Творческая мастерская "Акварелька"
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные
впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем ярче и разнообразнее будет речь дошкольника. Программа составлена воспитателями средней группы Московкиной Г.В. и Корытко Н.М. и реализуется в рамках творческой мастерской «Акварелька».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая мастерская "Акварелька" | 51.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные
впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать,
фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повышению интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно – творческие способности ребенка.
Нетрадиционные техники хороши тем, что они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации);
- процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.) чем глубже воспитатель изучит объекты в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности, Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем ярче и разнообразнее будет речь дошкольника. Программа составлена воспитателями средней группы Московкиной Г.В. и Корытко Н.М. и реализуется в рамках творческой мастерской «Акварелька».
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи: Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Методы работы:
- Индивидуальный. - Групповой.
- Наглядный.
Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций; - оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений; - продуктивная деятельность.
Ожидаемый результат:
- Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
- Развитие интегративных качеств:
- сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
- изображают предметы по памяти;
Возраст детей.
Возраст детей 4 года
Количество детей | 27 |
Продолжительность | 20 минут |
образовательных ситуаций | |
Продолжительность | 1 |
образовательных ситуаций в | |
неделю | |
День недели | четверг |
- Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка.
Сроки реализации программы: 2015 – 2016
Реализация программы предусматривает три этапа:
I этап: Организационно – подготовительный (сентябрь 2015г.) Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ). Постановка целей и задач, определение методов и приемов. Составление перспективного плана.
Выбор и подготовка оборудования и материалов (среда).
II этап: Практический (с октября 2015 по апрель 2016г.) Уточнение планов деятельности.
Организация деятельности детей по темам. III этап: Итоговый. (май 2016г.)
Выявление сложившихся условий (итоговый педагогический анализ). Подведение итогов по реализации цели и задач.
Определение задач на будущее.
Оснащение:
Учитывая значимость данного вида деятельности, организовали в группе всё необходимое для самостоятельного творчества. Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата
- ватные палочки, салфетки разной фактуры. В уголке для рисования папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам. Оформляем отдельную папку с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
Форма проведения занятий кружка:
- Систематическая деятельность в творческой мастерской. - Игры, игровые приемы.
Познакомить родителей с деятельностью творческой мастерской, и по каким направлениям ведется работа.
Расписание занятий:
Четверг: продолжительность – 20минут.
Игровые методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем
скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
В процессе деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Перспективное планирование творческой мастерской «Акварелька»
№ | Дата | Тема занятия. | Цель | Материал | ||
п | проведения | Метод | ||||
п | исполнения. | |||||
Октябрь | ||||||
Уточнять и расширять представления | Лист, гуашь, две | |||||
1 | 08.10.15. | об осени; продолжать закреплять | кисточки, | |||
«Золотая | умения детей наносить один слой | маленький | ||||
осень». | краски на другой методом тычка, | листочек для | ||||
Рисование | развивать творчество и фантазию. | проверки цвета и | ||||
способом | все | |||||
тычка. | принадлежности | |||||
для рисования. | ||||||
2 | Учить детей работать с хрупким | Засушенные | ||||
15.10.15. | «Красивый | материалом - листьями. Развивать | листья, | краска, | ||
букет» | стойкий интерес к рисованию, | кисти, бумага. | ||||
Печатание | воображение. Воспитывать | |||||
растений | аккуратность. | |||||
3 | 22.10.15. | Познакомить с техникой монотипии, | Силуэты | |||
«Разноцветные | закрепить умения использовать | симметричных, | ||||
бабочки». | технику монотипия «старая форма | ассиметричных | ||||
Монотипия, | новое содержание» (ладошка с | предметов. Лист | ||||
обведение | сомкнутыми пальцами - большое | бумаги, гуашь, | ||||
ладони и | крыло, кулак - маленькая). | кисть, простой | ||||
кулака. | Познакомить детей с симметрией, на | карандаш, | ||||
