Русский язык
Урок по развитию речи в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 36.92 КБ |
opisanie_prirody.zima_.pptx | 1.27 МБ |
karta_uchyota.docx | 10.82 КБ |
stikhi_ozime.docx | 19.39 КБ |
stikhi_uchenikov.docx | 13.21 КБ |
teksty.docx | 13.7 КБ |
snezhinki1.docx | 10.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы МОУ ЧСОШ № 2
Гапоненко Натальи Владимировны
Тема урока: Описание природы. Зима
Тип урока: Интегрированный/ Развитие речи
Форма проведения: Творческая мастерская ( на основе нетрадиционной
организации учебного материала с использованием ИКТ)
Форма работы: индивидуальная, коллективная, творческая.
Задача урока: Обучение описанию зимнего пейзажа с использованием
межпредметных связей.
Цели урока:
Обучающие:- обобщить и расширить знания шестиклассников о пейзаже в различных видах
искусства;
- формировать практические навыки при выполнении работы по описанию природы.
Развивающие: - развивать связную речь, мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение видеть особенности типа текста – описание.
- совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные:- воспитать любовь к родному краю, к природе;
- прививать любовь к поэзии, произведениям русских писателей,
композиторов и художников;
- видеть красоту зимней природы.
Оборудование: репродукции картин русских художников ( И.И.Шишкина, В.А.Серова, В.Д.Поленова… ; музыкальное оформлении (Вивальди «Времена года» - «Зима», Свиридов «Метель», П.И.Чайковский «Времена года»), мультимедийный проектор, распечатанные тексты, рисунки учащихся, презентация «Описание природы», жетоны – снежинки.
Методические приёмы: беседа по вопросам, описание репродукций, выразительное чтение стихотворений русских писателей о природе, анализ текстов, самостоятельная работа, конструирование предложений, устное сочинение по картине.
Чаны – 2008 год
Ход урока
В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.
К. Г. Паустовский.
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Эмоциональный настрой.
II. Погружение в тему урока. (Слайд № 1.) Картина Игоря Юр. Михайлова « Зимний пейзаж».
Звучит музыкальная композиция Вивальди «Зима». Учитель читает под музыку стихотворение:
Ночь. Мороз.
Сверкают звезды.
С высоты небес.
Весь в снегу,
Как в горностаях
Дремлет тихий лес
Тишина вокруг.
Поляна спит в объятьях сна.
Из – за леса выплывает на дозор луна.
Звезды гаснут.
С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром порчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвои заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Н.Хвостов
Вопросы:
- Какое настроение вызвали у вас, ребята, музыка и эти лирические строки?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?
III. Вступительное слово учителя: (Слайд № 2.)
- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдёт о зиме. У каждого времени года своё очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь. Для зимы главным является язык снега, бури, урагана, морозов… Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Начинаем урок развития речи. Тема: Описание природы. Зима.
- Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока: «Описание природы. Зима». ( На доске )
Сегодня мы заглянем в творческие мастерские поэта, писателя, художника, композитора. Помогать мне на уроке будет Зимушка –зима ( ученица класса).
Она будет вас осыпать снежинками за ваше творчество сегодня на уроке. Давайте с ней познакомимся.
( Выходит Зима и читает стихотворение «Зима» Л. Чуриловой)
4) Опрос: ( Слайд № 3)
- Какие отличительные признаки характерны для этого времени года?
- Ребята, а кто из вас любит зиму? Почему?
- В какие игры можно играть зимой?
- А как вы думаете, почему для нашего урока я в качестве эпиграфов взяла именно эти высказывания?
(Запишите их в тетрадь)
5) Словарная работа. (Слайд № 4)
- Что такое пейзаж?
ПЕЙЗАЖ, а, м. [фр. paysage < pays местность; страна]. 1. Вид какой-н. местности. Красивый п. Городской п.| 2. Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи Левитана. П. в романах Тургенева. Пейзажист — художник, специалист по пейзажам. Пейзажный — относящийся к пейзажу, пейзажам.
