Сценарий фольклорного праздника
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»
Цель: приобщение детей к культуре русского народа, к его праздникам и традициям, проявляющихся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх).
Задачи:
- совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, загадки, танцы, стихи;
- прививать любовь к Родине, родной природе.
Ход мероприятия:
Под русскую народную плясовую мелодию, дети входят на участок детского сада. Встают в большой круг.
Ведущий: Добрый день люди добрые, именитые и простые, богатые и попроще, грустные и весёлые. Добрый день!
Справим нынче с вами праздник летний, красивый, именуемый в народе «Праздник русской берёзки»
Стихи—дети:
1ребёнок За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая
Всё в краю родном наполнено
Красотою небывалою
2 ребёнок Пролетают гуси – лебеди
Над бескрайними просторами:
Над лугами, над дубравами
И над синими озёрами.
3 ребёнок На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская!
Ведущий: Ведущий: Сегодня мы с вами путешествуем по нашей необъятной
родине – России, символом которой является березка.
Белоствольная береза - символ Родины моей.
Нету деревца другого Сердцу русскому милей.
Изумрудною весною, А зимою в серебре,
Машет веткой золотою, Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко Полюбуйся, погляди!
У родимого крылечка Ты березку посади!
Березке русской праздник посвящаем,
О ней мы много нового узнаем.
Мы вокруг березке встанем в хоровод. И не в некотором это было в царстве, и не некотором государстве, а у нас на Руси – матушке…
Жила – была берёзонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна пришла, солнышком пригрела, тёплым ветром обвеяла, проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, серёжками украсилась, к празднику приготовилась.
Заведем хоровод, чтобы радостным был весь год.
Хоровод «во поле берёза стояла»
(Дети садятся на стульчики)
Ведущая: Ой кто-то стучит? Не дятел ли это?
Входит леший
Леший - Нет, это я старичок-Леший (идёт к берёзе) любуется
Ай, да, красавица, ай да берёзка, Молодцы ребята! А ну-ка, кто знает
Стихи про берёзку
1-й реб. Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
2-й реб. С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
Леший- Молодцы! У вас так весело, очень хочу поиграть с вами. Уважьте меня старого, поиграйте со мной!
Выходите старшие дети хочу посмотреть, как быстро вы бегаете?!
Игра «гори гори ясно»
Ход игры:
Леший стоит в центре круга, дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Все говорят хором:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят».
(Леший со словами: «Раз. Два, три - беги!» догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз - 2 раза
Леший. Ну, вот я с вами наигрался.
Игра под музыку «сова и мышки»
(Заря выбирает победителя)
Леший. Ну, ребята порадовали вы нас, да позабавили! Загадаю вам загадку и послушаю отгадку.
- В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (береза)
Березка: Это я, Березка в новом сарафане!
Хочется мне дети, веселиться с вами
С праздником вас дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю
А известно ли вам дети, что ни в одной стране нет столько
берез. Как у нас в России. С давних пор вошла в жизнь русского народа
красавица береза. Сколько написано про нее песен, загадок, сказок,
поговорок, пословиц и примет. Вот послушайте:
1. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
2. Березкой обогреешься, но не оденешься.
3. Из березы течет много сока – к дождливому лету.
4. Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
5. В белом сарафане стояла на поляне, летели синицы, сели на косицы
(береза).
6. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек? (береза).
7. Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан (береза).
Ребята, а я не с пустыми руками пришла, принесла для вас загадки.
-Жаркий шар на небе светит
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя, ... (солнце)
-Он поплачет над садами -
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний... (дождик)
-Длинные ушки, быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (зайчишка)
-Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосенка,
В клубок свернуться может.
Конечно, это…(ёжик)
-Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.. (лиса)
Березка: Вот какие умненькие ребята в вашем детском саду, все загадки отгадали. Милые ребятишки,
Вокруг берёзки хожу – похаживаю
Вокруг подружки хожу – похаживаю
Я берёзоньку мою разукрашиваю
Наряжаю её, приговариваю:
Вот тебе, берёзонька, ленточки,
Вот тебе подруженька, красные,
Ой, берёзонька, мы тебя не согнём.
Ой берёзонька, веночка не завьём.
Ребята принесла я ленточки красивые
Давайте украсим берёзоньку подруженьку мою
Кому ленточку дам тот выходит и украшает берёзку
Дети украшают берёзку ленточками под музыку.
Ведущий: А ну, честной народ, заведём хоровод!
