Инновационный проет

Белова Светлана Ивановна

Особенности обучения в кадетском классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_rus.yazyka_v_kadetskom_klasse_.docx840.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения в кадетском классе. Уроки русского языка: подбор дидактического материала.

Творческий отчет учителя русского языка и литературы Беловой С.И. на педагогическом совете,  2014-2015 учебный год.

Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Одним из эффективных путей решения этих задач является создание кадетских школ и классов, число которых ежегодно возрастает. Это определяет актуальность изучения особенностей организации образовательного процесса в данных учебных заведениях. 

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы  можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским корпусам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс. В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); благодарность в приказе по школе; снятие ранее наложенного взыскания; похвальный отзыв в письме к родителям; награждение ценным подарком; награждение похвальной грамотой) и наказания (замечание, выговор, строгий выговор, снижение балла за поведение, вызов родителей (законных представителей) и предупреждение об исключении кадета из кадетского класса).

Особенности педагогической системы кадетских классов проявляются во всех ее компонентах. 

  1. Целеполагание. Как отмечает генерал-майор А. Владимиров, «целью кадетского образования и его учреждений является подготовка несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в качестве специалистов-профессионалов»
  2.  Субъекты образовательного процесса. В кадетских классах могут обучаться как мальчики, так и девочки.
    Кадетов и детей из обычных классов обучают одни и те же учителя, в тех же аудиториях, по одинаковой программе. Учителя не проходили специальную подготовку по работе с кадетскими классами.
    Достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно.
  3. Средства достижения цели. В кадетских классах эти средства более разнообразные, нежели в обычных. Помимо самого учебного процесса, включающего в себя дополнительно занятия по профильным дисциплинам (например, «Военная история»,  «История государственного управления в России», «Современная военная техника и вооружение» и т.п.), и воспитательных мероприятий оборонно-спортивной направленности, это еще и самоподготовка во внеурочное время, в ходе которой кадеты не только выполняют домашнее задание или готовятся к мероприятиям, но и посещают социальных партнеров,
  4. Особенности организации учебного процесса и взаимодействия взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, офицеры-воспитатели, классный руководители, социальный педагог, преподаватели из организации, оказывающей шефскую помощь) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, полевые сборы, посещения организаций-партнеров), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, занимаются начальной военной подготовкой или готовятся к воспитательным мероприятиям). Такая организации учебного процесса во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых,  позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.

Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса:

  • доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;
  • введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе;
  • выделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день;
  • усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

В свете  военно-патриотического воспитания   школьников повышается значимость  гуманитарных дисциплин ,   в частности  уроков русской  речи. Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. И  в особенности   учитель языка и литературы имеет возможность воздействовать на умы и сердца детей,    воспитывая любовь   к своей стране, преданность ей,  осознанное желание и готовность встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. 

В 2014-2015 году для учащихся- кадетов  7б класса в качестве дидактического материала я использовала тексты военно-патриотической направленности.

1.Повторение изученного в 5-6 классах.

 1.Диктант. 

История кадетских корпусов.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_21eda65e.jpg

История кадетских корпусов начинается с царствования императрицы Анны Иоановны. В ноябре 1731 года государыня подписывает указ об учреждении в Петербурге 1-го Сухопутного кадетского корпуса. В «Военном журнале» того времени говорилось: «Просвещение благородного юношества в кадетских корпусах и нравственное его воспитание есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров…».

По Уставу корпуса данное учебное заведение предназначалось для подготовки молодых дворян «прямо на службу». О цели подготовки учеников в Уставе первого кадетского корпуса написано: «Сделать добродетельными и благочестивыми воспитанников; привить им точное исполнение обязанностей, прочное усвоение учебных дисциплин, чувства долга, почтительное уважение к родителям, уважение к старшим, любовь к ближним». 
2.Диктант по картине. 


http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_4f3a970a.jpg

Знаменитая картина.


Художник Виктор Михайлович Васнецов работал над своей знаменитой картиной «Богатыри» почти восемнадцать лет. Размеры картины тоже богатырские – почти три метра на четыре.

Всё в этой картине дышит любовью к русской истории, русскому человеку, русской природе. В чистом поле ведут дозор богатыри. Перед ними молоденькие ёлочки – это их защищают богатыри в первую очередь, а дальше – степь, полукружье гор, и уже ощущаешь необъятность родины, и кажется, что половину земного шара охраняют они.

П.М.Третьяков, известный коллекционер, приобрел эту картину. В Третьяковской галерее она и находится. «Богатырем русской живописи» назвал Васнецова великий русский писатель А.М.Горький. 
3.Диктант с комментированием.

