Основы православной культуры

Тавченкова Ольга Николаевна

Буду рада поделиться материалами, которые могут быть полезны учителям Основ православной культуры, а также детям и их родителям, изучающим модуль "Основы православной культуры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

УТВЕРЖДАЮ

__________/Ермакова Н.В.

Директор МАОУ СОШ №5

 г. Челябинска

СОГЛАСОВАНО

____________________/Маслакова Ю.Г.

замдиректора МАОУ ОШ №5 г. Челябинска

ОДОБРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ

_________________________________________

Протокол №1 от «____» ______________20—г

Руководитель МО _________/_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

4 КЛАСС

2015-2016 гг.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34 часа


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ)  в 4 классе составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 № 373»
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» № 253 от 31.03.2014г)
  4. Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №5 г. Челябинска (с изменениями, приказ от ___ №________)
  5. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
  6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году.
  7. Положение о структуре и разработке рабочих программ,  курсов (приказ МАОУ СОШ №5 г. Челябинска (приказ №3У&2 от 08.09.2015 
  8. Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 №84-р «Об утверждении плана мероприятий во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  9. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Авторская программа А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы», М.: «Просвещение», 2010
  11.  «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М., Просвещение, 2010
  12. Приказ  МОиН Челябинской области «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного  года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (Приказ  МОиН Челябинской области от 13.04. 2012 № 01-234)
  13. Школьный учебный план на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе составлена на основе примерной программы начального общего образования с учётом  программы «Основы религиозных культур и светской этики»,  автор А. Данилюк (М.: Просвещение, 2010), реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и призванных конкретизировать содержание образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общую характеристику учебного предмета
  3. Описание места учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  6. Содержание учебного предмета
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  8. Описание учебно- методического и материально — технического обеспечения образовательной деятельности
  9. Календарно — тематическое планирование

Программа по  ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования. Программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими    одного из шести модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Предметная область ОРКСЭ обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе  изучения  курса  ОРКСЭ  школьники  получают возможность  систематизировать,  расширять  и  углублять  полученные  знания  и  представления  об  окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.

Данный  курс  имеет  культурологическую  направленность,  раскрывает  общечеловеческие  общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

Цель изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования:  

- приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;

- воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию;

Изучение ОРКСЭ вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

- расширению  и  систематизации  знаний  и  представлений  школьников  о  культуре  и  духовных  традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

- формированию  первоначальных  представлений  о  традиционных  религиях  народов  России,  их  роли  в культуре, истории российского общества;

- формированию  основ  морали,  семейных  ценностей,  ориентированным  на  соизмерение  своих  поступков  с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

- воспитанию   патриотических  чувств;  уважению  к  истории,  языку,  культурным  и  религиозным  традициям своего и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры;

       - развитию  информационной  культуры  школьников (об  источниках  информации, её  отборе  и  применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на  уровне данной ступени образования) представлени я об исторических корнях и традициях  народа,  к  которому  принадлежит  семья  учащегося.  Во  втором  –  актуализация  представлений  о  России  в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей

страны путём обращения:

– к географии России (сведения о природе и населении);

– к истории России и народов её населяющих;

– к нравственным заповедям традиционных российских религий;

– к произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Изучение  ОРКСЭ на уровне начального  общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание  патриотизма  и  гражданственности:  любви  к  России,  родному  краю,  своему  народу,  уважение обычаев  и  традиций,  культуры  своего  и  других  народов  России,  дружба  и  согласие  между  народами, верность  Родине,  служение  Отечеству,  уважение  государственных  законов  и  символов,  защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
  2. Понимание  духовно-нравственных  ценностей:  ценности  человеческой  жизни,  бережного  отношения   ко всему  живому,  справедливости,  милосердия,  верности,  отзывчивости,  сострадания,  честности, ответственности, гостеприимства, доброты, дружелюбия, умения прощать, уважения мнения других.
  3. Уважение и поддержание семейных ценностей: заботы о чести семьи, уважения родителей, заботы о старших и младших членах семьи, взаимопонимания и доверия, трудолюбия.
  4. Уважение  религий  всех  народов  России,  свободы  вероисповедания,  веротерпимость,  начальные представления  о  традиционных  религиях  народов  России,  их  духовно-нравственном  значении  в  жизни.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебный предмет ОРКСЭ относится к предметной области «_________________», обязательной части учебного плана.  На изучение предмета в учебном плане предусмотрено 34 часа.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

 Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно — нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Введение предмета ОРКСЭ должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического

партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Включение курса ОРКСЭ в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

· Патриотизм

· Социальная солидарность

· Гражданственность

· Семья

· Труд и творчество

· Наука

· Традиционные российские религии

· Искусство и литература

· Природа

· Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди  которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

Класс

Наименование раздела

Планируемые результаты

Личностные

У обучающего будут сформированы / получит возможность для формирования

Метапредметные

У обучающего будут сформированы/ получит возможность для формирования

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

4

• осознание  своей идентичности  как  гражданина  России, члена  этнической  и  религиозной  группы, семьи, гордость за

своё  Отечество,  свой  народ,  уважительное  отношение  к  другим  народам  России,  их  культурным  и  религиозным

традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

•  способность  эмоционально  (неравнодушно)  реагировать  на  негативные  поступки  одноклассников,  других  людей,

соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

•  готовность  оценивать  своё  поведение  (в  школе,  дома  и  вне  их),  учебный  труд,  принимать  оценки  одноклассников, учителя, родителей.

•  стремление  к  саморазвитию,  соизмерение  своих  поступков  с  общепринятыми  нравственными  нормами,  умение

сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

•  осознание  культурного  и  религиозного  многообразия  окружающего  мира,  стремление  больше  узнать  о  жизни  и

культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции,  терпимости  к  чужому  мнению,  стремление  к  соблюдению  морально-этических  норм  в  общении  с  людьми  с

ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Регулятивные УУД:

•  организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно -познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

•  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности,  вносить  необходимые  коррективы  на  основе  учёта

сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД:

осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

•  осуществлять  поиск  и  анализ  необходимой  информации  для  решения  учебных  задач:  из  учебника  (текстовой  и

иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

•  понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной,  схематичной  форме;  уметь  переводить  её  в  словесную

форму;

•  применять  для  решения  задач  (под  руководством  учителя)  логические  действия  анализа,  сравнения,  обобщения,

установления аналогий, построения рассуждений и выводов.

•  сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

• осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

•  осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной

деятельности.

Коммуникативные УУД:

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге,

общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться

понять его точку зрения и т. д.);

•  сотрудничать  с  учителем  и  одноклассниками  при  решении  учебных  задач;  проявлять  готовность  к  совместной

деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность

к одноклассникам.

принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

•  правильно  использовать  в  речи  понятия  и  термины,  необходимые  для  раскрытия  содержания  курса  (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

•  проявлять  инициативу  в  поиске  и  сборе  различного  рода  информации  для  выполнения  коллективной  (групповой) работы;

•  участвовать  в  проектной  деятельности,  создавать  творческие  работы  на  заданную  тему  (небольшие  сообщения,

сочинения, презентации).

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

•  готовить  небольшие  сообщения  о  национальных  праздниках,  народных   промыслах  народов  России,  защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

 • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

•  использовать  полученные  в  курсе  «Окружающий  мир»  знания  о  правах  и  обязанностях  граждан  России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

•  использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

•  сравнивать  обычаи  и  традиции  народов  России,  авторское  и  своё  отношение  к  литературным  героям,  реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

•  различать  нравственные  и  безнравственные  поступки,  давать  оценку  своим  поступкам  и  стараться  избавиться  от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений  об  образе  жизни,  обычаях  и  традициях,  религиях  народов  России  для  создания собственных  устных  и письменных сообщений, презентаций.

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОРКСЭ.

Учебный курс ОРКСЭ представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. В МАОУ СОШ №5 выбрано для изучения 3 модуля: Основы православной культуры, Основы мировых религий, Основы светской этики. Среди детей, изучающих этот курс, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.

Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 Модуль «Основы православной культуры»

Раздел

Содержание учебного предмета

Виды деятельности

Раздел 1

Православная духовная традиция

Российская Федерация. Отечество. Материальный мир. Духовный мир – мир культуры. Внутренний мир – душа человека. Культурные традиции. Религиозные культуры и морально-этические нормы. Ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.

Культура. Религия. Духовный мир: Бог, ангелы, духи. Истоки русской культуры – в православной религии.

Священник. Бог-Создатель, Творец, Любовь.

Православие. Молитва – обращение к Богу. Виды молитв – просьба, благодарение, славословие. «Отче наш».

Христианин. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Духовные сокровища. Иисус Христос. Завет Христа.

