Методический семинар.
ФОРУМ «ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСКА – 2014»
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2014»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Хлыстова Наталья Николаевна,
МБОУ «СОШ №24».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование связной речи у младших школьников.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монологическая речь – наиболее трудный для обучающихся начальной школы вид речевой деятельности. Монолог ребенка становится понятен слушателям тогда, когда все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений литературы и, наконец, непременное условие для написания программных изложений и сочинений.
Овладение монологической речью, построение развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи и возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи.
В основе предлагаемой системы работы по развитию монологической речи на уроках лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач. Развитию монологического высказывания мы уделяем внимание на всех уроках, это постоянное направление в работе по развитию речи младших школьников.
Ведущим принципом системы уроков развития речи является взаимосвязь речевых и воспитательных задач. От класса к классу материал каждой задачи постепенно усложняется, варьируется содержание упражнений. Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:
• Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
• Постоянное повышение речевой мотивации учащихся.
• Одновременное развитие всех сторон устной речи.
• Организация связных высказываний школьников.
Так в 1-м классе ставится задача сформировать потребность в общении, опираясь на развитие и коррекцию высших психических функций. Основное внимание уделяется работе над словом, расширению диапазона лексических групп, формированию умения точного отбора слов.
Во 2-м классе приоритет отдан развитию навыков и умений связного устного высказывания – описательному и повествовательному текстам с разными вариантами связи: лексическим повторам, синонимической заменой. Большое внимание отведено также формированию коммуникативной функции речи: диалогу (все варианты) и монологическому высказыванию с опорой на содержательные компоненты.
3-4-й класс – завершающий этап, учитывая, что школьники уже имеют определенный уровень сформированности психических процессов, ими накоплен жизненный и языковой опыт, основное внимание уделяется развитию связной диалогической и монологической речи.
На каждом возрастном уровне решаются определенные комбинации речевых задач, обусловленные принципом преемственности. Решение каждой задачи: проходит с учетом III этапов: слово, предложение, текст.
I этап – «Слово».
В словарной работе особое внимание уделяем семантическому аспекту:
• подбор синонимов и антонимов к изолированным словам, словосочетаниям;
• замена слов в словосочетании (например: прозрачный воздух – свежий, чистый);
• подбор наиболее точного по смыслу слова: (несмотря на … погоду, дети пошли гулять;
• составление предложений со словами синонимического ряда (помощь – первая, неотложная, скорая);
• составление словосочетаний и предложений со словами, относящимися к разным частям речи;
• нахождение многозначных слов (омонимов) в пословицах, поговорках, загадках.
II этап – «Предложение».
Работа над предложением ведется в трех направлениях. Первое направление – это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности. Второе – это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развития интонационных умений. Третье направление – это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения.
III этап – «Текст».
Опыт работы показывает, что работа с текстом требует использования дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.
К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят:
I. Обучение пересказу;
II. Обучение рассказыванию по восприятию:
1.Описание игрушек;
2.Описание натуральных предметов;
3.Рассказывание по картинке;
III. Обучение рассказыванию по представлению (из личного опыта);
IV. Обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).
Таким образом, основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т. е. научить пользоваться речью как средством общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.И. Чернышев Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке .
Связная речь это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Монологическая речь это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
1 КЛАСС Сформировать потребность в общении Расширить лексический запас Формирование описательного и повествовательного высказывания
2 КЛАСС Развивать навыки и умения связного высказывания . Формировать коммуникативную функцию речи : диалогическое и и монологическое высказывание.
3 - 4 КЛАСС Развивать связную диалогическую и монологическую речь.
I этап – «СЛОВО» Синонимы Антонимы Омонимы Фразеологизмы
II этап – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Отработка содержательной стороной речи для обеспечения ее смысловой законченности . Формирование навыка точного отбора слов для выражения мысли, интонационной законченности. Формирование грамматического плана, правильного соединения слов в высказывании.
Метод наглядного моделирования
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Катя __________ пошли в лес. Дети __________ увидела белку. Миша __________ собирал ягоды.
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ [ Они … … в … … . ] Они вместе пошли в детскую библиотеку. [ … … …, …, … … . ] Деревья сбросили зеленые, красные, желтые листья.
