Работа с текстом
здесь вы найдете материалы по работе с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_rabota_s_tekstom._6_klass.docx | 27.29 КБ |
izuchayushchee_chtenie.docx | 14.9 КБ |
priemy_raboty_s_tekstom.docx | 19.58 КБ |
proverka_chit_umeniy.docx | 167.59 КБ |
rabota_po_szhatiyu_teksta.docx | 13.35 КБ |
diagnostich_rabota_promezhut_kontrol.docx | 24.37 КБ |
diagnosticheskaya_rabota._vkhodyashchiy_kontrol.docx | 15.29 КБ |
strategii_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Программа по русскому языку
«Виды чтения и работа с текстом» (6 класс)
- Пояснительная записка.
Программа разработана на основе
примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М., Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения),
программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «ОБСШ» (срок реализации Программы – 5 лет (5 – 9 класс),
междисциплинарной программы «Смысловые стратегии и работа с текстом» МБОУ «ОБСШ».
Актуальность программы
Учащиеся пятых и шестых классов, обучающиеся по ФГОСу, как показывает опыт, испытывают большие трудности в освоении материала учебников, особенно гуманитарных и естественных наук (в отличие от образования до введения стандарта, уже с пятого класса эти дети осваивают обществознание, географию и биологию). У многих детей выявляются следующие проблемы: неумение воспринимать текст параграфа как единое целое, отсутствие навыка поиска в научном тексте ответа на вопрос, отсутствие навыка осмысленного чтения разных типов текстов. Разумеется, и дальнейшее освоение школьной программы предполагается с этими же проблемами. Именно поэтому был разработан спецкурс, направленный на решение конкретной проблемы.
Цель программы.
Программа имеет следующую цель: обучить школьников различным видам работы с текстом ,научить продуктивно использовать эти приемы.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Место предмета в учебном курсе.
Учебным планом нашей школы выделено 0,5 часа в неделю(17 часов в год) на работу со смысловыми стратегиями.
Формируемые в ходе реализации программы универсальные учебные действия
Реализация программы предполагается через овладение школьниками в ходе внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные:
- формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- сформировать основы рефлексивного чтения;
Планируемые результаты освоения обучающимисястратегии смыслового чтения.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты):
В результате работы с данной программой ученики
приобретут навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов;
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
овладеют такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
Ученики научатся:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- находить в тексте требуемую информацию;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
Ученики научатся:
- структурировать текст, используя оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте изображения;
- интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации:
Ученики научатся:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
Содержание обучения.
Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность).
Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов.
Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного).
Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста».
Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного),
Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста»
Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного).
Практическая работа «Как работать с параграфом учебника»
Обучение приемам сжатия текста.
Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста»
Итоговая работа «Смысловой анализ текста»
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты |
1 | Понятие текста, основные признаки текста. | 1 | Понятие текста, структура, основные признаки(членимость, смысловая цельность, связность). | -вспомнить, что такое текст, его основные признаки и структуру. - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; |
2 | Типы текстов. | 2 | Работа с таблицей «Типы текста и их признаки». Чтение и интерпретация текстов разных типов. | - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - научить воспроизводить и интерпретировать тексты разных типов; - определять главную тему, общую цель или назначение текста; |
Ознакомительное чтение | 2 | Обучение ознакомительному чтению (чтение с пониманием основного содержания прочитанного) | — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | |
4 | Практическая работа | 1 | Практическая работа в парах «Тема. Микротема. Составление плана текста». | |
5 | Изучающее чтение | 2 | Обучение изучающему чтению (чтению с относительно полным пониманием содержания прочитанного) | — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; |
6 | Практическая работа | 1 | Практическая работа в группах «Извлечение разного рода информации из прочитанного текста» | |
7 | Просмотровое (поисковое) чтение | 2 | Обучение просмотровому/поисковому чтению (чтение с выборочным пониманием содержания прочитанного). | - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; |
8 | Практическая работа | 1 | Практическая работа «Как работать с параграфом учебника» | |
9 | Приемы сжатия текста | 1 | Обучение приемам сжатия текста. | - находить в тексте требуемую информацию; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; |
10 | Практическая работа | 1 | Практическая работа «Отработка приемов сжатия текста» | |
11 | Практическая работа | 2 | Смысловой анализ текста. |
Список литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. :Баласс, 2011.
