МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ


Предварительный просмотр:

Тема: марш.

Встреча первая.

Вспомните, с чего начинается каждое наше занятие? С ходьбы. Правильно. Мы бодро шагали под звуки праздничного марша. Марши бывают разные, и сегодня мы поговорим о них.

Каждый из вас не раз слышал музыку марша. Вспомните, когда и где это было.

(ответы детей)

         Да, совершенно верно. Марши звучат не только на музыкальных занятиях и физкультурных. Идут войска на параде, и опять звучит музыка марша. По радио и телевидению часто можно услышать четкие звуки марша. А герои мультфильмов? Вспомните, например, как бодро с песней шагает войско в мультфильме «Бременские музыканты»

(фрагмент музыки, видео).

Сегодня мы, вслушиваясь в музыку, подумаем о том, чем отличаются друг от друга марши. Но сначала я расскажу вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и звали его Марш. Это был удивительный король, величественный, торжественный и энергичный. Он очень любил порядок и организованность. Король всегда держал в руках волшебные палочки, а одежда его отличалась строгостью, элегантностью.

Королевство это было большое, и придворные здесь жили дружно. Все они очень любили маршировать и так же, как король, любили порядок и четкость.

Один раз в году, в ясный, солнечный день, Марш устраивал большой праздник. На нем  все придворные демонстрировали свои наряды. Все они были очень разные. Давайте представим, что все мы сегодня в гостях на этом красочном празднике. Посмотрим и послушаем.

Открывали торжество праздничные марши. Они бодро, весело и четко шествовали перед королем и его свитой.

♫ праздничный марш

Им на смену выходили жонглеры, борцы, акробаты – спортивные марши. Они подтянуты, упруги и энергичны.

♫ спортивный марш

Придворные лицедеи короля – игрушечные марши – отличались остротой, легкостью и подвижностью.

♫  «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

А непобедимая армия короля – военные марши – звучат призывно и ликующе.

♫  «Военный марш» муз. Г.Свиридова

Предложить детям войти в образ подвигаться под разнохарактерные марши.

Встреча вторая

         Слушая музыку и сравнивая ее, мы узнали, что марши бывают разные. Какие вы запомнили?

(ответы детей)

Но есть еще и особо любимые у короля марши – сказочные. Король Марш очень любил сказки и перечитал их великое множество. Но были у него особенно любимые  сказки и персонажи. Этот герой  был преподнесен детям в качестве новогоднего подарка. Его предназначение – щелкать орехи. Он некрасивый, но очень храбрый, добрый и романтичный.  Вы догадались кто это? По сказке Гофмана «Щелкунчик», нашим русским композитором П.И.Чайковским был написан балет с одноименным названием. И начинается он с марша. Музыка этого марша праздничная, веселая, детская. Она такая радостная и звонкая.

♫  «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского – видео

 А сейчас вы услышите другой сказочный марш норвежского композитора Эдварда Грига. Кто такие гномы?

(ответ детей)

 Гномы – сказочные маленькие человечки, которые живут в лесу. Они быстрые, немножко неуклюжие, бегающие вприпрыжку. Они могут быть добрыми, ласковыми, но иногда и злыми. Музыка начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Как будто гномы приближаются издалека, и вот они уже совсем рядом. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место. Музыка звучит то быстрее, то медленнее, то совсем замирает, как будто гномы кувыркаются на траве, гоняясь друг за другом. Музыка звучит все громче и громче и потом постепенно затихает. Как будто гномы остановились вдруг, увидев необыкновенную красоту природы. Зеленая полянка освещена, пробирающимися сквозь листву лучами солнышка. Летний ветерок иногда колышет листочки, тихо, задумчиво журчит ручеек, как бы рассказывая интересную сказку. Но вот в эту тишину врывается стремительная музыка. Она становится все громче и громче, как будто гномы, налюбовавшись красотой природы, вновь продолжают свое забавное необычное шествие.

 ♫ «Шествие гномов» Э.Григ

А вот так  важно шествует злой волшебник, карлик с длинной бородой – Черномор из сказки Пушкина «Руслан и Людмила». Замечательную музыку к этой сказке написал русский композитор М.И. Глинка. Музыка этого марша необычная, сказочная, волшебная. Она как бы рисует нам картину этого шествия. Громкие, отрывистые звуки с резкими ударениями – акцентами в начале марша рисует нам портрет злого страшного волшебника. В средней части мелодию исполняют колокольчики. Они звучат высоко, прозрачно, звеняще и создают впечатление волшебной сказочной музыки. Затем опять повторяется первая часть с резким, громким звучанием всего оркестра.

♫  «Марш Черномора» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

☺ предложить детям подыграть на колокольчиках в средней части.

Вот и всё о марше. В следующих раз мы поговорим о песне, о её многообразии. И так до новой встречи.



Предварительный просмотр:

Встреча с русскими народными музыкальными инструментами.

Вот мы и снова встретились с вами в музыкальной гостиной, чтобы поговорить, послушать.  Сегодня речь пойдет о наших русских инструментах, которые появились очень давно, когда ещё не было машин, ездили на лошадях, это кто побогаче, а бедняки ходили пешком. Обуви вот такой как сейчас тоже не было, кто ходил босиком, а кто в лаптях. Не было электричества и, разумеется, радио, телевизора. Поэтому люди развлекали себя сами. О, веселиться они умели. И, конечно же, каждое гуляние не обходилось без веселой гармошки да балалайки, которые особенно   были любимы нашими предками.