Дети встают и поют песню «кто берёзку причесал»
Берёзка- молодцы какая красивая песня молодцы а теперь давайте веселиться заплетись плетень я иголочка а вы моя ниточка под весёлую музыку пошли за мной держитесь крепко за руки начали
Берёзка, леший и Зоренька водят детей по залу под весёлую музыку
Дети играют на шумовых инструментах
Березка: А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…
Праздник весёлый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!
Леший. Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
Здоровы, послушны и нас не забудьте!
(герои уходят)
Ведущий: Сегодня у березки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться
Сценарий летнего праздника Русской берёзки для детей средней - старшей группы ДОУ
Звучит песня про лето ( по выбору музыкального руководителя). Дети собираются на спортивной площадке.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем детском саду праздник. А чему посвящен праздник, догадайтесь по загадке!
Стоит Алёна
Платок зеленый.
Тонкий стан
Белый сарафан (береза).
Правильно, это береза! Сегодня праздник русской березки – символа нашей Родины - России. Этот праздник существует на Руси издавна. Люди чествуют березку, подарками ее оделяют, венки для нее завивают, водят вокруг березки хоровод, песни поют и веселый пир устраивают! Сегодня мы побываем в гостях у Березки? Хотите? (дети соглашаются). А на чем мы поедем? (на поезде). Встают паровозиком и едут «змейкой» по площадке под песню «Весёлый паровозик».
Навстречу им идет Старичок - Лесовичок.
Старичок – Лесовичок: Здравствуйте, детушки! Я старик-лесовик.
Живу в лесу я издавна, слежу за лесом пристально:
Чтоб лес не заболел, чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сытыми, чтоб жук кору не съел!
Лес – большой дом деревьев, растений, зверей, птиц, насекомых. Главная моя задача – охранять и беречь лес. Хотите стать моими помощниками?
А знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? (дети отвечают) А сможете их показать? (показывает изображения дуба, ели, сосны, берёзы).
Лесовик: Молодцы, ребята! Все правильно показали! А с какого дерева прилетел вот этот листочек, отгадаете?
Игра «Где берёзовый листочек?»
(Среди предложенных листочков, дети выбирают берёзовые листья)
Лесовик: Листочки нашли, узнали, а беречь их умеете? Сейчас узнаю.
Игра – пляска «Береги листочек»
Лесовик: Молодцы, ребята! И берёзкины листочки вмиг узнали. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник. А какой же праздник без игры? А играть мы будем с моим лесным дружком, а кто это, отгадайте. Слушайте: колючая одёжка, катится по дорожке. Кто это? (ёжик)
Игра «Ёжик»
Лесовичок: Ой, утомился я с вами!
Ведущая: Сядь, дедушка, отдохни. Расскажи нам про то, какую пользу приносит людям берёза?
Лесовичок: Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню (по возможности показывает перечисленные предметы). Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.
Ведущая: Дедушка Лесовик, мы идем в гости к Березке, у нее сегодня праздник, не подскажешь ли нам дорогу?
Лесовик: «Конечно, покажу. Шагайте змейкой: налево, направо, налево, направо, затем по кругу и попадете прямо к березке!»
Под музыку «Берёзка» дети идут по площадке, в конце образуют круг, в центре появляется Березка.
Березка: Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
Ведущая: И тебя, березка, все мы поздравляем,
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки - платье серебристо,
У красы-березки - зеленые косицы!
Заведем вокруг березы хоровод,
Чтобы радостным, веселым был весь год.
Хоровод «Во поле береза стояла» (общий, по показу)
Ведущая: Вокруг березки хожу,
Вокруг беленькой я хожу.
Я не знаю, чем березку наряжу,
Чем я белу-кудревату одарю.
Подарю березке ленточку,
А еще одарю шелковым платком,
Да лазоревым венком (наряжает берёзку).
Ведущая: Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. И мы с ребятами стихи про берёзку знаем.
Стихи (по выбору воспитателя)
Берёзка: Спасибо вам, детушки, щедро одарили вы меня и славно повеличали. Хочется мне веточки зеленые поднять и с малышами поплясать.
Хоровод с берёзкой «Мы вокруг берёзки хороводом встали» муз. Рустамова
Березка: А умеете ли вы играть в русские народные игры? Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий - Лесовичок находится сбоку от детей, на расстоянии 5 -6 метров,подходя к ним, он произносит:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети - «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить, «увести к себе и плести венок»
Березка: Ох, так наигрались, что пить захотелось. Давно дождик мои коренья не мочил, мои зеленые листочки не омывал.
Ведущая: «Я знаю, как тучи собрать, без них дождику не бывать».
