Экспериментальная работа
Результаты работы на экспериментальной площадке "Введение курса "Этическая грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_eticheskoy_grammatiki.doc | 193.5 КБ |
rol_klassnogo_rukovoditelya.doc | 44 КБ |
proekt.doc | 64 КБ |
eticheskaya_grammatika_5_klass.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Учитель: Белова С.И.
Тема: Каждый человек солнце…
Цель:
- формировать у детей чувство уважения к родному краю;
Ход классного часа
Учитель: Прошу выйти ко мне тех ребят, которые умеют играть на музыкальных инструментах…; тех, кто сегодня проснулся до 7.30 утра…; тех, кто с удовольствием пришел в школу...; тех, кому сегодня не хотелось идти в школу…
А теперь я с вами хочу поздороваться. Положите мне на ладошку свою руку. Мы сказали: «Здравствуйте!». Что это значит? А значит это то, что мы с вами пожелали друг другу здоровье.
Вернитесь, пожалуйста, на свои рабочие места.
Я вам раздала листочки и прошу вас написать на них свои имена.
Учащиеся выполняют это задание.
Учитель помогает прикрепить их на одежду учащихся.
- Какого они цвета?
- С чем ассоциируется этот цвет?
- Какое солнце бывает?
Учащиеся говорят о солнце и записывают на доске.
Учитель: Сегодня тема нашего классного часа, как вы уже наверное, догадались, «Каждый человек солнце…».
Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, в которой мы с вами узнаем себя получше. Мы с вами будем передавать солнышко друг другу. Вам необходимо будет закончить два предложения: «Я как все…» и «Я не как все…». Я начну первая. «Я как все добрая», «Я не как все учитель».
Проводится игра.
Учитель: Перед каждым из вас лежит листок бумаги и краски. У вас задание: нарисовать солнце.
Учащиеся выполняют под музыку творческое задание.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам встать и «пройтись» по солнышкам и написать какое солнышко получилось.
Учащиеся выполняют задание. Затем каждый учащийся прикрепляет свое солнышко на доске. Учитель зачитывает то, что получилось.
Учитель: Посмотрите, какие солнышки у вас получились? Разные… А почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Людей интересных в мире нет
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этот самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать.
(Е. Евтушенко «Человек»)
- Как вы думаете, зачем я вам его прочитала?
- В чем смысл это стихотворения?
- Другой человек. Что это?
Учитель: Я вам раздаю листочки с напечатанным стихотворением. Прочитайте его еще раз и подчеркните те строчки в нем, которые вас взволновали.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Я раздаю вам листочки, на которых написано предложение «Каждый человек солнце, только…». Вам необходимо его закончить.
Учащиеся выполняют задание и зачитывают, что у них получилось.
Учитель: Великий философ Сократ сказал так: «Каждый человек солнце, только дайте ему светить».
Возьмите каждый свое солнышко с доски.
Переверните солнышко обратной стороной и сделайте надпись «Солнышко Артем», «Солнышко Жанна» и т.д.
Передайте свое солнышко соседу справа. Ваши солнышки пойдут по кругу, где каждый учащийся напишет свое хорошее пожелание или качество этого человека. Задание считается выполненным, если солнышко осталось у соседа слева.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Теперь у вас заключительное задание: вам необходимо подарить вашему соседу это солнышко со словами: «… (Артем), спасибо, что ты есть».
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!
Я надеюсь, что сегодняшний классный час открыл ваши сердца навстречу добру.
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ.
Само время подсказывает нам, что воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей в общем процессе обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. И ни у кого не вызывает сомнения, что классный руководитель играет значимую роль в процессе воспитания
Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами учреждения и окружающего социума для реализации задач воспитания учащихся. Деятельность классного руководителя охватывает различные стороны школьной жизни его воспитанников и может быть систематизирована в виде инвариантного и вариативного компонентов.
Инвариантный компонент деятельности КР включает в себя:
- обеспечение жизни и здоровья учащихся
- обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями,
- содействию освоения учащимися учебных образовательных программ
- воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся
Вариативный компонент деятельности КР представляет собой:
1. программирование воспитательной работы с классом, предусматривающее:
· комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса;
· качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом;
· ведение отчетной документации классного руководителя, осуществление мониторинга собственной деятельности;
· организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях лицейского, городского, областного и иных уровней в соответствии с профильной или системообразующей деятельностью класса.
2. профилактическая работа, включающая в себя:
· определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей учебной дисциплины;
· разработку и согласование с администрацией , родительским комитетом, социально-психологической службой лицея и реализацию комплексных профилактических мер;
· привлечение к проведению профилактических мероприятий различных специалистов, использование возможностей различных организаций в ходе профилактической работы.
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут быть:
· деятельность педагогов, воспитательных организаций;
· программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
· сотрудничество с родителями учащихся и семьями;
· СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;
· Социально значимая деятельность самих учащихся, их общественная самоорганизация.
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Но какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся, то основополагающая задача в работе классного руководителя состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы научного мировоззрения, воспитать их в духе общественной морали.
Реализация идей духовно- нравственного воспитания повлекла за собой первые опыты систематизации работы в нашей школе.
Во-первых, на протяжении нескольких лет работал кружок «Лад», основной задачей которого было знакомство с традициями русского народа,
Во-вторых, в течение трех лет в 10-11 классахвелся факультатив «Этикет», который знакомил учащихся с обычаями практически всех народов мира с давних времен до наших дней.
В-третьих, было создано детско- юношеское школьное объединение «Росток». Одна из задач объединения- воспитание молодого поколения в славных традициях русского народа.
В-четвертых, были предприняты попытки создания воспитательного пространства. Одной из задач воспитательного пространства- воспитания духовной культуры у детей.
В изменившейся ситуации задач и вариативных направлений образования требуются ясные ориентиры и четкие границы в общих подходах к образованию и воспитанию как явлению социальной политики государства.
Поэтому в 2006-2007 учебном году в школе в качестве эксперимента был введен кружок «Этическая грамматика». Чтобы определить подходы к данной работе были проведены следующие исследования:
- Определение социального статуса семьи,
- Обследование семей.
- Определение ценностных ориентиров учащихся.
- Влияние семьи и школы.
За годы работы по курсу «Этическая грамматика» достигнуты следующ ие результаты:
Уровень воспитанности в классах, где преподается данный предмет повысился, происходит переоценка нравственных ценностей.Перед вами данные мониторингов
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
«Формирование духовно-ориентированной педагогической среды»
Государственного бюджетного образовательного учреждения г.Москвы
средней общеобразовательной школы № 2067
1.Тема проекта
Инновационный проект «Формирование духовно-ориентированной педагогической среды» разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.
Проект разработан по направлению « Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов» на период с 2010 по 2015 г. В проекте отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Образовательная среда - основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких, как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и прочее.
Образовательная среда – это совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами и социальным запросом на образование (В.И.Панов)
Одним из основных условий развития образовательной среды является установление толерантности, доверия и психологического комфорт в системе общего образования. Другими словами - выполнение конвенции о правах ребенка, в которой написано: «…целью образования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» (статья 29). Основой проектирования современной школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия являются требования психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Психологический комфорт - это состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей». Психологический комфорт предполагает отсутствует насилия в любой форме. В свою очередь толерантность означает следующее: способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; взаимопонимание; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; стремление решать конфликты без насилия; способность и стремление к диалогу.
2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цель: Проектирование современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов; (Толерантность, доверие, психологический комфорт)
разработка норм организационного поведения; (Внедрение норм организационной культуры)
Задачи:
- Обновить содержание образования согласно федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обеспечить доступность качественного образования.
- Обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта и создание условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов в школьном коллективе.
3. Совершенствовать систему работы с одаренными детьми. Развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам обучающихся.
4. Обеспечить школу квалифицированными педагогическими кадрами. Повышать у работников школы мотивацию к эффективной педагогической деятельности, внедрению современных образовательных технологий.
- Сохранять и укреплять нравственное, психическое, физическое здоровье обучающихся.
Какими же характеристиками должны обладать требуемые результаты в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе:
- личностное, социальное, познавательное развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого учащегося;
- принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании;
- становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию;
-учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.)
- индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей;
- индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга
- мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям
- социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели:
- взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса;
- преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса;
- авторитетность;
- авторитетность администрации и педагогов;
- степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности;
- сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса;
- продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса;
- способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию.
Так что же является критериями обеспечения толерантности, доверия
и психологического комфорта в современной школе? Их несколько:
- реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности;
- духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения;
- физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая;
- высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве;
- взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса;
- высокий уровень школьных достижений, адекватный потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей;
- эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности,
- эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса,
- согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.
3.Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
- Создание в школе атмосферы психологического комфорта, увеличение индивидуальное общение «учитель-ученик».
- Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности (разнообразной образовательной среды, опирающейся на возможности школы и социума) для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
- Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм
- Предоставление одаренным детям условий для развития и обучения на своем высоком уровне и расширение этой зоны для других. Максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося.
- Совершенствование учительского корпуса.
4. Внедрение проектной разработки в образовательную практику ОУ.
Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано на основе индивидуальных особенностей учащихся и образовательный процесс должен современным требованиям. Практическую реализацию развития образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта мы связываем с осуществлением следующих современных продуктивных идей:
- ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности;
- целостность воспитательно-образовательного процесса и развития личности;
- вариативности, разноуровневости и разнопрофильности образования;
- субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности;
- свободы выбора учебных программ, вида и уровня сложности учебно-познавательной деятельности;
- здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
- практико-ориентированной деятельности во 2 половине учебного дня.
Реализация данного проекта ведется на следующих ключевых направлениях:
- компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников (школа- пилотная площадка по данному направлению Академии социального направления)
- введение курса «Этическая грамматика» в учебный план 1-9 классов (пилотная площадка учреждения Академии Наук РФ « Институт семьи и воспитания»),
- введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в учебный план 8-9 классах,
- функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей
- психологическое сопровождение проекта.
Ресурсное обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта в образовательном учреждении возможно только при определенных условиях:
-развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со-трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития;
- сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование;
- эффективное педагогическое общение;
- конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация учитель- родитель, родитель-администрация;
- создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально-психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи);
- активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;
- создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов, познавательных потребностей и склонностей учащихся;
- использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
- применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов;
- развитие системы школьного самоуправления;
- открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования;
- соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм.
5.Описание форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
-Школа является ресурсным центром для организации повышения квалификации классных руководителей школ района и педагогов, преподающих этику как предмет: на базе школы проводятся регулярно три раза в год семинары по вопросам преподавания курса, осуществляются индивидуальные консультации.
-Школа сотрудничает по вопросам преподавания курса «Духовное краеведения Подмосковья» с воскресной школой, организованной настоятелем храма Святой Троицы о.Романом Челышкиным.
-Ежегодно учреждение издает сборники методических разработок по курсу «Этическая грамматика», классных часов, которые предлагаются участникам семинаров, проводимых на базе школы.
6.Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения: voskresenschool.my1.ru
Предварительный просмотр:
С. И. Белова,
учитель русского языка и литературы
Этическая грамматика (5 класс)
Тема: «Милосердие - основной закон жизни»
Перед началом занятия учитель звонит в колокольчик.
- Вы услышали звон колокольчика. Колокольчик – маленький брат колокола.
Издавна на Руси колокола предупреждали об опасности, собирали на вече. Русские крестьяне, поймав ворона, привязывали ему на шею железный колокольчик, и ворон летал над горами, долинами, над страданиями, слезами и кровью, оглашая тревожным звоном землю, не позволяя стать людям равнодушными или людям слишком усталым.