III этап – «ТЕКСТ» Пересказ Рассказывание по восприятию ( различные виды описаний ) Рассказывание из личного опыта Творческое рассказывание
КАРТИННЫЙ ПЛАН
АЛГОРИТМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ПЕРЕСКАЗА текста Таня аптека аптека щенок щенок девочка Таня дом
ПИКТОГРАММЫ
ПРИДУМАЙ СКАЗКУ, ГДЕ ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ - ЗЕБРА
Интернет-ресурсы http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/shkolnye/40-1-2 - шаблон слайдов презентации ; http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/priroda/42 шаблон слайда 16 ; Серии сюжетных картинок на слайде16 – Бурдина С.В. Сюжеты для развития логического и образного мышления. «Истории в картинках» часть 2. ВЕСНА ДИЗАЙН, г. Киров, 2004 г.
Предварительный просмотр:
Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление фразовых высказываний. | |||
Уровень выполнения задания. | Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. | Составление фраз- высказываний по 3-м предметным картинкам. | Оценка в баллах. |
«удовлетворительный» | Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам. | Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста. | 5 баллов |
«Средний» | Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна; б) отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении; в) нарушение нормативного г) длительные паузы с поиском нужного слова | Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации. | 4 балла |
«недостаточ ный» | Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания. | Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. | 3 балла |
«низкий» | Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены. | Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания. | 2 балла |
Задание выполнено неадекватно (з\н) | Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке. | Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их использованием не может. | 1 балл |
Примерная схема оценки уровней выполнения речевых заданий.
Уровни выпол нения заданий | Вид задания | ||
Пересказ | Рассказ по серии сюжетных картинок | Рассказ из личного опыта | |
IV – «хороший» (4 балла) | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами, Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). | Рассказ содержит достаточно Информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств Соответствует возрасту. |
III - «удовлетворительный» (3 балла) | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно- стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). |
II – «недостаточный» (2 балла) | Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. | Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. | В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. |
I – «низкий» (1 балл) | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. | Отсутствует один или, два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление, предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. |
Задание не выполнено (0 баллов) |
Примерная схема оценки уровней выполнения речевых заданий.
Уровни выпол нения заданий | Вид задания | |
Рассказ-описание. | Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. | |
IV – «хороший» (4 балла) | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., - от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.). | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу) доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно, развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
III – «удовлетворитеный» (3 балла) | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротом, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний. | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
II – «недостаточный» (2 балла) | Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. | Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
I –«низкий» (1 балл) | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет , хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. | Рассказ составлен целиком, по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
Задание не выполнено (0 баллов) |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Согласно поэтапному формированию речевых умений и навыков учащихся содержание уроков зависит от цели и задачи обучения, поэтому выбираются определенные виды упражнений, типы уроков.
Работа над развитием речи начинается очень рано – с первых шагов обучения. Ведь именно образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка.
1 класс
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по развитию речи – устно составлять текст из 3-5 предложений на определённую тему.
2 КЛАСС
Этап работы над развитием речи | Вилы работы над текстом | Формируемые навыки и умения |
1. Ознакомление с признаками текста. Подготовительные упражнения к изложению текста | 1. Восстановление деформированного текста | Умение отличать текст от группы предложений. Умение устанавливать последовательность предложений |
2. Восстановление текста с пропущенными словами | Умение определять и формулировать тему текста. Умение озаглавливать текст. Умение точно употреблять слова в тексте | |
3. Изложение текста по вопросам к каждому предложению | Умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложении в тексте | |
4. Изложение текста по вопросам | Умение устанавливать связь заголовка с темой текста. Умение устанавливать связь предложений в тексте. Умение употреблять синонимы |
5. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам | Умение выделять части в тексте | |
6. Составление рассказа-описания (по картине и по наблюдениям) | Ознакомление с особенностями описательного текста | |
2. Обучение изложению текста. Определение основной мысли текста. Отработка умений, связанных с построением текста | 7. Изложение по обобщенным вопросам | Умение делить текст на части. Умение строить предложения в зависимости от контекста |
