В помощь сдающим ОГЭ и ЕГЭ

Пушкина Анна Петровна

На странице представлены материалы в помощь сдающимОГЭ И ЕГЭ по русскому языку. Это памятки, инструкции,таблицы,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

  1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
  2. Определившись с темой, подберите эпиграф.
  3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:
  4. аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,
    – вопросы, которые можно сформулировать и ответить на них в ходе рассуждения,
    – аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.
  5. На черновике составьте план работы.
  6. Подберите доказательства своих мыслей и идей:
    – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,
    – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,
    – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.
  7. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
  8. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.
  9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.
  10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
  11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.
  12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.
  13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.
  14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.
  15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.
  16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.
  17. Проверьте пунктуацию.



Предварительный просмотр:

Внимание! Слушаем текст!

1. Настройтесь на работу, требующую повышенного внимания. Чётко сформулируйте цель прослушивания текста и старайтесь подчинить ей всю работу с прослушиваемым текстом.

2. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя план текста. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям и мыслям.

3. Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

Ошибки в построении текста

- тема не понята или раскрыта недостаточно, неполно;

- основная мысль не осознана или проведена недостаточно чётко и последовательно;

- неясно выражена позиция автора;

- речь недостаточна доказательна (не аргументировано мнение автора);

- содержание исходного текста передано с искажениями, с фактическими ошибками;

- при написании сжатого изложения не использованы приёмы сжатия текста;

- допущены логические ошибки (нарушена последовательность изложения мыслей);

- нарушено абзацное членение текста;

- нарушена смысловая и грамматическая связь предложений в тексте;

- высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения;

- нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного типа речи (например, рассуждения), жанра.

Речевые ошибки

- нарушены требования к оформлению текста в рамках заданного жанра;

- неточно или неполно выражена мысль;

- употребление слова не соответствует его лексическому значению;

- употреблено лишнее слово;

- неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения;

- нарушение в употреблении этикетных слов;

- неправильно сочетаются слова;

- употреблены слова, выходящие за рамки современного литературного языка (жаргонизмы, слова – паразиты);

- употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания.

Грамматические ошибки

- неправильно образовано слово;

- слово употреблено не в той форме;

- неправильно построено словосочетание;

- неправильно построено предложение.

Орфографические ошибки

- допущены ошибки в написании слов.

Пунктуационные ошибки

- неправильно поставлены знаки препинания.




Предварительный просмотр:

Текст 1 
         

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившаяся жизнь. С ускорением темпа жизни изменилось отношение ко времени. Раньше невозможно было представить,  чтобы хозяева тяготились гостями,  а теперь отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. Даже встречи друзей становятся редкими. 
         Сегодня человека угнетает избыточность общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. 
          Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму.  Но отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам  есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в трудную минуту.
Текст 2

          У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. У каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
          В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но обычная  игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и приобретать жизненный опыт.
          Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы  правильно воспитать ребенка, необходимо тщательно выбрать игрушку. Ведь она внесёт в мир ребенка  не только свой образ, но и поведение,  систему ценностей. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью  негативных игрушек.

Текст 3         

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были самые разные события. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и уважительное отношение к жизни. 
         Человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как всё в нашей жизни зависит от богатства  и здоровья земли и природы. Эта школа должна обязательно быть. 
           И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры. Любовь ко всему на свете - и есть любовь, приближающая человека к счастью.

 Текст 4
          Какой бы интересной ни была жизнь ребенка,  без драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку когда угодно. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 
          Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Не все прорастут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
           Последующая жизнь сложна . Она состоит из миллионов поступков. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Текст 5
          Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека.  Самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего для души, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. 
          Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и стремятся в будущем оплатить свой духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. 
           Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм , что жизнь его обедняется. 
Текст 6
           Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о плохо. «Да не может быть! – воскликнул человек. Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
           Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь попасть в беду. А если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
           Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро.  Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Текст 7
          Времена меняются, приходят новые поколения, у которых  все другое. Но сложные личные вопросы между тем остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? 
           Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно. 
          Любовь - это полное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что  способна личность. Настоящая любовь включает в себя дружеские отношения ,но она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на наш личный мир.