Рождество Христово. Голгофа. «Царствие Божие внутри вас». Символика креста.

Воскресение – день возобновления жизни. Спаситель (Спас). Крестная смерть. Грех. Пасха Христова. Крестный ход. «Христос воскрес». Пасхальное яйцо. Пост.

Душа. Свойства души. Дары Бога человеку. Разум, свобода, любовь, творчество – образ Бога в человеке. Совесть.

Добро. Притча об отречении Петра. Стыд. Раскаяние. Три шага раскаяния.

Заповеди Моисея. Милосердие. Притча о добром самарянине. Ближний.

Милостыня.

Золотое правило этики. Неосуждение.

Кадило. Канун. Поминание. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Подражание жизни святых.

Объясняют значение слов «Родина», «Отечество». Описывают свои чувства, мысли по поводу традиций, принятых в их семье.

Приводят суждения об утрате современными людьми некоторых православных традиций. Сравнивают светскую и религиозную культуры.

Объясняют влияние веры в Бога на поступки православного человека. Показывают взаимосвязь между свободой, разумом, совестью, добротой, любовью.

Воспроизводят начальные сведения о видах молитв и их назначении в православии.

Описывают основные части Библии. Воспроизводят значения слов «Библия», «Евангелие», «Ветхий завет», «Новый завет». Сравнивают уважительное и священное отношение к чему-либо. Объясняют смысл слов Христа: «Царство Божие внутри Вас». Объясняют назначение проповеди. Сравнивают значения материальных и духовных богатств человека.

Объясняют значение креста для христианина. Объясняют причины поведения Христа.

Описывают свои впечатления относительно поступка Иисуса Христа, празднования Пасхи. Сравнивают празднование Пасхи с другим весенним праздником. Объясняют цель христианского поста.

Показывают взаимосвязь между поступками человека и болезнями души. Выявляют отличия между человеком и животным. Описывают внутренний мир человека.

Описывают основные шаги в покаянии. Объясняют значение слов «грех», «совесть», «покаяние». Показывают взаимосвязь раскаяния и радости.

Воспроизводят содержание заповедей Христа, качающихся взаимоотношений между людьми.

Выявляют отличия милосердия и дружбы.  Приобретают опыт выбора дел милосердия.

Определяют значимость Золотого правила этики.

Описывают устройство храма. Сравнивают иконы и картины. Объясняют назначение храма для православных христиан.

Раздел 2

Православие в России

Церковь. Константинополь. Князь Владимир. Крещение. Кирилл и Мефодий. Исповеди. Святая Русь. Святые.

Подвиг. Жертва. Легенда о епископе Акакии. Подвижник.

Нагорная проповедь. Дух. Духовность. «Нищие духом». Царствие Небесное.

Легенда об апостоле Петре, пришедшем в Рим. Святой. Притча о царе и дикаре.

Святая Троица. Чудо. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь.

Притча о Божием суде. Смерть в христианстве. Бессмертие.

Христос. Апостолы. Тайная вечеря. Причастие. Благодать. Кровь и Тело Христа. Таинство Причастия и Крещения. Литургия.

Монах (монахиня). Инок. Монастырь. Послушание. Описание жизни В. Войно-Ясенецкого (Луки).

Ответственность за мир. Милосердие.

Семья – маленький ковчег. Венчание. Семейные традиции. Тактичность.

Гнев напрасный и гнев уместный. Оборонительная война. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Поле Куликово. Илья Муромец. Александр Невский. Федор Ушаков.

Адам и Ева. Заповедь труда. Труд как лекарство.

Иудаизм. Ислам. Православие. Буддизм. Светская этика. Традиции. Любовь. Отечество. Патриотизм

Воспроизводят значение таинства Крещения для христианина. Формулируют вывод о том, почему Русь называли «Святой Русью».

Объясняют смысл слова «Подвиг». Описывают свои чувства относительно жертвенности ради другого человека. Сравнивают изменения внутреннего мира человека с подвигом.

Воспроизводят понятия «Заповеди блаженств».

Объясняют смысл слова «Самоотверженность». Показывают взаимосвязь радости для своего сердца и творения добра другим людям.

Выявляют взаимосвязь чуда и главных христианских добродетелей. Приводят примеры совершения чуда в их жизни или жизни литературных героев.

Воспроизводят представление христиан о том, как надо вести себя в трудной жизненной ситуации. Показывают влияние веры христиан в Божий суд на их поступки.