ПЕЙЗАЖ, –а, м.
1. Общий вид какой–н. местности. Волжский п.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников. П. в романах Тургенева.
| прил. пейзажный, –ая, –ое (ко 2 знач.). Пейзажная живопись.
6) Работа с учебником: § 48, упр. 276. Списать в тетрадь, что такое «пейзаж в литературном произведении».
III. Работа в творческих мастерских:
1. В поэтической мастерской (Слайд №5 )
Учитель: Вслушаемся в слово ЗИМА…/произнесём его/.
Запишите, какие ассоциации, мысли, чувства вызывает у вас слово зима?
( Снег, пурга, ураган, метель, буря, мороз, Новый год, коньки, лыжи, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка…). А теперь давайте послушаем, как изображают это время года русские поэты.
( Ребята читают стихотворения о зиме).
- « Белые стихи» Сергей Михалков
- «Снег идёт» А. Блок
- « Вот север тучи нагоняет…» А.С. Пушкин
- «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев
- «Поёт зима-аукает…» С. Есенин
- «Пришла зима» Черницкая.
Задание: (Слайд № 6)
- Какой изображают зиму поэты в своих стихотворениях?
- Какие эпитеты употребляют? (Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая, снежная, разноцветная, морозная, ослепительная…)
Запишем в тетрадь.
- Как обращаются поэты к зиме? Запишем их в тетрадь. (Ребята по цепочке выходят к доске, записывают слова.) Колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея, матушка, зимушка…
2. В мастерской писателя. (Слайд № 5)
Учитель: А теперь давайте заглянем в мастерскую писателей, посмотрим, как они показывают своеобразие зимней природы. Перед вами три текста? Прочитайте их?
(На каждую парту раздаются тексты)
Тексты для анализа
1) Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над белым снегом и зелёным бором.
Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. (По И. Бунину)
2) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. ( По С.Т. Аксакову)
Задания – вопросы:
- Какая общая тема объединяет эти отрывки? ( Тема Зимы)
- Определите стиль речи и тип текста? (1,2- художественный, тип текста – описание)
- Какие картины природы рисуют авторы в этих отрывках?
- Назовите художественно – выразительные средства языка.
- Озаглавьте отрывки. Запишите их в тетрадь.
(например: 1 – «Утро в лесу», 2 – «Буря» )
- Выпишите 5 словосочетаний сущ. + прил., которые характеризуют зимний пейзаж.
( По вариантам: I – из 1 текста; II – из 2 текста)
Например: 1. Свежими снегами, нежное небо, яркие краски, солнечный свет, белым снегом…
2. Снеговая туча, белая туча, пустынный ветер, снеговые степи, белый мрак.
Учитель: Прежде чем мы отправимся в мастерскую художника, я предлагаю вам встать и пройти немного по сугробам. Представьте, что мы в зимнем лесу.
Проведём физ. минутку.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег хлопком в ладоши,
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
3. В мастерской художника. ( Слайд № 5)
Учитель: Художники не могли не заметить, как удивительна зима. Перед вами работы известных живописцев: Ив. Ив. Шишкина «На севере диком», Вас. Дмит. Поленова «Зима», Сер. Алек. Коровина «Зимой», Сер. Ник. Пивторака «Зимняя сказка», Вален. Алексан. Серова «Зимой», Кон. Фёд. Юона
«Русская зима», «Зима», Мих. Алексан. Иваненко « Сказка о зимней речке».
( Демонстрация репродукций на слайдах с 9 -15 )
Вопросы:
- Какое впечатление от картин вы получили?
- Удалось ли художникам передать красоту зимней природы?
- Какие краски использует художник, чтобы показать красоту зимнего пейзажа?
- Что изображают художники на своих полотнах? ( Снег, деревья, дома, лес, река, небо, день…)
Задание: Устное сочинение по картине Мих. Алексан. Иваненко «Сказка о зимней речке».
