мой опыт

Конищева Галина Николаевна

Мой иноовационный опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план кружка41 КБ
Microsoft Office document icon topotushki.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании  личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.»

Музыкальное искусство – важнейшее средство воспитательного воздействия на человека. А что такое музыка? Музыка – это эмоции. Она вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль.

Эта тема актуальна всегда, т. к. музыкальное искусство расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.

В своей работе использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми по музыкальному развитию. Приобщаю детей к народному искусству: знакомлю с русским и мордовским фольклором. С детьми старшего дошкольного возраста веду фольклорный кружок «Непоседы», в котором развиваю танцевально-ритмические и певческие навыки, расширяю кругозор детей о музыкальном творчестве русского и мордовского народов.

Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя детского сада. Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий. Для развития слуха и голоса, я использую попевки, прием очеловечения персонажа. Например, в народных сказках животные очеловечены, то, естественно, они могут и петь песни. У каждого героя своя характерная песня, их можно использовать в процессе разыгрывания с детьми маленького музыкального спектакля. Дети создают песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором без сопровождения детские песенки, а также русские и мордовские народные песни.

Своеобразие педагогического опыта состоит в системе специально организованных  занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.

По разделу «слушание музыки», я применяю элементы программы «Музыкальные шедевры» О. Радыковой. Знакомлю детей с русскими и зарубежными композиторами. Слушая музыку, дети познают мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Я провожу разные виды занятий: традиционное, доминантное, тематическое.

Тематическое я провожу по одной теме, например, теме «Весна». В этом случае,  на занятии слушаем «Фею Весны» С. Прокофьева  из балета «Золушка» или «Весну» из цикла «Времена года» А. Вивальди (в грамзаписи), поем знакомую песню о весне, или разучиваем новую весеннюю песню, провожу хоровод «Весенняя песенка» (муз. А. Филиппенко).

Комплексное  занятие я провожу с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда совместно с разными специалистами.

Для обучения грамоте, я использую фланелеграф с нотным станом и нотами, применяю игровые приемы, например: «В каком домике живет  нотка?»; «Господин скрипичный ключ», «Веселые нотки» и др.

Для развития музыкально-ритмических движений, я использую элементы пантомимы, пластических движений из цикла: «ритмическая мозаика», «элементы танца».

При обучении детей на детских музыкальных инструментах я использую следующие музыкальные инструменты: металлофон, музыкальный бубен, треугольник, детские аккордеоны, гармошки и т.д. Каждый ребенок может стать дирижером ансамбля с игрой и пением, побуждая тем самым  друг друга к творчеству.

Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном  подходе к проведению музыкальных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку  и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление  ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности.

Цель музыкально-педагогической деятельности является научить ребенка петь хорошо, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить свои чувства в песне.

Задачи: - Развивать эмоции ребенка через песни, в том числе и народные.

- Развивать способности к самовыражению и самореализации.

- Развивать индивидуальные способности каждого ребенка.

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Расширять собственные  профессиональные знания и  внедрять новые формы и методы в организацию занятий.

Учитывая все это, используя свои знания и опыт, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу старшую  подготовительные группы детского сада.

В обязательную программу обучения детей входят проведение музыкальных праздников, помимо праздников провожу:

1. Музыкальные концерты: концерт, посвященный народной песне; концерт одной группы детей для другой; концерт учащихся музыкальной школы. Исполнителями могут быть дети: дошкольники, школьники, взрослые, сотрудники детского сада, родители, артисты.

2. Литературные концерты: концерт, посвященный творчеству писателей, поэтов; концерт, посвященный народному творчеству, с использованием потешек, поговорок, пословиц. Игр- потешек, игр со словом.    

3. Музыкально-литературные концерты (например, «Времена года», «Веселый гномик погуляй-ка», «Хорошо у нас в саду»).

4. Вечера шуток и смеха с использованием шуточных песен, веселых танцев, аттракционов, развлекательных игр.

5. Вечера дружбы с использованием песен о дружбе, стихотворений, различных игр, хороводов дружбы.

6. Дни рождения детей.

7. Разные виды театров: кукольный, настольный, фланелеграф, театр игрушки, пальчиковый театр, теневой.

8. Инсценирование сказок: народных, музыкальных сказок.

9. Спортивные досуги.

