МОИ ДОСТИЖЕНИЯ ОПЫТ РАБОТЫ,

Оганесян Нина Левоновна

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой русский писатель, почетный академик Петербургской  АН.

Один из наиболее мощных талантов русской литературы.

В его творчестве соединились демократизм. Безбоязненная  постановка важнейших социальных вопросов, широта охвата действительности, сила художественных обобщений, глубокая правда изображения  «диалектика души»  и общественной жизни возвышенность чувств и стремлений, совершенство формы. Творчество Л. Толстого явившееся, по определению М. Горького, «итогом всего пережитого русским обществом за весь XIX век» оказало огромное влияние на мировую литературу.

             

УМНИКИ И   УМНИЦЫ.

  1. ПРОЛОГ.  КОНКУРС  РУССКОГО ЯЗЫКА

 Расставить знаки препинания

  1. На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старее берез составлявших лес он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно видно суками и с обломанной  корой заросшей старыми болячками.
  2. Весна и любовь и счастье  как  будто говорил этот дуб.  И  как не надоест вам все один и тот же  глупый бессмысленный обман! Нет ни весны  ни  солнца ни счастья.

  1. Да  он  прав  тысячу  раз  прав этот дуб   думал  князь  Андрей  пускай другие  молодые вновь поддаются на обман а мы знаем жизнь  наша жизнь кончена. Целый ряд мыслей  безнадежных  но  грустно приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея.
  2.  В продолжение скучного  дня  во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева  и почетнейшие из гостей  которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа Болконский  несколько раз  взглядывая на  Наташу чему-то смеявшуюся спрашивал  себя  О чем она  думает  Чему она так рада

  1.  КОНКУРС  КРАСНОРЕЧИЯ
  1. «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для  недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели  высшим»

  1. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать  и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость».

  1.  КОНКУРС «БИОГРАФИЯ Л.ТОЛСТОГО

Свидетелем каких исторических событий 19-20 в.в. был писатель?

1837    

год смерти А.С.Пушкина

1841    

год  смерти М.Ю.Лермонтова

1852  

год  смерти Н.В.Гоголя

1853- 1856  

Крымская  война

1861  

«Крестьянская реформа»

1877 – 1878  

Русско-турецкая война

1881  

 Смерть  царя Александра П

1904 -1905  

Русско-японская война

1905

9 января  Кровавое воскресенье

1905 – 1907  

Первая  русская революция

БИОГРАФИЯ ТОЛСТОГО. БЛИЦ- ОПРОС.

  1. Какую из своих книг Толстой называл одной из главных?

                                                    (трактат “ О жизни”)

  1.  Кто из родственников Толстого был в плену у французов в 1815г.?

                                                    (отец Николай Ильич)

  1.  На какой факультет Казанского университета поступил Толстой?

                                               (факультет восточных языков)

  1.  “Война и мир” - 4

       “Анна Каренина” - 7

       “Кавказский пленник” - 100.

  1. Какими орденами и медалями был награжден Л. Толстой?

(орден Святой Анны и медалями «За храбрость», «за защиту Севастополя»

  1. КОНКУРС  «КТО ЕСТЬ  КТО?»

   1 ком.     

1. Она  возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо ещё более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный  миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен.

2. Лучистые глаза ее , в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слез, которые стояли в них.

3. Она Наташе не нравилась,казалась ей очень дурной собой, притворной и сухою.

2 ком.   

1.С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то , что он скажет и сделает теперь, --- есть история.

2. И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу.Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание.В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его.

 “ Но разве могло быть иначе? -- подумал он. -- Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей.”

3. Ему подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый  восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему.

3 ком.   

…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами .Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую  резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них, и слушать их  ему было очень скучно.

…Позвольте высказать свое мнение, - продолжал он -,  успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой. – сказал он и, не ожидая ответа. тотчас отошел от стола.

  1. ГОРОДА  И СТРАНЫ.

   Географическое  пространство  романа значительно расширяют   многочисленные упоминания о различных  городах  и  странах.

   Назвать географическое  место, указать страну  и  назвать эпизод  из  романа.          

              1 команда                                   2 команда

      Шенграбен                                     Шевардино

      Неман                                             Аустерлиц

      Отрадное                                       Фили

      Браунау                                           Тулон

      Богучарово                                     Энс

  1. ЗВУКИ МУЗЫКИ

  1. ЧТО  ЗА  ЧЕМ?