Определяют понятия «Литургия», «Причастие», «Тайная вечеря». Выявляют значение Церкви для христиан.

Показывают взаимосвязь послушания и свободы. Выявляют основные трудности монашеского пути.

Выявляют причины губительного воздействия современного человека на природу. Судят от ответственности человека за сохранение природы.

Описывают традиции, принятые в их семье. Приводят примеры верности, терпения, сочувствия членам семьи.  

Объясняют смысл христианского воинского долга, как высшего проявления любви. Сопоставляют милосердное прощение и справедливое возмездие.

Объясняют смысл выражения «работать на совесть». Определяют последствия проявления человеком лени и гордыни.

Объясняют понятия любовь, бескорыстие, служение, патриотизм. Описывают свои впечатления на примерах деятельной любви граждан к Родине.

Модуль «Основы светской этики»

     Раздел

Содержание курса примерной программы

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Раздел 2.

Основы  светской этики.

Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Знакомятся  с  взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Раздел 3.

Основы  светской этики.

Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

 Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

 Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

 Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Раздел 4.

Духовные традиции многонационального народа России

Семейные праздники. Жизнь человека -высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Творческие работы учащихся.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в  произведениях  литературы и искусства.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

Модуль «Основы мировых религий»

     Раздел

Содержание курса примерной программы

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

Знакомство  с историей возникновения и распространения  исламской культуры.

Раздел 2

Основы мировых религиозных культур 17ч

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре

 Изучают основы мировых религий..

Дают определения основных понятий   культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной  культурой и поведением людей

Знакомятся с описанием  основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской  культуры.

Учатся описывать различные явления  духовной традиции и культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей, общества.

Учатся готовить презентации по заданной теме.

Знакомятся с развитием исламской культуры в истории России.

Раздел 3

  Основы мировых религиозных культур 11ч

 Религиозные ритуалы и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Узнают, какое значение имеет семья для людей различных вероисповеданий, какие личностные качества необходимы в семейной жизни.

Получат представление о воспитании детей, познакомятся с традициями

Получат  знания о том, что какие нравственные качества закреплены в различных религиях.

Узнают, что отражает искусство мировых религий, какие праздники существуют в исламской культуре.

Раздел 4

Духовные традиции многонационального народа России 5ч

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обобщат знания о духовных традициях многонационального народа России , о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Узнают о ценности любви в отношении между людьми и по отношению к родине, познакомятся с местами, священными сооружениями, предметами,являющимися святынями в религиозных культурах.

Узнают какие нравственные заповеди приняты в других религиозных культурах и светской этике, какие семейные традиции существуют в других религиозных культурах и светской этике и семьях одноклассников.


8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

8.1. Учебно — методическое обеспечение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Класс

Программа

Учебник/учебное пособие

Методическое пособие для учителя

Инструментарий по отслеживанию результатов (Личностные, метапредметные, предметные)

4

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры., 4-5 классы, М., Просвещение, 2012
  • Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры., Методическое пособие для учителя, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012
  • Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур, Методическое пособие для учителя, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012
  • Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, Методическое пособие для учителя 4-5 классы, М., Просвещение, 2012

  • Карта наблюдений, диагностика качеств личности.
  • Портфолио.
  • Творческие работы.
  • Участие в конференциях, диспуты.
  • Ролевые игры, тренинги.
  • Тесты, контрольно-измерительные материалы.
  • Составление словарей терминов и понятий.
  • Защита проектов.

7.2. Материально- техническое обеспечение

Наименование объектов и средств МТО

Количество

Примечание

Мультимедийное оборудование

1

Компьютер

1

DVD-проектор

1

Фото- и видеокамера

1

  1. Информационно- коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернет

Представлены на электронных носителях.

  Каталог презентаций 

  Полный текст учебника 

  Программа «Основы православной культуры» 

  Методическое обеспечение 

  Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) 

  Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 

  Совет муфтиев России  

  1. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по основам православной культуры для 4-5 классов

http://experiment-opk.pravolimp.ru/

  1. Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbuka.ru/
  2. Православие и мир http://www.pravmir.ru/
  3. Основы православной культуры – полный текст учебника для 4-5 класса http://www.pravmir.ru/osovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776519
  4. Основы религиозных культур и светской этики (издательство Просвещение) http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20375

 

9. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по модулю «Основы православной культуры»

в 4 классе на 2015-2016 учебный год

Календарно – тематическое планирование по модулю «Основы православной культуры» для 4 класса составлено на основе программы, в соответствии с логикой учебника Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы, М., Просвещение, 2012, согласно рекомендациям авторов программы и методическим рекомендациям автора учебного пособия модуля Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012.