8. Изложение текста по опорным словам. Ознакомление со структурными частями текста | Умение определять главную мысль и отражать ее в заголовке: Умение выделять части при записи | |
9. Восстановление деформированного текста по серии картинок с творческими дополнениями | Умение соотносить содержание текста с планом. Умение соотносить заголовок с главной мыслью текста | |
10. Изложение текста по вопросам и опорным словам | Умение определять главную мысль. Умение выделять части при записи. Умение связано излагать текст | |
1 1. Изложение по коллективно составленному плану и опорным словам | Умение составлять план текста. Умение писать в соответствии с планом. Умение раскрыть главную мысль в изложении | |
3. Обучение совершенствованию текста | 12. Редактирование текста изложения | Умение исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении. Умение точно употреблять слова в речи |
3 КЛАСС
Этап работы над развитием речи | Виды работы над текстом | Формируемые навыки и умения |
1. Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста | 1. Подробное изложение текста по вопросам. (Части текста напечатаны на отдельных полосках бумаги) | Знания о признаках текста (теме, основной мысли, последовательности частей, заголовке). Умение устанавливать последовательность частей в тексте. Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте |
2. Выделение ведущих умений из общей работы с текстом | 2. Подробное изложение текста. (Текст дается без заголовка) | Умение озаглавливать текст. Умение использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского текста |
3. Сочинение по наблюдениям | Умение проводить наблюдения по заданной теме. Умение выразительно описывать свои наблюдения | |
3. Отработка умений, связанных с построением текста. | 4. Подробное изложение по коллективно составленному плану | Умение определять главную мысль, текста. Умение отражать главную мысль в заголовке. Умение делить текст на части и составлять план. Умение отражать главную мысль в заголовке текста. Умение полно раскрывать микротему текста. Умение исправлять ошибки на пропуск существенного |
5. Сочинение с заданной структурой текста | Умение определять тему частей в тексте. Умение строить части текста. Умение раскрывать главную мысль текста | |
6. Сочинение по серии картинок | Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение связывать части и предложения в тексте | |
7. Сочинение по картинке | Умение рассматривать картшосу и передавать ее.Содержание. Умение составлять план сочинения | |
4. Знакомство со структурой повествовательного текста | 8. Подробное изложение с творческим дополнением | Ознакомление со структурой повествовательного текста. Умение составлять план текста. Умение точно употреблять слова в тексте |
9. Подробное изложение по деформированному тексту | Умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Умение пользоваться средствами языковой выразительности | |
10. Сочинение по серии картинок | Умение создавать повествовательный текст. Умение использовать в своем тексте средства языковой выразительности, передающие состояние и чувства героев | |
11. Выборочное изложение (требуется передача одного эпизода) | Умение выбирать отрывок, соответствующий теме. Умение составлять вводную и заключительную части текста | |
12. Краткое изложение | Умение определять тему и основную мысль текста. Умение сокращать текст | |
5. Ознакомление с текстом типа описания | 13. Сочинение по наблюдениям с элементами описания | Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Умение определять и раскрывать тему в сочинении. Умение использовать в описании антонимы |
14. Сочинение с элементами описания по картине | Умение последовательно и связно описывать содержание картины. Умение раскрыть тему и основную мысль в тексте | |
15. Сочинение-описание в деловом стиле | Повторение особенностей описательного текста. Умение использовать прилагательные в описательном тексте. Умение различать деловой и художественный стили речи. Умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи | |
6. Ознакомление с текстом типа рассуждения | 16. Изложение текста типа рассуждения | Ознакомление с рассуждением, его структурой. Умение отличать рассуждение от других типов речи |
17. Сочинение типа рассуждения | Умение распознавать типы речи. Умение использовать элементы рассуждения в тексте сочинения | |
18. Сочинение «Письмо другу» | Знакомство с жанром письма. Умение писать письма | |
19. Итоговое изложение | Умение подготовиться к изложению. Умение проверить свою работу |
4 КЛАСС
Этап работы над | Виды работы над текстом | Формируемые навыки и умения |
развитием речи |
|
|
1. Повторение | 1. Подробное изложение | Умение отличать текст от группы отдельных предложений. Умение определять тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания |
знаний о признаках |
| |
текста | ||
2. Отработка умений, связанных со структурой текста | 2. Свободный диктант | Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи |
3. Подробное изложение с творческими дополнениями (текст дается без выделения частей) | Умение делить текст на части, составлять план. Умение формировать вводную и заключительную части | |
4. Сочинение на основе личного опыта | Умение определять и раскрывать тему и основную мысль в сочинении. Умение выделять части в сочинении. Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста | |
5. Сочинение по наблюдениям | Умение собирать материал к сочинению путем наблюдений. Умение намечать подтемы текста. Умение использовать прилагательные, обозначающие цвет | |
6. Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста | Умение составлять план в соответствии с композицией текста. Умение определять тему и основную мысль текста | |