Попросить  детей перечислить  знакомые им русские народные инструменты.

А сейчас  хочу передать  слово  ещё одному старинному инструменту -  гуслям. Гусли много знают историй, преданий. Ведь они странствовали вместе со сказителями сказок. Вот и сейчас, только затрону я струны,  и гусли начнут своё повествование.  

Сказ о Прошке-Скоморошке.

Когда- то,  очень давно, то ли правда, то ли нет, никто сейчас сказать не может, существовала в одном царстве-государстве деревенька.  Название деревни, к сожалению, не дошло до наших времен. Так вот, жил в ней один мужик. Вполне зажиточный: имел  крепкий дом, землю, в хозяйстве лошадь, корову да кур. И было у него три сына: Федот, Тимофей да самый младший из них Прохор. Старшие братья отцу по хозяйству помогали, серьёзные были парни, основательные. Младший же, Прошка, любил побалагурить, побаловаться, потешиться. Именно потому в деревне его прозвали Скоморошкой. Никогда не расставался со своей любимой балалайкой. Как начнет частушки петь, балалайка задорно вторит ему.

Музыкальный фрагмент в исполнении балалайки (грамзапись или живой звук).

Почему народ назвал этот инструмент балалайкой? Вслушайтесь в слова: «балагурить», «балаболить», «баловать», что значит пустозвонить, забавляться. Баловать и балалайка, слова похожи, правда? Каков Прошка-Скоморошка, таков и инструмент, лёгкий, несерьёзный. Хотя в современном оркестре народных инструментов, балалайка занимает почетное место и вроде бы несерьёзной её назвать сейчас никак нельзя.

Но вернемся к повествованию. Прошка был не только весельчак, но и выдумщик великий. Например, однажды, он заставил играть ложку, которой хлебал щи. Споёт, бывало, куплет, а потом ложки выстукивают замысловатый ритм. Весело, забавно!

Выступление ансамбля ложкарей

А ещё в обыкновенных деревянных дощечках Прошка сделал дырочки, нанизал пластинки на верёвочку и получил прекрасный шумовой инструмент – трещотки. Треск, который  издавала трещотка при встряхивании, приводила в восторг всех деревенских жителей.

Только батюшка родной не был в восторге от Прошкиных забав. Сердито выговаривал сыну  бросить пустое, заняться землей, ведь земля на ноги поставит, а с балалайкой всегда карман будет пуст. Народ же парня любил, звали его на все гулянья.  И от ребятишек отбоя не было. Понаделал им деревянные свистульки, и у каждого была своя, единственная: у кого в форме петушка, у кого собачка, а у кого мишка косолапый. А ещё свистульки-фигурки делали из глины, украшали их.

Демонстрирую птичку-свистульку, музыкальный фрагмент.

Так и жил Прошка-Скоморошка, бедно, но весело. А богат он был благодарностью людскою и любовью детской.

Далее подходим к столику с инструментами: трещотки, колотушки, свистульки, гусли, дудочки…,рассматриваем, знакомимся, выбираем.

Детский оркестр (любая русская народная мелодия)



Предварительный просмотр:

«Детский альбом» П.И. Чайковский (рекомендации педагогу для знакомства дошкольников с музыкальным материалом на занятиях).

«Полька»

Поговорите с детьми о жанре польки, по каким музыкальным признакам определяется танец. Предложите девочкам сочинить собственную польку под музыку П.И. Чайковского.

«Игра в лошадки»

Мальчики «седлают» воображаемых скакунов и отправляются в увлекательное путешествие.

«Марш деревянных солдатиков»

Какие музыкальные средства использовал композитор  для создания образа?  Воссоздайте образ игрушечного солдатика через движение. 

«Болезнь куклы».  «Новая кукла».

Придумайте свою историю, предложите своим воспитанникам сочинить собствнную .

«Старинная французская песенка»

Обратите детское внимание на темповые изменения, спросите, когда это происходит и с чем это может быть связано? (пусть придумают свой сюжет к пьесе)).

«Немецкая песенка»

Несмотря на то, что она называется песенка, пьеса имеет ярко выраженный танцевальный характер, а часто повторяющийся пунктирный ритм добавляет ещё больше задора и энергии. Обратит детское внимание на данное средство музыкальной выразительности.

«Русская песня»

Вспомните русские протяжные песни, исполните их (например, «По малину в сад пойдем», «Во поле березка стояла»).

«Камаринская»

 В Камаринской имитируется балалаечный наигрыш. И написана она в форме вариаций, очень характерной для русской музыки. Послушайте и посчитайте, сколько здесь вариаций?

Предложите детям подвигаться под «Камаринскую», предварительно вспомните движения, присущие народному танцу.

«Песня жаворонка

Послушайте «Песню жаворонка» в исполнении симфонического оркестра. Обратите внимание детей на флейту, именно звучание этого инструмента наиболее напоминает пение маленькой птички.

Нянина сказка.

Трехчастная форма. Крайние части – завораживающая  речь няни, средняя часть сама сказка. Послушайте с малышами несколько раз среднюю часть, какую сказку здесь они услышали?

«Баба Яга»

Музыка порывистая, скачущая, угрожающая. Какие выразительные средства использовал композитор, создавая сказочный образ?

Вспомните все сказки, где встречается образ Бабы-Яги. Можно раздать детям метёлки и предложить пофантазировать в движении, или изобразить её «полет» в рисунке.

.