Встреча с прошлым…

…Школа, в которой ты учился. Дом, в котором жил. Двор – асфальтовый пятачок среди высоких стен. Здесь играли в «коцы», в «сыщиков и разбойников», менялись марками, разбивали носы. Хорошо было. И, главное, просто. Носы быстро заживали…

Но есть и другие встречи. Куда менее идиллические. Встречи с годами войны; с дорогами, по которым ты отступал, с окопами, в которых сидел, с землей, где лежат твои друзья…

Я долго бродил по Мамаеву кургану…

И еще одна встреча. Тоже с прошлым, но вдруг ожившим.

В Сталинграде снимали картину «Солдаты». Снимали на тех же местах, где шли когда-то бои. Опять окопы. Понастроили землянок в крутом волжайском берегу (куда им было до тех, настоящих, обжитых!), закоптили сохранившиеся руины – а их совсем не легко было найти сейчас, - словом, по мере сил восстановили недавние, ставшие уже довольно давним, прошлое…

И вот тут-то нахлынули воспоминания – самые может быть, дорогие, самые близкие… (В.Некрасов.)



Задание. Запишите текст. Какие предложения в нем представлены? Подчеркните грамматические основы.
1.К какому жанру относится текст? 

2.Что значит идиллический? Выпишите из толкового словаря словарную статью к этому слову. Приведите примеры его употребления. 

4.Повторение темы «Словообразование и орфография». 

Контрольный диктант.

Основной танк Т – 64.

В начале пятидесятых годов на заводе в городе Харькове конструкторское бюро, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Эта машина станет первым танком второго послевоенного поколенья. Экспериментальный образец самого танка был готов в 1957году.

Корпус танка сварной, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Корпус имеет монолитное бронирование за исключением верхней лобовой детали. Она представляет собой комбинированную многослойную броневую преграду. Днище для увеличения жесткости выполнено корытообразной формы. Машины оборудовались системой противоатомной защиты, автоматическим противопожарным оборудованием. Имеются устройства для самоокапывания и навешивания минного трала.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения танка. Возможно преодоление водных преград в брод (глубиной до 1,8 м.) и по дну водоёма (глубиной до 5 м.). 
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_m74ddc6f1.jpg

Модификация танка Т – 64.




5.Предупредительный диктант (чередование гласных в корнях слов). 


  1. Лучше за правду умереть, чем нечестно жить. (Пословица) 

  2. Трус умирает тысячу раз, а герой – никогда. (Пословица) 

  3. Умирая, не умрет герой – мужество остается в веках. (Джалиль) 

  4. Идут годы, но не стереть им в памяти людей ужасов войны 

  5. Соберемся, ребята, теснее в час, когда на земле тишина. (Л.Ошанин) 

2. Тема «Имя числительное»

1.Контрольный диктант.

Из истории кадетских корпусов.



Кадетские корпуса в России ведут свое начало со 2-ой половины 17 века, когда в Брандебургском государстве (Пруссия – нынешняя Германия) были созданы кадетские школы для подготовки дворян к воинской службе.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_m64b8d1cd.jpg

В России первый кадетский корпус был основан в 1732 году в Петербурге. После основания морского корпуса в 1752 году он стал называться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, а с 1800 года – первым кадетским корпусом. В конце 18, начале 19 века в России действовало 3, в середине 19 века – 18 кадетских корпусов. К 1917 году в России их было 29, с общим числом кадетов свыше 10 тысяч. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии они были закрыты.

(Г.Шангитбаева. Орлята Президента.) 

2.Зрительный диктант.(порядковые числительные)

Дорогу делает не первый, а тот, кто вслед пуститься смог – второй; не будь его, наверно, на свете не было б дорог. И первый лишь второго ради мог все снести, мог пасть в пути, чтоб только тот поднялся сзади, второй, чтобы за ним идти. (С. Орлов)



3.Объяснительный диктант.

Суровым богатырем кажется нам великий князь Александр Невский. Но давайте задумаемся над двумя датами. 1218 год – это год рождения великого князя. 1240 – это год Невской битвы со шведами. Итак, «Невским» он стал 22 лет от роду. И вот уже семь с лишним веков не иссякает слава этого юноши-воина.




4.Предупредительный диктант.

1. Один в поле не воин. 2. Расставаясь с другом, плачут семь лет, расставаясь с родиной – всю жизнь. 3. Добрый пример лучше ста слов. 4. Сильный поборет одного, а ученый одолеет тысячи. 5. Если шестеро врозь – лежащее во рту теряют; если четверо заодно – улетевшее в небо достают.(пословицы)


3.Причастие. 


 1.Предупредительный диктант.

Слово «дружина» старинное. Вслушайтесь в него, и вы услышите звон кольчуг, гром битвы. Вдумайтесь, и станет ясно: слово это из семьи таких мужественных, добрых слов, как «друг», «дружба», «содружество».

