Участник конкурса "живой сайт"
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
ст. Михайловская, Курганинский район
Программа летнего лагеря
РАДУГА
с дневным пребыванием детей
смена
«Мы – дети России»
Возраст детей 7-15 лет.
Срок реализации : лето 2012 года.
Программу составила – Мерзликина Елена Вячеславовна,
учитель технологии СОШ №12
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:
1. Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических, духовных сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
2. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
3. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
4. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в деревне как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения подростков.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях деревни;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы (использование богатого краеведческого материала школьного музея, комнаты по профилактике ДТП, спортивного комплекса) .
Данная программа является профильной, исторической направленности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 летней лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7–15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы комитета по образованию.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив совместно с работниками учреждений дополнительного образования, ГИБДД, учреждениями микросоциума.
Главная идея создания летнего лагеря – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Летний лагерь – это не только организация питания и досуга, лагерь – это система физического и духовного развития. По-настоящему сильным растет тот человек, который силен духом, который умеет любить и уважать свою Родину, своих близких, другого человека.
Гражданственность, патриотизм – фундаментальные качества личности, которые формируются с малых лет. И лагерь летнего отдыха в этом смысле не исключение, а идеальное место для формирования у школьников общественно-ценных потребностей. Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в лагере является его включенность в основные виды ее деятельности познавательную, воспитывающую и т.д.
Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы:
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период;
Осознанное содействие развитию патриотической позиции подростков, обогащение опыта социального взаимодействия подростков.
Задачи
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
1. Создание оптимальных условий для укрепления физического и нравственного здоровья и организации досуга детей во время летних каникул с привлечением учреждений дополнительного образования, ГИБДД, учреждений микросоциума.
2. Формирование у воспитанников осознанного отношения к родному краю через познание истории малой родины.
3. Обучение участников лагеря технологиям пропаганды идей здорового образа жизни среди подростков.
4.Формирование у воспитанников лагеря устойчивых навыков правовой культуры, безопасного поведения на улицах и дорогах.
Основные принципы летнего лагеря
· Постановка ребенка в центр воспитательных программ, признание ценности его личности, утверждение иерархии личностных интересов, коллективных и общественных.
· Способствовать раскрытию духовных и творческих; физических и психологических потенциалов личности ребенка путем создания условий к ее самореализации в деятельности временных коллективов детей и подростков, создаваемых в период летних школьных каникул.
Материально-технические условия предусматривают:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Грамоты и награды для стимулирования.
Применение | |
Кабинет (6 шт) | Отрядное место |
Спортивный зал (1 шт.) | Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) |
Спортивная площадка, беговые дорожки, тренажерный зал | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия |
Актовый зал (1шт.) | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской |
Кабинет творческой мастерской | Работа по рукоделию. Подготовка к праздничным программам |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря |
Школьная столовая | Завтрак, обед |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. |
Кабинет | Комната отдыха |
Музыкальный кабинет | Пение , разучивание песен |
Школьный музей | Организация краеведческой работы По местам боевой славы |
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.
Исполнение Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком – Управлением образования района и администрацией МАОУ СОШ №12
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматриваются мероприятия по организации и подготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».
I этап. Подготовительный – май
Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Мы - дети России»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи организации лагеря;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
IV этап. Аналитический – июль, август
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов работы лагеря;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения:
- начальник лагеря - 1
- воспитатели - 15
- организатор спортивных мероприятий 3
- заместитель начальника лагеря, социальный педагог - 1
Основное содержание программы.
1 смена «Мы – дети России» патриотической направленности.
Проблема формирования культуры здоровья подростков в системе образования является актуальной и наиболее значимой, т. к. современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего человека.
Развитие военно-патриотических, физических качеств, предполагает обучение здоровому образу жизни, развитие двигательной активности школьников, создание комфортного психологического климата в лагере и обеспечение здоровье сберегающих условий для всех детей.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (ежедневно).
- Исторические маршруты - «По местам боевой славы района»
- Военно – спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
- Тематические дни. (День ПДД, день памяти павшим)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы: ведь то морально – психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь . Особенностью этого блока является то, что в течение лагерной смены предполагается постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков подростков, более глубокое усвоение материала путем ежедневного изучения правил дорожного движения с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместной работе с ГИБДД, благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи, таким образом, дети овладевают знаниями непосредственно относящихся к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Календарный план работы
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
№ | время | мероприятие | Место проведения | ответственные |
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ | ||||
13.06 | 8.00-8.30 8.30-8.45 8.45- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Прием детей. Медицинский осмотр детей. Знакомство с лагерем. инструктаж по Т.Б. и поведению при ГО и ЧС. «Солнечный удар, как его избежать» беседа с медсестрой Общее построение: линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | ||||
14.06 | 08.00-8.30 8.30-8.45 8.45- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Инструктаж «Правила безопасного использования электроприборов» Зарядка Ежедневная линейка: Завтрак Торжественное открытие лагерной смены «Мы дети- России» Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой. | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Красота вокруг нас | ||||
15.06 | 08.00-8.30 8.30-8.45 8.45- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей . Беседа «Правила поведения за столом» Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Беседа с медсестрой: «Путешествие в страну витаминию» Обед. Подведение итогов дня. Уход домой. | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
В жизни все интересно | ||||
18.06 | 08.00-8.30 8.30-8.45 8.45- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Чудная страна | ||||
19.06 | 08.00-8.30 8.30-8.45 8.45 - 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» Зарядка Линейка Завтрак «Чудо расчудесное вокруг»
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Россия щедрая душа | ||||
20.06 | 08.00 – 8.30 8.30 – 8.45 8.45 – 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Минутка здоровья Зарядка. Музыкальная разминка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
День ПДД | ||||
21.06 | 08.00-8.30 8.30 – 8.45 8.45 – 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Минутка здоровья Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Памяти павших –будьте достойны | ||||
22.06 | 08.00-8.30 8.30 – 8.45 8.45 – 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка. Песня о войне. Минута молчания. Презентация о войне. Завтрак Поход к памятнику
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
День Варенья | ||||
25.06 | 08.00-8.30 8.30-8.45 8.45- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак День варенья
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Мастер на все руки | ||||
26.06 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Веселая ярмарка | ||||
27.06 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Минутка здоровья «Солнечный удар. Первая помощь» Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Сохраним жизнь | ||||
28.06 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Мой край родной | ||||
29.06 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Беседа медсестры «Курить или не курить?» Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Сказки вокруг нас | ||||
2.07 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак
Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Закрытие смены «Мы – дети России» | ||||
3.07 | 08.00-8.30 8.30-9.00 9.00- 9.15 9.15 – 10.00 10.00-12.00 12.00-13.00 13.00-14.00 14.00-14.30 | Сбор детей. Зарядка Линейка Завтрак Праздничная программа посвященная закрытию смены « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»СДК Пожелания в книге – летописи лагеря «Радуга» Фотосессия Оздоровительные процедуры Обед. Подведение итогов дня. Уход домой | МАОУ СОШ №12, СДК, г.Курганинск | Начальник лагеря, медицинский работник, воспитатели, Работники СДК |
Диагностика и мониторинг
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе - анкетирование; - беседы ; - планерки администрации лагеря, вожатых и организаторов спортивных мероприятий, медицинской сестры. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы ») Беседы Цветопись |
Ожидаемые результаты
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний об истории нашего края, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников лагеря
Возможные риски
- Плохие погодные условия
- Поломка автотранспорта