10. Вечера загадок.

11.  Музыкальные конкурсы.

12. Разнообразные досуги с использованием фольклорного материала и т.д.

После праздников провожу концерты одной группы для другой, состоящие из музыкально-литературного материала, использованного на празднике. Это поможет закрепить знакомый материал в памяти детей, а некоторым детям приобрести уверенность в своих силах. Досуги, посвященные творчеству композиторов, дают возможность лишний раз послушать хорошую музыку, запомнить название музыкальных произведений, фамилию композиторов.

Музыка в повседневной жизни интересная, разнообразная, звучащая не только на музыкальных занятиях и праздниках, но и в другое время в разных уголках детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Моим коллегам-воспитателям, логопеду, воспитателю по физической культуре музыка помогает сделать работу более интересной и эффективной.

Одной из важнейших задач формирования духовной культуры дошкольников являются разработка и внедрение в педагогический процесс системы музыкально-эстетического образования. Освоение музыкального искусства активизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

За годы работы мною накоплен определенный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не только на занятиях, но и дома.

В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, используя наработанный опыт.



Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №6 «Березка»

«Утверждаю»

Зав. дет.садом _________________

План работы

фольклорного кружка «Топотушки»

Музыкального руководителя: ВКК

Конищевой Галины Николаевны

Зубова Поляна

Цели:

Приобщать детей к народному творчеству;

Знакомить с традициями, обычаями, фольклором русского народа, а так же с бытом и фольклором мордвы;

Учить детей различать малый фольклорный жанр: заклички, прибаутки, песенки, дразнилки, частушки, потешки, колядки и т.д. и большой фольклорный жанр- сказки.

Учить детей инсценировать песни, красиво двигаться в танцах, хороводах; весело и бодро исполнять частушки, прибаутки и т.д.; играть в народные игры

План кружка «Топотушки» на сентябрь

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Введение

Цели: Объяснить детям, что такое фольклорный кружок, чем будем заниматься.

Познакомить детей с малым фольклорным жанром: потешки, заклички, считалки и т.д.

«Русские пляски для детей»; «Хрестоматия для детей»

2. Заучивание закличек

Цели: Вспомнить вместе с детьми несколько закличек «Солнышко-ведрышко»; «Дождик»; «Радуга» и т.д.

Объяснить значение слова «закликать», значит кликать, звать, просить.

«Хрестоматия для детей»

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Цели: Познакомить детей с ударными народными музыкальными инструментами (ложки, трещотки, бубен) показать способы игры на них.

Исполнить закличку «дождик»; предложить детям подыграть на понравившемся инструменте.

«Хрестоматия для детей»

4. Игра на музыкальных инструментах. Закличка «Дождик»

Цели: Учить детей петь мелодию, построенную на двух звуках.

Правильно передавать ритмичный рисунок, используя ударные музыкальные инструменты.

Н.Г. Конокова , стр.41

Октябрь        

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Музыкальная композиция «На подсолнуховом поле»

Цели: Познакомить с мелодией танца и общей постановкой.

Рассказать содержание танца, заключенное в определенных танцевальных движениях.

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева

2. Танец с подсолнухами, р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

Цели: Познакомить с мелодией танца, р.н.м. « Во саду ли , с огороде» (группа девочек).

Рассказать основной замысел танца, показать (станцевать) композицию в целом.

Побеседовать о характере мелодии и о выразительности движений.

«Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду»

С.И. Беллина

3.Танец с подсолнухами, р.н.м. «Во саду ли, в огороде»

Цели: Учить детей (группу девочек) выполнять движения с предметами (подсолнухами), красиво держать, качать, выполняя одновременно наклоны вправо-влево.

Танец «Пойду ль я выйду ль я» , р.н.м. (мальчики).

Цель: Упражнять мальчиков в выполнении русского танцевального шага на легком беге с закидыванием пятки назад вверх.

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева

4. Объединение двух танцев в одну музыкальную композицию

Цели: Закреплять у детей умение согласовывать движения с музыкой.

Передавать в движении соответственный характер музыки.

Учить действовать в коллективе: двигаться вместе, согласованно, самостоятельно начинать и заканчивать пляску.

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева

План кружка «Топотушки» на ноябрь        

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Разучивание «Музыкальная игра: Гори, гори ясно».

