Экспериментальная работа

Белова Светлана Ивановна

Результаты работы на экспериментальной площадке "Введение курса "Этическая грамматика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Учитель: Белова С.И.

Тема: Каждый человек солнце…

Цель:

  • формировать у детей чувство уважения к родному краю;

Ход классного часа

Учитель: Прошу выйти ко мне тех ребят, которые умеют играть на музыкальных инструментах…; тех, кто сегодня проснулся до 7.30 утра…; тех, кто с удовольствием пришел в школу...; тех, кому сегодня не хотелось идти в школу…

        А теперь я с вами хочу поздороваться. Положите мне на ладошку свою руку. Мы сказали: «Здравствуйте!». Что это значит? А значит это то, что мы с вами пожелали друг другу здоровье.

        Вернитесь, пожалуйста, на свои рабочие места.

        Я вам раздала листочки и прошу вас написать на них свои имена. 

Учащиеся выполняют это задание.

Учитель помогает прикрепить их на одежду учащихся.

  • Какого они цвета?
  • С чем ассоциируется этот цвет?
  • Какое солнце бывает?

Учащиеся говорят о солнце и записывают на доске.

Учитель: Сегодня тема нашего классного часа, как вы уже наверное, догадались, «Каждый человек солнце…».

        Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, в которой мы с вами узнаем себя получше. Мы с вами будем передавать солнышко друг другу. Вам необходимо будет закончить два предложения: «Я как все…» и «Я не как все…».  Я начну первая. «Я как все добрая», «Я не как все учитель».

Проводится игра.

Учитель: Перед каждым из вас лежит листок бумаги и краски. У вас задание: нарисовать солнце.

Учащиеся выполняют под музыку творческое задание.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам встать и «пройтись» по солнышкам и написать какое солнышко получилось.

Учащиеся выполняют задание. Затем каждый учащийся прикрепляет свое солнышко на доске. Учитель зачитывает то, что получилось.

Учитель: Посмотрите, какие солнышки у вас получились? Разные… А почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Людей интересных в мире нет

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этот самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

(Е. Евтушенко «Человек»)

  • Как вы думаете, зачем я вам его прочитала?
  • В чем смысл это стихотворения?
  • Другой человек. Что это?

Учитель: Я вам раздаю листочки с напечатанным стихотворением. Прочитайте его еще раз и подчеркните те строчки в нем, которые вас взволновали.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Я раздаю вам листочки, на которых написано предложение «Каждый человек солнце, только…». Вам необходимо его закончить.

Учащиеся выполняют задание и зачитывают, что у них получилось.

Учитель: Великий философ Сократ сказал так: «Каждый человек солнце, только дайте ему светить».

        Возьмите каждый свое солнышко с доски.

        Переверните солнышко обратной стороной и сделайте надпись «Солнышко Артем», «Солнышко Жанна» и т.д.

        Передайте свое солнышко соседу справа. Ваши солнышки пойдут по кругу, где каждый учащийся напишет свое хорошее пожелание или качество этого человека. Задание считается выполненным, если солнышко осталось у соседа слева.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Теперь у вас заключительное задание: вам необходимо подарить вашему соседу это солнышко со словами: «… (Артем), спасибо, что ты есть».

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Добрым быть совсем не просто,

       Не зависит доброта от роста,

       Доброта приносит людям радость,

       И взамен не требует награды.

                Доброта с годами не стареет,

                Доброта от холода согреет,

                Если доброта, как солнце, светит,

                Радуются взрослые и дети!

Я надеюсь, что сегодняшний классный час открыл ваши сердца навстречу добру.



Предварительный просмотр:

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ.

         Само время подсказывает нам, что воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей в общем процессе обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. И ни у кого не вызывает сомнения, что  классный руководитель играет значимую  роль в процессе воспитания

 

            Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами учреждения и окружающего социума для реализации задач воспитания учащихся.            Деятельность классного руководителя охватывает различные стороны школьной жизни его воспитанников и может быть систематизирована в виде инвариантного и вариативного компонентов.

