Основы православной культуры
Буду рада поделиться материалами, которые могут быть полезны учителям Основ православной культуры, а также детям и их родителям, изучающим модуль "Основы православной культуры".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. ЧЕЛЯБИНСКА
УТВЕРЖДАЮ
__________/Ермакова Н.В.
Директор МАОУ СОШ №5
г. Челябинска
СОГЛАСОВАНО
____________________/Маслакова Ю.Г.
замдиректора МАОУ ОШ №5 г. Челябинска
ОДОБРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ
_________________________________________
Протокол №1 от «____» ______________20—г
Руководитель МО _________/_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
2015-2016 гг.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34 часа
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 № 373»
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» № 253 от 31.03.2014г)
- Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №5 г. Челябинска (с изменениями, приказ от ___ №________)
- Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году.
- Положение о структуре и разработке рабочих программ, курсов (приказ МАОУ СОШ №5 г. Челябинска (приказ №3У&2 от 08.09.2015
- Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 №84-р «Об утверждении плана мероприятий во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
- Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Авторская программа А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы», М.: «Просвещение», 2010
- «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М., Просвещение, 2010
- Приказ МОиН Челябинской области «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (Приказ МОиН Челябинской области от 13.04. 2012 № 01-234)
- Школьный учебный план на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе составлена на основе примерной программы начального общего образования с учётом программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор А. Данилюк (М.: Просвещение, 2010), реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и призванных конкретизировать содержание образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Общую характеристику учебного предмета
- Описание места учебного курса в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- Описание учебно- методического и материально — технического обеспечения образовательной деятельности
- Календарно — тематическое планирование
Программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования. Программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими одного из шести модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Предметная область ОРКСЭ обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса ОРКСЭ школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Цель изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования:
- приобщение школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве;
- воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию;
Изучение ОРКСЭ вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- формированию первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
- формированию основ морали, семейных ценностей, ориентированным на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
- воспитанию патриотических чувств; уважению к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры;
- развитию информационной культуры школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представлени я об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей
страны путём обращения:
– к географии России (сведения о природе и населении);
– к истории России и народов её населяющих;
– к нравственным заповедям традиционных российских религий;
– к произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Изучение ОРКСЭ на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание патриотизма и гражданственности: любви к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
- Понимание духовно-нравственных ценностей: ценности человеческой жизни, бережного отношения ко всему живому, справедливости, милосердия, верности, отзывчивости, сострадания, честности, ответственности, гостеприимства, доброты, дружелюбия, умения прощать, уважения мнения других.
- Уважение и поддержание семейных ценностей: заботы о чести семьи, уважения родителей, заботы о старших и младших членах семьи, взаимопонимания и доверия, трудолюбия.
- Уважение религий всех народов России, свободы вероисповедания, веротерпимость, начальные представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет ОРКСЭ относится к предметной области «_________________», обязательной части учебного плана. На изучение предмета в учебном плане предусмотрено 34 часа.
4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно — нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета ОРКСЭ должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического
партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Включение курса ОРКСЭ в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм
· Социальная солидарность
· Гражданственность
· Семья
· Труд и творчество
· Наука
· Традиционные российские религии
· Искусство и литература
· Природа
· Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
Класс | Наименование раздела | Планируемые результаты | |||
Личностные У обучающего будут сформированы / получит возможность для формирования | Метапредметные У обучающего будут сформированы/ получит возможность для формирования | Предметные | |||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | ||||
4 | • осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям; • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; • знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; • способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями; • стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах); • готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. • стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем); • осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности. | Регулятивные УУД: • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно -познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов. • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её; • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. Коммуникативные УУД: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). | • находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; • определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их; • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих; • объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; • приводить примеры беззаветного служения Родине – России. | • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; • находить на карте столицы национально-территориальных образований России; • соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших; • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков; • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. |
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОРКСЭ.