7. Подробное изложение по измененному плану (идея текста близка к идее предыду- щего текста) | Умение различать тему и идею текста. Умение излагать содержание в заданной последовательности. Умение составлять план текста | |
8. Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок частей) | Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения. Умение использовать слова для связи частей текста | |
3. Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи | 9. Сочинение на основе личного опыта (деловое описание трудового процесса) | Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание |
10. Сочинение на основе личного опыта (эмоционально-образное описание трудового процесса) | Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом | |
4. Отработка ведущих умений. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении | 11. Выборочное изложение | Умение отбирать материал в соответствии с темой. Умение находить слова, передающие отношение автора к описываемому |
12. Сжатое изложение | Умение отбирать из текста существенное для раскрытия •темы и основной мысли. Умение пользоваться различными способами сокращения текста. Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста. Умение сохранять связность при сокращении текста | |
13. Сочинение на основе личного опыта | Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью текста. Умение определять и раскрывать основную мысль в своем тексте | |
14. Сжатое изложение текста, воспринятого на слух | Умение сокращать текст. Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении | |
5. Работа с текстом типа описания | 15. Свободный диктант | Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в речи |
16. Подробное изложение деформированного текста (изменен порядок предложений). Наблюдение над композицией описания | Умение группировать предложения по предметам, Составлять план. Умение устанавливать связи между предложениями текста | |
17. Сочинение по наблюдениям | Умение строить описание. Умение использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому. Умение оценивать точность и выразительность описаний. Умение исправлять случаи неточного, употребления слов | |
18. Сочинение по наблюдениям и другим источникам (описание в деловом стиле) | Умение строить описание в деловом стиле. Умение использовать речевые средства в соответствии со стилем | |
19. Сочинение по личному опыту | Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение использовать речевые средства для раскрытия основной мысли | |
20. Сочинение по картине | Умение описать содержание картины, раскрывая замысел художника и свое отношение | |
6. Работа с текстом типа рассуждения | 21. Подробное изложение по тексту типа рассуждения | Умение строить рассуждение. Умение использовать слова для связи предложений в рассуждении |
22. Сочинение по литературному источнику | Умение планировать текст-рассуждение. Умение строить доказательство. Умение находить и исправлять недочеты в построении рассуждения | |
23. Сочинение по наблюдениям | Умение составлять план наблюдений и план сочинения. Умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения. Умение использовать речевые средства для эмоционального описания наблюдений | |
24. Итоговое изложение | Умение самостоятельно готовиться к изложению. Умение проверять изложение | |
25 Итоговое сочинение | Умение самостоятельно определить тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте |
Виды лексических работ по подготовке к изложению
- Работа с деформированным текстом:
- предложения записаны на отдельных полосках бумаги;
- восстановление последовательности частей текста;
- восстановление текста с пропущенными словами;
- определение границ предложений;
- восстановление деформированных предложений;
- запись предложений по зрительной или слуховой памяти
- Анализ содержания и структуры текста
- определение темы и главной мысли текста;
- составление вопросов к каждому предложению;
- выделение опорных слов и словосочетаний в предложениях;
- анализ текста по вопросам и опорным словам;
- выборочная запись текста по вопросам;
- подбор заглавия к тексту;
- составление вопросного, тезисного, назывного плана текста;
- анализ языковых средств (сравнения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные формы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, использование слов-связок, однородные члены предложения);
- замена нескольких предложений одним (сжатие текста);
- выделение основных предложений в каждой части текста;
- определений предложений, которые можно в изложении опустить;
- Свободный диктант
Система упражнений на основе восприятия картин
1 группа упражнений предполагает формирование умения определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками.
Сюда входят следующие упражнения:
- Рассматривание картин без предварительной установки учителя;
- Рассматривание картин под музыкальное сопровождение
- Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали)
- Определение «звучания» картины. (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?)
- «Вхождение» в картину. (Что бы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?)
- Определение темы жанра картины. (определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина)
- Определение темы картины (что вы видите на этой картине?)
2 группа цель- развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.
Сюда входят следующие упражнения:
- Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины
- Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например с помощью словаря настроений
- Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой. (нарисуйте красками музыку, которую вы слышите; Нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения и т.д.)
