Проект "Кем быть?"
Программа организации работы по ранней профориентации детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 291.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы школа № 657
Дошкольное отделение 4
Программа организации работы
по ранней профориентации детей среднего возраста
г. Москва.
2022 г.
Введение
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего будущей профессии.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие,
а процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, и начинается он ещё
в дошкольном возрасте.
Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации
и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда
в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Цели и задачи реализации Программы:
Данная программа разработана с целью обобщение знаний о профессиях
в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение»
в реальные практические ситуации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- развитие памяти, внимания, воображения;
- расширять кругозор воспитанников;
Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- воспитывает любознательность и сообразительность;
- воспитывает чувство ответственности и самостоятельности;
Принцип и подходы к формированию Программы
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход,
в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.
В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, само регуляции поведения.
Учебный план Программы.
Учебный план программы ранней профориентации детей проектируется
на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы №657 ДО4.
Организация деятельности по программе ранней профориентации предполагает обеспечить выполнение требований по профориентации дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Программа рассчитана на два занятия в месяц, 18 занятий – в год. Продолжительность занятия 20 мин.
Основными формами реализации программы профориентации детей, являются:
Одним из направлений деятельности ДО по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по ранней профориентации (средняя группа)
«Кем быть»
Блок | Тема | Кол-во. |
Профессии |
| 20 мин |
Медсестра |
| 20 мин |
Стоматолог |
| 20 мин |
Ветеринар |
| 20 мин |
Парикмахер |
| 20 мин |
Строитель |
| 20 мин |
Архитектор |
| 20 мин |
Крановщик |
| 20 мин |
Швея |
| 20 мин |
Машинист |
| 20 мин |
Полицейский |
Чтение: С. Михалкова «Дядя Степа»;
| 20 мин |
Сотрудник ДПС |
| 20 мин |
Повар |
| 20 мин |
Кондитер |
| 20 мин |
Космонавт |
| 20 мин |
Музыкант |
| 20 мин |
Дрессировщик |
| 20 мин |
Всего | 6 часов |
Методы обучения:
• Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей
и наглядности, чтение детской художественной литературы
• Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.
• Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда
• Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала ГБОУ Школа №657 ДО4 организуются экскурсии:
в медицинский кабинет
• в прачечную
• в школу
в библиотеку
• на кухню
Планируемые результаты
Результатом реализации программы является развитие у детей:
4 года- имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.
5 лет- имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес
к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама
и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.
Список литературы:
1 Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис, 2003. - 125 с.
5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
6. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
7. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
9.. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010. - 48 с.