Инвариантный компонент  деятельности КР включает в себя:

  1. обеспечение жизни и здоровья учащихся
  1. обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями,
  1. содействию освоения учащимися учебных образовательных программ
  2. воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся

Вариативный компонент деятельности КР представляет собой:

1.                      программирование воспитательной работы с классом, предусматривающее:

·       комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса;

·       качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом;

·       ведение отчетной документации классного руководителя, осуществление мониторинга собственной деятельности;

·       организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях  лицейского, городского, областного и иных уровней в соответствии с профильной или системообразующей деятельностью класса.

2.                      профилактическая работа, включающая в себя:

·        определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей учебной дисциплины;

·        разработку и согласование с администрацией , родительским комитетом, социально-психологической службой лицея и реализацию комплексных профилактических мер;

·        привлечение к проведению профилактических мероприятий различных специалистов, использование возможностей различных организаций в ходе профилактической работы.

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут быть:

·        деятельность педагогов, воспитательных организаций;

·        программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;

·        сотрудничество с родителями учащихся и семьями;

·        СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;

·        Социально значимая деятельность самих учащихся, их общественная самоорганизация.

 Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Но какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся, то основополагающая задача в работе классного руководителя состоит в том, чтобы сформировать  у школьников основы научного мировоззрения, воспитать  их в духе общественной морали.

Реализация идей духовно- нравственного воспитания повлекла за собой первые опыты систематизации работы  в нашей школе.

Во-первых, на протяжении нескольких лет работал кружок «Лад», основной задачей которого было знакомство с традициями русского народа,

Во-вторых, в течение трех лет в 10-11 классахвелся факультатив «Этикет», который знакомил учащихся с обычаями практически всех народов мира с давних времен до наших дней.

В-третьих, было создано детско- юношеское школьное объединение «Росток». Одна из задач объединения- воспитание молодого поколения в славных традициях русского народа.

В-четвертых, были предприняты попытки создания воспитательного пространства. Одной из задач воспитательного пространства- воспитания духовной культуры у детей.

В изменившейся ситуации задач и вариативных направлений образования требуются ясные ориентиры и четкие границы в общих подходах к образованию и воспитанию как явлению социальной политики государства.

Поэтому в 2006-2007 учебном году в школе в качестве эксперимента был введен кружок «Этическая грамматика». Чтобы определить подходы к данной работе были проведены следующие исследования:

  1. Определение социального статуса семьи,
  2. Обследование семей.
  3. Определение ценностных ориентиров учащихся.
  4. Влияние семьи и школы.

За годы работы по курсу «Этическая грамматика» достигнуты следующ ие результаты:

Уровень воспитанности в классах, где преподается данный предмет повысился, происходит переоценка нравственных ценностей.Перед вами данные мониторингов



Предварительный просмотр:

Инновационный проект

«Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды»

Государственного бюджетного образовательного учреждения г.Москвы

средней общеобразовательной школы № 2067

1.Тема проекта

     Инновационный проект «Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды» разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева  «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.

     Проект разработан по направлению « Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов» на период   с 2010  по 2015  г. В проекте отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы  главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.  

Образовательная среда - основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких, как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и прочее.

Образовательная среда – это совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами  и социальным запросом на образование (В.И.Панов)

Одним из основных условий развития образовательной среды является установление толерантности, доверия и психологического комфорт в системе общего образования. Другими словами -  выполнение конвенции о правах ребенка, в которой написано: «…целью образования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» (статья 29). Основой проектирования современной  школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия являются требования психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

     Психологический комфорт - это состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и  доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей». Психологический комфорт предполагает отсутствует насилия в любой форме. В свою очередь толерантность означает следующее: способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; взаимопонимание; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; стремление решать конфликты без насилия;  способность и стремление к диалогу.

2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей  проекта

  Цель: Проектирование современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов; (Толерантность, доверие, психологический комфорт)

разработка норм организационного поведения; (Внедрение норм организационной культуры)

Задачи:

  1. Обновить содержание образования согласно федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обеспечить доступность качественного образования.
  2. Обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта и создание условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов в школьном коллективе.

      3.  Совершенствовать  систему работы с одаренными детьми. Развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам  обучающихся.

