Воспитатель года 2022

Сат Туяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

Тема: «Загадочное молоко»

Образовательная область «Познавательное развитие»

старшая группа

               

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями тувинцев.  

Задачи:

Обучающая:

Познакомить детей с тувинской национальной кухней (с молочной пищей) Учить называть блюда на тувинском языке

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследованийэкспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная: Воспитывать уважение к обычаям и традициям тувинского народа.  

Материал и оборудование: пластиковые тарелки, ватные палочки, молоко, гуашь, жидкое мыло;

подносы; мультимедийное  оборудование, презентация по теме занятия,

фартуки; карточки для записи наблюдений, простой карандаш.

Предварительная работа:

чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Приветствие. Экии! Дети загадаю вам  загадку, а вы ее отгадайте и узнаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить.

Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, кушай мой, дружок!
Дети: Молоко. Воспитатель: Угадали, молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о молоке.

  1. Мотивационный побудительный этап.

-Посмотрите, что это? (на столе лежат молочные блюда).

- Ребята, что лежат на столе? (называют на тувинском языке)

-Да, ребята,  курут , божа, чокпек

- Кто скажет, из чего приготовлены эти блюда? (из молока). Молоко – сут.

ll. Организационно-поисковый этап

1.Сообщение темы занятия.

- Мы сегодня познакомимся с разными видами молочной пищи (ак чем), которую умели готовить наши прапрабабушки, бабушки. Вам интересно? Давайте сядем и посмотрим.

Молочная пища – это национальная еда тувинцев. Эти блюда были на столе в каждой тувинской семье. (слайд 1)

- Помните, мы с вами говорили, что одной из главных традиций у тувинского народа – было гостеприимство, появление в доме гостя всегда воспринималось как событие огромной важности.

Гостей усаживали в почетном углу юрты по старшинству и потчевали всем, чем были богаты хозяева. На столе обязательно была молочная пища.

Молоко и все молочные продукты – самый почитаемый продукт у бурят (слайд 3). С глубокой древности белое молоко ежедневно подносили духам в жилище и за его пределами; при отправлении в дальнюю дорогу вслед брызгали молоком, чтобы путь его был широким и чистым; белой пищей угощали духов местности; при возведении новой юрты тоже брызгали молоко. Символом гостеприимства считается ак чем (белая пища) - гостям подается пиала с молоком, которую нужно пригубить. У тувинцев есть древний обычай: на стол гостю, прежде всего, ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, будь просто молоко

Воспитатель: Приглашаю вас в юрту  на попробовать белую пищу.

 А также у нас  приняты играть разные игры

Физминутка. Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем на месте) Побывайте в доме том! (развели руки в стороны) Гости явятся едва (повороты туловища влево-вправо) В печку прыгают дрова. (прыжки на месте) Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши) Угостить торопится. (присели) Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладоши) Круглые оладушки. (шагаем на месте)

  Воспитатель: Ребята вы знаете, что из молока не только готовят белую пищу, еще и можно проводить опыты с молоком

Воспитатель: В лабораторию чудес я приглашаю  вас. Проведем  наши опыты с молоком.

Дети: Одеть фартуки. нарукавники, шапочки.

Воспитатель: Напомните мне пожалуйста правила поведения в лаборатории?

Дети: Не шуметь, не трогать со стола без разрешения материалы для опытов…..

Дети садятся за столы.

ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Воспитатель: Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Дети:  На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…

Воспитатель: Чем обычно рисуете?

Дети:  Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…

-Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?

Дети: Нет

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: На столах стоит молоко в тарелках. Надо добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски.

Возьмите другую, чистую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости жидкого мыла, касаемся молока. Только касаемся!

А потом начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Воспитатель: Для этого опыта для вас есть другая подсказка: М+К+М=?

Воспитатель: Мы видим как краски двигаются. Потому что  жидкое мыло соединяясь с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться.  

Потому что молоко состоит из разных веществ: жиры, белки, углеводы и минералы.

Воспитатель: Результат этого опыта мы запишем в карточке наблюдений знаком :спирали.