Цели:  Познакомить детей с музыкой к игре, разучить музыкальную считалку «Гори, гори ясно».

Обратить внимание на ее характер и средства музыкальной выразительности.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина

2. Музыкальная игра «Гори, гори ясно»

Цели: Повторить, закрепить с детьми музыкальную считалку, знать значение считалки в игре.

Объяснить правило игры, упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движений со сменой тембровой окраски музыки.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина

3. Народная колыбельная

Цели: Познакомить детей с еще одним фольклорным жанром- колыбельной песней.

Формировать представление детей в различных образах колыбельных песен.

Исполнять без музыкального аккомпанемента.

Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1995, стр.104;

№7, 1995, стр.104-105

4. Народная колыбельная

Цели: Дать детям первые представления о народной колыбельной песне, некоторых разновидностях содержания этих песен, о различном их характере.

Журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2007.

Декабрь

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Разучивание. Русский хоровод «Прялица»,

обр. Ломовой

Цели:  Познакомить детей с характером русского плавного танца-хоровода.

Имитировать движения характерные для пряхи.

Упражнять в плавном «плывущем» хороводном шаге.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина, стр. 204-212.

2. Русский хоровд «Прялица»,

обр. Ломовой

Цели: Разучить с детьми третью и четвертую фигуры танца.

Учить перестраиваться в маленькие кружки, «звездочки».

Продолжать упражнять в плавном хороводном шаге, следить за осанкой, положением рук (ладошками вверх).

«Музыка и движения»

С.И. Бекина, обр.Ломовой

3. Русский хоровод «Прялица», обр.Ломовой

Цели: Закрепить выполнение 3-4 фигуры танца, разучить оставшиеся 5,6 и 7 фигуры.

Поработать над сужением и расширением круга.

Учить детей выворачивать круг, следить за плавностью, непрерывностью спокойного хороводного шага.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина

4. Русский хоровод «Прялица»,

обр. Ломовой

Цели: Закреплять умение самостоятельно выполнять перестроения, слыша окончание музыкальных фраз, запоминать порядок движений, передавая плавный, нежный характер мелодии.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина


Январь

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Игры да потешки. Игра «Плетень», р.н.м.

Цели: Познакомить с новой игрой. Разъяснить название игры «Плетень»- забор и т.п.

Научить переплетать руки, образовывая плетень.

Упражнять в умении двигаться шеренгой вперед и отходить (спиной).

«Музыка и движения»

С.И. Бекина, стр.127-129

2. Игра «Плетень», р.н.м.

Цели: Закреплять умение детей самостоятельно менять движения со сменой музыкальных фраз; четко реагировать на начало и окончание музыки.

Учить творчески использовать знание плясовых движений.

«Музыка и движения»

С.И. Бекина

3. Заучивание колядок

Цели. Рассказать детям о Новогодних Рождественских Святках (Святые Вечера).

Познакомить с особенностями этого ритуального комплекса.

Дать понятие слову «колядка» и связанных сним действиями.

Рассказать как готовят праздничное угощение «Колядки»

Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 1993, стр.16

4. Заучивание колядки «Коляда-моляда»

Цели: Познакомить с двумя-тремя колядками.

Разъяснить смысл и назначение колядки.

Разучить колядку «Коляда-моляда»

Учить исполнять ее легко, подвижно, говорком.

Расширять словарный запас детей.

Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 1993, стр.81.

Журнал «Музыкальный руководитель» №11, №12- 2007г

Февраль

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Заучивание закличек к Масленице

Цели: Продолжать знакомить детей со старинными русскими праздниками и обрядами.

Привлекать детей к участию в этих обрядах.

Объяснить детям, что Масленица- это проводы зимы.

Журнал «Дошкольное воспитание» №12-1994, стр.114-117

2. Заучивание закличек к Масленице

Цели: Вспомнить вместе с детьми, что означает слово закличка, как они понимают, что такое Масленица.

Познакомить с 2-3 закличками, заучить их.

Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1993, стр.34-35

3. Игры да потешки. Игра «Желудь»

Цели: Познакомить с новой игрой.

Разучить специальную считалку к игре.

Упражнять детей в выборе ведущего с помощью считалки.

Познакомить с правилами игры.

