Окружающий мир
Конспекты уроков и презентации к ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме ""Кожа" | 186.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
Окружающий мир. 4 класс.
«Орган осязания кожа»
Аннотация
Урок окружающего мира по теме «Орган осязания. Обобщение по теме». Кроме уточнения знаний о коже, обучающиеся подводят итоги изучения темы «Как человек познаёт окружающий мир». Учатся получать знания, проводя эксперименты и обобщая полученные сведения.
Урок может быть интересен студентам педагогических колледжей, молодым специалистам, коллегам начинающим работать с технологическими картами урока.
Введение
Урок «Орган осязания» по курсу «Окружающий мир. 4 класс», УМК «Начальная школа XXI века» под ред. члена - корреспондента РАО профессора Н.Ф. Виноградовой
Данный урок входит в систему уроков объединённых темой «Человек – живое существо» и завершает раздел «Как человек воспринимает окружающий мир». Он даёт возможность провести во время занятия серию экспериментов, на основе которых обучающиеся могут сделать определённые выводы. Во время организации наблюдений удобнее разделить обучающихся на пары, что позволит оптимизировать процесс.
Перед началом урока, за 3 дня, необходимо раздать индивидуальные задания 2-3 обучающимся с целью поиска дополнительной информации по теме урока, помочь им создать слайды для презентации.
Кроме этого, учителю необходимо организовать групповую работу с разноуровневыми карточками-заданиями «Береги кожу!». Карточки необходимы для оптимизации составления правил гигиены по уходу за кожей». Для этого предложить при входе в класс провести своеобразную жеребьёвку, выбрав одну из трёх картинок. Картинки могут быть скрыты.
Во время урока используются разнообразные методы и приёмы, среди которых словесные, демонстрационные, частично-поисковый метод, эксперимент.
Используется индивидуальная, фронтальная групповая формы работы.
План урока.
Тема программы | «Как человек воспринимает окружающий мир» |
Тема урока | «Орган осязания» |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление нового материала |
Вид урока | смешанный |
Цели педагогической деятельности | Создать условия для углубления и расширения представлений обучающихся об органах чувств человека; создать условия для формирования умений получать информацию путём эксперимента, делать выводы и формулировать их в виде определения. |
Цели образования | ознакомить обучающихся с кожей как органом осязания, его значением и гигиеной; создать условия для осознания первостепенной роли органов чувств человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни; расширить знания обучающихся о строении органа осязания. |
Материально-техническое обеспечение | медиапроектор, ПК учителя, экран, презентация «Орган осязания - кожа», плакат «Органы чувств», тест-карта для экспресс проверки изученного материала, бланки записей экспериментальных наблюдений, дифференцированные карточки-задания для групповой работы . |
Межпредметные и внутрипредметные связи. | Окружающий мир ОЗОЖ Русский язык При изучении данной темы у обучающихся формируются знания о коже как органе осязания, позволяющем познать окружающий мир и необходимом для полноценной жизни. Дети так же узнают о гигиенических процедурах для сохранения здоровья кожи. В процессе ознакомления дети учатся высказывать своё мнение, используя определённые части речи, что расширяет их языковые возможности и умения строить высказывание. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся определять органы чувств и их необходимость для полноценной жизни человека; получат возможность научиться: определять роль и специфику разных органов чувств, изучить гигиенические требования при уходе за органами чувств. Метапредметные: регулятивные: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения об органах чувств человека; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, иллюстративный, словесные; индивидуальная, фронтальная формы обучения |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточ-ный конт-роль |
I. Мотива-ция к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постанову цели урока учащимися. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись друг другу… Сели. - Девизом нашего урока станут пословицы о здоровье: Здоров будешь – всё добудешь. Здоровье дороже богатства. -А отчего порой зависит наше здоровье? Попробуйте сформулировать свой ответ исходя из последних тем учебника. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. | Фронтальная работа. Работа с учебни-ком, со слайдами презента-ции. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | Работа с плакатом «Органы чувств» и тест-картами. (см. приложение 3) | Предлагает ученикам вспомнить то, что уже им было ранее известно с помощью плаката, обсудить вместе, что осталось неизвестным. Организует экспресс - проверку знаний ранее изученного с помощью тест-карт. (см. приложение 1) -Сколько органов чувств есть у человека? Назовите с опорой на плакат органы чувств. Что человек узнаёт с помощью них? -А как ощущает холод? Как чувствует боль? | Отвечают на вопросы учителя, активно принимают участие в совместном обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, формулируют проблему урока | Фронта- льная работа | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои ответы в устной речи с учётом своего жизненного опыта. | Устные ответы |
