Главные вкладки
Гончаренко Галина Алексеевна
Авторские подвижные игры
на развитие музыкального и сенсомоторного опыта детей
Музыкальный руководитель МБСОУ г. Мытищи
Гончаренко Г.А.
Коррекционные задачи:
· Развитие слухового восприятия и внимания.
· Развитие зрительного восприятия.
· Развитие мышления и воображения.
· Развитие восприятия цвета.
· Развитие мышечного тонуса всех групп мышц.
· Развитие мелкой моторика пальцев рук.
· Развитие эмоциональной сферы через музыкальную деятельность.
·
Образовательные задачи:
· Развитие музыкального слуха: чувство ритма, темпа посредством музыкально – ритмической деятельности.
· Развитие выразительности движений: мимики.
· Учить менять движения на начало и окончание музыки; частей произведения; характера музыки.
· Формирование контроля за движениями.
· Формирование пространственных представлений.
· Развитие быстроты реакции.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать желание играть вместе с другими детьми.
· Воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.
Музыкально – дидактическая игра
«Ложки для Матрёшки»
Игровой материал: ложки на каждого ребёнка по две штуки.
Количество детей: любое.
Ход игры:
В центре зала стоит большая бутафорская матрёшка.
(Дети держат в руках две ложки)
Педагог: Шла Матрёшка по дорожке,
Потеряла свои ложки.
(дети смотрят на погремушки и передают ритмический рисунок четвертными долями)
Стала бегать, их искать,
Чтобы снова поиграть.
(дети смотрят на погремушки и передают ритмический рисунок восьмыми долями)
Дети: Твои ложки мы нашли,
(дети показывают ложки, протягивая руки вперёд)
С нами вместе попляши.
Звучит плясовая русская народная мелодия «Полянка»
1 часть: ритмические удары ложками с одновременным выполнением движения - «пружинка» (четвертными)
2 часть: ритмические удары ложками с одновременным выполнением перетопов двумя ногами (восьмыми)
Подвижная игра «Наполни тазики «водой»
музыка «Полька» М.Глинка.
Игровой материал: один большой обруч, в котором лежат большое количество шариков синего цвета; по одному шарику: красного, жёлтого, зелёного цвета; два синих тазика; ведёрки по количеству игроков.
Количество детей: 2 или 4.
Ход игры: На полу лежит большой обруч разноцветными шариками. Напротив стоят два синих или голубых тазика. Выбираются 2 - 4 детей и каждому даются маленькие ведёрки. На счёт: «Раз! Два! Три! Неси!» Дети складывают в маленькие ведёрки шарики синего цвета - «наливают воду» и быстро переносят их в синие тазики напротив - «переливают воду».
(По этому принципу можно использовать красные шарики – яблочки для варки компота. Синие шарики – сливы для варки сливового варенья и т.д.).
Игра «Цветные пирамидки»
Игровой материал: 4 цвета цветных конусов (жёлтый, красный, синий,
зелёный). Колечки соответствующих цветов кратные четырём
(12, 16, 20 и так далее).
Количество детей: любое.
Ход игры.
На полу в центре зала лежат разноцветные колечки по количеству
детей, по квадрату стоят 4 конуса – пирамидки. Под любую быструю
музыку дети бегут друг за другом по кругу вокруг колечек. На окончание
музыки дети быстро берут колечки и вешают на конус соответствующего
цвета. В конце игры получаются 4 собранных по цветам
«пирамидки»: жёлтая, красная, синяя, зелёная.
Игра «Разноцветные погремушки»
Игровой материал: погремушки двух цветов: синие и жёлтые, каждому по одной штуке,
Количество детей: любое.
Ход игры:
Музыкальный руководитель показывает «волшебную коробочку» в которой лежат погремушки. По указанию музыкального руководителя: мальчики самостоятельно берут из коробочки погремушки синего цвета, а девочки жёлтого.
На музыку «Полька» Белорусская народная мелодия дети легко бегают по кругу держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).
Педагог: Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Будет музыка играть.
Вы, ребята, не шутите,
Синий цвет мне покажите.