Воспитатель: А сейчас пришло время открыть секрет ,что же нарисовано в моем письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом мое письмо.

(Воспитатель проглаживает лист , на нем появляется «лайк»)

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми.Что же на рисовала я вам в своем письме?

Дети: МОЛОДЦЫ!

Анализ.

Воспитатель: Вам понравились опыты?

Дети: Да.

Воспитатель: С каким продуктом мы делали опыты?

Дети: С молоком.

Воспитатель: Что еще делать из молока?

Дети: Белую пищу

Воспитатель: Какую белую пищу вы знаете?

Дети: Курут, Божа, чокпек

МБДОУ  детский сад  «Дюймовочка»

Конспект интегрированного занятия на

Тему: «Загадочное молоко»

Подготовила и провела:

Воспитатель Сат Т.С

с. Хову-Аксы 2021 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая находка Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в ДОУ Воспитатель : Сат Туяна С ергеевна МБДОУ детский сад « Дюймовочка »

Слайд 2

Всем известно и понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать. Как здоровым стать.

Слайд 3

Здоровье — это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача воспитания здорового поколения .

Слайд 4

Здоровье (по определению ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов .

Слайд 5

Рациональная двигательная активность. Развитие дыхательного аппарата. Сохранение стабильного психо-эмоционального состояния. Закаливание организма. Правильное питание. Основные компоненты здорового образа жизни:

Слайд 6

Мы живем в такое время когда от каждого зависит здоровье семьи, коллектива и, наконец, общества в целом. Именно поэтому нам педагогам, так важно сформировать у детей осознанную и ответственную позицию по отношению к своему здоровью. Актуальность

Слайд 7

“ Здоровьесберегающая технология” — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Слайд 8

Использование интегрированных, занятий, в результате которых дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии, позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности, уверенность в себе, своих возможностях. Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка. Личностно-ориентированное образование дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность детей. Педагогическое направление также включает организацию здоровьесберегающей развивающей среды группы Введение в занятия оздоровительных технологий; Медико-оздоровительная (организация педагогического процесса в группе и семье на основе принципов ЗОЖ) Здоровьесберегающая модель образовательного процесса

Слайд 9

Физкультурные занятия. Самостоятельная деятельность детей. Оздоровительные процедуры в водной среде. Физические упражнения с закаливающими процедурами. Физические упражнения после сна. Физкультурные прогулки на стадион. Физкультурные досуги и развлечения. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Гимнастика бодрящая. Подвижные игры. Утренняя гимнастика. Сказкотерапия Релаксация и др. Формы организации здоровьесберегающей работы:

Слайд 10

Укрепление здоровья дошкольников путём внедрения инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы в группе. Цель:

Слайд 11

Сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Дать представление о значении для здоровья человека физической культуры. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для накопления материала и оформления полученной детьми информации. Привлечь родителей к решению поставленных задач. Задачи:

Слайд 12

Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания. Систематичность и последовательность. Индивидуально - дифференцированный подход. Принципы:

Слайд 13

Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года); Повышение уровня физической подготовленности. Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни. Совершенствование навыков самостоятельности у детей; Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни; Ожидаемые результаты:

Слайд 14

Правило 1. Соблюдаем режим дня. Правило 2. Регламентируем нагрузки. Правило 3. Свежий воздух. Правило 4. Двигательная активность. Правило 5. Физическая культура. П равило 6. Водные процедуры. Правило 7. Использование простых приемов массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин ,лица и тела. Правило 8. Теплый ,доброжелательный психологический климат в коллективе. Правило 9. Питание. Правило 10. Творчество. Здоровьесберегающие технолгии или 10 правил здоровья

Слайд 15

Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать , кушать, гулять , играть в одно и то же время. Правило 1. Соблюдаем режим дня.

Слайд 16

Очень важно регламентировать как физические нагрузки , так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехе час». Правило 2. Регламентируем нагрузки.

Слайд 17

Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Правило 3 . Свежий воздух.