Учебный курс ОРКСЭ представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. В МАОУ СОШ №5 выбрано для изучения 3 модуля: Основы православной культуры, Основы мировых религий, Основы светской этики. Среди детей, изучающих этот курс, есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Модуль «Основы православной культуры»
Раздел | Содержание учебного предмета | Виды деятельности | ||||
Раздел 1 Православная духовная традиция | Российская Федерация. Отечество. Материальный мир. Духовный мир – мир культуры. Внутренний мир – душа человека. Культурные традиции. Религиозные культуры и морально-этические нормы. Ценности: добро, честь, справедливость, милосердие. Культура. Религия. Духовный мир: Бог, ангелы, духи. Истоки русской культуры – в православной религии. Священник. Бог-Создатель, Творец, Любовь. Православие. Молитва – обращение к Богу. Виды молитв – просьба, благодарение, славословие. «Отче наш». Христианин. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Духовные сокровища. Иисус Христос. Завет Христа. Рождество Христово. Голгофа. «Царствие Божие внутри вас». Символика креста. Воскресение – день возобновления жизни. Спаситель (Спас). Крестная смерть. Грех. Пасха Христова. Крестный ход. «Христос воскрес». Пасхальное яйцо. Пост. Душа. Свойства души. Дары Бога человеку. Разум, свобода, любовь, творчество – образ Бога в человеке. Совесть. Добро. Притча об отречении Петра. Стыд. Раскаяние. Три шага раскаяния. Заповеди Моисея. Милосердие. Притча о добром самарянине. Ближний. Милостыня. Золотое правило этики. Неосуждение. Кадило. Канун. Поминание. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Подражание жизни святых. | Объясняют значение слов «Родина», «Отечество». Описывают свои чувства, мысли по поводу традиций, принятых в их семье. Приводят суждения об утрате современными людьми некоторых православных традиций. Сравнивают светскую и религиозную культуры. Объясняют влияние веры в Бога на поступки православного человека. Показывают взаимосвязь между свободой, разумом, совестью, добротой, любовью. Воспроизводят начальные сведения о видах молитв и их назначении в православии. Описывают основные части Библии. Воспроизводят значения слов «Библия», «Евангелие», «Ветхий завет», «Новый завет». Сравнивают уважительное и священное отношение к чему-либо. Объясняют смысл слов Христа: «Царство Божие внутри Вас». Объясняют назначение проповеди. Сравнивают значения материальных и духовных богатств человека. Объясняют значение креста для христианина. Объясняют причины поведения Христа. Описывают свои впечатления относительно поступка Иисуса Христа, празднования Пасхи. Сравнивают празднование Пасхи с другим весенним праздником. Объясняют цель христианского поста. Показывают взаимосвязь между поступками человека и болезнями души. Выявляют отличия между человеком и животным. Описывают внутренний мир человека. Описывают основные шаги в покаянии. Объясняют значение слов «грех», «совесть», «покаяние». Показывают взаимосвязь раскаяния и радости. Воспроизводят содержание заповедей Христа, качающихся взаимоотношений между людьми. Выявляют отличия милосердия и дружбы. Приобретают опыт выбора дел милосердия. Определяют значимость Золотого правила этики. Описывают устройство храма. Сравнивают иконы и картины. Объясняют назначение храма для православных христиан. | ||||
Раздел 2 Православие в России | Церковь. Константинополь. Князь Владимир. Крещение. Кирилл и Мефодий. Исповеди. Святая Русь. Святые. Подвиг. Жертва. Легенда о епископе Акакии. Подвижник. Нагорная проповедь. Дух. Духовность. «Нищие духом». Царствие Небесное. Легенда об апостоле Петре, пришедшем в Рим. Святой. Притча о царе и дикаре. Святая Троица. Чудо. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Притча о Божием суде. Смерть в христианстве. Бессмертие. Христос. Апостолы. Тайная вечеря. Причастие. Благодать. Кровь и Тело Христа. Таинство Причастия и Крещения. Литургия. Монах (монахиня). Инок. Монастырь. Послушание. Описание жизни В. Войно-Ясенецкого (Луки). Ответственность за мир. Милосердие. Семья – маленький ковчег. Венчание. Семейные традиции. Тактичность. Гнев напрасный и гнев уместный. Оборонительная война. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Поле Куликово. Илья Муромец. Александр Невский. Федор Ушаков. Адам и Ева. Заповедь труда. Труд как лекарство. Иудаизм. Ислам. Православие. Буддизм. Светская этика. Традиции. Любовь. Отечество. Патриотизм | Воспроизводят значение таинства Крещения для христианина. Формулируют вывод о том, почему Русь называли «Святой Русью». Объясняют смысл слова «Подвиг». Описывают свои чувства относительно жертвенности ради другого человека. Сравнивают изменения внутреннего мира человека с подвигом. Воспроизводят понятия «Заповеди блаженств». Объясняют смысл слова «Самоотверженность». Показывают взаимосвязь радости для своего сердца и творения добра другим людям. Выявляют взаимосвязь чуда и главных христианских