Общение в период самоизоляции

Сюлаева Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Опыт учителя-дефектолога в условиях самоизоляции.

      В моей работе, как и у любого педагога, огромное количество планирования: перспективное, календарное, тематическое ... И я должна грамотно и четко представлять, какова будет моя деятельность не только «здесь и сейчас», но и завтра, на следующей неделе, через полгода…

      Из-за пандемии все пошло не по плану! Жизнь внесла свои коррективы, и мы оказались перед лицом новой реальности, пострадали все отрасли жизнедеятельности людей, в том числе и система образования.

     Мне, как педагогу, приятно видеть результаты ежедневной работы в виде горящих глаз  ребятишек, когда они делают маленькие победы. И как досадно, что с таким трудом достигнутые результаты можно утратить, сидя дома и не имея возможности помочь своим воспитанникам. Моя работа, как учителя-дефектолога, должна вестись по двум направлениям: работа с детьми и родителями и работа с воспитателями и специалистами ДОУ.

    Встают задачи: как мотивировать родителей на продолжение занятий с ребенком и помощь им в усвоении учебного материала  в полном объеме в новых условиях? Как не потерять связь с воспитателями группы?

    Поэтому, необходимо  вовлечь в образовательный процесс всех участников и строить 

работу в системе  ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ.

    Я остановлюсь подробнее на втором направлении своей работы: работа с детьми и родителями. Так как родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учетов и интересов семьи. Поэтому мы, педагоги, ориентируемся на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию  активной родительской позиции.

Целями  взаимодействия являются:

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

установление доверительных, партнёрских отношений с родителями;

 вовлечение семьи в единое образовательное пространство

   Безусловно, помощником общения в современном мире является интернет. Грамотное применение информационных технологий позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для воспитателей, детей и их родителей. 

    Родителям воспитанников можно предложить удобную форму общения, создав в социальных сетях дистанционную связь с родителями. Этот необходимо для  консультирования родителей, для обеспечения ссылками на образовательные сайты по дошкольному образованию, для организация онлайн-мероприятий с семьями, для онлайн-выставок совместных работ родителей и детей.

      В рамках информационной работы (общий видеочат) проинформировать родителей, что продолжение работы в таком формате поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, закрепить имеющиеся навыки. Необходимо помнить, что все задания педагога должны носить рекомендательный характер.

        Схематически основные направления работы с ребенком можно представить в виде диаграммы. Элементы обязательны. А их соотношение и пропорции для каждого ребенка индивидуальны:                                                                                                                              - - развитие познавательных процессов;                                                                                                 - развитие и коррекция речи;                                                                                                               - развитие мелкой и общей моторики;                                                                                               - развитие эмоционально-волевой сферы;                                                                                   - оздоровительные мероприятия

      Свою работу я продолжала бы вести по составленным мною в соавторстве с другим учителем-дефектологом индивидуальным тетрадям «Скоро в школу» для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Эти тетради представляют систему заданий и упражнений, которые позволяют обобщить и систематизировать знания детей по следующим разделам программы: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте». Очень удобно, что весь материал распределён по лексическим темам в соответствии с перспективным планированием.  

       Таким образом, в начале каждой недели родителям следует сообщать изучаемую лексическую тему, предлагать рекомендации по выполнению тренировочных упражнений на всю текущую неделю в соответствии с программой обучения.

     Считаю актуальным, в период самоизоляции, проигрывать в домашних условиях различные жизненные ситуации, например, «Осторожно, электричество», «Первая помощь», «Вода, вода, везде вода», устанавливать причинно-следственные связи «Почему идет дождь?», «Что такое погода?»

      Используя словесные методы работы (беседа, рассказ, речевые игры) в сочетании с наглядными методами (дидактические игры, лэтбуки) можно осуществить видеозанятие с ребёнком.                                                                                                                                     Совместное осуществление педагогических проектов. Например, здоровьесберегающего проекта «Вырасту здоровым!», в котором рассматривается создание целостной модели взаимодействия специалистов с родителями, обеспечение и повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий:  проведение динамических пауз в домашних условиях, физкультурных  минуток, зрительных и дыхательных гимнастик, пальчиковых игр, элементы арт-терапии, песоко-терапии.                                                                                  Проведение познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях может заинтересовать ребенка. Предложить варианты простых экспериментов. Организация фото-выставок «Домашние забавы», «Я-дома».

