Экологический клуб "ЭКОПЛАНЕТА"

Подольская Наталья Сергеевна

Кроме немецкого языка, в нашей гимназии мне довелось вести внеурочные занятия по биологии в 5-6 классах. Так появился Эколого-биологический клуб "ЭКОПЛАНЕТА".

Клуб включает 4 направления:

  1. ботаника (изучение качественного и количественного состава зеленых растений школьного двора и прилегающих территорий);
  2. зоология (орнитология)(изучение качественного и количественного состава животных (птиц) на территории школьного двора, а так же изхучение особенностей поведения домашних животных);
  3. метеорология (изучение особенностей изменения погодных условий, составление метеорологических карт, взаимодействие живой и неживой природы);
  4. фитодизайн (составление композиций из природного материала, осенний гербарий. оформление клумбы в школьном дворе). 

Каждый ученик в праве выбрать направление, интересное именно ему. Занятия проводятся как теоретические, так и практические: получив необходимый минимум информации, учащиеся сами устраивают наблюдения, фиксируют полученные данные, а затем в виде небольших докладов делятся опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование деятельности экологического клуба «Экопланета» (34 ч)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания занятия

Форма проведения занятия, методы

Требования к уровню подготовки уч-ся

Образовательный продукт

Сроки проведения

Теор

Пр

1.

Вводное занятие (2ч)

Я в клубе.

Как найти в библиотеке…?

1

1

  1. Знакомство со структурой клуба. Выбор направления деятельности. Постановка целей и задач: для чего мы здесь?
  2. Знакомство с необходимой справочной литературой, правилами поведения и работы в клубе

Беседа, демонстрация

Экскурсия в библиотеку

  1. Уметь четко определять свое место в клубе;
  2. уметь вместе с учителем формулировать цель и задачи деятельности клуба;
  3. уметь работать с необходимой справочной литературой

Перечень целей и задач деятельности клуба

2.

Знакомство с исследуемыми направлениями деятельности (5ч)

Наука – это серьезно.

Практическая работа

3

2

  1. Теоретические основы

А) Ботаники: Таксономическая структура растительного мира; знакомство с однолетниками;

Б) Орнитологи: Виды птиц, характерные для окрестностей г. Аксая и Аксайского района;

В) Метеорологи: Определение и основные понятия метеорологии;

Г) Фитодизайнеры: Естественный и антропогенный ландшафт.

2. Лабораторная работа:

Изучение в лабораторных условиях:

А) органов растений: строение и морфологические признаки;

Б) Морфологические особенности различных видов птиц, роль пения птиц;

В) Составление фенокалендаря, метеорологического календаря;

Г) Элементы культурного ландшафта.

Лекция, презентация

Практическая работа, демонстрация

  1. владеть основной теоретической информацией по своему направлению;
  2. уметь различать птиц по внешнему виду, по голосу;
  3. уметь составлять фено- и метеокалендари.

Схема, таблица, календари

3.

Что мы будем изучать? (1ч)

Предмет исследования

1

Выбор конкретного предмета исследования (вопроса) в каждом направлении, сходя из элементарных знаний, подготовка оборудования и листка контроля для предстоящей экскурсии.

Беседа

  1. уметь определять предмет и объект конкретного исследования;
  2. уметь организованно подготовить необходимое оборудование для экскурсии.

Выбор вопроса исследования

4.

Осенние явления в жизни природы (3ч)

Экскурсия в осень

Практическая работа

1

2

Наблюдение:

А) Ботаники: Определить качественный и количественный состав зеленых насаждений на территории школьного двора; собрать семена однолетних растений;

Б) Орнитологи: Сбор сведений о птицах, замеченных на территории школьного двора;

В) Метеорологи: Оценка погодных условий. Оценка изменений во флоре и фауне с наступлением осени;

Г) Фитодизайнеры: Сбор материалов для гербария.

2. Систематизация информации, полученной на экскурсии:

А, Б, Г) Определение видов растений и видов птиц с помощью определителей.

В) поиск информации о погодных изменениях за последние два года.

Экскурсия, рассказ

Практическая работа

  1. уметь визуально различать растения друг от друга; определять семейство и вид;
  2. уметь слышать и различать голоса птиц;
  3. уметь правильно фиксировать изменения метеорологических данных;
  4. уметь собирать материал для гербария, правильно сушить гербарий;
  5. уметь пользоваться ботаническими и орнитологическими определителями.

Фотоотчет, гербарий, коллекция семян, график

5.

Обработка данных наблюдения (2ч)

Оформление данных наблюдения

2

Обработка и оформление данных, полученных во время экскурсии:

А) Ботаники: оформление данных количественного и качественного состава растительности на территории школьного двора;

Б) Орнитологи: оформление презентации, сооружение кормушек;

В) Метеорологи: оформление графика  изменения температурного режима;

Г) Фитодизайнеры: оформление осеннего гербария.

