Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.
Повысить мотивацию школьников, можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить несколько направлений использования данных технологий.
Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или на электронных носителях можно легко найти и, при необходимости, исправить или доработать.
Следующее направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках.
Ещё одно направление использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint либо Smart Nootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски. Четвёртое направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.
Пятое направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах. Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу, проанализировать какие – то моменты. После окончания конкурсов появляется чувство уверенности в себе, огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать работу с учениками, коллегами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ)
МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы
«Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»
Самбялова Зоя Нимаевна,
учитель начальных классов
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.
Повысить мотивацию школьников, можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить несколько направлений использования данных технологий.
Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или на электронных носителях можно легко найти и, при необходимости, исправить или доработать.
Следующее направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках.
Ещё одно направление использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint либо Smart Nootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски. Четвёртое направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.
Пятое направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах. Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу, проанализировать какие – то моменты. После окончания конкурсов появляется чувство уверенности в себе, огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать работу с учениками, коллегами.
Большую роль в повышении эффективности обучения школьников играет хорошо оснащённый учебный кабинет. В наличии имеются диски с обучающими программами. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Широкое применение метода проектов связано с тем, что данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность, предполагает решение проблем, даёт возможность сделать результат осязаемым, творчески самореализоваться. В нашей школе под моим руководством ведется работа по краеведению на занятиях кружка «Юный исследователь». Дети класса выполняли как групповые, так и индивидуальные проекты. Проекты были как краткосрочные, так и долгосрочные. Реализовано много проектов по авторской программе «Родимая сторона – мать». Например, проекты «Мультимедийный справочник редких и исчезающих животных Бурятии», «Я и моя семья», «Мой край, овеянный легендой», «Создание творческих заданий по теме «Байкал», «Чистота у нас в селе – чистота у нас в душе», «История села в названиях улиц». По итогам всех исследовательских работ создан электронный сборник «От истоков знаний к вершинам познаний», который состоит из 5 разделов, включено около 40 исследовательских работ. Представлен творческий отчет по реализации проекта «Истоки» перед коллегами школ района.
Актуальность разработки проекта «Создание информационно-библиотечного центра МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы» определяется также необходимостью решать задачи, поставленные 23 декабря 2015 г. В Поручениях президента на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования : расширение сферы общественно полезной деятельности, формирование доверительного и позитивного отношения общества к школе; потребность общества в социально активной молодёжи; запрос родительской общественности на формирование у школьников коммуникативных компетенций; раннее выявление и развитие социального интеллекта школьников, потребность учащихся в социализации.
Решение данных задач является жизненно важным и для МАОУ «Саянская СОШ», которая уже много лет особенное внимание уделяет нравственному воспитанию ученика и его социализации в процессе обучения. В школе успешно реализовываются и сочетаются разные виды исследовательской деятельности во время уроков и вне их.
Одним из условий проведения школьником краеведческой исследовательской работы является его информационная культура, спроецированная на краеведение. От уровня этой культуры зависит качество результатов исследования.
Цель: Создание информационно-библиотечного центра как структурного подразделения ОУ, формирующего единую образовательную среду, способствующую информационному обеспечению образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
Задачи:
1.Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции развития школы.
2. Повысить эффективность ресурсного (информационного) обеспечения урочной и внеурочной деятельности участников обучения в соответствии с требованиями ФГОС через новые формы его организации.
3. Повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно-библиотечным центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно-коммуникативных технологий.
4. Создать образовательные зоны для улучшения качества работы информационно - библиотечного центра.
5. Способствовать созданию условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
6. Обновление и оснащение основных и специальных фондов.
Ожидаемые результаты проекта
Участниками проекта являются: учащиеся, педагоги, родители, окружающий социум.
Основной результат проекта – апробированная и внедренная модель системы воспитания патриотизма и формирования культурно-исторического мировоззрения учащихся посредством взаимодействия ИБЦ, школьных клубов и социума.
Ожидаемые результаты:
- Расширение номенклатуры оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
- Повышение оперативности, полноты и точности получаемой информации при обслуживании пользователей;
- Повышение комфортности работы пользователей и персонала центра;
- Сокращение трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- Оптимальное использование документальных и информационных ресурсов, как своего центра, так и других организаций и учреждений. Центр позволит удовлетворять потребности пользователей в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств, для самостоятельных занятий по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса.
