Кураторство "Опыт работы"
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Семилукский политехнический колледж»
(ГБПОУ ВО «СПК»)
Описание опыта работы
классного руководителя
Зелениной Елены Александровны
В современном профессиональном образовании роль классного руководителя невозможно переоценить. Широк спектр его деятельности: работа с родителями, развитие творческих способностей учащихся, формирование коллектива группы, органов его самоуправления, оказание психологической поддержки, изучение личности воспитанников, помощь в учебной деятельности, создание благоприятного микроклимата и многое другое.
С этим по плечу справиться только самоотверженным, неравнодушным, влюбленным в свое дело преподавателям. Считается, что таких людей в современной педагогике почти не осталось.
Наблюдая за работой этого классного руководителя, удивляешься той бесконечной энергии, оптимизму, желанию идти вперед и дальше. Высокий уровень профессионализма и педагогической интуиции, чувство ответственности, любовь к своим воспитанникам – эти качества присущи Елене Александровне.
Но в этом педагоге есть еще одно немаловажное качество: Елена Александровна – требовательный, последовательный в своих решениях и действиях классный руководитель.
Говоря о качествах этого педагога необходимо отметить еще и следующее, сейчас это тоже редкость: часто личные вопросы и проблемы для нее отходят на второй план. Будучи прекрасной хранительницей семейного очага, великолепной молодой мамой, Елена Александровна большую часть своего времени уделяет своим воспитанникам.
Ее основные принципы:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считает духовно-нравственное воспитание, становление профессиональных качеств.
Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Только осознание значимости своей, как настоящего профессионала своего дела, дает повод гордится за себя, как часть огромного механизма, часть большого и мощного государства.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения решает комплексно и системно.
Елена Александровна ставит перед собой задачи:
- воспитание гражданской ответственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
- создание оптимальных условий для социальной и профессиональной адаптации студентов.
- формирование потребности в здоровом образе жизни и экологической культуры в учебно-воспитательном процессе.
При организации работы по воспитанию обучающихся реализует следующую эффективную воспитательную цепочку:
- Я – личность, воспитание чувства ответственности, чувства долга;
- Я – профессионал. Каждый человек важен на своем месте, каждый должен достичь высокого мастерства.
- Я – гражданин. Будущее России за профессионалами.
В результате у обучающихся должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- профессиональная самосознательность;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Систему воспитания в группе она строит с учётом возрастных особенностей студентов, учитывая степень их подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Старается привлечь к активному участию в различных мероприятиях. Особое внимание уделяет студентам «группы риска». Стремится создать условия для развития у них творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Старается добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Ее сильная сторона – системность. Каждое проведенное данным классным руководителем мероприятие, беседа, принятые меры являются частью выстроенной цепочки, имеют свою задачу.
Высокий уровень внеклассных мероприятий. Как правило, это нестандартные, эмоциональные часы общения, несущие в себе больную информационную, воспитательную нагрузку. Умение использовать современные информационные технологии способствуют установлению более тесного контакта с молодежью, помогают «достучаться» до их сердец.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”, и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Этот классный руководитель постоянно повышает свой профессиональный уровень, уделяя большое внимание самообразованию.
У подростков в 16-18 лет зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Елена Александровна считает, что вовлечение студентов в активную воспитательную деятельность колледжа и группы формирует коллектив единомышленников и патриотов своей страны.
Большая роль в воспитании принадлежит родителям, поэтому данный классный руководитель строит работу в тесном взаимодействии с ними. В группе создан коллектив родителей – совет родителей, который активно участвует в организации образовательного процесса. И это, прежде всего, заслуга Елены Александровны.
Всем понятно, что без заинтересованности студента, процесс формирования важных качеств личности не возможен. Студенты ее группы – будущие специалисты-технологи общественного питания, причем, большая часть их них выбрала данную специальность вполне осознанно. И надо использовать это в организации воспитательной работы.
Поэтому Елена Александровна с успехом организует и проводит на базе своей группы и групп других курсов специальности конкурсы профессионального мастерства, профессиональные викторины.
Результатами работы остаются довольны и сами студенты, и преподаватели – это интересно, познавательно, профессионально.
Заключение
Результативность воспитательной деятельности оценивалась путем психолого-педагогической диагностики, оценки показателей и достижений воспитанников Елены Александровны и имеет уверенную положительную динамику, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионализма классного руководителя Зелениной Е.А.
Представленный опыт решает как воспитательные, так и общепедагогические задачи, т.к. гражданско-патриотическое, нравственное, профессиональное воспитание современной молодежи – задача всех педагогов. Сама идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенный, так и низкий уровень воспитанности и нравственности. По широте опыт комплексный, входит в систему воспитательной работы, доступен и рекомендован к освоению.