Одаренные дети

Шишева Екатерина Евгеньевна

На этой странице подобрана информация по организации работы с одаренными детьми в образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии в работе с одаренными детьми

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Выбор технологий и их применение осуществляется по следующим параметрам:

  1. Определение основных целей, достигаемых при применении технологии.
  2. Определение степени разработанности технологии.
  3. Определение степени разработанности внедрения технологии.
  4. Степень трудоемкости технологии.
  5. Готовность педагогов к применению технологии.
  6. Возможность негативных последствий от непрофессионального применения технологии.

Применительно к образовательной деятельности интеллектуально одаренных воспитанников, безусловно, ведущими и основными являются технологии активные, интерактивные и деятельностные – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Технология проблемного обучения. Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность воспитанника может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Сущность технологии состоит в том, что воспитатель, педагог-психолог  создает на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой воспитанники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность детей, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:

  • воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

  1. осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
  2. формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
  3. доказательство гипотезы, в процессе которого воспитанники переформулируют вопрос или задание;
  4. общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет детям приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе исследований.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений воспитанников, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.

В зависимости от характера взаимодействия воспитателя и воспитанников выделяю четыре уровня проблемного обучения:

  • уровень несамостоятельной активности - восприятие детьми объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение воспитанником самостоятельной работы, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;
  • уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие детей в поиске способа решения поставленной педагогом проблемы;
  • уровень самостоятельной активности - выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ребенок сам решает проблему, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога и так далее. Этот уровень самостоятельной активности наступает с 7-8 лет;
  • уровень творческой активности - выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения.

Достаточно эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации образовательного процесса и дают простор для творческого самовыражения и самореализации воспитанников. Это, прежде всего, технология проектного обучения и методика обучения в «малых группах».

Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на  занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа разбивается на 3–4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек, поскольку в таком количестве взаимодействие наиболее эффективно.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на занятии вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения.

Можно выделить два ключевых аспекта данного метода, определяющих его современную значимость и актуальность.

  1. в результате совместной учебной работы воспитанников друг с другом развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу.
  2. возрастает  эффективность образовательной деятельности за счёт группового эффекта.

М. А. Чошанов выделяет три режима работы группы:

  1. вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;
  2. группа предпочитает работать в подгруппах;
  3. каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

При организации групповой работы на занятии следует продумывать:

  • на каком этапе урока следует ввести групповую работу;
  • конкретные цели, которые всеми должны быть поняты и приняты, т. е. осознаны как личностно-значимые; из общей цели вытекают конкретные, частные;
  • желаемые результаты, критерии оценки: очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу);
  • каким путём пойдёт процесс групповой работы, его этапы: репродуктивно, путём исследования, эксперимента, изобретения;
  • с помощью чего будет идти этот процесс, его этапы, пока не получится результат: (с помощью орудий труда, книги, схем, моделей);
  • образовательную деятельность во времени – рассчитать минуты для всех этапов, учитывая психологические и физиологические особенности детей (сколько времени они могут быть внимательными, как быстро физически и умственно утомляются);
  • как упорядочить пространство, как в нём разместятся участники. Работа в группах требует нетрадиционного размещения парт: для парной работы – обычные ряды; для групповой работы парты нужно ставить так, чтобы ученик видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.

При формировании состава группы, как замечает М. А. Чошанов,  рекомендуется:

  1. Соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп не эффективно: сильные становятся ещё сильнее, а слабые – ещё слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Образовательная деятельность в гетерогенных по составу группах подстёгивает слабых воспитанников до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
  2. Стремиться к тому, чтобы в группах были представлены разнообразные интересы, умения и навыки.
  3. Необходимо учитывать разнообразие социально-психологических характеристик и психологической совместимости (нежелательно допускать, например, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики). Лучшие пары, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

В соответствии с выводами исследователей в области технологии работы в группах (Т. А. Глазкова, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман, М. А. Чошанов и др.), выделяются следующие этапы технологического процесса групповой работы:

Этап первый – подготовка к выполнению групповой работы (вводная часть, единиц времени – 1):

  1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  2. инструктаж о последовательности работы;
  3. раздача дидактического материала по группам.

Этап второй – групповая работа (единиц времени – 6):

  1. знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  2. распределение заданий внутри группы;
  3. индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;
  4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  6. подведение итогов выполнения группового задания.

Этап третий – презентация (единиц времени – 2):

  1. сообщение о результатах работы в группах;
  2. общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;
  3. получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи; дополнительная информация учителя на группу.

Результат:

  • возрастает глубина понимания материала, познавательная активность и творческая самостоятельность воспитанников;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • воспитанники приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Технология проектного обучения. 

«Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» (Е.С. Полат).

