Становление мотивационной сферы учащихся младших классов
Этапы становления мотивационной сферы и комплекс педагогических условий формирования мотивации младших школьников
Формирование мотивационной сферы ребенка остается первостепенной задачей педагогической психологии. Генезис мотивации ребенка подробно проанализирован В.Д.Шадриковым. Он различает три периода жизнедеятельности ребенка:
* Первый период (от рождения до двух лет) – становление ребенка обусловливается его желанием. Автор считает, что взрослый должен создавать такие условия, которые соответствовали бы нуждам ребенка на конкретном жизненном этапе, так как не имеет возможности воздействовать на ребенка словом. Как следствие, ребенок находится в обстановке, когда его действия ориентированы на удовлетворение собственных нужд. Это «золотое время» в развитии ребенка.
* Второй период (от двух до шести-семи лет) – желания ребенка начинают ограничивать. В процессе организации поведения ребенка взрослые очень часто вместо того, чтобы создавать условия для удовлетворения нужд ребенка, говорят ему, что можно, а что нельзя.
* Третий период (с семи лет – время поступления ребенка в школу) – желания ребенка не учитываются. Взрослые стараются не замечать и пренебрегают желанием ребенка, и вот, «хочу» и «нельзя» заменяется на строгое «должен».
В результате, мотив превращается в иллюзию, а подлинная педагогика опираясь на мотивы ребенка становится фантомной педагогикой, исключающей самого ребенка, так как не существует людей без желаний. Проблема состоит в том, что, задавшись целью ввести ребенка в область абстрактного научного знания, мы теряем контакт с интересами ребенка, и, как следствие, педагогика становится вялой и неспособной. Решение данной проблемы, как считает автор данной идеи, необходимо искать в том, чтобы вновь обратить внимание на интересы ребенка, то есть возродить в нем потребность к познанию, раскрыть его способности, «открыть путь к проявлению таланта и гениальности в каждом».
Развитие интересов школьников является главным критерием в формировании учебной мотивации.
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы С.М. Бондаренко сформулировал следующие факторы, служащие толчком для развития познавательных интересов учащихся:
1 Развитие широких социальных мотивов учебной активности, понимание ее смысла, понимание значимости изучаемых процессов для персональной деятельности.
2 Предоставление ученикам возможности проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативность; использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
3 Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний, убеждаясь в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима; в противном случае интерес быстро падает.
4 Использование разнообразных учебных материалов и приемов обучения. При этом познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания.
5 Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя. Роль учителя в развитии интересов школьников подчеркивал С.Л. Рубинштейн. По его мнению, «интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным; с другой, – интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения».
«В условиях сознательного учения в роли мотивов могут выступать и непосредственный интерес к задаче, и осознание необходимости получаемых знаний, и стремление утвердиться среди товарищей, проверить и применить свои способности, утвердиться в иерархии социальных отношений в классе, выслушать поощрение и слова одобрения от учителя и родителей».
* * *
Принимая в расчет нынешние требования, которые общество предъявляет к степени владения иностранным языком современным человеком, тенденции изменения целей и содержания языковой подготовки младших школьников, специфические особенности обучения иностранному языку с преобладанием социокультурного подхода, определяют совокупность педагогических условий формирования мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.
Первое педагогическое условие представляет из себя повышение профессиональной психолого-педагогической и методической компетенции учителей в контексте специфики преподавания русского языка как иностранного в начальных классах. Качественно новый подход к обучению школьников требует специальной подготовки учителя русского языка как иностранного для работы с детьми младшего школьного возраста, который владеет современными технологиями обучения иностранному языку на раннем этапе, позволяющими эффективно организовать процесс обучения иностранному языку в начальных классах армянских школ, знает используемые учебники по русскому языку для начальной школы. Такой специалист способен заложить прочную базу на данном этапе обучения.
Второе педагогическое условие – интенсификация социокультурного компонента содержания обучения русскому языку как иностранному в начальных классах – выступает в качестве результативного метода формирования внутренней мотивации младших школьников к освоению языка, расширения мировоззрения учащихся, активизации их познавательной, творческой и исследовательской активности, более осознанного усвоения русского языка как инструмента межкультурного общения.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу преподавания иностранного языка младшим школьникам позволяет обнаружить взаимозависимость и взаимообусловленность содержания обучения и мотивации к освоению иностранного языка. Содержание уроков по раннему обучению русскому языку в армянских школах должно базироваться на детской литературе и лингвострановедении, отвечать интересам учащегося и содействовать их расширению, затрагивать чувства ребенка, приносить ему радость. Через культуру русского народа становление мотивации будет реализовываться с большим результатом.
