Главные вкладки
готовимся к тестам департамента.
Варианты для подготовки к тестам департаметна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om-dokumenty.doc | 2.4 МБ |
ma-dokumenty.doc | 387 КБ |
ru-dokumenty.docx | 110.51 КБ |
variant_1.pdf | 1.76 МБ |
variant_2.pdf | 1.77 МБ |
variant_3.pdf | 1.54 МБ |
variant_4.pdf | 1.57 МБ |
varianty_monitoringovaya_rabota_4_kl_2014.pdf | 270.07 КБ |
matematika_2.pdf | 395.89 КБ |
matematika.pdf | 502.88 КБ |
russkiy_yazyk_2.pdf | 253.03 КБ |
russkiy_yazyk.pdf | 299.39 КБ |
kompleksnaya.pdf | 517.81 КБ |
okruzh_mir.pdf | 504.92 КБ |
om1_02-2015.pdf | 583.51 КБ |
om1_01-2015.pdf | 504.92 КБ |
mp_4kl_1var-2015.pdf | 517.81 КБ |
mp_4kl_3var-2015.pdf | 596.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для выпускников начальной школы по математике
Назначение итоговой работы
Назначение данной работы – осуществить объективную оценку индивидуальных учебных достижений учащихся за курс математики начальной школы. С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.
Документы, определяющие содержание итоговой работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Математика» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182);
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69);
- Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).
На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой работы
Основная цель итоговой проверочной работы, проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения математики, сформулированных в стандарте. Учитывались также основные подходы к оценке подготовки выпускников начальной школы, разработанные с расчетом на обеспечение достижения планируемых результатов обучения математике[1].
Изучение математики в начальной школе направлено на математическое развитие младшего школьника, освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Оценить сформированность этих качеств можно на основе результатов решения учащимися разнообразных задач. Поэтому основной целью итоговой работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.
С учетом этих целей предлагаются следующие подходы к созданию итоговых работ для проведения оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы.
1) Содержание заданий должно обеспечивать проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования, зафиксированными в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса математики начальной школы: «Числа и вычисления», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Полнота проверки математической подготовки учащихся обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.
2) В заданиях, включенных в работу, должны быть представлены учебные или жизненные ситуации, которые нужно разрешить средствами математики, используя полученные знания.
3) В работу целенаправленно не включаются задания на прямое использование известных алгоритмов действий и правил. Так, например, демонстрационный вариант работы не содержит привычных формулировок «Вычисли…», «Выполни деление…», «Найди значение…» с указанием на выполняемое действие. Знание таблиц сложения и умножения проверяется опосредованно при выполнении заданий, в которых они служат средством решения поставленной проблемы (например, для решения задачи надо выбрать соответствующее арифметическое действие и выполнить его).
4) Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений учащегося работа должна содержать задания разного уровня сложности – базового и повышенного. В период введения новых стандартов очень важно определить наличие у выпускника начальной школы базовой подготовки, обеспечивающей успешность дальнейшего обучения. Поэтому в проверочной работе между заданиями базового и повышенного уровня целесообразно соотношение 80% – 20%.
При этом необходимо обеспечить проверку на базовом уровне не только овладения предметными планируемыми результатами, но и такими важнейшими умениями, как математически грамотно записать решение или объяснение полученного ответа в учебной и практической задаче, работать с несложной информацией, представленной в разной форме (текст, схема, таблица, рисунок, диаграмма).
Задания повышенного уровня, составленные с учетом планируемых результатов из рубрики «Выпускник научится», должны отличаться тем, что от ученика потребуется либо воспользоваться имеющимися у него умениями из разных разделов курса, применить изученные знания в нестандартной ситуации (например, пользоваться понятиями, правилами, алгоритмами, применение которых неочевидно в предложенной ситуации), проявляя конкретные умения метапредметного характера: понимать и анализировать условие задания и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения задания, учитывать при решении все условия, указанные в тексте задания, выбирать способ решения из нескольких изученных или разрабатывать самому, и др.
5) Каждый вариант работы должен обеспечивать полноту проверки овладения большинством – хотя бы около 70% – контролируемых планируемых результатов из 23, представленных в кодификаторе в рубриках «Выпускник научится» (см. Приложение 1).
6) Опыт составления подобных работ показывает, что для обеспечения достаточно полной проверки овладения большинством планируемых результатов работа должна включать не менее 20 заданий, различающихся по тематике и уровню сложности. Это позволит учащимся продемонстрировать в ходе выполнения заданий разные виды познавательной математической деятельности, владение которыми характеризует достижение проверяемых результатов обучения на базовом или повышенном уровне. Так, например, в Демонстрационном варианте полнота проверки обеспечивается включением в него 20 заданий, которые проверяют на базовом или повышенном уровне около 83% (19 из 23) планируемых результатов из блока «Выпускник научится» (см. ниже «План Демонстрационного варианта работы»).
7) Чтобы дать возможность каждому учащемуся приступить к заданиям базового уровня их надо разместить в начале текста работы, а задания повышенного уровня поместить в конце.
8) Для поддержания познавательного интереса к работе, тексты заданий содержат разнообразные сюжеты, актуальные для учащихся данного возраста, а сами задания различаются по формату.
9) В работу включены задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа:
– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов;
– с выбором нескольких верных ответов из 5-6 предложенных вариантов;
– с записью краткого ответа, где требуется записать результат выполненных действий или размышлений (цифру, число, величину, выражение, несколько слов или сделать рисунок);
– с записью развернутого решения или объяснения полученного ответа. Например, развернутое решение текстовой задачи может быть записано по вопросам, по действиям или с помощью числового выражения. Объяснение может быть представлено либо в виде развернутого решения (как в текстовой задаче), либо в виде действий и рассуждений, либо в виде рассуждений.
Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется особенностями проверяемого раздела содержания и планируемого результата. С целью экономии времени предпочтение отдано заданиям с выбором ответа и заданиям с кратким ответом. Отметим, что задания с кратким ответом не провоцируют учащихся на совершение ошибок (предлагая неверные ответы) при неуверенности в своих знаниях и тем самым способствуют проявлению учащимися большей самостоятельности при выполнении заданий и повышению объективности результатов проверки. В то же время задания с выбором ответа позволяют проверить наличие такого метапредметного умения, как самоконтроль при выборе верного ответа из предложенных вариантов.
10) В связи с необходимостью контроля и диагностики всего блока планируемых результатов «Выпускник научится», считаем целесообразным работу для индивидуальной оценки подготовки учащихся разрабатывать в нескольких вариантах, отвечающих следующим условиям;
– каждый вариант составляется таким образом, чтобы обеспечить проверку овладения вопросами содержания из каждого из шести основных разделов курса математики начальной школы и контролировать овладение большинством – хотя бы около 70% – всего блока планируемых результатов «Выпускник научится» на базовом или повышенном уровнях;
– в целом все варианты работы должны обеспечивать проверку на базовом и повышенном уровнях всех планируемых результатов, представленных в блоке «Выпускник научится»;
– варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.
Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю не только содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями, но и сделать обоснованное заключение о достижении им проверявшихся планируемых результатов на базовом или повышенном уровне. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.
Структура итоговой работы и характеристика заданий
Согласно поставленной цели по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы. То есть предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися, всего 20 заданий. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой математической подготовки, она включает 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 17-20) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня. Для выполнения заданий не требуется выполнять громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на проявление учащимся понимания изученных понятий и методов и способности их применения для решения поставленных задач.
В работе предлагаются комплексные задания повышенного уровня, для разрешения которых требуется в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации применить знания, полученные при изучении разных разделов курса; учитывая особенности предложенной ситуации, привести объяснение истинности некоторого утверждения или полученного ответа; читать и интерпретировать информацию, представленную в разной форме (текст, таблица, диаграмма).
В работе используются четыре типа заданий:
– с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов – 4 задания (см. далее в Демонстрационном варианте задания №№ 1, 5, 9, 12);
– с выбором верных ответов из 5-6 предложенных – 1 задание (см. № 3,6);
– с кратким ответом – 11 заданий (см. №№ 2, 7, 8,10,13,15-18, 20), когда требуется записать результат выполненного действия (цифру, число, величину, выражение, несколько слов);
– с записью решения – 2 задания (см. №№ 4,11) или объяснения полученного ответа – 2 задания (см. №№ 14, 19).
Приведенные выше данные о распределении заданий по типам в вариантах работы показывают, что предпочтение целенаправленно отдано заданиям с выбором ответа и кратким ответом. Это позволило включить в работу достаточно большое количество заданий и тем самым повысить объективность результатов проверки.
Распределение заданий итоговой работы по основным блокам содержания, уровню сложности, видам умений и способам познавательной деятельности
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания в демонстрационном варианте работы.
Таблица 1
Блок содержания | Число заданий в работе |
1. Числа и величины | 3 (№ 5, 8, 17) |
2. Арифметические действия | 2 (№ 9, 10) |
3. Работа с текстовыми задачами | 4 (№ 2, 4, 12, 19) |
4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 5 (№ 3, 6, 11,13,18) |
5. Геометрические величины | 3 (№ 1,14,15) |
6. Работа с информацией | 3 (№ 7, 16, 20) |
Всего: | 20 |
Информация, приведенная в плане работы (см. ниже), показывает, что включенные в неё задания позволяют проверить овладение 19 из 23 планируемых результатов на базовом или повышенном уровне, что составляет около 83% блока «Выпускник научится». Задания составлены на материале всех 6 разделов курса математики начальной школы. Значительное количество заданий по блоку «Работа с текстовыми задачами» объясняется тем, что при их выполнении привлекаются знания и умения, формируемые при изучении материала из других блоков содержания.
Этот подход позволил обеспечить охват материала всех разделов курса. Поэтому результаты выполнения работы дают возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении выпускниками начальной школы, установить типичные ошибки учащихся. Эта информация позволит выявить наличие методических проблем в организации изучения материала различных разделов курса.
б) Умения и способы познавательной деятельности, контролируемые с помощью демонстрационного варианта, представлены в плане этого варианта (см. ниже План демонстрационного варианта работы).
в) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы.
Таблица 2
Распределение заданий по уровню сложности в вариантах работы
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 16 | 16 | 67% |
Повышенный | 4 | 8 | 33% |
Итого: | 20 | 24 | 100% |
Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимся планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе.
Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса математики в основной школе. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.
Общие подходы к оценке выполнения заданий работы и работы в целом
Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается далее в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки. В рамках данного проекта «Оценка качества начального образования» в период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в демонстрационном варианте таких заданий 16, то 10 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-16 баллов (максимальный балл равен 16) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.
Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями. Эта информация дает возможность педагогам делать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях адаптационного периода обучения в 5 классе не только для отдельного ученика, но и для класса в целом. На этой основе может быть охарактеризована готовность выпускника начальной школы к продолжению обучения в основной школе.
