Авторская разработка урока Марина Цветаева «Моим стихам…».
Тема: Марина Цветаева «Моим стихам…».
Подготовила: Оганесян Н.Л. - учитель русского языка и литературы ФГОУ-СОШ №21 МО РФ
Предмет:русская литература. Класс: 11-а
Дата проведения: 18.10.2012.
Тип урока: урок-обобщение, систематизация и проверка знаний.
Цели и задачи урока:
Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить словарь литературоведческих понятий.
Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать навык исследовательской работы над художественным текстом, отработать навык написания сочинения- рассуждения.
Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.
Оборудование и оформление класса: портрет М. Цветаевой, иллюстрация «Если душа родилась крылатой», выполненная учащимися 11 класса, карточки с заданиями, распечатки стихотворений М.Цветаевой, музыкальное сопровождение – песня «Мне нравится» в исполнении ученицы класса.
Техническое оснащение: телевизор для показа презентации «Марина Цветаева».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetaeva_moim_stikham-polnaya_versiya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 2и
Открытый урок
по русской литературе в 11-а классе.
Урок проведен 18 октября 2012 года в рамках мероприятий, посвященных V Дням русского слова в Армении – 2012. На уроке присутствовали учителя школы, представители Российского учебно-методического центра русского языка.
Тема: Марина Цветаева «Моим стихам…».
Подготовил: учитель русского языка и литературы Оганесян Нина Левоновна
Класс: 11-а
Дата проведения: 18.10.2012.
Тип урока: Урок-обобщение, систематизация и проверка знаний.
Цели и задачи урока:
Обучающие – показать своеобразие поэзии М.И. Цветаевой, помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста, расширить словарь литературоведческих понятий.
Развивающие – формировать навык анализа и интерпретации поэтического текста, формировать навык исследовательской работы над художественным текстом, отработать навык написания сочинения - рассуждения.
Воспитательные – воспитывать любовь к русской поэзии, бережное отношение к поэтическому слову, уважение к личности поэта.
№ П/П | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых применяется технология |
Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека | На всех этапах урока | |
Технология проведения дискуссий | В основной части урока | |
Развитие критического мышления через чтение и анализ произведения | В течение урока |
Оборудование и оформление класса: портрет М. Цветаевой, иллюстрация «Если душа родилась крылатой», выполненная учащимися 11 класса, карточки с заданиями, распечатки стихотворений М.Цветаевой, музыкальное сопровождение – песня «Мне нравится» в исполнении ученицы класса.
Техническое оснащение: телевизор для показа презентации «Марина Цветаева».
Ход урока:
Этап | Организационный момент:
| |
Этап | Постановка цели и задач урока .Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из интереснейших стихотворений М.Цветаевой “Молодость”, провести анализ стихотворения, определить характерные особенности цветаевской лирики и обобщить творчество поэта. (Слайд № ) Слово учителя:
На трудных тропах бытия Мой спутник - молодость моя. Бегут как дети по бокам, Ум с глупостью, в середке - сам. А впереди - крылатый взмах: Любовь на золотых крылах. А этот шелест за спиной – То поступь Вечности за мной. | |
Этап | Актуализация и систематизация опорных знаний по творчеству М.Цветаевой. (Устный опрос) Учитель:
(Выступления учащихся с характеристикой эпохи Серебряного века). Ученик:
Ученик:
Чтение учащимися изученных стихотворений, «Красною кистью рябина зажглась», «Моим стихам…», прослушивание музыкальной композиции «Мне нравится» в исполнении ученицы. Учитель:
«Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное – взято». М.Цветаева Согласны ли вы с этим утверждением М.Цветаевой? (Учащиеся выражают свои мнения). Учитель:
Ученик:
(Читает стихотворение «Бабушке»). Ученик:
Ученик:
Улыбнись в мое «окно», Иль к шутам меня причисли, - Не изменишь, все равно! «Острых чувств» и «нужных мыслей» Мне от Бога не дано. | |
Этап | Постановка и решение проблемного вопроса. Как в стихотворении выражается характер и судьба поэта? Как поэту удается раскрыть свой личный мир и обратиться к эмоциям каждого из нас? (Анализ стихотворения «Молодость»). Памятка по анализу стихотворения у каждого ученика.
Ученик:
Учитель:
Ученик:
Ученик: семантический и синтаксический параллелизм: «Полыхни малиновою юбкой … . Полосни лазоревою шалью»… Наличие восклицательных предложений усиливает напряженность стиха. Учитель:
Ученик:
| |
Этап | Рефлексия (Работа по таблице «Особенности цветаевской лирики») Отметьте характерное для цветаевской лирики.
| |
Этап | Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение «Стихи М.Цветаевой», инструкция по выполнению. | |
Этап | Подведение итогов урока. Выставление оценок. |