Классному руководителю
Пренебрежение воспитанием есть
гибель людей, семей, государства, и всего мира.»
Я.А. Каменский.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ
- Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.
- Ясно определить для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
- Предоставь самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
- Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
- Делай своевременно замечания.
- Оценивай поступок, а не личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Записная книжка классного руководителя | 307 КБ |
Рекомендации по проведению родительских собраний | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
| Дежурство по классу:
|
Должности в классе
| ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
|
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И это задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам. Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя. Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Основная функция педагогической деятельности классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Виды деятельности:
| Социальная активность учащихся (выполнение разовых поручений)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ
1 сентября – День знаний; 7 сентября – Бородинское сражение (1812г.); 8 сентября – Международный день солидарности журналистов; 9 сентября – Всемирный день красоты; 12 сентября – День святого Александра Невского, покровителя Санкт-Петербурга; 28 сентября – Всемирный день моря.
1 октября – Международный день пожилых людей; 6 октября – Международный день учителя; 17 октября – Международный день протеста против нищеты; 19 октября – День лицея; 24 октября – День ООН; 30 октября – День памяти жертв политических репрессий.
7 ноября – Годовщина Октябрьской революции (День примирения и согласия); 10 ноября – Всемирный день молодежи; День милиции; 17 ноября – Международный день студентов;
10 декабря – День прав человека; 12 декабря –День конституции Российской Федерации; 14 декабря – День памяти А. Сахарова;
1 января – Новогодний праздник; 7 января – Рождество Христово; 13 января – День Российской печати. | Тематическое планирование классных часов в 1, 3 классе. 1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
|
Характеристика классного коллектива | КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ ЯНВАРЬ 18 января – День прорыва блокады Ленинграда (12-18 января 1943г.); 25 января – Татьянин день (студенческий праздник); 27 января - День полного снятия блокады Ленинграда.
14 февраля – День святого Валентина; 23 февраля – День защитника Отечества.
1 марта – Всемирный день гражданской обороны; 8 марта – Международный женский день; 18 марта – День Парижской коммуны; 27 марта – Международный день театра; 30 марта – День защиты Земли; 25-30 марта – Книжкина неделя.
1 апреля – Международный день птиц; День смеха; 2 апреля – Международный день детской книги; 12 апреля – День космонавтики 17 апреля – День работников пожарной охраны; 18 апреля – День науки; День памятников и исторических мест; 22 апреля – День Земли; 28 апреля – Всемирный день породненных годов; 29 апреля – Всемирный день театра.
1,2 мая – Международный день весны и труда; 7 мая – День электросвязи и радио; 9 мая – День победы русского народа в Великой отечественной войне; 25 мая – Последний звонок для выпускников школы; 28 мая – День пограничных войск. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На заметку
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На заметку
| Характеристика классного коллектива | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И это задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам. Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя. Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Основная функция педагогической деятельности классного руководителя – организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Виды деятельности:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Согласитесь, что, произнося словосочетание «Родительское собрание» многим из нас представляется одинаковая картина. Класс, за детскими партами втиснуты взрослые дамы, среди них парочка представителей мужского пола. Учитель по очереди перемывает косточки ученикам, говоря, как положено, об их достоинствах и недостатках. Во время перечисления оных у одних родителей расправляются плечи, разливается по телу тепло (надо же, на контрольной успел два варианта сделать), у других же в то же самое время вызревают планы мести собственным детям (никогда в жизни не было так стыдно, поиграешь ты теперь на компьютере, как же).
После этого родителям предлагают поиграть в демократию: обсудить, как лучше провести огонек, экскурсию, или оформить класс. Женщины оживляются, особенно те, в чей адрес прозвучала критика (надо же хоть чем-то ребенку помочь). Следуют предложения, причем не только теоретические, но и практические. Кто-то берется помыть окна, кто-то оформить стенд… Интересно, что мужчин не слушают. Многим вообще не понятно, зачем они пришли – какие из них воспитатели? Разве что попросить на машине привезти телевизор в класс. Заканчивается традиционным сбором денег «на нужды класса».
И так в девяноста процентах случаев. Конечно, могут быть отступления. Учитель может рассказать о том, как надо и как не надо воспитывать детей. Звучат наставления «вы должны убедить ребенка», «заинтересуйте его учебой», «вырабатывайте чувство ответственности» и тому подобное. Главное, что никому, даже учителю, не понятно как это сделать, но он упрямо твердит «добивайтесь своего», «будьте требовательны», «воспитывайте».
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Для чего нужны родительские собрания
Родительские собрания нужны:
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования,
. инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т. д.);
- как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Основные формы родительских собраний:
- собрание-лекторий;
- «круглый стол»;
- тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
- консультация со специалистами;
- родительская дискуссия;
- общешкольная и общеклассная конференция и др.
Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу». Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако, тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.
«Круглый стол» представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то – узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее). Не менее важен «круглый стол» и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом «круглого стола» становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.
Родительская дискуссия – одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащие сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними. Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
Организационные – это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.
Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.
Организационная работа по подготовке родительского собрания
Подготовка родительского собрания начинается с определения его повестки и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание. Опыт показывает, что накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. В противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному ученику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:
- заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
- подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
- заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
(памятка для начинающих классных руководителей )
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.;
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями;
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга;
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга;
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.;
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением;
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей;
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая;
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы;
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Учителю на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Разработка сценария проведения собрания
Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.
Психолого-педагогическое просвещение.
Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)
Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.
Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.