Журнал «Дошкольное воспитание» №12-1993, стр.67

4. Игра «Желудь», р.н.м.

Цели: Закрепить знание считалки и слов к игре.

Самостоятельно играть, выбирая ведущего и выполняя соответствующие движения

Журнал «Дошкольное воспитание» №12-1993, стр.67

Март

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Хоровод «Во поле береза стояла», р.н.м.

Цели: Познакомить с содержанием хоровода.

Учить слова песни.

Вспомнить с детьми плавный «плывущий» хороводный шаг.

Упражнять в выполнении движений с платочком.

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева

2. . Хоровод «Во поле береза стояла», р.н.м.

Цели: Работать над движениями первых трех куплетов.

С девочками разучить «боковой ход с припаданием», «кружения с припаданиями».

С мальчиками разучить «шаг на месте с притопом»

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева, стр.118

3. . Хоровод «Во поле береза стояла», р.н.м.

Цели: Совершенствовать умения детей двигаться в соответствии с характером мелодии и текстом песни, слышать вступление и самостоятельно начинать движения

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева, стр.118

4. . Хоровод «Во поле береза стояла», р.н.м.

Цели: Самостоятельно исполнять хоровод, уметь действовать в коллективе, двигаться вместе, согласованно, следить за плавностью и ритмичностью выполнения движений.

«Русские пляски для детей» В.В. Окунева, стр.118

Апрель

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1. Игра на детских музыкальных инструментах.  Прибаутка  «Петушок»

Цели: Вспомнить песню. Пропеть ее чисто интонируя. Показывать рукой высоту звуков, выкладывать ритмический рисунок на фланелеграфе. Точно передавать ритм на ударных музыкальных инструментах (ложки).

Сборник «Игра на детских музыкальных инструментах» Конокова Н.Г., стр.47

2.Игра на детских музыкальных инструментах.  Прибаутка  «Петушок»

Уели: Чисто интонировать песню, развивать чувство ритма.

Исполнять мелодию с помощью музыкальных инструментов.

Осваивать навыки совместной игры, одновременно начинать и заканчивать игру.

Сборник «Игра на детских музыкальных инструментах» Конокова Н.Г., стр.47

3.Игра на детских музыкальных инструментах.  Прибаутка  «Петушок»

Цели: Самостоятельно исполнять прибаутку и игру на детских музыкальных инструментах коллективно, одновременно вступать и заканчивать игру с пением.

Выражать положительные эмоции веселого настроения.

Сборник «Игра на детских музыкальных инструментах» Конокова Н.Г., стр.47

4. Музыкально-литературная композиция «Береза раскудрявая»

Цели: Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной деятельности, формировать музыкальный вкус, любовь к народному творчеству.

Журнал «Дошкольное воспитание» №6-1994, стр.92

Май

Тема занятия

Содержание работы

Литература

1.Инсценирование песни «Как у наших у  ворот», р.н.м.

Цели: Познакомить детей с песней, определить ее характер.

Учить слова песни, разбирать содержание каждого куплета, придумывая танцевальные движения, имитировать движения отдельных персонажей.

Журнал «Музыкальный руководитель»

2.Инсценирование песни «Как у наших у  ворот», р.н.м.

Цели:  Распределить детей на зрителей и исполнителей.

Дети-зрители поют песню, остальные ее инсценируют, выполняя  определенные роли, стараясь по своему передать содержание текста.

Журнал «Музыкальный руководитель»

3.Инсценирование песни «Как у наших у  ворот»,р.н.м.

Цели: Самостоятельно исполнять песню с движениями в подгруппах, затем меняться ролями, исполняя; кто-то поет- другой инсценирует и наоборот

Журнал «Музыкальный руководитель»

4. Праздник «Играй гармонь любимая»

Цели: Продолжать формирование интереса у детей к русскому фольклору.

Способствовать пробуждению любви к родной культуре, национальному искусству, развитию интереса, к истории народа, его быту.

Сценарий прилагается.


Анкета для воспитателей

  1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в Вашей группе?
  1. В игре
  2. В самостоятельной музыкальной деятельности
  3. В просьбе к воспитателю музицировать вместе с детьми
  4. Не проявляются совсем
  5. Другое

  1. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают больше остальным?
  1. Слушание
  2. Пение
  3. Музыкально-ритмические движения
  4. Игру на детских музыкальных инструментах
  5. Музыкально-дидактические игры

III. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару?

