Районное методическое объединение учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx19.17 КБ
Файл protokol_2.docx16.01 КБ
Файл protokol_1_2.docx20.17 КБ
Файл polozhenie_o_konferentsii.docx23.36 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty_rmo.doc53.5 КБ
Файл programma_seminara.docx13.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Утверждаю

                                                       Директор МОУ СОШ №78

                                                 _________________Карелина Т.А.

                                                     20 мая 2016 года

Отчет

о работе РМО учителей истории и обществознания

за 2015 – 2016 учебный год

1.Семинары (запланировано – 4, проведено – 2)

Причины: (занятость руководителя РМО - участие  в работе  трехнедельного семинара в г. Владивостоке, аккредитация МОУ СОШ №78, ремонт МОУ СОШ №78, подготовка учащихся к ЕГЭ)

              Таблица 1. Семинары

дата

тема

кол.-во участников

26.10.2015

Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся по истории и обществознанию (см. Приложение №1)

10 человек

26.01.2016

Системно - деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в основной школе (см. Приложение №2)

12 человек

2.Открытые уроки – 2 урока на районном уровне:

дата

предмет

тема

учитель

кол.-во участников

26.01.2016

история

Греки и критяне

Вологдина Наталья Леонидовна

12

26.01.2016

история

Неизведанное

В Древнем Египте

Матафонова Татьяна Николаевна

12

3.Мастер-классы – 1 мастер- класс на всероссийском уровне

             

дата

предмет

тема

учитель

кол.-во участников

15.12. 2015

история

Чему учил древнекитайский мудрец Конфуций

Вологдина Наталья Леонидовна

15

4. Предметные недели

   В этом году  проведены две предметные недели:

  1. Неделя нравственности (см. Приложение №3 – 4)
  2. Неделя патриотического воспитания (см. Приложение № 5-6)

5.Научно-практические конференции

    Уже второй год проводим районную научно-практическую конференцию «Война.Народ. Победа». В этом году конференция была  посвящена 90-летию Чернышевского района (см. Приложение 7 – 9)

   Отрицательные стороны работы:

  1. Частично не выполнен план по объективным причинам.
  2. Не закончен сбор пакета документов по деятельности РМО.
  3. Малое количество учителей  РМО вовлечено в открытые мероприятия.

         



Предварительный просмотр:

Протокол

районного семинара учителей истории и обществознания №2

«Системно - деятельностный подход как

условие повышения качества образовательного процесса

в основной школе»

Дата проведения: 26.01.2015

Место проведения: МОУ СОШ №78 п. Чернышевск

Присутствовало: 12 человек

Повестка семинара:

  1. Урок истории в 5 «а» классе «Греки и критяне» (Технология исследовательского обучения на уроках истории)
  2. Внеклассное мероприятие по истории в 5 «в» классе «Неизведанное в Древнем Египте»
  3. Рефлексия. Обсуждение представленных мероприятий (самоанализ и анализ мероприятий)

Урок истории в 5 «а» классе «Греки и критяне» представила учитель истории и обществознания МОУ СОШ №78 Вологдина Наталья Леонидовна.

Краткое содержание урока

   1)Организационно- мотивационный этап.

Постановка темы и задач урока

-У каждого человека есть мечта. Как вы думаете, почему людям,  свойственно мечтать? (ответы учащихся)

Далее учитель предлагает прочитать по ролям миф о Дедале и Икаре и сделать вывод, о какой великой мечте человечества идет речь в мифе.

После чего учащиеся определяют тему,  цель урока и способы ее достижения.

  2)Информационно- деятельностный этап.

