ПРОФСОЮЗНАЯ СТРАНИЧКА
Знак Профсоюза
Председатель Профсоюза, Вице-Президент Европейского комитета профсоюзов образования, заслуженный учитель Российской Федерации - Галина Ивановна Меркулова |
Заместитель председателя Профсоюза Куприянова Татьяна Викторовна | Заместитель председателя Профсоюза Дудин Вадим Николаевич |
Федосеева Валентина Геннадьевна Председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Почётный работник общего профессионального образования Тел: (8-395-2) 24-01-87 |
Наш адрес:
664003, г. Иркутск,
ул. Карла Маркса, 22
тел:
(8-395-2) 24-19-23,
24-01-87, 34-05-77
факс: 33-02-41
e-mail:irkutsk_tk@mail.ru
Наш новый сайт:www.profedu38.ru
Куйтунская районная организация
профсоюза работников образования и науки РФ
Председатель Данилов Олег Николаевич |
- 665302,
- п. Куйтун,
- ул.Ленина, д.38
- тел. (8-39536)5-22-87
- E-mail: kuytunskiyrk@mail.ru
- Профсоюзные вести http://uo.edukuitun.ru/index.php/vesti-profsoyuza
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МКОУ ЛЕРМОНТОВСКАЯ СОШ
Председатель профсоюзного комитета |
Состав Профсоюзного комитета МКОУ «Лермонтовская СОШ» 1. Капустина Елена Владимировна - председатель ПК 2. Паршикова Екатерина Николаевна 3. Банникова Екатерина Петровна 4. Громышева Алёна Иннокентьевна – филиал 5. Нурмухаметова Светлана Петровна - филиал |
Контактная информация:
Адрес профсоюзной организации:
- Российская Федерация,
- 665326,
- Иркутская обл,
- Куйтунский р-н,
- п. Лермонтовский,
- Лазо, 5
Телефон/факс: +7 (39536) 93639
электронная почта: lermsoh@mail.ru
Профком – это подвиг |
ЧТО ТАКОЕ ПРОФСОЮЗ?
Для ответа на данный вопрос обратимся к нормативным актам. Закон о профсоюзах дает следующие определения:
- профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;
- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФСОЮЗ?
Можно выделить две основные функции профсоюзных образований:
- представление интересов работников в отношениях с работодателями;
- защита трудовых прав и законных интересов работников.
- ЧТОБЫ не оставаться один на один с работодателем.
- ЧТОБЫ знать свои права и уметь их защищать.
- ЧТОБЫ получать в срок достойную заработную плату.
- ЧТОБЫ чувствовать себя частью сплочённой организации.
- ЧТОБЫ иметь хорошие условия труда.
Только член профсоюза вправе рассчитывать на:
- Защиту при увольнении по инициативе работодателя.
- На бесплатную юридическую помощь по социально-трудовым вопросам, в т.ч. при приеме на работу, при переводе по работе, при учете рабочего времени и времени отдыха, обеспечении гарантий и компенсаций;
- На все социально-экономические нормы и льготы, предусмотренные в коллективном договоре;
- На контроль организацией профсоюза за соблюдением Ваших трудовых прав;
- На помощь в рассмотрении индивидуального трудового спора;
- На содействие в повышении квалификации;
- На защиту профсоюзом в случае необоснованных предложений на увольнение с работы, других несправедливых действий;
- На подготовку заявлений, жалоб и других судебных документов, необходимых для защиты и восстановления нарушенных прав;
- На бесплатную правовую помощь профсоюза в рассмотрении вопросов в суде;
- Бесплатную консультацию по экономическим, правовым, медицинским и иным социально значимым вопросам в профсоюзных органах;
- Содействие в решении вопросов, связанных с охраной труда, возмещение ущерба, причинённого здоровью при исполнении трудовых обязанностей;
- На материальную помощь в тяжелой жизненной ситуации;
- Содействие и помощь профсоюзного органа в организации отдыха и лечения работников и их детей;
- Получение материальной помощи из средств профсоюза;
- Свободно высказывать и отстаивать на профсоюзном собрании, конференции свое мнение по вопросам трудовых, социальных и связанных с ними отношений, а также иным вопросам.
- Вносить предложения по вопросам, касающимся реализации социально-трудовых прав работников, выдвигать требования и добиваться их удовлетворения;
- На обращение в профком, к его лидеру, в вышестоящий профсоюзный орган по любым вопросам;
- Являясь членом профсоюза, вы становитесь участником организационного рабочего движения. Участвуя в коллективных действиях профсоюза, вы сможете влиять на ситуацию у себя на производстве, в отрасли, в регионе, в стране и тем самым добьётесь улучшения своего положения.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПОМОЖЕТ ПРОФСОЮЗ?
Профсоюз - это один из главных инструментов, который позволяет урегулировать взаимоотношения между работниками и работодателем. А в каких случаях и в каком порядке работники образования могут обращаться в свой профсоюз? Какие проблемы он поможет разрешить? Давайте разбираться.
СТАТУС ПРОФСОЮЗА
Итак, профсоюзы, их объединения действуют на основании самостоятельно разработанных и утвержденных ими уставов, содержащих положения, которые указаны в статье 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Закон о профсоюзах).