Практическая работа

  1. уметь корректно оформлять данные наблюдений;
  2. уметь правильно сушить и подшивать гербарий.

Результаты наблюдений, оформленные в виде таблиц, графиков и т.д., гербарий

6.

Научная конференция (1ч)

Каков результат?

1

Каждая группа исследователей делится с коллегами результатами своей работы

Устный журнал

  1. уметь правильно доносить информацию о своем исследовании;
  2. уметь внимательно слушать выступающих;
  3. уметь вести дискуссию.

Устный журнал

7.

Зима пришла в наш теплый дом (1ч)

Как меняется природа зимой

1

А) Ботаники: Оценка изменений в растительном мире с наступлением холодного времени года;

Б) Орнитологи: оценка изменения поведения птиц с наступлением холодного времени года;

В) Метеорологи: фиксация метеорологических изменений в природе, изменения в поведении животных;

Г) Фитодизайнеры: разработка проекта «Зеленый школьный уголок».

Беседа с элементами лекции

  1. уметь замечать и фиксировать изменения в природе в связи со сменой времени года;
  2. уметь проектировать свою деятельность в рамках кружка.

Отчет о наблюдениях

8.

Акция «накорми птицу» (1ч)

1

Учащиеся все вместе мастерят кормушки для птиц и развешивают их на территории школьного двора

Практическая работа

  1. знать/понимать важность кормушек для зимующих птиц

Фотоотчет

9.

Позаботимся о природе зимой (5ч)

Как использовать кашпо с цветком?

Зеленый школьный уголок

2

3

  1. Теоретический урок:

А) Ботаники: Знакомство с разнообразием комнатных растений в пределах школы;

Б) Орнитологи: Наблюдение за поведением зимующих птиц;

В) Метеорологи: влияние изменений метеорологических показателей на поведение растений и животных;

Г) Фитодизайнеры:  Изучение стилей садово-паркового искусства.

  1. Практическй урок:

А) Ботаники: Знакомство с семенами однолетних растений (цветов), определение их морфологических признаков, особенностей строения, определение % всхожести семян;

Б) Орнитологи: Наблюдение за поведением зимующих птиц;

В) Метеорологи: фиксация метеорологических изменений в природе на пике зимы;

Г) Фитодизайнеры: Реализация проекта «Зеленый школьный уголок» - оформление одной из частей здания зелеными растениями.

Лекция, презентация.

Практическая работа.

  1. уметь различать семейства и виды комнатных растений;
  2. уметь различать стили садово-паркового искусства;
  3. реализовать проект.

Зона, оформленная зелеными растениями

10.

Весна в природе (2ч)

Весенняя подготовка к садовым работам

2

А) Ботаники: посев семян однолетних растений в емкости для рассады; вегетативное размножение комнатных растений;

Б) Орнитологи: Изготовление скворечников, регистрация прилета птиц;

В) Метеорологи: фиксация метеорологических показателей, влияние динамики температурных показателей на изменения в природе;

Г) Фитодизайнеры: Разработка проекта «Экоклумба».

Практическая работа, беседа

  1. уметь размножать растения вегетативным способом;
  2. уметь изготавливать скворечники, а также фиксировать качественный состав прилетевших птиц.

Мини-теплица на подоконнике, план проекта «Экоклумба»

11.

Закладка цветника (3ч)

Наш цветник

1

2

А) Ботаники: устройство цветника, подготовка рассады к высадке в открытый грунт, удобрение почвы;

Б) Орнитологи: Наблюдение за прилетевшими птицами, помощь фитодизайнерам в изготовлении декоративных элементов для будущей клумбы;

В) Метеорологи: наблюдение за метеорологическими явлениями, прогнозирование метеорологических явлений;

Г) Фитодизайнеры: использование декоративных растений в зеленом строительстве, подбор растений по высоте, времени цветения, окраске.

Практическая работа

  1. уметь готовить рассаду для высадки в открытый грунт;
  2. удобрять почву;
  3. подбирать оптимальные варианты растений для школьной клумбы.

План оформления клумбы

12.

Путешествие в весну (1ч)

Экскурсия в Мухину балку

1

Наблюдение за сезонными изменениями природы весной:

Появление первоцветов, прилет птиц. Фиксация данных.

Экскурсия, беседа

  1. уметь замечать изменения в природе весной;
  2. уметь фиксировать и обрабатывать данные.

фотоотчет

13.

Обработка данных (1ч)

Что мы узнали?

1

Обработка данных, полученных на экскурсии

Практическая работа

1. уметь систематизировать и обрабатывать данные наблюдений

Отчет в виде таблиц, графиков

14.

Оформление клумбы (2ч)

Проект «Экоклумба»

2

А) Ботаники: высадка растений в грунт;

Б) Орнитологи: изменения во внешности птиц весной, наблюдение за прилетевшими птицами, фиксация данных, подготовка устного отчета;

В) Метеорологи: наблюдение за изменениями метеорологическх показателей, сезонные изменения в природе весной;

Г) Фитодизайнеры: оформление «Экоклумбы».