Занятие 1.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Приемы и тексты. Изучающее чтение.
Задание 1. Вопросы явные и скрытые. Прочитайте текст. Найдите вопрос (вопросительное предложение). С какой целью он использован в тексте? По ходу чтения сформулируйте другие вопросы, которые можно было бы включить в текст.
Распространение жизни в океане
В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй — дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет — первое условие существования в воде зелёных водорослей, которыми питаются организмы.
В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещённость уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.
Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: солёность и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также свойства пород, слагающих морское дно.
Задание 2. Информативно важные слова. Прочитайте текст. По ходу чтения выделите те его элементы (слова, словосочетания, предложения), которые являются наиболее важными для раскрытия основной мысли текста (она выделена).
Дворянские поместья
XVI в. был временем дальнейшего развития феодального землевладения, в особенности дворянского.
Как мы знаем, сама форма условного держания земли за выполнение службы зародилась ещё в период феодальной раздробленности. Теперь московские князья, а затем цари стали усиленно раздавать своим слугам в пользование земли с крестьянами, или, как говорили тогда, «испомещать» на земле (отсюда слово «помещики»). Служилые люди — дворяне — набирались чаще всего из свободных людей. Складывалась так называемая поместная система землевладения: дворяне должны были обеспечить себя с этой земли всем необходимым для несения военной службы. Дворянин был обязан приходить на войну «конно, людно и оружно» (с лошадьми, людьми из числа холопов и оружием). Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонялся от неё.
Задание 3. Выписки (главное, существенное, значимое). Прочитайте часть материала «Среда жизни животных». Представьте содержание прочитанного в виде таблицы (схемы), рисунка.
Среда жизни животных
Животные, как и растения, грибы, бактерии, заселили на Земле разнообразные среды жизни. Водную среду жизни заселили, например, рыбы, киты, раки; наземно-воздушную — жуки, бабочки, многие птицы, звери; почвенную — дождевые черви, медведки, кроты. Средой жизни многих животных служат другие животные и человек. В органах животных, например, обитают паразитические черви и клещи.
Некоторые животные живут не в одной, а в двух средах
жизни. Так, лягушки обитают в водной и в наземно-воздуш-
ной средах жизни, а полевые мыши — в наземно-воздушной
и почвенной. а
Внимание!
После чтения текста необходимо проверить, удалось ли: ^
- сформулировать основную мысль прочитанного;
- выделить основную информацию;
Предварительный просмотр:
Задания аналитического типа .
Мини-лекции. Весь материал(например, биография писателя или элементы морфологической характеристики частей речи) разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь. Изучив или прослушав тот или иной блок информации, учащиеся с помощью ключевых слов стараются передать его смысл.
Работа с тестами. Очень действенный способ, причем наибольшую результативность такой прием приносит не когда учащиеся выполняют готовый тест по тексту, а тогда, когда они сами составляют задания к нему в определенном ключе (например, с точки зрения смыслового анализа текста).
В зависимости от того, на уроке русского языка и литературы учитель применяет такой прием, школьникам предлагается прочитать текст произведения или параграфа и попытаться составить тест на знание или понимание текста (индивидуально, в парах, группой). Очень важно в завершение предложить озвучить и отредактировать то, что получилось.
«Сворачивание-разворачивание» термина.
Понятие записывается посредине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним - понятия, входящие в его состав. Получается пирамида с узкой вершиной и широким основанием. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий. Например, такая работа может проводиться при закреплении темы «Лексика» - верх пирамиды – раздел морфологии, в основании – типы лексических единиц.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Прием «Синквейн». Название дает учитель. Учащиеся из текста отбирают материал, нужный для синквейна. Название(например, синквейн о литературном герое) школьник может выбрать и сам.
Структура:
1-я строчка - одно существительное,
2-я строчка - 2 прилагательных,
3-я строчка - 3 глагола,
4-я строчка - вывод из слов,
5-я строчка - завершающее слово.