- Сопоставление основной мысли картины с пословицами
- Сравнение картин, сходных и контрастных по настроению
- Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах
- Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения
Третья группа упражнений направлена на формирование выполнять целостный анализ произведения в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда могут входить следующие упражнения:
- Объяснение названия картины учащимися («Как вы думаете, почему картина так называется. Обоснуйте свое мнение».)
- Придумывание названия (озаглавливание) картины. («Придумайте свое название для этой картины. Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?»)
- Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас.
- Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.
5. Определение по заголовку содержания, темы картины.
- Выделение (опознавание) и характеристика от дельных элементов картины, способствующих созданию образа.
- Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.
- Анализ авторского замысла и его осуществление в конкретных произведениях изобразительного искусства.
- Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации.
- Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. («Как, с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?»)
- Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины
- Отнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе ее целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод?»; «Что такое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем? Обоснуйте свое мнение».
- Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.
14. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части», «Определите, как связаны между собой части текста», «Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте» и др.)
Четвертая группа упражнений предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Сюда входят следующие упражнения:
- Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися.
- Работа с карточками контекстуальных синонимов. («Прочитайте слова на карточке (например, художник, живописец, автор картины). Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, в беседе по картине, так и в своих сочинениях. Попробуйте составить предложения с этими словами».)
- Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске. («Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову желтый близкие по значению слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображенных на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову большие?»; «Объясните значение слова простор. Подберите к нему синонимы. Определите оттенки их значения».)
- Подбор слов по определенным микротемам. («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины; «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Аленушки, образ темного леса».)
- Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
- Выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их замена.
- Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у Baс эта картина?», «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?»)
В своей работе учитель, как правило, сталкивается с недостаточным эмоциональным развитием детей, недифференцированностью их чувств. В активном словаре младших школьников обычно мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков. Для работы по обогащению словаря учитель готовит карточки с названиями чувств и настроений. Дети могут также пользоваться так называемым словарем настроений, сделанным в виде блокнота. На одной стороне листа дано схематическое изображение лица, на другой стороне — слова, обозначающие эмоции.
- Работа с карточками, обозначающими черты характера (для характеристики героев картины).
- Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.
Пятая группа упражнений — это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвященных жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:
- Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.
- Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.
- Изложения на основе предварительного прогнозирования текста.
- Различные виды пересказа.
- Переконструирование текстов-образцов и др.
Шестая группа упражнений направлена на создание сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действия).
Сюда входят следующие упражнения:
- Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем.
- Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний.
- Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине.
- Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.
- Написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения).
- Написание сочинения на основе модели порождения речевого высказывания.
- Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.
- Составление плана сочинения в нескольких вариантах.
- Словесное рисование (словесное иллюстрирование), т.е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех».
10. Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов.
Изобразительное или цветовое воплощение словесных текстов позволяет учащимся передать общее настроение произведения, отношение к описываемым событиям, те или иные черты характера героя.
Седьмая группа упражнений — это упражнение творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия к осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений. На основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвященные всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микро тем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения:
- Сочинения по сюжетным картинкам.
- Сочинения по одной картине. _
- Описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков. («Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер».)
- Описание места действия. («Как изображено художником место действия картины? С какой точки зрения, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление от картины?»)
б. Сочинение от имени одного из героев картины. («Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине,; каково его отношение к другим героям»)
- Письмо от своего имени герою картины.
- Сочинения на основе фотомонтажа.
- Сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений, и др.
Предлагаемая система упражнений способствует развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями. Среди них знакомство с определенными речевыми и искусствоведческими понятиями и теоретическое знакомство с основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; овладение на основе этих знаний необходимыми речевыми действиями; свободное использование приобретенных речевых умений в речевой практике при рассмотрении картины, ее анализе, конструировании и переконструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства, что позволяет младшим школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.
Виды диктантов на основе содержания картин (Презентация И.И. Левитан)
Диктанты являются одним из основных видов орфографических упражнений. По своим целям, характеру, способам они отличаются большим разнообразном, что позволяет использовать их и для развития речи учащихся. Если содержание диктанта связано с жизнью и творчеством художников, с картинами, особое внимание может уделяться таким его видам, как творческий, свободный, выборочный, графический, словарный. Эти упражнения могут способствовать и развитию у учащихся умения видеть и понимать картины, вызвать интерес к их создателям и изобразительному искусству в целом.
Творческий, свободный и выборочный диктанты предполагают определенное изменение диктуемого текста.