      4. Обеспечить школу квалифицированными педагогическими кадрами.  Повышать у работников школы мотивацию к эффективной педагогической деятельности, внедрению современных образовательных технологий.

  1. Сохранять и укреплять нравственное, психическое,  физическое здоровье обучающихся.

Какими же характеристиками должны обладать  требуемые результаты в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе:

-  личностное, социальное, познавательное  развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого  учащегося;

- принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании;

- становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию;

-учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.)

- индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей;

- индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга

- мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям

- социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели:

        - взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса;

        - преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса;

        - авторитетность;

        - авторитетность администрации и педагогов;

        - степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности;

        - сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса;

        - продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса;

- способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию.

Так что же является критериями обеспечения толерантности, доверия
и психологического комфорта в современной школе
?  Их несколько:

- реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности;

- духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения;

- физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая;

- высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве;

- взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса;

- высокий уровень школьных достижений, адекватный  потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей;

- эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности,

- эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса,

- согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.

 3.Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

  1. Создание в школе атмосферы психологического комфорта, увеличение индивидуальное общение «учитель-ученик».
  2. Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности (разнообразной образовательной среды, опирающейся на возможности школы и социума) для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм
  4. Предоставление одаренным детям условий для развития и обучения на своем высоком уровне и расширение этой зоны для других. Максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося.
  5. Совершенствование учительского корпуса.

4. Внедрение проектной разработки в образовательную практику ОУ.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано на основе индивидуальных особенностей учащихся и образовательный процесс должен современным требованиям.   Практическую реализацию развития образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта мы связываем с осуществлением следующих современных продуктивных идей:

  • ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности;
  • целостность воспитательно-образовательного процесса и развития личности;
  • вариативности, разноуровневости и разнопрофильности образования;
  • субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности;
  • свободы выбора учебных программ, вида и уровня сложности учебно-познавательной деятельности;
  • здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
  • практико-ориентированной деятельности во 2 половине учебного дня.

Реализация данного проекта ведется на следующих ключевых направлениях:

  • компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников (школа- пилотная площадка по данному направлению Академии социального направления)
  • введение курса «Этическая грамматика» в учебный план 1-9 классов (пилотная площадка учреждения Академии Наук РФ « Институт семьи и воспитания»),
  • введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в  учебный план 8-9 классах,
  • функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей
  • психологическое сопровождение проекта.

Ресурсное обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта в образовательном учреждении возможно только при определенных условиях:

-развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со-трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития;

- сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование;

-  эффективное педагогическое общение;

- конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация  учитель- родитель, родитель-администрация;

- создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально-психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи);

- активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;

- создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов,  познавательных потребностей и склонностей учащихся;

- использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

- применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов;

- развитие системы школьного самоуправления;

- открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования;

- соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм.

5.Описание форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.

-Школа является ресурсным центром для организации повышения квалификации классных руководителей школ района и педагогов, преподающих этику как предмет: на базе школы проводятся регулярно три раза в год семинары по вопросам преподавания курса, осуществляются индивидуальные консультации.

-Школа сотрудничает по вопросам преподавания курса «Духовное краеведения Подмосковья» с воскресной школой, организованной настоятелем храма Святой Троицы о.Романом Челышкиным.

-Ежегодно учреждение издает сборники методических разработок по курсу «Этическая грамматика», классных часов, которые предлагаются участникам семинаров, проводимых на базе школы.

6.Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения: voskresenschool.my1.ru   



Предварительный просмотр:

С. И. Белова,

учитель русского языка и литературы

 Этическая грамматика  (5 класс)

Тема: «Милосердие - основной закон жизни»

Перед началом занятия учитель звонит в колокольчик.

- Вы услышали звон колокольчика. Колокольчик – маленький брат колокола.

        Издавна на Руси колокола предупреждали об опасности, собирали на вече.  Русские крестьяне, поймав ворона, привязывали ему на шею железный колокольчик, и ворон летал над горами, долинами, над страданиями, слезами и кровью, оглашая тревожным звоном землю, не позволяя стать людям равнодушными или людям слишком усталым.

