урок мужества - о блокаде Ленинграда для детей старшего возраста

Тумашева Мария Петровна

 

«ЭТО НАДО НЕ МЕРТВЫМ – ЭТО НАДО ЖИВЫМ»

(урок мужества для детей дошкольного возраста с

использованием ИКТ)

 

П/С: Рассказать детям о легендарной Дороге жизни. Дать понятие о том, как солдаты, матросы, рабочие в дни войны создали легендарную «Дорогу жизни», как сражались на ней, и как «Дорога жизни» спасла Ленинград от голодной смерти.

Формировать чувство уважения и гордости к защитникам Родины. Воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Учить детей конструировать из бумаги птиц и звездочки, использовать их для создания поздравительного плаката к «Дню защитника Отечества». Развивать творчество, этетический вкус, мелкую моторику рук.

Ход деятельности:

(Дети разновозрастной группы входят в группу; дети средней группы сидят полукругом)

I.часть:      Звучит песня «Вставай, страна огромная» - дети слушают стоя

 (во время звучания песни на экране кадры с полей сражений)

-Дети, прозвучавшая песня о чем говорит? (это песня-призыв к борьбе с врагами, с фашистами)                                 (свободные ответы детей)

-Кто такие  «фашисты»?                               (свободные ответы детей)

(кадр №1 блокада Ленинграда)

-Город Ленинград построил Петр,

А фашист хотел его отнять.

Ленинградскую блокаду люди выжили,

Мы должны об этом знать.

-Наташа М., прочти стихотворение:

(кадр №2 блокада Ленинграда)

-Мы знаем – им горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но Родина с нами, и мы не одни,

И нашею будет победа.

-Дети, что такое «блокада»?                         (свободные ответы детей)

(кадр-карта Ленинграда в блокадном кольце)

Алина читает свое стихотворение:

(Кадр «Родина-Мать» на Пискаревском кладбище)

-900 черных дней и ночей

Нависала над нами блокада.

900 этих дней и ночей

Мы сражались у стен Ленинграда.

-Пискаревское кладбище – 300 метров аллея…братские могилы, у каждой из них гранитная плита с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943.

- Здесь лежат жертвы блокады – 640000 человек, погибших от голода, и  больше 17000 людей, ставших жертвами бомбежек и обстрелов. В конце аллеи в скорбном молчании застыла «Родина мать» – 6 метровая статуя на 6 метровом пьедестале

-Вы, живые, знайте, что с этой земли

Мы уйти не хотели и не ушли.

Мы стояли насмерть у темной Невы,

Мы погибли, чтоб жили вы.

(кадр «Двор с глобусом»)

-Как вы думаете, что здесь обозначает  «глобус»? (это наша планета, родина всего человечества)                                        (свободные ответы детей)

-Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как  мы.

-900 ЧЕРНЫХ, ГРОЗНЫХ, ГОЛОДНЫХ ДНЕЙ – ЭТО С 8 СЕНТЯБРЯ 1941Г. ПО 27 ЯНВАРЯ 1944Г.

II часть:                         (кадр «Звезды - журавли»)

-Журавль – птица долголетия, а мы с вами сейчас сделаем голубей.

Голубь – птица мира на земле.

Продуктивная деятельность:

 Дети изготавливают птиц (оригами), диктантный способ.

(дети исполняют песню «Мы - дети солнца» и танцуют)

-Солнце 21 века, над планетой нашей взойди.

Солнце 21 века, тучи от людей отведи.

Неудачи, беды, ненастья в 21 век не пусти,

Зернам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев:

Мы  - дети солнца – 2 раза

Живем на лучшей из планет.

Мы – дети солнца, а дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Мы – дети солнца, а дети солнца

Должны нести тепло и свет.

-Солнце 21 века, в море жизни стань маяком.

Солнце 21 века, светом озари каждый дом.

Неудачи, беды, ненастья в 21 век не пусти,

Зернам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев тот же.

-Солнце 21 века, стань мечтою в каждой судьбе.

Солнце 21 века, песню посвящаем тебе.

Неудачи, беды, ненастья в 21 век не пусти,

Зернам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев тот же

- Предлагаю положить птиц на стол – они нам еще пригодятся, и сесть.

(кадр памятник в Синявино)

-Этот памятник говорит нам:

-«Потомок, знай: в суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу Жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

(кадр «Ледяная дорога жизни)

-Фашисты говорили: «Стереть с лица земли». Фашисты пытали ленинградцев голодом. Дети от голода умирали на глазах матерей. Не было электрического света, не было тепла, хлеба. Каждый день и час обстрелы и бомбежки. Разбитые окна, холод, разбитые дома…

(кадр – блокадный кусочек хлеба)

Стихотворение читает Максим.

«Хлебных крошек не найдешь на столе блокадном,

Не горит сегодня свет над твоим парадным.

Спит  безмолвно Ленинград, в белый снег окутан,

Слышен только стук сердец в ожиданье утра.

-вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои.

Это все б ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не свои….

-Врач Г.А. Самоварова вспоминает:

-«Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Люди превращались в дряблых-дряблых стариков». Есть приходилось что попало. Приходила домой и мне так хотелось кушать. У меня лежали дрова около печки, полено или два. Я взяла это полено и стала грызть, потому что зубы хотели что-то кусать. Есть хотелось страшно! Вот грызу это полено, смола выступила. Этот запах смолы наслаждение доставлял, что хоть что-то погрызу. Надо было что-то кушать, иначе неминуема смерть от голода…от голода очень тяжелая смерть.