- Развитие связей с ИБЦ других школ региона, педагогическими ассоциациями педагогов, деятельность которых направлена на решение аналогичных задач.
Ожидаемые эффекты проекта
Предстоит большая работа по созданию сведений о сводном краеведческом каталоге, хронологическо-алфавитном каталоге книг, изданных на территории края, универсальной рекомендательной краеведческой картотеке, сводной картотеке местных периодических и продолжающихся изданий, картотеке знаменательных и памятных дат, библиографической базе данных.
Получение учащимися таких сведений позволят:
- успешно пользоваться средствами поиска (краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов) и т. п.) и находить в них сведения о нужной литературе (библиографический поиск);
- при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов и др.) быстро находить в ней полезную информацию (фактографический поиск).
Критерии эффективности реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта предусматривает промежуточное (ежегодно) и итоговое (по окончанию реализации проекта) диагностирование.
Под эффективностью работы понимается уровень достижения ИБЦ поставленных целей с учетом удовлетворения потребностей пользователей.
Важными условиями эффективной деятельности информационно-библиотечного центра являются:
- сетевая форма взаимодействия социальных партнеров;
- ориентация на потребности учащегося;
- интеграция учебной и внеучебной деятельности;
- приобщение учащихся к систематическому свободному чтению всеми участниками образовательного процесса;
- взаимодействие с внешней средой школы – родительским сообществом, другими инновационными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.
Критерии информационно-библиотечного обслуживания:
В результате успешной реализации проекта осуществляется соответствие информационно-библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения развернувшейся модернизации образования, проходящей на фоне информатизации общества. Основными критериями являются:
- Количество отказов на информационные запросы читателей.
- Посещаемость школьной библиотеки.
Описание основных мероприятий проекта по этапам
1 этап (май 2023г – август 2023г) . Создание нормативной базы информационно-библиотечного центра школы.
Обеспечение организационно-методического, нормативного, финансового, кадрового сопровождение проекта, привлечение внимания к организации проекта через местные СМИ, публикация проекта на сайте, обсуждение на педагогическом совете, на заседаниях МО, клубов. Главная задача этого этапа – повысить уровень готовности учащихся, педагогов, родителей к предстоящей деятельности. Выявление потенциальных партнеров, готовых к взаимодействию в рамках разрабатываемого проекта.
Планирование работы ИБЦ , клубов, МО с учетом их участия в проекте разработки модели формирования культурно-исторического мировоззрения учащихся, организация рабочей группы проекта, распределение обязанностей и ответственности, обсуждение мер стимулирования педагогической деятельности в указанном направлении.
Подготовка и проведение мероприятий в соответствии с календарным планом.
Планируется мастер-класс, на котором излагаются методы инициации работы в соответствии с заявленным проектом, демонстрируются полученные результаты работы клубов в течение года, обсуждение полученных результатов.
2 этап (сентябрь 2023г – январь 2024 г). Формирование фонда информационно-библиотечного центра
Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ)
Своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы
Обеспечение свободного доступа к фонду библиотеки. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотечно-информационный центр выданных изданий.
3 этап (январь 2024г – май 2024 г) Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий
Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения. |
Участие в проведении совместных исследовательских и социальных проектов, акций, презентаций, выставок. |
Рекомендательные и рекламные презентации новых книг, энциклопедий и журналов, ЭОР и ЦОР, поступивших в библиотеку. |
Развитие отношений с социальными партнерами (на основании анализа работы ИБЦ, программы развития ОУ). |
Инициирование проведения на базе ИБЦ культурно-массовых мероприятий. |
Создание информационного стенда, буклетов, библиотечных услуг ИБЦ ( в соответствии с планом работы ОУ). |
4 этап (весь учебный год). Формирование информационной грамотности учащихся
1 класс. Знакомство с информационно-библиотечным центром. Правила пользования и правила обращения с книгой |
2 класс. Структура книги. Газеты и журналы для младшего школьного возраста. |
3класс. Как читать книги. Выбор книги в библиотеке. Компьютер в библиотеке, кассеты, диски |
4 класс. Справочная литература. Научно-познавательная литература для детей |
5 класс. Электронные и цифровые образовательные ресурсы. Информационная безопасность. |
6 класс. Поиск информации в сети Интернет. Информационная безопасность |
7 класс. Комплексное использование различных источников информации. Информационная безопасность |
8 класс. Методы самостоятельного создания информационных ресурсов. |
Взаимодействие с библиотеками района Использование обменно-резервного фонда корпоративной библиотечной сети |
Совместная работа с социальными партнерами. |
Уточнение функций, обязанностей, прав и ответственности при управлении библиотекой, отражение их в положениях. |
Участие в работе объединений, способствующих повышению качества оказания библиотечных услуг. Ресурсное обеспечение проекта |
Реализацию данного проекта обеспечивают следующие ресурсы:
Материально-технические: Компьютер «Intel Seleron», Сканер RoHS и ENERGY STAR, Принтер HP LaserJet 1102, Выход в «Internet» USB-модем, Мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, Offis-2007, Архиватор WinRAR, Работа с PDF-форматом «Adobe Acrobat», Плеер Media classik, Браузер Mozilla Firefox, Антивирусная программа NOD-32.