добродетелей. Приводят примеры совершения чуда в их жизни или жизни литературных героев. Воспроизводят представление христиан о том, как надо вести себя в трудной жизненной ситуации. Показывают влияние веры христиан в Божий суд на их поступки. Определяют понятия «Литургия», «Причастие», «Тайная вечеря». Выявляют значение Церкви для христиан. Показывают взаимосвязь послушания и свободы. Выявляют основные трудности монашеского пути. Выявляют причины губительного воздействия современного человека на природу. Судят от ответственности человека за сохранение природы. Описывают традиции, принятые в их семье. Приводят примеры верности, терпения, сочувствия членам семьи. Объясняют смысл христианского воинского долга, как высшего проявления любви. Сопоставляют милосердное прощение и справедливое возмездие. Объясняют смысл выражения «работать на совесть». Определяют последствия проявления человеком лени и гордыни. Объясняют понятия любовь, бескорыстие, служение, патриотизм. Описывают свои впечатления на примерах деятельной любви граждан к Родине. |
Модуль «Основы светской этики»
Раздел | Содержание курса примерной программы | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | Россия – наша Родина. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
Раздел 2. Основы светской этики. | Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
Раздел 3. Основы светской этики. | Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. |
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России | Семейные праздники. Жизнь человека -высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Творческие работы учащихся. | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме). |
Модуль «Основы мировых религий»
Раздел | Содержание курса примерной программы | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч | Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека. Культурные традиции. | Знакомство с историей возникновения и распространения исламской культуры. |
Раздел 2 Основы мировых религиозных культур 17ч | Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре | Изучают основы мировых религий.. Дают определения основных понятий культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь исламской культуры. Учатся описывать различные явления духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей, общества. Учатся готовить презентации по заданной теме. Знакомятся с развитием исламской культуры в истории России. |
Раздел 3 Основы мировых религиозных культур 11ч | Религиозные ритуалы и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Узнают, какое значение имеет семья для людей различных вероисповеданий, какие личностные качества необходимы в семейной жизни. Получат представление о воспитании детей, познакомятся с традициями Получат знания о том, что какие нравственные качества закреплены в различных религиях. Узнают, что отражает искусство мировых религий, какие праздники существуют в исламской культуре. |
Раздел 4 Духовные традиции многонационального народа России 5ч | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Обобщат знания о духовных традициях многонационального народа России , о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Узнают о ценности любви в отношении между людьми и по отношению к родине, познакомятся с местами, священными сооружениями, предметами,являющимися святынями в религиозных культурах. Узнают какие нравственные заповеди приняты в других религиозных культурах и светской этике, какие семейные традиции существуют в других религиозных культурах и светской этике и семьях одноклассников. |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
8.1. Учебно — методическое обеспечение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Класс | Программа | Учебник/учебное пособие | Методическое пособие для учителя | Инструментарий по отслеживанию результатов (Личностные, метапредметные, предметные) |
4 |
|
|
|
|
7.2. Материально- техническое обеспечение
Наименование объектов и средств МТО | Количество | Примечание |
Мультимедийное оборудование | 1 | |
Компьютер | 1 | |
DVD-проектор | 1 | |
Фото- и видеокамера | 1 |
- Информационно- коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернет |
Представлены на электронных носителях. | Программа «Основы православной культуры» Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви |
http://experiment-opk.pravolimp.ru/
|
9. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по модулю «Основы православной культуры»
в 4 классе на 2015-2016 учебный год
Календарно – тематическое планирование по модулю «Основы православной культуры» для 4 класса составлено на основе программы, в соответствии с логикой учебника Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы, М., Просвещение, 2012, согласно рекомендациям авторов программы и методическим рекомендациям автора учебного пособия модуля Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя, 4-5 классы, М., Просвещение, 2012.