Выборочный диктант — это такой вид упражнений, когда из предложенного текста учащиеся выписывают лишь отдельные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с определенной орфографической, грамматической или речевой задачей.
Данный вид диктанта требует от учащихся осознанного отношения к воспринимаемому тексту, достаточно высокого уровня развития таких мыслительных операций, как анализ, сравнение и классификация. Этот диктант способствует лучшему усвоению изучаемого материала, экономит время и может быть больше по объему, чем обычный, поскольку анализируется и записывается не весь текст; он позволяет соединить орфографическую и грамматическую работу с речевой, использовать в тексте более сложные речевые конструкции.
Вариантами выборочного диктанта могут быть следующие:
- выбор отдельных слов, взятых из текста (например, записываются только слова с определенными суффиксами или приставками, или имена прилагательные, или глаголы, или слова с какой-либо орфограммой);
- запись словосочетаний (например, из текста выписываются словосочетания имен существительных и имен прилагательных на определенную тему или в определенном падеже),
- выбор отдельных предложений определенного типа (например, вопросительных или восклицательных предложений; предложений с однородными членами; предложений, начинающих и заканчивающих абзац).
Можно предложить такие варианты выборочного диктанта:
- выбор и запись определенных слов в том виде, в каком они встречаются в тексте, без изменения, и выборочная запись с предварительным изменением
слов.
Эти диктанты обычно проводятся на заключительном этапе изучения орфографической или грамматической темы. В качестве наглядного материала на уроке используется репродукция картины (если содержание текста связано с ней) или портрет художника (если диктант посвящен его жизни и творчеству). Они помогают учащимся усваивать слова и словосочетания, которые впоследствии могут быть использованы ими при написании сочинений по картине. Пород диктантом учитель объясняет детям, что текст записывается не полностью, а из него выбираются только некоторые слова, словосочетания или предложения по указанному признаку. Затем текст читается полностью, идет его сопоставление с картиной, обращается внимание на то, какую роль играют в тексте выделяемые языковые единицы, часто ли они встречаются. После этого читается первое предложение, под руководством учителя дети находят и записывают нужные слова или словосочетания. Затем предложения читаются медленно по одному. Учащиеся слушают, выбирают нужные фрагменты текста, записывают их.
В зависимости от года обучения и уровня развития детей работа на этом этапе может идти как самостоятельная и как коллективная. В последнем случае учащиеся после записи объясняют свой выбор, опираясь на соответствующие грамматические определения или орфографические правила.
Приведу пример текста для выборочного диктанта, содержание которого связано с изобразительным искусством.
• Выпишите из описания картины И. И. Левитана
«Март» слова, характеризующие звуки весны. Разделите их на три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
ЗВУКИ ВЕСНЫ
На картине И.И.Левитана «Март» передано состояние весенней природы. Мы может здесь услышать радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Поет звонкая, веселая капель. Тихонько шуршит снег, сползающий с крыши дома, согретого солнцем. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.
Запись учащихся будет выглядеть следующим образом:
звуки звонкая поет
капель шуршит
шепчутся
Вместо выборочного диктанта можно использовать выборочное списывание.
Привожу пример текста для такого вида работы.
• Прочитайте на доске текст. Это описание картины И. И. Левитана «Золотая осень». Выпишите из него слова и словосочетания, обозначающие цвет осенних деревьев, земли, реки.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые березы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.
Свободный диктант представляет собой вид упражнения, сочетающий в себе черты и диктанта, и изложения. При записи диктуемого текста учащиеся имеют право на некоторое его изменение. Текст диктуется, как правило, не по предложениям, а по абзацам или группе предложений. Учащиеся могут, соблюдая тему и основную мысль речевого высказывания, свободно выбирать слова и определять их порядок в предложении, заменять одни слова другими, изменять количество предложений.
При отборе текста для данного вида диктанта надо соблюдать определенные требования. Его содержание должно быть конкретным, эмоциональным, интересным для младших школьников, доступным для их понимания. Текст должен соответствовать определенному функционально-смысловому типу речи: (повествованию, описанию, рассуждению.
Необходимо учитывать и требования к методике проведения данного вида упражнений.
- Сначала текст читается полностью, проводится анализ заголовка, выявляется тема и основная мысль текста.
- Второй раз текст читается по частям, каждая из которых может состоять из двух-трех предложений и быть законченной по смыслу.