Учитель организовывает работа по группам. Каждая группа получает задание и выполняет его в течении 10 минут (после озвучивания задания группам проведена  физминутка)

Тип заданий: на основе исторических источников (мифы, сказки, статьи) определить,  каким образом перемещались по воздуху вымышленные герои разных эпох. Рассматриваются: мифы Древнего  Ирана, Китая, Индии, русские народные сказки и статьи по развитию авиатехники (чертежи Леонардо да Винчи, дирижабль, планер, самолет). Дополнительное задание каждой группе:

- на ватмане расположить картинки с изображением авиатехники,  героев мифов, сказок разных эпох  в правильном порядке

- отметить на ленте времени даты, которые встречаются в источниках;

- определить  по карте  и объяснить расположение государств, о которых идет речь в документе.

   По истечении времени каждая группа презентует результаты своей работы в течение 3 минут. Обязательное условие для ответов – наличие выводов.

    3)Рефлексивно-оценочный этап

-Соотношение цели и результата;

-Самооценивание;

-Выделение положительных и отрицательных моментов в работе каждой группы.

 

  Внеклассное мероприятие в 5 «в» классе ««Неизведанное в Древнем Египте» представлено учителем истории и обществознания  МОУ СОШ с. Гаур Матафоновой Татьяной Николаевной.

Краткое содержание занятия:

   Учитель организовал работу учащихся в группах. Каждая группа изготавливала египетский свиток. Прежде ребята подготовили краски из  древесного угля и клея.

   Учащиеся делают записи на свитках в результате выполнения заданий. Они написали красками: искусство, литература, музыка и т.д.

    В процессе урока учащиеся работают с различными видами исторических источников: художественными (стихи, репродукции и др.), фрагментами египетской музыки.

  По третьему вопросу выступили Вологдина Наталья Леонидовна и Матафонова Татьяна Николаевна. Они представили самоанализ уроков. После чего последовал анализ просмотренных уроков учителями истории.

В результате участниками семинара была составлена схема «Сущность системно - деятельностного подхода».

Краткое содержание схемы (характерные черты системно- деятельностного подхода):

-Системно - деятельностный подход нельзя рассматривать в отрыве от метапредметного и культурологического подходов;

-Одна из главных целей учителя: воспитать «жизнеспособного» выпускника;

-Взаимодействие учителя и ученика;

-Соответствие результата поставленной цели;

-Грамотный выбор образовательных технологий и методов обучения

   Решение:

1)Проведенные мероприятия считать соответствующими требованиям ФГОС ООО;

2)Учесть замечания по проведенным открытым мероприятиям;

3)Очередной семинар провести в марте 2016 года.

                                                                     Секретарь: Юсупова Г.Н.

                                                                     Протокол составлен 26.01.16



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

заседания районного методического объединения

учителей истории и обществознания №1

Дата проведения: 26.10.2015

Место проведения: МОУ СОШ №78 п. Чернышевск

Присутствовало:10 человек

Председатель: Вологдина Н.Л., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №78

Тема: «Подготовка к  государственной итоговой аттестации учащихся по истории и обществознанию»

Повестка заседания:

1.Новые учебники истории: проблема выбора

2.Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию

3.Подготовка к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников

4.Разное

      По первому вопросу выступили: Вологдина Н.Л., учитель истории МОУ СОШ №78 и Ермолаева О.Г., учитель истории МОУ СОШ  с. Комсомольское.

Вологдина Н.Л. напомнила: «15 мая 2015 г.  Министерство образования и науки РФ утвердило три линии новых учебников по истории России - от издательств "Дрофа", "Просвещение" и "Русское слово".
      Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежит единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории.
Новая линия учебников рассчитана на линейную методику преподавания, которая предполагает последовательное изучение отечественной истории с 6 по 11 класс. Ранее школьники изучали историю по концентрической системе - сначала курс изучался целиком вплоть до девятого класса, а затем углубленно повторяется в двух старших классах. Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход дает возможность более основательно изучать прошлое». 

     Далее были рассмотрены презентации: УМК по истории от издательства «Просвещение», УМК по истории  от издательства «Дрофа», УМК по истории от  издательства «Русское слово».

   В ходе обсуждения УМК перечисленных издательств, учителя пришли к выводу, что каждое из них  направлено на реализацию ФГОС общего образования.