Слайд 18

Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Слайд 19

Движение –это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Правило 4. Двигательная активность.

Слайд 20

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка. Правило 5. Физическая культура.

Слайд 21

Видов физической культуры очень много : Физкультурные занятия в детском саду. Утренняя гимнастика. Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз и др.

Слайд 22

Давайте же мыться ,плескаться, Купаться, нырять ,кувыркаться…. К.Чуковского. Правило 6 . Водные процедуры.

Слайд 23

Правило 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин , лица и тела.

Слайд 24

Обстановка, в которой воспитывается ребенок , психологический климат в группе имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Правило 8. Теплый, доброжелательный психологический климат в группе.

Слайд 25

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. Правило 9. Питание.

Слайд 26

В творчестве ребенок может выразить себя : свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. Через творчество ребенок постигает прекрасное , гармонию мира. Правило 10. Творчество.

Слайд 27

Для этого подходят различные виды деятельности : - рисование, - лепка ( из пластилина, глины, теста), - изготовление поделок из бумаги, - шитье, вязание, плетение, - занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки, - занятия танцами , театрализованной деятельностью.

Слайд 28

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие. Вывод:

Слайд 29

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Безопасность детей летом»

Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность поведения на воде

Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

- игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или

"прятаться" под водой);

- категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для

этого местах;

- нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

- не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

- не следует звать на помощь в шутку.

Безопасное поведение в лесу

Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую».

Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Опасная высота

Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.

Безопасность при общении с животными

Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомныхсобак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды,

ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство.

После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.

Уважаемые родители!

Мы надеемся, что данный материал поможет вам сформировать и закрепить у своих детей опыт безопасного поведения, который поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.

Консультация для родителей «Безопасность детей летом»

Уважаемые родители, для многих из нас лето - это самое долгожданное и любимое время года. И взрослым и детям нравится резвиться на зеленой мягкой травке, греться под теплыми солнечными лучами.

Но мало кто знает, что именно летом увеличивается количество травм и отравлений, ухудшается здоровье. Такая ситуация приходится на самый разгар жары - июль. Особенно беззащитны маленькие дети 1-3 лет. В этот период малыши очень шустрые и любопытные: хотят все взять в руки, погрызть, потрогать или за секунду залезть в опасное место. Особенно привлекательны водоемы, ямы, кусты и заросли, ягоды, костры, высокие лестницы и др. Во время прогулки родители всегда должны быть начеку и не оставлять ребенка без внимания. Рекомендуется взять с собой небольшую домашнюю аптечку со всеми необходимыми медикаментами и медицинский страховой полис малыша.

Травмы

Не каждый родитель может сразу и точно определить, когда ребенок сломал кость и просто сильно ушибся. Переломы наиболее часто сопровождаются болью, потерей подвижности, а в месте перелома конечность может изменить форму и др.

Если ребенок сломал кость, незамедлительно окажите ему первую помощь: прежде всего, необходимо обездвижить поврежденную конечность и успокоить ребенка. Постарайтесь обратиться в медпункт как можно быстрее. В таких случаях недопустимо заниматься самолечением! То же самое нужно сделать при вывихе.

Ни одно детство не проходит без царапин, ссадин и ушибов, ведь любопытные малыши стремятся изучить все новые и неизвестные для них места.

Если ребенок порезался, в первую очередь необходимо промыть рану и постараться остановить кровотечение, обработайте зеленкой, наложите стерильную повязку. При ушибах нужно приложить холод к синяку или шишке.

Солнце

Летом большую часть времени мы проводим на улице под палящим солнцем. Прямые солнечные лучи очень опасны для маленьких детей, которые могут быстро получить ожог или тепловой удар. Особенно опасно время с 10:00 до 15:00, когда солнце наиболее активно. Его лучше переждать в тени либо чередовать. Родители должны заранее подготовиться до наступления лета: заранее приобрести легкую панамку и специальный защитный крем для детей.

