Программа учебной дисциплины театра чтеца «Вдохновение»
Работа театра чтеца включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, коллективные творческие дела, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины театра-чтеца "Вдохновение" | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношский центр г. Ейска
муниципальное образование Ейский район
Согласовано Утверждаю
С педсоветом № Директор
«__»_________2013 г. _______________ Е.В. Горбик
«__»____________ 2013 г.
Программа учебной дисциплины
______«Вдохновение»_______
наименование объединения
________театр чтеца__________
наименование учебной дисциплины
_______________3 года_____________
срок реализации программы
______модифицированная____
вид программы
____________8-16 лет____________
возраст обучающихся
Горстка Валентина Евгеньевна
Ф.И.О, преподавателя
г.Ейск
2013 г.
- Пояснительная записка
Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно содействует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности. Занятия в театре чтеца приобщают ребят к творчеству, развивает их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувства прекрасного. Учебно-тематический план включено занятие по развитию сценической речи: массаж речевого аппарата (вибрационный и гигиенический), дыхательные упражнения для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания, тренинг речевого аппарата, упражнение для постановки голоса.
В программу внесена тема, связанная с подготовкой и участием воспитанников театра чтеца в мероприятиях Детско-юношеского центра.
Данная программа развивает творческие способности школьников и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.
Программа «Вдохновение» ставит перед собой следующие цели:
- способствовать в реализации потребностей детей и подростков в общении;
- развивать творческие способности детей и приобщать их к творческой деятельности.
Для достижения вышеизложенных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте;
- выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи;
- донести в звучащем слове особенности автора;
- организовать регулярные занятия по развитию сценической речи.
При успешном выполнении программы прогнозируется следующий результат:
- к концу учебного года дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым поставленным сценическим голосом. Смогут выступать в мини-спектаклях, сценках, каламбурах, как в ДЮЦе, так и на городских мероприятиях, участвовать в конкурсах, фестивалях.
- Итак, необходимо отметить, что основные цели и задачи адекватны результатам и основываются на содержании целей и задач программы.
Работа театра чтеца включает в себя целый комплекс различных видов учебной деятельности: занятия, упражнения-игры, собеседования, коллективные творческие дела, концерты. Формы работы в театре – коллективные с применением личностно-ориентированных технологий. Для начала обучения никаких специальных знаний и умений не требуется.
Данная программа рассчитана на три года обучения. В ней участвуют дети от 8 до 16 лет. На обучение принимаются все желающие. На учебный курс «Вдохновение» выделяются 72 занятия – 144 часа.
Требования к знаниям, умениям, навыкам.
Обучаемые к концу года должны знать:
- Как настраивать грудной резонатор;
- что собой представляет речевой тренинг;
- логически правильно и четко передавать в своем чтение мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст);
- уметь разбираться в качестве чтения своих товарищей.
Обучаемые к концу года должны уметь:
- владеть правильным диафрагмально-реберным дыханием;
- провести тренинг по развитию речевого аппарата;
- провести этюды на фантазию и воображение;
- слушать партнера по сцене;
- провести упражнения по развитию чувства ритма, сценического движения.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
1г | 2г | 3г | 1г | 2г | 3г | 1г | 2г | 3г | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
2. | Сценическая речь – речевой тренинг | 18 | 16 | 14 | 4 | 2 | 1 | 16 | 14 | 12 | |
3. | Чтение стихов, разбор произведения | 20 | 20 | 20 | 10 | 8 | 6 | 10 | 12 | 14 | |
4. | Техническая работа над текстом | 20 | 20 | 20 | 10 | 8 | 6 | 10 | 12 | 14 | |
5. | Интонационная работа над текстом | 20 | 20 | 20 | 6 | 4 | 2 | 14 | 16 | 18 | |
6. | Работа над воображением чтеца, творческое видение | 20 | 20 | 20 | 6 | 4 | 2 | 14 | 16 | 18 | |
7. | Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье | 12 | 12 | 12 | 2 | 1 | 1 | 10 | 11 | 11 | |
8. | Прогонные репетиции с остановками и без остановок | 22 | 18 | 18 | 22 | 18 | 18 | ||||
9. | Участие в концертах, утренниках, конкурсах, фестивалях | 8 | 14 | 16 | 8 | 14 | 16 | ||||
8. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
итого | 432 ч | 89 ч | 344 ч |
- Содержание программы
Тема 1.
