Экологический клуб "ЭКОПЛАНЕТА"
Кроме немецкого языка, в нашей гимназии мне довелось вести внеурочные занятия по биологии в 5-6 классах. Так появился Эколого-биологический клуб "ЭКОПЛАНЕТА".
Клуб включает 4 направления:
- ботаника (изучение качественного и количественного состава зеленых растений школьного двора и прилегающих территорий);
- зоология (орнитология)(изучение качественного и количественного состава животных (птиц) на территории школьного двора, а так же изхучение особенностей поведения домашних животных);
- метеорология (изучение особенностей изменения погодных условий, составление метеорологических карт, взаимодействие живой и неживой природы);
- фитодизайн (составление композиций из природного материала, осенний гербарий. оформление клумбы в школьном дворе).
Каждый ученик в праве выбрать направление, интересное именно ему. Занятия проводятся как теоретические, так и практические: получив необходимый минимум информации, учащиеся сами устраивают наблюдения, фиксируют полученные данные, а затем в виде небольших докладов делятся опытом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование деятельности экологического клуба «Экопланета» (34 ч)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания занятия | Форма проведения занятия, методы | Требования к уровню подготовки уч-ся | Образовательный продукт | Сроки проведения | ||||||
Теор | Пр | ||||||||||||
1. | Вводное занятие (2ч) | ||||||||||||
Я в клубе. Как найти в библиотеке…? | 1 | 1 |
| Беседа, демонстрация Экскурсия в библиотеку |
| Перечень целей и задач деятельности клуба | |||||||
2. | Знакомство с исследуемыми направлениями деятельности (5ч) | ||||||||||||
Наука – это серьезно. Практическая работа | 3 | 2 |
А) Ботаники: Таксономическая структура растительного мира; знакомство с однолетниками; Б) Орнитологи: Виды птиц, характерные для окрестностей г. Аксая и Аксайского района; В) Метеорологи: Определение и основные понятия метеорологии; Г) Фитодизайнеры: Естественный и антропогенный ландшафт. 2. Лабораторная работа: Изучение в лабораторных условиях: А) органов растений: строение и морфологические признаки; Б) Морфологические особенности различных видов птиц, роль пения птиц; В) Составление фенокалендаря, метеорологического календаря; Г) Элементы культурного ландшафта. | Лекция, презентация Практическая работа, демонстрация |
| Схема, таблица, календари | |||||||
3. | Что мы будем изучать? (1ч) | ||||||||||||
Предмет исследования | 1 | Выбор конкретного предмета исследования (вопроса) в каждом направлении, сходя из элементарных знаний, подготовка оборудования и листка контроля для предстоящей экскурсии. | Беседа |
| Выбор вопроса исследования | ||||||||
4. | Осенние явления в жизни природы (3ч) | ||||||||||||
Экскурсия в осень Практическая работа | 1 2 | Наблюдение: А) Ботаники: Определить качественный и количественный состав зеленых насаждений на территории школьного двора; собрать семена однолетних растений; Б) Орнитологи: Сбор сведений о птицах, замеченных на территории школьного двора; В) Метеорологи: Оценка погодных условий. Оценка изменений во флоре и фауне с наступлением осени; Г) Фитодизайнеры: Сбор материалов для гербария. 2. Систематизация информации, полученной на экскурсии: А, Б, Г) Определение видов растений и видов птиц с помощью определителей. В) поиск информации о погодных изменениях за последние два года. | Экскурсия, рассказ Практическая работа |
| Фотоотчет, гербарий, коллекция семян, график | ||||||||
5. | Обработка данных наблюдения (2ч) | ||||||||||||
Оформление данных наблюдения | 2 | Обработка и оформление данных, полученных во время экскурсии: А) Ботаники: оформление данных количественного и качественного состава растительности на территории школьного двора; Б) Орнитологи: оформление презентации, сооружение кормушек; В) Метеорологи: оформление графика изменения температурного режима; Г) Фитодизайнеры: оформление осеннего гербария. | Практическая работа |
| Результаты наблюдений, оформленные в виде таблиц, графиков и т.д., гербарий | ||||||||
6. | Научная конференция (1ч) | ||||||||||||
Каков результат? | 1 | Каждая группа исследователей делится с коллегами результатами своей работы | Устный журнал |
| Устный журнал | ||||||||
7. | Зима пришла в наш теплый дом (1ч) | ||||||||||||
Как меняется природа зимой | 1 | А) Ботаники: Оценка изменений в растительном мире с наступлением холодного времени года; Б) Орнитологи: оценка изменения поведения птиц с наступлением холодного времени года; В) Метеорологи: фиксация метеорологических изменений в природе, изменения в поведении животных; Г) Фитодизайнеры: разработка проекта «Зеленый школьный уголок». | Беседа с элементами лекции |