Ермолаева Ольга Георгиевна продемонстрировала учебники истории издательства «Просвещение», поделилась опытом работы по этим учебникам. Ольга Георгиевна заметила: «Самое главное, что  в учебниках и рабочих тетрадях    присутствуют разноуровневые задания, задания на развитие умений работы с текстом, задания по типу заданий ЕГЭ и др.»

   По второму вопросу  состоялось обсуждение причин неудовлетворительного прохождения учащимися государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию. Среди перечисленных причин озвучены: несоответствие методического аппарата учебников современным требованиям, преобладание традиционных форм проведения урока – «учитель объясняет материал, ученики слушают».

   По третьему вопросу выступила Ширяева В.А., учитель истории МОУ СОШ п. Жирекен. Валентина Алексеевна представила аналитический отчет по итогам школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам.

    В заключительной части  заседания  учителями было предложено провести семинар по теме «Сущность ФГОС общего образования».

   Решение заседания методического объединения учителей истории и обществознания:

1.К концу текущего учебного года  решить вопрос с выбором УМК по истории и переходом на новые учебники.

2.Своеременно  проводить тренинговые  работы по истории и обществознанию (минимум один раз в четверть).

3.Начать подготовку к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию.

4.27 ноября 2015 года – семинар «Урок национальных культур». Реализация ФГОС на уроках истории (место проведения: МОУ СОШ №78, время проведения: 10.00-14.00).

Присутствовали:

  1. Соколовская Роксана Алексеевна, МОУ ООШ с. Икшица
  2. Мичурин Александр Андреевич, МОУ ООШ с.Мильгидун
  3. Ширяева Валентина Алексеевна, МОУ СОШ п.Жирекен
  4. Сальникова Ксения Павловна, МОУ СОШ №63
  5. Хлестунова Наталья Петровна, МОУ СОШ №2
  6. Ермолаева Ольга Георгиевна, МОУ СОШ с. Комсомольское
  7. Декина Лариса Алексеевна, МОУ ООШ с. Новый Олов
  8. Кузнецова Марина Владимировна, МОУ СОШ с. Утан
  9. Матафонова Татьяна Николаевна, МОУ ООШ с. Гаур

                              Секретарь: Соколовская Р.А. 26.10 2015



Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                            Утверждаю:

                                                                               директор МОУ СОШ №78

                                                                               п. Чернышевск

                                                                           _____________/Карелина Т.А./

Положение

о проведении  районной  научно-практической конференции

«Война.  Народ. Победа».

  1. Общие положения
  1. Научно-практическая конференция «Война. Народ. Победа» посвящается 90-летию Чернышевского района.
  2. Конференцию проводит районное методическое объединение учителей истории и обществознания в сотрудничестве с районным краеведческим музеем п. Чернышевск
  3. К участию в конференции приглашаются учащиеся 2-11 классов образовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования, занимающихся поисково-исследовательской работой. Планируется работа  отдельной секции для обучающихся начальных классов.
  4. Рекомендуемый состав делегации от школы: 3-5 человек

  1. Цели и задачи конференции:
  1. Активизация деятельности образовательных учреждений, направленной на нравственно-патриотическое  обучающихся через развитие у них интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия своего края.
  2. Выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к работе по изучению истории, культуры и природы родного края.
  3. Сотрудничество и обмен опытом работы в данном направлении.

  1. Порядок и условия проведения конференции.

Программой Конференции предусматривается работа секций по направлениям:

  1. 90 лет Чернышевскому району
  2. Вклад жителей Чернышевского района в великую Победу.

Для выступления на конференции докладчику предоставляется 10 минут.

Исследовательские работы, представленные на конференцию, не возвращаются.

Для участия в научно-практической конференции необходимо выслать заявку на участие (Приложение № 1)  с чётко сформулированной темой до 25  апреля 2016 года по электронной почте: vologdina.natali2012@yandex.ru                      Телефон для справок: 8-924-384-94-93

  1. Сроки и место проведения конференции.
  1. Конференция проводится  5 мая 2016 года  на базе районного краеведческого музея п. Чернышевск.
  2. Финансирование расходов, связанных с питанием, проездом участников конференции производится за счёт командирующих организаций.