Учебная ситуация
как способ реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Кратко и ясно. Составить Таблицу, график, диаграмму на основе текста параграфа или книги. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить Старший - младшему. Объяснить содержание прочитанного текста соседу по парте.
Пересказ с помощью опор. Школьник готовит дома опорный лист для пересказа материала параграфа и сообщения.
Устная презентация. Учащиеся могут представить устный критический анализ книги или фильма, проблемы в классе, наличия домашних животных у учеников класса.
Драматизация. Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Цель: в тексте отобрать информацию по образу героя или его поступку и передать так, чтобы зрители «поверили».
В классе гость. Пригласите в класс гостя. Напишите с учащимися пригласительное письмо. Проведите мозговой штурм и наметьте возможные вопросы для интервью; обсудите с детьми, какие могут быть ответы на эти вопросы. Учащиеся, индивидуально или в группах, составляют свои варианты вопросов. Во время посещения учащиеся задают свои вопросы, внимательно выслушивают ответы посетителя, а затем задают следующие вопросы. После посещения обсудите с учащимися, что удалось узнать про посетителя.
Дискуссия в классе. Поместите в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии. Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий.
Предлагаем версии. Подготовьте две версии какого-либо рассказа (например, использованные при его экранизации). Прочтите оригинал и обе версии, обсудите, сравните и противопоставьте различные версии. Учащиеся могут обсудить, сравнить и противопоставить различные версии рассказа. Они распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Учащиеся подчеркивают сходство и различия между версиями. Учащиеся могут создать другую версию того же самого рассказа, изменив некоторые элементы. Они могут исполнить художественное чтение оригинальной и ученической версий.
Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Читаем в паре. Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа. Они проглядывают рассказ и решают, будут ли они читать это про себя или вслух. Учащиеся обсуждают способы организации рассказа и решают, как часто они будут останавливаться, чтобы обсудить прочитанное. Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и отвечают. После прочтения, учащиеся обсуждают сам процесс чтения в паре и размышляют о том, что удалось узнать и понять.
Два автора. Сравните стиль двух авторов. В «читательских кружках» отберите примеры стилистических особенностей каждого автора и, сгруппировав, подготовьте о них сообщение. Сравните и противопоставьте стили.
Пишем параграф. Учащиеся пишут параграф, чтобы сообщить о каком-либо событии.
Друзья по переписке. Учащиеся пишут письмо другу. После первого письма с представлением, письма должны писаться по определенному плану, включая следующие компоненты: благодарность за полученное письмо, комментарии или ответы на поставленные вопросы, новости (например, личные, классные, в развитии предыдущего письма), свои вопросы и слова приветствия.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
Прием «Исключение подробностей».
Задание: прочитайте текст, определите тему и идею текста.
Исключите подробности, которые не влияют на раскрытие темы и идеи путем вычеркивания этих подробностей карандашом.
(итоговый вариант- жирным шрифтом обозначено то, что шестиклассники убрали)
В преддверии Дня великой Победы я хочу рассказать еще об одном участнике войны. У него не было наград. Не было долгих военных дорог до победы. Не было пути домой с фронта к маме, к родным.
Мой дядя, Быков Анатолий Максимович, родился в 1925 году в деревне Чамово. Когда принесли повестку, Толя находился в Рочегде, работал в лесу. Ночью пошел он домой через Двину, провалился под лёд, еле выбрался и только к утру был дома. Родители не спали. Мать вязала носки и рукавицы, собирала одежду. Отец запряг лошадь и повез в Березник будущего солдата, которому не было еще и восемнадцати лет. Всю дорогу молчали. Приехали. Когда около военкомата выстроились призывники, отец не мог смотреть на них без слез: молоденькие, худые, полуголодные ребята…
А потом начались трудные дни ожидания. Писем долго не было. Потом пришло одно - первое и последнее. В нем сын писал, что они делают плот и через несколько дней будут переправляться через реку. А в октябре отца вызвали в сельсовет. Там он получил «похоронку», где извещали, что Толя пропал без вести. Дома отец так и не сказал ничего жене. А она, сердцем чувствуя беду, плакала каждый день. А отец все думал: может, ошибка произошла, может, вернется сын. И до конца войны скрывал «похоронку» от родных.