примере бабочки. | принадлежности | |||||
для рисования. | ||||||
4 | 29.10. 15. | Познакомить с техникой печатания | Лист черного | |||
«Осенние | листьев. Закрепить умения работать с | цвета, гуашь, | ||||
листочки». | техникой печати по трафарету. | поролоновые | ||||
Отпечаток | Развивать цветовосприятие. Учить | тампоны |
листьев. | смешивать краски прямо на листьях | трафареты, | ||||
Набрызг. | ил тампонах при печати. | принадлежности | ||||
для рисования | ||||||
Ноябрь | ||||||
1 | 5.11.15 | «Ежик» Метод | Развивать эмоционально-чувственное | Бумага, гуашь, | ||
тычка | восприятие. Воспитывать | жесткие кисти | ||||
отзывчивость | ||||||
2 | «Роза». Работа | Познакомить детей с техникой | Тарелочки, клей, | |||
12.11.12 | с бумажными | выполнения из бумажных салфеток. | «розочки» | |||
салфетками. | Учить равномерно, намазывать | |||||
небольшие участки клеем и | ||||||
создавать композицию. | ||||||
3 | 19.11.12 | «По небу тучи | Учить новому способу рисования, | Газета, листы | ||
бежали, птиц в | воспитывать интерес к | бумаги, | ||||
дальний путь | художественному | разноцветные | ||||
отправляли» | экспериментированию, развивать | краски. | ||||
Рисование | мелкую моторику. | |||||
смятой бумагой | ||||||
Декабрь | ||||||
1 | 3.12.15 | «Снежная | Учить рисовать снеговиков разных | Лист, гуашь, две | ||
семья». | размеров, закрепить приёмы | кисточки, | ||||
Рисование | изображения круглых форм в | маленький | ||||
способом | различных сочетаниях, | листочек для | ||||
тычка. | совершенствовать технику рисования | проверки цвета и | ||||
тычком. | все | |||||
принадлежности | ||||||
для рисования. | ||||||
2 | 10.12.15 | «Елочка». | Мозаика из пластилина. Учить | Рисунок с | ||
Пластилиногра | отрывать от большого куска | изображением | ||||
фия. | пластилина маленькие кусочки, | елочки; | ||||
катать из них между пальцами | пластилин. | |||||
маленькие шарики, выкладывать | ||||||
шариками готовую форму елочки, | ||||||
нарисованную на светлом картоне. | ||||||
3 | 17.12.15 | «Елочка» | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с | ||
(продолжение). | изображением | |||||
Пластилиногра | елочки; | |||||
фия. | пластилин. | |||||
4 | 24.12.15 | «Ёлочка | Упражнять в технике рисования | Листы бумаги, | ||
пушистая, | тычком, полусухой жёсткой кистью. | цветная гуашь, | ||||
нарядная». | Продолжать учить использовать | жёсткие кисти | ||||
Тычок жёсткой | такое средство выразительности, как | |||||
полусухой | фактура. Закрепить умение украшать | |||||
кистью, | рисунок, используя рисование | |||||
рисование | пальчиками. Воспитывать у детей | |||||
пальчиками | умение работать индивидуально. | |||||
Январь | ||||||
1 | 14.01.16 | «Узоры на | Развивать ассоциативное мышление, | Тонированная | ||
окнах». | воображение. Воспитывать желание | бумага, белая | ||||
Раздувание | создавать интересные оригинальные | бумага, гуашь, | ||||
капли | рисунки. | пипетка | ||||
2 | «Мои | Упражнять в технике печатания. | Лист бумаги с | |||
21.01.16 | рукавички» | Закрепить умение украшать предмет, | изображением | |||
Оттиск | нанося рисунок по возможности | рукавички, | ||||
пробкой, | равномерно на всю поверхность. | пробки, цветная |
рисование | гуашь. | ||||
пальчиками | |||||
3 | «Снеговичок» | Закреплять навыки рисования | Гуашь, листы | ||
28.01.16 | гуашью, умение сочетать в работе | бумаги, салфетки | |||
Комкание | скатывание, комкание бумаги и | для скатывания, | |||
бумаги | рисование. Учить дорисовывать | клей ПВА. | |||
(скатывание) | картинку со снеговиком (метла, | ||||
елочка, заборчик и т.д.). Развивать | |||||
чувство композиции. Воспитать у | |||||
ребенка художественный вкус. | |||||
Февраль | |||||
1 | 4.02.16 | «Мое любимое | Учить отражать особенности | Пейзажи, гуашь, | |
дерево». | изображаемого предмета, используя | набор кистей, | |||
Рисование | различные нетрадиционные техники: | трафареты и | |||
мазком, | Учить соотносить количество | принадлежности | |||
монотипия, | листьев и цвет. Развитие чувства | для рисования. | |||
набрызг. | композиции, совершенствовать | ||||
умение работать в данных техниках. | |||||
2 | 11.02.16 | «Подарок | Развивать фантазию, творчество; | Цветная бумага | |
папе» 1 часть | учить наклеивать готовые формы. | (заготовки) | |||
принадлежности | |||||
для аппликации.. | |||||
3 | 18.02.16 | «Подарок папе» | Продолжать выполнять подарок | Цветная бумага | |
2 часть | папе. Вызвать желание порадовать | (заготовки) | |||
пап и дедушек | принадлежности | ||||
для аппликации | |||||
4 | 25.02.16 | «Подарок | Вызвать желание порадовать маму, | Материал для | |
маме» | бабушку. | квилинга. | |||
5 | 3.03.16 | «Подарок | Развивать фантазию, творчество; | Материал для | |
маме» | продолжать учить детей техники | квилинга | |||