Основным учебным пособиям для учащихся является: учебник Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры», 4-5 классы, М., Просвещение, 2012.
В календарно-тематическом планировании предусмотрено изучение вопросов национальных, региональных и этнокультурных особенностей в соответствии с рекомендациями МО и Н Челябинской области (письмо от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году»). Проведена интеграция ОБЖ в соответствии с рекомендациями МО и Н Челябинской области (письмо от 16.06.2015 № 03-02/4938 «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году»).
Темы уроков по ОРКСЭ, отражающие
национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала
№ урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Источник |
1. | Святые и подвижники благочестия | Осуществляют поиск необходимой информации о знаменитых земляках – тружениках, воинах, святых. Участвуют в викторине: учатся взаимодействию друг с другом, работая в группе. | Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. Г.С.Шкребня. – Челябинск: АБРИС, 2009 |
2. | История православия на Южном Урале | Устанавливают соответствие между событиями и датами. Объясняют роль исторических личностей в становлении православной культуры Южного Урала. | Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина») |
3. | Семейные традиции | Приводят примеры семейных традиций. Придумывают и рисуют герб своей семьи. Определяют семейные роли и характеризуют свои обязанности в семье. | Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина») |
4 | Южноуральцы на защите Отечества | Находят соответствие между полководцами и сражениями. Определяют, какими качествами должны обладать следопыты и разведчики. Объясняют смысл фразы, сказанной Александром Невским «Не в силе Бог, а в правде» | Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс: учеб. пос./под ред. И.Шестакова, В.Кузнецова; С.Б. Владова, Н.Ю. Дубровская, Л.С. Евдокимова, Л.В. Карачарова, Н.В. Рассыпная. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.: ил.-(«Моя малая Родина») |
5. | Любовь к малой Родине | На основе материала пешеходной экскурсии знакомятся с достопримечательностями и культурными традициями родного города (села). Излагают своё мнение по поводу значения любви и уважения к малой Родине в жизни человека. | Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие. – Челябинск. АБРИС, 2009. – 128 с. |
Особенности календарно – тематического планирования заключаются в реализации принципа личностно – ориентированного развивающего обучения:
- учёт уровня интеллектуального развития учащихся;
- расширение и углубление содержания для наиболее подготовленных учащихся через предоставление свободы выбора дополнительных заданий.