После войны Быковы нашли следы сына. Человек из соседней деревни рассказал, что был с Толей в одной части. Переправлялись через реку на плотах, началась бомбежка. Кто успел, тот выскочил на берег, а остальные попали под обстрел. Вода в реке была красной от крови. Вот на этой переправе, выходит, Толя и погиб. И когда родители получили письмо, где он жив - здоров, в живых его уже не было.
Вот такая история. Не успел парень стать ни кадровым военным, ни отцом. Зато - стал мужчиной и погиб. Погиб участником Великой Отечественной войны.
Предварительный просмотр:
Научно-популярный стиль.
Прочитайте текст и выполните задания.
Сервалы - кустарниковые кошки - распространены практически на всей территории Африки, исключая пустыню Сахару и густые леса экваториальной зоны. Южноафриканские белые фермеры называют их бушкэт («буш» -колючий кустарник, «кэт» - кошка), а туземцы — барабара или чуй.
Сервал - стройная дикая кошка средних размеров. Длина его тела 90-135 см, высота в плечах до 40-65 см; весит сервал 8-18 кг. У него острые клыки, а коренные зубы с острыми режущими вершинками предназначены исключительно для разрезания мяса, а не для жевания. Желтовато-серая шкурка покрыта небольшими тёмными пятнами, а на мускулистом хвосте длиной до 40 см - чёрные кольца. На спине и ушах - полосы. Каждый сервал - обладатель уникального, только ему присущего узора на шерсти. Довольно светлая шерсть с тёмными пятнами - прекрасный камуфляж, чтобы оставаться практически невидимым среди выгоревшей под палящим солнцем растительности саванн*. Ещё одна особенность его окраса - белые полоски на задней стороне ушей. Эти белые пятна, выступающие над поверхностью травы, помогают неопытным малышам, вышедшим на охоту вместе с матерью, не потерять её из виду. Голова у сервала маленькая, глаза крупные, а уши по сравнению с головой огромные, как локаторы, что выдаёт в сервале сумеречное и ночное создание, которое успешно охотится благодаря тонкому слуху и острому зрению. Главные отличия сервала - длинная шея, из-за которой у себя на родине он получил ещё одно название - «кошка-жираф», и длинные ноги, позволяющие легко ходить по высокой траве саванн и видеть поверх неё, а также особая элегантность в движениях. На отдыхе он медлителен и величав, а когда голоден, быстр, как молния. Именно быстрота бросков помогает ему ловить практически любую мелкую добычу.
Сервал предпочитает места, покрытые густой невысокой растительностью, где он легко может найти себе нору, пещеру или другое убежище, и где рядом есть вода - река, ручей или источник, поскольку именно сюда сбегается живность в поисках живительной влаги.
Днём сервал отсыпается в укрытиях, а в сумерках выходит на охоту. Пик его охотничьей активности приходится на 10-11 часов вечера и 4-5 часов утра. Главная охотничья стратегия сервала - наблюдать и ждать. Бесшумно залегая в высокой траве, этот терпеливый хищник настраивает свои уши-антенны, безошибочно улавливая каждый звук, раздающийся в саванне. Сервал не преследует добычу, а неожиданно выпрыгивает из засады и прижимает жертву к земле, а затем мёртвой хваткой впивается ей в горло. Подобная тактика позволяет сервалам в каждом втором случае оставаться при добыче, тогда как большинству кошачьих везёт лишь в одном из 5 или 6 случаев. Добычей сервалов становятся не только мелкие грызуны и лягушки, но и более крупные животные - олени и газели. Однако 90 % их меню со-
* Саванны - пространства, покрытые травянистой растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.
стоит из добычи весом не более 200 г, основную массу которой составляют грызуны. Охотится сервал и на птиц, потому что способен подпрыгивать за ними на высоту до 3 метров! Благодаря невероятной гибкости он проделывает настоящие акробатические сальто, чтобы, изогнувшись в полёте, своей когтистой лапой поймать птицу на лету или сбить на землю.