Мальчики показывают синие погремушки. Звучит музыка, они ритмично играют на погремушках под любую русскую народную мелодию.
Игра повторяется.
На спокойную русскую народную мелодию «Пойду ль, выйду ль я» дети спокойно ходят врассыпную, держа погремушки перед собой, на окончание музыки прячут погремушку за спинкой. Удивлённо: «А!»(спрятали погремушку).
Педагог: Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Будет музыка играть.
Вы, ребята, не шутите,
Жёлтый цвет мне покажите.
Девочки показывают жёлтые погремушки. Звучит музыка, они ритмично играют на погремушках под любую русскую народную мелодию.
(Если группу нельзя разделить на мальчиков и девочек, то погремушки дети берут по очереди по указанию музыкального руководителя: кому и какого цвета взять погремушки)
Песня – игра «Солнечные лучики»
Игровой материал: по два одинаковых цветных султанчика на каждого
ребёнка. Султанчики четырёх цветов(жёлтый, красный, синий, зелёный).
Четыре больших обруча (жёлтый, красный, синий, зелёный).
Количество детей: любое.
Ход игры:
(Дети стоят близко к друг другу в центре зала, руки с султанчиками опущены вниз и поют песню)
1. В голубом просторе солнышко гуляло.
С ним детишки – лучики были как всегда.
Но как только солнце сладко задремало,
Разлетелись лучики мигом кто куда.
(Дети кружатся вокруг себя руки в стороны и встают врассыпную по всему залу)
Припев: Лучик красный,(поднимают красные султанчики)
Лучик синий(поднимают синие султанчики)
Луч зелёный, (поднимают зелёные султанчики)
Золотой.( поднимают жёлтые султанчики)
Полетели покатились, с неба радугой – дугой.
(руки в стороны, потряхивают султанчиками)
Разлетелись вмиг и стало разноцветным всё вокруг.
(крестообразные движения рук над головой)
Синим море, жёлтым поле, и зелёным лес и луг.
(руки в стороны, кружение вокруг себя один раз)
2. Жёлтый разукрасил – жёлтым одуванчик,
Синий сделал синим сливы на ветвях.
Ну, а красный лучик – шаловливый мальчик,
Красные повесил яблоки в садах.
(дети с султанчиками - солнечными лучиками легко бегут стайкой в одном направлении по всему залу. В это время по залу воспитатель раскладывает четыре больших обруча).
Припев: Лучик красный,(поднимают красные султанчики)
Лучик синий(поднимают синие султанчики)
Луч зелёный, (поднимают зелёные султанчики)
Золотой.( поднимают жёлтые султанчики)
Полетели покатились, с неба радугой – дугой.
(руки в стороны, потряхивают султанчиками)
Разлетелись вмиг и стало разноцветным всё вокруг.
(крестообразные движения рук над головой)
Синим море, жёлтым поле, и зелёным лес и луг.
(руки в стороны, кружение вокруг себя один раз)
Проводится игра «Подбери по цвету»
Игровые действия. На окончание музыки дети кладут
султанчики в большие обручи соответствующего цвета.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ХОРОША МАТРЁШКА – РАЗНОЦВЕТНАЯ ОДЁЖКА»
(рисование по контуру)
ЦЕЛЬ: - развивать художественные, музыкальные, речевые способности детей
средствами музыкального и декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ: Коррекционные:
- развивать зрительное внимание;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать общую моторику;
- развивать координацию слова и движения.
Образовательные:
- расширять представления детей о многообразии предметов народного
декоративно- прикладного искусства;
- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки;
- учить видеть контур;
- развивать глазомер, чувство цвета;
- развивать вокальные навыки детей;
- развивать ритмический слух;
- развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной культуре;
- воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа: Знакомство с разными видами народного декоративно- прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти- и семиместными матрёшками. Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчество «Весёлые матрёшки». Музыкально- дидактические игры: «Колокольчики» для развития звуковысотного слуха, «Музыкальные инструменты для матрёшек» для развития тембрового слуха. Разучивание песни «Матрёшка» музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой; «Танца с платочками» музыка русская народная мелодия «Ах, вы сени».
Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги белого цвета с изображением матрёшки простым карандашом. Набор цветных карандашей на каждого ребёнка
Набор матрёшек из семи штук на подносе для использования на занятии в качестве натуры.
Таблица с элементами растительного орнамента.
Платочки на каждого ребёнка по одному для танца.
Учебно- методические пособия, наглядность: Технологическая карта по декоративному рисования: «Матрёшка». Учебное пособие «Деревянные матрёшки».
Виды деятельности: изодеятельность (рисование по контуру), музыкальная.
Использование новых компьютерных технологий (ИКТ): интерактивная
доска.
Содержание занятия:
I часть: Оргмомент:
Дети стоят свободно. Музыкальный руководитель предлагает детям отгадать загадку: Много я загадок знаю,
Вы, ребятки, отгадайте.
Есть нарядная игрушка,
Просто диво, веселушка.
Далеко по белу свету,
Знают все игрушку эту:
Расписную и цветную,
Да румяную такую.
Отгадай: Кирилл, Антошка,
Кто она, скажи?
Дети: Матрёшка!
Музыкальный руководитель показывает слайды с изображением одной матрёшки,
пятиместной матрёшки с использование Интерактивной доски.
Музыкальный руководитель:
Со мной песню запевайте,
Веселитесь, не скучайте.
Исполняется песню «Матрёшки» муз. Ю. Слонова, сл. Л.Некрасовой.
Дети смотрят на изображение матрёшек на Интерактивной доске и исполняют песню:
1 куплет: Вот весёлые матрёшки,
Ладушки (три хлопка),
Ладушки (три хлопка).
На ногах у них сапожки,
Ладушки (три хлопка),
Ладушки (три хлопка).
2 куплет: В сарафанах своих пёстрых,
Ладушки (три хлопка),
Ладушки (три хлопка).
Все похожи словно сёстры,
Ладушки (три хлопка),
Ладушки (три хлопка).
Музыкальный руководитель:
Нужно нам матрёшку звать,
Пусть научит рисовать.
Дети (зовут): МАТРЁШКА!
(В группу входит Матрёшка- воспитатель группы).
II часть: Основная.
Матрёшка: Здравствуйте, ребятки!
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
(Матрёшка показывает на подносе семь матрёшек)
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки-
Деревянные игрушки.
Их успейте сосчитать:
(Матрёшка показывает последовательно на матрешек, а дети считают)
Дети: Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Шесть! Семь!
Матрёшка: Сегодня мы с вами будем мастерами-игрушечниками. И будем
рисовать красивых матрёшек. А чтобы красиво и правильно
рисовать вы должны внимательно смотреть каждый на свою
матрёшку.
(Воспитатель ставит каждому ребёнку на его стол матрёшку).
Матрёшка: Садитесь мастера за дела.
(Дети садятся за рабочие столы).
Матрёшка: Мы с вами будем рисовать матрёшек с натуры, как это делают
настоящие художниками, если хотят очень точно нарисовать
какой-то предмет. Вот натура(показывает каждому ребёнку его
матрёшку). Мы постараемся передать особенности внешнего
вида- черты лица, «одежду», чтобы матрёшка на наших
рисунках были похожи на настоящих деревянных.
(Педагог направляет восприятие детьми матрёшек вопросами и обрисовывающими жестами, отмечая обобщенную (стилизованную) форму тела, сначала по заготовленному контуру, потом в воздухе. Затем показывает последовательность разукрашивания матрёшки с натуры, начиная с платочка, далее рукава, сарафан.
• рассматривание матрёшки, поместив её лицом к себе;
• обрисовывание матрёшки по заготовке пальцем, чтобы запомнить очертания «фигуры»;
• карандашами оформляют нарядную матрёшку, используя красивую, яркую цветовую гамму.
(В процессе работы педагог обращается к карте, напоминающей последовательность разукрашивания).
III часть: Итог.
Матрёшка: Кончил дело,
Гуляй смело.
(Педагог раздаёт детям платочки.)
Исполняется «Танец с платочками».
После занятия:
Оформление выставки коллективных работ «Хороводная карусель» из рисунков матрёшек.