Главные вкладки
Первые исследования и открытия
Скачать:
Предварительный просмотр:
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе на проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главный результат исследовательской деятельности школьников - открытие знаний, новых для них самих, но не для науки.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Ученики начальных классов, в силу своего возраста, не могут полностью самостоятельно работать над исследованием, им необходима организующая, руководящая и направляющая помощь. Главная роль, естественно, принадлежит педагогу, но эффективность работы, в целом, над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).
Организация исследовательской деятельности включает в себя 6 основных этапов: Проблему, Проектирование, Исследование, Выводы, Защиту и Оценку результатов. Выполнение каждого этапа согласовывается с учителем, при любых возникающих вопросах консультация педагога обязательна.
Какова же роль родителей?
Вы можете быть консультантами, помощниками, советчиками, оказывать мотивирующую и направляющую помощь, выступать в роли «ненавязчивых» контролеров, редакторов. На разных этапах работы ваша роль может меняться:
І этап «Проблема»
На подготовительном этапе вы являетесь активными помощниками: оказываете помощь детям при выборе проблемы, темы, определении актуальности исследования, новизны, формулировании целей, задач, гипотезы исследования.
ІІ этап «Проектирование»
При планировании исследовательской работы ваша роль остается та же. Вы помогаете ребятам в определении структуры работы, подборе источников информации, выборе методов исследования, способа представления результатов, оформлении работы. В ходе совместного обсуждения разрабатываете план реализации проекта, который обязательно подлежит фиксации.
ІІІ этап «Исследование»
В процессе работы на этом этапе, вы можете быть наблюдателями, консультантами или редакторами. При необходимости, оказываете помощь ребенку в выполнении поставленных задач: проведении опроса, анкетирования, эксперимента, опытов, сборе, обработке, систематизации предварительных результатов, составлении промежуточных выводов по исследованию.
ІV этап «Выводы»
Формулирование результатов исследования и оформление всей работы опять же осуществляется совместно и с вашей помощью. В данном случае эта помощь для юного исследователя очень важна и необходима.
V этап «Защита»
Подготовку к выступлению на конференции и презентацию исследовательской работы (проекта) вы осуществляете снова совместными усилиями. Вам необходимо оказать помощь в редактировании презентации проекта и текста для выступления. Также обязательно
надо провести репетицию выступления, и, обратить внимание юного исследователя на то, что для защиты работы отводится всего 5 - 7 минут, и соблюдение временных рамок является очень важным критерием при оценке всей работы (проекта) в целом.
VІ этап «Оценка»
Анализ результатов работы также происходит совместно. При подведении итогов проекта, вы должны озвучить ребенку только положительные моменты. Немного позже, в доверительной атмосфере, вам нужно будет провести рефлексию и подвести юного исследователя к определению дальнейших перспектив работы.
Фиксация основных этапов и промежуточных задач по выполнению исследовательского проекта осуществляется вами и детьми совместно и отражается в чек-листе, который размещен в «Памятке юному исследователю». Также в памятке имеются важные рекомендации, которые будут полезны вам и ребенку в работе над исследованием.
Обратите внимание!
Во время совместной работы с детьми над исследовательскими проектами вы должны именно помогать ребенку, а не делать проект за него. Ну а самой главной вашей задачей является оказание моральной дружеской поддержки ребенку, высказывание своей заинтересованности его работой и готовности в любой момент прийти на помощь.
Желаю вам удачи в совместной
деятельности с детьми
по выполнению
исследовательских проектов!
Памятка для родителей
по организации совместной
деятельности с детьми
при выполнении
исследовательских работ
(проектов)
,
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе по программе «Школа России»
1 класс
1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках» (математика).
2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» (математика)
3. «Моя малая Родина» (окружающий мир)
4. «Моя семья» (окружающий мир)
5."Мой класс и моя школа" (окружающий мир)
6. «Мои домашние питомцы» ( окружающий мир)
7. «Словарик детских слов» (русский язык)
8. «Сказка о звуках и буквах» (русский)
9. «Живая Азбука» (обучение грамоте - литературное чтение)
10. «Создаём музей «Город букв» (литературное чтение)
11. «Составляем азбуку загадок» (литературное чтение)
12. «Наш класс - дружная семья» (литературное чтение)
13. «Осенний урожай» (технология)
14. «Дикие животные» (технология)
15. «Украшаем класс к Новому году» (технология)
16. «Чайный сервиз» (технология)
17. «Речной флот» (технология)
2 класс
1. «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» (математика)
2. «Оригами». Изготовление различных заготовок, имеющих форму квадрата (математика)
3. «Толковый словарь, составленный второклассниками» (русский язык)
4. «О чём может рассказать школьная библиотека» (литературное чтение)
5. «Мой любимый детский журнал» (литературное чтение)
6. «Газета День победы-9 мая» (литературное чтение)
7. «Мой любимый писатель-сказочник» (литературное чтение)
8. «Родной город (село)» (окружающий мир)
9. «Красная книга, или возьмём под защиту» (окружающий мир)
10. «Профессии» (окружающий мир)
11. «Родословная» (окружающий мир)
12. «Города России» (окружающий мир)
13. «Страны мира» (окружающий мир)
14. «Праздничный стол» (технология)
15. «Деревенский двор» (технология)
16. «Убранство избы» (технология)
17. «Аквариум» (технология)
3 класс
1. «Математические сказки» (математика)
2. «Задачи-расчёты» (математика)
3. «Словарь иностранных слов» ( русский язык)
4. «Сочиняем волшебную сказку» (литературное чтение)
5. «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского (литературное чтение)
6. «Праздник поэзии» (литературное чтение)
7. «Богатства, отданные людям» (окружающий мир)
8. «Разнообразие природы родного края» (окружающий мир)
9. «Школа кулинаров» (окружающий мир)
10. «Кто нас защищает» (окружающий мир)
11. «Экономика родного края» (окружающий мир)
12. «Музей путешествий» (окружающий мир)
13. «Детская площадка» (технология)
14. «Океанариум» (технология)
15. «Готовим спектакль» (технология)
4 класс
1. «Создание математического справочника «Наше село» (математика)
2. «Составление сборника математических задач и заданий» (математика)
3. «Говори правильно» (русский язык)
4. «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина (русский язык)
5. «Создание календаря исторических событий» (литературное чтение)
6. «Природа и мы» (литературное чтение)
7. «Они защищали Родину» (литературное чтение)
8. «Путешествуем без опасности» (окружающий мир)
9. «Зона лесов в России» (окружающий мир)
10. «Красная книга нашего края» (окружающий мир)
11. «Исследование Арктики и Антарктики сегодня» (окружающий мир)
12. «Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности» (окружающий мир)
13. «Славные символы России» (окружающий мир)
14. «Самостоятельное построение чертежа развёртки вагона» (технология)
15. «Полезные ископаемые» (технология)
16. «Издаём книгу» (технология).