самоанализ"Смунтое время в российской культуре"
методическая разработка "Смутное время в росской культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоанализ урока "Смутное время в русской культуре" | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Смутное время в русской культуре
Цели:
Предметные: обобщить представление о положении в стране во время Смуты, умение изучать и систематизировать учебную информацию.
Метапредметные: умение работать с разными источниками, освоение основ межкультурного взаимодействия. Формировать умение представлять результаты своей деятельности в различных формах – здесь умение составить виртуальный альбом в хронологической последовательности.
Личностные: развитие эмпатии, осмысление социально-нравственного опыта предков, понимание культурного многообразия мира. Показать сопричастность с историей и культурой страны, воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам истории и культуры. Гражданская и локальная идентификация личности.
Оборудование: презентация, репродукции картин, портреты основных участников Смуты, рабочие листы учащихся.
Ход урока
- Орг.момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Меня зовут Галина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок истории.
- Прочитайте отрывок из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам».
- Какой период русской истории описывает Толстой.
- Определение, какого термина вы видите.
- Какая связь между определением «культуры» и Смуты и в связи с этим предложите тему нашего урока. «Смутное время в русской культуре».
Вводное слово. Подростки все хуже знают историю нашей страны: много времени уходит на общение в социальных сетях, компьютерные игры, тусовки. Можно ли считать патриотом человека, который не знает историю своей страны?
Сложилась ситуации, в которой:
– С одной стороне - нежелание молодого поколения учить историю;
– С другой стороны - учителя, государство, которые осознают важность изучения истории. Что же делать? Как же заинтересовать подростков?
Я предлагаю вам создать виртуальный исторический альбом.
- Это и будет цель нашего урока, а так же повторим пройденную вами ранее тему «Смута».
На доске и у вас на столах лежит подборка материала, которой вы можете воспользоваться, рассмотрите их.
Предложите, в котором порядке (или последовательности) можно создать альбом – (в хронологическом порядке, алфавитном, по жанрам и другие предложения)
Но поскольку у нас урок истории я бы предложила работать в хронологическом порядке событий.
Коль мы с вами решили создавать альбом в хронологическом порядке предложите, какой слайд будет первым? (портрет Бориса Годунова работы С.Н.Присекина и И.С.Глазунова).
Закрепите номерок и впишите дату правления Борис Годунова.
- Опишите картину.
(На картине С.Н.Присекина перед нами предстает почти в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенный драгоценными камнями держава. Обратите внимание на лицо царя. На нем отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне строгое суровое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящимся разгадать свои мысли. –
- Как Борис Годунов стал царем?
- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?
-Чем еще мы можем дополнить слайд? ( Изображение ноты, опера «Борис Годунов» композитор
Вопрос: «Виновен ли Борис Годунов в смерти царевича? издавна привлекал внимание не только историков, но и литераторов. Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов» представляет царя как умного человека, признающего вину за убийство Дмитрия, и получение короны таким не законным способом становится для него тяжким грузом. По трагедии Пушкина «Борис Годунов» композитор М.П.Мусоргский создал оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Пушкин, акцентирует тему вины и изображает царя Бориса умирающим от угрызений совести. В опере видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя и, в конце концов сводят его с ума. Знаменитый «монолог страха» во втором акте считается одной из самых впечатляющих арий в оперном репертуаре.
Представьте звон колоколов, сопровождает венчание Бориса на царство. Казалось, Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте прослушаем отрывок из оперы Мусорского «Борис Годунов» в исполнении Федора Шаляпина.
(Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим присутствием сковал мне сердце.
Образ Бориса Годунова сложен и противоречив, ведь он не только преступный царь, но еще раскрывается в опере как любящий отец. Но слава царя - детоубийцы все-таки играет свою роль, народ восстает против него. Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:
Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.
Плачь, душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная,
Горе, горе Руси!
Плачь, русский люд, голодный люд.
- Сбывается ли предсказание?
Продолжим создание нашего альбома, и следующий слайд у нас займет……
(демонстрируются портреты ЛжедмитрияI и Марины Мнишек)
- Прикрепите номер слайда и впишите дату прихода к власти ЛжедмитрияI.
- Личности Лжедмитрия I и Марины Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старинных гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы. Обратите внимание, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий - в одежде польских шляхтичей.
- Смутное время названо историками так - же эпохой самозванцев. На уроках вы рассмотрели двух самозванцев ЛжедмитрияI и ЛжедмитрияII.
- Кто на самом деле скрывался, под именем ЛжедмитрияI?
- Кого называли «Тушинским вором»?
- А в чем различия между ними?
- Кто еще из царей Смутного времени вам известен?