Время выполнения варианта итоговой работы
Примерное время на выполнение заданий в среднем составляет:
– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.
На выполнение всей работы отводится 1 урок (45 минут), включая
и организационную часть.
План демонстрационного варианта итоговой работы
Ниже представлен план демонстрационного варианта работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, выражения, одного или нескольких слов, рисунка); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).
Таблица 3.
План демонстрационного варианта итоговой работы
Но- мер зада-ния | Блок содержания | Проверяемое знание/умение | Планируемый результат[2] | Тип задания | Максим. балл |
1. | Геометрические величины | Решать практическую задачу, связанную с оценкой геометрической величины. | 5.1.3 | во | 1 |
2. | Работа с текстовыми задачами | Находить величину по ее доле в предложной практической ситуации | 3.1.3. | ко | 1 |
3. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Различать пространственные геометрические фигуры, находить все фигуры, имеющие форму цилиндра, независимо от их расположения на плоскости | 4.1.4 | ко | 1 |
4. | Работа с текстовыми задачами | Понимать смысл характеристик движения (скорость, расстояние); применять знание зависимости между характеристиками движения. | 3.1.1. | ро | 1 |
5. | Числа и величины | Применять знание позиционной записи при сравнении чисел | 1.1.1 | во | 1 |
6. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Распознавать изученные геометрические фигуры (четырехугольники, треугольники). Находить все четырехугольники, обладающие заданным свойством (имеющие прямой угол). | 4.1.2. | ко | 1 |
7. | Работа с информацией | Понимать значение слов «каждый», «некоторые»; применять представления о свойствах геометрических фигур (треугольников) для оценки истинности математических утверждений | 6.1.3. | ко | 1 |
8. | Числа и величины | Устанавливать правило и продолжать последовательность чисел. | 1.1.2 | ко | 1 |
9. | Арифметические действия | Понимать математическую терминологию, выбирать арифметическую модель числового выражения по текстовому описанию | 2.1.4 | во | 1 |
10. | Арифметические действия | Понимать суть предложенной практической ситуации с точки зрения отношений между заданными числами, производить действия с числами, контролировать выполнение двух условий | 2.1.3 | ко | 1 |
11. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Выполнять построение (на листе в клетку) прямоугольника с заданными свойствами, используя при этом знания о периметре прямоугольника для нахождения длины его неизвестной стороны | 4.1.3. | ро | 1 |
12. | Работа с текстовыми задачами | Проверять ход решения задачи с точки зрения соответствия описания сюжетной ситуации (учет всех условий) и логики решения арифметической задачи (2 действия) | 3.1.2. | во | 1 |
13. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Находить реальные предметы, имеющие ту же форму, что и предложенные модели пространственных геометрических фигур (куба и шара). | 4.1.5 | ко | 1 |
14. | Геометрические величины | Применять знание смысла понятия «периметр» в практической ситуации для ответа на вопрос задачи, записывать объяснение ответа | 5.1.2. | ро | 1 |
15. | Геометрические величины | Измерять длину предмета в заданных единицах с опорой на алгоритм измерения отрезка | 5.1.1 | ко | 1 |
16. | Работа с информацией | Читать таблицу, находить информацию в соответствии с вопросом задачи, сравнивать числовые данные, представленные в столбце таблицы | 6.1.1 | ко | 1 |
17. | Числа и величины | Решать практическую задачу на выбор из заданного множества всех чисел, обладающих заданным свойством. | 1.1.3 1.1.1 | ко | 2 |
18. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Ориентироваться в пространстве и на соответствующей схеме, находить два решения задачи | 4.1.1 | ко | 2 |
19. | Работа с текстовыми задачами | Понимать практическую ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее, получать результат и объяснять его | 3.1.2 3.1.1 | ро | 2 |
20. | Работа с информацией | Читать и интерпретировать диаграмму, использовать данные для ответа на вопросы | 6.1.2 | ко | 2 |
Базовых- 16 Повышен ных - 4 | во-4 ко-12 ро-4 | 24 |
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима линейка с делениями, угольник (с прямым углом), карандаш и ручка.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
итоговой работы для выпускников начальной школы по математике
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Демонстрационный вариант работы по математике разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены выше в спецификации работы.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включённые в него задания не обеспечивают проверку всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов работы. Полный перечень планируемых результатов, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по математике в рубриках «Выпускник научится» по каждому разделу курса. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность получить представление о структуре будущих вариантов КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности, а учащимся также приобрести опыт распределения времени, отведенного на выполнение заданий итоговой работы.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 40 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведённом для этого месте.
В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
На выполнение работы дается 1 урок.
1. Коля измерил высоту письменного стола. Какой результат он мог получить?
1) 25 см
2) 45 см
3) 75 см
4) 135 см
2. Треть учеников четвёртого класса отправились в поход.
Сколько всего учеников в этом классе, если в поход отправились 9 четвероклассников?
Ответ:
3. Обведи номера фигур, имеющих форму цилиндра.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость мотоциклиста 40 км/ч. Он едет в два раза быстрее велосипедиста. Через час велосипедист и мотоциклист встретились. Каково расстояние между городами? Запиши решение и ответ.
Ответ: |
5. Митя записал число 97. Затем справа от цифры 7 приписал цифру 0.
На сколько увеличилось число 97?
1) на 970
2) на 10
3) на 927
4) на 873
6. Рассмотри фигуры, изображённые на рисунке. Обведи номера всех четырёхугольников, которые имеют прямой угол.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Рассмотри фигуры, изображенные на рисунке.
