Проект "Кем быть?"

Пряшникова Зоя Ярославовна

    Программа организации работы по ранней профориентации детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx291.48 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\pryashnikovadm\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image-13-09-22-04-01.jpeg

Государственное бюджетное общеобразовательное

 учреждение города Москвы школа № 657

Дошкольное отделение 4

Программа организации работы

по ранней профориентации детей среднего возраста

C:\Users\Lenovo\Desktop\кем быть.jpg

г. Москва.

2022 г.

Введение

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего будущей профессии.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие,
а процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека, и начинается он ещё
в дошкольном возрасте.

Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации
и знаний в какой-либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда
в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Цели и задачи реализации Программы:

    Данная программа разработана с целью обобщение знаний о профессиях
в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение»
в реальные практические ситуации.

Задачи:

   Образовательные:

  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; 
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

     Развивающие:

  • развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • расширять кругозор воспитанников;

     Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; 
  • воспитывает любознательность и сообразительность;
  • воспитывает чувство ответственности и самостоятельности;

Принцип и подходы к формированию Программы

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход,
в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.
В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, само регуляции поведения.

Учебный план Программы.

Учебный план программы ранней профориентации детей проектируется
на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы №657 ДО4.

Организация деятельности по программе ранней профориентации предполагает обеспечить выполнение требований по профориентации дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада.   Программа рассчитана на два занятия в месяц, 18 занятий – в год.  Продолжительность занятия 20 мин.

Основными формами реализации программы профориентации детей, являются:

Одним из направлений деятельности ДО по ранней профориентации   детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

           

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

по ранней профориентации (средняя группа)

«Кем быть»

Блок

Тема

Кол-во.
часов

Профессии

  • «Знакомство с профессиями» 
  • Чтение худ/лит. «Кем быть Маяковский»
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов различных профессий;
  • Беседа: «Зачем человек трудиться»;
  • Д/И «Угадайте, что я делаю?», «Назови папину профессию»;
  • Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны"

20 мин

Медсестра

  • Беседа о труде врача и медсестры»;
  • Экскурсия в медицинский кабинет;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь увозит куклу Машу в больницу»;
  • Просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок»

20 мин

Стоматолог

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение «Про девочку, которая плохо кушала» Михалков С;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача»;
  • Дидактические игра «Скажи, что делают этими предметами»

20 мин

Ветеринар

  • Беседа «Профессия – ветеринар»;
  • Чтение худ/лит. К. И. Чуковского «Айболит».;
  • Виртуальная экскурсия в ветеринарную клинику;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница»;
  • Просмотр мультфильма «Айболит», «Калейдоскоп профессий»

20 мин

Парикмахер

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов разных причесок;
  • Беседа «Кто такой парикмахер»;
  • Чтение худ/лит Л. Скребцова «Чудесный парикмахер»;
  • Виртуальная экскурсия в парикмахерскую;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»;
  • Просмотр мультфильма «Почему у льва большая грива».

20 мин

Строитель

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Беседа «Кто работает на стройке». 
  • Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом?»;
  • Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы - Строители»;
  •  Дидактические игра «Кто что делает?», 
  •  ООД (Рисование) «Домик трёх поросят»
  • Просмотр мультфильма «Боб строитель»;

20 мин

Архитектор

  • Беседа «Кто такой архитектор»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов различных домов, зданий и т.д.;
  • Чтение Д. Родари «Чем пахнет ремесла»;
  • Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мастерская архитектора»

20 мин

Крановщик

  • Беседа «Кто такой крановщик»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов «Строительная техника»;
  • Чтение: Загадки о строительных профессиях, техники.;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Строительство»;
  • ООД (Рисование) «Строим дом»

20 мин

Швея

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение Л. Успенская «Про Степку-Растрепку», Г. Виеру «Швея»;
  • Беседа «Платье для Золушки»;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Швейная фабрика»;
  • Дидактические игра «Подбери красиво», «Разрезные картинки»;
  • ООД (Конструирование из бумаги) «Платье для куклы»

20 мин

Машинист

  • Беседа «Профессия машинист»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение О. Высотская «Веселый поезд»;
  • Дидактические игра «Разрезные картинки»;
  • ОДД (Конструирование из бумаги) «Товарный поезд»
  • Просмотр мультфильма «Паровозик Тишка»

20 мин

Полицейский

  • Беседа «Профессия полицейский»;

           Чтение: С. Михалкова «Дядя Степа»;

  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Я полицейский;
  • Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбука безопасности»

20 мин

Сотрудник ДПС

  • Беседа «Кто такой сотрудник ДПС»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»;
  • Дидактическая игра «Дорога»
  • Дидактические игра «Угадай какой знак»;
  • ООД (Аппликация) «Жезл сотрудника ДПС»

20 мин

Повар

  • Беседа «Кто такой шеф повар в детском саду»;
  • Виртуальная экскурсия в столовую;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Столовая»;
  • ООД (Лепка) «Румяные пирожки».
  • Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

20 мин

Кондитер

  • Беседа «Моя профессия кондитер»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов о кондитерских изделиях;
  • Виртуальная экскурсия в кондитерскую;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Кондитерская»;
  • ООД (Конструирование) «Вкусные конфеты»

20 мин

Космонавт

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов о космосе;
  • Беседа; «Кто такие космонавты»
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Космонавты»;
  • ООД; аппликация «Ракета»;
  • Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка»

20 мин

Музыкант

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов
    о музыкальных инструментах;
  • Беседа; «Кто такие музыканты»
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «На концерте»;
  • Дидактические игра «Музыкальные профессии;
  • ООД; рисование «Музыкальные инструменты»;
  • Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»

20 мин

Дрессировщик

  • Беседа; «Кто такие дрессировщики»
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов
    о дрессировщиках;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Цирк»;
  • ООД; лепка «Артисты Цирка»;
  • Просмотр мультфильма «Фунтик в цирке»

20 мин

Всего

6 часов

Методы обучения:

•        Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей
и наглядности, чтение детской художественной литературы

•        Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.

•        Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт    хозяйственно-бытового труда

•        Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала ГБОУ Школа №657 ДО4 организуются экскурсии:

       в медицинский кабинет

•        в прачечную

          •        в школу

                  в библиотеку

•        на кухню     

Планируемые результаты

Результатом реализации программы является развитие у детей:

  4 года- имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

  5 лет- имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес
к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама
и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

 Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. 

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. 

Список литературы:

1 Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические       рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т.  С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону   Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис, 2003. - 125 с.

5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

6. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

7. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

9.. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2010. - 48 с.