№ п/п | Наименование раздела, темы. Количество часов. | Дата | Корректировка | Планируемые результаты: Л- личностные П- предметные М- метапредметные | № раздела тематического планирования |
Введение в православную духовную традицию. (17 часов) | |||||
1 | Россия – наша Родина. | 2.09 | Л: Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. М: Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Учет и координирование в сотрудничестве отличных от собственной позиции мнения других людей. П: Объяснение учащимися значения слов «Родина», «Отечество». Описание учащимися традиций, принятых в их семье. Объяснение учащимися цели изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Показ учащимися взаимосвязи культурных традиций народов России и внутреннего мира человека. | №1 | |
2 | Культура и религия. | 9.09 | Л: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: Запоминание и воспроизведение таких понятий, как «культура», «религия», «православие». Показ учащимися взаимосвязи светской и религиозной культуры (на примере слова «спасибо»). Сравнение учащимися светской и религиозной культур (на примере светских и религиозных праздников). | №1 | |
3 | Человек и Бог в православии. | 16.09 | Л: Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. П: Описание учащимися представлений православных людей о Боге и человеке. Объяснение учащимися смысла представлений православных людей о Боге как о Творце. Показ учащимися взаимосвязи между свободой, разумом, совестью, добротой, любовью. | №1 | |
4 | Православная молитва. | 23.09 | Л: Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. П: Объяснение христианского смысла понятий: благодать, святые, молитва. Воспроизведение начальных сведений о видах молитв и их назначения в православии. Объяснение христианского смысла молитвы как разговора человека с Богом. | ||
5 | Библия и Евангелие | 30.09 | Л: Формирование устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «рассказ о событии». Аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. П: Описание основных частей Библии. Представление учащихся о значении для христиан книг Ветхого и Нового Завета. Сравнение уважительного и священного отношения к чему-либо. Понимание значения библейских сюжетов, притч для культуры человечества. | №1 | |
6 | Проповедь Христа | 7.10 | Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет разных мнений и интересов и обоснование своей собственной позиции. П: Объяснение смысла слов Христа «Царствие Божие внутри вас». Описание своего впечатления, своих чувств относительно призыва Христа любить врагов ваших. Сравнение учащимися значения материальных и духовных богатств для христианина. | №1 | |
7 | Христос и Его Крест | 14.10 | Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Высказывание и обоснование своей точки зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. П: Объяснение значения креста для христианина. Описание своего впечатления, своих чувств относительно поступка Иисуса Христа. Пересказ своими словами текста о символике креста. | №1 | |
8 | Пасха. | 21.10 | Л: Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. П: Понимание смысла страданий и крестной смерти Христа. Описание своего впечатления, чувств относительно праздника Пасхи. Сравнение празднования Пасхи с другим весенним праздником. Объяснение цели христианского поста. | №1 | |
9 | Православное учение о человеке. | 4.10 | Л: Проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. П: Объяснение значения выражений «душа радуется», «душа болит». Показ взаимосвязи между поступками человека и болезнями души. Описание внутреннего мира человека. Определение значимости души для человека. | ||
10 | Совесть и раскаяние. | 18.10 | Л: Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. П: Описание основных шагов в покаянии. Воспроизведение значения, которое вкладывают христиане в понятия «совесть» и «покаяние». Показ взаимосвязи раскаяния и радости. Составление плана действий по исправлению одного из своих промахов. Приобретение учащимися опыта поиска средств исправления своей вины делом. | №1 | |
11 | Заповеди. | 11.11 | Л: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Построение логического рассуждения, включающего установление прчинно-следственных связей. Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы. П: Воспроизведение учащимися содержания заповедей Христа, касающихся отношений между людьми. Объяснение учащимися запрета на убийство кражу, предательство, ложь, зависть. Оценивание значимости заповеди «Почитай отца твоего и матерь твою». Сравнение предательства и верности, честности и лжи, зависти и сорадования. | №1 | |
12 | Милосердие и сострадание. | 18.11 | Л: Понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: Определение понятия «ближний». Воспроизведение значения, которое вкладывают христиане в понятие «милосердие». Сопоставление милосердного прощения и справедливого возмездия. Выявление отличий милосердия и дружбы. Объяснение учащимися смысла притчи о добром самарянине. Приобретение учащимися опыта выбора дел милосердия. | ||
13 | Золотое правило этики. | 25.11 | Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Высказывание и обоснование своей точки зрения. П: Воспроизведение золотого правила этики. Приобретение учащимися опыта выбора поступка в новом для них жизненной ситуации с опорой на золотое правило этики. Выявление причин отказа христиан от осуждении другого человека. | ||