  1. Не проявляется совсем
  2. Чаще всего в просьбе музицировать вместе с ними
  3. Есть любимые песни, которые поют самостоятельно
  4. Другое.

IY. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности?

  1. В пении
  2. В музыкальных играх
  3. В танце
  4. При инсценировании песен
  5. Другое

Y. Как проявляется музыкальный вкус детей в Вашей группе?

1. Не проявляется совсем

2.Чаще всего, когда спрашивают взрослые

3. Другое

YI. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в Вашей группе?

  1. Не замечала
  2. В высказываниях о характере музыки
  3. Проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями.
  4. Другое

Анкета для родителей

  1. Какое значение Вы придаете музыке в развитии своего ребенка?
  1. Считаю частью его будущей образованности
  2. Отвожу одну из главных ролей
  3. Особого значения не придаю
  4. Другое

  1. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?
  1. Поет детские песни с удовольствием
  2. Предпочитает копировать песни взрослых
  3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях
  4. Поет только со взрослыми

  1. Как Вы приобщаете ребенка к музыке
  1. Посещаю с ним концерт
  2. Беседую с ним о музыке
  3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении
  4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу
  5. Другое

  1. Каков интерес Вашего ребенка к музыке?
  1. Интереса не проявляет
  2. Постоянно говорит о том, что делании на музыкальном занятии
  3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю
  4. Другое

  1. Как ребенок реагирует на музыку?
  1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
  2. Внимательно слушает музыку
  3. Пытается движением воспроизвести характер музыки
  4. Равнодушен к музыке
  5. Другое

  1. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
  1. Не занимаюсь этим
  2. Есть музыкальный инструмент
  3. Есть фонотека с детским репертуаром
  4. Другое

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей “творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, - это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности.

Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.

Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.

Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. Кроме того, мы организовываем для родителей приобретение билетов для посещения концертов.

Коллектив детского сада сотрудничает со специалистами музыкальной школы.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого провожу консультации для родителей, знакомлю их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети принимают участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений.

В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

Родителям должны быть понятны основные цели и задачи, которые ставлю перед собой, осуществляя музыкальное воспитание детей.

Целью моей работы по взаимодействию с семьёй является выявление особенностей организации взаимодействия детского сада и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольников.

Задачи: 

  1. Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
  2. Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
  3. Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальных
    способностей детей.
  4. Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

  • проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

Предлагаю вашему вниманию один из семейных праздников, который сплачивает не только детей, но и родителей. И вызывает у них потребность в содержательном досуге, и быть ближе к своим детям.

План проведения:

Конкурсы:

1. Домашнее задание. Приветствие команд (песня, стихотворение, частушки, проза)

2. Конкурс “Угадай мелодию” Музыкальный номер.

3. Конкурс танцев (вальс, полька, плясовая) Игры со зрителями

4. Конкурс “Угадай, на чем играю”

“Семейный оркестр”:

1 “Ах, вы сени”,

2. “Как у наших у ворот”

3. “Во поле береза”

Музыкальный номер: Детский оркестр “Калинка”

5. Творческое задание “Музыкальный клип”

(инсценировать песню в костюмах)

Ответное слово жюри: поздравление, награждение.

1 — “Музыкальная семейка”

2 — “Веселая семейка”

3 — “Приз зрительских симпатий”

Приготовить: эмблемы, Костюмы, оформить зал (музыкальной символикой, музыкальными инструментами, семейными фотографиями) ПРИЗЫ.

Конкурс “Музыкальная семейка”

Ведущая: Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Все вы сегодня полноправные хозяева своего семейного праздника. Ведь отдых всей семьей, игры развлечения - это всегда здорово. Я думаю, все кто здесь собрались, любят музыку. Поэтому наш семейный конкурс называется “Музыкальная семейка”.

Вы будете соревноваться в умении петь, танцевать, и преображаться в
сказочных героев, отличать музыкальные инструменты играть на них.
Итак, я приглашаю команды занять свои места:

“Скрипичный ключ”, “Домисолька”, “Волшебная скрипка”.

Прошу, дорогие друзья поприветствовать их аплодисментами.