( 2 -3 выступающих)
4. В мастерской композитора. ( Слайд № 5 )
Учитель: А теперь, ребята, послушайте музыкальную композицию.
( Звучит опера Петра Ильича Чайковского « Времена года», «Январь»)
- А как вы думаете, какой зимний месяц изображает композитор?
- Какая музыка звучит? Почему?
- Запишите 2-3 предложения. Какую картину природы вы видите, когда слышите эту музыку.
Справка. Январь, середина зимы, самый холодный месяц в году. Году начало - зиме середина. Стоят лютые морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лед. По цвету небо синее. И месяц назвали в народе “просинец” по цвету неба.
5. В творческой мастерской учащихся. ( Слайд № 5)
Учитель: А теперь давайте посмотрим, как ребята проявили своё творчество? Дома они приготовили рисунки, которые мы оформили на доске. Каждый из них по - своему видит Зиму.
Комментарий 3-4 –х рисунков. А ещё ребята приготовили стихотворения собственного сочинения. Давайте их послушаем.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Наша встреча завершена. Какие знания приобрели на уроке? Какие задания вызвали интерес? Вернёмся к нашему эпиграфу. Помогли ли описания зимней природы в овладении русским языком?
Вывод: Многие русские писатели, поэты, композиторы, художники любили и любят русскую природу. Многие посвятили ей свои работы, свои творения. Художник, увидев прекрасное, перенес все на холст, музыкант – придумал музыку, поэт – стихи.
Спасибо за работу.
В течение урока вы получали снежинки. Мы их «переведём» в баллы – отметки.
Домашнее задание: Написать мини – сочинение по заданию упр. 280.
Ссылки
http://www.stihi.ru/2009/01/04/628 (стихи о зиме)
http://yrokityt.at.ua/publ/stikhotvorenija_pro_zimu/13-1-0-998 ( стихи о зиме 1)
http://tphv.ru/peisage.php (репродукции картин Шишкина, Серова,
http://www.peoples.ru/art/painter/vasiliy_polenov/work.html Поленов
http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=1120&iid=21195 Поленов
http://artwin.ru/rus/gallery/work/id/1916.phtml Михайлов
http://www.rodon.org/art-071101130400 Коровин
http://www.artgalery.ru/?id=100&itemcode=5742 Пивторак
http://pivtorakart.at.ua/photo/2-0-70 Пивторак +
http://www.rodon.org/art-080812173448 Юан+
http://www.ivanenko.name/showpic.php?idpic=114 Иванченко
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0112/p0112.htm Шишкин
http://vserov.ru/serov/serov22.php Серов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Описание природы» «Зима» ( Урок по развитию речи в 6 классе)
Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Г. Паустовский В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев
Что такое пейзаж? ПЕЙЗАЖ, а, м . [фр. paysage < pays- местность; страна]. 1. Вид какой-нибудь местности. Красивый пейзаж. Городской пейзаж. 2. Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи Левитана . Пейзажи в романах Тургенева . Пейзажист — художник, специалист по пейзажам. Пейзажный — относящийся к пейзажу, пейзажам.
Существительные Прилагательные Матушка Зимушка Колдунья Волшебница Чародейка Красавица Фея Сказочная Волшебная Снежная Морозная Удивительная Чудесная Грозная Весёлая
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над белым снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. (По И. Бунину)
2) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. ( По С.Т. Аксакову)
И. И. Шишкин « На севере диком…»
В.Д. Поленов «Зима»
С.А. Коровин «Зимой»
С.Н. Пивторак «Зимняя сказка»
В.А. Серов «Зимой»
К.Ф. Юон «Русская зима» К.Ф. Юон «Зима»
М.А. Иваненко «Сказка о зимней речке»
Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893) «Времена года» (1876)
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Поэтическая мастерская Стихи о зиме.
- Стихотворение «Зима» Л. Чуриловой
- « Разукрасила зима…» М. Пожаров
- «Снежинки». С. Козлов
- « Вот север тучи нагоняет…» А.С. Пушкин
- «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев
- «Пришла зима» Черницкая.
