Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС НОО
ФГОС НОО содержит требования к структуре, результатам, условиям в реализации ООП.Все эти требования связаны с информационно-образовательной средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.65 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx | 206.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единая информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС начальной школы»
ФГОС начального общего образования включает в себя требования:
к структуре, к результатам и к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. В стандарте второго поколения определены: новые цель и содержание образования; новые средства обучения и новые технологии обучения; новые требования к компетентности педагогам в решении профессиональных задач, в том числе с применением ИКТ. (СЛАЙД 2)
Рассматривая все «новшества», можно обнаружить, что все они связаны с информационно - образовательной средой ОУ. ИОС школы должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, она должна выступить важным и обязательным условием для реализации ФГОС НОО.
Поэтому в нашем ОУ (Слайд 3) возникла необходимость в разработке практических рекомендаций по усовершенствованию информационно-образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга и активизации деятельности участников учебно - воспитательного процесса в ИОС ОУ.
Для того, чтобы назначения были значимыми и действенными, предполагалось решение следующих задач (СЛАЙД 4)
1.Охарактеризовать теоретические основы проектирования информационно - образовательной среды в образовательном учреждении в контексте ФГОС НОО.
2.Изучить требования к информационной образовательной среде начальной школы, обеспечивающие выполнение ФГОС.
3.Выявить образовательные эффекты от использования ИОС в начальной школе.
4.Проанализировать состояние развития информационно – образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт- Петербурга.
5.Сформулировать предложения по совершенствованию информационно - образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга и активизации деятельности участников учебно-воспитательного процесса в ИОС ОУ.
В процессе работы был исследована модель информационно -образовательной среды начальной школы в свете ФГОС НОО.
На первом этапе в результате анализа трудов В. Слободчикова, В.Панова, А.В. Власенко, Е.В. Якушиной и других авторов было установлено, что информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. (СЛАЙД 5) "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая".
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Учитывая ту исключительно важную роль, которая принадлежит начальной школе во всей системе общего образования, особенным важным представляется эффективная работа ИОС начальной школы для обеспечения качества школьного образования, определяемого федеральными государственными образовательных стандартами (ФГОС НОО).
Переход на ФГОС НОО предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе не только в урочное, но и во внеурочное время. Родители должны видеть качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Информационно-образовательная среда должна создавать условия для формирования ключевых компетентностей, простота и доступность современных технологий – предоставлять возможность оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами для развития речи, изучения иностранных языков, межпредметной проектной деятельности, внеклассной работы, а также стимулировать творчество учащихся начальной школы и повышать их мотивацию.
Компоненты информационной и инструментальной среды кабинета начальной школы должны побуждать учащихся к познанию мира всеми органами чувств, к творческому самовыражению, к самостоятельной исследовательской деятельности, способствующей формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Программа по созданию информационно-образовательной среды начального образования в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района должна охватывать следующие области деятельности ОУ:
- управленческую, методическую, организационную.
(СЛАЙД 6) В управленческой части информатизация ОУ должна решать следующие задачи:
- работа по базе АИС «Параграф3»
- обеспечение оперативного доступа к управленческой и законодательной информации;
- автоматизация документооборота всех участников информатизации ОУ;
- сбор и обработка данных о состоянии учебно - воспитательного процесса;
- обеспечение контроля качества образования
Проекты
1.«Создание информационно-образовательной среды начальной школы — как условия реализации задач ООП ОУ в соответствии с ФГОС НОО»
2. «Единый информационно-компьютерный модуль учебных кабинетов начальной школы»
(СЛАЙД 7) В методической части информатизация должна решать следующие задачи:
- обучение педагогов ИКТ и применение полученных знаний в профессиональной деятельности;
- создание условий для воспитания информационной культуры,
- организация деятельности по приобщению учащихся начальных классов к культурному наследию национальной и мировой культуры
- обеспечение возможности информационного обмена
- создание и публикация в электронном и печатном виде материалов методического характера;
- организация и ведение дискуссионых групп, семинаров, научно-практических конференций в области образования
Проекты
1.«Сайт ОУ — летопись школьной жизни в начальной школе»
2.«Творческая мастерская»
3.«Наша библиотека»
(СЛАЙД 8) В организационной части информатизация должна решать следующие задачи:
- создание и публикация в электронном и печатном виде изданий отражающих общественную жизнь ОУ;
- оказание информационных и консультационных услуг родителям;
Проекты
1.«Использование компьютерных программ в развитии детей с нарушением речи и психологическими проблемами» (сотрудничество с Центром психолого-медико-социального сопровождения)
2.«Современный родитель»
ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
ИКТ-компетентность учителя начальных классов – способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии при обучении и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду. ИКТ-компетентность учащихся относится к метапредметным результатам освоения ООП и представляет собой способность при помощи информационных и коммуникационных технологий самостоятельно работать с информацией.
Только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.
Но работа с ИКТ не должна заменять практическую деятельность учеников. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть.
Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.
(СЛАЙД 9) Можно выделить следующие педагогические потенциалы ИОС, которые важны для реализации ФГОС НОО:
- индивидуализация учебного процесса
- организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества
- ориентация на самообразование
- создание ситуации успешности для учащихся
- реализация системно-деятельностного подхода
- гибкость организационной структуры обучения с использование дистанционных образовательных технологий
- разноуровневость содержания образовательного ресурса
- психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
- социализация учащихся
- интенсификация учебного процесса
Чрезвычайно важным представляется тот факт, что использование ИОС в качестве системного интегратора педагогического процесса способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя, а также образовательного результата.