14 | Храм. | 2.12 | Л: Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с православным храмом. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «экскурсионная речь». Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. П: Описание учащимися устройства храма. Объяснение назначения храма для православных христиан. Представление учащихся о службе священника в храме. | №1 | |
15 | Икона | 9.12 | Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста - сравнительного описания с целью найти отличия двух объектов. П: Сравнение учащимися иконы и картины. Установление взаимосвязи христианского понимания света и Бога. | №1 | |
16 | Творческие работы учащихся. | 16.12 | Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. М: Продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №1 | |
17 | Подведение итогов | 23.12 | Л: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №1 | |
Православие в России. (17 часов) | |||||
18 | Как христианство пришло на Русь. | Л: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. М: Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Учет и координирование в сотрудничестве отличных от собственной позиции мнения других людей. П: Выявление учащимися изменений, произошедших в жизни киевлян после их крещения. Воспроизведение из текста учебника основных событий, предшествующих крещению Руси. Суждения о значении веры в Бога в жизни христиан. Формулирование вывода о том, почему Русь люди называли Святой Русью. | №2 | ||
19 | Подвиг | Л: Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: Объяснение смысла слова «подвиг». Описание своего впечатления, своих чувств относительно жертвенности ради другого человека. Приведение примеров жертвы ради другого из литературы или жизни. Сравнение изменения внутреннего мира человека с подвигом. Суждение учащихся о трудностях в изменении своего внутреннего мира. | №2 | ||
20 | Заповеди блаженств | Л: Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. П: Воспроизведение определения понятий «Заповеди блаженств», «блаженный», «нищие духом».Сравнение представлений о земных и духовных благах в христианской и светской культуре. Написание сочинения «Когда человек становится счастливым». | №2 | ||
21 | Зачем творить добро? | Л: Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. П: Объяснение смысла слова «самоотверженность». Сравнение самоотверженного и святого человека. Показ взаимосвязи радости для своего сердца и творения добра другим людям. Анализ и объяснение притчи о дикаре и золоте. Оценивание значимости библейских заповедей в жизни человека. | №2 | ||
22 | Чудо в жизни христианина | Л: Формирование устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «рассказ о событии». Аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. П: Воспроизведение трех главных христианских добродетелей и их определение. Объяснение значения веры, надежды, любви в жизни человека. Приведение примеров совершения чуда в их жизни или жизни литературных героев. | №2 | ||
23 | Православие о Божием суде | Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учет разных мнений и интересов и обоснование своей собственной позиции. П: Воспроизведение представлений христиан о том, как надо вести себя в трудной жизненной ситуации. Пересказ представлений христиан о бессмертии души. Показ влияния веры христиан в Божий суд на их поступки. | №2 | ||
24 | Таинство Причастия | Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Высказывание и обоснование своей точки зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. П: Определение понятий «Литургия», «Причастие», «Тайная вечеря». Объяснение слова «Таинство». Показ взаимосвязи благодати и Причастия в понимании христиан. Выявление значения Церкви для христиан. | №2 | ||
25 | Монастырь | Л: Формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста-описания с элементами рассуждения. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. П: Оценочные суждения о ценности послушания для человека. Показ взаимосвязи послушания и свободы. Суждения о главном правиле монашеской жизни «Трудись и молись». Рассказ об одном из существующих на Урале монастырей. Написание сочинения «Мое отношение к послушанию». | №2 | ||
26 | Отношение христианина к природе | Л: Проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре размышления. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. П: Выявление причин губительного воздействия современного человека на природу. Рассказ об отношении христиан к природе как к родному дому и Божьему храму. Суждения об ответственности человека за сохранение природы. Построение плана действий по сохранению одного из уголков природы. | №2 | ||
27 | Христианская семья | Л: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. П: Описание своих чувств, мыслей по поводу традиций, принятых в семье. Выявление таких проявлений любви в христианской семье, как радость, боль, верность, терпение. Приведение примеров верности, терпения, сочувствия членами семьи. Определение понятия «тактичность». Выявление сути хамского поведения. | №2 | ||
