Страничка логопеда

Волкова Наталия Алексеевна

                Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.Основные направления работы логопеда в школе:

-Развитие связной речи;

-Коррекция произношения;

-Накопление и совершенствование словаря;

-Развитие грамматической стороны речи;

-Развитие артикуляторной моторики;

-Обучение звуковому анализу слов;

-Обучение навыкам словообразования и словоизменения.

Винчевская Елена Евгеньевна, стаж работы 18 лет, первая категория.

vinchevscka@ya.ru

Логопедические игры.

http://www.logoped.ru/igry.htm

Новоторцева "Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки с

https://yadi.sk/d/SSTv-WBFf6ugy

https://yadi.sk/d/gGnzdVRFf6uib

Светлова И. "Домашний логопед"

https://yadi.sk/i/qjYAiBCCf6upF

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей

Почему у детей возникают нарушения звукопроизношения? И возможно ли предупредить их возникновение? Ведь, как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольных учреждений и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем и все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей   активной речевой среды:

  • Правильная чистая речь взрослых;
  • Чтение произведений художественной литературы;
  • Посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

Некоторые взрослые стремятся приноровится к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере. Замена аудиальной информации визуальной тормозит развитие речевых зон коры головного мозга, которые развиваются наиболее активно в период с 3 до 5 летнего возраста.

        Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:

  • Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
  • Каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
  • Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у дошкольников является несовершенство движений артикуляционных органов и их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом профилактики нарушений звуков является универсальный пропедевтический комплекс упражнений, который следует проводить ежедневно, в течение 3-5 минут. Каждое упражнение повторяется по 6-8 раз.

Комплекс артикуляционных  упражнений

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на «нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Горка» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
  • «Трубочка» : рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели» : рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Катушка» :рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык  «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
  • «Лошадка» : присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
  • «Маляр» : рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
  • «Вкусное варенье» : рот открыт. Широким языком облизатьверхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  • «Автомат» : рот открыт. Напряженным кончиком язык постучать в зубы, многократно произнося: (т-т-т-т-т-т). Постепенно увеличивая темп.
  • «Фокус» : рот приоткрыт, язык в форме « чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

        Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ренит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов – важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.

Для развития речевого дыхания полезно ежедневно выполнять, в течение  3- 6 минут, дыхательные игры:

  • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные  картонные  и бумажные фигурки;
  • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • Сдувать со стола ватные или бумажные шарики в определенном направлении («Футбол»);
  • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;

Дыхательная гимнастика

  • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать выдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз);
  • Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем;
  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа;
  • При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа;
  • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльм носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м»;
  • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза);
  • Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5-6 раз);
  • Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.