Логопедические проекты для дошкольников
Учебные проекты для работы с детьми-логопатами по лексическим темам в рамках коррекционной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические проекты | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические проекты для дошкольников
Тема проекта : Речь как средство общения.
Основной вопрос : Что такое речь?
Основной вопрос : Что такое речь?
Участники : старшая и подготовительная группы МДОУ.
Дидактические цели проекта :
Развитие речевой активности детей, обогащение их словарного запаса, совершенствование навыка лингвистического отношения к речи, развитие и совершенствование навыков межличностного общения.
Методические задачи :
Сформировать у дошкольников желание общаться друг с другом, развить представление о речи как средстве общения, научить применять различные виды предложений в зависимости от речевой ситуации, совершенствовать коммуникативные умения.
Проблемы самостоятельных исследований :
«Как общаются друзья?», «Как разговаривают взрослые?», «Почему нельзя перебивать другого, когда он говорит?» «Надо ли учиться говорить?».
Этапы и сроки проведения проекта :
I этап : Игра «Молчанка», речевые игры и упражнения «доскажи словечко», «кто знает, тот продолжит», «Кто больше назовёт..» , придумывание загадок-описаний и др. – 1 неделя.
II этап : разыгрывание речевых ситуаций «Смешные диалоги», участие в сюжетно-ролевых играх «Зоопарк», «Встречаем гостей», «На рыбалке», «Больница», «Путешествие», самостоятельные наблюдения детей за общением взрослых и знакомых – 2 неделя.
III этап : пересказывание и составление рассказов, инсценировки диалогов(речевого этикета) и сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. – 3 неделя.
Тема учебного проекта: «Обучение детей звуко – слоговому анализу и синтезу.»
Основной вопрос : «Обучение детей элемента звукового анализа в старшей логопедической группе».
Вопрос учебной темы:
Какими методами и приемами можно сформировать у детей навыки звуко – слогового анализа и синтеза.
Учебные предметы: логопедические занятия , занятия по обучению грамоте.
Участники : дети старшей логопедической группы 5-6 лет.
Дидактические цели проекта :
Ознакомление со звуковой стороной слова.Этапы организации коррекционной игры с детьми . Аналитико- синтетический метод обучения в игре.
Методические задачи :
Научить детей различать гласные и согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные . Познакомить с понятием «звук», «слог», «слово».
Проблемы самостоятельных исследований:
«Почему звуки А, У, И , Ы , Э ,О – называются гласными звуками ?» , « Угадай гласный звук по артикуляции»,
« Прочитай слово по начальным звукам картинок».
Результаты представления исследования: Создание карточек – схем , подбор для самостоятельной работы дидактических игр с картинками и схемами.
Проблемы самостоятельных исследований:
«Почему звуки А, У, И , Ы , Э ,О – называются гласными звуками ?» , « Угадай гласный звук по артикуляции»,
« Прочитай слово по начальным звукам картинок».
Результаты представления исследования: Создание карточек – схем , подбор для самостоятельной работы дидактических игр с картинками и схемами.
Тема проекта: "Пальчики помогают говорить".
Основной вопрос: Как пальчики помогают говорить?
Вопрос учебной темы: Как двигаются пальцы?
Дидактическая цель проекта::
формирование мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушения речи.
Методические задачи:
изучить состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи; подобрать индивидуальные методы и приемы работы с ребенком, имеющим нарушения тонкой моторики; развивать и совершенствовать тонкую моторику рук в процессе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Проблемы (темы) самостоятельных исследований: выполнение статических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение динамических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение движений с декламированием (физминуток); работа с пособиями по развитию тонкой моторики.
Этапы и сроки проведения проекта:
Фронтальное обследование детей – 1 урок, 25 минут.
Индивидуальное обследование детей – 5 уроков, 15 минут.
Формирование подгрупп для проведения занятий – 1 урок, 15 минут.
Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 1 урок, 20 минут.
Занятия по формированию общих движений кистей рук – 2 урока, 20 минут.
Индивидуальные занятия по формированию навыков самомассажа пальцев рук – 3 урока, 10 минут.
Подгрупповые занятия по развитию статических движений – 5 уроков, 20 мин
Подгупповые занятия по развитию динамических движений с декламированием –6 уроков, 20 минут.
Самостоятельная работа с использованием пособий по развитию моторики -3 урока, 20 минут.
Тема учебного проекта: Насекомые.
Основной вопрос: Нужны ли людям насекомые?
Вопрос учебной темы: Какие насекомые существуют в природе?
Участники:Дети 6-7 лет.
Информационные ресурсы:Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР.-М., 1993. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Логопедическая работа с дошкольниками. М.,2003.
Дидактические цели проекта:
Развитие речи, активизация экологической грамотности. Обогащение словаря по теме: «Насекомые».
Методические задачи:
Научить внимательно наблюдать за жизнью насекомых, сравнивать и обобщать полученную информацию проводимых экспериментов. Отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ.
Проблемы (темы) самостоятельных исследований:
1.Почему майский жук, бабочка, паук-насекомые?
2. Почему кузнечик зеленый а божья коровка красная?
3. Где лучше жить насекомым?
Этапы и сроки проведения проекта:
Введение: 1 занятие - 25-30 мин.
Основная часть: 3 занятия, 2 наблюдения, 1 эксперимент.
Заключение : логопедический досуг.
Тема учебного проекта: «Слово как единица языка».
Основной вопрос: Что такое слово?
Вопросы учебной темы:
• Для чего нужны слова?
• Из чего состоят слова?
• Какие бывают слова?
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы.
Дидактические цели проекта:
Формирование начальных навыков обучения грамоте детей дошкольного возраста, развитие чувства языка, приобретение навыков самостоятельной работы со словом.
Методические задачи:
Дать детям понятие о звуковом строении слов, учить выделять заданные звуки из позиции слова, различать гласные и согласные, различать согласные по твердости и мягкости, звонкости, глухости; научить детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог.
Проблемы самостоятельных исследований:
« Какими словами мы приветствуем друг друга?»,
«Как красиво звучат ваши имена?»
«О чем мы можем говорить по телефону?»
«Подарим друг другу комплименты!»
Этапы и сроки проведения проекта:
«Мы в гостях у Звукознайкина» (формирование знаний о звуковом строении слов) – 1 урок, 25 минут.
«Красный – синий»
(знакомство с гласными и согласными звуками) – 2 урока, по 25минут.
«Отгадай, где живет звук?» (выделение заданных звуков из позиции слов) - игровые упражнения в свободное время.
«В гостях у Тома и Тима» ( различение согласных по твердости и мягкости) – дидактическая игра в свободное время.
«Ищу свой домик» (учим детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог) – дидактическая игра на занятиях, в свободной деятельности.