28 | Защита Отечества | Л: Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей. Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы. П: Объяснение смысла христианского воинского долга, как высшего проявления любви. Уважение к полководцам и российским воинам. Представление о поступках, недопустимых для христиан даже на войне. Сопоставление милосердного прощения и справедливого возмездия. Представление о справедливой войне. | №2 | ||
29 | Христианин в труде | Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: Объяснение смысла выражения «работать на совесть». Рассуждения о том, какой труд вреден для человека. Определение последствий проявления человеком лени и гордыни. | №2 | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Л: Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Высказывание и обоснование своей точки зрения. П: Объяснение понятий любовь, бескорыстие, служение, патриотизм. Описание своего впечатления, своих чувств на примерах деятельной любви граждан к Родине. Объяснение поговорки «Отечество не выбирают» | №2 | ||
31 | Поведение итогов по второму разделу | Л: Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста в жанре «экскурсионная речь». Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №2 | ||
32 | Творческие работы учащихся | Л: Осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. М: Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Продуцирование текста - сравнительного описания с целью найти отличия двух объектов. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №2 | ||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Л: Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. М: Продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников. Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №2 | ||
34 | Итоговый тест | Л: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. М: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности. П: Понимание детьми причин изучения в школе основ православной культуры. | №2 | ||
За год: 34 часа |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
IV классы, 2015–2016 учебный год
Время на выполнение работы 45 минут
Задание 1. (2 балла за каждый правильный ответ, всего – 10 баллов)
1. Как называют человека, который, уйдя из мира, всю свою жизнь посвящает Богу? | Монах |
2. Что является главным делом монаха? | Молитва |
3. Как называется помещение, где живет монах? | Келия (келья) |
4. Назови одним словом общее значение монастырей Руси и Афона для культуры страны. | Просвещение |
5. Как называют очень большой монастырь? | Лавра |
Задание 2. (1 балл за каждый правильный ответ, всего – 6 баллов)
Соответствуют | Не соответствуют |
1, 2, 6 | 3, 4, 5 |
Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ, всего – 14 баллов)
По вертикали:
- Усилие (усилия).
- Решимость.
- Благодать.
По горизонтали:
- Радость.
- Смирение.
- Подвиг.
- Святой.
Задание 4. (1 балл за каждое правильное слово, всего – 10 баллов)
Молю, милостивый, познают, Тя (Тебя), Святым, вси (все) – по 1 баллу за слово, всего – 6 баллов.
Языцы – народы. За перевод – 4 балла.
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Сумма баллов |
10 | 6 | 14 | 10 | 40 |
Предварительный просмотр:
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,
Фонда президентских грантов
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»
Школьный тур, IV класс, 2017-2018 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:
- Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?
- Обряд
- Чинопоследование
- Таинство
- Ритуал
- Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?
- Александровский
- Андреевский
- Владимирский
- Георгиевский
- Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?
- Благовещение
- Крещение Господне
- Покров
- Рождество Христово
- Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?
- Авраам
- Давид
- Иаков
- Ной
- На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?
- Воскресение
- Вторник
- Понедельник
- Среда
- Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?
- Двенадцать
- Десять
- Одиннадцать
- Четырнадцать
- С греческого языка это слово переводится как «книги»:
- Ангел
- Апостол
- Библия
- Евангелие
- В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II. О каком храме идет речь?
- Владимирский собор (Херсонес Таврический)
- Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
- Собор святого Александра Невского (Ялта)
- Храм Воскресения Христова (Форос)
- Как называется день накануне Рождества Христова?
- Акафист
- День молитвы
- Канон
- Сочельник
- Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?
- Вверху всегда есть крест
- На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда
- Строение храма всегда кубической формы
- Храм всегда обнесен оградой
ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.
Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.
Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № _____), который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом носил на груди.
Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № _____). После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».
Вопросы | Ответы |
Какое чудо случилось в детстве святого? | |
Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом? | |
В чем заключался молитвенный подвиг старца? | |
Как святой относился к людям? | |
Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему? |
2.2. Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.
ЗАДАНИЕ 3.
Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.
