Дидактические игры своими руками

Сюлаева Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Многофункциональные дидактические модули  «Растем, развиваясь».

Автор: Сюлаева Л.Н., учитель-дефектолог

МБДОУ Д/С компенсирующего вида № 37 г. Кузнецка

      Введение.

      Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Для ребенка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Ведь уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения).

      Пояснительная записка.

      Дидактические модули «Волшебная книга» и «Ширма» предназначена для обучения детей 5-7лет. Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование: является игровым методом и формой обучения в различных видах непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста и самостоятельной игровой деятельности.

     Модули многофункциональные, направленные на решение одновременно нескольких задач, предназначены для работы с детьми разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сами игры не имеет пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами, картинками в соответствии с изучаемой лексической темой.

      Актуальность данных пособий в том, что  они имеют развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Модули могут служить для самых различных задач индивидуальной и подгрупповой  работы сдетьми: для развития моторных навыков, для обогащения словаря, умения классифицировать предметы и явления, для обучения счету и грамматически правильной речи. Они предоставляют широкие возможности для организации обучающих дидактических игр, а ребенка привлекают своей красочностью, возможностью окунуться в мир живущих своей жизнью предметов, наполнить эту жизнь игровым содержанием, обустроить его по-новому.

     Цель:  повышение эффективности и совершенствования качества коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

• побуждать ребенка к активной познавательно-речевой, творческой и игровой деятельности;

•развивать активное коммуникативное общение детей, расширять и обогащать их словарный запас;

• развивать сенсорные способности ребенка;

• совершенствовать разнообразные действия с предметами;

• способствовать умению различать цвета и их оттенки;

• развивать мелкую моторику рук

• воспитывать  в детях добрые чувства, взаимопомощь, умение доводить начатое дело до конца.

Принципы создания пособий:

- привлекательность;

- доступность;

- многофункциональность;

- стимулирование познавательной активности;

- соответствие гигиеническим требованиям.

 Образовательные области:

- познание

- коммуникация

- чтение художественной литературы

- труд

Результат. 

     Используя дидактическое модули «Волшебная книга» и «Ширма» можно создать спокойную радостную атмосферу в группе, вместе с детьми радоваться  их успеху, гордиться их выдумкам, стимулировать  у детей потребность к созданию новых необыкновенных чудесных творений.

    Дидактическое пособие способствует:

 * развитию личности;

 * развитию фантазии, творчества у ребенка;

 * воспитанию у ребенка уверенности в своих силах;

 * желанию трудиться, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

 



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие “Поезд”.

    Это пособие состоит из поезда, к которому цепляются три вагона и набора предметных картинок. Вагончики различных цветов и имеют разное количество окон (одно, два, три).

Используется данное пособие для реализации следующих целей:

1.Упражнять детей в определение местоположения заданного звука (начало слова, середина, конец).                                                                                       Детям даются картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Если этот звук стоит в начале слова картинка ставится в первый вагон, если в середине -во второй вагон, если в конце -в третий вагон.                                                                       2.Упражнять детей в подборе слов с различными звуками.                                            В каждый вагончик помещается буква. Задача ребёнка – подобрать карточки с заданным звуком и расставить их в нужные вагончики. Затем задание можно усложнить: в синий вагон поставить карточки с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким звуками.                                                                                                                                3.Упражнять детей в дифференциации звуков.                                                          Задание даётся аналогично предыдущему, только используются акустически близкие звуки - Картинки со звуком “С” засели в жёлтый вагон, со звуком “З”- в зелёный вагон, со звуком “Ш” в синий вагон.                                           4.Упражнять детей в определении количества слогов в словах.                 Ребёнок определяет количество слогов в слове и заселяет картинку в нужный вагон: односложные слова в вагон с одним окном, двусложные - в вагон с двумя окнами, трёхсложные - в вагон с тремя окнами.

                                       

 

 

                                                 

                                     


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС № 37 города Кузнецка Дидактическая игра « Умные капельки». Подготовительная к школе группа. Учитель – дефектолог Сюлаева Л.Н. Цель: совершенствовать навыки слогового анализа слов. Задачи: развивать у детей умение делить слова на слоги, подбирать слово к слоговой схеме, развивать фонематический слух. Материал: три тучки со слоговыми схемами и капельки с изображением различных животных и предметов из фетра на липучках. Варианты игр: 1. « И з какой тучки эта капелька?» 2. «Подбери своё слово к слоговой схеме»


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «игра «Где, чей дом?»

для детей 4-7 лет

C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_20230328_093433.jpg

Цель: закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.

Задачи: развивать у детей навык счета, сопоставления предметов, умение группировать их по цвету, развивать зрительную память, мелкую моторику.

Материал: девять разноцветных  цыплят из фетра, девять разноцветных скорлупок для каждого цыпленка.

Ход: Педагог читает стихотворение «Где, чей дом?»: 

Воробей живет под крышей

В теплой норке – домик мыши,

У лягушке – дом в пруду,

Домик пеночки – в саду.

- Эй, цыпленок, где твой дом?

Мы сейчас его найдем!