- Учащиеся записывают часть так, как запомнили, стремясь при этом сохранить основной смысл и последовательность текста, употреблять слова, стилистически оправданные для данного речевого высказывания.
Достоинством данного вида работы является направленность на обогащение словаря детей, на развитие умения пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли. В то же время, если ставить только задачи, связанные с формированием навыка правописания, данный диктант имеет определенный недостаток: учащиеся могут избегать написания орфографически трудных слов.
Примером текста для такого диктанта может служить описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Наклонной линией разделены фрагменты, по которым учитель может диктовать текст.
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
На картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил простой и поэтический уголок русской природы./
Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Все в природе освещено весенним солнцем./
На березах в своих гнездах радостно галдят, суетятся грачи. Они вернулись домой./
Рядом течет неспешная жизнь людей. Из трубы дома струится дымок. На фоне неба выделяется стройный силуэт сельской церкви./
Мир картины хорошо знаком и дорог нам. В нем живет душа нашей Родины.
Слова для справок: силуэт, поэтический.
Творческий диктант может иметь два варианта: с изменением и с дополнением текста. Первый вариант предполагает замену одних слов, словосочетаний или предложений другими в соответствии с заданием. Второй вариант предполагает вставку в исходный текст отдельных слов, словосочетаний, предложений, начала или конца.
Творческий диктант по картине занимает особое место, поскольку способствует формированию не только орфографических, но и коммуникативно-речевых умений, являясь подготовительным видом упражнений для написания сочинений.
При подготовке к данному виду работы учитель должен выполнить определенные условия. Прежде всего, необходимо выбрать такую картину, содержание которой понятно детям и которая не требует длительного рассматривания. Текст лучше всего составлять самому педагогу или взять из каталогов и адаптировать в учебных целях.
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ
Художница-зима преобразила всё вокруг! Укутала в снежные покрывала поля, холмы, берега рек... На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила всё это убранство холодным сказочным светом.
Тёмные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся под зимним солнцем одежды. В зимней природе царит покой и сон.
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ
Сколько украшений в зимней природе!
Волшебница-зима украсила каждую травинку, нечаянно выглянувшую из сугроба.
Летом это были соцветия пышных белых цветов. Осенью они засохли и тихо стали ждать снега, чтобы, укутавшись в его лёгкие одежды, превратиться в зимние цветы. Такие же красивые, но более загадочные на тёмном фоне эти белоснежные формы выглядят и нежно, и весело!
Вы догадались, что это? Заходящее зимнее солнце осветило ветки берёзы с рыжими серёжками. Заснеженные веточки, похожие на бусы, украшенные ритмом изящных серёжек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки.
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ
Наступление весны связано с пробуждением природы от зимнего покоя.
Весной оживает вода, земля, деревья... Природа просыпается и вновь возрождается к жизни: тянутся к солнцу ветви деревьев, прорастает трава, покрывая зелёными лоскутами землю. Открывают удивлённые глаза первые цветы, наперебой звучат птичьи голоса.
Белые одежды берёзы кажутся ещё белее, а нежные клейкие листочки, как маленькие точечки, осыпали каждую ветку берёзы. Сейчас они больше похожи не на листья, а на дыхание дерева.
Как грациозна эта берёза, как пластичны линии её ствола и ветвей, какой нежный, весенний образ создала природа!
Дерево-великан! Могучее, мощное и даже страшное!
А может быть, это образ не страшного, а мудрого, таинственного старца, живущего много лет на земле и знающего много её тайн?!
Ствол дерева не гладкий, а изрезанный жёсткой тёмной корой, как морщинами, которые покрывают руки старого человека. Ствол не вытянутый, ровный, а широкий и приземистый. Ветви не изящные и тонкие, а крепкие, как надёжные руки друга.
Как красиво это дерево! Сколько в нём сильных и суровых движений! Как беззащитна берёза в сравнении с этим великаном!
Словарный диктант представляет собой запись учащимися отдельных слов, диктуемых учителем. Как правило, это слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами Достоинством этих диктантов является то, что их написание занимает мало времени, способствует включению изучаемых слов в активный словарь детей. Словарные диктанты позволяют усваивать лексику, помогающую младшим школьникам проводить анализ картины, писать сочинения.
Существует несколько вариантов проведения таких диктантов
- Учитель диктует отдельные слова, ученики их записывают. Затем идет проверка написанного с помощью словаря, орфографического проговаривания, сравнения записи в тетради с записью на доске.