Практическая работа

  1. уметь высаживать рассаду в грунт;
  2. оформлять проект «Экоклумба»

Оформленная согласно проекту клумба на территории школьного двора

15.

Бережем зелень (1ч)

Уход за клумбой

1

Наблюдение за развитием посаженных растений, за птицами в школьном дворе, метеорологическими изменениями

Экскурсия, наблюдение

1. уметь ухаживать за посаженными растениями, фиксировать изменения

отчет

16.

Подготовка к выставке (2ч)

2

Обработка результатов работы: оформление выставки, подготовка отчета о проделанной за год работе, представление графиков динамики метеорологических показателей, оформление стенда с гербарием, электронного фотоотчета.

Практическая работа

  1. уметь систематизировать полученные в течение всего курса знания, умения и навыки;
  2. уметь оформить результаты проделанной работы для представления их на конференции (выставке)

Выставка

17

Выставка (1 ч)

Чему мы научились

1

Демонстрация результатов работы: оформление выставки, подготовка отчета о проделанной за год работе, представление графиков динамики метеорологических показателей, оформление стенда с гербарием, электронного фотоотчета.

Демонстрация

1. уметь представлять результаты проделанной работы

Выставка

Всего по плану 34 ч, из них теоретических – 11 ч, практических – 23 ч.

Учитель:                         /                        /



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ гимназии  № 3

г.  Аксая

___________       Т.М. Полтавская

«    »__________2014 г.

Программа

Экологического клуба

«ЭКОПЛАНЕТА»

                                               руководитель:

                                                        Н.С. Подольская

                         

МБОУ гимназия №3

г.Аксай  

2014 – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.  Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации экологического клуба, т.к. биолого-экологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся среднего звена.

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Воспитание ученика–исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

 Все это можно решить  путем создания условий для формирования   устойчивого интереса к предмету, так  и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную  значимость учения. Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

 Цель программы: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи: 

  1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, значении растений и птиц в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строением и составлением бонсай и икебан, основами фитодизайна, научить самостоятельно собирать данные для исследовательской работы.
  2. Воспитательные: работа над формированием научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания; осуществление экологического и природоохранительного воспитания; трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении докладов, отчетов, метеорологических и фенологических календарей, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, оформлении клумб, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних растений.
  3. Развивающие: развивать умение работать с книгой, текстом учебника, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными и садовыми растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать территорию школы привлекательной.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:   охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; учащимся предлагается самостоятельно выбрать направление их собственной исследовательской деятельности в клубе, из четырех основных вариантов: ботаника, орнитология, метеорология, фитодизайн.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:  11-13 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на  1 учебный год  

Формы и режим занятий: экскурсии, практические и лабораторные работы, изготовление наглядных пособий, составление докладов и отчетов, опытническая работа, работа с литературой, 1 час в неделю, всего 34 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: занятия в клубе позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация выставки с участием членов клуба.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1. Исследовательская работа;

2. Проектная работа;

3. Составление отчетов и докладов для научной конференции;

4. Дискуссия;

5. организация выставки.

Содержание программы Экологического клуба «ЭКОПЛАНЕТА»:

  1. Вводное занятие (2ч)
  2. Знакомство с исследуемыми направлениями деятельности (5ч)
  3. Что мы будем изучать? (1ч)
  4. Осенние явления в жизни природы (3ч)
  5. Обработка данных наблюдения (2ч)
  6. Научная конференция (1ч)
  7. Зима пришла в наш теплый дом (1ч)
  8. Акция «накорми птицу» (1ч)
  9. Позаботимся о природе зимой (5ч)
  10. Весна в природе (2ч)
  11. Закладка цветника (3ч)
  12. Путешествие в весну (1ч)
  13. Обработка данных (1ч)
  14. Оформление клумбы (2ч)
  15. Бережем зелень (1ч)
  16. Подготовка к выставке (2ч)
  17. Выставка (1 ч)

Литература

  1. Алексеев В.А.  300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998 г.
  2. Алексеев А.И. География: природа и люди. 6 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007 г.
  3. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 г.
  4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 г.
  5. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 г.
  6. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002г.
  7. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 г.
  8. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 г.
  9.  Елизарова Е.М. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, изд-во «Панорама», 2006 г.
  10. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 г.
  11. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  12. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 г.
  13. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 г.
  14. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005г.
  15. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 г.
  16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
  17. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008 г.
  18. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 г.
  19. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 г.
  20. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.
  21. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 г.
  22. Хасанов А.Г. Занимательная биология. Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.
  23. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас: Ирис, 2000 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования, публикуются методические материалы по различным предметам;
  2. http://pedsovet.su – сообщество взаимопомощи учителей: форум, методические разработки, статьи;
  3. http://egfak.narod.ru – сайт, посвященный методике преподавания биологии.