  1. Подведение итогов конференции

По окончании работы секций проводится заседание членов жюри, на котором выносится решение о призёрах. Все решения являются окончательными.

Лучшие доклады будут отмечены грамотами и дипломами.

  1. Общие критерии устного выступления.
  1. Актуальность и новизна представленной работы.
  2. Поисково-исследовательский характер.
  3. Логичность и аргументированность изложения.
  4. Наличие и формулировка выводов.
  5. Практическая значимость работы.
  6. Свободное владение материалом.
  7. Культура речи  и общая эрудиция.
  8. Грамотное использование наглядных средств.
  9. Соблюдение регламенты выступления (10 минут)
  1. Критерии оценки исследовательских работ  (Приложение № 2)

Приложение № 1

Заявка

на участие в районной научно-практической  конференции

«Война. Народ. Победа»

от делегации из _________________________

в количестве ___________________________человек

ФИО (полностью),  должность, домашний адрес, телефон руководителя.

№ п\п

ФИО участника

Школа, класс

Домашний адрес, телефон

Дата рождения

Тема творческой работы

Руководитель

Приложение № 2

Общие требования критерии оценки исследовательских работ

В основе исследовательской работы школьников лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру и действительности.

Приступая к такому виду деятельности, как научно-исследовательская работа, школьники должны быть заинтересованы, прежде всего, в качестве проведенного исследования и грамотного оформления работы.

Структурное соответствие работы

Содержательная часть работы должна иметь введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения (иллюстрации). Все это отражается в оглавлении.

Содержание основных аспектов работы:

Введение

  • обоснование актуальности выбранной темы исследования (её научного и практического значения);
  • формулировка цели и задач;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться;
  • личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

Основная часть

  • изложение основной проблемы по выбранной теме;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

Заключение

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

Основные требования к печатному оформлению работы

Оформление титульного листа

  • полное наименование учебного заведения (школы);
  • место его нахождения (название населенного пункта, района);
  • тема исследования;
  • Ф.И.О. автора полностью;
  • Класс, домашний адрес, паспортные данные, телефон (автора и школы);
  • Ф.И.О. учителя полностью, осуществляющего научное руководство, его должность и место работы;
  • год написания работы;
  • сокращения и аббревиатуры не допускаются.

Следующая страница за титульным листом должна содержать оглавление, в него включаются основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие им номера страниц.

Оптимальный объем работы

  • объем работы должен быть не менее 10 страниц печатного текста, включая оглавление и список использованной литературы (без приложений)

Соблюдение технических требований

  • листы формата А-4, 14 кегль, 1,5 интервал, поля: левое - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее - по 2 см; нумерация страниц, разделов и подразделов, размещение заголовков.

Оформление ссылок

-ссылки на литературные источники могут располагаться как сноски под основным текстом на каждой странице, или  цельным блоком в конце всего текста работы.

Оформление цитат

- если фрагмент текста переписывается без изменений, т.е. цитируется, он заключается в кавычки, а в конце цитаты в скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована, или оформляется как собственно сноска.

Оформление списка  литературы

- в списке литературы должно быть не менее 5 источников (учебные книги, пособия, монографии, статьи из газет и журналов), которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов, или в соответствии со сроком выхода работы из печати.

Оформление рисунков, фотографий, таблиц и т.п.

- весь иллюстрированный материал следует располагать после основного текста (включая список использованной литературы) в качестве приложения. Его  желательно не наклеивать на страницы с текстом, а располагать на отдельных листах. Каждая иллюстрация внизу подписывается (что на ней изображено). В тексте в нужных местах даётся в скобках указание на порядковый номер иллюстрации в приложении.