Третье педагогическое условие гарантирует взаимодействие учителя русского языка и родителей младших школьников. Только благоразумное согласование воспитания в семье и школе может привести к формированию у ребенка позитивного отношения к учению как социальной ценности.
Определяющим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, важно считать мотивацию овладения иностранным языком. В настоящее время все более усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет «человеческий фактор» и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения. За последнее время данная проблема изучается в контексте деятельностного подхода к обучению, разработанного в свое время С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.
Подтверждая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю следует ясно представлять себе способы и методы ее развития в рамках конкретного образовательного учреждения.
Для наилучшей организации учебного процесса необходимо в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, а также, умение корректно выявлять их и корректно управлять ими. Обратимся к теоретическим исследованиям по вопросам мотивации, а также попытаемся определить ее связь с содержанием обучения иностранному языку.
В методических работах все последовательнее учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться.
Формирование мотивационной сферы ученика считается основополагающей задачей педагогической психологии. Благоприятным этапом наиболее интенсивного становления мотивационной сферы считается младший и средний школьный возраст.
Важнейшей составляющей мотивации является учебный процесс при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, на развитие потребностей учеников этот интерес удовлетворить и создание условий, которые приводят к активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме.
Опрос, проведенный среди учителей русского языка, говорит о том, что словесники ясно понимают необходимость новых подходов к организации процесса обучения и понимают исключительную важность проблемы формирования мотивации. Одновременно с этим ими хорошо осознаются и те отрицательные аспекты учебного процесса, которые мешают формированию мотивации.
Учителя отмечают пассивность учащихся на уроках русского языка, поскольку им не хватает эффекта новизны, не привлекают знакомые и стандартные формы работы, методы обучения. Словесники считают, что стиль обучения и общения на уроке нуждается в пересмотре. Актуален вопрос изменения условий обучения и возможности удовлетворить интерес познавательного плана. По мнению многих это, в первую очередь, зависит от средств обучения, от коммуникативной направленности процесса обучения, а также от использования технологий, учитывающих важность и ведущую роль эмоционального компонента в учебной активности.
В современной школе недооценивается тот факт, что в учебном процессе взаимодействуют две стороны – собственно учитель с его методикой, опытом, стилем преподавания и личность ученика со своими запросами, интересами, потребностями, целями. Исходя из этого, следует учитывать, что мотивация обучения формируется из двух направлений работы: «расконсервирования» мотивационного ресурса самого процесса обучения, с одной стороны, и раскрытия потенциала личности учителя и ученика – с другой. Чтобы учебный процесс был направлен на формирование положительной мотивации, как было отмечено выше, он должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, развитием познавательных интересов, активности, самостоятельности учеников. Все это успешно реализуется при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший – продуктивно-творческий уровень развития.
Учеба в творческом режиме выступает основным условием формирования учебной мотивации, которая является и результатом, и условием учения. В современной школе перед учителем стоит задача разработки такой модели обучения, которая предполагает нейтрализацию существующего противоречия между природной любознательностью, активностью ребенка и его фактической пассивностью на уроке.
Формирование учебной мотивации при обучении русскому языку в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит изучения тех инновационных процессов, которые, являясь закономерностью и новой стратегической линией в развитии образования, обнаружили к настоящему времени его основные тенденции: гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютеризованного обучения.
Разработанная нами модель обучения обеспечивает как включение обучающегося в деятельность, так и участие в ней на максимальном для каждого уровне успешности. Успешным это участие было только тогда, когда школьники получали возможность удовлетворить созданный средствами предмета «русский язык» учебный интерес и могли добиваться положительного результата, когда содержание изучаемого материала и его организация позволяли ученику преодолеть интеллектуальное затруднение и на положительном эмоциональном фоне восполнить недостаточность ориентиров для умственного действия.
Педагогика сотрудничества предполагает создание на занятиях условий, в которых ребенок чувствует себя раскованно, свободно, радостно, когда он испытывает положительные эмоции. Особенности новых педагогических технологий выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план его активные формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю – организатору процесса обучения и носителю цели – одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности (инновационные средства наглядности, тексты с прозрачным ассоциативным рядом и др.), вызывающей интерес учащихся, и создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционных форм вовлечения класса в творческое познание.