При прогулке с ребенком на открытой местности рекомендуется придерживаться следующих правил:

- надевайте на голову ребенка панамку или тонкую легкую шапочку;

- одевайте ребенка только в легкую «дышащую» и свободную одежду из натуральных тканей;

- на открытые участки кожи малыша наносите тонким слоем детский защитный крем каждый час и сразу после купания. Если ребенка нельзя мазать таким кремом, просто не оставляйте его под открытым солнцем;

- не оставляйте ребенка на солнце более чем на 30 минут;

- периодически чередуйте пребывание на солнце и в тени. Организм малыша должен успевать охлаждаться;

- давайте ребенку как можно больше питья. Заранее возьмите с собой воду, чай или соки, ведь по близости может не оказаться ни одного магазина;

- не оставляйте малыша без внимания рядом с открытым огнем. Одно неосторожное движение и он может получить серьезный ожог. Но если ребенок все-таки получил ожог, это место нужно охладить и наложить свободную стерильную повязку. Ни в коем случае не вскрывайте образовавшиеся волдыри и не затягивайте рану. Постарайтесь как можно быстрее обратиться к врачу.

Насекомые

С наступлением тепла на улице появляется большое количество насекомых. Некоторые из них безвредны(бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики и др.), а другие представляют угрозу для ребенка (мухи, клещи и комары, мошки, клопы и др.). В помещении можно использовать фумигатор, который не поглощает кислород, или установить на окна специальную москитную сетку (марлю). Обязательно носите в своей сумочке специальные салфетки-репелленты. Их запах будет отпугивать насекомых в течение нескольких часов.

Остерегайтесь плеч, ос и шмелей: их укусы очень болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию. Чтобы защититься от укусов клещей, обязательно надевайте головной убор, штаны и кофту с длинными рукавами, а на ноги - закрытую обувь.

Отравления

У многих людей есть свои сады и огороды, где летом созревает множество различных ягод и плодов. Тут возникает соблазн угостить ребенка немытыми ягодами прямо с куста или напоить парным молоком. Для более «взрослых» деток такое молоко не представляет опасности, а у малышей может вызвать кишечные расстройства или инфекционное заболевание.

Чтобы Ваш малыш не получил пищевое отравление летом старайтесь придерживаться следующих правил:

- нельзя поить кроху сырой водой, даже очищенной через фильтр. Перед употреблением ее лучше прокипятить. Всегда тщательно мойте ягоды, овощи и фрукты из огорода;

- на жаре всем продуктам свойственно быстро портиться. Скоропортящиеся продукты нужно съесть в течение 1-2 часов, если они лежат не в холодильнике.

- мойте руки перед каждым приемом пищи, особенно после улицы

Уважаемые родители!

Мы надеемся, что данный материал поможет вам сформировать и закрепить у своих детей опыт безопасного поведения, который поможет им предвидеть опасности и по возможности избегать их.

Безопасность детей летом.

Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. 

Открытые окна.

Не смотря на то, что тема безопасности окон не раз поднималась в прессе, на телевидении, на интернет-площадках и в разговорах многие родители считают, что с их ребенком такого просто не может случиться. Твердая уверенность, что для защиты ребенка достаточно строгого запрета, принесла немало горя. Однако именно запреты продолжают быть одним из самых распространенных способов «защиты» малыша. А между тем, в городские больницы каждое лето доставляются десятки детей, упавших из окна, чей возраст варьируется от полутора до десяти лет. То есть, большая часть пострадавших детей понимает опасность, которая им грозит, но все равно нарушают родительские запреты. 
Поскольку на сознательность ребенка рассчитывать не стоит, родителям необходимо предпринять дополнительные шаги для детской безопасности:
- Не доверяйте антимоскитным сеткам.

- Если есть возможность выбора, ставьте окна, створки которых открываются в наклонное положение.

- Не пользуйтесь защитными средствами для окон, которые можете открыть с легкостью.

-  Снимите с окон обычные ручки, и замените их на ручки со встроенным замком.

 

Безопасность детей на воде.

Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.

Также дети должны твердо усвоить следующие правила:

игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или "прятаться" под водой);

категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для этого местах;

нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;

не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;

не следует звать на помощь в шутку.