- Учитель показывает детям карточки со словарными словами, в которых закрыта или пропущена непроверяемая орфограмма.
- Учитель показывает детям рисунки с изображениями предметов, дети записывают их названия. Такой диктант с помощью карточек носит название «немого диктанта».
- Учитель читает слово, учащиеся с помощью карточек, на которых написаны буквы, показывают, какой вариант написания они выбрали. Такая работа с сигнальными карточками несет также название «устного диктанта».
5. Учитель диктует развернутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие, например:
- Произведение живописи. (Картина.)
- Изображение человека на картине. (Портрет.)
- Портрет художника, выполненный им самим.. (Автопортрет.)
- Коллективное посещение музея с познавательной целью. (Экскурсия.)
- Очень красивый, очень хороший. (Прекрасный.)
- Создание художественных образов с помощью красок. (Живопись.)
- Область искусства, ограниченная определенным кругов тем. (Жанр.)
- Рисунок к тексту, поясняющий его. (Иллюстрация.)
- Краски, разводимые водой. (Акварель)
- Морской пейзаж. (Марина.)
- Человек, который пишет картины. (Художник.)
- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. (Эскиз.)
- Рисунок, выполненный с натуры. (Этюд.)
- Картина с изображением предметов: цветов, утвари, снеди. (Натюрморт.)
- Картина с изображением природы. (Пейзаж.)
- Размеры (длина и высота) произведения искусства. (Формат.)
Другие примеры для словарного диктанта учитель может взять из словаря терминов и понятий.
Этот вид упражнений помогает не только формировать орфографический навык, но и способствует развитию речи и мышления младших школьников. Он может проводиться и на основе слов, не включающих непроверяемые орфограммы для лучшего усвоения детьми этих понятий (например, жанр).
Данный вид упражнений может стать и дидактической игрой, как командной, так и индивидуальной. («Кто быстрее найдет на карточке слова к данным определениям?»)
Такие слова, как картина, портрет, экскурсия, прекрасный входят в число слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, изучаемыми в начальных классах. Написание других слов учащиеся должны усвоить для того, чтобы осознанно использовать их в будущих сочинениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимательно рассмотри картинки. Разложи их в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам и расскажи его.
2 1 4 3
2 1 4 3
3 4 1 2
1 2 3 4
1 2 3 4
МОЛОДЕЦ!
Подумай ещё!
Интернет-ресурсы http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/animirovannye/44- Шаблон презентации «Зима» анимированный Серии сюжетных картинок на слайдах 1-10 – Бурдина С.В. Сюжеты для развития логического и образного мышления. «Истории в картинках» часть 2. ВЕСНА ДИЗАЙН, г. Киров, 2004 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи-ка о ПРОФЕССИИ
ОПИШИ ЖИВОТНОЕ
РАССКАЗЫ О ЗВЕРЯТАХ
ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ
РАССКАЖИ О ПРОДУКТАХ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ Рисунки на слайдах 2-7 : Ткаченко Т.А., Готовимся к школе. М., РОСМЭН, автор, 2008, стр. 142, 195, 207, 210, 262, 249, 264
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
праздник огромные ёлка красивый дождь золотые колокольчики серебряный зал нарядная шары весёлый огоньки разноцветные
праздник ёлка дождь колокольчики зал шары огоньки красивый золотые разноцветные огромные весёлый нарядная серебряный
красивый зал нарядная ёлка разноцветные огоньки золотые колокольчики серебряный дождь огромные шары весёлый праздник
В красивом зале стоит нарядная ёлка. Дети украсили её разноцветным огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождём, огромными шарами. Наступил весёлый праздник!
В кр…сивом зале ст…ит н…рядная ёлка. а о а о а о а о а
Дети украсили её разн..цветны -ми огон..ками, золотыми колокольчиками, серебряным д..ждём, огромными ш..рами. о а ь - о а а о о ь о а
Н..ступил в..сёлый праз..ник! а о е и д - а е д
Подумай ещё!
проверка
В красивом зале стоит нарядная ёлка. Дети украсили её разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Наступил весёлый праздник!
ЖеЛАЮ УДАЧИ!
Интернет-ресурсы http://www.rusedu.ru/detail_10450.html - шаблон Снеговики http://priroda.inc.ru/prazdnik/anima/anima2.html - слайд 2 елка