Сервалы ведут одиночный образ жизни. В случае опасности они предпочитают прятаться или спасаться бегством, совершая неожиданные прыжки или резко меняя направление бега, скорость которого может достигать 80 км/ч. Детеныши у сервалов появляются в основном в феврале-апреле, рождаясь в старых норах дикобразов или в гнёздах среди травы; обычно в помёте 2-3 котёнка. Мать кормит их молоком примерно до семи с половиной месяцев. В годовалом возрасте они покидают мать и находят собственную территорию.
Сервалы довольно легко приручаются и могут содержаться как домашние животные, особенно если попали в дом малышами. Из-за схожести характера и повадок с домашними собаками сервалы с каждым годом пользуются всё большей популярностью. Они умнее, преданнее и активнее, чем обычные домашние кошки - этакие «котопёсики». Сервалы очень игривы, любят приносить хозяину брошеные им мячики; они легко уживаются с неагрессивными собаками и некоторыми другими домашними животными. Продолжительность жизни сервала в дикой природе составляет 10-12 лет, в домашних условиях 15-20 лет, так что это друг надолго.
(По В. Климову)
А1 Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,
- какие размеры имеет сервал
- каковы особенности внешности и поведения сервала
- где сервалы находят добычу
- чем отличаются сервалы от обычных домашних кошек
А2 Автор написал этот текст, чтобы все поняли,
- почему южноа'фриканские фермеры называют сервала «бушкэт»
- что каждый сервал является обладателем уникального, только ему присущего узора на шерсти
- как ведёт себя дикая кустарниковая кошка в минуты опасности
- что сервал может быть не только красивым и ловким охотником, но и преданным другом человека
АЗ Теперь ты знаешь, что сервалы
- получили название «кошка-жираф» из-за своих длинных ног
- охотятся преимущественно в дневные часы '
- не жуют пищу коренными зубами, а разрезают её на куски
- распространены в густых лесах на экваторе
А4.Прочитав текст, ты узнал, что
- белые пятна на задней стороне ушей сервала - ориентир в высокой траве для его котят
- хвост сервала покрыт небольшими тёмными пятнышками
- для сна и охоты сервал выбирает открытое, хорошо просматривающееся пространство
- большую часть меню сервала составляют олени и газели
А5 После чтения текста стало понятно, что
- сервалы постоянно находятся в активном движении
- источник влаги - место, удобное для охоты
- сервал легко даст отпор агрессивной собаке
- потомство у сервалов появляется в течение всего года
А6 [ Какие из утверждений соответствуют содержанию текста? Обведи кружочком соответствующие буквы.
Сервал с лёгкостью способен обнаружить такую добычу, как мелкие грызуны, потому что
А) его чуткие уши улавливают любой шорох, раздающийся в саванне
Б) его длинные шея и ноги позволяют ему видеть поверх высокой травы
Укажи верный ответ.
- верно только А
- верно только Б
- оба утверждения верны
- оба утверждения неверны
А7 Если ты захочешь узнать побольше о сервалах и их повадках, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?
- Животный мир пустыни
- Энциклопедия «Мир животных»
- Толковый словарь
- Справочник начинающего собаковода
В1 Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. Внешний вид и отличительные признаки сервала.
Б. Сервалы - «котопёсики».
В. Образ жизни и размножение сервалов.
Г. Многочисленные названия сервала.
Д. Поведение сервала на охоте.
Е. Излюбленные места обитания сервалов.
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
1 2 3 4 5 6
В2 Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значе-
ние при чтении текста вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой.
СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ
1) сальто А) маскировочная окраска, позволяющая
скрыть объект, находящийся в природных условиях, за счет зрительного изменения окраски и форм
2) камуфляж Б) полный круговой поворот всем телом на
носке одной ноги
В) яркое, броское, многоцветное украшение
Г) полный переворот в воздухе при прыжке
Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.
1 2
С1 В тексте есть сведения о сервале. Заполни, пользуясь ими, без пропусков табличку, внося в неё необходимые заголовки или сведения.
