Программа учебной дисциплины театральной студии «Самоцветы»

Горстка Валентина Евгеньевна

1.     Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 

2.     Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.

3.     Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношский центр г. Ейска

муниципальное образование Ейский район

Согласовано                                                                Утверждаю

С педсоветом №                                                              Директор

«__»_________2013 г.                                           _______________ Е.В. Горбик

«__»____________ 2013 г.

Программа учебной дисциплины

______«Самоцветы»_______

наименование  объединения

________театральная-студия__________

наименование учебной дисциплины

_______________3 года_____________

срок реализации программы

______модифицированная____

вид программы

____________8-16 лет____________

возраст обучающихся

Горстка Валентина Евгеньевна

Ф.И.О, преподавателя

г.Ейск

2013 г.

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющие искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение школьников – кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия в театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывают чувство коллективизма, чувство прекрасного.

В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения постановки голоса.

В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.

Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

  • принцип гуманизации;
  • принцип природосообразности и культуросообразности;
  • принцип самоценности личности;
  • принцип увлекательности; 
  • принцип креативности.
  • способствовать реализации потребностей детей и подростков в общении.

Цель программы:

Развитие  творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

  • обучить воспитанников  основам театральной деятельности;
  • сформировать навыки актёрского мастерства;
  • развивать творческие артистические способности детей;
  •  развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
  • сформировать художественно-эстетический вкус;
  • воспитывать социальную активность личности воспитанника;
  • организовывать регулярные занятия по развитию сценической речи;
  • развивать в студийцах фантазию и творческое видение;
  • работать над сценическим движением;
  • создать атмосферу доброжелательности в студии.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

  1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
  2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 
  3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
  4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
  5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.        
    Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми и подростками (8-16 лет), рассчитана на трехгодичный срок реализации, в объёме 432 часов.
1-й год- 144часа, 2-й год 216 часов, 3-й год 216 часов, 4-й год 288 часа.
Режим занятий.
На учебный курс театра «Самоцветы» выделяется 72 занятия, 144 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

  • Знать:
  • о театре и театральной деятельности;
  •  теоретические основы актёрского мастерства;
  • этапы работы над спектаклем;
  • законы сценического действия;
  • теоретические основы сценической речи;
  •  этикет и манеры поведения в разные эпохи;
  • что такое ритм и темп;
  • что такое сценическое движение.

  • Уметь:
  • воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
  • представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
  •  создавать точные и убедительные образы;
  • выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • осуществлять сценические падения,
  •  двигаться в ритм музыки;
  • говорить речитативом.

  • Владеть:
  • элементами внутренней и внешней техники актёра;
  •  приёмами аутотренинга и релаксации;
  • словесным действием в спектакле;
  •  трюковой техникой;
  •  сценической пластикой;
  • Первоначальными вокальными навыками;
  • речевым общением;

По окончанию  курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;  быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
       В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками  школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Приложения. 

Основными формами подведения итогов по программе  является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня, международного уровня.

В театральной студии «Самоцветы», рассчитанной на 3 года обучения усложнения работы по годам определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественное повышение требований в работе над собой и над ролью каждого воспитанника, усложнением произведения.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

16

16

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

4

4

4

Работа за столом над текстом

6

6

5

Словесное действие

6

4

2

6

Общение, взаимодействие, импровизация

6

2

4

7

Мизансценирование

20

2

18

8

Работа в выгородках

36

1

35

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

14

14

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

6

6

14

Анализ выступления

4

4

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

8

8

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

21

123

Учебно-тематический план 2 года обучения.

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

12

12

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

2

2

4

Работа за столом над текстом

4

4

5

Словесное действие

10

2

8

6

Общение, взаимодействие, импровизация

10

2

8

7

Мизансценирование

20

20

8

Работа в выгородках

36

36

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

12

12

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

8

8

14

Анализ выступления

2

2

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

10

10

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

12

132

№        №

п/п

Тема

Кол.часов

всего

теория

прак-ка

1

Вводное занятие

2

2

2

Сценическая речь, сценическое движение

10

10

3

Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов

2

2

4

Работа за столом над текстом

2

2

5

Словесное действие

8

8

6

Общение, взаимодействие, импровизация

12

12

7

Мизансценирование

16

16

8

Работа в выгородках

36

36

9

Работа над первоначальными навыками вокала

8

8

10

Прогонные репетиции

10

10

11

Технические репетиции

4

4

12

Генеральная репетиция. Сдача спектакля.

2

2

13

Показ спектакля

12

12

14

Анализ выступления

2

2

15

Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях

16

16

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

144

6

138

Содержание программы

Тема 1.

  • Вводное занятие.
  • Знакомство с кружковцами.
  • Выявление стартовых возможностей для распределения ролей (голос, дикция, внешние данные).
  • Беседа о занятиях в театральной студии.
  • Беседа «Что такое театр?».
  • Ежемесячная беседа по технике безопасности.
  • Беседа о правилах поведения в ДЮЦ.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

Учащиеся получат сведения о театре и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.

Контроль данной темы будет проводится в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.

Сценическая речь и сценическое движение.

Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).

Работа над артикуляцией:

  • Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
  • Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
  • Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
  • Скороговорки.

Упражнения для развития сценического движения:

  • Работа над походкой в образе.
  • Походка под музыку.
  • Походка под хлопки.
  • Сценическое падение.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:

дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос, вырабатывается походка, исчезает мышечная зажатость.

Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи и сценическому движению.

Тема 3.

Читка  пьесы.

Разбор пьесы. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи
(во имя чего ставить спектакль). Разбор по событиям: встреча, столкновение, примирение и т.д.

Определение главных и второстепенных событий. Анализ поступков и поведения действующих лиц.

Данная тема предполагает получение подростками теоретических знаний об идее спектакля, о главных и второстепенных событиях спектакля, о необходимости анализа поступков и поведения действующих лиц. Тема предполагает также получение учащимися знаний о речевом тренинге.

По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники научатся анализировать спектакль и поступки действующих лиц, и получат знания по технике речи.

Контроль данной темы будет проводится в форме проведения самими учащимися тренинга.

Тема 4.

Работа за столом над текстом.

Активное отношение к тексту.

Определение текста предлагаемыми обстоятельствами, в которых действуют персонажи. Анализ взаимоотношений действующих лиц (чего добиваются друг от друга, как оценивают друг друга)