Вводное занятие. Знакомство с кружковцами. Выявление стартовых возможностей для распределения литературных произведений (голос, дикция, внешние данные).
Беседа о занятиях в театре чтеца.
Беседа о правилах поведения в ДЮЦе. Беседа по технике безопасности.
Данная тема предполагает получение воспитанниками теоретических знаний о занятиях в театре чтеца.
По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: учащиеся получат сведения о художественном слове и приобретут навыки поведения в учреждениях дополнительного образования.
Контроль данной темы будет проводиться в форме викторины об особенностях занятий в ДЮЦ.
Тема 2.
Сценическая речь, речевой тренинг.
Выполнение упражнений для развития правильного диафрагмально-реберного дыхания (пружинка, крылышки, машина, муха, утюг, шарики-насосики).
Работа над артикуляцией:
- Упражнения для языка (укол, трубочка, ковш, машина, качели, маятник).
- Упражнения для губ (чередование сжали губы в трубочку на и распустили, губы трубочкой круговые движения вправо и влево, рыба зевает, тебе капает).
- Для челюсти (взад, вперед, вправо, влево).
- Скороговорки.
Контроль данной темы будет проводится в форме открытых уроков по сценической речи
По данной теме ожидаются следующие результаты обучения:
дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развивается поставленный сценический голос
Тема 3.
Читка стихов.
Разбор литературных произведений. Обсуждение. Выявление идеи, определение сверхзадачи. Разбор по картинам.
Определение главных и второстепенных событий.
Данная тема предполагает получение кружковцами теоретических знаний об идеи литературного произведения, о главных и второстепенных событиях. По данной теме ожидаются следующие результаты обучения: воспитанники театра научатся анализировать литературные произведения и получат знания по технике речи.
Контроль данной темы будет проводиться в форме импровизации деления текста
Тема 4.
Техническая работа над текстом.
Воплощение произведения в звучащем слове. Выполнение исполнительских задач, подчиненных сверхзадачи, раскрытие последовательности развития идеи произведения. Четкая передача мыслей автора путем расстановки логических пауз (членение текста на речевые звенья) и ударений интонирования знаков препинания. Представление (видение) изображенной автором жизни. Особенности чтения стихов, соблюдение построчных пауз.
Контроль будет проводиться в форме упражнений деления текста на речевые звенья.
Тема 5.
Интонационная работа над текстом.
Добиваться через общение, обсуждение данного произведения, понимания смысла изображенных в произведение явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия, интонаций, темпа и тембровых изменений голоса.
Результат - это самостоятельное продумыванием и оценка производимого текста.
Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсов.
Тема 6.
Работа над воображением чтеца. Творческое видение.
Умение ярко представлять себе то, о чем говориться в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях в театре чтеца будет развиваться как само воображение, так и наблюдательность, которое дает материал для работы воображения умения , а также воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу. Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них служат небольшие и не сложные тексты (потешки, пословицы, шуточные диалоги и т.п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и наблюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей витрину магазина, архитектурный ансамбль, внешность товарища или подруги и т.п.)
Тема 7.
Подготовка ведущих для мероприятий и концертов, конферансье – одна из важных задач театра чтеца. Работа над общением со зрителем. Даная тема предполагает получение учащимся практических знаний по овладению пространством не только сценическим, а и всей аудитории.
Контроль данной темы поводится в форме этюдов: «Час потехи», «Я конферансье»
Тема 8.
Прогонные репетиции. Художественное чтение литературных произведений на память с отработанными элементами. Обсуждение, замечания, доработка отдельных элементов.
Данная тема предполагает получение воспитанниками театра чтеца практических умений творческого видения.
Контроль данной темы будет проводиться в форме открытого занятия.
Тема 9.
Участие в концертах, утренниках, др. мероприятиях. Данная тема предполагает получение воспитанниками театра чтеца умение работать на широкую аудиторию, освободиться от комплексов, мышечного зажима. Свободно общаться.
Контроль данной темы будет проводиться в форме участия в коллективном творческом деле и городских мероприятиях.
Тема 10.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы театра чтеца за учебный год.
Контроль данной темы будет проводиться в форме конкурсы в нутрии коллектива самими учащимися.
- Средства обучения
- Помещение и оборудование:
- зал светлый просторный;
- столы и стулья;
- сцена;
- микрофоны.
- Рабочий материал:
- тетради, ручки;
- театральный грим;
- тексты пьесы;
- материал для декораций.