- «Поёт зима-аукает…» С. Есенин
«Зима» Лидия Чарская (Л. А. Чурилова)
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула —
Раз! Куда бы ни взглянула,
Застлан бел ковер...
Новый взмах — и речка стала,
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает —
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры —
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, —
Матушка-зима.
С легкой поступью небрежной,
С пеленою белоснежной, —
Вот она сама!
Припасайте ж в эту пору
Снеговую, детки, гору,
На реке каток,
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!
М. Пожаров
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
С. Козлов «Снежинки»
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.
А. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Тютчев. «Чародейкою зимою…»
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
И. Черницкая «Пришла зима»
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Поет |
Сергей Есенин
Пое т зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Предварительный просмотр:
Стихи учащихся
Веселков Артём, 6 класс
Проснулся весёлым, глянул в окошко:
На верхушке берёзы – снега немножко.
Оглянулся вокруг: посмотрел на зиму.
Вижу мальчишек – лепят машину.
Глянул на ёлку – горят огни.
Под ёлкой стоят мои коньки.
Придёт Новый год – справим отлично!
Под ёлкой подарков найдём мы прилично.
За стол сядет вся семья,
Поздравят всех с Новым годом друзья.
Мне нравится зима!
Пусть будет Новый год – всегда!
Васёха Максим, 6 класс
Наступила зима,
Налетели снега.
Птицы улетели давно,
Но вороне и снегирю всё равно.
Они под веткою сидят и о зиме говорят.
Ворона мечтает:
«Зима лучше всегда,
Ведь радость кругом,
И снега белым – бело!»
Снегирь добавляет:
« И детишки играют в снежки,
У домов стоят снеговики».
Но недолго быть зиме.
Она скоро уйдёт:
Тучкой снежной уплывёт.
К нам придёт она-
Долгожданная весна!
Измаилова Ульяна, 6 класс
Белый снег
Белый снег лежит на земле
И так сверкает, будто всё в серебре.
А я любуюсь его красотой:
Он дарит мне свой блеск голубой.
Всё будто в сказке,
Всё хорошо!
Но вдруг темнеет…
Я снова грущу.
Зимний день проходит,
А я не спешу .
Белый снег кружится у меня в душе.
Может мне всё снится?
И я скоро проснусь?
Мазурина Елена, 6 класс
На улице…
На улице холод,
Морозы трещат.
Свинцовые тучи
Над домом молчат.
Вот лучик пробился
Сквозь толщ облаков.
Прояснилось небо,
Подтаял снежок.
И вышли ребята
Кататься с горы;
Они так долго
Ждали зимы.
___________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тексты для анализа
1) Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над белым снегом и зелёным бором.
Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. (По И. Бунину)
2) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
( По С.Т. Аксакову)
Задания – вопросы:
- Какая общая тема объединяет эти отрывки?
- Определите стиль речи и тип текста?
- Какие картины природы рисуют авторы в этих отрывках?
- Назовите художественно – выразительные средства языка. ( 2-3 примера)
- Озаглавьте отрывки. Запишите их в тетрадь.
- Выпишите 5 словосочетаний сущ. + прил., которые характеризуют зимний пейзаж.
( По вариантам: I – из 1 текста; II – из 2 текста)
___________________________________________________________________________________________
Тексты для анализа
1) Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над белым снегом и зелёным бором.
Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. (По И. Бунину)
2) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
( По С.Т. Аксакову)
Задания – вопросы:
- Какая общая тема объединяет эти отрывки?
- Определите стиль речи и тип текста?
- Какие картины природы рисуют авторы в этих отрывках?
- Назовите художественно – выразительные средства языка. ( 2-3 примера)
- Озаглавьте отрывки. Запишите их в тетрадь.
- Выпишите 5 словосочетаний сущ. + прил., которые характеризуют зимний пейзаж.
( По вариантам: I – из 1 текста; II – из 2 текста)