Методическая работа "Горизонты открытий"
План работы по программе «Школа равных возможностей»
" Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать "
Гете
№п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Установочное собрание «Школа равных возможностей» | Сентябрь 2017 | Руководитель м/о |
2. | Составления банка данных о работе по программе «Школа равных возможностей». | Октябрь 2017 | Руководитель м/о |
3. | Формирование творческих групп, сбор сведений, выбор тем проектов. | Октябрь 2017 | Руководитель м/о, учителя – предметники, классные руководители |
4. | Общее собрание руководителей проектов: обсуждение и корректировка тем проектов. | Октябрь 2017 | Руководитель м/о, учителя – предметники, классные руководители |
5. | Проведение теоретических и практических семинаров для всех участников образовательного процесса. Методический семинар для учителей. «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся». | Ноябрь 2017 Декабрь 2017 | Руководитель м/о |
6. | ШНПК «Открытие» (1 этап городского конкурса проектных и исследовательских работ) | Декабрь 2017 | Администрация школы, учителя – эксперты, учителя – предметники, учителя начальных классов, классные руководители |
7. | Городской конкурс проектных и исследовательских работ учащихся (2 этап) | Январь- Февраль 2018 | Учителя – эксперты, обучающиеся – победители и призеры ШНПК «Открытие» |
8. | Городской конкурс проектных и исследовательских работ учащихся ( 3 этап) | Март 2018 | Обучающиеся 8-11 классов, победители и призеры 2 этапа городского конкурса |
9. | Работа над проектами по направлениям деятельности. | В течение года | Учителя – предметники, классные руководители |
10. | Выпуск электронного сборника презентаций проектов. | Апрель 2018 | Руководитель м/о |
11. | Открытые уроки с применением проектов | Апрель 2018 | Учителя – предметники, учителя начальных классов |
12. | Фестиваль проектов и исследовательских работ | Апрель 2018 | Обучающиеся, учителя- предметники, учителя начальных классов |
13. | Разработка сборника методических рекомендаций по использованию метода проектов | Май 2018 | Руководитель м/о |
14. | Разработка учебно-методических рекомендаций и семинаров по педагогическим способам использования проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы. | Май 2018 | Руководитель м/о |
15. | Подведение итогов работы «Школы равных возможностей». Анализ и обобщение опыта работы по реализации проектной деятельности, поощрение наиболее активных участников проектов. | Май 2018 | Администрация школы, руководитель м/о |
16. | Корректировка программы «Школа равных возможностей» | Май 2018 | Администрация школы, руководитель м/о |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kobzevalv.metod_.rekomendacii.docx | 60.17 КБ |
analiz_raboty_mpo_gorizonty_otkrytiy.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по применению метода проектов
в общеобразовательной школе
Руководитель межпредметного сообщества
учителей «Горизонты открытий»
ГБОУ «Школа №2100»
Кобзева Л.В.
Москва 2018
Содержание
1.Метод проектов. Его сущность……………………………………………………………….2
2. Деятельность учителя и обучающегося при использовании метода проектов…………...8
3.Ошибки в применении метода проектов……………………………………………………11
4. Методическая помощь при подготовке проектов……………………………………...….15
5.Выводы………………………………………………………………………………………..22
1.Метод проектов. Его сущность.
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.
Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.
Типы проектов
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
По направлениям деятельности:
- образовательные;
- научно – технические;
- социальные.
По особенностям финансирования:
- инвестиционные;
- спонсорские;
- кредитные;
- бюджетные;
- благотворительные.
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По срокам реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
В образовании различают определённые виды проектов:
исследовательские,
творческие,
приключенческо – игровые,
информационные,
практико – ориентированные (Н.Н. Боровская).
Этапы жизненного цикла проекта - разработка концепции проекта; - оценка жизнеспособности проекта; - планирование проекта; - составление бюджета; - защита проекта; - предварительный контроль; - этапы реализации проекта; - коррекция по итогам мониторинга; - завершение и ликвидация проекта.