Мотив и эмоциональная окраска деятельности неразрывно связаны. При таком подходе к изучению русского языка формируются промежуточные цели, что сказывается на развитии устойчивой положительной мотивации учения у каждого обучающегося. Ведущий мотив меняется на мотив-цель за счет нарастания интереса к поисковой деятельности в нетрадиционных условиях обучения. Мотивация переходит в стремление учить русский язык за счет желания полноценнее участвовать в процессе учения, и учение перестает быть неприятной обязанностью.
Источником положительной учебной мотивации при подобном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность ученика в собственном активном участии на уроке, в развертывании своих учебных и языковых возможностей, что свидетельствует об изменении мотивационной установки. В последней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий. Сила побуждений повышает уровень функциональных возможностей ученика, что выражается в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.
Вместе с этим мотивационная сфера учащегося становится системной, целостностой, что проявляется в его стремлении и умении учить русский язык, позитивно влияя на формирование представлений и понятий, запоминание, сохранение и демонстрацию знаний, умений, навыков. Процесс усвоения понятий идет гораздо быстрее, полученные в процессе обучения знания запоминаются основательно, а эффективное их использование свидетельствует о стабильной и прочной сформированности умений и навыков. При деятельном подходе редуцируются препятствия, с которыми сталкивается ученик (страх, неуверенность, равнодушие, плохие мнемические способности), и одновременно создаются предпосылки для процесса формирования положительной мотивации.
Наши наблюдения, опыт практической работы дают нам возможность утверждать, что коммуникативно-деятельностное отношение к обучению русскому языку с использованием современных педагогических технологий обязательно приводит к возникновению мотивационного резонанса, при котором имеет место трансформация внешних целей учителя во внутренние цели учащихся.
Развивая данное положение относительно обучения иноязычной речи, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя выдвинули вопрос о необходимости формирования мотивационного плана речи. Решение данной задачи подразумевает такую организацию учебного процесса, при которой возможно создание условий, стимулирующих возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности ученика высказать или принять мысль на изучаемом языке.
Когда ребёнок поступает в 1 класс, ключевые мотивы на этом школьном этапе детства связаны со стремлением ребёнка занять социально значимое и социально оцениваемое положение. Вместе с тем подобная мотивация, определяемая преимущественно новой общественной позицией ребёнка, по всей видимости, не может служить подспорьем на протяжении длительного периода его учебной активности и постепенно редуцируется. Практика показывает, что при дальнейшем импульсивном стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учеников у многих из них не формируются адекватные мотивы, необходимые для результативного обучения иностранному языку.
Следовательно, в соответствии с психологическим исследованиям мотивации и интереса и исходя из нашей практики при обучении иностранному языку усилия учителя следует направить на формирование внутренней мотивации учения детей, которая основывается на самой активности и обладает наибольшей побудительной силой. Таким образом, необходимо, чтобы школа и учителя взяли в свои руки контроль над процессом формирования мотивационной сферы деятельности учеников.
Попытаемся определить пути и методы формирования положительной стойкой мотивации к учебной активности.
Одним из оптимальных по своему влиянию внешних стимулов является оценка учебной активности. Тем не менее, если активность учеников не подкреплена в должной мере познавательной необходимостью и интересом, ориентирована преимущественно на внешние её особенности, на саму оценку, то она становится не вполне результативной, неадекватной. Как результат, оценка для детей перестаёт выполнять мотивирующую роль, и учеба теряет для них ценность.
С целью формирования положительной стабильной мотивации учебной активности необходимо, чтобы ключевым в оценке работы учащегося был качественный анализ этой работы, определение всех позитивных моментов, углубленное изучение материала и обнаружение источников имеющихся недочетов, а не только их изложение. Подобный качественный анализ следует ориентировать на развитие у учеников надлежащей самооценки работы, её самоанализ.
Использование разных видов взаимопроверки и взаимооценки, задания на обдумывание своей активности формирует у детей умение самооценки и самоконтроля в работе. Многолетние наблюдения показывают, что всё это развивает у учеников правильное и осмысленное отношение к оценке, как к важной, но при этом не самой значительной ценности в работе.