Как учителю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями;
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним;
3. Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
5. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети;
6. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка;
7. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
8. Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;
9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
11. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы;
12. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих;
- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- для общения назидательный тон.
Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя.
Предметом анализа должны также стать:
- явка родителей, причины отсутствия;
- персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
- вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Тематика родительских собраний
- класс
1.Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста;
2. Первые дни ребенка в школе. Психологические аспекты адаптации первоклассников;
2. Трудности адаптации первоклассников в школе;
3. Особенности интеллектуального и личностного развития первоклассника;
4. Леворукость и праворукость;
5. Как преодолеть сезонную усталость? (режим первоклассника);
6. Как развить у ребенка желание читать?;
7. Подвижные и медлительные дети;
8. Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением;
9. Если ваш ребенок часто болеет;
10. Как развивать память ребенка
11. Телевидение друг или враг?
12. Как привить любовь к чтению;
13. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье;
14. Роль семьи в формировании личности ребенка;
15. Развитие внимания и внимательности;
16. Младший школьник в среде сверстников. Умеет ли ребенок строить свои отношения со сверстниками?
17. Способности ребенка. Как помочь их развить;
18. Память. Как её развить;
19. Роль игры в расширении кругозора ребенка;
20. Как научить ребенка дружить;
- класс
1. Утомляемость ребенка: как с ней бороться?
2.Поощрение и наказание в семье;
3. Как научить ребенка говорить правду;
4. Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника;
5. О чем может рассказать школьный дневник;
6. Неразлучные друзья – родители и дети;
7. Садимся за уроки;
8. И вновь поговорим об отметке;
9. Режим дня и его влияние на качество обучения;
10. Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок;
11. Шалость и хулиганство - есть ли различия?;
12. Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка;
13. Дети и взрослые. Познавательная активность родителей – залог развития познавательной активности детей;
14. Как повысить самооценку ребенка и почему это важно;
15. Любить или требовать;
16. Мир детства – мир игры и книги;
- класс
1. О детской дружбе;
2. Мальчики и девочки: учить по разному, любить по разному;
3. Педагогика семейных отношений;
4. Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления;
5. Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет;
6. О детской шалости и родительской ответственности;
7. Острые углы семейного круга/ Родителям о стилях воспитания;
8. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии;
9. Один вне общего закона (Проблемы гиперактивных детей).
10. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем;
11. Сыновья привязанность к отцу;
12. Как помочь ребенку стать самостоятельным;
- класс
1. Родительский авторитет;
2. Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании четвероклассника;
3. Когда легко учиться;
4. Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье;
5. Авторитет родителей. Из чего он складывается;
6. Особенности переходного периода из «начальной школы в среднюю;
7. Ребёнок и телевизионный экран;
8. Типы семейного воспитания;
9. Законы воспитания в семье;
10. Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств;
11. Позиция ненасилия в отношениях с ребёнком;
12. Любовь к детям условная и безусловная;
ПРОТОКОЛ
Родительского собрания______ класса
От «____»________________ 200__ года
Количество учащихся в классе_________
Количество родителей________________
Присутствует родителей______________
Отсутствует родителей_______________
Присутствуют педагоги, члены администрации_____________________________________
Тема педагогического сообщения_________________________________________________
Кто готовил___________________________________________________________________
ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ:
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
ХОД СОБРАНИЯ:
По первому вопросу выступил________________________________, сообщил следующее:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По второму вопросу выступил________________________________, сообщил следующее:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По третьему вопросу выступил________________________________, сообщил следующее:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По четвертому вопросу выступил______________________________, сообщил следующее:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ
Первого вопроса выступили____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второго вопроса выступили____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третьего вопроса выступили____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четвертого вопроса выступили___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
По первому вопросу____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По второму вопросу____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По третьему вопросу___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По четвертому вопросу_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Председатель родительского комитета: ___________/_____________________/
Секретарь собрания: _________________/______________________/
УДОСТОВЕРЯЮ - классный руководитель_________ класса Ф.И.О._________________
Рекомендуемая литература:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., 1993;
- Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего? // Директор школы. - 1997. - № 5. - С. 29-36;
- Акутиной С.П. О направлении работы классного воспитателя с семьей. Журнал Классный руководитель, 2007, №1;
- Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль, 2003;
- Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983;
- Белкин А. С. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Знание, 1986;
- Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984;
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996;
- В помощь классному руководителю. – Мн.: ООО «Классико – принт», 2003;
- Воспитание = семья + школа. Книга для педагогов и родителей. Нижний Новгород, 2002;
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997;
- Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991;
- Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988;
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2002;
- Ильюхина В. Отметка. Как к ней относиться? Родительское собрание //Начальная школа (газета). - 1996. - № 31. - С. 6;
- Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001;
- Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980;
- Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001;
- Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998;
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2003;
- Мир детства: Младший школьник / Под. ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1988;
- Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. // Воспитание школьников, 2002. - №9. – с.15 – 17;
- Рыжков М.Н. Классному руководителю. М., 2001;
- Растегаева О. У каждого ребенка свой дар //Директор школы. - 1997. - №25;
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002;
- Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М., 2007;
- Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004;
- Система работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, 2000;
- Соколова В. Н., Юзефович Г. Л. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991;
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990;
- Сухомлинский В. А. О воспитании /Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975;
- 126 упражнений по развитию памяти. Волгоград, 2003;
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004;
- Чемодурова И. В. Методика очистки авгиевых конюшен, или как провести родительское собрание //Учительская газета. - 1998. - № 40. - С. 13;