Стихотворение № 1 | Стихотворение № 2 |
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была? Иван Бунин | В тихом безмолвии ночи С образа, в грусти святой, Божией Матери очи Кротко следят за тобой. Пусть тебе в годы сомненья, В пору тревог и невзгод, Служит примером терпенья Наш православный народ. Спи же! Еще не настали Годы смятений и бурь! Спи же, не зная печали, Глазки, малютка, зажмурь!.. Тускло мерцает лампадка Перед иконой святой... Спи же беспечно и сладко, Спи, мой сынок, дорогой! К.Р. |
Вопросы | Ответы |
К кому обращается автор стихотворения № 1? | |
К кому обращается автор стихотворения № 2? | |
Какие наставления дает автор в стихотворении № 2? | |
Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной? |
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1: ______________________________________ | Личность № 2: ______________________________________ |
Является ли этот человек святым? _________ | Является ли этот человек святым? _________ |
Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». | |
Был язычником, но принял христианство. | |
Он учился в знаменитом Царскосельском лицее. | |
Был князем, который крестил Русь. | |
Жил во время правления императора Николая I. | |
Его бабушку звали великая княгиня Ольга. |
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Сумма баллов |
Предварительный просмотр:
Школьный тур, IV класс, 2017–2018 учебный год
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1.
- Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?
В. Таинство
- Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?
Б. Андреевский
- Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?
В. Покров
- Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?
Г. Ной
- На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?
А. Воскресение
- Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?
А. Двенадцать
- С греческого языка это слово переводится как «книги»:
В. Библия
- В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II. О каком храме идет речь?
В. Собор святого Александра Невского (Ялта)
- Как называется день накануне Рождества Христова?
Г. Сочельник
- Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?
А. Вверху всегда есть крест
Система оценивания:
За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл.
Максимум 10 баллов за задание 1.
ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.
Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.
Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № 3), который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом носил на груди.
Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № 7). После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».
Вопросы | Ответы |
Какое чудо случилось в детстве святого? | Он упал с колокольни и остался невредим |
Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом? | Серафим |
В чем заключался молитвенный подвиг старца? | Он молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне |
Как святой относился к людям? | С большой любовью |
Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему? | «Радость моя, Христос воскресе!». |
2.2. Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.
Система оценивания:
За каждый правильный ответ на вопрос в задании 2.1. начисляется 1 балл.
Максимум 5 баллов за задание 2.1.
За каждый правильно указанный номер клейма в задании 2.2. начисляется 2 балла.
Максимум 4 балла за задание 2.2.
Максимум 9 баллов за задание 2
ЗАДАНИЕ 3.
Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.
Стихотворение № 1 | Стихотворение № 2 |
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит. Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была? Иван Бунин | В тихом безмолвии ночи С образа, в грусти святой, Божией Матери очи Кротко следят за тобой. Пусть тебе в годы сомненья, В пору тревог и невзгод, Служит примером терпенья Наш православный народ. Спи же! Еще не настали Годы смятений и бурь! Спи же, не зная печали, Глазки, малютка, зажмурь!.. Тускло мерцает лампадка Перед иконой святой... Спи же беспечно и сладко, Спи, мой сынок, дорогой! К.Р. |
Вопросы | Ответы |
К кому обращается автор стихотворения № 1? | К матери |
К кому обращается автор стихотворения № 2? | К сыну |
Какие наставления дает автор в стихотворении № 2? | В пору невзгод брать пример терпения у нашего православного народа |
Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной? | № 2 |
Система оценивания:
За каждый правильный ответ на вопрос в задании 3 начисляется 1 балл.
Максимум 4 балла за задание 3.
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1: А.С. Пушкин | Личность № 2: Князь Владимир |
Является ли этот человек святым? Нет | Является ли этот человек святым? Да |
№ 1 | Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор». |
№ 2 | Был язычником, но принял христианство. |
№ 1 | Он учился в знаменитом Царскосельском лицее. |
№ 2 | Был князем, который крестил Русь. |
№ 1 | Жил во время правления императора Николая I. |
№ 2 | Его бабушку звали великая княгиня Ольга. |
Система оценивания:
За каждый правильно расположенный факт из жизни начисляется 1 балл.
За правильно указанные личности и правильный ответ на вопрос «Является ли этот человек святым?» начисляется 1 балл.
Максимум 7 баллов за задание 4.
Всего за все задания 30 баллов.
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Сумма баллов |
10 | 9 | 4 | 7 | 30 |