включение детей в творческий процесс создания мультфильма как итогового продукта исследования.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:
Задачи:
- Определить необходимые организационные и методические условия функционирования мультстудии в группе
- Разработать и использовать в образовательной практике основные направления развития исследовательских умений дошкольника
- Разработать и апробировать технологию съемки мультфильма по итогам детского исследования
- Адаптировать систему педагогического мониторинга исследовательского поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Проектная часть
Стартовые условия проекта
Материально-техническое обеспечение реализации проекта
Проект будет реализован с детьми средней группы «Пчелки». Приступая к реализации проекта, группа имеет достаточное количество оборудования и программного обеспечения: выделенные центры исследовательской и творческой деятельности обеспечены необходимым оборудованием и материалами, организовано место для продолжения работы и демонстрации детских продуктов деятельности. В группе имеется информационная стена для размещения материалов по теме исследования (модель трех вопросов, планирование «паутинка», иллюстрации, записи, продукты детского исследования и др.)
Группа оборудована интерактивной доской, имеется ноутбук, принтер, приобретена мультстудия «МОЙ МИР», включающая веб-камеру, составную ширму, дополнительные атрибуты, программно-методическое обеспечение. Готовое оборудование станет полноценным инструментом для организации деятельности.
Кадровое обеспечение: педагог, владеющий технологией исследовательской деятельности, техническими навыками работы с веб-камерой; помощник воспитателя, ведущий запись детских инициатив; специалисты ДОУ, принимающие участие в планировании деятельности и реализации проекта; заинтересованные родители-участники исследовательской деятельности.
Методическое обеспечение: методические пособия и разработки по проведению исследовательской деятельности, организации тематических проектов; анализ эффективности и результатов взаимодействия в процессе исследований и создания мультфильмов.
Административные ресурсы: закрепленный временной регламент проведения исследования в структуре дня.
Образовательный процесс строится на основе проектно-тематического подхода. Дети являются субъектами образовательной деятельности: инициируют тему исследования, выбирают центр деятельности, партнеров.
Формы обеспечения субъектности: Детский совет, работа в центрах, итоговый сбор.
Участники проекта
Непосредственными участниками реализации проекта являются воспитанники средней группы «Пчелки»; родители детей, педагоги группы. Координацию проекта и его руководство осуществляет заместитель заведующего Симонова Л.Н.
Партнеры проекта
- Семьи воспитанников
- ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ УРАЛ»
Основные направления реализации проекта
- адаптация программы формирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста к условиям группы;
- апробация спроектированной программы в условиях группы;
- изучение и апробация методики сочинения сказки на основе проведенного исследования;
- апробация технологии проектирования и создания детского мультфильма;
- педагогический мониторинг сформированности исследовательского поведения детей дошкольного возраста
Этапы и сроки реализации проекта
I этап – (январь-февраль) подготовительный (аналитический этап)
Задачи этапа. На этом этапе необходимо проанализировать, что необходимо изменить в образовательной деятельности группы, чтобы интегрировать систему получения итога детских исследований в форме творческого продукта - мультфильма, какой положительный опыт работы можно использовать.
Этап включает исследование и анализ:
- требований текущей нормативно-правовой базы дошкольного образования
- современных научных и методических подходов к организации детского исследования
- технологических требований создания мультфильма совместно с детьми
Выполнение задач данного этапа осуществляется рабочей группой в составе педагогов группы, представителей семей воспитанников.
Результаты этапа. Результатом анализа станет перечень элементов образовательного пространства группы, которые нуждаются в изменении или доработке, а также освоении. Кроме этого, необходимо составить перспективный план внедрения новшества.
II этап – (март - октябрь) – основной (этап реализации), в рамках которого необходимо совместное с детьми планирование и разработка серии детских исследований
Задачи этапа: Разработка и выбор инновационных решений, обеспечивающих качественную реализацию исследовательской деятельности дошкольника, представление результата в форме мультфильма.
Этап включает:
- овладение педагогическими приемами и методами взаимодействия с детьми в процессе создания мультфильма
-организация процесса исследовательских проектов детей
- организация процесса придумывания сказок по результатам исследования
-организация процесса создания мультфильмов по проведенным исследованиям.
Программа исследовательского обучения в детском саду включает три модуля:
- тренинг исследовательских умений и навыков;
- детскую исследовательскую практику;
- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Все вышеуказанные подпрограммы реализуются параллельно.