Первичные профсоюзные организации действуют на основании положений, принятых профсоюзами в соответствии с их уставами, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы и их объединения, а также первичные профсоюзные организации могут получить статус юридического лица, зарегистрировавшись в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г . № 129-ФЗ, с учетом специального порядка, предусмотренного Законом о профсоюзах.
Однако они имеют право осуществлять деятельность и без государственной регистрации, не приобретая статуса юридического лица. Об этом сказано в статье 8 Закона о профсоюзах.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Статьей 23 Трудового кодекса РФ определено следующее. Под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками или представителями работников, работодателями или представителями работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство возможно в следующих формах:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и по заключению коллективных договоров;
- взаимные консультации и переговоры по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (то есть помогают совершенствовать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права);
- участие работников или их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Профсоюзы и их объединения могут быть представителями работников в социальном партнерстве (ст. 29 Трудового кодекса РФ).
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗОВ
Основные полномочия профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Данный закон предоставляет равные права всем профсоюзам.
Среди полномочий, которыми наделяет профсоюзы законодательство, можно выделить следующие:
- защита социально-трудовых прав работников, в том числе посредством обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;
- ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров или соглашений, контроль за их исполнением;
- контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде;
- получение информации от работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени и т. д.
Для контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзам разрешено создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзные инспекторы труда беспрепятственно посещают организации, в которых работают члены данного профсоюза, независимо от форм собственности и подчиненности. Это мероприятие необходимо для проведения проверок соблюдения работодателями условий коллективного договора или соглашения.
КОГДА МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗА НЕОБХОДИМО
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ
Далее рассмотрим такую ситуацию, как расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза. Причины могут быть вполне законными. Например, увольнение в связи с сокращением численности, или из-за несоответствия занимаемой должности, подтвержденного результатами аттестации, или по причине неоднократного неисполнения работником без уважительных причин своих трудовых обязанностей, если он уже имеет дисциплинарное взыскание. В любом случае работодатель до окончательного принятия решения обязан направить в выборный орган соответствующей профсоюзной организации проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Для выработки и представления мотивированного мнения (в письменной форме) выборному органу первичной профсоюзной организации дано семь рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов.
Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации. Их результаты оформляются протоколом. При не достижении общего согласия работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. В свою очередь профорганизация может обратиться с заявлением о помощи в защите трудовых интересов в органы, рассматривающие трудовые споры. А за работодателем остается право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия, когда за ним сохраняется место работы (должность).
ОБРАЩЕНИЕ В ПРОФСОЮЗ
И все-таки как и в какой форме обратиться за поддержкой в профессиональный союз?
В уставе, положении, внутренних документах профсоюзных организаций может быть предусмотрен особый порядок обращения членов профсоюза или других работников для защиты своих трудовых и иных, связанных с ними, прав и интересов. Если же конкретного порядка в данных документах не содержится, тогда работник должен использовать письменную форму обращения в профсоюз (он приводит фактические обстоятельства дела и прилагает подтверждающие документы).
ПРИВИЛЕГИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОФСОЮЗА
Работникам образования необходимо учитывать, что членство в профсоюзе может не только гарантировать представление и защиту их интересов, но и дает возможность получения различных выгод. Это, например, отдых в пансионате или санатории по льготной цене, отправка детей в оздоровительные лагеря с частичной оплатой стоимости путевки и т. д.
В целом профсоюзы наделены законодателем значительными правами, и работникам образования нужно в полной мере пользоваться этим. По мнению автора, педагогам имеет смысл становиться членами профсоюзов и прибегать к их помощи в случае неправомерных действий администрации образовательных учреждений.
...тоже имеют право на защиту своих трудовых прав, так как, согласно статье 30 Трудового кодекса РФ, первичным профсоюзным организациям и их органам дано право представлять на локальном уровне не только членов соответствующего профсоюза, но и всех остальных работников.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое положение Профсоюза
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
- глобализация и открытость системы образования, отвечающая запросам российского и международного рынков труда;
- необходимость обеспечения инновационного характера развития (модернизации) всех уровней образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
- изменение правового положения образовательных учреждений, принципов управления в системе образования, внедрение рыночных механизмов в сферу образования;
- введение новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду;
- переход к уровневой системе подготовки кадров, создание многопрофильных и многоуровневых образовательных учреждений профессионального образования;
- формирование современного кадрового потенциала, конкурентного рынка труда в сфере образования с учетом демографических изменений и оптимизации численности работников и сети образовательных учреждений;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров, в том числе педагогических;
- реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- формирование и внедрение нового поколения образовательных стандартов и механизмов контроля качества образовательных услуг с участием обучающихся, работодателей и профессионального сообщества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗА:
- Развитие конструктивного социального диалога организаций Профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, направленного на:
- Участие в реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования и сохранении единого образовательного пространства;
- Повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала образовательных учреждений;
- Создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции, новых требованиям к качеству и условиям подготовки обучающихся;
- Содействие формированию здорового образа жизни работников образования.