По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, включающим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, образовательной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность воспитанников является творческой и, соответственно, тесно связана с проблемой творчества. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость, практическое применение.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение детьми знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – образовательный проект, в качестве которого могут выступать различные продукты практической деятельности, а также текст выступления, реферат, доклад и т. д.

В рамках данной технологии воспитанник самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый  жизненный опыт. Все это стимулирует познавательные интересы детей, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая развиваться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Воспитатель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в образовательном процессе. Главная задача воспитателя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС ДО это наиболее востребованная технология в работе с одаренными воспитанниками, потому что ориентирована на уникальность личности ребенка.

Дифференцированное обучение предполагает разделение воспитанников на группы по одному из критериев:

  • по уровню интеллектуального развития;
  • по типу мышления;
  • по темпераменту;
  • по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития воспитанники группируются следующим образом:

  1. Дети с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Они владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.
  2. Воспитанники со средними  способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью воспитателя по опорным схемам.
  3. Дети с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода воспитателя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для воспитанников разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп. Отнесение ребенка  к группе определенного уровня условно. Воспитанник по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Цели использования дифференцированного обучения в ДОУ:

  • Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
  • Повышение качества образовательного процесса.
  • Выявление одаренных учеников.
  • Ситуация успеха для воспитанников разных уровней.

Роль воспитателя  в условиях применения технологии дифференцированного обучения значительна. Именно педагог диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого ребенка, определяет критерии для объединения их в группы разного уровня, разрабатывает разные виды заданий для каждой группы, а также систематически анализирует работу детей и организует обратную связь.

Структура занятия  дифференцированного обучения:

  1. Совместная постановка целей для всей группы. Мотивирующий этап.
  2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.
  3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всей группы, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития воспитанников используются разные способы предъявления информации: проблемная ситуация, составление алгоритма действий, анализ схемы,  изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью воспитателя.
  4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация воспитателя детям с низким уровнем умственного развития.
  5. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка воспитателем, самопроверка или взаимопроверка).

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий. Материал  отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития воспитанников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Автор: Шишева Е.Е.

Используемая литература:

1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
2. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 428 c.
3. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пр., 2013. - 656 c.
4. Горбич, О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка: Учебно-методическое пособие / О.И. Горбич. - М.: ВК, 2012. - 144 c.
5. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
6. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
7. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 256 c.
8. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
9. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2013. - 272 c.
10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 c.
11. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2017. - 422 c.
13. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
14. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
15. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2017. - 512 c.
16. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2013. - 272 c.
17. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
18. Патракеев, В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными учебными возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 164 c.
19. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
20. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / В.А. Федоров. - М.: Академия, 2012. - 176 c.
21. Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н.И. Шевченко. - М.: Рус. слово - учебник, 2012. - 208 c.
22. Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова; Под ред. В.П. Сергеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.



Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база для работы с одаренными детьми

23 сентября 2020

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база.

Для реализации деятельности педагогам необходимо опираться на документы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников в части осуществления работы с одаренными детьми.

К таким документам на международном и федеральном уровне относятся:

Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО);Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает

единство образовательного пространства Российской Федерации;преемственность основных образовательных программ;вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Согласно ст. 77 Закона № 273-ФЗ выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями посредством:

проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных, спортивных мероприятий. (Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается).назначения специальных денежных поощрений и предоставления иных мер стимулирования. (Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ). создания специализированных структурных подразделений и образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. (Порядок комплектования указанных подразделений и организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций).

К документам федерального уровня, регламентирующим работу с одаренными детьми относятся также

Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301;Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Важным шагом в систематизации и унификации работы по сопровождению одаренных детей стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. № Пр-827).  Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 мая 2015 г. N 3274п-П8. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Эти документы определяют принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.

В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).

Постановление утверждает Правила выявления, а также порядок сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности.

Автор: Шишева Е.Е.

Используемая литература:

НПА



Предварительный просмотр:

Методика Хаана и Каффа

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. 11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  11. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  12. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  13. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  14. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  15. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  16. Интересуется актерской игрой.
  17. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  18. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  19. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  20. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  22. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  23. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  24. Хорошо поет.
  25. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  26. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  27. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  28. Легко общается с детьми и взрослыми.
  29. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  30. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
  31. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  32. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  33. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  34. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  35. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  36. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  37. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  38. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  39. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
  40. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  41. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
  42. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  43. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  44. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  45. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  46. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  47. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  48. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  49. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  50. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  51. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  52. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  53. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
  54. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  55. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  56. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  57. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  58. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  59. Умеет делать выводы и обобщения.
  60. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  61. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  62. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  63. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  64. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  65. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  66. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  67. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  68. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
  69. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  70. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  71. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  72. Любит игры драматизации.
  73. Быстро и легко осваивает компьютер.
  74. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  75. Физически выносливее сверстников

Используемая литература:

Психодиагностика