Схема описания проекта
- название;
- описание проблемы;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- содержание деятельности;
- срок реализации проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- ресурсы проекта;
- смета расходов;
- возможные риски проекта.
Требования к применению метода проектов в практике обучения:
- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов. (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.).
Этапы проектной деятельности (школьная практика):
- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов проекта;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем.
Предполагаемому результату в проекте предшествуют замысел, собственно проектирование (планирование, анализ, поиск ресурсов) и реализация (создание продукта).
Этапы реализации метода проекта (европейский вариант):
- подготовка: определение темы и целей проекта;
- планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
- исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов;
- результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов - представление или отчёт: определение форм представления результатов (устный или письменный отчёт и др.);
- оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка и др.
При разработке проекта нужно:
- не пропускать процедуру прогнозирования;
- соизмерять желания и возможности;
- подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;
- интересоваться мнениями участников проекта;
- честно планировать своё время;
- делать всё в свое время;
- помнить, что не существует объективного анализа.
Методические рекомендации по созданию проекта
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Этапы и службы проектирования
Замысел проекта. На данном этапе группа организаторов разрабатывает идею проекта, прорисовывать основные этапы, прописывать содержание деятельности участников, предлагает схемы распределения ресурсов проекта. После завершения работы группы проектировщиков готовый документ публикуется и делается доступным для общего ознакомления.
Планирование проекта. Планируя мероприятия по реализации проекта, используйте календарь, указывая в нем сроки каждого этапа проекта. Представление участников проекта. Каждый участник проекта может представить себя, обозначив свою роль в проекте, функции, которые он реализует.
Реализация проекта. Выделение проблемы и поиск возможных ее решений. Фиксация первичных результатов. Представление результатов проекта.
Типы проектов
∙ Практико-ориентированный
∙ Исследовательский
∙ Информационный
Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проектная работа должна исключать какие-либо виды плагиата; все теоретические положения должны иметь ссылки на цитируемую литературу. Примерная структура проекта
∙ Обоснование разработки проекта (актуальность темы, анализ исходной ситуации).
∙ Проблема, предполагаемый масштаб ее решения.
∙ Цель, задачи.
∙ Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности): название, сфера и условия применения, описание и технологические характеристики.
∙ Ресурсное обеспечение.
∙ План работы. Средства решения проблемы.
∙ Библиографический список.
Основные требования к оформлению проекта
- Проектная работа представляется на бумажном и электронном носителях. - Примерный объем продукта – в печатном виде (сборник упражнений, программы факультатива, диагностические материалы и пр.) – не менее 7 страниц; в электронном виде (ЦОР, электронное учебное пособие, м/медийное сопровождение процесса обучения в школе и вузе и пр.) – не менее 5 слайдов.
Публичная защита проекта. Публичная защита проекта проводится в рамках семинарских и практических занятий. Время выступления 5-7 минут. В ходе выступления возможно использование электронной презентации и других дополнительных наглядных (пояснительных) и раздаточных материалов. По завершению выступления участники отвечают на вопросы. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только сути заданного вопроса.
Критерии оценивания выполненных проектов Оценка содержания проекта:
∙ Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность и значимость проекта, дидактическая ценность;
∙ Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, реалистичность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, законченность, материальное воплощение проекта;
∙ Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, найденных решений; ∙ Оригинальность, новизна;
∙ Грамотность;
∙ Качество пояснительной записки и продукта проектной деятельности. Оценка защиты выполненного проекта:
∙ Качество выступления: композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность;
∙ Объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
∙ Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, работа с аудиторией;
∙ Качество использования средств ИКТ;
∙ Ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
∙ Коммуникабельность, доброжелательность, контактность;
∙ Деловые и волевые качества автора (ров) проекта: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии.
∙ Качество заполнения рефлексивного листа и его объективность.