| Отчет о наблюдениях | ||||||||
8. | Акция «накорми птицу» (1ч) | ||||||||||||
1 | Учащиеся все вместе мастерят кормушки для птиц и развешивают их на территории школьного двора | Практическая работа |
| Фотоотчет | |||||||||
9. | Позаботимся о природе зимой (5ч) | ||||||||||||
Как использовать кашпо с цветком? Зеленый школьный уголок | 2 | 3 |
А) Ботаники: Знакомство с разнообразием комнатных растений в пределах школы; Б) Орнитологи: Наблюдение за поведением зимующих птиц; В) Метеорологи: влияние изменений метеорологических показателей на поведение растений и животных; Г) Фитодизайнеры: Изучение стилей садово-паркового искусства.
А) Ботаники: Знакомство с семенами однолетних растений (цветов), определение их морфологических признаков, особенностей строения, определение % всхожести семян; Б) Орнитологи: Наблюдение за поведением зимующих птиц; В) Метеорологи: фиксация метеорологических изменений в природе на пике зимы; Г) Фитодизайнеры: Реализация проекта «Зеленый школьный уголок» - оформление одной из частей здания зелеными растениями. | Лекция, презентация. Практическая работа. |
| Зона, оформленная зелеными растениями | |||||||
10. | Весна в природе (2ч) | ||||||||||||
Весенняя подготовка к садовым работам | 2 | А) Ботаники: посев семян однолетних растений в емкости для рассады; вегетативное размножение комнатных растений; Б) Орнитологи: Изготовление скворечников, регистрация прилета птиц; В) Метеорологи: фиксация метеорологических показателей, влияние динамики температурных показателей на изменения в природе; Г) Фитодизайнеры: Разработка проекта «Экоклумба». | Практическая работа, беседа |
| Мини-теплица на подоконнике, план проекта «Экоклумба» | ||||||||
11. | Закладка цветника (3ч) | ||||||||||||
Наш цветник | 1 | 2 | А) Ботаники: устройство цветника, подготовка рассады к высадке в открытый грунт, удобрение почвы; Б) Орнитологи: Наблюдение за прилетевшими птицами, помощь фитодизайнерам в изготовлении декоративных элементов для будущей клумбы; В) Метеорологи: наблюдение за метеорологическими явлениями, прогнозирование метеорологических явлений; Г) Фитодизайнеры: использование декоративных растений в зеленом строительстве, подбор растений по высоте, времени цветения, окраске. | Практическая работа |
| План оформления клумбы | |||||||
12. | Путешествие в весну (1ч) | ||||||||||||
Экскурсия в Мухину балку | 1 | Наблюдение за сезонными изменениями природы весной: Появление первоцветов, прилет птиц. Фиксация данных. | Экскурсия, беседа |
| фотоотчет | ||||||||
13. | Обработка данных (1ч) | ||||||||||||
Что мы узнали? | 1 | Обработка данных, полученных на экскурсии | Практическая работа | 1. уметь систематизировать и обрабатывать данные наблюдений | Отчет в виде таблиц, графиков | ||||||||
14. | Оформление клумбы (2ч) | ||||||||||||
Проект «Экоклумба» | 2 | А) Ботаники: высадка растений в грунт; Б) Орнитологи: изменения во внешности птиц весной, наблюдение за прилетевшими птицами, фиксация данных, подготовка устного отчета; В) Метеорологи: наблюдение за изменениями метеорологическх показателей, сезонные изменения в природе весной; Г) Фитодизайнеры: оформление «Экоклумбы». | Практическая работа |
| Оформленная согласно проекту клумба на территории школьного двора | ||||||||
15. | Бережем зелень (1ч) | ||||||||||||
Уход за клумбой | 1 | Наблюдение за развитием посаженных растений, за птицами в школьном дворе, метеорологическими изменениями | Экскурсия, наблюдение | 1. уметь ухаживать за посаженными растениями, фиксировать изменения | отчет | ||||||||
16. | Подготовка к выставке (2ч) | ||||||||||||
2 | Обработка результатов работы: оформление выставки, подготовка отчета о проделанной за год работе, представление графиков динамики метеорологических показателей, оформление стенда с гербарием, электронного фотоотчета. | Практическая работа |
| Выставка | |||||||||
17 | Выставка (1 ч) | ||||||||||||
Чему мы научились | 1 | Демонстрация результатов работы: оформление выставки, подготовка отчета о проделанной за год работе, представление графиков динамики метеорологических показателей, оформление стенда с гербарием, электронного фотоотчета. | Демонстрация | 1. уметь представлять результаты проделанной работы | Выставка |
Всего по плану 34 ч, из них теоретических – 11 ч, практических – 23 ч.