        Основным учебным пособиям для учащихся является: учебник Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы, М., Просвещение, 2012.

В календарно-тематическом планировании предусмотрено изучение вопросов национальных, региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с рекомендациями МО и Н Челябинской области (письмо от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году»). Проведена интеграция ОБЖ в соответствии с рекомендациями МО и Н Челябинской области (письмо от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году»).

Темы уроков по ОРКСЭ, отражающие

национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала

урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Источник

1.

Святые и подвижники благочестия

Осуществляют поиск необходимой информации о знаменитых земляках – тружениках, воинах, святых. Участвуют в викторине: учатся взаимодействию друг с другом, работая в группе.

Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. Г.С.Шкребня. – Челябинск: АБРИС, 2009

2.

История православия на Южном Урале

 Устанавливают соответствие между событиями и датами. Объясняют роль исторических личностей в становлении православной культуры Южного Урала.

Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина»)

3.

Семейные традиции

Приводят примеры семейных традиций. Придумывают и рисуют герб своей семьи. Определяют семейные роли и характеризуют свои обязанности в семье.

Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина»)

4

Южноуральцы на защите Отечества

Находят соответствие между полководцами и сражениями. Определяют, какими качествами должны обладать следопыты и разведчики. Объясняют смысл фразы, сказанной Александром Невским «Не в силе Бог, а в правде»

Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина»)

5.

Любовь к малой Родине

На основе материала пешеходной экскурсии знакомятся с достопримечательностями и культурными традициями родного города (села). Излагают своё мнение по поводу значения любви и уважения к малой Родине в жизни человека.

Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие. – Челябинск. АБРИС, 2009. – 128 с.

        

Особенности календарно – тематического планирования заключаются в реализации принципа личностно – ориентированного развивающего обучения:

  •  учёт уровня интеллектуального развития учащихся;
  • расширение и углубление содержания для наиболее подготовленных учащихся через предоставление свободы выбора дополнительных заданий.

   

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов.

Дата

Корректировка

Планируемые результаты:

Л- личностные

П- предметные

М- метапредметные

№ раздела тематического планирования

Введение в православную духовную традицию.                               (17 часов)

1

Россия – наша Родина.

2.09

Л: Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

М: Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.  Учет и координирование в сотрудничестве отличных от собственной позиции мнения других людей.

П: Объяснение учащимися значения слов «Родина», «Отечество». Описание учащимися традиций, принятых в их семье. Объяснение учащимися цели изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Показ учащимися взаимосвязи культурных традиций народов России и внутреннего мира человека.

№1

2

Культура и религия.

9.09

Л: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П: Запоминание и воспроизведение таких понятий, как «культура», «религия», «православие». Показ учащимися взаимосвязи светской и религиозной культуры (на примере слова «спасибо»). Сравнение учащимися светской и религиозной культур (на примере светских и религиозных праздников).

№1

3

Человек и Бог в православии.

16.09

Л: Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

П: Описание учащимися представлений православных людей о Боге и человеке. Объяснение учащимися смысла представлений православных людей о Боге как о Творце. Показ учащимися взаимосвязи между свободой, разумом, совестью, добротой, любовью.

№1

4

Православная молитва.

23.09

Л: Формирование выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

П: Объяснение христианского смысла понятий: благодать, святые, молитва. Воспроизведение начальных сведений о видах молитв и их назначения в православии. Объяснение христианского смысла молитвы как разговора человека с Богом.

5

Библия и Евангелие

30.09

Л: Формирование устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «рассказ о событии». Аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

П: Описание основных частей Библии. Представление учащихся о значении для христиан книг Ветхого и Нового Завета. Сравнение уважительного и священного отношения к чему-либо. Понимание значения библейских сюжетов, притч для культуры человечества.

№1

6

Проповедь Христа

7.10

Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет разных мнений и интересов и обоснование своей собственной позиции.

П: Объяснение смысла слов Христа «Царствие Божие внутри вас». Описание своего впечатления, своих чувств относительно призыва Христа любить врагов ваших. Сравнение учащимися значения материальных и духовных богатств для христианина.

№1

7

Христос и Его Крест

14.10

Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Высказывание и обоснование своей точки зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

П: Объяснение значения креста для христианина. Описание своего впечатления, своих чувств относительно поступка Иисуса Христа. Пересказ своими словами текста о символике креста.