Образование можно лишь обеспечить организацией такой информационно-образовательной среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся. Такую среду создают, организовывают, формируют субъекты образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. ИОС должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
О значении взаимодействия этих субъектов очень хорошо сказал Билл Гейтс: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
Главная цель программы по созданию информационно-образовательной среды начального образования в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района: повышение качества образования и воспитания учащихся начальных классов на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как одного условия реализации задач ООП ОУ в соответствии с ФГОС НОО.
Важно отметить, что благодаря информационным и коммуникационным технологиям, в руках у педагога появляются новые педагогические инструменты, (СЛАЙД 10), которые он использует для решения профессиональных задач, интегрируя их в технологии обучения.
Интерактив позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения.
Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг дает возможность отобразить фрагмент материального мира в «виртуальной реальности». В цифровых образовательных продуктах моделируется естественная окружающая среда и действия пользователя в ней, например, работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсия по городу.
Коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удалённый контроль состояния образовательного процесса.
Производительность позволяет автоматизировать нетворческие, рутинные операции поиска необходимой информации, отнимающих у человека много сил и времени. Существует хорошая поговорка: «Современный специалист должен знать многое о малом и малое о многом».
Если сравнить деятельность учителя в традиционной системе и инновационной системе образовательного процесса можно представить следующим образом: (СЛАЙД 11)
То деятельность ученика тоже меняется от получения готовой информации, к поиску, анализу, выбору, систематизации, представлению информации, то есть к формированию компетенций учащихся, к мотивации к обучению.
Таким образом, использование ИОС в качестве системного интегратора педагогического процесса способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя, а также образовательного результата.
Анализ данных о построении и функционировании ИОС начальной школы ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района показал организацию деятельности ОУ в области информатизации в условия ФГОС НОО. Были отмечены основные достижения и перспективы в организации школьной ИОС на уровне начальной школы. Внимание уделено было также проблемам функционирования ИОС начальной школы и способам из преодоления.
Проведенное исследование показывает, что развитие единой информационной среды, активное использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством в управлении качеством образования ОУ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной исследовательской работы могут найти применение в деятельности руководителей ОУ, специалистов и педагогов образовательных учреждений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования разработка практических рекомендаций по усовершенствованию информационно-образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга и активизация деятельности участников учебно - воспитательного процесса в ОУ Актуальность информационно-образовательная среда образовательного учреждения как обязательное условие для реализации стандарта начальной школы
Предмет исследования особенности развития информационно- образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Объект исследования- процесс проектирования информационно - образовательной среды в образовательном учреждении.
1.Охарактеризовать теоретические основы проектирования информационно - образовательной среды в образовательном учреждении в контексте ФГОС НОО. 2.Изучить требования к информационной образовательной среде начальной школы, обеспечивающие выполнение ФГОС. 3.Выявить образовательные эффекты от использования ИОС в начальной школе. 4.Проанализировать состояние развития информационно – образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт- Петербурга. 5.Сформулировать предложения по совершенствованию информационно - образовательной среды в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга и активизации деятельности участников учебно-воспитательного процесса в ИОС ОУ Задачи исследования
ИОС ОУ должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности : 1. Планирование образовательного процесса; 2 . Размещение и сохранение материалов образовательного процесса 3 . Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; 4 . Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное посредством сети Интернет 5 . Контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет 6. Взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями. СОВРЕМЕННАЯ ИОС – ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО- РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
В управленческой части : - работа по базе АИС «Параграф3» -обеспечение оперативного доступа к управленческой и законодательной информации -сбор и обработка данных о состоянии учебно - воспитательного процесса -обеспечение контроля качества образования Проект «Создание информационно-образовательной среды начальной школы — как условия реализации задач ООП ОУ в соответствии с ФГОС НОО» Проект «Единый информационно-компьютерный модуль учебных кабинетов начальной школы» Программа по созданию информационно-образовательной среды начального образования в ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района
-обучение педагогов ИКТ и применение полученных знаний в профессиональной деятельности -обеспечение возможностям информационного обмена -организация и ведение групп, семинаров, научно-практических конференций в области образования -создание и публикации материалов методического характера - создание условий для воспитания у всех участников образовательного процесса информационной культуры -организация деятельности по приобщению учащихся начальных классов к культурному наследию национальной и мировой культуры Проект «Сайт ОУ — летопись школьной жизни в начальной школе» Проект «Творческая мастерская» Проект «Наша библиотека» В методической части :
-создание и публикация в электронном и печатном виде изданий, отражающих общественную жизнь ОУ -оказание информационных и консультационных услуг родителям Проект «Использование компьютерных программ в развитии детей с нарушением речи и психологическими проблемами» (сотрудничество с Центром психолого-медико-социального сопровождения) Проект «Современный родитель» В организационной части:
• индивидуализация учебного процесса • организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества • ориентация на самообразование • создание ситуации успешности для учащихся • реализация системно- деятельностного подхода • гибкость организационной структуры обучения с использование дистанционных образовательных технологий • разноуровневость содержания образовательного ресурса • психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса • социализация учащихся • интенсификация учебного процесса П едагогические потенциалы ИОС
и нтерактив мультимедиа моделинг коммуникативность производительность Педагогические инструменты
Сравнение деятельности учителя в традиционной системе и системе образовательного процесса по ФГОС НОО Традиционная система образовательного процесса Учитель транслирует готовую информацию Итог: предметные образовательные результаты Система образовательного процесса в рамках ФГОС Учитель организует деятельность ученика в ИОС. Итог: образовательные результаты : личностные, метапредметные , предметные
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!