Итогом реализации каждой темы исследования является процесс создания мультфильма, который включает:
1. Планирование темы мультфильма. Педагог в ходе общения с детьми в кругу на ежедневном Детском совете, узнает какие темы интересны детям, записывает и составляет картотеку тем, совместно с детьми выбирается актуальная на данном этапе тема.
2. Выбор техники анимации
- перекладка — хорошо подходит для тех, кто любит рисовать.
- кукольная анимация — для тех, кто любит мастерить из различных материалов.
- пластилиновая анимация — для тех, кто любит лепить.
- предметная анимация — для тех, кто любит строить и конструировать.
- сыпучая анимация — работать одновременно за одним столом могут не более 4 участников.
- смешанная техника.
3. Создание персонажей, фона и декораций. При создании персонажей, декораций и фона необходимо рассмотреть с детьми картинки, иллюстрации, определить способ изготовления. В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.
4. Съемка мультфильма. В процессе съемки мультфильма необходимо соблюдать распределение ролей и правил съемки, для того чтобы дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий. В средней группе роль режиссера выполняет педагог, помощник режиссера (ребенок) осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.
5. Запись необходимых диалогов. На данном этапе создания мультфильма дети применяют полученные знания на занятиях по театрализованной деятельности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)
6. Монтаж. Данный этап педагог проводит самостоятельно, так как он требует знаний и умений работы с программой монтажа и компьютером.
Результаты этапа.
Результатом данного этапа будет разработанная и апробированная система исследовательской деятельности детей средней группы, а также серия сказок-мультфильмов как итог детского исследования.
III этап – (ноябрь- декабрь) – заключительный (этап подведения итогов), в рамках которого осуществляется выполнение комплекса работ по итогам проектной деятельности, включающего:
- корректировку инструментов и процедур, организационных условий проведения детского исследования;
- внесение соответствующих изменений в технологию создания мультфильма;
- разработка методических и практических рекомендаций по использованию данной формы в образовательном процессе
Этап включает:
- систематизацию и оформление содержания разработанной и апробированной технологии
- апробацию мониторинга исследовательских умений дошкольников
- получение обратной связи и корректировка разработанных материалов.
Содержание этапа. Разработанные в ходе предыдущего этапа методические и диагностические материалы необходимо структурировать и оформить в форме методических рекомендаций. Детские дневники исследования, созданные в процессе исследования книги и другие продукты являются достижениями детей, используются для оформления центров в группе, а также пополнения детских портфолио.
Результаты этапа.
- разработанные методические рекомендации по формированию исследовательского поведения детей дошкольного возраста с использованием мультстудии «Любознательные пчелки»
- карта анализа достижений детей в исследовательской деятельности
Механизмы и условия реализации проекта
- Изучение научной психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы
- Моделирование образовательного процесса с целью формирования исследовательского поведения дошкольника
- Обогащение методической базы по развитию детского исследования и созданию мультфильма
- Осуществление сотрудничества с родителями воспитанников, развитие социального партнерства
- Социологические методы (устный – беседы, интервью; письменный – анкетирование)
Ожидаемые результаты
На уровне детей.
Детское исследование - это время и место формирования и проявления ключевых компетентностей дошкольников. В результате реализации проекта у детей будет сформированы:
- коммуникативная компетентность: умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам;
- деятельностная компетентность: умение ставить цель, подбирать материалы и средства, отвечать за результат;
- социальная компетентность: умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их;
- информационная компетентность: умение использовать разнообразные источники, несущие информацию;
- здоровьесберегающая компетентность: умение выбирать и менять удобную позу во время работы, переключаться с активной игры на спокойную деятельность, следить за внешним видом, регулировать основные потребности.
Дети приобретут опыт исследовательской и творческой работы.
На уровне ДОУ
- Создание методических рекомендаций по проведению детских исследований и подготовке итогового продукта – мультфильма
- Проведение практического семинара с презентацией опыта работы (обучение 20 педагогов ДОУ)
- Пополнение «Методического портфеля ДОУ»: теоретическое описание, технологическая карта создания мультфильма как итогового продукта детского исследования, видео и фото – сопровождение
- Руководство творческой группой педагогов по данной теме
На уровне района, города
- Трансляция педагогического опыта на семинарах (2 выступления), публичных изданиях (2 статьи)
Участие в профессиональных конкурсах (1)
Форма представления результатов
Обеспечение изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта с использованием современных инновационных технологий по материалам проекта на городских и районных конференциях.