Вес Длина Максимальная
хвоста скорость
40-65 см 90-135 см 10-12 лет
С2 I Как ты думаешь, почему сервалы считаются одними из лучших, удачливых охотников? Приведи две причины.
СЗ I Как ты думаешь, стоит ли заводить сервала, если в доме живёт хомяк или попугай? Почему?
Предварительный просмотр:
Входной контроль. Спецкурс.
Прочитайте текст и выполните задания.
- Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
- Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода.
- Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
- Вдруг кто-то толкнул дверь.
- Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто.
- Доверчиво прикоснулась она к его руке.
- Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
- Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
- Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
- История Каштанки описана в известном рассказе Чехова.
- Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку.
- Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.
- Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.
- Каштанка осталась у артиста.
Задания.
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Определите идею текста (основную мысль).
- Сформулируйте проблему, обозначенную в тексте.
- Укажите номера предложений, с которых начинаются новые абзацы.
- Составьте план текста. Запишите пункты в столбик под соответствующими цифрами.
- Проведите композиционный анализ.
Подпишите названия композиционных частей рядом с микротемами.
- Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
Ключ.
История Каштанки.
- Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
- Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода.
- Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
- Вдруг кто-то толкнул дверь.
- Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто.
- Доверчиво прикоснулась она к его руке.
- Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
- Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
- Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
- История Каштанки описана в известном рассказе Чехова.
- Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку.
- Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться.
- Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.
- Каштанка осталась у артиста.
- Озаглавьте текст. История Каштанки.
- Определите тему текста. История собаки.
- Определите идею текста (основную мысль). Бездомные собаки должны обрести хозяина или За деньги можно продать друга.
- Сформулируйте проблему, обозначенную в тексте. Автор узнал эту историю и рассказал её читателям.
- Укажите номера предложений, с которых начинаются новые абзацы. 1,4,9,14.
- Составьте план текста. Запишите пункты в столбик под соответствующими цифрами.
- Бездомная собачка.
- Новый хозяин.
- Как проверяется дружба.
- Вместе навсегда.
- Проведите композиционный анализ.
Подпишите названия композиционных частей текста рядом с микротемами.
- Завязка.
- Развитие действия.
- Кульминация.
- Развязка.
- Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение).
Входной контроль. Спецкурс. Оценочный лист.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
Междисциплинарная программа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
1.Пояснительная записка.
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» (далее – Программа) является междисциплинарной и реализуется при изучении всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ состав. Е.С. Савинов. – М., Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения), Примерной основной программы 2100, М, Баллас, 2012., Программы формирования универсальных учебных действий МБОУ «ОБСШ». Срок реализации Программы – 5 лет. (5 – 9 класс)
Актуальность программы
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация комментирование текста и мн. др. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др..
Нередко формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Однако почти в каждом классе находится немало учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Решение этой проблемы вызывает немалые трудности и на ступени основного образования.
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Цель и задачи
В связи с тем, что школьнику необходимо овладеть большим количеством приемов работы с разными видами текстов, программа, согласно которой могут осваиваться данные приемы, имеет следующую цель: научить школьников выбирать оптимальную стратегию работы с текстами разных типов, продуктивно использовать различные приемы смыслового чтения. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Формируемые в ходе реализации программы универсальные учебные действия
Реализация программы предполагается через овладение школьниками в ходе урочной и внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- сформировать основы рефлексивного чтения;
2. Основные понятия, используемые в Программе
Понятие стратегии работы с текстом рассматривается как познавательная и мыслительная структура (что можно сопоставить с понятиями когнитивная карта, план), которая позволяет читателю организовывать действия по пониманию текста. При этом стратегия работы с текстом определяется как процесс работы с текстом, поскольку она выступает механизмом реализации цели читателя при работе с текстом, и его результат - тот или иной уровень понимания. Стратегия формируется и реализуется субъектом в зависимости от комплекса взаимосвязанных условий: задач, которые решаются читателем, имеющихся у него средств или способов понимания текста, а также особенностей текста.