№1

8

Пасха.

21.10

Л: Формирование выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.

П: Понимание смысла страданий и крестной смерти Христа. Описание своего впечатления, чувств относительно праздника Пасхи. Сравнение празднования Пасхи с другим весенним праздником. Объяснение цели христианского поста.

№1

9

Православное учение о человеке.

4.10

Л: Проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

П: Объяснение значения выражений «душа радуется», «душа болит». Показ взаимосвязи между поступками человека и болезнями души. Описание внутреннего мира человека. Определение значимости души для человека.

10

Совесть и раскаяние.

18.10

Л: Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

П: Описание основных шагов в покаянии. Воспроизведение значения, которое вкладывают христиане в понятия «совесть» и «покаяние». Показ взаимосвязи раскаяния и радости. Составление плана действий по исправлению одного из своих промахов. Приобретение учащимися опыта поиска средств исправления своей вины делом.

№1

11

Заповеди.

11.11

Л: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Построение логического рассуждения, включающего установление прчинно-следственных связей. Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы.   

П: Воспроизведение учащимися содержания заповедей Христа, касающихся отношений между людьми. Объяснение учащимися запрета на убийство кражу, предательство, ложь, зависть. Оценивание значимости заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою». Сравнение предательства и верности, честности и лжи, зависти и сорадования.

№1

12

Милосердие и сострадание.

18.11

Л: Понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: Определение понятия «ближний». Воспроизведение значения, которое вкладывают христиане в понятие «милосердие». Сопоставление милосердного прощения и справедливого возмездия. Выявление отличий милосердия и дружбы. Объяснение учащимися смысла притчи о добром самарянине. Приобретение учащимися опыта выбора дел милосердия.

13

Золотое правило этики.

25.11

Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

П: Воспроизведение золотого правила этики. Приобретение учащимися опыта выбора поступка в новом для них жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики. Выявление причин отказа христиан от осуждении другого человека.

14

Храм.

2.12

Л: Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с православным храмом.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «экскурсионная речь». Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

П: Описание учащимися устройства храма. Объяснение назначения храма для православных христиан. Представление учащихся о службе священника в храме.

№1

15

Икона

9.12

Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста - сравнительного описания с целью найти отличия двух объектов.

П: Сравнение учащимися иконы и картины. Установление взаимосвязи христианского понимания света и Бога.

№1

16

Творческие работы учащихся.

16.12

Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

М: Продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№1

17

Подведение итогов

23.12

Л: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. 

М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№1

Православие в России.              

(17 часов)

18

Как христианство пришло на Русь.

Л:  Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. 

М: Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.  Учет и координирование в сотрудничестве отличных от собственной позиции мнения других людей.

П: Выявление учащимися изменений, произошедших в жизни киевлян после их крещения. Воспроизведение из текста учебника основных событий, предшествующих крещению Руси. Суждения о значении веры в Бога в жизни христиан. Формулирование вывода о том, почему Русь люди называли Святой Русью.

№2

19

Подвиг

Л:  Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П: Объяснение смысла слова «подвиг». Описание своего впечатления, своих чувств относительно жертвенности ради другого человека. Приведение примеров жертвы ради другого из литературы или жизни. Сравнение изменения внутреннего мира человека с подвигом. Суждение учащихся о трудностях в изменении своего внутреннего мира.

№2

20

Заповеди блаженств

Л: Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

П:  Воспроизведение определения понятий «Заповеди блаженств», «блаженный», «нищие духом».Сравнение представлений о земных и духовных благах в христианской и светской культуре. Написание сочинения «Когда человек становится счастливым».

№2

21

Зачем творить добро?

Л: Формирование выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

П: Объяснение смысла слова «самоотверженность». Сравнение самоотверженного и святого человека. Показ взаимосвязи радости для своего сердца и творения добра другим людям. Анализ и объяснение притчи о дикаре и золоте. Оценивание значимости библейских заповедей в жизни человека. 

№2

22

Чудо в жизни христианина

Л: Формирование устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «рассказ о событии». Аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

П: Воспроизведение трех главных христианских добродетелей и их определение. Объяснение значения веры, надежды, любви в жизни человека. Приведение примеров совершения чуда в их жизни или жизни литературных героев.

№2

23

Православие о Божием суде

Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет разных мнений и интересов и обоснование своей собственной позиции.