1 | 2 | 3 | 4 |
Около каждого утверждения запиши, верно оно или неверно относительно этих фигур.
а) У каждого из этих треугольников все стороны равны.
б) У некоторых из этих треугольников две стороны равны.
8. Впиши следующее число последовательности
630, 540, 450, 360, ______
9. Укажи числовое выражение: «Разность чисел 45 и 9 увеличить в 2 раза».
1) 45 : 9 + 2
2) (45 – 9) + 2
3) (45 – 9) • 2
4) 45 : 9 • 2
10. Игра стоит 50 рублей. У Жени есть монеты по 10 рублей и по 5 рублей.
Он подал в кассу 8 монет, чтобы оплатить покупку без сдачи. Сколько штук монет по 10 р. и сколько штук монет по 5 р. заплатил Женя?
Ответ: монет по 10 р. шт.,
монет по 5 р. шт.
11. Начерти прямоугольник, периметр которого равен 12 см, а длина одной стороны равна 2 см.
12. Маша покупает учебник. Она подала в кассу 3 банкноты по 50 рублей и получила сдачу 10 рублей. Сколько стоит учебник?
Выбери верное решение задачи.
Решение 1 | Решение 2 | Решение 3 |
1) 50 • 3 = 150 (р.) | 1) 50 • 3 = 150 (р.) | 1) 50 • 3 = 150 (р.) |
2) 150 + 10 = 160 (р.) | 2) 150 – 10 = 140 (р.) |
Ответ: решение ____
13. На рисунке изображены две пространственные фигуры. Рядом с каждой фигурой запиши название одного предмета, который имеет такую же форму.
14. У Кати на катушке осталось 200 см кружев. Хватит ли ей этих кружев, чтобы обшить ими платок квадратной формы со стороной 20 см?
Запиши ответ и объясни его.
Ответ:
Объяснение:
15. Измерь длину иголки в миллиметрах.
Ответ: мм
16. В следующей таблице представлена некоторая информация о планетах Солнечной системы.
№ п/п | Название планеты | Расстояние от Солнца (млн. км) | Количество спутников |
1 | Венера | 108 | – |
2 | Земля | 150 | 1 |
3 | Марс | 228 | 2 |
4 | Меркурий | 58 | – |
5 | Нептун | 4497 | 13 |
6 | Сатурн | 778 | 49 |
7 | Уран | 2860 | 27 |
8 | Юпитер | 778 | 63 |
Используй данные таблицы и ответь на вопросы.
а) Чему равно расстояние от Солнца до Сатурна?
Ответ: млн. км
б) Какая планета находится дальше всех от Солнца?
Ответ:
17. Для проведения лотереи были выпущены билеты с номерами от 1 до 99. Номер билета состоит из двух цифр, например, 01, 98. Особый приз – телевизор – выигрывают билеты с номерами, в записи которых сумма цифр равна 3. Запиши номера всех выигрышных билетов.
Номера выигрышных билетов
18. Велосипедист выезжает из села Речное. В каком селе он может быть
через час, если будет ехать со скоростью 17 км/ч?
Ответ: ___________________
19. Бабушка хочет связать внукам варежки. На одну варежку нужно 50 г шерсти. Хватит ли ей 290 г шерсти, чтобы связать варежки трём внукам? Запиши ответ и объясни его.
Ответ:
Объяснение:
20. Расстояние от станции Боровая до станции Вороново 180 км. Три поезда двигаются от станции Боровая в сторону станции Вороново. На диаграмме показано расстояние, пройденное этими поездами к 10 ч утра.
а) Какому поезду осталось проехать самое меньшее расстояние до станции Вороново?
Ответ:
б) Скорый поезд к 10 ч утра находился в пути 1 час. Сколько ещё времени потребуется скорому поезду, чтобы доехать до станции Вороново, если он будет идти с той же скоростью?
Ответ:
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий
демонстрационного варианта работы
В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание возможных полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.
За выполнение каждого из 16 заданий базового уровня сложности (№№ 1-16) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.
За выполнение каждого из 4 заданий повышенного уровня (№№ 17-20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.
