Тест на мотивацию (Гинзбург)
Как определить учебную мотвацию. Тест Л.Гинзбурнга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_motivatsia_ginzburga_1.doc | 63.5 КБ |
ginzburg_m.docx | 0 байтов |
ginzburg.docx | 61.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование учебной мотивации школьников
по методике М . Р . Гинзбурга
1. Определение мотивации
2. Виды мотивов
3. Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определении учебной мотивации у школьников
Цель: выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
Обработка результатов:
1 (а) картинка | 2 (б) картинка | 3 (в) картинка | 4 (г) картинка | 5 (д) картинка | 6 (е) картинка | Итог |
- | + 5 баллов | - | - | + 4 балла | + 2 балла | |
Контрольный выбор | 10 баллов |
а) внешний мотив - 0 баллов;
б) учебный мотив - 5 баллов;
в) игровой мотив- 1 балл;
г) социальный мотив - 4 балла;
д) позиционный мотив - 3 балла;
е) получение отметки - 2 балла.
В результате исследования был выявлен общий балл, который равен 10.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).
Таблица. Уровни мотивации
Уровни мотивации | Выбор картинок 2 | Выбор картинок 3 | Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) |
1 | 5 | 5 | 13 - 15 |
2 | 4 | 4 | 10 - 12 |
3 | 3 | 3 | 7 - 9 |
4 | 2 | 2 | 4 - 6 |
5 | 0 - 1 | 0 - 1 | до 3 |
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Заключение
В результате исследования у ребенка выявлен высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.
Доминирующим мотивом является учебный мотив. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
Рекомендации:
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
- Это мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, ребенку нужно помочь в этом.
- Если у ребенка что-то не получается лишний раз помогите ему, похвалите. При достижении его цели похвалите его.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женщина, указывающая жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Мотив получения отметки).
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
■ А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
■ С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
■ С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3).
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
· Внешний мотив - 0 баллов;
· учебный мотив - 5 баллов;
· позиционный мотив - 3 балла;
· социальный мотив - 4 балла;
· отметка - 2 балла;
· игровой мотив -1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях. Полученные результаты представлены в таблицах №3и №4 Приложения.
2.2.3 Методика определения школьной зрелости Я. Йирасека
Форма проведения: индивидуальная в форме беседы.
Цель: диагностика интеллектуального компонента школьной готовности (общей осведомленности).
Методика представляет собой опросник из 20 вопросов, направленных на исследование общей осведомленности ребенка.
Результаты представлены в таблицах №5 и №6 Приложения .
2.3 Анализ и обсуждение результатов
Проведенное нами исследование позволило изучить уровень личностной и интеллектуальной готовности к школе 6-летних и 7-летних детей. Для выявления «внутренней позиции школьника» в работе была применена экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника, предложенная Н.И. Гуткиной. Результаты сравнения двух групп детей – 6-летних и 7-летних – представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьников в группе детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития внутренней позиции школьника | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | всего |
6-летние дети | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
7-летние дети | 6 | 3 | 1 | - | 10 |
Можно сказать, что в группе детей 6 лет и в группе детей 7 лет есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития внутренней позиции школьника. Дети, которые имеют низкий уровень, испытывали наибольшие затруднения при ответе на вопросы (неохотно общались, чувствовали себя неловко, стеснялись). Эти ребята еще не достаточно готовы принять на себя роль ученика, поскольку у них преобладает, судя по данным методики, поверхностный интерес к внешним сторонам учебы в школе. У них недостаточно знаний и представлений о школе, еще недостаточный интерес к учебной деятельности. У детей с высоким уровнем интересы направлены на желание принять на себя новую роль, роль ученика, на получение новых знаний, появление новых друзей. У них появляется желание стать более взрослым.
Полученный по методике результат был несколько неожиданным. Было правомерно ожидать, что в группе 6-летних детей будет больше тех, у кого внутренняя позиция школьника не сформирована. Для более глубокого изучения школьной мотивации 6-летних и 7-летних детей была применена методика М.Р. Гинзбурга «Определение доминирующих мотивов учения».