П: Воспроизведение представлений христиан о том, как надо вести себя в трудной жизненной ситуации. Пересказ представлений христиан о бессмертии души. Показ влияния веры христиан в Божий суд на их поступки.

№2

24

Таинство Причастия

Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Высказывание и обоснование своей точки зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

П: Определение понятий «Литургия», «Причастие», «Тайная вечеря». Объяснение слова «Таинство». Показ взаимосвязи благодати и Причастия в понимании христиан. Выявление значения Церкви для христиан. 

№2

25

Монастырь

Л: Формирование выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста.

П: Оценочные суждения о ценности послушания для человека. Показ взаимосвязи послушания и свободы. Суждения о главном правиле монашеской жизни «Трудись и молись». Рассказ об одном из существующих на Урале монастырей. Написание сочинения «Мое отношение к послушанию».

№2

26

Отношение христианина к природе

Л: Проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

П: Выявление причин губительного воздействия современного человека на природу. Рассказ об отношении христиан к природе как к родному дому и Божьему храму. Суждения об ответственности человека за сохранение природы. Построение плана действий по сохранению одного из уголков природы.

№2

27

Христианская семья

Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

П: Описание своих чувств, мыслей по поводу традиций, принятых в семье. Выявление таких проявлений любви в христианской семье, как радость, боль, верность, терпение. Приведение примеров верности, терпения, сочувствия членами семьи. Определение понятия «тактичность». Выявление сути хамского поведения.

№2

28

Защита Отечества

Л: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей. Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы.   

П: Объяснение смысла христианского воинского долга, как высшего проявления любви. Уважение к полководцам и российским воинам. Представление о поступках, недопустимых для христиан даже на войне. Сопоставление милосердного прощения и справедливого возмездия. Представление о справедливой войне.

№2

29

Христианин в труде

Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: Объяснение смысла выражения «работать на совесть». Рассуждения о том, какой труд вреден для человека. Определение последствий проявления человеком лени и гордыни.

№2

30

Любовь и уважение к Отечеству

Л: Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Высказывание и обоснование своей точки зрения.

П: Объяснение понятий любовь, бескорыстие, служение, патриотизм. Описание своего впечатления, своих чувств на примерах деятельной любви граждан к Родине. Объяснение поговорки «Отечество не выбирают»

№2

31

Поведение итогов по второму разделу

Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «экскурсионная речь». Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№2

32

Творческие работы учащихся

Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. 

М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста - сравнительного описания с целью найти отличия двух объектов.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№2

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

М: Продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№2

34

Итоговый тест

Л: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. 

М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности.

П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры.

№2

За год: 34 часа

                                               


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

IV классы, 20152016 учебный год

Время на выполнение работы 45 минут

Задание 1. (2 балла за каждый правильный ответ, всего – 10 баллов)

1. Как называют человека, который, уйдя из мира, всю свою жизнь посвящает Богу?

Монах

2. Что является главным делом монаха?

Молитва

3. Как называется помещение, где живет монах?

Келия (келья)

4. Назови одним словом общее значение монастырей Руси и Афона для культуры страны.

Просвещение

5. Как называют очень большой монастырь?

Лавра

Задание 2. (1 балл за каждый правильный ответ, всего – 6 баллов)

Соответствуют

Не соответствуют

                               1, 2, 6

3, 4, 5

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ, всего – 14 баллов)

По вертикали:

  1. Усилие (усилия).
  2. Решимость.
  3. Благодать.

По горизонтали:

  1. Радость.
  1. Смирение.
  2. Подвиг.
  3. Святой.

Задание 4. (1 балл за каждое правильное слово, всего – 10 баллов)

Молю, милостивый, познают, Тя (Тебя), Святым, вси (все) – по 1 баллу за слово, всего – 6 баллов.

Языцы – народы. За перевод – 4 балла.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

10

6

14

10

40



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, IV класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?
  1. Обряд
  2. Чинопоследование
  3. Таинство
  4. Ритуал

  1. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?
  1. Александровский
  2. Андреевский
  3. Владимирский
  4. Георгиевский

  1. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?
  1. Благовещение
  2. Крещение Господне
  3. Покров
  4. Рождество Христово

  1. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?
  1. Авраам
  2. Давид
  3. Иаков
  4. Ной

  1. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?
  1. Воскресение
  2. Вторник
  3. Понедельник
  4. Среда

  1. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?
  1. Двенадцать
  2. Десять
  3. Одиннадцать
  4. Четырнадцать

  1. С греческого языка это слово переводится как «книги»:
  1. Ангел
  2. Апостол
  3. Библия
  4. Евангелие

  1. В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II. О каком храме идет речь?
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. Как называется день накануне Рождества Христова?
  1. Акафист
  2. День  молитвы
  3. Канон
  4. Сочельник

  1. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?
  1. Вверху всегда есть крест
  2. На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда
  3. Строение храма всегда кубической формы
  4. Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.