III. Поиск решения пробле- мы (откры- тие нового знания) | Эксперимент |
-Экспериментаторы работают парами. Один из учащихся выбирает один из предметов и касается им ладони товарища. Второй с завязанными глазами называет свои ощущения. Остальные фиксируют наблюдения в специальный бланк - «карту исследователя». (см. приложение 2) а) определение температуры -Что чувствуешь? Скажи, употребив имя существительное. (тепло, холод) б) определение массы -Какую особенность предметов ощутил? Скажи, употребив наречие. (тяжело, легко) в) определение состояния поверхности. -Что чувствуешь? Скажи, назвав имена прилагательные (гладкое, колючее) 2.Помогает сформулировать выводы и записать их в карту исследователя. 3. Проводит физкультминутку | Наблюдают за действиями экспериментато-ров, фиксируют результаты в картах исследователя Формулируют выводы с помощью карт исследователя. Выполняют движения музыкальной физкульт-минутки | Фронта- льная работа Работа в парах Индиви-дуальная | Личностные: развивают доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, сверяют свои действия с действиями товарища и учителя, исправляют ошибки в рассуждениях. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи инцормацию, проводят опыты, наблюдения, делают выводы. | Устные ответы Конт- роль запол-нения карт Устные выво-ды |
IV. Первич-ное осмысле-ние и закрепле-ние знаний | Работа с учебником | Организует первичное закрепление с помощью статьи учебника. - Достаточно ли вы получили сведений об органе осязания? Что бы ещё хотелось узнать? | Дети знакомятся с материалами учебника, осмысляют полученные знания. | Индиви-дуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника) Регулятивные: ориентируются в учебнике. | Устные ответы
|
V. Углубле-ние и расшире-ние знаний о коже | Сообщение подготовлен- ных обучающихся | Учитель представляет, заранее подготовленных учеников. (см. приложение 5) Помогает после выступлений сформулировать с помощью разноуровневых карточек правила гигиены по уходу за кожей. (см. приложение 4) | Выслушивают сообщения. Пытаются сформулировать выводы о способах ухода за кожей, в соответствии с уровнем своей подготовки. | Индиви-дуальная работа. Работа в группах | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, пытаются её обосновать, учатся выслушивать мнение других, принимать их точку зрения и при необходимости изменять своё мнение. | Оцени-вание сообщений |
VI. Итоги урока | Игра «Угадай, что это?» Работа с плакатом «Органы чувств» | Проводит обобщение с помощью игры. - По названием частей органа чувств назовите сам орган и дополните плакат -Радужка, роговица, хрусталик, яблоко, верхнее и нижнее веко (глаз) -Стремечко, наковаленка, раковина, улитка (ухо) -Пазухи, нижний и верхний носовой ход, переносица (нос) -Дерма, эпидермис, волосяные луковицы, ороговевшие клетки (кожа) | Обобщают полученные на уроке сведения с помощью игры. | Фронта льная работа | Личностные: принимают значение знаний для человека. | |
VII. Рефле-ксия | Обобщающая беседа | Помогает оценить свои знания и эмоциональную удовлетворённость от урока. -Продолжите фразу «Сегодня на уроке
| Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Фронта льная работа | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Оцени-вание работы обучающихся на уроке |
VII. Домаш-нее задание | Учебник с. Продолжить работу с картами исследователя, дополнив их другими опытами. | Конкретизирует задания. | Записывают задание | Индиви-дуальная работа. |
Приложение 1.
Тест-карта «Органы чувств»
Вопросы к тест-карте
Памятка: если вы согласны с утверждением, то заштрихуйте точку в квадрате с соответствующим номером красным цветом.
- Органом зрения являются глаза.
- При чтении и письме свет должен падать справа.
- Язык помогает различить вкус пищи.
- Уши нужно мыть ежедневно.
- Полезно слушать громкую музыку.
- Человеку трудно жить без органов зрения.
- Нос помогает отличить свежую пищу от испорченной.
- Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана
- Недопустимо чтение лёжа при слабом свете ночника.
Соедините точки в порядке возрастания чисел. Если получилась цифра «5», то вы отлично справились с заданием.
3 | 2 | 1 |
4 | 5 | 6 |
9 | 8 | 7 |
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 |
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 |
Приложение 2.
Исследование ощущений
Эксперимент 1 | Эксперимент 2 | Эксперимент 3 | Эксперимент 4 | Эксперимент 5 | Эксперимент 6 |
а) | а) | а) | а) | а) | а) |
б) | б) | б) | б) | Б) | б) |
Вывод: пятый орган помогает _________________ предметы. Этот орган называется ______________________.
С помощью _______ можно определить ______________, _______________, ________________,
___________________________________.
___________________________________________________________________________________________
Исследование ощущений
Эксперимент 1 | Эксперимент 2 | Эксперимент 3 | Эксперимент 4 | Эксперимент 5 | Эксперимент 6 |
а) | а) | а) | а) | а) | а) |
б) | б) | б) | б) | Б) | б) |
Вывод: пятый орган помогает _________________ предметы. Этот орган называется ________________.
С помощью _______ можно определить _____________, _____________, __________________,
___________________________________.
Приложение 3
Съёмные элементы плаката
Приложение 4
БЕРЕГИ КОЖУ!