-В одну ночь почувствовала – умираю. У меня длинная слюна бесконечная была. Рядом лежала девочка – моя дочка. Я чувствую, что в эту ночь я должна умереть. Я стала на колени в темноте и говорю: «Господи, пошли мне, чтобы я до утра дожила, чтобы ребенок меня не увидел мертвой. Я пошла на кухню и – откуда силы взялись – отодвинула столы. И за столом нахожу  бумагу из-под .масла сливочного, 3 горошины и шелуху от картошки. С жадностью запихнула в рот, а горошины и шелуху оставила на утро: суп дочке сварю. Из-за этой бумаги и дожила до утра.

-Человек за годы блокады научился самому простому и самому главному: больше, чем хлеб и вода необходима была надежда, свет победы в конце ледяного тоннеля.

- На войне не малую роль играли умелые и отважные медсестры. Под огнем надо было найти раненого, перебинтовать и вынести его с поля боя. Вы сумеете? Сейчас проверим.

(Соревнование «Окажи помощь раненому»)

Вы хорошо справились с задачей и теперь сможете оказать помощь другим.

(кадр памятник «Девочка и мальчик»)

-В Красноярске есть памятник детям-блокадникам. Девочка держит в руках кусочек хлеба, рядом ее младший брат с бидоном, с которым ходили по воду на Неву, саночки для перевоза погибших.

-Насмерть бьются бойцы  Ленинграда. Ни на шаг не могут больше продвинуться  немцы. В бессильной злобе они целыми днями обстреливают город, рушатся дома, гибнут мирные люди, маленькие дети.

-Вы каждый день кушаете с аппетитом, гуляете, сладко спите – т.е. с умом набираетесь сил. А сколько сил вы уже набрали, сейчас проверим.

(Соревнование «Вынеси с поля боя раненного»)

- Давайте представим себе, что мы на поле боя. Дети средней группы – раненые, а дети подготовительной – медбратья и медсестры.

Задача: перенести  « раненых» в госпиталь (раненым - снять один туфель).

- Теперь задача: «Меткие стрелки»

Проверим, как вы научились бросать мяч в цель – это снаряды, а корзины – вражеские танки.

(Соревнование «Подбей вражеский танк»)

- Вы ловкие и смелые ребята. Хорошо справились с задачей.

 А теперь отдохните и послушайте.

(кадр «Дневник Тани  Савичевой)

Стихотворение читает Ева

«Мы славим тех, кто не плакал от боли своей,

Но слез не скрывал на могилах друзей,

Тех, кто мужчиной был не на словах,

Труса не праздновал, сидя в кустах, тех лучших сынов человечества,

Тех, кто на страже Отечества.

(кадр  машины на льду Ладоги)

-Чтобы ленинградцы выжили, по «Дороге жизни» в город везли муку, хлеб, боеприпасы. Голодные, изможденные, слабые телом, но сильные духом ленинградцы не сдавались: женщины и подростки стояли у станков, делали танки, помогали друг другу и «Ленинград не отдали врагу».

«Ладожский лед – страшный путь.

На 30-ой, последней версте

Ничего не сулит хорошего…

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное  ломкое крошево…

Шли навстречу из города сотни детей…

Сотни детей! Замерзали в пути…

Одинокие дети на взорванном льду…

-никого не жалели фашисты…

(памятники детям, погибшим в блокаду)

(песня «Снегири» в исполнении Юрия Антонова)

 -Вот один из героев, кто освобождал Ленинград:

(показ портрета Лященко)

Стихотворение читает Вика

«Я, ребята, на войне в бой ходил, горел в огне…

Не имел, ребята, права умереть я на снегу,

Утонуть на переправах, дом родной отдать врагу…

Должен был вернуться к маме, хлеб растить, косить траву.

В день Победы вместе с вами видеть неба синеву;

Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но  землю спас…

Я веду сегодня речь вот о чем, ребята, надо Родину беречь

По-солдатски – свято.

(слайд-шоу памятников ленинградцам)

Д/И «Собери фото памятника» - из пазлов.

(кадр «Вечный огонь»)

Стихотворение читает Женя

«Горит огонь. Ни дождь, ни ветер его не в силах  погасить.

Горит огонь. Как утро светел. Что скажет он, если спросить?

Его тревожное молчанье ответит лучше всяких слов.

Он был свидетелем страданий и слез на лицах стариков…

Горит огонь. И пламя это должно гореть в сердцах людей

Во имя правды, счастья, света, во имя радости детей…

И пусть огонь напоминает об ужасах былой войны,

И пусть никто не забывает, что нам сраженья не нужны!

Пусть взрывы бомб и свист снарядов навек поглотит тишина.

Нам, людям, многого не надо, нам нужен мир, а не война!

- В память о тех, кто погиб защищая Родину, землю родную, детей, матерей – «Минута молчания»

III.часть: А теперь предлагаем закончить нашу картину в честь детей, которые попали в блокаду Ленинграда.

- Мы будем использовать макет картины, который мы приготовили раньше (наклеить птиц на картину)

Продуктивная деятельность детей (аппликация). Оказать помощь затрудняющимся детям.

В заключении  песня «Мир вам, люди!» (дети поют хором)

На этой веселой ноте мы с вами закончим наше занятие. И пусть всегда будет солнце над нашей страной, и никогда не будет войны!