Участие с материалами проекта в педагогических форумах разных уровней (стендовый доклад).
Проведение мастер - класса на районных и городских МО.
Публикация материалов проекта в Интернете, педагогических сборниках.
Аналитический отчет о ходе реализации проекта.
Написание методических рекомендаций по проблеме создания мультфильма как итога исследовательской деятельности.
Публикация в информационных изданиях ИРО, УрГПУ, Центр «Одаренность и технологии» и др. материалов по инновационным развивающим практикам, современным формам организации образовательного процесса с использованием практики создания мультфильма.
Материалы научно-практических семинаров, проведенных в Центре по данной проблеме.
Выпуски альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами продуктами дошкольников.
Тематическое методическое пособие с обобщением опыта работы по созданию мультфильма как итога исследовательской деятельности.
Проведение ежегодного праздника «Почемучки» в рамках презентации исследовательской деятельности дошкольника.
План реализации проекта
I этап: аналитический (подготовительный). Срок: январь - февраль 2018г. | |||
Содержание деятельности | срок | ответственный | |
Изучение: текущей нормативно-правовой базы дошкольного образования современных научных и методических подходов к организации детского исследования - технологических требований создания мультфильма совместно с детьми | январь | Замощанская Н.В. | |
Проектирование и пополнение необходимым оборудованием центра исследовательской деятельности, центра творчества, мультстудии «Любознательные пчелки» | Январь-февраль | Симонова Л.Н. Замощанская Н.В. | |
Погружение детей в историю создания мультфильма | февраль | Замощанская Н.В. | |
Планирование тем исследований, создание картотеки, подбор информационного, иллюстративного и методического материала по инициированным детьми темам исследований | февраль | Замощанская Н.В. | |
II этап: основной (этап реализации). Срок: март - октябрь 2018г. | |||
Реализация программы исследовательского обучения: Модуль1.Тренинг исследовательских умений и навыков Модуль 2. Детская исследовательская практика Модуль 3. Мониторинг исследовательской деятельности дошкольника | Март-октябрь | Замощанская Н.В. | |
Функционирование мультстудии «Любознательные пчелки». Создание мультфильма по результатам каждого исследования: придумывание сказки, создание героев и декораций, съемка мультфильма, монтаж и озвучивание. | Апрель-октябрь | Замощанская Н.В | |
III этап: заключительный (этап подведения итогов). Срок: ноябрь - декабрь 2018г. | |||
Мониторинг динамики исследовательских умений воспитанников | Январь, декабрь | Замощанская Н.В | |
Анализ вновь открывшихся проблем и их решение в процессе модернизации обновляющейся образовательной среды | В течение периода | Замощанская Н.В Симонова Л.Н. | |
Коррекция методического описания реализации программы исследовательского обучения | декабрь | Замощанская Н.В | |
Коррекция методических рекомендаций по функционированию мультстудии «Любопытные пчелки» | ноябрь | Замощанская Н.В |
Заключение
Критерии и показатели оценки эффективности проекта
На уровне ребенка
1. Количественные и качественные показатели участия детей группы в Интернет - олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса детей к исследовательской, творческой деятельности по созданию мультфильма, наличие устойчивых интересов, посещение дополнительных кружков и секций
3. Стабильный положительный эмоциональный фон жизнедеятельности детей в группе
На уровне педагога
- Рост профессионального мастерства педагога
- Количественные и качественные показатели участия педагога Центра в творческих и профессиональных конкурсах различного уровня.
- Удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью.
- Количество печатных работ, публикаций, выступлений
На уровне родителей
- Удовлетворенность родителей качеством образовательной деятельности ДОУ
- Количество и качество Интернет-посещений сайта группы
- Положительная динамика включенности родителей в образовательный процесс (традиции, обсуждение и принятие решений)
На уровне социума
- Количественное и качественное посещение сайта.
Мониторинг достижения запланированных результатов
1. Мониторинг достижений детей в исследовательской и творческой деятельности.
2. Мониторинг участия воспитанников группы в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
3. Анализ достижений по направлениям образовательной работы Центра.
4. Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной деятельностью Центра (педагоги, родители, социум).
Возможные риски:
• невостребованность какого-либо из направлений работы или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей субъектов
• недостаточное финансирование
• низкая мотивация родителей на внедрение новшества
Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
• доработка, коррекция проекта
• изыскание возможности финансирования идей проекта в полном объеме, возможное спонсорство.