Таблица рекомендаций для оценивания выполнения заданий демонстрационного варианта работы по математике
№ | Правильное решение или ответ | |
1 | Ответ: 3) 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответили или отсутствие ответа | |
2 | Ответ: «27 учеников» или «27» 1 балл – дан правильный ответ 0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа | |
3 | Ответ: 1, 3, 5, 6 Примечание. Верным считается ответ, в котором обведены номера четырех фигур 1, 3, 5, 6 и никакие другие. 1 балл – приведен верный ответ 0 баллов – другие случаи | |
4 | Ответ: 60 км Возможные варианты решения: 1) 40 : 2 = 20 (км/ч) 40 + 20 = 60 (км) 2) в виде числового выражения: (40 : 2) + 40 = 60 (км) Ответ: 60 км 1 балл – дано верное решение и записан верный ответ 0 баллов – неверный ответ или решение, записан верный ответ, а решение не приведено или неверное Примечание. Если записано верное решение и наименования, но не записан ответ или записан ответ «60», то выставляется 1 балл. | |
5 | Ответ: 4) 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа | |
6 | Ответ: обведены номера 2 , 3 , 5 Примечание. Верным считается ответ, в котором обведены номера трех фигур 2, 3, 5 и никакие другие 1 балл – приведен верный ответ 0 баллов – другие случаи | |
7 | Ответ: а) неверно («нет» и т.п.); б) верно («да» и т.п.);
1 балл – даны верные ответы на оба вопроса. 0 баллов – другие случаи | |
8 | Ответ: 270 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа | |
9 | Ответ: 3) 1 балл – выбран правильный ответ 0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа | |
10 | Ответ: 2, 6 1 балл – записаны два указанных числа именно в таком порядке 0 баллов – другие случаи | |
11 | Ответ: Построен прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ или отсутствие ответа Примечание. Допустимая погрешность при построении каждой стороны – не более 1 мм, например, длина одной из сторон, равная 1 см 9 мм или 2 см 1 мм, считается верной | |
12 | Ответ: решение 3 1 балл – указан верный ответ и никакой другой 0 баллов – другие случаи | |
13 | Ответ: верно указан один предмет, имеющий форму куба, и один предмет, имеющий форму шара, и никакие другие предметы, не отвечающие этим формам. Возможные варианты ответа: Куб – кусочек сахара, кубик для настольной игры, коробка Шар – мяч, глобус, Земля, шарик для настольного тенниса, Примечание. Если ученик записал более одного верного предмета для одной или двух указанных форм и не указал при этом неверные предметы, то ответ считается верным. 1 балл – дан верный ответ для каждой из двух форм 0 балл – дан верный ответ только для одной из указанных форм ИЛИ указана хотя бы одна плоская фигура («квадрат», «круг») ИЛИ даны неверные ответы для обеих форм. | |
14 | Ответ: хватит («да» и т.п.) Возможные варианты объяснения: Вариант 1. Чтобы обшить платок надо кружев 20 • 4 = 80 (см). Значит, хватит. Вариант 2. 20 • 4 = 80 (см) 80 см < 200 см Вариант 3. 20 • 4 = 80 (см) 1 балл – записан ответ «хватит» («да») и приведено верное объяснение, не содержащее неверных утверждений. 0 баллов – неверный ответ или объяснение, записан верный ответ, а объяснение не приведено или неверное, или отсутствие ответа Примечание. Если из верного объяснения следует ответ «хватит» («да» и т.п.), а сам ответ не записан – 1 балл | |
15 | Ответ: 82 мм (такова длина иголки в работе) 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – другие случаи Примечание. Допустима ошибка измерения в 1 мм, поэтому ответы 81 мм и 83 мм считаются верными. Ответ, записанный в см и мм – 0 баллов. Примечание. При печати может измениться длина иголки, которая в оригинале была 82 мм. В этом случае надо оценивать ответ ученика, учитывая длину иголки в его варианте. | |
16 | Ответ: а) 778; б) Нептун 1 балл – даны верные ответы на оба вопроса. 0 баллов –другие случаи | |
17 | Ответ: 03, 12, 21, 30 2 балла – записаны числа 03, 12, 21, 30 в любом порядке и никакие другие; 1 балл – записаны любые 2-3 из чисел 03, 12, 21, 30 и никакие другие 0 баллов – другие случаи | |
18 | Ответ: Морское, Рыбкино 2 балла – записаны села Морское и Рыбкино и не записаны другие 1 балл – записано одно из этих сел и не записаны другие 0 баллов – другие случаи | |
19 | Ответ: не хватит («нет» и т.п.) Варианты объяснения: Вариант 1. Трем внукам надо 6 варежек. На шесть варежек нужно 50 • 6 = 300 (г) шерсти. Значит, шерсти не хватит. Вариант 2. На 6 варежек надо 50 • 6 = 300 (г) шерсти. 300 > 290 Вариант 3. Надо 50 • 6 = 300 (г) шерсти 2 балла – записан ответ «не хватит» («нет» и т.п.) и приведено верное объяснение 1 балл – записан ответ «не хватит» («нет» и т.п.) и приведено неполное объяснение, не содержащее неверных утверждений (например, 50• 2=100 г) 1 балл – ответ не записан, но из верного объяснения следует ответ «не хватит» («нет» и т.п.). 0 баллов – неверный ответ или объяснение, записан верный ответ, а объяснение не приведено или неверное, отсутствие ответа. | |
20 | Ответ: а) товарному; б) 1 ч 2 балла – даны верные ответы на оба вопроса 1 балл – дан верный ответ на один из вопросов 0 баллов – другие случаи |
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика». Он разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.). При его составлении учитывались следующие документы и материалы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – 2,3е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010,2011. – 204 с. (с.60-63, 137-139, 180-182)
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 120 с. (с. 57-69)
- Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 215 с. (с. 46-104)
Кодификатор содержит перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Математика». В него включены два блока планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта, представленные в рубриках «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно установкам стандарта первый блок требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю его усвоения каждым учащимся. Поэтому он определяет требования, достижение которых должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. В свою очередь второй блок требований относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля и поэтому не включается в процедуру оценки индивидуальных достижений учащихся.