1._______________________________________
________________________________________
2._______________________________________
________________________________________
3._______________________________________
________________________________________
4._______________________________________
________________________________________
5._______________________________________
________________________________________
БЕРЕГИ КОЖУ!
1._______________________________________
________________________________________
2._______________________________________
________________________________________
3._______________________________________
________________________________________
4._______________________________________
________________________________________
5._______________________________________
________________________________________
БЕРЕГИ КОЖУ!
- Мыть тело 1-2 раза в __________________
- Ежедневног мыть _____________________
________________________________________
3.Мыть руки с мылом перед _______________,
после ______________, после посещения
_______________________________________ .
4.Хорошо ____________________ кожу после
мытья ________________________________ .
5. Подстригать _________________________
_______ в неделю.
6.Следить за ______________ ___________ и укладывать их.
БЕРЕГИ КОЖУ!
- Мыть тело 1-2 раза в __________________
- Ежедневног мыть _____________________
________________________________________
3.Мыть руки с мылом перед _______________,
после ______________, после посещения
_______________________________________ .
4.Хорошо ____________________ кожу после
мытья ________________________________ .
5. Подстригать _________________________
_______ в неделю.
6.Следить за ______________ ___________ и укладывать их.
БЕРЕГИ КОЖУ!
- Мыть тело нужно 1 – 2 раза в неделю.
- Читать можно только сидя, при хорошем освещении.
- Умываться с мылом 2 – 3 раза в неделю, чередуя умывание то горячей, то холодной водой.
- Мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
- Избегать очень шумных мест.
- Нельзя есть очень горячую пищу.
- Нужно следить за длиной и укладкой волос.
- Уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
- Ноги должны быть сухими, чтобы избежать простуды.
(Выбери только то, что относится к гигиене кожи и обведите значок кружочком)
БЕРЕГИ КОЖУ!
- Мыть тело нужно 1 – 2 раза в неделю.
- Читать можно только сидя, при хорошем освещении.
- Умываться с мылом 2 – 3 раза в неделю, чередуя умывание то горячей, то холодной водой.
- Мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
- Избегать очень шумных мест.
- Нельзя есть очень горячую пищу.
- Нужно следить за длиной и укладкой волос.
- Уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
- Ноги должны быть сухими, чтобы избежать простуды.
(Выбери только то, что относится к гигиене кожи и обведите значок кружочком)
Приложение 5.
Примерные выступления, подготовленных обучающихся.
Строение кожи.
Кожа имеет три слоя.
- Наружный слой – эпидермис,
- Средний слой – дерма,
- Внутренний слой – подкожная жировая клетчатка.
Эпидермис состоит из нескольких пластов. Верхний пласт это скопление ороговевших мёртвых клеток. При мытье они отшелушиваются. В нижних слоях эпидермиса образуются новые клетки, которые заменяют исчезнувшие.
В эпидермисе находятся клетки, содержащие пигмент меланин, который определяет цвет кожи и защищает её от вредных воздействий солнечных лучей. Летом этот пигмент помогает нам загорать. Он темнеет и защищает кожу от жгучих солнечных лучей.
Удивительный факт: У людей, предки которых постоянно жили в жарких странах, кожа тёмная всегда. Чёрная или коричневая.
Дерма образована соединительной тканью. Множество эластичных волокон придают ей упругость и прочность. В ней находятся нервные окончания, воспринимающие различные ощущения, кровеносные и лимфатические сосуды, волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Верхний слой дермы определяет папиллярный узор кожи пальцев и ладони.
В нижнем слое кожи накапливается жир. Жировые ткани служат как - бы подушечкой для внутренних органов.
Функции кожи.
Защитная
Кожа защищает наш организм от вредных воздействий: от механических повреждений (ударов), от жарких солнечных лучей, от холода, от воды, от микробов.
Теплообменная
Кожа предохраняет наш организм от перегрева и переохлаждения. Если слишком жарко через поры выделяется пот. Он испаряется и кожа охлаждается. Если холодно – поры сужаются. Так кожа экономит тепло.
- «Интересные факты»: Разные участки кожи имеют разную температуру. Во рту 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами. Наивысшая температура, которую может выдержать человек, это 44-44,5 градусов.
Выделительная
Вы наверно заметили, что когда человек болеет, он часто покрывается испариной. Оказывается вместе с потом из организма удаляются вредные вещества.
- «Интересные факты»: Кожа вырабатывает, при солнечном облучении витамин Д. Участвует в дыхании – поставляет в кровь 1% кислорода, способна к регенерации – восстановлению.
Кожа - орган осязания
Сегодня мы узнали, что кожа также является органом осязания
Интересно, что наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины.
- Волосы и ногти – тоже из кожи. Это отвердевший роговой слой.
Болезни кожи
Кожа подвержена разным болезням. Одни болезни вызывают микроорганизмы и вирусы. Например герпес и дерматит. Другие болезни вызывают насекомые: кожный клещ - чесотка, сапрофиты - аллергия. Некоторые болезни вызваны грибками, которые можно увидеть только под микроскопом.
Например, лишай.