И сегодня звон маленького колокольчика собрал нас, чтобы мы поговорили о важном законе человеческой жизни.
-Бывают разные жизненные ситуации
В прошлом году со мной приключилась беда, – вспоминает Д. Гранин.- Шел по улице, поскользнулся и упал …Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, попытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу – рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много
- Как вы думаете, как дальше развивались события?
Учащиеся называют 2 варианта развития событий: помогли человеку, попавшему в беду; никто не откликнулся на горе человека.
- Проведем небольшое статистическое исследование
а) Проголосуем
1 – помогли %
2 – не помогли %
б) Люди какого возраста оказали помощь?
Пожилого - %
Среднего - %
Молодого - %
Учащиеся считают, что обязательно этому человеку помогут (90%), причем люди пожилого возраста (80%), совсем нет надежды на молодых (10%).
- Посмотрим, что произошло с Д. Граниным.
Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить.
-Совсем не так, как вы предполагали.
Почему же так все случилось?
Что ожидает человек, попавший в беду, от других?
- В процессе ответа на данный вопрос учащиеся назовут такие понятия, как жалость, сочувствие, помощь.
Попытаемся выяснить разницу между чувствами:
Жалость – сочувствие
Сострадание – участливое отношение несчастью других,
соболезнование
- Ожидает человек, попавший в беду и Милосердия
а) посмотрим на состав данного слова ( два корня: мил- и серд-)
Милое сердце
. Подберите синонимы к слову «милое» (доброе, отзывчивое).
Милосердие – это и то, что мило сердцу другого.
- Связано ли это понятие с понятиями, о которых мы уже говорили: жалость, сочувствие?
Милосердие – это умение сочувствовать
сопереживать
сострадать
- Что общего в строении данных слов?
Со - = вместе
Какое понятие обозначает самое сильное чувство сопричастности к переживаниям другого человека?
Сострадать
- Часто ли мы разделяем чувства другого человек? Готовы ли мы ему помочь?
Слово Д. Гранину
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. Уличая себя, понимал , насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
- Вспомните полгода своей жизни. Помогли ли вы кому-нибудь, или прошли мимо. У вас на партах черные и красные кружочки. Если был случай, когда кто-то нуждался в вашем милосердии, а вы прошли мимо, положите черный кружочек в черную коробочку. Если вы сочувствовали кому-либо, сопереживали, оказали действенную помощь, положите красный кружочек в красную коробочку.
- Жаль, что черных много, но есть и красные кружочки, значит не зачерствели ваши сердца.
- А кто из вашего окружения нуждался в сочувствии, сопереживании, сострадании. Вернемся к нашей записи
Рядом со словами сочувствовать
сопереживать
сострадать
Запишите ответ на вопрос кому?
- Любому человеку необходимо милосердие
А знаете ли вы профессии, в которых без милосердия нельзя?
Спасатели, врачи, медсестры, священники.
- Должен ли человек чувствовать благодарность за проявление милосердия и выражать признательность?
Кому бы вы хотели сказать слова благодарности за помощь, поддержку, милосердие?
Напишите эти слова
Может быть, кто-то хотел озвучить свои слова благодарности
Но моя задача была в другом. Существует мнение, что самый большой порок в человеке – неблагодарность. Вы преодолели его, выразив свои слова благодарности.
- Милосердие должно стать законом человеческой жизни. Но что же необходимо, чтобы это произошло?
Дети предлагают решение конкретных случаев.
Познакомимся с мнение Д. Гранина по этому поводу.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
- Д.Гранин говорит о « колоколе тревоги». Это фраза употреблена в переносном смысле, но она очень значима. Мы начинали с вами разговор с колокольчика, и оказывается важно, чтобы в душе у каждого был колокольчик, будивший чувства, совесть, души. И на память о нашем разговоре я хочу подарить вам колокольчики; глядя на них, вы будете помнить, что сердце должно уметь сопереживать, сочувствовать, сострадать, что вашего милосердия кто- то ждет.