КОД | Проверяемые умения | |
| ||
1.1 | Выпускник научится | |
1.1.1 | читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; | |
1.1.2 | устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур), составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); |
1.1.3 | группировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу); | |
1.1.4 | читать, различать, записывать и сравнивать величины: масса (тонна, центнер, килограмм, грамм); вместимость (литр); время (час, минута, секунда); длина (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр); площадь (квадратный метр, квадратный сантиметр); скорость (километров в час, метров в час); переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр, километров в час – метров в час). | |
1.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
1.2.1 | классифицировать числа (геометрические фигуры) по нескольким основаниям, объяснять свои действия; | |
1.2.2. | выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия. | |
| ||
2.1 | Выпускник научится | |
2.1.1 | выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); | |
2.1.2. | выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1); | |
2.1.3. | находить неизвестный компонент арифметического действия; | |
2.1.4. | читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических действий с использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов); | |
2.1.5. | устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок). | |
2.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
2.2.1 | выполнять действия с величинами (с переходом от одних единиц измерения к другим); | |
2.2.2. | использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; | |
2.2.3. | проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия). |
| ||
3.1 | Выпускник научится | |
3.1.1 | анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение (ответ); | |
3.1.2. | планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; | |
3.1.3. | решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть). | |
3.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
3.2.1 | решать задачи в 3-4 действия; | |
3.2.2. | находить разные способы решения задачи. | |
| ||
4.1 | Выпускник научится | |
4.1.1 | характеризовать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве; | |
4.1.2. | распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); использовать свойства прямоугольника и квадрата (равенство всех сторон квадрата, равенство противоположных сторон прямоугольника, прямые углы у квадрата и прямоугольника) при выполнении построений, решении задач; | |
4.1.3. | выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник); | |
4.1.4. | распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус ; | |
4.1.5. | соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур. | |
4.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
4.2.1 | распознавать, различать развёртки пространственных геометрических фигур; | |
4.2.2. | сравнивать геометрические фигуры. | |
| ||
5.1 | Выпускник научится | |
5.1.1 | измерять длину отрезка; | |
5.1.2. | находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата; | |
5.1.3. | оценивать приближённо размеры предметов, расстояний, геометрических фигур. | |
5.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
5.2.1 | вычислять периметр многоугольника; | |
5.2.2. | вычислять площадь геометрической фигуры, составленной из прямоугольников. | |
| ||
6.1 | Выпускник научится | |
6.1.1 | читать, заполнять несложные готовые таблицы; | |
6.1.2. | читать несложные готовые столбчатые диаграммы; | |
6.1.3. | понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах. | |
6.2 | Выпускник получит возможность научиться | |
6.2.1 | читать несложные готовые круговые диаграммы; | |
6.2.2. | достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; | |
6.2.3. | сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; | |
6.2.4. | работать с информацией, представленной в разных формах (таблица, текст, схема, диаграмма, рисунок); | |
6.2.5. | планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм[3]; интерпретировать (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) информацию, полученную при проведении несложных исследований. |
Внесены изменения в формулировку некоторых планируемых результатов, опубликованных ранее в следующих материалах:
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 120 с. (с. 57-69)
- Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009,2010,2011. – 215 с. (с. 46-104)
[1] Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (Стандарты второго поколения), с. 57-69.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с. (Стандарты второго поколения), c. 46-104.
[2] Согласно кодификатору (см. далее Приложение 1)
[3] Под руководством учителя, работая в группе.
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку
Назначение итоговой работы
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой оценки индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предмету «Русский язык».
Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
Документы, определяющие содержание итоговой работы
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
- Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26)
- Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125)
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)
Подходы к отбору содержания и разработке структуры итоговой работы. Структура итоговой работы.
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор (см. Приложение 1), определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, лексика, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа даёт возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать её и др.).
Необходимо отметить, что достижения по разделу «Правописание» кроме данной работы, целесообразно проверить ещё одной работой, включающей в себя диктант и списывание. Проведение диктанта и списывания будет способствовать адекватной оценке таких планируемых результатов по разделу «Правописание», как: безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Таким образом, не слишком большой объём заданий по орфографии в описываемой работе связан именно с целесообразностью проведения дополнительной работы.
Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным разделам программы. Варианты сконструированы так, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий в демонстрационном варианте |
Фонетика и графика | 3 |
Состав слова | 3 |
Морфология | 6 |
Синтаксис | 2 |
Лексика | 1 |
Орфография | 2 |
Развитие речи | 3 |
Итого: | 20 |
Распределение заданий по уровню сложности
Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 20 заданий проверочной работы 16 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, задания на определение последовательности, с кратким ответом, с развернутым ответом (мини сочинение).
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 3 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию. Стоит обратить внимание на то, что вывод о выполнении учеником задания базового уровня делается на основании получения за задание хотя бы одного балла – это особенно важно учитывать при рассмотрении заданий базового уровня, максимальный балл за которые равен 2.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчёт процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчёт балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчёт балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.