- Содействие становлению и развитию системы государственно-общественного управления образованием, взаимодействие с институтами гражданского общества.
- Укрепление организационного и финансового единства Профсоюза иповышение качества работы профсоюзных организаций всех уровней.
- Повышение уровня корпоративной и правовой культуры, активности членов Профсоюза, профессионализма и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза.
- Формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве.
- Развитие международного сотрудничества в рамках профсоюзного движения и изучение опыта деятельности родственных профсоюзов для внедрения в практику профсоюзной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА:
1. Обеспечение участия в реализации следующих приоритетных задач государственной политики в сфере образования:
- реализация социально значимых проектов в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, включая педагогическое в целях совершенствования кадрового потенциала сферы образования;
- реализация планов действий Правительства Российской Федерации, региональных планов действий по модернизации дошкольного, общего и профессионального образования в 2010 году и на 2011-2015 годы, в том числе в рамках ФЦПРО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- подготовка проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования с учетом их ресурсного наполнения, включающих нормы оплаты труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, требования к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг и др.;
- формирование механизмов и единых критериев общественно-профессиональной оценки качества и результатов педагогического труда;
- введение нового порядка аттестации педагогических работников;
- создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования молодых учителей, воспитателей;
- введение новых систем оплаты труда педагогических работников;
- внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников;
- инициирование и поддержка введения в практику законотворческой деятельности государственных органов власти обязательной социальной экспертизы законопроектов;
- организация и проведение мониторингов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, связанных с оценкой качества и условий труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, соблюдения требований к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг.
2. Повышение социального статуса работников образования и обучающихся, для чего добиваться
- повышения престижности педагогического труда;
- достижения уровня заработной платы педагогических работников, конкурентоспособного на рынке труда;
- утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования, устанавливаемых с учётом социальной значимости и ответственности их труда;
- недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам образования, а также преодоления причин нарастания этой задолженности;
- усиления внимания федеральных и региональных органов исполнительной власти к проблемам профессионального становления, социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей, преподавателей и воспитателей;
- реализации права педагогических работников на периодическое повышение квалификации с предоставлением им права выбора формы повышения квалификации, а также установления порядка финансирования переподготовки педагогических кадров за счет бюджетных средств;
- разработки и реализации органами власти всех уровней, образовательными учреждениями комплексов мер в области содействия занятости, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников в условиях реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений с целью недопущения необоснованного массового сокращения педагогических и других работников;
- повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;
- сохранения действующих социальных льгот и гарантий работников образования и обучающихся;
- установления системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению жилья (при ипотечном кредитовании, льготных ссуд и безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья);
- сохранения порядка досрочного назначения педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
- развития и укрепления системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования на основе НПФ «Образование и наука»;
- привлечения работодателей системы образования к софинансированию дополнительного пенсионного обеспечения работников образования в соответствии с соглашениями и коллективными договорами;
- привлечения работников образования к массовому участию в государственной программе софинансирования накопительной части их трудовой пенсии;
- совершенствования институциональных условий для развития социальной поддержки членов Профсоюза, на основе создания новых и укрепления действующих фондов социальной поддержки в том числе кредитных потребительских кооперативов на уровне территориальных профсоюзных организаций для массового льготного кредитования членов Профсоюза;
- совершенствования социально-экономической и правовой защиты студентов, законодательного закрепления минимального размера стипендии на уровне минимального размера оплаты труда;
- формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов;
- решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации к рынку труда;
- улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;
- сохранения санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, вузовских поликлиник.
3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:
- участия в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и обучающихся;
- развития и расширения практики проведения общепрофсоюзных и региональных тематических проверок для осуществления масштабного мониторинга соблюдения трудового законодательства и разъяснительной работы по применению законодательства, повышения уровня правовых знаний, профилактического и правозащитного эффекта контрольных мероприятий;
- совершенствования механизма взаимодействия с государственными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства Российской Федерации в области образования на всех уровнях;
- поиска, поддержки и обеспечения реализации на всех уровнях профсоюзной структуры инновационных форм правовой работы, направленных на повышение результативности правовой защиты;
- повышения качества и расширения спектра предоставляемых юридических услуг членам Профсоюза;
- систематического обучения профсоюзного актива с целью повышения правовой грамотности;
- широкой популяризации результатов правозащитной работы и усиления пропаганды правовых знаний.
4. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья на основе:
- повышения эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья;
- обеспечения контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда образовательных учреждений;
- учёта в нормативах финансирования образовательных учреждений всех типов и видов затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение работников спецодеждой и другими средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, проведение медицинских осмотров, осуществление компенсационных выплат работающим во вредных и опасных условиях труда;
- введения в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней специалистов по охране труда;
- совершенствования форм взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер по защите прав членов профсоюза на охрану труда;
- содействия организации отдыха и оздоровления членов Профсоюза.
5. Развитие социального диалога и социального партнерства:
- совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных учреждений;
- повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;
- разработка и апробация инструментария мониторинга эффективности соглашений и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства.
6. Институциональное и кадровое укрепление Профсоюза: