Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Самбялова Зоя Нимаевна

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из  различных источников,  обрабатывать ее с помощью логических  операций  и применять в различных жизненных  ситуациях; а взрослый читатель  владеть  информационно – библиографической культурой.

Повысить мотивацию школьников,  можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить несколько направлений использования данных технологий.

Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

Следующее  направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках.

Ещё одно  направление  использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.  Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint  либо Smart Nootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски. Четвёртое  направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.

Пятое   направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах.  Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу,  проанализировать какие – то моменты. После окончания  конкурсов  появляется  чувство уверенности в себе,  огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать  работу с учениками, коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ)

МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы

«Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Самбялова Зоя Нимаевна,

учитель начальных классов

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из  различных источников,  обрабатывать ее с помощью логических  операций  и применять в различных жизненных  ситуациях; а взрослый читатель  владеть  информационно – библиографической культурой.

Повысить мотивацию школьников,  можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить несколько направлений использования данных технологий.

Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

Следующее  направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках.

Ещё одно  направление  использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.  Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint  либо Smart Nootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски. Четвёртое  направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.

Пятое   направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах.  Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу,  проанализировать какие – то моменты. После окончания  конкурсов  появляется  чувство уверенности в себе,  огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать  работу с учениками, коллегами.

Большую роль в повышении эффективности обучения школьников  играет хорошо оснащённый учебный кабинет. В наличии имеются   диски с обучающими программами. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Широкое применение метода проектов связано с тем, что данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность, предполагает решение проблем, даёт возможность сделать результат осязаемым, творчески самореализоваться. В нашей школе под моим руководством ведется работа по краеведению на занятиях кружка «Юный исследователь». Дети класса выполняли как групповые, так и индивидуальные проекты.  Проекты были как краткосрочные, так и долгосрочные. Реализовано много проектов по  авторской программе «Родимая сторона – мать».  Например, проекты «Мультимедийный справочник редких и исчезающих животных Бурятии»,  «Я и моя семья», «Мой край, овеянный легендой», «Создание творческих заданий по теме «Байкал», «Чистота у нас в селе – чистота у нас в душе», «История села в названиях улиц».  По итогам всех исследовательских работ создан электронный  сборник «От истоков знаний к вершинам познаний», который состоит из 5 разделов, включено около 40 исследовательских работ. Представлен творческий отчет по реализации проекта «Истоки» перед коллегами школ района.

Актуальность разработки проекта «Создание информационно-библиотечного центра МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы  «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы» определяется также необходимостью решать задачи, поставленные 23 декабря 2015 г. В Поручениях президента на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования : расширение сферы общественно полезной деятельности, формирование доверительного и позитивного отношения общества к школе; потребность общества в социально активной молодёжи; запрос родительской общественности на формирование у школьников коммуникативных компетенций; раннее выявление и развитие социального интеллекта школьников, потребность учащихся в социализации.

Решение данных задач является жизненно важным и для МАОУ «Саянская СОШ», которая уже много лет особенное внимание уделяет нравственному воспитанию ученика и его социализации в процессе обучения. В школе успешно реализовываются и сочетаются разные виды исследовательской деятельности во время уроков и вне их.

Одним из условий проведения школьником краеведческой исследовательской работы является его информационная культура, спроецированная на краеведение. От уровня этой культуры зависит качество результатов исследования.  

Цель: Создание информационно-библиотечного центра как структурного подразделения ОУ, формирующего единую образовательную среду, способствующую информационному обеспечению образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

1.Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции развития школы.

2. Повысить эффективность ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения в соответствии с требованиями ФГОС через новые формы его организации.

3. Повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно-библиотечным центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно-коммуникативных технологий.

4. Создать образовательные зоны для улучшения качества работы информационно - библиотечного центра.

5. Способствовать созданию условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.

6. Обновление и оснащение основных и специальных фондов.

Ожидаемые  результаты проекта

Участниками проекта являются: учащиеся, педагоги, родители, окружающий социум.

