ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ В СОЦИУМЕ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ В СОЦИУМЕ.
Подростковый образ - в этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя маленьким, несамостоятельным. В отличие от ребенка, подросток не считает такое положение нормальным и стремится любым способом его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к взрослой ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главная особенность подросткового периода — открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств.
Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности — все это стимулирует у подростка повышенный интерес к себе самому. Физическое созревание как один из главных признаков взросления провоцирует сильную тягу к самопознанию. Подростковое «Я» неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения — потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку отделение от мира взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, « Я-концепции », характерной чертой которой является чувство взрослости. Л.С. Выготский дал определение новообразованию - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Взрослея, подросток все больше осознает, что изменения коснулись не только его тела, но и его отношения к самому себе, родителям, другому полу, друзьям и обществу в целом. Он стоит перед фактом, что навсегда должен проститься с детским телом и вообще с детством.
Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.
Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации
В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми.
2. Реакция группирования со сверстниками
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.
3. Возникновение интереса к противоположному полу
А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
4. Развитие самосознания
Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».
Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения с своем физическом и половом развитии, чувствуя возможности проявлять социальную активность, общественно важные дела в семье и школе.
Т.В. Драгунова, отмечает, что специфическая социальная активность подростка подразумевает большую восприимчивость к усвоению ценностей, норм, вариантов поведения, которые существуют в мире взрослых. Подросток старается приобщиться к жизни взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения.
Можно сделать вывод о том, что в новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку, при встречи с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание конфликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудностей подросткового возраста.
Речь идет о трудностях, которые заставляют общество создавать разные службы по борьбе с этими трудностями. Речь идет об отклоняющемся (девиантном) поведении.
Проблема девиантного поведения подростков актуальна на сегодняшний день, вызывает в последние годы особое внимание. Уже длительное время одним из приоритетных направлений деятельности отечественной психологической службы остается профилактика и коррекция девиантного поведения. Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы. Возникает реальная угроза здоровью и жизни, как самого ребенка, так и людей, которые его окружают. Таким образом, очень важным является более тщательное исследование данного феномена.
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы отечественных и зарубежных ученных. Среди них Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Мухина, Ю.И. Фролов, Н.Ю. Максимова и многие другие. Эффективная борьба с разнообразными проявлениями девиантного поведения возможна при условии четких представлений о его психологических детерминантах. Девиантное поведение формируется, если ребенок не усваивает должным образом моральных норм и правил поведения, принятых в обществе.
В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений.
Для установления границ между нормальным и отклоняющимся поведением, необходимо учитывать не только социальные и биологические критерии нормы, но и возрастные. Изучая проблему девиантного поведения, представители гуманистической психологии, обращают внимание на индивидуальные нормы. Индивидуальной нормой является, «то лучшее, что характерно для конкретного человека в конкретном возрасте, при необходимых, соответствующих условиях развития» и « принимает во внимание уникальность индивида, но не отражает тех свойств, которые присущи большинству людей и событиям».
С точки зрения психоаналитического подхода (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг), поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм проявляется тогда, когда психологическая защита, направлена на уменьшение напряжения вследствие неэффективного взаимодействия трех подструктур личности Ид, Эго и Супер-Эго, недостаточно для полноценного функционирования личности (З. Фрейд).
По мнению Р. Мертона, когда общественные ценности, принимаемые и задаваемые, не могут быть достигнуты, возникает девиантное поведение. Э. Дюргейм считает, что при ослаблении социально-нормативного контроля, возрастает вероятность появления девиаций поведения.
В мировой психологической литературе, исследования отклоняющегося поведения представлены достаточно широко, а в отечественной психологии является определяющим, так как девиантное поведение создает трудности в социализации личности, в ее становлении и развитии.
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских разделяют все поведенческие девиации на две большие группы.
Первую группу составляют отклонения, которые называют «нестандартным поведением». Оно проявляется в форме новых идей, а также действий, которые не укладываются в социальные стереотипы. Такое поведение определяется активностью, которое играет положительную роль в развитии общества.
Вторая группа – деструктивное поведение. Типология данного поведения структурируется в соответствии с целями, которые могут быть внешне деструктивными, связанными с нарушением социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и внутренне деструктивными, которые направлены на дезинтеграцию самой личности, ее регресс.
Н.Ю. Максимова выделяет следующие общие проявления социальной дезадаптации для детей и взрослых:
- постоянная неуспеваемость в учебе или неспособность зарабатывать собственным трудом:
- выраженная неуспеваемость в жизненно важных сферах общения (в семье, учебной или производственной группе, межличностных ные отношения);
- нарушение моральных и даже правовых норм;
- изоляция от окружения в сочетании с враждебным отношением к нему.