- Цыплята вылупились из яиц и разбежались. А потом захотели вернуться в свой домик. Но как узнать, где чей домик? Помогите цыплятам – малышам найти свой дом.

Варианты игр:

1.        «Строимся по порядку»

2.        «Расставь цыплят в заданные домики»



Предварительный просмотр:

 Дидактическая игра «Времена года»

 для детей 4-7 лет

C:\Users\Учитель\Desktop\Новая папка\IMG_20230130_110249.jpg

Цель: формировать пространственно- временные представления детей и обогащение словаря.

Задачи:

- развивать связную речь, умение объяснять взаимосвязь предметов и явлений;

- развивать у детей умения выделять характерные признаки времен года;

-  развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. речь.

Оборудование: игровое поле из фетра, на котором  выкладывается сюжетная картинка по одному времени года;набор картинок на липучках.

Ход: ребенку предлагается составить сюжетную картинку на тему: «Лето» («Осень», «Зима», «Весна»), выбрав соответствующие предметы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие «Дорожки звуков» для работы с детьми младшего дошкольного возраста Выполнила: Сюлаева Людмила Николаевна, учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 города Кузнецка

Слайд 2

«Дорожки звуков»

Слайд 3

Цели: автоматизировать заданный изолированный звук, формировать звуковую культуру речи . Задачи : р азвивать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов; формировать тактильные ощущения пальцев рук; развивать правильное дыхание; упражнять в четком, многократном произнесении изолированного звука; развивать усидчивость и концентрацию внимания. «Дорожки звуков»

Слайд 4

Описание : пособие представляет собой 8 прямоугольников из фетра с различными изображениями, толстая нить, крупные бусины . Применение : индивидуальная форма работы . Методика работы: проводя указательным пальцем по дорожке, ребенку следует длительно произносить звук, а взрослому - следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке, не выходя за её края. Сначала "в пути" ребенку, возможно, придется сделать несколько остановок, для того чтобы передохнуть, но затем он научится тянуть звук на одном дыхании. Продолжительность произнесения звука зависит от возраста ребенка и соответствует количеству его лет. Так, малыш четырех лет может тянуть звук в течение 4 секунд, пяти лет - в течение 5 секунд и т.д. «Дорожки звуков»

Слайд 5

Варианты игр. • «Песенка комара». Летит комар и звенит своим тоненьким голоском : З-З-З. Помоги комарику долететь до цветка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: З-З-З... Губы в улыбке, широкий язык у нижних передних зубов. •« Змейка». Змейка ползет и шипит: Ш-Ш-Ш... Покажи змейке путь до её дома. Она живет в камышах. По дороге вместе с ней произнеси звук: Ш-Ш-Ш. Губы округли и слегка выдвини вперед – «хоботком». Широкий язычок подними кверху за передние зубки, язык - в форме чашечки. • « Тигренок». Маленький тигренок учится рычать. Научи его рычать: Рь-Рь-Рь и проведи его по дорожке к дереву . • «Жук жужжит». Летит жук и жужжит: Ж-Ж-Ж . Покажи ему путь к цветочной полянке, а по дороге вместе с ним громко жужжи : ж-ж-ж. Губы округли и слегка выдвини вперед. Широкий язычок подними кверху за передние зубки, язык - в форме чашечки . Подключаем голос. «Дорожки звуков»

Слайд 6

Варианты игр. • «В гости на машине». Тигренок завел свою машинку. Заработал двигатель, заревел мотор: Р-Р-Р. Покажи и ты как можно доехать до светофора. Проведи пальчиком по дорожке и заведи мотор: Р-Р-Р... (губки улыбаются, зубки разомкнуты, работает язычок: дрынь - дрынь или тр-тр-тр ). • «Самолет». Высоко летит самолет и поет свою песенку: Л-Л-Л. Правой рукой тремя пальцами захвати бусинку, сделай глубокий вдох носом. Выдыхая воздух изо рта, плавно передвигай бусинку на другую сторону. Проводи самолет до облака. Повтори его песенку. • « Паровоз». Веселый паровозик отправился в лес. Проводи его по дорожке. Когда он приближается, то гудит громко: У-У-У (губки вытягиваем вперед), а если уехал далеко, то гудит тихо: У-У-У. • « Наша Таня». Наша Таня громко плачет, не достанет игрушку – погремушку. Сложи губки так, чтобы они стали похожи на круглый бублик. Скажи: О-О-О. «Дорожки звуков»

Слайд 7

«Дорожки звуков» Пособие «Звуковая дорожка» является универсальным материалом, который помогает ребёнку приобрести простейшие знания при подготовке ребенка к обучению грамоте, закрепляет пространственную ориентировку и способствует соединению двух сигнальных систем (речевой и двигательной).

Слайд 8

Использованная литература 1 . Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008. 2. Сорокина Н. А. Звуковые дорожки. Изд. В. Секачев, 2015 г. 3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 4. Обучение дошкольников грамоте / под ред. Л.Е. Журовой , Н.С. Варенцовой , Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской. – М.: Школьная пресса, 2014 . Фото взято из личного архива автора.