Основной результат проекта – апробированная и внедренная модель системы воспитания патриотизма и формирования культурно-исторического мировоззрения учащихся посредством взаимодействия  ИБЦ, школьных клубов и социума.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение номенклатуры оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
  • Повышение оперативности, полноты и точности получаемой информации при обслуживании пользователей;
  •  Повышение комфортности работы пользователей и персонала центра;
  • Сокращение трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
  •  Оптимальное использование документальных и информационных ресурсов, как своего центра, так и других организаций и учреждений. Центр позволит удовлетворять потребности пользователей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств, для самостоятельных занятий по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса.
  • Развитие связей с ИБЦ других школ региона, педагогическими ассоциациями педагогов, деятельность которых направлена на решение аналогичных задач.

Ожидаемые эффекты проекта

Предстоит большая работа по созданию сведений о сводном краеведческом каталоге, хронологическо-алфавитном каталоге книг, изданных на территории края, универсальной рекомендательной краеведческой картотеке, сводной картотеке местных периодических и продолжающихся изданий, картотеке знаменательных и памятных дат, библиографической базе данных.

Получение учащимися таких сведений позволят:

  • успешно пользоваться средствами поиска (краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов) и т. п.) и находить в них сведения о нужной литературе (библиографический поиск);
  • при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов и др.) быстро находить в ней полезную информацию (фактографический поиск).

Критерии эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта предусматривает промежуточное (ежегодно) и итоговое (по окончанию реализации проекта) диагностирование.

Под эффективностью работы понимается уровень достижения ИБЦ поставленных целей с учетом удовлетворения потребностей пользователей.

Важными условиями эффективной деятельности информационно-библиотечного центра являются:

-  сетевая форма взаимодействия социальных партнеров;

- ориентация на потребности учащегося;

-  интеграция учебной и внеучебной деятельности;

- приобщение учащихся к систематическому свободному чтению всеми участниками образовательного процесса;

- взаимодействие с внешней средой школы – родительским сообществом, другими инновационными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.

Критерии информационно-библиотечного обслуживания:

В результате успешной реализации проекта осуществляется соответствие информационно-библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения развернувшейся модернизации образования, проходящей на фоне информатизации общества. Основными критериями являются:

- Количество отказов на информационные запросы читателей.

- Посещаемость школьной библиотеки.

Описание основных  мероприятий проекта по этапам

1 этап (май 2023г – август 2023г) . Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.

Обеспечение организационно-методического, нормативного, финансового, кадрового сопровождение проекта, привлечение внимания к организации проекта  через местные СМИ, публикация проекта на сайте, обсуждение на педагогическом  совете, на заседаниях МО, клубов. Главная задача этого этапа – повысить уровень готовности учащихся, педагогов, родителей к предстоящей деятельности. Выявление потенциальных партнеров, готовых к взаимодействию в рамках разрабатываемого проекта.

Планирование работы ИБЦ , клубов, МО с учетом их участия в проекте разработки модели формирования культурно-исторического мировоззрения учащихся, организация рабочей группы проекта, распределение обязанностей и ответственности, обсуждение мер  стимулирования педагогической деятельности в указанном направлении.

Подготовка и проведение мероприятий в соответствии  с календарным планом.

Планируется мастер-класс, на котором излагаются методы инициации работы в соответствии с заявленным проектом, демонстрируются полученные результаты работы клубов в течение года, обсуждение полученных результатов.

2 этап (сентябрь 2023г – январь 2024 г). Формирование фонда информационно-библиотечного центра

Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)

Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы

Обеспечение свободного доступа к фонду библиотеки. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотечно-информационный центр выданных изданий.

3 этап (январь 2024г – май 2024 г) Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий

Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения.

Участие в проведении совместных исследовательских и социальных проектов, акций, презентаций, выставок.

Рекомендательные и рекламные презентации новых книг, энциклопедий и журналов, ЭОР и ЦОР, поступивших в библиотеку.

Развитие отношений с социальными партнерами (на основании анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ).

Инициирование проведения на базе ИБЦ культурно-массовых мероприятий.

Создание информационного стенда, буклетов, библиотечных услуг ИБЦ ( в соответствии с планом работы ОУ).

4 этап (весь учебный год). Формирование информационной грамотности учащихся

1 класс. Знакомство с информационно-библиотечным центром. Правила пользования и правила обращения с книгой

2 класс. Структура книги. Газеты и журналы для младшего школьного возраста.