Форма социальной дезадаптации и степень ее выраженности, по мнению Н.Ю. Максимовой, являются определяющими характеристиками девиантного поведения. Они могут быть незначительными, то есть не наносить вреда социума и самому человеку, или тотально разрушать жизнедеятельность человека и быть опасными для общества.
Девиантное поведение рассматривается социологическими теориями в контексте общественных норм и правил, которые утверждены в данном обществе. Социальные отклонения поддаются социальным закономерностям, они зависят от общества и времени, их можно прогнозировать, в некоторых случаях они управляемы. Представителями данной теории являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон .
Девиантное поведение подростка является результатом экологической, экономической, социальной нестабильности общества. Данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами, такими как: подростками переживается невозможность осуществления желания жить в достатке, получить высшее образовании. Это проявляется в асоциальном и аморальном поведении, которое сопровождается серьезными невротическими заболеваниями, побегами из дома, наркотической зависимостью, нарушениями общественных норм и правил. У современного подростка, по мнению Д.И Фельдштей, ослабевает желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества, а желание уклониться от них, усиливается.
Подростки-делинквенты т.е игнорируются обществом, сверстниками, они выпадают из круга нормального общения. Чаще всего, такие подростки живут в неблагоприятных семьях. У них нет четкого представления своего будущего, отношение к нему крайне неопределенное, они отвергают общечеловеческие ценности, наблюдается отсутствие интереса к учебе и познанию (А.А., Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е).
Ученными отмечено то, что определенные личностные качества подростка, могут способствовать образованию девиантного поведения, а некоторые жизненные ситуации, могут стать основой для его проявления (Кондратьев., М.Юпирожков В.Ф., Кудрявцев В.Н., Реан А.А., Розин М.В. и др).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами. На формирование девиантного поведения, оказывает влияние группы сверстников больше, чем влияние особенностей личности. Дезадаптивное поведение, связанно с окружением и определенным типом ситуаций. Можно отметить то, что поведение, которое взрослые называют отклоняющимся, с позиции самого подростка считается “нормальным”, оно проявляется в игре, приключениях, в желании побывать в необычных ситуациях, а так же испытать рамки дозволенного. Перспективами дальнейшего исследования является разработка и эффективное применение методов психологической коррекции личности подростков с девиантным поведением.
Т.е. подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее — все это формируется именно в этом возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ В СОЦИУМЕ.
Подростковый образ - в этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя маленьким, несамостоятельным. В отличие от ребенка, подросток не считает такое положение нормальным и стремится любым способом его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к взрослой ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главная особенность подросткового периода — открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств.
Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности — все это стимулирует у подростка повышенный интерес к себе самому. Физическое созревание как один из главных признаков взросления провоцирует сильную тягу к самопознанию. Подростковое «Я» неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения — потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку отделение от мира взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, « Я-концепции », характерной чертой которой является чувство взрослости. Л.С. Выготский дал определение новообразованию - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Взрослея, подросток все больше осознает, что изменения коснулись не только его тела, но и его отношения к самому себе, родителям, другому полу, друзьям и обществу в целом. Он стоит перед фактом, что навсегда должен проститься с детским телом и вообще с детством.
Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития.
Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации
В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми.
2. Реакция группирования со сверстниками
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.
3. Возникновение интереса к противоположному полу
А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
4. Развитие самосознания
Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».
Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения с своем физическом и половом развитии, чувствуя возможности проявлять социальную активность, общественно важные дела в семье и школе.
Т.В. Драгунова, отмечает, что специфическая социальная активность подростка подразумевает большую восприимчивость к усвоению ценностей, норм, вариантов поведения, которые существуют в мире взрослых. Подросток старается приобщиться к жизни взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения.
Можно сделать вывод о том, что в новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку, при встречи с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание конфликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудностей подросткового возраста.
Речь идет о трудностях, которые заставляют общество создавать разные службы по борьбе с этими трудностями. Речь идет об отклоняющемся (девиантном) поведении.
Проблема девиантного поведения подростков актуальна на сегодняшний день, вызывает в последние годы особое внимание. Уже длительное время одним из приоритетных направлений деятельности отечественной психологической службы остается профилактика и коррекция девиантного поведения. Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы. Возникает реальная угроза здоровью и жизни, как самого ребенка, так и людей, которые его окружают. Таким образом, очень важным является более тщательное исследование данного феномена.
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы отечественных и зарубежных ученных. Среди них Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Мухина, Ю.И. Фролов, Н.Ю. Максимова и многие другие. Эффективная борьба с разнообразными проявлениями девиантного поведения возможна при условии четких представлений о его психологических детерминантах. Девиантное поведение формируется, если ребенок не усваивает должным образом моральных норм и правил поведения, принятых в обществе.