Смысловое чтение рассматривается не как вид чтения (попытки включить смысловое чтение в ряд других видов чтения предпринимаются сегодня достаточно активно), а скорее, характеризуется как уровень чтения. Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Обусловленность вида чтения его целью очевидна, от этого в свою очередь зависит выбор механизма чтения, по этой причине школьников необходимо учить различным стратегиям чтения. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента художественного текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс наделения смыслом.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Виды и типы чтения
Для того чтобы учащийся смог успешно определять стратегию работы с текстом, программа предусматривает формирование умений оптимального выбора вида и типа чтения.
Таблица 1
Виды чтения | Краткая характеристика |
Ознакомительное | извлечение основной информации или выделение основного содержания текста |
Изучающее | извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста |
Поисковое/просмотровое | нахождение конкретной информации, конкретного факта |
Выразительное | |
Углубленное | обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. |
Быстрое | сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. |
Панорамное быстрое | результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. |
Выборочное | разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. |
Чтение-сканирование | быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). |
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Типы текстов.
Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Сформированные умения смыслового чтения направлены на работу с разными видами текстов. Понятие «текст» может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Таблица 2
Типы сплошных текстов | Типы несплошных текстов |
1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). | 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты. |
- Содержание программы
Таблица 3
Содержание | Где изучается? | |
Речь | Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей. Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия. Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Письменная речь. Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров. Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов устного/письменного сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование. Основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение (включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного. Реферирование. Аннотирование. | Русский язык Литература Элективные курсы Факультативы |
Текст | Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Овладение различными видами чтения. Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания прочитанного). Тексты разных жанров и стилей: публицистические, научно-популярные, художественные, прагматические. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста. Тексты устные и письменные. Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ одного произведения; сравнительный анализ. Освоение литературоведческих понятий и терминов:
• стих и проза и др. | Русский язык Литература Факультативы Элективные курсы |
Ввод информации | Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного, письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов. | Информатика Обществознание Естествознание Филология, искусство |
Обработка информации | Обработка текстов. Проверка правописания, словари. Деловая переписка, учебная публикация. Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные источники информации, поисковые машины. | Информатика Обществоведение Естествознание, Филология |
- Формы, приемы, способы реализации программы.
Для формирования смыслового чтения учащимся необходимо овладеть определенной суммой приемов работы с текстом. Очень важна в решении данной задачи преемственность с начальной ступенью обучения, поэтому в программе предлагаются приемы, многие из которых применялись уже в младших классах.
Основные приемы работы с текстом, применяемые учащимися в 5-7 классах
Таблица 4
Приемы | Пояснения |
Прием составления вопросов к тексту | В работе с вопросами часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов: |
Прием составления плана | |
Прием составления граф-схемы | Способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная граф-схема. |
Тезирование | Представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. |
Умение отвечать на контрольные вопросы | |
Реферативный пересказ | |
Прием составления сводной таблицы | Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. |
Прием комментирования | Представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. |
Самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; | |
Пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; | |
Подготовка докладов и написание рефератов | |
План текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ. |
Применяя прием составления вопросов к тексту, часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
Таблица 5
Типы вопросов | Характеристика |
Простые вопросы. | Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. |
Уточняющие вопросы. | Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. |
Объясняющие вопросы. | Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. |
Творческие вопросы. | Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» |
Оценочные вопросы. | Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» |
Практические вопросы. | Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?» |
Такая классификация помогает научить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту.
Способы работы с текстом, используемые в 7-9 классах.
Таблица 6
1
| Способы первичного анализа текста | |
| 1.1
| Выделение (по разным критериям) элементов текста, их классификация, построение первичного смыслового графа. |
| 1 2
| грамматический, синтаксический анализ отдельных фраз и фрагментов текста, понимание через уточнение значений слов и фраз.
|
2
| Способы понимания сюжетной линии текста
| |
| 2.1
| описание, пересказ сюжетной линии, текста в целом
|
| 2.2
| выявление цепочки последовательных событий, причин следования
|
| 2.3
| позиционный анализ, имитация позиций героев произведения
|
3
| Способы анализа текста
| |
| 3.1
| отнесение текста в целом к определенному типу в субъективной классификации. Введение критерия, позволяющего поместить текст в последовательность сходных текстов
|
| 3.2
| выявление общей логики текста
|
4
| Способы понимания позиции автора
| |
| 4.1
| психологическая проекция, имитация позиции автора
|
| 4.2
| восстановление культурно-исторической ситуации написания произведения
|
| 4.3
| введение понятия, концепции, ситуации, позволяющей структурировать смысл текста
|
5
| Способы анализа собственной работы с текстом
| |
| 5.1
| рефлексия собственного способа работы с текстом
|
| 5.2
| анализ ситуации коммуникации.
|
- Этапы работы с текстом.