Применение проектного метода в качестве педагогической технологии позволяет эффективно решать 4 важнейших образовательных задачи:
- Осваивать предмет, т.е., получать определенные программой знаний и умения
- Развивать универсальные учебные умения
- Развивать социальную компетентность (мягкие навыки)
- Развивать проектные умения
Однако, анализ применения проектного метода в школе показывает, что многие педагоги допускают серьезные ошибки, недооценивая метод и значительно снижая его потенциал.
2. Деятельность учителя и учащихся на уроке при реализации метода проектов.
Деятельность учащихся и учителя на уроке представим в виде таблицы 1. Значком с изображением компьютера отметим те виды деятельности, в которых эффективно можно использовать средства информационных технологий.
Проекты могут быть однопредметные или межпредметные, иногда тема проекта выходит за рамки школьной программы. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов, преодолевающих традиционную предметную разобщенность школьного образования.
Таблица 1.
Этапы реализации метода проектов
| Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение целей и темы проекта | Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели. | Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей. |
Планирова-ние | Определение источников информации. Определение методов исследования. Распределение задач между членами группы. | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Исследова-ние | Сбор информации, решение промежуточных задач. | Выполняют исследование. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Получение результатов | Анализ информации, решение промежуточных задач. | Анализируют информацию. | Наблюдает, советует |
Представление отчета | Различные виды отчетов: устный, компьютерная презентация, письменный отчет, защита. | Отчитываются, обсуждают. | Слушает, задает вопросы. |
Оценка результатов | Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |
Для работы над проектом обычно создаются дифференцированные группы. Существуют различные критерии дифференциации групп:
— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
— по уровню умственного развития (уровню достижений);
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.
Рассмотрим возможности организации дифференцированного обучения при работе над проектом.
Учебная пара (диада) чаще всего используется учителями как тренинг для закрепления усваиваемого материала. Однако в методе проектов - это форма организации исследовательской деятельности для решения совместно сформулированной задачи. В. С. Дьяченко выделил два типа учебных пар: постоянного (замкнутого) и динамического состава. По его мнению, именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему, и это стимулирует развитие общения между учащимися.
Существует множество критериев объединения учащихся в пары. Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащихся. Но Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит и прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы".
Практика показала, что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Работа в учебной тройке, паре, как правило, благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей и подростков. Но в педагогике нет однозначно положительных рецептов, поэтому со временем может возникнуть опасность того, что ученик захочет раскрываться только в группах с минимальным числом участников. Чтобы этого не случилось, необходимо постепенно знакомить школьников с другими групповыми формами учебной работы.
Учебная дискуссия является одной из популярнейших форм познания, однако наши учителя неохотно используют этот метод в своей практике, поскольку он требует:
- особой подготовительной работы;
- хорошего знания предмета обсуждения; умения руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс обсуждения неактивных учащихся;
- принятия учителем неизбежного оживления учащихся.
Далеко не каждый педагог владеет технологией ведения дискуссии. Однако в методе проектов дискуссия является обязательным и неизбежным этапом.
Обязательные условия успешной дискуссии:
- учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме;
- участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью;
- характер роли отражается только в поведении; это "тайна", которую не раскрывают до конца дискуссии.
Остальные учащиеся, которые наблюдают за разыгрываемыми дебатами со стороны, видят плюсы и минусы каждой позиции и решают для себя, какая роль является оптимальной для совместного обсуждения.
Если учебный диалог во взаимодействиях педагога и школьников используется регулярно, то у последних формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать "неправильное" предположение (поскольку ошибка не несет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
Педагогические трудности данной формы организации групповых занятий связаны с тем, что учитель, работающий в интерактивном режиме, должен владеть навыками ведения дискуссии.
В процессе освоения технологий проектного обучения учащиеся вырабатывают определенные правила взаимодействия в дискуссии, которые сводятся к следующему. Успех и результативность занятия обусловлены:
- нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы;
- организацией пространства для дискуссии;
- подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
- готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);
- соблюдением правила "Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать".