А поскольку это конкурс, и нам не обойтись без жюри. Сегодня у нас присутствуют

(представление жюри - 3 чел.)

Дорогие друзья! А помогать мне вести наш конкурс будет принцесса МИНОТКА!

(Забегает принцесса МИНОТКА)

Минотка: Добрый вечер друзья! Очень рада видеть вас.

Ведущая: Ну вот, все музыкальные семейки в сборе, жюри на месте, можно начинать наше веселое состязание.

Минотка: Но сначала, неплохо было бы, познакомится, И я объявляю первый конкурс “Приветствие”, где команды должны поприветствовать друг друга и рассказать немного о себе. (Домашнее задание)

1. “ПРИВЕТСТВИЕ” (выступление команд)

Ведущая: Прошу жюри оценить конкурс. А мы продолжаем, следующий конкурс “Угадай мелодию”. В этом конкурсе команды должны угадать пять мелодий, сказать как они называются, за правильный ответ - 1 бал

2. “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”

примерные мелодии:

1. “Буратино”

2. “В траве сидел кузнечик”

3.”Кабы, не было зимы”

4. “Антошка”

5. “Песенка львенка и черепахи”

6. “Чунга-чанга”

7. “Два веселых гуся”

8. и. т. д.

Ведущая: А сейчас жюри прошу подсчитать очки, а зрителям предлагаю послушать песню "УЛЫБКА" (ИЛИ ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР)

ЖЮРИ: По итогам, 1 и 2 конкурса

Минотка: Здорово, молодцы! аплодисменты командам. Мы продолжаем, следующий конкурс “СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ” жюри прошу внимательно следить за исполнением этого конкурса

3.”СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ”

(Команды сами выбирают танец по карточкам)

ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ПЛЯСОВАЯ

Ведущая: Молодцы! Думаю, все команды справились с заданием отлично. Пока наши музыкальные семейки отдыхают, а жюри подводит итог, мы проведем конкурс со зрителями.

МИНОТКА загадывает музыкальные загадки (приз - конфета)

Минотка: Ну что, устали, ребятки, отгадывать мои загадки, а сейчас мы отдохнем дружно танцевать пойдем.

МАССОВЫЕ ТАНЦЫ : “ЛАВАТА”, “БУГИ-ВУГИ”, “ТАНЕЦ -СИДЯ”

(на усмотрение)

Ведущая: Всем спасибо, можете занимать свои места, а жюри прошу огласить общий итог конкурса. (Выступление жюри)

Минотка: А мы продолжаем наш конкурс, следующее задание “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”, нашим командам нужно самим выбрать себе инструменты, но для этого они должны их угадать. (за ширмой инструменты Минотка на них играет - команда угадывает инструмент и забирает его)

4. “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”.

Ведущая: Теперь инструменты у вас в руках и вам нужно выбрать мелодию, которую вы будете исполнять. Вам предлагается три стрелочки - подходите, выбирайте.

Дети выбирают (на стрелочках - “Ах вы, сени”, “Как у наших у ворот”, “Во поле березка стояла”) Команды исполняют мелодии

Минотка: Спасибо, команды! Вы просто удивили нас всех! А сейчас послушайте выступление ансамбля русских народных инструментов!

Оркестр детей исполняет р.н.п. “Калинка”

Ведущая: Предоставим слово жюри.

Ведущая: А теперь заключительный конкурс нашего вечера! Музыкальный клип!

Наши участники должны за короткое время придумать клип на песню, переодевшись в сказочных героев, т.е. изобразить жестами и мимикой сюжет своей песни.

Конкурс “Музыкальный клип” 

(клипы: “Антошка”, “Два веселых гуся”, “Чунга-чанга”)

Ведущая: Пока жюри подводит общий итог, мы все дружно исполним с вами песню: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”

Ведущая: Ну что, друзья мои наступает торжественный момент - закончился наш конкурс и я представляю слово жюри, объявить общий итог и назвать победителей.

Награждение

Ведущая: Дорогие друзья! Я благодарю семьи за участие в конкурсе, а жюри за объективные оценки, желаю вам, чтобы после нашей встречи вы стали еще дружнее и музыкальнее, не теряйте чувство юмора, счастья вам, здоровья и всех благ. До свидания, до новых встреч.

Минотка: А я дарю вам сладкий пирог - “Семь нот” и приглашаю пить чай.