Безопасное поведение в лесу.

 Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной    природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы. Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился?

Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Безопасность при общении с животными.

Детям нужно прививать не только любовь к  животным, но и уважение к их способу жизни.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство. После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.

Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.                            

 Перегрев (тепловой удар), солнечный удар, солнечные ожоги.

Еще одна опасность лета кроется в его главных плюсах: тепле и обилии солнца. В результате, именно летом часто случаются тепловые и солнечные удары, а так же солнечные ожоги. 

Тепловой удар - самый, пожалуй, коварный. В отличие от солнечного, он может случиться и в пасмурную, но жаркую погоду. Симптомы могут варьироваться от сильной головной боли и тошноты до слабости и сонливости, очень часто его принимают за начало какого-либо простудного заболевания или отравления.
Чтобы предотвратить тепловой удар, прежде всего, старайтесь в жаркую погоду избегать душных и жарких помещений, общественного транспорта. Самое жаркое время дня лучше провести дома, а гулять утром и вечером. Одевайте ребенка в легкую, светлую хлопчатобумажную одежду. Давайте как можно больше жидкости, отдавайте предпочтение жидкой пище. Всегда держите наготове бутылку с водой. При малейших признаках недомогания или жалобах на духоту - дайте ребенку напиться. Избегайте сладких напитков (газированной воды, соков и т.д.) - они не утоляют жажду должным образом. Старайтесь кормить ребенка в жару легкой пищей, избегайте жирных блюд - они повышают вероятность перегрева организма.
Если все-таки это случилось, срочно переместите ребенка в тень. Положите на голову холодный компресс. Снимите с ребенка всю лишнюю одежду. Если есть признаки утери сознания, дайте понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом. Постарайтесь создать приток свежего воздуха, обмахивая ребенка любым предметом, который можно использовать как опахало.

Свяжитесь со скорой помощью, опишите симптомы. В большинстве случаев перечисленных мер должно быть достаточно, но при тяжелом тепловом ударе может понадобиться госпитализация.
Солнечный удар случается реже, только в яркую солнечную погоду. Но последствия его опаснее. Если тепловой удар является просто последствием перегрева, то солнечный удар - это нарушение работы центральной нервной системы из-за перегрева головы. Симптомы его более четкие и понятные, чем у теплового: общая слабость, головная боль, повышенная температура, тошнота, учащенный пульс, в отдельных случаях носовое кровотечение и обмороки.

Предотвратить солнечный удар достаточно просто. Избегайте прогулок в самое жаркое и солнечное время суток (с 11 до 15 часов). Следите, чтобы в жаркую солнечную погоду ребенок всегда находился на улице только в головном уборе. Одевайте ребенка строго по погоде, избегайте синтетических тканей. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал достаточно несладкого питья.

Если ребенок все-таки получил солнечный удар, меры первой помощи в этом случае должны быть такие же, как и при тепловом.

Солнечные ожоги. Детская кожа сильнее, чем кожа взрослого, подвержена воздействию солнечных лучей. Поэтому ребенок сильнее подвержен солнечным ожогам.

Чтобы предотвратить солнечный ожог, прежде всего, нужно постараться не подвергать кожу ребенка прямому воздействию солнечных лучей в самое жаркое время дня. Выходя на улицу, одевайте ребенка по погоде. На пляже обязательно пользуйтесь солнцезащитным средством с SPF не менее 20 единиц (для светлокожих детей и детей с чувствительной кожей - не менее 30 единиц). Обновляйте крем каждые 2-3 часа, пока у ребенка не появится собственный ровный загар. Старайтесь следить, чтобы ребенок после купания вытирался сразу, не бегал с мокрой кожей.

Если ребенок все-таки получил солнечный ожог, немедленно окажите первую помощь. Отведите ребенка в тень, осмотрите ожоги. Просто сильно покрасневшую кожу достаточно смазать средством после загара, и уже дома оказать более серьезную помощь. Кожу, обожженную до волдырей, обрабатывайте как при термическом ожоге.