 Пьер  на  Бородинском  поле

 Смерть  Элен  Безуховой

 Небо  Аустерлица

 Рождение сына  Андрея  Болконского

 Пожар  в  Смоленске

 Первый  бал  Наташи Ростовой

 Совет  в  Филях

 Наполеон  вступил  в  Москву

 Пленение  Пьера

  1. МЫСЛЬ  ИЗРЕЧЕННАЯ

 

 1 ком.  Эпизод прощания отца с сыном .

 Старик  Болконский:  “Помни одно, князь Андрей :коли тебя убьют, мне, старику, больно  будет ….”  (продолжите  фразу)

  (А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет  стыдно!)

2 ком. 3. Эпизод. Накануне Бородинского сражения Наполеон сказал:

            “Шахматы поставлены,..”  (продолжите фразу)     кн.5,с.232

      (игра начнется  завтра.)

1 ком.  т 3.  Эпизод  Совет  в Филях .

  Бенигсен : “Оставить ли без боя священную  и  древнюю  столицу России, или  защищать её? “ --

 Кутузов  ответил:                      (продолжите...)

  (-Священную древнюю столицу России!  Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий:”Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение”.

2 ком. Эпизод  Разговор Пьера  с Наташей после неудачного побега с Курагиным.                                                т 2 с.384

Наташа:  - Не говорите со мной так. Я не стою этого. Для меня все   пропало.

 Пьер:  ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший  и  лучший  человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.



Предварительный просмотр:

Раздел 2и

Открытый урок

по русской литературе в 11-а классе.

Урок проведен 18 октября 2012 года в рамках мероприятий, посвященных V Дням русского слова в Армении – 2012. На уроке присутствовали учителя  школы, представители  Российского учебно-методического центра русского языка.

Тема: Марина Цветаева «Моим стихам…».

Подготовил: учитель русского языка и литературы  Оганесян Нина Левоновна

Класс: 11-а    

Дата проведения: 18.10.2012.

Тип урока: Урок-обобщение, систематизация и проверка знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить  словарь литературоведческих понятий.

Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать  навык  исследовательской  работы  над художественным  текстом, отработать  навык  написания  сочинения - рассуждения.

Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.

№  П/П

Название современных образовательных технологий, применяемых  в УВП

Этапы урока, на которых применяется технология

Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

На всех этапах урока

Технология проведения дискуссий

В основной части урока

Развитие критического мышления через чтение и  анализ произведения

В течение урока

Оборудование и оформление класса: портрет М. Цветаевой,  иллюстрация  «Если душа родилась крылатой»,  выполненная учащимися 11 класса,  карточки с заданиями,  распечатки стихотворений М.Цветаевой,  музыкальное сопровождение – песня  «Мне нравится»  в исполнении ученицы класса.

Техническое оснащение: телевизор  для показа  презентации  «Марина Цветаева».

                                                  Ход урока:

Этап

Организационный момент:

  • Приветствие
  • Определение темы урока

Этап

Постановка цели и задач урока .Сегодня нам предстоит   познакомиться с одним из интереснейших стихотворений  М.Цветаевой “Молодость”, провести  анализ стихотворения,  определить характерные особенности  цветаевской  лирики и обобщить творчество  поэта. (Слайд №  )

Слово учителя:

  • «Поэзия М. Цветаевой озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл»,  - писала А.Саакян, исследователь творчества М. Цветаевой. Эпиграф к нашему уроку:  «Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен».  В рабочей тетради  М.Цветаевой за 1940-1941 гг. есть перевод стихотворения Герша Вебера, строки которого удивительно созвучны ее личной и поэтической судьбе.

На трудных тропах бытия

Мой спутник  -  молодость  моя.

Бегут как дети по бокам,

Ум с глупостью, в середке  - сам.

А впереди  - крылатый  взмах:

Любовь на золотых крылах.

А этот шелест за  спиной –

То  поступь Вечности  за  мной.

Этап

Актуализация и систематизация опорных знаний по творчеству М.Цветаевой. (Устный опрос)

Учитель:

  • В какое  время  поэтесса  вступила  в  русскую  литературу?

(Выступления учащихся с характеристикой эпохи Серебряного века).    Ученик: 

  • Атмосфера трагизма мира, характерная для начала века, ярко была отражена в стихах А.Блока «неслыханные перемены, невиданные мятежи»,  «уюта нет, покоя нет», писал  он.