Таблица 2
Уровни развития мотивации учения в группе детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития мотивации учения | Высокий | Средний | Низкий | всего |
6-летние дети | 4 | 4 | 2 | 10 |
7-летние дети | 8 | - | 2 | 10 |
Полученные по методике «Определение доминирующих мотивов учения» результаты показали существенные различия между группами детей 6 лет и 7 лет. Исследование показало, что 7-летние дети значительно чаще дают ответы, которые говорят о преобладании у них учебной мотивации. Среди 6-летних детей было немало тех, у кого, в зависимости от ситуации, изображенной на рисунке, преобладает то один, то другой вид мотивов, что может свидетельствовать о неустойчивости школьной мотивации, а значит, мотивационной неготовности к школе.
Интеллектуальный компонент школьной готовности в нашем исследовании был изучен с помощью методики Я. Йирасека «Определение уровня школьной зрелости».
Таблица 3
Уровни развития интеллектуальной готовности к школе у детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития Интеллектуальной готовности | Высокий | Средний | Низкий | всего |
6-летние дети | - | 3 | 7 | 10 |
7-летние дети | 5 | 5 | - | 10 |
Продиагностировав уровень развития интеллектуальных качеств, связанных с общей осведомленностью, по опроснику школьной зрелости Я. Йирасека в двух группах детей, мы получили следующие результаты.
В группе детей 6 лет по данной методике, получили следующие результаты: средний уровень – 3 человека; низкий уровень – 7 человек. В группе детей 7 лет по данной методике, получили следующие результаты: высокий уровень – 5;средний уровень – 5 человека; низкий уровень – 0 человек.
В группе детей 6 лет дети испытывали затруднения при ответе на вопросы, так как плохо разбираются в обобщающих понятиях. В группе детей 7 лет при ответе на данные вопросы затруднений не было. Этот результат показывает, что у 7-летних детей гораздо лучше развита важнейшая интеллектуальная предпосылка учения – обобщение понятий. В целом анализ ответов по данной методике показывает, что у 7-летних детей более высокий уровень развития умственных действий с понятиями, за счет чего и выявлена такая разница между 6-летними и 7-летними детьми.
Проведенное нами исследование позволило дать обобщенную оценку уровня школьной готовности детей. В случаях, когда по всем примененным методикам у ребенка был выявлен один и тот же уровень школьной готовности, вывод об уровне его готовности к школе в целом был очевиден. В случае если выявленные по разным методикам уровни готовности ребенка к школе не совпадали, мы руководствовались следующими принципами. Если по методике определения внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной у ребенка был выявлен высокий уровень готовности, а по методике определения доминирующих мотивов учения М.Р. Гинзбурга – низкий или средний, мы делали вывод о том, что уровень мотивационной готовности можно оценить как средний. Если по методике определения внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной у ребенка был выявлен средний уровень готовности, а по методике определения доминирующих мотивов учения М.Р. Гинзбурга – высокий, мы делали вывод о том, что уровень мотивационной готовности можно оценить как высокий. По мнению многих авторов, устойчивость школьной мотивации, которая отражается в результатах по методике М.Р. Гинзбурга, является одним из важнейших показателей мотивационной готовности к школе.
Далее, если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), мы делали вывод о высоком уровне школьной готовности в целом, поскольку, как показано многими авторами (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова, М.Р. Гинзбург и др.) мотивационная готовность является определяющей. Если у ребенка был выявлен средний уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), его уровень школьной готовности оценивали как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, мы делали вывод о низком уровне школьной готовности. Наконец, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень интеллектуальной готовности (по методике Я. Йирасека), мы делали вывод о среднем уровне школьной готовности. Результаты сравнения 6-летних и 7-летних детей показаны в таблице 4.
Таблица 4
Уровни развития готовности к школе у детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития школьной готовности | Высокий | Средний | Низкий | всего |
6-летние дети | - | 9 | 1 | 10 |
7-летние дети | 6 | 4 | - | 10 |
Полученные данные показывают огромную разницу в уровне школьной готовности детей 6 и 7 лет. По таблице видно, что среди 6-леток нет ни одного ребенка с высоким уровнем школьной готовности, тогда как среди 7-леток их 60%. Зато среди 7-летних детей нет тех, у кого низкий уровень школьной готовности.
Следует отметить, что в группе 6-летних детей мотивационная готовность к школе оказалась существенно более низкой, чем у 7-летних детей не столько из-за более низких результатов по методике исследования внутренней позиции школьника, сколько из-за неустойчивости школьной мотивации, судя по методике М.Р. Гинзбурга. Таким образом, школьная мотивация 7-летних детей отличается большей внутренней устойчивостью. В интеллектуальной сфере у 7-летних детей отмечается более высокий уровень развития обобщения. Наши результаты показывают, что изучения школьной мотивации только по методике Н.И. Гуткиной недостаточно; обследование необходимо дополнить методикой исследования доминирующих мотивов учения.