Пожарная безопасность.

Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Главное, что нужно запомнить -спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде в любом месте, даже на улице. Закрепляйте с детьми правила пожарной безопасности:

Не играть со спичками, не разводить костры!

Не включать электроприборы, если взрослых нет дома!

Не открывать дверцу печки!

Нельзя бросать в огонь пустые баночки и флаконы от бытовых химических веществ, особенно аэрозоли!

Не играть с бензином и другими горючими веществами!

Никогда не прятаться при пожаре, ни под кровать, ни в шкаф!

При пожаре звонить 01, 112 (назвать свой адрес, телефон, фамилию и рассказать что горит)!

Не играть с огнем!

 

Следите за своим ребенком.

Дети, гуляющие вдали от вас или самостоятельно, подвержены риску потеряться или быть украденными. Объясните детям правила поведения с незнакомцами. Если вы находитесь в лесу не отпускайте детей далеко от себя, они могут заиграться и заблудиться. Находясь в толпе всегда держите чадо возле себя, не оставляйте маленьких детей под присмотром чужих людей, даже если это «милая тётя». Злоумышленники вполне могут использовать такой образ для похищения.

Лето -  одно из самых удивительных, красивых и долгожданных времен года. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами, ощущениями. Лето - это солнечное счастье, хорошее настроение и летние каникулы. Жаркая пора с длинными днями и короткими тёплыми ночами. Подтаявшее мороженое, горячий песок и ласковая волна. Лето для каждого разное, для каждого свое! У лета, как и любого другого сезона года, есть начало, середина и конец. За пёстрым разнообразием красок различить их не так-то просто. Но наблюдательность всегда поможет. И конечно же запаситесь терпением, ведь лето - это пора открытий! Каждому малышу интересно узнать что-то новенькое, не отказывайте ему в этом. Исследование – это так увлекательно.

 

Уважаемые родители, для многих из нас лето - это самое долгожданное и любимое время года. И взрослым и детям нравится резвиться на зеленой мягкой травке, греться под теплыми солнечными лучами.

Но мало кто знает, что именно летом увеличивается количество травм и отравлений, ухудшается здоровье. Такая ситуация приходится на самый разгар жары - июль. Особенно беззащитны маленькие дети 1-3 лет. В этот период малыши очень шустрые и любопытные: хотят все взять в руки, погрызть, потрогать или за секунду залезть в опасное место. Особенно привлекательны водоемы, ямы, кусты и заросли, ягоды, костры, высокие лестницы и др. Во время прогулки родители всегда должны быть начеку и не оставлять ребенка без внимания. Рекомендуется взять с собой небольшую домашнюю аптечку со всеми необходимыми медикаментами и медицинский страховой полис малыша.

Травмы

Не каждый родитель может сразу и точно определить, когда ребенок сломал кость и просто сильно ушибся. Переломы наиболее часто сопровождаются болью, потерей подвижности, а в месте перелома конечность может изменить форму и др.

Если ребенок сломал кость, незамедлительно окажите ему первую помощь: прежде всего, необходимо обездвижить поврежденную конечность и успокоить ребенка. Постарайтесь обратиться в медпункт как можно быстрее. В таких случаях недопустимо заниматься самолечением! То же самое нужно сделать при вывихе.

Ни одно детство не проходит без царапин, ссадин и ушибов, ведь любопытные малыши стремятся изучить все новые и неизвестные для них места.

Если ребенок порезался, в первую очередь необходимо промыть рану и постараться остановить кровотечение, обработайте зеленкой, наложите стерильную повязку. При ушибах нужно приложить холод к синяку или шишке.

Солнце

Летом большую часть времени мы проводим на улице под палящим солнцем. Прямые солнечные лучи очень опасны для маленьких детей, которые могут быстро получить ожог или тепловой удар. Особенно опасно время с 10:00 до 15:00, когда солнце наиболее активно. Его лучше переждать в тени либо чередовать. Родители должны заранее подготовиться до наступления лета: заранее приобрести легкую панамку и специальный защитный крем для детей.