Младшие школьники в силу особенностей своего возраста стремятся к положительной оценке на каждом уроке, им необходимо видеть личный успех и просто получить одобрение учителя. Именно с начальной школы следует учить детей правильно оценивать себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально, когда процесс оценивания является одним из главнейших составляющих успешного обучения.
Возможно ли сделать процесс оценивания более результативным, мотивирующим учащихся на последующее успешное обучение?
Формальная оценочная система не считается безупречной для детей младшей возрастной группы. Оценки могут отрицательно сказаться на их самооценке, мотивации и отношении к изучению русского языка. Младшим школьникам необходима особая система оценивания, которая бы учитывала их тягу к творчеству, пристрастие к пению, заучиванию рифмовок, тяготение к ролевым играм и стремление к работе. Необходима система, которая основывалась бы на их специфичных возрастных психологических характеристиках и должна быть однозначно положительной и ориентированной на ученика.
Фактически оценивание является измерением активности ребенка различными способами, определение его проблем и положительных результатов, осуществленных в доброжелательной манере. Учителям следует ориентироваться прежде всего на психологические характеристики учащихся и необходимость формирования у детей мотивации к изучению предмета, процесс оценивания при этом является одним из наиболее результативных факторов, воздействующих на последующее успешное обучение. Формирование коммуникативных умений в чтении наблюдается на каждом уроке и завершается решением определенной языковой задачи, а оценивание результатов овладения данным видом речевой деятельности служит показателем успешности каждого ученика.
Те, кто участвует в учебном процессе, всегда оценивает свою работу или работу друг друга. Учителя оценивают через наблюдение, игры, задания, ученики – посредством самооценки или групповой оценки, родители в ходе общения с учителями и учащимися; администрация - посещая уроки и знакомясь с работами учащихся.
Если учесть, что мотивационные цели главнее содержательных на начальной стадии учебного процесса, то становится очевидным, что в первую очередь у младших школьников следует оценивать содержательную сторону языка, а не грамотность его применения учениками. Оценивание традиционных языковых знаний (аудирование, чтение, говорение, письмо) наравне с грамматикой, лексикой и произношением надлежит производить интегрировано с другими задачами. И в первую очередь, насколько быстро и качественно младшие школьники применяют иностранный язык в целях общения.
Выставляя оценки учащимся, следует применять разнообразие оценочных методов и подходов. Учителю необходимо быть высококвалифицированным, чтобы компетентно комбинировать все формы оценивания самым действенным образом. Акценты в оценивании расставляются в соответствии с психологическими характеристиками учеников младшего школьного возраста:
• неформальное
• самооценивание
• групповое (или оценка одноклассника)
• формальное
Изучим некоторые из форм оценивания.
Неформальное оценивание представляет из себя систему наблюдений и получение сведений об ученике в нормальной среде обучения. Цель неформального оценивания состоит в том, чтобы подметить даже минимальный успех и попытаться усилить его через похвалу и поддержку. Это можно осуществить такими способами, как устная похвала при положительных итогах; доброжелательные письменные комментарии в рабочих тетрадях; дарить цветные карточки и медали со словами «Ты молодец!», «Отличная работа!», «За старание!», «За активность на уроке русского языка!» и другими; дарить маленькие подарки (закладки, наклейки и т.д.); рисовать или клеить наклейки в виде радостных или грустных лиц; создавать портфолио.
Портфолио является одним из наиболее распространенных методов оценивания младших школьников, включающем лучшие работы, достижения учащихся в виде грамот, дипломов, свидетельств или медалей, фотографий, результатов тестов. Портфолио предоставляет полноценную информацию родителям, детям и учителям, а также оценивает персональный вклад и успехи в овладении языком. Эта папка принадлежит учащемуся, и он самостоятельно решает, что в него поместить, иными словами, портфолио содействует участию ученика в оценке своей работы.
Если учитель выполняет эти несложные рекомендации, это помогает ему дать точную оценку учебной обстановке в классе. Это может отнять много времени, но позволяет учителю добиваться положительных результатов. Неформальное оценивание не имеет ярко выраженный характер и поэтому не вызывает страх у учащихся и помогает избежать стресс, который неотвратим при отметочном оценивании.
Формальным оцениванием считается выставление оценок в рамках конкретных критериев оценивания персональных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков. Учителю следует познакомить школьников с критериями выставления оценок постепенно, деликатно, играя и обсуждая школьные оценки. Младшим школьникам ближе и понятнее оценка не в числах, а в виде слова, причем ученики сами подведут к этому учителя.
Процесс обучения русскому языку школьников 7-8 лет не обязательно должен проходить под непосредственным контролем учебных действий, навыков и умений детей. В этот период формируется интерес к языку, успехи учеников достаточно нестабильны и индивидуальны, этапы активного формирования речевых умений могут меняться на менее результативные этапы учебы.
Одновременно с этим, знания по русскому языку, который включен в сетку часов начальной школы, следует оценивать в установленные учебным планом отрезки учебного времени. В некоторых школах оценки вообще не ставятся, что упрощает работу учителя иностранного языка. В подобных ситуациях самой адекватной можно признать систему содержательных оценок, автором которой является Ш.А. Амонашвили. С помощью этой системы у детей вырабатывается адекватное отношение к учебному процессу и преподавателю, а у преподавателя складывается объективное отношение к ученикам.
Определяющими параметрами системы содержательных оценок выступают:
1 доброжелательное отношение к учащемуся как к личности;
2 позитивное отношение к стараниям, проявленным учеником при выполнении предложенного задания, когда большое значение придается его усилиям;
3 подробное рассмотрение трудностей и допущенных недочетов и ошибок;
4 конкретные указания на возможность улучшить достижения при очередной попытке.
Такое отношение к проверке и оценке знаний направлено на поддержку и поощрение учащихся, ориентировано на повышение качества обучения.
Одновременно, оценивая определенные успехи учеников в различных коммуникативных умениях, учитель может основываться на количественных и качественных свойствах, таких, как объём и характер текстов для чтения и другие. Подобные свойства позволяют судить о требуемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учеников на конкретном этапе.
Исследователи всегда признавали значимость формирования мотивации учения русскому языку и предлагали различные способы ее решения, но несмотря на это, на сегодняшний момент возникла необходимость в новых методах по причине тех существенных изменений, которые испытала школа к концу XX века: изменение статуса общеобразовательной школы, условий обучения, характера деятельности учителя, сам учащийся. Разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов также настоятельно требуют активного поиска новых механизмов и средств обучения, отвечающих новому содержанию. В результате, акцентируется особое внимание к вопросу организации процесса обучения, к разработке новых технологий, способных обеспечить эффективность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации.
Осознавая значимость мотивации в обучении иностранному языку, учитель должен ясно представлять себе методы и средства ее развития в рамках конкретной школы. Рассматривая вопросы мотивации и находясь в поисках инструментов для ее формирования, не следует упрощать ее понимания. Формирование мотивации предполагает прежде всего создание предпосылок для выражения внутренних желаний к обучению, осмысливание их самими учениками и последующее саморазвитие мотивационно-ценностной сферы, все это в результате приводит к достижению гарантированных результатов обучения.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы можем отметить некоторые предпосылки, которые приводят к результативному формированию позитивного отношения к обучению. Самыми основными из них являются: формирование учебно-познавательной мотивации посредством усвоения научных понятий, формирования определенной учебной активности, обучение на высоком уровне сложности, развитие творческого продуктивного мышления.
В условиях нашей республики исключительно актуальными являются вопросы формирования положительной мотивации изучения русского языка. Основными условиями формирования положительной мотивации учения, как отмечается в специальной литературе, являются:
• содержание учебного материала;
• организация учебной активности;
• коллективные формы учебной активности;
• оценка учебной активности;
• стиль работы учителя.
В заключении хотим отметить, что мастерство воспитания предполагает создание корректной комбинации «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих» и одновременно в способности своевременно придать более глубокий смысл эффективному результату активности, чтобы гарантировать переход к более высокому виду внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Мотивационное обеспечение учебной деятельности – это сложная проблема, которая предполагает серьезную подготовительную работу учителя к уроку и напряжённый труд в процессе его проведения, глубокого понимания специфики развития каждого ребёнка. Заботясь о мотивировке обучения, следует концентрироваться не только на то, что необходимо усвоить ученикам, но и на то, как это реализовать с наибольшим эффектом для развития как сильных, так и слабых учащихся, как сберечь их эмоциональное благополучие, оптимистический настрой, веру в свои силы.
Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей, доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с применением нетрадиционных методов и приёмов, непосредственно работающих на мотивационный компонент урока. Если во время урока развиваются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся выразить свое мнение – это зарождает новое мышление. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель может помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_motivatsionnoy_sfery_uchashchihsya_mladshih_klassov.docx | 2.92 МБ |