Танец - игра «Злая тучка» (общий, по показу)
Березка: Молодцы, дети, природу любите, обычаи народные чтите и соблюдаете!
Лесовик: Лес – не только для нашей забавы,
Он богатство родной земли.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены!
Ведущая: Лес – богатство нашей страны!
Березка: Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в 3 обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Лесовик: А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считай – не сочтешь.
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь!
Березка: А на прощанье примите подарки – ленточки цветные, атласные. Хочу ими поделиться с вашими берёзками, которые на ваших участках выросли.
Ведущая: Ребята, давайте по старинному обычаю украсим наши берёзки на участках, «заплетём им косы».
(Ведущий берёт корзину с лентами, раздаёт воспитателям. Воспитатели вместе с детьми, Лесовиком и Берёзкой проходят на свои участки украшают берёзки)
Заключительные слова Лесовика и Березки:
Славно мы повеселились,
Поиграли, порезвились,
А теперь пришла пора
Расставаться, детвора.
(Березка и Лесовик прощаются и уходят.
Праздник русской Березки.
Средняя группа
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно-эстетическое воспитание.
Задачи.
Образовательные.
1. Знакомство детей с одним из символов нашей Родины – березой.
Развивающие.
1. Познакомить с произведениями искусства (стихами, посвященными березе, а также с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом.
2. Развивать внимание, мышление, память, речь детей.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине
Воспитатель:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои друзья.
Ребята по Русскому народному обычаю гостей всегда встречала хозяйка, гость отламывал кусочек хлеба и съедал, обмакнув в соль.
Звучит музыка (К нам гости пришли).
Выходит хозяйка с караваем, угощает гостей и детей!
Воспитатель. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя. У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия). А мы, живущие в ней? (Россияне). Россия страна большая, красивая:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина.)
Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн .
Воспитатель. Флаг, герб и гимн — это символы каждого государства. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный.
Послушайте загадку.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза.)
У славян из древне считалось священным. деревом Береза.
Стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Группа украшена фотографиями берёз. .
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг (дети рассматривают фотографии). Часто Россию называют страной берёз. Гости приезжающие к нам из других стран, спрашивают у россиян о берёзах. Фотографии белоствольных красавиц, увозят на память, чтобы показывать родным и близким «чудо-дерево».
О берёзах поэты писали стихи, а народ придумывал песни. Вот послушайте:
Чтение стихов.
1) Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
Дети, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих стихах отмечали русские поэты.
2) Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
3) Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
4) Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Появляется берёза (сюрпризный момент).
Березка. Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С веточками кудрявыми - зелеными косицами?
Я, береза - любимое дерево всех русских людей. Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Я, березка, простого рода:
Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне светит.
Моя матушка - красное солнышко, оно летом меня греет.
Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.
В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Воспитатель: Про берёзку есть много пословиц и поговорок:
1. Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
2. Не бывать ветке толще ствола.
3. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель. Под русской березкой часто проводили хороводные песни и игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру.
Игра. Давайте в «березку» поиграем!
Все становятся в круг и выбирают ведущую — девочку - «березку». Поют:
Вот березонька стоит
И на нас она глядит,
Косы в ленты заплела
Сок березовый дола,
1-2-3- ты к березоньке беги.
Дети берутся за ленты, кому не хватило ленты садится на стул.
- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей (ответы детей).
1. Иней на берёзах – к морозу.
2. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
3. Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
4. Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
5. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
6. Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
Воспитатель. На Руси водили хороводы вокруг берёз, давайте и мы поводим хоровод вокруг берёзоньки.
Хоровод «Во поле берёза стояла». Хоровод вокруг березы.
(Музыка и слова народные “Во поле береза стояла”.)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете что береза помощник для человека. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины. (Все материалы воспитатель демонстрирует детям.) На Руси из бересты березы плели лапти. Береста - это верхний слой березовой коры.
(Берёза предлагает поиграть в подвижную игру: «Берёзовые лапти».)
Береза. Я вам подарок принесла.
Вот вам, дети, лапти березовые.
Кто спляшет смелей, не жалея лаптей?
(Дети становятся в круг и под музыку передают лапти, на ком заканчиваются слова: Песня “Эх лапти мои”.)
Лыка снова надерем,
Лапти новые сплетем. (Тот выходит в круг танцевать.)
А еще ребята на Руси был обычай завязывать ленты на веточки березы, и загадывать желание.
Давайте мы с вами все вместе украсим нашу березку. (завязывают ленты и загадывают желания