Краеведение
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.
Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, города, дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл уроков краеведения.
Практическая значимость уроков краеведения в том, что у обучающихся формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт через средства массовой информации, повышается уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.
Программа разработана для учащихся 5-6 классов и включает в себя три направления: «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России», «Мой край родной» и «Памятные места нашего края»
Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи программы.
Цель программы: совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- углублять и расширять знания по истории своего родного края;
- способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- совершенствовать творческие способности личности;
- воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Место предмета в учебном плане
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в учебном году |
5 | 0.5 | 35 | 18 |
6 | 0.5 | 35 | 17 |
Итого за курс обучения: | 35 |
Личностные, метопредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
5 класс
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
Метапредметные результаты
-Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности
6 класс
Личностные результаты:
-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств;
-освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
-воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
-овладение средствами художественного изображения;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать , анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценке
Метапредметные результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
Предметные результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
--применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Содержание программы
Направление «Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России» - 14 часов
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны.
Направление «Мой край родной» - 14 часов
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю - как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Побудить у обучающихся самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению.
2. Развивать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
3.Воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям.
Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Новосибирской области и города Татарска, узнают о коренном населении Сибирской Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами прикладного искусства, обрядами и традициями.
Направление «Памятные места нашего края» - 7 часов
Цель: Создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств через изучение истории края, родного города.
Задачи:
1. Создавать благоприятные условия для развития талантливых обучающихся через изучение краеведения.
2. Развивать бережное отношение к истокам своей Малой Родины.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи, выяснят какие предприятия города Татарска внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.
-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности |
1 | Моя родословная. Вклад семьи в судьбу России | Введение. Архив и его назначение. | 1 | Работа в школьной и городском историко-краеведческом музее, библиотеке. Работа с архивами. |
2 | Источники краеведения ( печатные, статистические, картографические, архивные, устные, памятники истории) | 1 | ||
3 | Происхождение имен и фамилий. | 1 | Учащиеся исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны. | |
4 | Известные люди рода | 1 | ||
5 | Как составить свою родословную | 1 | ||
6 | Генеалогическое древо семьи | 1 | ||
7 | Семейные традиции и праздники | 2 | ||
8 | Участие семьи в Гражданской войне, первой мировой войне, миротворческих войнах | 1 | ||
9 | Великая Отечественная война и наш край | 1 | ||
10 | Герои-земляки | 1 | ||
11 | Все для фронта, все для победы | 1 | ||
12 | Мой край родной | Происхождение названия Новосибирской области и города Татарска | 1 | Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Новосибирской области и города Татарска, узнают о коренном населении Сибирской Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами прикладного искусства, обрядами и традициями. |
13 | История города Татарска (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) | 1 | ||
14 | Коренное население Сибирской земли | 1 | ||
15 | Быт и культура | 2 | ||
16 |
| Обобщающий урок года | 1 | Оформление и защита проектно-исследовательской работы |
Итого:18 часов |
6 класс
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности |
1 | Мой край родной | Введение. Люблю тебя, мой край родной. | 1 | Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Татарска. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
2 | Наши земляки- выдающиеся люди. | 2 | ||
3 | Краеведы и ученые- исследователи Новосибирской области | 2 | ||
4 | Татарск в наши дни | 2 | ||
5 | Памятные места нашего края | Объекты краеведческих исследований | 3 | Обучающиеся соберут информацию о памятных местах своего края. Посетят музеи, выяснят какие предприятия города Татарска внесли вклад в победу в Великой Отечественной войне, и в его дальнейшее развитие. |
6 | История улиц города Татарска | 2 | ||
7 | Памятники города Татарска и Татарского района | 2 | ||
8 | Природные памятники Новосибирской области | 2 | ||
9 | Обобщающий урок года | 1 | ||
Итого: 17 часов |
Планируемые результаты реализации программы:
- Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению.
- Убежденность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением.
- Расширение кругозора обучающихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашем крае, в нашей стране.
- Активное совместное участие и их родителей в поисковой деятельности.
Результативность учебного материала обеспечат следующие знания, умения, навыки:
- Работа с первоисточниками, самостоятельно добывать знания, сравнивать характеристики разных источников.
- Составление доклада, реферата, исследовательской работы, проекта, оформление дневника похода.
- Самостоятельное проведение беседы с населением по записи воспоминаний
- Проведение экскурсии.
- Владеть элементами исторического анализа событий.
Список литературы:
- Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск,2008.- С.21- 24
- Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Кемерово: изд-во КРИПиПРО, 2010.- Часть I.-309 с.
- Золотарева И.С. Занятия устной историей в историческом краеведении// Преподавание истории.- 2003.- №2.- С.61- 62
- Кудрявцева С.Ю. Школьный музей и его роль в становлении гражданственности школьников// Войны священные страницы в памяти людской/ МО, МРИО.- Саранск, 2008.- С.63- 64
- Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории// Воспитание школьников.- 2007.- №10.- С.36- 38.
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва// Воспитание школьников.- 2006.- №2.- С.2- 8.
- Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа // Народное образование.- 2001.- №7.- С.247