В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений.
Для установления границ между нормальным и отклоняющимся поведением, необходимо учитывать не только социальные и биологические критерии нормы, но и возрастные. Изучая проблему девиантного поведения, представители гуманистической психологии, обращают внимание на индивидуальные нормы. Индивидуальной нормой является, «то лучшее, что характерно для конкретного человека в конкретном возрасте, при необходимых, соответствующих условиях развития» и « принимает во внимание уникальность индивида, но не отражает тех свойств, которые присущи большинству людей и событиям».
С точки зрения психоаналитического подхода (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг), поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм проявляется тогда, когда психологическая защита, направлена на уменьшение напряжения вследствие неэффективного взаимодействия трех подструктур личности Ид, Эго и Супер-Эго, недостаточно для полноценного функционирования личности (З. Фрейд).
По мнению Р. Мертона, когда общественные ценности, принимаемые и задаваемые, не могут быть достигнуты, возникает девиантное поведение. Э. Дюргейм считает, что при ослаблении социально-нормативного контроля, возрастает вероятность появления девиаций поведения.
В мировой психологической литературе, исследования отклоняющегося поведения представлены достаточно широко, а в отечественной психологии является определяющим, так как девиантное поведение создает трудности в социализации личности, в ее становлении и развитии.
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских разделяют все поведенческие девиации на две большие группы.
Первую группу составляют отклонения, которые называют «нестандартным поведением». Оно проявляется в форме новых идей, а также действий, которые не укладываются в социальные стереотипы. Такое поведение определяется активностью, которое играет положительную роль в развитии общества.
Вторая группа – деструктивное поведение. Типология данного поведения структурируется в соответствии с целями, которые могут быть внешне деструктивными, связанными с нарушением социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и внутренне деструктивными, которые направлены на дезинтеграцию самой личности, ее регресс.
Н.Ю. Максимова выделяет следующие общие проявления социальной дезадаптации для детей и взрослых:
- постоянная неуспеваемость в учебе или неспособность зарабатывать собственным трудом:
- выраженная неуспеваемость в жизненно важных сферах общения (в семье, учебной или производственной группе, межличностных ные отношения);
- нарушение моральных и даже правовых норм;
- изоляция от окружения в сочетании с враждебным отношением к нему.
Форма социальной дезадаптации и степень ее выраженности, по мнению Н.Ю. Максимовой, являются определяющими характеристиками девиантного поведения. Они могут быть незначительными, то есть не наносить вреда социума и самому человеку, или тотально разрушать жизнедеятельность человека и быть опасными для общества.
Девиантное поведение рассматривается социологическими теориями в контексте общественных норм и правил, которые утверждены в данном обществе. Социальные отклонения поддаются социальным закономерностям, они зависят от общества и времени, их можно прогнозировать, в некоторых случаях они управляемы. Представителями данной теории являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон .
Девиантное поведение подростка является результатом экологической, экономической, социальной нестабильности общества. Данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами, такими как: подростками переживается невозможность осуществления желания жить в достатке, получить высшее образовании. Это проявляется в асоциальном и аморальном поведении, которое сопровождается серьезными невротическими заболеваниями, побегами из дома, наркотической зависимостью, нарушениями общественных норм и правил. У современного подростка, по мнению Д.И Фельдштей, ослабевает желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества, а желание уклониться от них, усиливается.
Подростки-делинквенты т.е игнорируются обществом, сверстниками, они выпадают из круга нормального общения. Чаще всего, такие подростки живут в неблагоприятных семьях. У них нет четкого представления своего будущего, отношение к нему крайне неопределенное, они отвергают общечеловеческие ценности, наблюдается отсутствие интереса к учебе и познанию (А.А., Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е).
Ученными отмечено то, что определенные личностные качества подростка, могут способствовать образованию девиантного поведения, а некоторые жизненные ситуации, могут стать основой для его проявления (Кондратьев., М.Юпирожков В.Ф., Кудрявцев В.Н., Реан А.А., Розин М.В. и др).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами. На формирование девиантного поведения, оказывает влияние группы сверстников больше, чем влияние особенностей личности. Дезадаптивное поведение, связанно с окружением и определенным типом ситуаций. Можно отметить то, что поведение, которое взрослые называют отклоняющимся, с позиции самого подростка считается “нормальным”, оно проявляется в игре, приключениях, в желании побывать в необычных ситуациях, а так же испытать рамки дозволенного. Перспективами дальнейшего исследования является разработка и эффективное применение методов психологической коррекции личности подростков с девиантным поведением.
Т.е. подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее — все это формируется именно в этом возрасте.