На этапе введения ФГОС в работах по русскому языку используются 2 критерия достижения базового уровня:
- Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
- Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу русского языка.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Время выполнения итоговой работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Итоговые работы проводятся на основе подготовленных рекомендаций. Время работы, включая и организационную часть, – 45 мин. Время выполнения заданий учащимися – 40 мин.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
План варианта итоговой работы
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План работы. Варианты 1 и 3
№№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений[1] | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1 | Фонетика и графика | Знание алфавита. Определение алфавитной последовательности слов. | 1.3 | КО | Б | 1 |
2 | Фонетика и графика | Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. | 1.2 | ВО | Б | 1 |
3 | Фонетика и графика | Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова. Умение характеризовать слово по двум признакам, умение работать с таблицей. | 1.2 | КО | П | 2 |
4 | Состав слова | Умение различать формы слова и родственные слова. Умение различать родственные слова и слова с омонимичными корнями. | 2.2 | ВО | Б | 1 |
5 | Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить схему слова, соответствующую составу предложенного слова. | 2.3 | ВО | Б | 1 |
6 | Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом. | 2.3 | КО | П | 2 |
7 | Морфология | Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы. | 4.4 | КО | Б | 1 |
8 | Морфология | Умение определять грамматические признаки имени существительного (род, склонение, форма числа, падежа). | 4.1 | КО | Б | 1 |
9 | Морфология | Умение определять грамматические признаки имени прилагательного (форма рода, числа и падежа). | 4.2 | КО | Б | 1 |
10 | Морфология | Умение находить ряд, где все слова являются глаголами | 4.3 | ВО | Б | 1 |
11 | Морфология | Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (форма времени, числа, лица) | 4.3 | ВО | Б | 1 |
12 | Морфология | Умение осознанно применить знания о грамматических признаках имён существительных и имен прилагательных. Умение определять наличие двух правильных ответов. Умение определять отсутствие правильного ответа. | 4.1, 4.2 | КО | П | 3 |
13 | Синтаксис | Умение различать предложение, словосочетание, слово. | 5.1 | КО | Б | 1 |
14 | Синтаксис | Умение находить предложение с однородными членами предложения. | 5.6 | ВО | Б | 1 |
15 | Орфография | Умение определять наличие в словах изученных орфограмм. | 6.1 | КО | Б | 2 |
16 | Орфография | Умение проверять предложенный текст, находить орфографические ошибки. | 6.5 | ВО | Б | 1 |
17 | Лексика | Умение определять значение слова по тексту. | 3.2 | КО | Б | 2 |
18 | Развитие речи | Умение самостоятельно озаглавливать текст. | 7.4 | КО | Б | 1 |
19 | Развитие речи | Умение составлять план текста. | 7.5 | КО | Б | 1 |
20 | Развитие речи | Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его. | 7.6, 7.3 | РО | П | 2 |
ИТОГО | 27 баллов |
План работы. Варианты 2 и 4
№№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений[2] | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1 | Фонетика и графика | Знание алфавита. Установление алфавитной последовательности слов. | 1.3 | КО | Б | 1 |
2 | Фонетика и графика | Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. | 1.2 | ВО | Б | 1 |
3 | Фонетика и графика | Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова. Умение характеризовать слово по двум признакам, умение работать с таблицей. | 1.2 | КО | П | 2 |
4 | Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. | 2.3 | ВО | Б | 1 |
5 | Состав слова | Умение различать формы слова и родственные слова. Умение различать родственные слова и слова с омонимичными корнями. Умение различать родственные слова и синонимы. | 2.2 | КО | Б | 1 |
6 | Состав слова | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом. | 2.3 | КО | П | 2 |
7 | Морфология | Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа). | 4.1 | ВО | Б | 1 |
8 | Морфология | Умение определять грамматические признаки имени существительного (склонение, форма числа, падежа). | 4.1 | ВО | Б | 1 |
9 | Морфология | Умение определять грамматические признаки имени прилагательного (форма рода, числа и падежа). | 4.2 | ВО | Б | 1 |
10 | Морфология | Умение ставить имя прилагательное в заданную форму. Умение включать прилагательное в заданной форме в предложение. | 4.2 | КО | Б | 1 |
11 | Морфология | Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (спряжение) | 4.3 | ВО | Б | 1 |
12 | Морфология | Умение определять грамматические признаки глагола (спряжение, форму времени, числа и лица). | 4.1 | КО | Б | 1 |
13 | Синтаксис | Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 5.5 | КО | Б | 1 |
14 | Синтаксис | Умение находить побудительное предложение. | 5.3 | ВО | Б | 1 |
15 | Орфография | Умение проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | 6.5 | ВО | Б | 2 |
16 | Орфография | Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами. Умение определять наличие двух правильных ответов. Умение определять отсутствие правильного ответа. | 6.5 | КО | П | 3 |
17 | Лексика | Умение определять значение слова по тексту. | 3.2 | КО | Б | 2 |
18 | Развитие речи | Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста. | 7.2, 7.1 | КО | Б | 1 |
19 | Развитие речи | Умение составлять небольшой связный текст – объявление о встрече. | 7.6 | РО | Б | 2 |
20 | Развитие речи | Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его. | 7.6, 7.3 | РО | П | 2 |
ИТОГО |
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
итоговой работы для выпускников начальной школы
по русскому языку
Демонстрационный вариант работы по русскому языку разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования. Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены в спецификации работы.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью вариантов КИМ. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по русскому языку. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
На выполнение работы отводится 40 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда нужно будет написать небольшой текст.
Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке.
1) Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин
2) Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин
3) Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин
4) Аристов, Волгин, Журов, Дятлов
2. Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет глухих согласных.
3*. Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
килька, зелень, пение, решишь, весёлый, овощ, чаща, метели
В слове два слога | В слове три слога | |
В слове все согласные звуки мягкие | ||
В слове НЕ все согласные звуки мягкие | килька, |
4. Обведи номер ряда, в котором все слова родственные слова и среди них нет формы одного из слов.
1) город, городской, города, городок
2) снег, снежный, снежок, снежная
3) ветер, ветрище, ветерок, ветреный
4) лист, листок, листопад, листком
5. Обведи номер слова, которое соответствует схеме: .
1) покраска
2) повязка
3) погода
4) полоска
6*. Объедини в группы словá, которые имеют одинаковый состав слóва. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
голова, малиновый, ключик, журнал, приморский, дерево, речка, заморозки, заокеанский
7. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью вода в ручье чистая и прозрачная.
Имена прилагательные | Глаголы | |
1) | 1) | 1) |
2) | 2) | 2) |
8. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное
3-го склонения в единственном числе, в дательном падеже.
1) засыпать от усталости
2) повернуться к кроватке
3) подойти к сирени
4) размышлять о жизни
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в творительном падеже.