При прогулке с ребенком на открытой местности рекомендуется придерживаться следующих правил:

- надевайте на голову ребенка панамку или тонкую легкую шапочку;

- одевайте ребенка только в легкую «дышащую» и свободную одежду из натуральных тканей;

- на открытые участки кожи малыша наносите тонким слоем детский защитный крем каждый час и сразу после купания. Если ребенка нельзя мазать таким кремом, просто не оставляйте его под открытым солнцем;

- не оставляйте ребенка на солнце более чем на 30 минут;

- периодически чередуйте пребывание на солнце и в тени. Организм малыша должен успевать охлаждаться;

- давайте ребенку как можно больше питья. Заранее возьмите с собой воду, чай или соки, ведь по близости может не оказаться ни одного магазина;

- не оставляйте малыша без внимания рядом с открытым огнем. Одно неосторожное движение и он может получить серьезный ожог. Но если ребенок все-таки получил ожог, это место нужно охладить и наложить свободную стерильную повязку. Ни в коем случае не вскрывайте образовавшиеся волдыри и не затягивайте рану. Постарайтесь как можно быстрее обратиться к врачу.

Насекомые

С наступлением тепла на улице появляется большое количество насекомых. Некоторые из них безвредны (бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики и др.), а другие представляют угрозу для ребенка (мухи, клещи и комары, мошки, клопы и др.). В помещении можно использовать фумигатор, который не поглощает кислород, или установить на окна специальную москитную сетку (марлю). Обязательно носите в своей сумочке специальные салфетки-репелленты. Их запах будет отпугивать насекомых в течение нескольких часов.

Остерегайтесь плеч, ос и шмелей: их укусы очень болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию. Чтобы защититься от укусов клещей, обязательно надевайте головной убор, штаны и кофту с длинными рукавами, а на ноги - закрытую обувь.

Отравления

У многих людей есть свои сады и огороды, где летом созревает множество различных ягод и плодов. Тут возникает соблазн угостить ребенка немытыми ягодами прямо с куста или напоить парным молоком. Для более «взрослых» деток такое молоко не представляет опасности, а у малышей может вызвать кишечные расстройства или инфекционное заболевание.

Чтобы Ваш малыш не получил пищевое отравление летом старайтесь придерживаться следующих правил:

- нельзя поить кроху сырой водой, даже очищенной через фильтр. Перед употреблением ее лучше прокипятить. Всегда тщательно мойте ягоды, овощи и фрукты из огорода;

- на жаре всем продуктам свойственно быстро портиться. Скоропортящиеся продукты нужно съесть в течение 1-2 часов, если они лежат не в холодильнике.

- мойте руки перед каждым приемом пищи, особенно после улицы.



Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Консультация для родителей.

Экологическое воспитание-это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы.  Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его само ценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задачавзрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений оприроде.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые тамплавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься! » И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний,в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитываетсязаботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстниками взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотоймира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к умению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка и нравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени  сформированости гуманных чувств им любви к живым существам.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный  оздоровительный эффект, снимает                                           психологическую  напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе — хозяева природы или ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детям интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать,что не утраченаспособность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Подвлиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью.

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы, необходимо, прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине, количеству и др. В каждом своя красота и неповторимость.

При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями позволяет ребенку сделать для себя открытие, что общий вид растения (цвет, размер его листьев, цветков) — показатели «здоровья», состояния растения. Растение — живое существо. Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Взрослый привлекает ребенка к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это уже первая действенная помощь «зеленым друзьям». Малыши познают окружающий мир непосредственно, практически.

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении — создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые эмоционально-этические представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

Большинство даже старших детей не замечают и не понимают эмоционального состояния животного, у них нет правильных представлений о его физическом благополучии. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. При этом следует особо обращать внимание ребенка на эмоциональное состояние животного, его поведенческие реакции, на то, как оно себя ведет, что его беспокоит. При таком общении с животными у детей возникает сочувствие, сострадание, сопереживание им.

Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.

У двухлетнего ребенка есть целый мир — «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.