Предварительный просмотр:

 Согласовано                                                                           Утверждаю

Начальник МУУО                                                 Директор МОУ СОШ № 78

 ____ Чайка О.В.                                                  __________Карелина Т.А.

                                                                                    20 мая 2016 года

План работы РМО учителей истории и обществознания

на 2016-2017 уч. год

   

Методическая тема:

«Обновление научно-методических подходов к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях перехода на ФГОС ООО».

№ пп

Мероприятие

Дата  проведения

Ответственный

1

«Анализ работы РМО учителей истории и обществознания в 2015-16 уч.году и задачи на 2016-17 уч.год» (теоретический)

  1. Анализ работы РМО за 2015-16 уч.год и задачи на 2016-17 уч.год.
  2. Анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ в 2015-2016 уч. году.
  3. Школьные учебники и рабочие программы по истории и обществознанию, рекомендуемые Минобрнауки РФ (формирование единого методического поля).
  4. Методические рекомендации
  5. Разное.

Сентябрь 2016

Вологдина Н.Л.

2

3

«Компетентностный подход в современном образовании»

(практический)

1.Повышение  эффективности  системы  оценки  качества  исторического  и обществоведческого образования  (открытые уроки)

2. Аттестация педагогических кадров как ключевая процедура оценивания профессиональной компетенции. Структура и процесс анализа своей педагогической деятельности при подготовке к аттестации

Неделя нравственности и правового воспитания

 Декабрь  2016 г.

Вологдина Н.Л.

4

«Историко-культурный стандарт — основа для создания учебников по истории» (практический)

  1. Трудные вопросы истории и методика их изучения, в том числе вопросы фальсификации истории.

2. Актуальные вопросы методики обучения истории в условиях перехода на ФГОС (открытые уроки)

3.Организация внеурочной деятельности учащихся по изучению истории в условиях перехода на ФГОС (мастер-классы)

Февраль 2017

Вологдина Н.Л.

5

«Совершенствование методического обеспечения подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ»  (теоретический)

  1. Из опыта работы по подготовке к экзаменам.
  2. Современные аспекты профильного обучения.

Март 2017

Вологдина Н.Л.

6

7

Неделя патриотического воспитания «Для нас Россия больше мира»

Научно- практическая конференция «Война.Народ.Победа»

Апрель 2017

Вологдина Н.Л.

Шевченко В.А.



Предварительный просмотр:

   Программа  семинара

«Историко- культурологический подход: пространство диалога»

Дата проведения: 22 декабря 2016 года (четверг)

Место проведения: МОУ СОШ №78 п. Чернышевск

Площадка №1  

 «Историко-культурологический подход: пространство диалога»

Участники: учителя истории и обществознания

время

мероприятие

ответственный

Место проведения

09.00

Регистрация участников семинара

Вологдина Н.Л

Кабинет №40

09.20-10.00

Занятие в рамках элективного курса «Крестьянский вопрос в России  первой  трети XX века” (11 класс)

Вологдина Н.Л.

Кабинет №40

10.10-10.50

Занятие в рамках элективного курса

 «Вот такой она была крепостная кабала…» (8 класс)

Хлестунова Н.П.

Кабинет №40

11. 10-11.50

Литературно- музыкальная композиция «Я лиру посвятил народу своему…» ( к 195 –летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова)

Кожина С.А.

библиотека

12.00- 12.40

Круглый стол  «Историко-культурологический подход: пространство диалога»

Вологдина Н.Л.

библиотека

12.40

Обед

Площадка №2

«Историко-культурологический подход в работе школьной библиотеки»

Участники: работники школьных библиотек

время

мероприятие

ответственный

Место проведения

10.00

Регистрация участников семинара

Кожина С.А.

библиотека

10.10-10.50

Круглый стол для библиотекарей «Историко-культурологический подход в работе школьной библиотеки»

Кожина С.А.

библиотека

11. 10-11.50

Литературно- музыкальная композиция « Я лиру посвятил народу своему»   (к 195 –летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова)

Кожина С.А.

библиотека

12.00

Обед