(продолжение) | «Квилинг» | ||||
Март | |||||
1 | 10.03.16 | Лепка «Разные | Передача образа бутона тюльпана. | Принадлежности | |
цветы» | Продолжить совершенствовать | для лепки. | |||
технику лепки. | |||||
2 | 17.03.16 | Обогащать и расширять | Два альбомных | ||
«Какого цвета | художественный опыт детей в работе | листа на каждого | |||
весна». | с акварелью, рисованию по мокрой | ребенка, | |||
Монотипия. | бумаге, смешивая краски | акварельные | |||
краски, маленькие | |||||
губки, две | |||||
емкости с водой, | |||||
толстые кисточки. | |||||
3 | 24.03.16 | Закрепить умение рисовать по | Литы бумаги | ||
Рисование по | сырому фону, смешивать краски | формата А4, | |||
сырому фону. | прямо на листе, развивать | гуашь желтого | |||
«Цыпленок» | творчество, фантазию. | цвета, кисточки, | |||
подставки под | |||||
кисточки, баночки | |||||
с водой, салфетки. | |||||
4 | 31.03.16 | Рисование | Учить передавать образ, продолжать | Лист ватмана, | |
ладошками. | работу по смешению цветов. | гуашь, салфетки. | |||
«Моя земля» | |||||
Апрель |
1 | 7.04.16 | Учить создавать образ звездного | Листы бумаги для | |||
«Звездное | неба, используя смешение красок, | рисования, гуашь | ||||
небо». Печать | набрызг и печать по трафарету. | синего цвета, | ||||
поролоном по | Развивать цветовосприятие. | кисточки, | ||||
трафарету; | Упражнять в рисовании с | подставки под | ||||
набрызг. | помощью данных техник. | кисточки, баночки | ||||
с водой, паралон. | ||||||
2 | 14.04.16 | «Пасхальное | Учить методу торцевания. Передать | Заготовка - основа | ||
яйцо» | образ, путем прикладывания | яйца из бумаги, | ||||
Аппликация | заготовок к основе из бумаги.. | клей, кисточка, | ||||
«Квилинг». | салфетки. | |||||
3 | 21.04.16 | «Расцвели | Закреплять умение самостоятельно | Тонкая кисточка, | ||
одуванчики». | рисовать методом тычка цветы, | листы бумаги, | ||||
Метод тычка. | умение рисовать тонкой кисточкой | гуашь. | ||||
листья и стебли. Расширять знания о | ||||||
весенних цветах. | ||||||
4 | 28.04.16 | «Хмурый | Учить детей наносить тонкий слой | Картон, доска, | ||
день». | пластилина на основу, смешивать | пластилин, стеки, | ||||
Пластилиновая | пластилин на картоне; воспитывать | губка, смоченная | ||||
живопись | аккуратность и творчество в работе. | водой. | ||||
Май | ||||||
1 | 5.05.16 | «Букет к 9 | Знакомство со способом скручивания | Открытки с | ||
мая». | жгутиком, изготовление цветов из | цветами, картон, | ||||
Пластилиногра | пластилина. | пластилин. | ||||
фия. | ||||||
2 | 12.05.16 | Аппликация | Закрепление навыка работы с клеем, | Клей, кисти, | ||
«Салют из | выкладывать готовые формы шаров, | салфетки, | ||||
воздушных | на светлом фоне. | дощечки, | ||||
шариков». | ножницы. | |||||
3 | 19.05.16 | «Попугаи». | Закреплять умение рисовать | Лист белой | ||
Рисование | ладошками, повторение сочетание | бумаги, гуашь, | ||||
ладошками | цветов. | салфетки. | ||||
4 | 26.05.16 | «Цветочная | Продолжать учить детей рисовать | Тонированные в | ||
поляна». | красками, используя ватные палочки; | зелёный цвет | ||||
Рисование | закреплять знания цветов; | листы бумаги для | ||||
ватными | формировать интерес и | рисования; | ||||
палочками | положительное отношение к | готовый рисунок – | ||||
рисованию. | образец, | |||||
репродукции с | ||||||
изображением | ||||||
цветочной поляны | ||||||
(полевых цветов); | ||||||
гуашь основных | ||||||
цветов, кисточки, | ||||||
непроливайки, | ||||||
салфетки. |
Формы подведения итогов:
- диагностические задания (мониторинг в начале и конце учебного года);
- выставки детских работ.
Работа с родителями:
Месяц | Дети, родители, | Консультации, |
воспитатели. | рекомендации, памятки. | |
Октябрь | Выставка | «Правила рисования |
красками» | ||
Декабрь | Выставка | «Подружись с |
карандашом» | ||
Февраль | Выставка | «Творческие задания по |
изобразительной | ||
деятельности» | ||
Март | Выставка | Помогите маленькому |
художнику» | ||
Май | Диагностика | «Мы многому научились» |
Вывод:
Занятия творческой мастерской отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Ребёнок получает возможность увидеть мир «по-новому». Всё это помогает всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусств.
Программно - методическое обеспечение
- Бабаева. Т.И, Михайлова З. А., Гогоберидзе А.Г. Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014-352с.
- Дубравская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет - СПб., ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО - ПРЕСС», 2011-144с..цв.ил.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду - М., 2007г.
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа.
- Лыкова И.А. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 Использованы интернет ресурсы.