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Таблица 7
Этапы | Приемы работы |
Предтекстовый этап | Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования. |
Текстовый этап | На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста. |
Послетекстовый этап | На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста. |
- Планируемые результаты реализации программы
Таблица 8
Планируемые результаты | Основные формы и методы достижения результатов |
| |
Базовый уровень | |
Выпускник научится:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете, комментирование текста, комплексный анализ текста. |
Повышенный уровень | |
Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. | |
2. Преобразование и интерпретация информации | |
Базовый уровень | |
Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | Восстановление контекста, интерпретация, составление плана, тезисов, реферирование, аннотирование, создание письменных текстов разных стилей и жанров |
Повышенный уровень | |
Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). | |
| |
Базовый уровень | |
Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | Психологическая проекция, имитация позиции автора, восстановление культурно-исторической ситуации написания произведения, отзыв, рецензия. |
Повышенный уровень | |
Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
- Мониторинг реализации Программы.
Критерии сформированности навыка смыслового чтения
Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота его понимания. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
• общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста, умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка: умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т.д.);
• нахождение информации (умение требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
• интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);
• рефлексия на содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся).
• рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Уровни сформированности навыков смыслового чтения
Таблица 9
Классы уровни | Владение приемами осмысленного чтения |
5-6 класс – базовый уровень | вычитывать все уровни текстовой информации. |
7-9 класс базовый уровень 5-6 класс повышенный | понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. |
7-9 класс Повышенный уровень | рационально осуществлять выбор приемов чтения и слушания |
Уровни сформированности навыков работы с текстом
Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из сформированных умений.
Таблица 10
Уровни сформированности навыков работы с текстом | Сформированные навыки и виды деятельности |
5-й уровень | Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией. Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей. Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски |
4-й уровень | Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата. |
3-й уровень | Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией. Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы. |
2-й уровень | Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы. |
1-й уровень | Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз. |
Мониторинг успешности освоения и применения обучающимися стратегий смыслового чтения
Таблица 11
Виды мониторинга | Когда осуществляется? | Кем осуществляется? | Кем оценивается? | Форма оценки | Представление результатов |
Стартовая диагностическая работа «Сформированность навыков чтения и работы с текстом» | В начале уч.года в 5 классе | Учитель литературы | Учитель литературы | Уровневое оценивание - базовый - повышенный - высокий | Оценочный лист |
Метапредметные проверочные работы «Навыки работы с текстом» | 1раз в год в 5 – 6 классах | Учителя гуманитарных предметов | Учителя гуманитарных предметов | Уровневое оценивание | Оценочный лист Классный журнал |
Промежуточная метапредметная работа «Сформированность умений работать с информацией» | 1 раз в год в 7 классе | Администрация школы ШМО | Комиссия из учителей гуманитарного и естественно-математического направления | Уровневое оценивание | Оценочный лист Классный журнал |
Коллективный (индивидуальный) проект - 8 класс | В течение года (по выбору учащихся) в 8 классе | Учащиеся с руководителем | Комиссия Общественное голосование в ходе конференции по защите проекта | Самооценка Оценка учителя или комиссии | Лист самооценки Протокол конференции Классный журнал Портфолио учащегося |
Итоговая метапредметная творческая работа «Сформированность стратегий смыслового чтения» | В 1 полугодии 9 класса | Администрация школы ШМС | Комиссия | Уровневое оценивание - базовый - повышенный - высокий | Оценочный лист Классный журнал Портфолио учащегося Характеристика учащегося |