Надвигается беда… Ну, кто первый придет на помощь? Конечно, друг, друзья. И то, что не под силу даже богатырю, осилят дружные, объединившиеся вместе люди. Дружины бывают разные. Санитарные дружины боролись за жизнь раненых на фронте. Пожарные дружины смело вступают в бой с огнем.

(из кн. «Что такое? Кто такой?)


2.Свободный диктант (причастный оборот). Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.

(И. Соколов-Микитов) 

3.Объяснительный диктант.

Родина – это все. И эти дети, бегущие к неизвестным горам, и ветер, легко качнувший сухую траву, и далекие льды Алатау, и старик казах с добрыми прищуренными глазами.

Родина – это все. Это ощущение счастья от зрелищ огромной нашей земли, ее лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от ее легкого неба, ее ветров, ее людей…

(К. Паустовский)


4.Диктант «Проверь себя». 

  1. Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собою правящий. 
  2. Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги. 
  3. Мужество, помноженное на отвагу, непобедимо. 
  4. Если шестеро врозь, лежащее во рту теряют; если четверо заодно, улетевшее в небо достают. 

( Казахские пословицы ) 


5.Контрольный диктант.

Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на пятерых, оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.

Война – это письма, которых ждут и боятся получать; и эта особая обнаженная любовь к добру, и особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти; это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами. 

6.Контрольный диктант.

История создания противогаза.



История его создания относится к первой мировой войне, когда кайзеровская Германия впервые в истории человечества применила боевые химические вещества. Газовая атака была организована на Восточном фронте против русских войск. Погибли и получили сильнейшие отравления тысячи воинов. Начались активные поиски надежного средства, позволяющего нейтрализовать химическое оружие врага. Наибольших успехов добился признанный в России и за рубежом специалист в области органической химии Николай Дмитриевич Зелинский. За короткий срок он изобрел принцип защиты от смертоносного газа. Все оказалось достаточно просто - термически обработанный березовый уголь своей поверхностью надежно поглощал отравляющие вещества. На основе теоретических и опытных данных профессора Зелинского инженер Куммант создал маску из резины, герметично облегающую лицо и обеспечивающую поступление потока воздуха для дыхания только через
 фильтрующий элемент. На изготовление реального противогаза ушло четыре месяца. http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_6c9fa2ed.jpg

7.Предупредительный диктант.

Подарить радость.


Есть в истори… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. По. мнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праз…ник Победы - 9 Мая.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_98e8a3d.jpg

Хранить праз…ник - значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к...тором спл...лись гордость за Отечество, гореч… непомерных утрат, радость возрождения к жизн…, надежды на буд...щее, любовь к людям, веры в добро. Праз...ник Победы - это праз...ник жизни, победивш...й смерть. И в этом его великий, не только символический, но и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнём сердечного общения, пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут под...рить радость праздника старшим - ветеранам, служивш...м во благо Отчизны. 

8.Диктант с комментированием.

В.В. Верещагин.

Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедший на бой с японской эскадрой и нарвавшийся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находившийся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявший в момент взрыва на палубе и делавший зарисовку начинавшегося боя. Знаменитого русского художника называли художником-воином.

Верещагин – первый художник, показавший всю суровость и жестокость войны. Герои его картин – народ, солдаты. Это было необычайно для того времени.(76 сл.)

9.Зрительный диктант.

Вспомним с нами отступавших,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших,

С кем видались мы хоть раз,

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

(А.Твардовский.) (28 сл.) 


10.Словарный диктант .

Уважаемые ветераны, торжественный вечер, на замечательный праздник, символическая дата, подарить радость, обязательно вспомним, сохранять чувство, никогда не забудем, надежды на будущее, счастливые люди, о прекрасной земле.


Задание. Напишите приглашение на торжественный вечер, посвященный празднику Победы. Употребите словосочетания из диктанта

4.Деепричастие. 

1.Предупредительный диктант.

1. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, отразилась в слове. (К.Ушинский.) 2. Охраняя природу, ты защищаешь родину. (Пришвин.) 3. Ключ юности – ключ быстрый и мятежный кипит, бежит, сверкая и журча. (А.Пушкин) 4. Учись, на людей глядя. (пословица) 5. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. (А.Пушкин) 6. Поставив себе какую-нибудь цель, я не разбрасываюсь, а всецело отдаюсь ей и, достигнув ее, иду дальше, отталкиваясь от нее, к новой заманчивой цели. (И.Мичурин)


2.Контрольный диктант.

Нижегородский Кадетский корпус.


Государственное образовательное учреждение Нижегородская Кадетская школа-интернат создана на базе расформированного истребительного полка в поселке Истомино Балахнинского района.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_6d61c011.jpg

Сюда, узнав о существовании кадетской школы-интерната, стремятся попасть мальчишки из разных уголков нашей необъятной страны. Наряду с общественными дисциплинами кадеты проходят допрофессиональную начальную военную подготовку, совершают прыжки с парашютом, участвуют в квалификационных испытаниях на право ношения Голубого берета; ежегодно стартуют в традиционном лыжном переходе частей ВДВ.