Ученик:

  • В судьбах многих поэтов начала века отразилась  драма истории. Трагическим был уход А. Блока и Н. Гумилева, В. Маяковского и С. Есенина Н.Клюева и Осипа Мандельштама. В вынужденной  изоляции оказались М. Волошин,  А. Ахматова. Жизнь М.Цветаевой как бы вобрала в себя все варианты этих судеб. (Слайд № )

Чтение учащимися изученных стихотворений, «Красною кистью рябина зажглась», «Моим стихам…», прослушивание музыкальной композиции «Мне нравится»  в исполнении ученицы.

Учитель:

  • Поэтический дар наделяет  человека божественной  властью  над умами людей и их душами,  возносит его над житейской суетой, делает его  «безбытным». Но в то же время поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может.

«Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное – взято».      

М.Цветаева

Согласны ли вы с этим утверждением М.Цветаевой?  

(Учащиеся выражают свои мнения).

Учитель: 

  • Давайте вспомним некоторые биографические факты поэта.

Ученик:  

  • Характер Марины Цветаевой был не из легких – и для  окружающих, и для нее самой. Гордость и застенчивость, упрямство и твердость воли, непреклонность, слишком рано возникшая потребность оградить свой  внутренний мир. Марина считала, что многое в ее характере от бабушки, красавицы-польки, чей портрет висел в комнате матери.

(Читает стихотворение «Бабушке»).

Ученик:

  • «Марина  была своевольной, беспорядочной, пренебрегающей мнениями и интересами окружающих  девчонкой…

Ученик: 

  • «Общепринятое ей было чуждо, уже в молодости у нее были  особые отношения с миром, в которых  явь так тесно сплелась с фантазией,. что невозможно было их отличить. Она писала  В.Я.Брюсову – мэтру  русских символистов:

Улыбнись в мое «окно»,

Иль к шутам меня причисли, -

Не изменишь,  все равно!

 «Острых чувств» и «нужных мыслей»

Мне от Бога не дано.   

Этап

Постановка и решение проблемного вопроса. Как в стихотворении  выражается  характер и судьба  поэта? Как  поэту  удается  раскрыть свой личный мир и обратиться    к  эмоциям каждого из  нас?                           (Анализ стихотворения  «Молодость»).  Памятка по анализу стихотворения у каждого ученика.

  1. Какими художественными  средствами и приемами создается  образ молодости?
  2. Как происходит развитие образа молодости?
  3. Какую роль играет звукопись?  
  4. Опишите лексику последнего четверостишия первой части?
  5. Как изменяется образ молодости во второй части стихотворения?
  6. Какое впечатление от стихотворения?

Ученик:

  • Все стихотворение – варьирование образа  молодости. Варьирование- один из постоянных приемов Цветаевой: сначала  идет риторическое обращение, затем образ становится все более конкретным. Сначала, в первой строфе  молодость- это «сапожок непарный», во второй строфе она уже  «ноша и обуза».Далее образ молодости обретает черты живого человека . Анафора – единоначатие строк -  усиливает эмоциональное воздействие.

Учитель:

  • Какие художественные средства  можем отметить?

Ученик:  

  • Эпитеты – «моя чужая»,  малиновая юбка», «лазоревая шаль» - Яркость цветовых эпитетов  сочетается с экспрессивностью повелительного наклонения во  второй части стихотворения.

Ученик: семантический и синтаксический параллелизм: «Полыхни малиновою юбкой … . Полосни  лазоревою  шалью»… Наличие восклицательных предложений усиливает напряженность стиха.

Учитель: 

  • Обратим внимание на дату написания стихотворения.

Ученик:

  • 18 ноября 1921 года написана первая часть стихотворения и 20 ноября 1921 года- вторая.  Стремительность, с какой создавалось оно, очень характерна  для Цветаевой. Это прощание, разрыв, это состояние, когда погибает часть души «вырванная из грудных глубин». Обрывается  стихотворение на высокой, решительной, отчаянной ноте Так прощаются с чем-то очень дорогим и любимым и прощаются навсегда..

Этап

Рефлексия  (Работа  по  таблице «Особенности цветаевской лирики»)

Отметьте характерное для цветаевской лирики.

  • цветаевская гордая Муза
  • динамические  метафоры
  • пленительно неправильный синтаксис
  • стремительный блеск логики
  • предельная искренность, исповедальность
  • отступление от синтаксической и лексической формы
  • аллитерация, внимание к звуковому облику слова
  • «футуристически»  броские эффектные  строки
  • фольклорное  начало

Этап

Домашнее задание:  написать  сочинение - рассуждение  «Стихи М.Цветаевой», инструкция по выполнению.

Этап

Подведение  итогов  урока.

Выставление оценок.