1) яркому солнцу
2) новому фильму
3) душистому мылу
4) сладким горошком
10. Прочитай предложение.
В это солнечное утро лес был наполнен необыкновенной радостью.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
1) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.
2) в форме м. р., ед. ч., В. п.
3) в форме ср. р., ед. ч., В. п.
4) в форме м. р., ед. ч., И. п.
11. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Это был такой протяжный вой, что мы замерли.
2) Альма, не вой так громко, нас услышат.
3) Это был даже не вой, а очень грустная песня.
4) Волчий вой всегда очень пугал меня.
12. Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
13*. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Подтверди выбранный ответ двумя примерами. Если правильного ответа нет, напиши свой и подтверди его двумя примерами.
Вопрос 1. У всех ли имён существительных есть окончания?
◻ Катя: Да, у всех.
◻ Гена: Нет, не у всех.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 2. Все ли имена существительные изменяются по числам?
◻ Катя: Не все имена существительные изменяются по числам.
◻ Гена: Все имена существительные изменяются по числам.
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
Вопрос 3. К какому склонению относятся имена существительные женского рода?
◻ Катя: к 3 склонению.
◻ Гена: к 1 склонению
◻ Правильного ответа нет. Мой ответ.
14. Прочитай предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Солнечный луч упал на снег под елью.
15. Найди и отметь предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
1) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.
2) В доме у бабушки жили ёжик и кошка.
3) Заяц заметил нас и поскакал в лес.
4) Наступил вечер, скоро на небе зажгутся звёзды.
16. Прочитай варианты проверки слов. Найди верное утверждение. Обведи его номер.
1) Слово …гурец можно проверить словом овощ.
2) Слово п…левой можно проверить словом поле.
3) Слово с…лонка можно проверить словом солнце.
4) Слово стр…ла можно проверить словом стрелять.
17*. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.
гибкий, устный, поздний, рыбка, зимовье, сердце, пятно, редкий, полезный
18. Прочитай запись телефонного разговора.
Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.
Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.
Реплика 1
Реплика 2
Реплика 3
У меня на даче стояла бочка, полная воды. Рядом на дереве сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев.
Вот один воробей бойко и уверенно перепорхнул на край бочки и стал пить. Пил, и всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на бочку. А пить-то хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю бочки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.
Братишка на ветке решился, слетел к бочке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, – и сейчас же испуганно порхнул назад, на дерево. А тот опять стал его звать.
И добился наконец: братишка перелетел на бочку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(по В. В. Вересаеву)
19. Допиши пропущенные пункты плана.
1. Два воробья на ветке.
2. Пить хочется!
3. _________________ .
4. _________________ .
5. Удачная попытка.
20*. Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2 - 3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Рекомендации по оценке выполнения заданий демонстрационного варианта
Задания с выбором ответа экспертами не оцениваются, при вводе данных по этим заданиям вносятся выборы, сделанные учащимся. Оценка заданий с выбором ответа проводится автоматически после внесения в протокол данных о выборах ученика. Проверка и оценка заданий с кратким или развернутым ответом проводится педагогами-экспертами с учетом рекомендаций, которые приведены ниже. На полях около заданий, проверяемых экспертами, изображен небольшой квадрат. В эти квадраты будут вписаны баллы, которые эксперты выставят учащемуся за выполнение задания. Если учащийся не дал никакого ответа, то соответствующий квадрат остается пустым: пустые квадраты в работе ученика позволят выявить те задания, к которым учащийся не приступал. Анализ содержания пропущенных заданий позволит получить дополнительную информацию о подготовке учащегося.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)[3], с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык»[4], Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»[5] и отдельных метапредметных результатов обучения[6].
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования
(итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении)
КОД | Проверяемые умения | |||
1. РАЗДЕЛ «Фонетика и графика» | ||||
1.1. | различать звуки и буквы | |||
1.2. | характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие) | |||
1.3. | знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации | |||
2. РАЗДЕЛ «Состав слова (морфемика)» | ||||
2.1. | различать изменяемые и неизменяемые слова | |||
2.2. | различать родственные (однокоренные) слова и формы слова | |||
2.3. | находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | |||
2.4. | различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями | |||
3. РАЗДЕЛ «Лексика» | ||||
3.1. | выявлять слова, значение которых требует уточнения | |||
3.2. | определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря | |||
4. РАЗДЕЛ «Морфология» | ||||
4.1. | определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение | |||
4.2. | определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж | |||
4.3. | определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение | |||
4.4. | находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы | |||
5. РАЗДЕЛ «Синтаксис» | ||||
5.1. | различать предложение, словосочетание, слово | |||
5.2. | устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении | |||
5.3. | классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения | |||
5.4. | определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения | |||
5.5. | находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | |||
5.6. | выделять предложения с однородными членами | |||
6. РАЗДЕЛ «Орфография и пунктуация» | ||||
6.1. | применять правила правописания (в объеме содержания курса) | |||
6.2. | определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника | |||
6.3. | безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов | |||
6.4. | писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания | |||
6.5. | проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | |||
7. РАЗДЕЛ «Развитие речи» | ||||
7.1. | оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста | |||
7.2. | соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) | |||
7.3. | выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения | |||
7.4. | самостоятельно озаглавливать текст | |||
7.5. | составлять план текста | |||
7.6. | сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения |
[1] Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.
[2] Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
[4] Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 22-26)
[5] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. (с. 119-125)
[6] Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44)