       В качестве обратной связи предлагать  родителям выкладывают короткие видеофрагменты занятий со своими детьми, фото их рисунков и поделок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы учителя-дефектолога в условиях самоизоляции Подготовила учитель – дефектолог МБДОУ детского сада компенсирующего вида №37 города Кузнецка Сюлаева Л.Н.

Слайд 2

« Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней » Дейл Карнеги.

Слайд 3

Самоизоляция нам не помеха: вместе познаём, играем и творим, вот залог нашего успеха! Цель: продолжать развивать познавательную деятельность детей путем внедрения современных технологий в период самоизоляции и прочих вынужденных мер. Задачи: создать благоприятные условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 5

Актуальность проблемы Родители – основные социальные заказчики ДОУ .

Слайд 6

Цели взаимодействия с семьёй

Слайд 8

1 . Необходимо продумать, где удобнее всего расположить место для занятий с ребенком. 2 . Необходимо наладить с ребенком диалог, дружелюбное и уважительное общение. 3 . Объяснить ребенку, что в условиях самоизоляции можно дистанционно играть-это так же, как в детском саду, только дома! Ведь это же интересно, играть по-новому! 4. Важно соблюдать режим дня (время бодрствования и сна, время образовательной деятельности, приема пищи и т.д.). 5. В конце дня очень важно обсудить с ребенком успехи и неудачи и продумать планы на следующий день. Условия для создания образовательного пространства

Слайд 9

1 . Выбирайте время, когда ребенок спокоен , и у него нет никакого физического дискомфорта (не хочет есть, пить, спать; ничего не болит и т. д) 2. Занятия должны войти в ваш привычный распорядок дня – лучше всего проводить их в одно и то же время. 3. Во время занятия с ребенком должен находиться 1 человек . Излишнее внимание вредит как и замкнутым детям (они стесняются и боятся ответить неправильно), так и общительным и смелым (могут начать «играть на публику» и отвлекаться). 4. Ничего не должно отвлекать малыша. В поле зрения ребенка должны быть только те предметы, которые нужны вам непосредственно сейчас. Остальные игрушки, карточки, картинки лучше убрать, чтобы не рассеивать его внимание. 5 . Подстраивайте игры и упражнения под интересы вашего малыша. Важно понять принцип, цель и алгоритм задания, а на каком материале его выполнять –это не важно. 6. Заранее готовьте все необходимые материалы . Поиски нужных игрушек или картинок отнимут у вас время активной концентрации внимания ребенка. 7. Темп усвоения знаний и навыков индивидуален . Не стоит торопиться, лучше по нескольку раз повторить один и тот же материал. Памятка "Как организовать занятие дома. 12 простых правил"

Слайд 10

8 . Время занятия также индивидуально . Если Вы чувствуете, что ребенок устал, стал чаще отвлекаться, прервите занятие и вернитесь к нему через пару часов. 9. Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. После занятия еще раз похвалите ребенка (даже если не все получилось правильно, главное – он старался!). Для самых маленьких будет нелишним выдавать небольшие призы, или же наклеивать наклейки. 10 . Всегда консультируйтесь со специалистом при возникновении вопросов, а также непонятных ситуаций. 11 . Не спрашивайте ребенка, будет ли он заниматься, не уговаривайте и не упрашивайте его. Маленькие дети еще не понимают «риторических» вопросов, любой вопрос или просьба для них подразумевает возможность отказа. 12. Ребенок не обязан хотеть заниматься, совершенно нормально, если иногда он будет отказываться выполнять Ваши инструкции. Относитесь к занятиям, как к лекарству – их функция приносить, в первую очередь, пользу, а не радость. Объясните малышу, что заниматься надо (так же, как папе ходить на работу, а маме – готовить обед), и что делать задания все равно придется – не сейчас, так потом. Попробуйте договориться : «сейчас занимаемся – потом смотрим мультик», только будьте последовательны и всегда поступайте так, как договорились.

Слайд 12

Многофункциональные дидактические модули используются в работе с ребенком для решения самых разнообразных целей

Слайд 13

Игры с прищепками песко-терапия логопедическая щетка «ежик»

Слайд 14

Проигрывание различных жизненных ситуаций: «Осторожно, электричество», «Первая помощь», «Вода, вода, везде вода», «Почему идет дождь?», «Что такое погода?» Осуществление педагогических проектов «Если хочешь быть здоровым!», « Занимательная математика», «Осенние зарисовки», «Зимние забавы», «Космические дали», «Яркие краски весны», «Памятные места нашего города», «День Победы», "Правила дорожного движения» и др.