Большинство выпускников мечтают стать кадровыми офицерами, связать свою судьбу с Вооруженными Силами. Те же ребята, кто не становится офицером, а после кадетского корпуса попадает на срочную службу в армии, приходят в нее уже подготовленными. 

5.Наречие. 


1.Свободный диктант.

Воспитание характера.

Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это – проявление храбрости. Выступить на собрании перед всеми и признать: «Я поступил скверно» - по-моему, это значит проявить мужество.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_m6415bf96.png

Сидеть над трудным уроком, хотя глаза уже лезут на лоб от усталости и злости на самого себя, и не вставать до тех пор, пока не добьешься своего, - что это, как не проявление силы воли…

Может быть, все это выглядит не героически, но именно так, думается мне, и воспитывается характер.

Иногда меня просят: «Расскажите, как вы ползли, с обмороженными ногами и как это у вас хватило упорства сесть за руль самолета».

А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах?

Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения.

Конечно, это вещи разные – сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо сделать эти непохожие друг на друга дела.

Честь и слава тому, кто не ожидает благодарности, не гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный путь.

(А.П. Маресьев.) 
2.Выборочный диктант.

1.Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. 2.За правое дело стой смело. 3.Счастье Родины дороже жизни. 4.Когда герой умрет, имя его останется. 5.Своя земля и в горсти мила. 6. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. 7. На чужой стороне родина милей вдвойне. (Пословицы).



3.Задание. Выберите и запишите в два столбика краткие прилагательные и наречия. 

4.Зрительный диктант.

И пусть бывает в жизни нелегко,

И не всегда судьба тебе послушна,

Живи красиво, вольно, широко,

Люби людей – светло и простодушно.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

(С.Островой)



5.Объяснительный диктант.

1. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (А.Чехов) 2. Стреляет редко, но метко. (пословица) 3. Природа сурова только с теми, кто закрывает глаза на ее простую красоту, мудрую и целебную. Но придите к ней доверчиво, как школьник приходит к учителю, и она раскроет перед вами удивительные страницы своих учебников. От походов по родному краю вы станете духовно крепче и богаче, а телом сильней и здоровей. (А.Чехов)



6.Диктант с комментированием.

1. Все люди, мне кажется, должны научиться чувствовать и видеть жизнь не как печальную кривую: сперва вверх, а потом неминуемый спад все ниже и ниже… Нет, жизнь – это подъем, ряд бесконечных ступеней вверх… На каждой из них нужно оглянуться вокруг… и двинуться дальше… (В. Пашенная) 2. Никогда не поздно делать добро. 3. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.Чехов) 4. Не бойся идти медленно, бойся стоять на месте. (пословица)


7.Контрольный диктант.

Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко – подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19 – 20 лет – лучший возраст для человека – все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь.

Конечно, они знали и радость победы в бою, боевую дружбу, взаимную выручку на поле боя, чувство удовлетворения от сознания, что выполняют священную миссию защиты Отечества.

(Отрывок из воспоминаний Маршала Г.К.Жукова)


6.Служебные части речи. 
1.Контрольный диктант.

Ефрейтор с косичкой.

В городе Нижний Новгород на базе средней школы №4 был создан первый в городе экспериментальный кадетский класс десантного профиля. На сегодняшний день школа получила новый статус и стала общеобразовательной кадетской школой. Среди кадетов есть, оказывается, и девочки….
В старших классах таких отважных всего четыре, и свое право носить военную форму им приходится доказывать каждый день.
http://davaiknam.ru/texts/1082/1081075/1081075_html_679cb00f.jpg

Девчонок, желающих приобщиться к мужественной профессии, было больше. Но, чтобы поступить в кадетский класс, нужно сдать серьезный экзамен на выносливость: пробежать 3,5 километра. Пятнадцатилетний ефрейтор Катя Охотина, например, едва справилась. Помог одиннадцатиклассник Степа Лепин: бежал рядом, подбадривал, подсказывал, как правильно дышать.

А вот Зина Кабанова никогда не забудет день военной присяги: девчонка так старалась, что перепутала слова и вместо «Служу Отечеству» отрапортовала «Служу Советскому Союзу». Думала – засмеют, но кадеты не шелохнулись. Дисциплина здесь – в первую очередь: один выступил не по делу – за него отвечает целый класс. 
2.Зрительно-слуховой диктант.

1.Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь (Л.Леонов). 2.Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествоватьэтому (В.Г.Белинский). 3.Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! (К.Паустовский).

Итоговая работа.

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.
Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.
В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной). (120 слов).
Задания: 
1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.
2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать, ископаемые, улавливали, миноносце. 
3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.
4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.