Нормативно-правовые: Положение о школьной библиотеке; Правила пользования школьной библиотекой; План работы школьной библиотеки; Должностная инструкция заведующего библиотекой; Положение об акции «Подари книгу школе».
Учебно-методические: Основной фонд библиотеки (экз.) – более 2990 экземпляров книг, периодических изданий, документов, около 1820 экземпляров учебников, 5 электронных дисков и компьютерных программ;
Информационные: Наличие странички на интернет - представительстве школы.
Кадровые: Штат библиотеки 1 человек, образование – высшее, стаж работы на данной должности 3 года, 20 педагогов.
Организационные: Управляющий совет школы, администрация, совет библиотеки
Основным источником финансирования проекта являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования проекта могут служить другие, не запрещенные законодательством источники: средства спонсоров, родителей, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.
Возможные риски
Недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации проекта. Некомпетентное использование компьютерной техники и низкий уровень информационной культуры участников учебного процесса.
Низкая скорость интернета, фильтры и блокировка многих хороших веб - ресурсов на школьных компьютерах системами контентной фильтрации.
Отсутствие финансирования и средств на комплектование библиотечных фондов.
Отсутствие механизма мотивации и стимулирования участников образовательного процесса к внедрению в деятельность новых информационных и Интернет - технологий со стороны администрации как деактиватор формирования открытого интегрированного учебного пространства.
Недостаточная мотивация к систематическому повышению квалификации и профессиональному самообучению со стороны педагогического сообщества.
Стереотип отношения к библиотеке, как к отсталому в технологическом и организационном плане институту, неспособному самостоятельно выполнять свою миссию в новых социально - экономических условиях.
Несоответствие площади помещений библиотеки ее возрастающим функциям.
Несоответствие подготовки технического персонала, отвечающего за функционирование сети школы, возрастающим требованиям ФГОС.
Перспективы информационно-библиотечного центра для дальнейшего развития
Материалы поисковой работы не должны пассивно оседать в фондах архивов, библиотек, музеев, школ. Необходимо их творчески трансформировать в объемные и целостные работы поисково-исследовательского содержания - летописи населенных пунктов, очерки об истории сел и города, книги Памяти, жизнеописания отдельных личностей и т. д. Через взаимное сотрудничество различных структур – библиотек района, районного архива, образовательных и клубных учреждений мы достигли определенных результатов в развитии краеведения в районе и находимся на пути совершенствования, самоанализа и творческого поиска в решении образовательных и воспитательных задач.
Можно отметить, что в районе:
- возросла роль краеведения в формировании социокультурной среды края;
- наметился значительный рост объема краеведческой информации;
- признанна роль личности человека в формировании исторических событий;
- увеличилось количество качественных разнообразных по тематике и содержанию информационных материалов и краеведческих изданий.
Накопленный краеведческий материал также может быть использован педагогами на уроках русского языка, окружающего мира, математики. Поэтому в работе использую краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе обучающихся, в работе в парах, в группах.
Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике.
Литература:
- Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова, И. С.Бутин // Сельская школа. – 2005, № 1. – С. 89-99.
- Акулич, С. Н. О существовании понятия «краеведческий документ» / С. Н. Акулич // Советское библиотековедение. – 1990. – № 4. – С. 53–59.
- Библиотечное краеведение : терминологический словарь / сост. В. С. Крейденко, А. В. Мамонтов. – Санкт-Петербург, 1998. – 86 с