Слайд 15

познавательно-исследовательская деятельность «Волшебник – воздух», «Танцующие капли», «Красочный дождь», «Ловим радугу», «Тонет – не тонет». фото-выставки «Домашние забавы», «Я-дома» Групповые консультации: «Сидим дома весело и c пользой: развиваем ребенка, повышаем lQ» «Как эффективно организовать онлайн-занятия с детьми дошкольного возраста»; «Твори! Придумывай! Создавай! Как читать сказки и развивать креативное мышление»; «Сидим дома весело и с пользой: игра и развитие»

Слайд 16

С О Ц И А Л Ь Н Ы Й ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФОН З А К А З РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 17

Индивидуальная работа с ребенком

Слайд 18

Карантин - - это некая пауза в ежедневном беге, которая может быть полезной. Полезной для того, чтобы побыть с родными, услышать их, лучше узнать, сказать им, что лучше не терять время на суету и ссоры, а говорить друг другу о том, что мы друг другу нужны, что мы друг друга любим.

Слайд 19

Таким образом , использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты. * Родители осознают, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. * Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками воспитательно -образовательного процесса и помощниками педагога.

Слайд 20

Журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru Список интернет ресурсов Всероссийское образовательное издание «Вестник Педагога» http://vestnikpedagoga.ru/ Учебный – методический кабинет – это сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей. http://ped-kopilka.ru/ Издательский дом «Воспитание дошкольника» Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» Книги, пособия, диски http://dovosp.ru http://www.1september.ru Всё для детского сада: конспекты занятий в детском саду, методики, различную информацию для воспитателей и родителей, а также различные развивающие занятия для детей. Можно скачать конспект занятия вместе с готовым дидактическим материалом. http://vospitatel.com.ua



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по      лексической теме: «Домашние птицы»

   Показать ребенку (по возможности живых) домашних птиц и их семейки или рассмотреть иллюстрации.                                                Познакомить детей с понятием «Домашние птицы», объяснить,  почему их так называют.                                                                                                                                                Закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки.              Уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), для чего люди разводят домашних птиц.

  • Игра "Назови взрослых птиц". "Назови птенцов"

  • Игра «Скажи, кто как кричит»:                                               

- Как кричит курица? (ко-ко-ко, квох-квох-квох).                   - Что курица делает? (Курица квохчет).                - Как кричит петух (ку-ка-ре-ку).                                               - Что делает петух (Петух кукарекает)                - Как кричит гусь? (га-га-га).                                                      - Что делает гусь? (Гусь гогочет).                - Как кричит утка?  (крякает).                                                     - Что делает утка? (Утка - крякает).                     - Как кричит индюк? (бу-бу-бу).                                                 - Что делает индюк (Индюк бормочет). 

  • Игра «Сравни птиц с людьми и животными»:                                                                                              у человека - дети, а у птиц - птенцы.                                                                                                             у человека - нос, а у птицы - . . .                                                                                                                         у животных - шерсть, а у птиц - . . .                                                                                                               у кошки - лапы, а у птиц - . . .
  • Игра  «Назови по образцу»                                                                                                                Красивый – красивее.                                                                                                                            Мягкий –  …                                                                                                                                  твердый - …                                                                                                                                                 длинный – …                                                                                                                                               сильный – …                                                                                                                                                высокий – …                                                                                                                                        
  • Игра «Исправь ошибку».                                                                                                                          У утки – гусята.                                                                                                                                                 У индюшки - цыплята,                                                                                                                                               у курицы - утята,                                                                                                                                                                         у гусыни – индюшата.

  • Отгадай, кто спрятался. Раскрась петушка и курочку.

Картинки по запросу Домашние птицы и их детёныши. Бардышева                 

  • Пальчиковая гимнастика. Сделай пальчиками так же. Скажи, кто у тебя получился?

  • Найди птичьи семь и соедини их линией.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                              Рекомендации родителям

по лексической теме «ИГРУШКИ»:

Рассмотреть с ребенком несколько игрушек.

Определить материал, из которого каждая из них сделана

( деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая ).

Отметить внешние признаки игрушки:

форму - круглая, квадратная, овальная, прямоугольная

цветкачество - мягкая, твердая, гладкая, шершавая.

Проведите с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам.

В качестве экскурсии сводите ребенка в магазин, где продают игрушки.

Активизируйте словарь ребенка за счет слов:

названий игрушек:

слов - признаков: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая любимая, красивая, плюшевая, резиновая, новая, и т.д.