- И это будет наш следующий слайд.
- Кто впишет дату, когда Василий Шуйский пришел к власти?
- А каким образом занял царский престол Василий Шуйский?
Физкультминутка
Учитель: Ну, что устали? Это трудная работа сидеть за компьютером и составлять альбом. Разделимся на группы. Каждая группа получает задание.
Название городов и стран, которые вы должны разложить на полу в правильной последовательности и объяснить ее.
1 группа: Нижний Новгород – Кострома-Ярославль-Москва(путь Второго ополчения во главе с К.Мининым и Д. Пожарским).
2 группа: Речь Посполитая - Путивль-Тула – Москва (путь Лжедмитрия I в Москву.
3 группа: Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.
Семибоярщина-
4 группа Интервенция-
5 группа: Причины Смуты:
1.Экономические трудности, голод.
2.Пресечение династии Рюриковичей.
3.Последствия неразумного правления Ивана Грозного
4.Недовольство крестьян политикой закрепощения.
5.Противоречия в боярско-дворянской среде
Каждая группа проговаривает результат.
Продолжаем работу, какой бы вы поставили следующий слайд …………..(картина живописца Константина Маковского «Обращение Кузьмы Минина к нижегородцам.»)
-Можете назвать дату этого события.( запишите и №)
У вас на столе отрывок пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин», давайте попробуем оживить картину.
- Давайте оживим картину.
- Кто желает исполнить роль Минина, а всех остальных прошу получить роль в массовке и исполнить роль народа. Каждый читает по одному предложению.
(Одеть элементы одежды Минина: борода, пояс, ручник, икона).
Народ: «Эко рыдания во всем соборе».(Вставить отрывок)
Вопросы:
- Как называет Минина народ?
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
- Из каких слов и дел это видно?
- Кого поставили во главе ополчения?
- Какими качествами характера обладал Кузьма Минин?
О созыве Второго ополчения замечательно также рассказала поэтесса Н.Кончаловская:
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
Следующее событие и соответственно наша следующая страница ( картина А. Кившенко «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»)
- Какое событие изображено на картине?
- Почему был избран именно Михаил Федорович?
Следующая страничка нашего альбома.
(картина М.В. Фаюстов «Иван Сусанин».)
- Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа.
- Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в знаменитой опере М.И. Глинки «Жизнь за царя». Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным.
- Что вы знаете о подвиге Ивана Сусанина.
Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:
Горю нет конца,
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать-земля.
Из истории вы знаете, что поляки после поражения от русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского продолжали рыскать по стране вместе со всякими бандитами (бывшими тушинцами, казаками и пр.). После избрания Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Романова они пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусанину. Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:
Эх, господа! Откуда знать,
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством.
Поляки решают подкупить Сусанина. Тот делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться:
Да, ваша, правда! Деньга сила.
Червонцы лучше, чем могила.
А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:
Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, буди народ.
Развязка наступает в 4-м действии: измученные шляхтичи еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя в его жизни: с приходом зари его хитрость раскроется, и он погибнет.
Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чем он думает (звучит фонограмма). Сусанин твердо уверен, что поступает правильно.
Поляки: - «Нарочно завел?»
Сусанин:
«Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил.
Туда завел я вас, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать».
Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:
Родной край спасен!
О, Русь моя, живи вовек!
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным.
- Как вы думаете, почему?
Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю (звучит гимн «Славься»).
- У нас осталось одно изображение ?
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
- Кому поставлен памятник?
( демонстрация памятника Минину и Пожарскому)
Знаменитый московский памятник К.Минину и Д.Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом, был открыт в 1818г. Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России.
Минин и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Такова была классическая традиция, но, конечно, не историческая реальность. Их лица также классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.
- С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства.
- И так у вас на столе остался один документ, это обращение В.В.Путина к Государственной Думе, прочтите его.
«Только объединяя усилия, можно добиваться результатов в развитии своей собственной страны и добиться того, чтобы она заняла соответствующее достойное место в мире. Поэтому идея, заложенная в самом празднике, мне кажется очень важной».
Президент РФ Владимир Путин
- Какая же идея заложена в самом празднике Вы ответе мне, прочитав выдержку из пояснительной записки.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
- Что же продемонстрировали участники ополчения?
- Мы закончили создавать наш альбом. Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!
Рефлексия:
- А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, и создадим синквейн.
1. Ключевое слово урок
2. Какой он?
3. Что делали?
4. Характеризующее предложение
5. Синоним
- Кто желает озвучить свой синквейн.
Итог урока (выставление оценок).
Домашнее задание: представим себе, что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одним из героев (или антигероев) того времени. Напишите эссе на тему «Встреча с героем Смуты».