        И сегодня звон маленького колокольчика собрал нас, чтобы мы поговорили о важном законе человеческой жизни.

-Бывают разные жизненные ситуации  

В прошлом году со мной приключилась беда,  – вспоминает Д. Гранин.-  Шел по улице, поскользнулся и упал …Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, попытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро  что-то сделать. И говорить-то не могу – рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много

- Как вы думаете, как дальше развивались события?

Учащиеся называют 2 варианта развития событий: помогли человеку, попавшему в беду; никто не откликнулся на горе человека.

- Проведем небольшое статистическое исследование

а) Проголосуем

1 – помогли   %

2 – не помогли %

б) Люди какого возраста оказали помощь?

Пожилого -  %

Среднего -   %

Молодого -  %

Учащиеся считают, что обязательно этому человеку помогут (90%), причем люди пожилого возраста (80%), совсем нет надежды на молодых (10%).

- Посмотрим, что произошло с Д. Граниным.

 Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить.

-Совсем не так, как вы предполагали.

 Почему же так все случилось?

Что ожидает человек, попавший в беду, от других?

-  В процессе ответа на данный вопрос учащиеся назовут такие понятия, как жалость, сочувствие, помощь.

Попытаемся выяснить разницу    между чувствами:

Жалость  –        сочувствие

 Сострадание – участливое  отношение несчастью других,  

                           соболезнование

- Ожидает человек, попавший в беду   и Милосердия    

  а) посмотрим на состав данного слова ( два корня: мил- и серд-)

Милое сердце

. Подберите синонимы к слову «милое» (доброе, отзывчивое).

Милосердие – это и то, что мило сердцу другого.

- Связано ли это понятие с понятиями, о которых мы уже говорили: жалость, сочувствие?

Милосердие – это умение сочувствовать

                                             сопереживать

                                              сострадать

- Что общего в строении  данных слов?

Со -   = вместе

Какое понятие обозначает самое сильное чувство сопричастности к переживаниям другого человека?

Сострадать

- Часто ли мы разделяем чувства другого человек? Готовы ли мы ему помочь?

Слово Д. Гранину

С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. Уличая себя, понимал , насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

- Вспомните полгода своей жизни. Помогли ли вы кому-нибудь, или прошли мимо. У вас на партах черные и красные кружочки. Если был случай, когда кто-то нуждался в вашем милосердии, а вы прошли мимо, положите черный кружочек в черную коробочку. Если вы сочувствовали кому-либо, сопереживали, оказали  действенную помощь, положите красный кружочек в красную коробочку.

- Жаль, что черных много,  но есть и красные кружочки, значит не зачерствели ваши сердца.

- А кто из вашего окружения нуждался в сочувствии, сопереживании, сострадании. Вернемся к нашей записи

 Рядом  со словами             сочувствовать

                                             сопереживать

                                              сострадать

 Запишите ответ на вопрос кому?

- Любому человеку необходимо милосердие

А знаете ли вы профессии, в которых без милосердия нельзя?

Спасатели, врачи, медсестры, священники.

- Должен ли человек чувствовать благодарность за проявление милосердия и выражать признательность?

Кому бы вы хотели сказать слова благодарности за помощь, поддержку, милосердие?

Напишите эти слова

Может быть, кто-то хотел озвучить свои слова благодарности

Но моя задача была в другом. Существует мнение, что самый большой порок в человеке – неблагодарность. Вы преодолели его, выразив свои слова благодарности.

- Милосердие должно стать законом человеческой жизни. Но что же необходимо, чтобы это произошло?

Дети предлагают  решение  конкретных случаев.

 

Познакомимся с мнение Д. Гранина по этому поводу.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только  из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

- Д.Гранин говорит о « колоколе тревоги». Это фраза употреблена в переносном смысле, но она очень значима.  Мы начинали с вами разговор с колокольчика, и оказывается важно, чтобы в душе у каждого был колокольчик, будивший чувства, совесть, души. И на память о нашем разговоре я хочу подарить вам колокольчики; глядя на них, вы будете помнить, что сердце должно уметь сопереживать, сочувствовать, сострадать, что вашего милосердия кто- то ждет.