слов-действий: играть, заводить, подбрасывать, отбивать , ловить, строить, возить, складывать, укладывать и т.д.

Поиграйте с ребенком в игры:

Машина сделана из железа, она – железная

Самолет сделан из пластмассы, он – пластмассовый.    

Матрешка сделана из дерева, она – деревянная.

Мишка сделан из плюша, он – плюшевый.

Мячик сделан из резины, он – резиновый

                                           «Два и пять» (игра с мячом)

                                         два кубика – пять кубиков

два мяча – пять мячей

два мишки – пять мишек

две куклы – пять кукол

« Один - много »

кукла - куклы – кукол

мишка – мишки – мишек

лошадка – лошадки – лошадок

мяч – мячи – мячей

пирамидка - пирамидки - пирамидок

« Узнай игрушку по описанию »

(Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет)

« Узнай игрушку на ощупь »

(Предложите ребенку закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее).

Выучите с ребенком считалку:

( на каждую строчку 4 удара мяча)

Чуть ударишь этот мячик-

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет    И не хочет перестать.

Предложите соединить игрушку с его тенью.

Дорисуйте пирамидку и мячик по пунктирным линиям. Раскрасьте рисунок.



Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование

коррекционно-развивающей работы

 в период самоизоляции для детей с задержкой психического развития и их родителей

Лексическая тема

Дата

Формы дистанционной работы

Рекомендации родителям

Самостоятельная работа родителей с ребёнком

Ссылки на ресурсы

Дистанционная платформа

Осень. Признаки осени.

14-30 сентября

Занятие –экскурсия «Осень».

(видеоматериал

 

Презентация «Осень. Признаки осени».

Консультации

онлайн:

1. «Карантин: чем занять ребёнка дома?»

2. «Что такое осень?»                                                                                                  

3.Индивидуальные (по запросу родителей)

Лист индивидуальных заданий  по темам:

«Осень. Признаки осени», 

«Деревья и кустарники»

Тренировочные упражнения в тетради «Скоро в школу»

1. https://novye-multiki.ru/chem-zanyat-rebenka-doma-80-idej/

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/20/konsultatsiya-dlya-roditeley-osen

Мессенджеры: WhatApp

Viber

ВКонтакте

Электронная почта:

- @mail                                                  - Yandex                                                    - Google

Домашние птицы

8 – 14

октября

Презентация 

«Домашние птицы»

Консультации

онлайн:

1.«Как и чем занять ребёнка дома»

2. «Деревенский двор (домашние птицы и их детеныши)»

3.Индивидуальные (по запросу родителей)

Лист индивидуальных заданий по теме «Домашние птицы»

Тренировочные упражнения в тетради «Скоро в школу»

1.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-kak-i-chem-zanjat-rebyonka-doma.html

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/01/konsultatsiya-dlya-roditeley-zakreplenie-znaniy-0

Мессенджеры: WhatApp

Viber

ВКонтакте

Электронная почта:

- @mail                                                  - Yandex                                                    - Google

Игрушки

15-21

ноября

Презентация «Игрушки»

Консультации

онлайн:

1.«Игрушка в жизни ребёнка».

2. Рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей.

3. Индивидуальные (по запросу родителей)

Лист индивидуальных заданий по теме «Игрушки»

Тренировочные упражнения в тетради «Скоро в школу»

1.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-igrushki-v-zhizni-rebyonka.html

2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/08/16/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-vyboru-igrushek-dlya

Мессенджеры: WhatApp

Viber

ВКонтакте

Электронная почта:

- @mail                                                  - Yandex                                                    - Google

Посуда

1-7 декабря

Презентация «Посуда»

Консультации

онлайн:

1.«Как правильно выбрать посуду для ребенка?»

2. «Культура поведения за столом»

3. Индивидуальные (по запросу родителей)

        

Лист индивидуальных заданий по теме «Посуда»

Тренировочные упражнения в тетради «Скоро в школу»

1.http://dou30podsnejnik.ru/index.php/dlya-vas-roditeli/item/441-kak-pravilno-vybrat-posudu-dlya-rebenka-konsultatsiya-dlya-roditelej-po-teme-nedeli-s-08-01-2018.html

2.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-kultura-povedeniya-za-stolom-3236319.html 

Мессенджеры: WhatApp

Viber

ВКонтакте

Электронная почта:

- @mail                                                  - Yandex                                                    - Google