- использованием "поддерживающих" приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.
- стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение;
навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа, где и почему обсуждение "провисало", как этого можно избежать в будущем.
Особенности подготовки проектов для научно-практических конференций
Выступление на научно-практической конференции школьников обязательно предполагает наличие двух моментов: презентабельность работы и ее содержание.
Презентация работы осуществляется в виде стенда. Стенд должен быть не только красив с эстетической точки зрения, но и содержателен. На нем должны быть четко указаны название, авторы, цель и результаты работы.
Тема работы должна отражать проблему и ее решение. Например, «Мультимедиа как средство повышения качества образования в школе», «Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна учащихся», «Национально-региональный компонент как средство формирования национального самосознания учащихся» и др.
При отборе содержания работы стремитесь к решению локальной задачи, имеющей глобальное значение. Например, «Возбуждение уголовного дела: анализ изменений законодательного регулирования»; «Влияние уровня социальной адаптивности на характер поведения несовершеннолетних правонарушителей»; «Ложь в расследовании преступлений и методика ее разоблачения» и др.
3. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта.
1) Нацеленность на презентацию.
2) Ограниченное использование проектной деятельности.
3) Смешение понятий «проект» и «научное исследование», «проект» и «коллективное мероприятие», «проект» и «социологическое исследование», «проект» и «деловая или ролевая игра» и т.д.
4) Забегание вперед.
5) Сохранение прежних субъект-объектных отношений.
6) Применение традиционных методов оценки.
7) Недостаточно внимания уделяется поиску и выбору стоящих идей.
8) Слабый анализ проблемного поля.
9)Формальное целеполагание
10)Однотипная стратегия проекта.
11) Особенности команды проекта.
12) Формально составленный план проекта.
13) Слабый мониторинг проекта.
14) Неэффективные формы презентации проекта.
15) Традиционная оценка.
4. Методическая помощь в подготовке и проведении проектов
В помощь учителю.
Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
- постановка проблемы
- прояснение неясных вопросов
- формирование Гипотезы исследования
- планирование учебных действий
- сбор данных
- анализ и синтез данных
- подготовка сообщений
- выступление с сообщениями
- ответы на вопросы, корректировка
- обобщение, выводы
- самооценка
Деятельность учителя
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
- Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
- Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
- Организация процесса рефлексии.
- Анализ процесса учителем.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
- Определение цели проекта и этапов достижения цели;
- Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
- Сбор информации
- Обсуждение данных, систематизация
- Выдвижение гипотезы
- Изготовление моделей (макеты, сценарии)
- Выбор способа представления результатов
- Распределение ролей для защиты
- Защита (презентация)
- Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
Школа настоящего – школа проектов!!!
Что же такое проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема проекта | «Почему?» | Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» | Выбор способов и методов планирования |
Результат | «Что получится?» | Ожидаемый результат |
Учебный проект
Учитель | Учащиеся |
1 | 2 |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует | Осуществляет |
Проблему проекта | Личностное присвоение проблемы |
Сюжетную ситуацию | Вживание в ситуацию |
Цель и задачи | Принятие, уточнение и конкретизация цели задач |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предполагает: | Осуществляют: |
Организовать группы | Разбивку на группы |
Распределить амплуа в группах | Распределение ролей в группе |
Спланировать деятельность по решению задач проекта | Планирование работы |
Возможные формы презентации результатов | Выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов |
3-й этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
Консультирует учащихся по необходимости | Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща |
Ненавязчиво контролирует | Консультируются по необходимости |
Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость | «Добывают» недостающие знания |
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | Подготавливают презентацию результатов |
4-й этап - презентация | |
Принимает отчет: | Демонстрируют: |
Обобщает и резюмирует полученные результаты | Понимание проблемы, цели задачи |
Подводит итог обучения | Умение планировать и осуществлять работу |
Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) | Найденный способ решения проблемы |
| Рефлексию деятельности и результата |
| Дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Этапы проведения проекта
- Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
- Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
- Определение цели, формулирование задач.
- Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
- Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
- Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
- Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
- Поисково-исследовательский этап
- Определение источников информации
- Планирование способов сора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
- Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
- Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта:
- определение даты и места защиты
- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
- стендовая информации о проекте
- Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
- Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
- Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
- По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
- Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
- Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Общие правила для руководителя проекта
- Подходите к проведению этой работы творчески.
- Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
- Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
- учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
- В процессе работы не забывайте о воспитании.
Памятка руководителю (организатору) проекта
- Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)
- Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
- Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
- Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
- Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
- Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
- Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
- Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
- Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
- Предложите критерии оценки успешности проекта.
- Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
- Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
В помощь учащимся
- Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
- Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
- Разбить задачу на подзадачи, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
- Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
- Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
- Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
- Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
- Проверить точность применяемых логических приемов.
- Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
- Выразить все понятия решаемой задачи в «целесообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
- Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
- Результат решения сформулировать логически строго.
- Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
- Решать задачу по возможности сосредоточено.
Методическое планирование проектной деятельности
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Подготовка информации о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
- Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
- Поисковый этап
- Промежуточные отчеты учащихся
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Выводы:
Системные занятия проектной деятельностью в школе позволяют учащимся прочно освоить навыки анализа проблемного поля, целеполагания, поиска и разработки оптимальных решений выявленных проблем. Кроме того, проектная деятельность активно содействует развитию у школьников творческих способностей, коммуникативных, исследовательских умений, навыков работы в команде, лидерских качеств, навыков саморазвития и самообразования. Совместная работа над проектом формирует принципы взаимопонимания и взаимоподдержки, толерантности, уважения мнения других, создает сплоченный коллектив и здоровую психологическую обстановку в классе. Квалифицированное и последовательное внедрение проектной деятельности в образование будет содействовать приобретению обучающимися современных и эффективных знаний, навыков и качеств, владение которыми будет помогать им в школе, при продолжении обучения и в последующей профессиональной, общественной и даже личной жизни.
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности межпредметного сообщества учителей
«Горизонты открытий»
в 2017-2018 учебном году
Цель: создание условий для реализации учителями инновационных методов работы на практике, как фактора повышения мотивации и качества образования учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование педагогического мастерства педагогов М ПС через овладение и применение стандартов II поколения; изучение передового инновационного опыта педагогов школы.
2.Дифференцированный подход к обучению предметов.
3.Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта учителей МПС.
4. Внедрение в учебный процесс метода проектов и МЭШ.
5.Повышение интереса учащихся к изучению предмета через внеклассные мероприятия и творческую работу. Работа с одаренными детьми.
Работа МПС велась по плану. В течение года проведено 8 заседаний методического объединения, рассматривались инструкционные и методические материалы, теоретические проблемы и вопросы практической работы, анализировались результаты открытых уроков и внеклассных мероприятий.
В 2017-2018 проектная, исследовательская деятельность оставалась
одним из приоритетных направлений работы школы. Внедрение новых
ФГОС позволило акцентировать внимание на важности именно проектной
составляющей в учебном процессе. Новый стандарт предполагает уменьшение роли классно-урочной системы в школе, с 1 по 11 класс предусмотрена проектная деятельность, способствующая развитию и воспитанию личности ребенка, способного к самоидентификации и осмыслению своих ценностных приоритетов. В школе создана и действует система проектной, исследовательской деятельности, которая осуществляется с использованием компьютерного оборудования. Защита проекта осуществляется публично на конкурсах, НПК различного уровня, результаты публикуются на сайте школы. Как известно, учебный проект - это познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение значимого результата по решению какой-либо проблемы, актуальной для участников проекта.
Организационно- методическое, информационное обеспечение проектной деятельности в образовательном учреждении осуществлялось следующим образом:
- размещение актуальной информации в электронном дневнике учащегося, на сайте школы.
