Программа учебной дисциплины театральной студии «Самоцветы»
1. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины театра-студии "Самоцветы" | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношский центр г. Ейска
муниципальное образование Ейский район
Согласовано Утверждаю
С педсоветом № Директор
«__»_________2013 г. _______________ Е.В. Горбик
«__»____________ 2013 г.
Программа учебной дисциплины
______«Самоцветы»_______
наименование объединения
________театральная-студия__________
наименование учебной дисциплины
_______________3 года_____________
срок реализации программы
______модифицированная____
вид программы
____________8-16 лет____________
возраст обучающихся
Горстка Валентина Евгеньевна
Ф.И.О, преподавателя
г.Ейск
2013 г.
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющие искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение школьников – кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия в театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывают чувство коллективизма, чувство прекрасного.
В учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнения постановки голоса.
В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра в мероприятиях Детско-юношеского центра.
Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
- способствовать реализации потребностей детей и подростков в общении.
Цель программы:
Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно-эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника;
- организовывать регулярные занятия по развитию сценической речи;
- развивать в студийцах фантазию и творческое видение;
- работать над сценическим движением;
- создать атмосферу доброжелательности в студии.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
- Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
- Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.
- Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.
- Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
- Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Характеристика программы
Программа предназначена для работы с детьми и подростками (8-16 лет), рассчитана на трехгодичный срок реализации, в объёме 432 часов.
1-й год- 144часа, 2-й год 216 часов, 3-й год 216 часов, 4-й год 288 часа.
Режим занятий.
На учебный курс театра «Самоцветы» выделяется 72 занятия, 144 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
- Знать:
- о театре и театральной деятельности;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
- что такое ритм и темп;
- что такое сценическое движение.
- Уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения,
- двигаться в ритм музыки;
- говорить речитативом.
- Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- Первоначальными вокальными навыками;
- речевым общением;
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника. Приложения.
Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня, международного уровня.
В театральной студии «Самоцветы», рассчитанной на 3 года обучения усложнения работы по годам определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений учащихся, а естественное повышение требований в работе над собой и над ролью каждого воспитанника, усложнением произведения.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ № п/п | Тема | Кол.часов | ||
всего | теория | прак-ка | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Сценическая речь, сценическое движение | 16 | 16 | |
3 | Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов | 4 | 4 | |
4 | Работа за столом над текстом | 6 | 6 | |
5 | Словесное действие | 6 | 4 | 2 |
6 | Общение, взаимодействие, импровизация | 6 | 2 | 4 |
7 | Мизансценирование | 20 | 2 | 18 |
8 | Работа в выгородках | 36 | 1 | 35 |
9 | Работа над первоначальными навыками вокала | 8 | 8 | |
10 | Прогонные репетиции | 14 | 14 | |
11 | Технические репетиции | 4 | 4 | |
12 | Генеральная репетиция. Сдача спектакля. | 2 | 2 | |
13 | Показ спектакля | 6 | 6 | |
14 | Анализ выступления | 4 | 4 | |
15 | Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях | 8 | 8 | |
16 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 144 | 21 | 123 |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ № п/п | Тема | Кол.часов | ||
всего | теория | прак-ка | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Сценическая речь, сценическое движение | 12 | 12 | |
3 | Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов | 2 | 2 | |
4 | Работа за столом над текстом | 4 | 4 | |
5 | Словесное действие | 10 | 2 | 8 |
6 | Общение, взаимодействие, импровизация | 10 | 2 | 8 |
7 | Мизансценирование | 20 | 20 | |
8 | Работа в выгородках | 36 | 36 | |
9 | Работа над первоначальными навыками вокала | 8 | 8 | |
10 | Прогонные репетиции | 12 | 12 | |
11 | Технические репетиции | 4 | 4 | |
12 | Генеральная репетиция. Сдача спектакля. | 2 | 2 | |
13 | Показ спектакля | 8 | 8 | |
14 | Анализ выступления | 2 | 2 | |
15 | Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях | 10 | 10 | |
16 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 144 | 12 | 132 |
№ № п/п | Тема | Кол.часов | ||
всего | теория | прак-ка | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Сценическая речь, сценическое движение | 10 | 10 | |
3 | Читка пьесы, инсценировок, сценок. Переписка слов | 2 | 2 | |
4 | Работа за столом над текстом | 2 | 2 | |
5 | Словесное действие | 8 | 8 | |
6 | Общение, взаимодействие, импровизация | 12 | 12 | |
7 | Мизансценирование | 16 | 16 | |
8 | Работа в выгородках | 36 | 36 | |
9 | Работа над первоначальными навыками вокала | 8 | 8 | |
10 | Прогонные репетиции | 10 | 10 | |
11 | Технические репетиции | 4 | 4 | |
12 | Генеральная репетиция. Сдача спектакля. | 2 | 2 | |
13 | Показ спектакля | 12 | 12 | |
14 | Анализ выступления | 2 | 2 | |
15 | Участие в мероприятиях ДЮЦ и участие в конкурсах, фестивалях | 16 | 16 | |
16 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 144 | 6 | 138 |
Содержание программы
Тема 1.
- Вводное занятие.
- Знакомство с кружковцами.
- Выявление стартовых возможностей для распределения ролей (голос, дикция, внешние данные).
- Беседа о занятиях в театральной студии.
- Беседа «Что такое театр?».
- Ежемесячная беседа по технике безопасности.
- Беседа о правилах поведения в ДЮЦ.
По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:
Учащиеся получат сведения о театре и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.
Контроль данной темы будет проводится в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.
Сценическая речь и сценическое движение.
Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).
Работа над артикуляцией:
- Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
- Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
- Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
- Скороговорки.
Упражнения для развития сценического движения:
- Работа над походкой в образе.
- Походка под музыку.
- Походка под хлопки.
- Сценическое падение.
По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:
дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос, вырабатывается походка, исчезает мышечная зажатость.
Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи и сценическому движению.
Тема 3.
Читка пьесы.
Разбор пьесы. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи
(во имя чего ставить спектакль). Разбор по событиям: встреча, столкновение, примирение и т.д.
Определение главных и второстепенных событий. Анализ поступков и поведения действующих лиц.
Данная тема предполагает получение подростками теоретических знаний об идее спектакля, о главных и второстепенных событиях спектакля, о необходимости анализа поступков и поведения действующих лиц. Тема предполагает также получение учащимися знаний о речевом тренинге.
По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники научатся анализировать спектакль и поступки действующих лиц, и получат знания по технике речи.
Контроль данной темы будет проводится в форме проведения самими учащимися тренинга.
Тема 4.
Работа за столом над текстом.
Активное отношение к тексту.
Определение текста предлагаемыми обстоятельствами, в которых действуют персонажи. Анализ взаимоотношений действующих лиц (чего добиваются друг от друга, как оценивают друг друга)