Итак, наши данные показали, что к шести годам дети еще не обладают теми психологическими новообразованиями, которые составляют основу психологической готовности к школе. Прежде всего, следует отметить, что у большинства не сформирована учебная мотивация, хотя один из ее компонентов – познавательная потребность – выражен довольно ярко. Но одной познавательной потребности мало для успешного обучения в школе по существующим программам: необходимы еще и социальные мотивы учения. Следует отметить, что лишь единицы прямо говорят о нежелании идти в школу. Основная масса 6-летних детей хочет пойти в школу, но не для того, чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются следующие ответы: “Хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать”, “В школе много детей, у меня появятся друзья”, “Раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут всюду отпускать одну” и т.п. Эти ответы показывают, что ребята стремятся в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы изменить в своей жизни то, что их не устраивает.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у детей 6 и 7 лет разное соотношение между компонентами психологической готовности к школе, что впоследствии становится одной из причин более успешной школьной адаптации 7-летних детей. В то же время необходима развивающая работа по повышению уровня школьной готовности 6-летних детей, поскольку в нынешних условиях достаточно много таких детей все же становятся первоклассниками. Полученные нами результаты позволяют сделать выводы об основных направлениях такой развивающей работы.
Выводы
1. Исследование показало, что у детей 7-летнего возраста более развита школьная мотивация. В их мотивационной сфере не только преобладают мотивы учения, но и в целом их школьная мотивация более устойчива.
2. Более устойчивая школьная мотивация у 7-летних детей сочетается с более высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе, прежде всего за счет более развитой способности к обобщению понятий.
3. При диагностике школьной готовности необходимо не только исследовать внутреннюю позицию школьника, но и оценить устойчивость мотивов учения детей, которая в 7-летнем возрасте гораздо выше, чем в 6-летнем возрасте.
Заключение
Проведенное нами исследование состояло из двух частей – теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения школьной готовности 6-летних и 7-летних детей. В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию готовности детей к школьному обучению. Особое внимание было уделено анализу теоретических представлений о психологической готовности к школе.
Теоретический анализ позволил выделить представление о школьной готовности, которое мы взяли за основу в нашем исследовании. Наша работа выполнена на основе представлений о школьной готовности, сформулированных Л.И. Божович. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, имеющих практическое значение.
Один из выводов касается многосторонности мотивационной готовности к школе. Наши результаты показывают, что школьная мотивация 6-леток отличается внутренней нестабильностью. Следовательно, в диагностике школьной готовности необходимо использовать методику, позволяющую оценить устойчивость школьной мотивации детей. Другой важный практический вывод касается развивающей работы, направленной на формирование школьной готовности. Эта работа, очевидно, должна содействовать развитию мотивационной готовности к школе. Методики такой развивающей работы описаны многими авторами, например, Н.И. Гуткиной. Результаты показали также, что в интеллектуальной сфере необходима работа по развитию обобщения понятий. Это особенно необходимо в современной школе, особенно если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения. В целом исследование позволило, на наш взгляд, более глубоко изучить мотивационную готовность к школе и ее соотношение с интеллектуальной готовностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастези А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М., 1982.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. –М: 2001-256с
4. Безруких М.М., Ефимов С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. –М: “Айсберг”. 1991
5. Безруких М.М., Ефимов С.П., Князева М.Г. Как подготовит ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? –М: 1993
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте –М: 1988
7. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995
8. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание №9, 1988
9. Венгер Л.А. Старшии дошкольник//Дошкольное воспитание №1, 1994
10. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. –М: Знание. 1994-192с.
11. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» М.: Просвещение, 1998
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. –М: А.П.О.,1994-84с.
13. Волков В.С., Волкова Н.В. Основные закономерности психологического развития ребенка. –М: А.П.О., 1994-64с.
14. Выготский Л.С. Детская психология/Собрание сочинений в 6Т – М: 1984. Т-4
15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М: 1956
16. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. – М: Знание.1991
17. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М 1986
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Репина А.,Антонова Т.В. 1988
19. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под. ред. Т.А.Репиной М:1988
20. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994
21. Ермолаев О.Ю Математическая статистика для психологов М:2003
22. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985
23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.1986
24. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.
25. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997
26. Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978
27. Коломинский Я.М. Учителю о психологии детей 6-ти летнего возраста. – М: Просвещение 1988-189с.
28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М: Педагогика, 1991-152с.
29. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Книгинев, 1983
30. Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976
31. Лучанчкая Л.С. Сознательное принятие учебной ситуации детьми 6-7 лет//Вопросы психологии №3 1988
32. Люблинская А.А. Детская психология. –М: 1971
33. Миронов А.И. Критические периоды детства. – М: Знание 1979-96г.
34. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985
35. Мухина В.С. Психология дошкольника. М: Просвещение. 1975г.-239с.
36. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998
37. Нежнова Т.А. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М:1974
38. Никитин Б.П. «Развивающие игры» М.: Педагогика, 1981
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, - М: Тривола 1995-360 с.
40. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. (Под. Ред. Д. Б. Эльхонина и А. Л. Венгра). - М:1988
41. Поливанова К. Н. Развитие личности и деятельности дошкольника. М:1989
42. Психолог в детском саду. (Под. Ред. Т.В. Лаврентьевой). –М :1996
43. Психология. Словарь (Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского) - М:1985
44. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. –М:1985
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога . –М.: 1996
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М: Владос 2003
47. Смиронова Е.О. Рошка Г.Н. Условия становления произвольного поведения в раннем дошкольном детстве – Магадан 1993
48. Улынкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.//Дошкольное воспитание – 1989, №3.,53-55с.
49. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников//Вопросы психологии. -1987.-№4 стр.61-67
50. Урунтаева Р.А. Дошкольная психология. – М: 1996
51. Урунтаева Р.А., Афонькина Практикум по дошкольной психологии. М. 1998г.
52. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М: 1981
53. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996
54. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. –М: “Знание”. 1994
55. Чудновский В.Э. О специфеке типологических особенностей у детей дошкольного возраста//Типологические особенности высшей нервной деятельности человека –М:1967
56. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников//Вопросы психологии.№3 1988
Приложение 1
Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3. Какие занятия больше всего нравились тебе в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее?
9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
11. Если ты сейчас будешь играть с ребятами в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
12.В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее - урок или перемена? Почему?
Приложение 2
Стимульный материал к методике диагностики мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Приложение 3
Методика для определения уровня школьной зрелости Я. Йирасека
Проводится индивидуально в форме беседы.
Ребенок отвечает на вопросы:
1.Какое из животных больше — лошадь или собака?
Правильный ответ = 0 баллов
Неправильный ответ = 5 баллов
2.Утром люди завтракают. А днем…
Обедаем, едим суп, мясо… = 0 баллов
Ошибочный ответ = 3 балла.
3.Днем на улице светло, а ночью?
Темно = 0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
4.Небо голубое, а трава?
Зеленая =0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
5.Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
Фрукты = 1 балл.
Неправильный ответ = -1 балл.
6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся (и т.д.) = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
7.Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
Города = 1 балл.
Станции = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
8.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
Хорошо показано = 4 балла
Не знает часов = 0 баллов
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это…?
Правильно = 4 балла
Неправильный ответ = -1 балл.
10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
Правильно (с обоснованием) = 0 баллов
Правильно (без обоснования) = 0 баллов
На курицу = - 3 балла.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
2 причины = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
13. Что общего между белкой и кошкой?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
2 и более отличия = 3 балла
Одно отличие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Спорт, физкультура = 3 балла
Игры = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
Три наземных, самолёт, корабль = 4 балла
Только наземные = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4 балла
Одно – два различия = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
18. Для чего люди занимаются спортом?
Две причины = 4 балла
Одна причина = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Ответ объяснением = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Так платят за пересылку, перевозку писем = 5 баллов.
Тот, другой, должен уплатить штраф = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
Правильные ответы:
1.Больше лошадь.
2.Вечером ужинают.
3.Темно.
4.Зеленая.
5.Фрукты.
6.Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7.Города.
8.Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9.Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта.
16. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Приложение
Психолого-педагогические рекомендации по подготовке 6-летних детей к школе
Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.
5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.
Диаграммы №1,№2 показывающие общую готовность к школе в группах детей 6,7 лет (в %)
Диаграмма №1 Уровень готовности детей 6 лет
Диаграмма №2
Уровень готовности детей 7 лет