3класс. Как читать книги. Выбор книги в библиотеке. Компьютер в библиотеке, кассеты, диски

4 класс. Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей

5 класс. Электронные и цифровые образовательные ресурсы. Информационная безопасность.

6 класс. Поиск информации в сети Интернет. Информационная безопасность

7 класс. Комплексное использование различных источников информации. Информационная безопасность

8 класс. Методы самостоятельного создания информационных ресурсов.

Взаимодействие с библиотеками района

Использование обменно-резервного фонда корпоративной  библиотечной сети

Совместная работа с социальными партнерами.

Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях.

Участие в работе объединений, способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг.

 Ресурсное обеспечение проекта

Реализацию данного проекта обеспечивают следующие ресурсы:

Материально-технические: Компьютер «Intel Seleron», Сканер RoHS и ENERGY STAR, Принтер HP LaserJet 1102, Выход в «Internet» USB-модем, Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, Offis-2007, Архиватор WinRAR, Работа с PDF-форматом «Adobe Acrobat», Плеер Media classik, Браузер Mozilla Firefox, Антивирусная программа NOD-32.

Нормативно-правовые: Положение о школьной библиотеке; Правила пользования школьной библиотекой; План работы школьной библиотеки; Должностная инструкция заведующего библиотекой; Положение об акции «Подари книгу школе».

Учебно-методические: Основной фонд библиотеки (экз.) – более 2990 экземпляров книг, периодических изданий, документов, около 1820 экземпляров учебников, 5 электронных дисков и компьютерных программ;

Информационные: Наличие странички на интернет - представительстве школы.

Кадровые: Штат библиотеки 1 человек, образование – высшее, стаж работы на данной должности 3 года, 20 педагогов.

Организационные: Управляющий совет школы, администрация, совет библиотеки

Основным источником финансирования проекта являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования проекта могут служить другие, не запрещенные законодательством источники: средства спонсоров, родителей, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.

Возможные риски

Недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации проекта. Некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса.

Низкая скорость интернета, фильтры и блокировка многих хороших веб - ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации.

Отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов.

Отсутствие механизма мотивации и стимулирования участников образовательного процесса к внедрению в деятельность новых информационных и Интернет - технологий со стороны администрации как деактиватор формирования открытого интегрированного учебного пространства.

Недостаточная мотивация к систематическому повышению квалификации и профессиональному самообучению со стороны педагогического сообщества.

Стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально - экономических условиях.

Несоответствие площади помещений библиотеки ее возрастающим функциям.

Несоответствие подготовки технического персонала, отвечающего за функционирование сети школы, возрастающим требованиям ФГОС.

Перспективы информационно-библиотечного центра для дальнейшего развития

Материалы поисковой работы не должны пассивно оседать в фондах архивов, библиотек, музеев, школ. Необходимо их творчески трансформировать в объемные и целостные работы поисково-исследовательского содержания - летописи населенных пунктов, очерки об истории сел и города, книги Памяти, жизнеописания отдельных личностей и т. д.  Через взаимное сотрудничество различных структур – библиотек района, районного архива, образовательных и клубных учреждений мы достигли определенных результатов в развитии краеведения в районе и находимся на пути совершенствования, самоанализа и творческого поиска в решении образовательных и воспитательных задач.

Можно отметить, что в районе:

  • возросла роль краеведения в формировании социокультурной среды края;
  • наметился значительный рост объема краеведческой информации;
  • признанна роль личности человека в формировании исторических событий;
  • увеличилось количество качественных разнообразных по тематике и содержанию информационных материалов и краеведческих изданий.

Накопленный краеведческий материал также может быть использован педагогами  на уроках русского языка, окружающего мира, математики. Поэтому в работе использую краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе обучающихся, в работе в парах, в группах.

Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике.

Литература:

  1. Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова, И. С.Бутин // Сельская школа. – 2005, № 1. – С. 89-99.
  2. Акулич, С. Н. О существовании понятия «краеведческий документ» / С. Н. Акулич // Советское библиотековедение. – 1990. – № 4. – С. 53–59.
  3. Библиотечное краеведение : терминологический словарь / сост. В. С. Крейденко, А. В. Мамонтов. – Санкт-Петербург, 1998. – 86 с