2.1.        Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.

Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца  Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.

Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № _____), который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом  носил на груди.

Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № _____). После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».

Вопросы

Ответы

Какое чудо случилось в детстве святого?

Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом?

В чем заключался молитвенный подвиг старца?

Как святой относился к людям?

Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему?

2.2.        Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.

C:\Users\komarovatv\Desktop\задание икона 1.jpg

ЗАДАНИЕ 3.

Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

В тихом безмолвии ночи

С образа, в грусти святой,

Божией Матери очи

Кротко следят за тобой.

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали

Годы смятений и бурь!

Спи же, не зная печали,

Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой...

Спи же беспечно и сладко,

Спи, мой сынок, дорогой!

К.Р.

Вопросы

Ответы

К кому обращается автор стихотворения № 1?

К кому обращается автор стихотворения № 2?

Какие наставления дает автор в стихотворении № 2?

Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной?

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».

Был язычником, но принял христианство.

Он учился в знаменитом Царскосельском лицее.

Был князем, который крестил Русь.

Жил во время правления императора Николая I.

Его бабушку звали великая княгиня Ольга.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

Школьный  тур, IV класс, 20172018 учебный год

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1.

  1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

В. Таинство

  1. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

Б. Андреевский

  1. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

В. Покров

  1. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

Г. Ной

  1. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

А. Воскресение

  1. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

А. Двенадцать

  1. С греческого языка это слово переводится как «книги»:

В. Библия

  1. В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II. О каком храме идет речь?

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

  1. Как называется день накануне Рождества Христова?

Г. Сочельник

  1. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

А. Вверху всегда есть крест

Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл.

Максимум 10 баллов за задание 1.

ЗАДАНИЕ 2.

2.1.         Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.

Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца  Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.

Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № 3), который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом  носил на груди.

Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № 7). После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».

Вопросы

Ответы

Какое чудо случилось в детстве святого?

Он упал с колокольни и остался невредим  

Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом?

Серафим

В чем заключался молитвенный подвиг старца?

Он молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне

Как святой относился к людям?

С большой любовью

Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему?

«Радость моя, Христос воскресе!».

2.2.        Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.

C:\Users\komarovatv\Desktop\задание икона 1.jpg

Система оценивания:

За каждый правильный ответ на вопрос в задании 2.1. начисляется 1 балл.

Максимум 5 баллов за задание 2.1. 

За каждый правильно указанный номер клейма в задании 2.2. начисляется 2 балла.

Максимум 4 балла за задание 2.2.

Максимум 9 баллов за задание 2 

ЗАДАНИЕ 3.

Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

В тихом безмолвии ночи

С образа, в грусти святой,

Божией Матери очи

Кротко следят за тобой.

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали

Годы смятений и бурь!

Спи же, не зная печали,

Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой...

Спи же беспечно и сладко,

Спи, мой сынок, дорогой!

К.Р.

Вопросы

Ответы

К кому обращается автор стихотворения № 1?

К матери

К кому обращается автор стихотворения № 2?

К сыну

Какие наставления дает автор в стихотворении № 2?

В пору невзгод брать пример терпения у нашего православного народа

Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной?

№ 2

Система оценивания:

За каждый правильный ответ на вопрос в задании 3 начисляется 1 балл.

Максимум 4 балла за задание 3.

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

А.С. Пушкин

Личность № 2:

 Князь Владимир

Является ли этот человек святым?  Нет

Является ли этот человек святым?  Да

№ 1

Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».

№ 2

Был язычником, но принял христианство.

№ 1

Он учился в знаменитом Царскосельском лицее.

№ 2

Был князем, который крестил Русь.

№ 1

Жил во время правления императора Николая I.

№ 2

Его бабушку звали великая княгиня Ольга.

Система оценивания:

За каждый правильно расположенный факт из жизни начисляется 1 балл.

За правильно указанные личности и правильный ответ на вопрос «Является ли этот человек святым?» начисляется 1 балл.

Максимум 7 баллов за задание 4.

Всего за все задания 30 баллов.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

10

9

4

7

30