-проведение индивидуальных консультаций с учителями и обучающимися. На сайте школы оформлены страницы по организации проектной деятельности в начальной и основной школе.
На сайте школы выложены (будут выложены):
-материалы НПК школьной и межрайонной;
-материалы, вошедшие в сборник «Из опыта проектной, исследовательской деятельности;
-материалы семинаров по организации проектной деятельности в школе;
-лучшие проекты обучающихся школы.
Учащиеся принимали активное участие в школьной и межрайонной научно- практических конференциях проектных и исследовательских работ. Количество участников и их результативность значительно повысилась по сравнению с предыдущим годом. Приоритетные виды проектов учащихся 1-7 классов–творческие, информационные, что соответствует возрастной категории учащихся. Приоритетные виды проектов учащихся 9-11 классов–исследовательские, практико-ориентированные.
Научно-практическая конференция подвела итоги проектной, исследовательской деятельности в школе в текущем учебном году. ШНПК проходила по секциям, всего приняли участие 122 человека. Секции были сформированы в основном по межпредметно - циклическому принципу с учетом типа проекта.
Типология представленных на конференции проектов: информационные;
практико-ориентированные; исследовательские; творческие.
В этом учебном году были представлены проекты по большинству учебных дисциплин. В целом, как отмечалось членами жюри конференции, качество
проектов удовлетворительное и есть над чем работать при оформлении и представлении проектов.
Из 31 человека, принявших участие в межрайонном конкурсе проектных и исследовательских работ есть 13 победителей и призеров. Так в номинации «Мой первый проект» (детские сады- 1 класс) - 3 победителя и 4 призера, в номинации «Учусь исследовать»(2-5 классы)- 2 победителя и 4 призера. К сожалению, старшеклассники не показали высоких результатов на межрайонной конференции. В подготовке проектов очень активными являются учителя начальной школы - Толкунова Е.С., Клейменова И.О., Крылова Л.Ф. , а так же учителя – предметники Гордеева И.Г, Пьянов А.В., Лубкова С.И.
С 16 апреля по 28 апреля 2018 г. была проведена Методическая неделя по теме: «Требования к современному уроку», было проведено 12 уроков и одно занятие группы продленного дня с применением проектной методики и МЭШ. Все уроки прошли качественно и на высоком методическом уровне.
Проектная деятельность в школе реализуется поэтапно и систематически. По мере освоения проектной технологии выявляются сложности и проблемы. Сохраняется проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя.
Проявилась проблема промежуточного мониторинга, многие испытывают сложности с организацией работы по этапам в течение года. Для организаторов проектной деятельности в масштабах школы проблемой остается организация устойчивой связи с ВУЗами, требуется постоянный мониторинг, коррекция проектной деятельности, расширение масштабов деятельности. Важным компонентом исследовательской деятельности обучающихся является представление их исследовательских проектов на конкурсах и конференциях.
Исходя из проделанного анализа, на следующий год перед МПС учителей можно поставить следующие задачи:
- продолжить работу по внедрению метода проектов в урочной и внеклассной деятельности;
- проводить семинары по проектной деятельности для учителей, работающих в старшей школе;
- оказание методической помощи в проектной и исследовательской деятельности молодым специалистам;
- новым направлением проектной деятельности в школе на следующий учебный год будет создание сетевых проектов;
- организация и проведение методических недель с проведением уроков и внеклассных занятий с применением проектов;
- организация и проведение педагогических чтений по распространению инновационного опыта работы;
- участие учителей и обучающихся в конкурсах по проектной деятельности;
- сотрудничество школы с Высшими учебными заведениями для повышения качества ученических проектов и исследовательских работ.
Подводя итоги работы за год, можно оценить работу МПС учителей «Горизонты открытий» удовлетворительной. Проектная деятельность в новом формате требует дальнейшего осмысления и доработки, чему будет уделяться внимание при работе в следующем учебном году.