Учитель: / /
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБОУ гимназии № 3
г. Аксая
___________ Т.М. Полтавская
« »__________2014 г.
Программа
Экологического клуба
«ЭКОПЛАНЕТА»
руководитель:
Н.С. Подольская
МБОУ гимназия №3
г.Аксай
2014 – 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации экологического клуба, т.к. биолого-экологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся среднего звена.
Педагогическая целесообразность:
- Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
- Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Воспитание ученика–исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения. Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.
Цель программы: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, значении растений и птиц в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строением и составлением бонсай и икебан, основами фитодизайна, научить самостоятельно собирать данные для исследовательской работы.
- Воспитательные: работа над формированием научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания; осуществление экологического и природоохранительного воспитания; трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении докладов, отчетов, метеорологических и фенологических календарей, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, оформлении клумб, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних растений.
- Развивающие: развивать умение работать с книгой, текстом учебника, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными и садовыми растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать территорию школы привлекательной.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; учащимся предлагается самостоятельно выбрать направление их собственной исследовательской деятельности в клубе, из четырех основных вариантов: ботаника, орнитология, метеорология, фитодизайн.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-13 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 учебный год
Формы и режим занятий: экскурсии, практические и лабораторные работы, изготовление наглядных пособий, составление докладов и отчетов, опытническая работа, работа с литературой, 1 час в неделю, всего 34 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: занятия в клубе позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация выставки с участием членов клуба.
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1. Исследовательская работа;
2. Проектная работа;
3. Составление отчетов и докладов для научной конференции;
4. Дискуссия;
5. организация выставки.
Содержание программы Экологического клуба «ЭКОПЛАНЕТА»:
- Вводное занятие (2ч)
- Знакомство с исследуемыми направлениями деятельности (5ч)
- Что мы будем изучать? (1ч)
- Осенние явления в жизни природы (3ч)
- Обработка данных наблюдения (2ч)
- Научная конференция (1ч)
- Зима пришла в наш теплый дом (1ч)
- Акция «накорми птицу» (1ч)
- Позаботимся о природе зимой (5ч)
- Весна в природе (2ч)
- Закладка цветника (3ч)
- Путешествие в весну (1ч)
- Обработка данных (1ч)
- Оформление клумбы (2ч)
- Бережем зелень (1ч)
- Подготовка к выставке (2ч)
- Выставка (1 ч)
Литература
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998 г.
- Алексеев А.И. География: природа и люди. 6 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007 г.
- Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 г.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 г.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 г.
- Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002г.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 г.
- Елизарова Е.М. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, изд-во «Панорама», 2006 г.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 г.
- Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 г.
- Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 г.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005г.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 г.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
- Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008 г.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 г.
- Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
- Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 г.
- Хасанов А.Г. Занимательная биология. Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.
- Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас: Ирис, 2000 г.
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования, публикуются методические материалы по различным предметам;
- http://pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей: форум, методические разработки, статьи;
- http://egfak.narod.ru – сайт, посвященный методике преподавания биологии.