Текст 8
          Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание ученых недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно, что усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей .
          А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Каждый свой поступок человек видит прежде всего глазами окружающих. Ему хочется одобрения ото всех. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.
           Как же преодолеть неуверенность в себе? Ученые по- разному отвечают на этот вопрос . Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст 9

          Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но если ему не удаётся расти ровно, то оно все равно старается  преодолеть препятствия.  И человек рано или поздно захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если им удается сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.
          Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество. Ведь на равных общаться он не умеет. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье.
           Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя.

Текст 10
           Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. 
          Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, потому что язык искусства универсален  и  даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. 
           Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ эпохи, но и передать его потомкам.

Текст 11

           Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в  окопах, и перед ними были не тетради, а оружие. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей.
          Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
         Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время -  значит не забывать Людей, не забывать Людей -  значит не забывать Время.

Текст 12

           Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, нет. Окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. 
           Но большинство важнейших решений,  мы  принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь.
           Такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.


Текст 13

           Есть ценности, которые изменяются и пропадают. Но. Одной из вечных ценностей,  является дружба. 
           Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей,  доверии и готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
          Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности. Тогда на  дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

Текст 14
           Слово «мама» – особое слово. Оно сопровождает нас всю жизнь. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.
           Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. Человек зовет мать и верит, что она услышит и поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.
          Сколько создано замечательных произведений о матери. «Берегите матерей!»  сказал известный поэт Расул Гамзатов. Мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
 


Текст 15

          В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым.  И как теперь мы соглашаемся с тем, что нет иных интересов, кроме наших собственных? 
          И дело тут  не в том, что это звучит эгоистично, а  в том, что в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Ведь индивидуализм разрушает общество, ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
          И что же важнее для нас – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.


Текст 16
         
 Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос:  каким человеком тебе хочется стать. Называли самые разные качества. И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?  Ведь без доброты, невозможна душевная красота человека. 
         Опыт подтверждает, что добрые чувства должны зарождаться в детстве. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.  Потому что в детстве человек учится  ценить жизнь и все живое. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.
          Добрые чувства— это средоточие человечности. Нам стоит быть более терпимыми и добрыми  друг к другу  и всему, что нас окружает. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека.
 

Текст 17
         
В детстве человек счастлив  по умолчанию.  Ребенок  предрасположен  к счастью. Какой бы трудной ни была его жизнь, он все равно радуется. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе Его душа более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.
           А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Мы придумываем себе драму и верим в нее. Жалуемся на жизнь друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.
          Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них.

Текст 18
          Меня предал родной человек, лучший друг. Такие высказывания мы слышим  часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Чем больше благодеяния, тем сильнее предательство.   
          Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но  у него совести нет.  
Один раз предав, человек предаст снова и снова.

          Предательство разрушает достоинство человека. Предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение. Кто-то впадает в ощущение вины и страха .Кто-то просто старается все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Текст 19
 Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. Нельзя забыть наш беспримерный подвиг и жертвы, принесённые во имя победы .

          Четыре военных года   не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает.  Сначала уходит второстепенное, а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Может случится, что горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! 

          Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. 

Текст 20 
          В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Но сильнее других видов искусства воздействует на человека художественная литература.

  Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в искусстве только средство получения удовольствия. Его в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века. Оно незаметно влияет на личность человека. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.


Текст 21

     Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

     Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

     Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Текст 22

     Если отнять у человека способность мечтать, то человечество многое потеряет. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем.

     Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вдохновляет человека. Она тревожит и заставляет страстно желать новой жизни. В этом её ценность.

     Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом  и остановиться. Нужно уметь мечтать и воспитывать в себе желание осмысленного и прекрасного.

Текст 23

     В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для развлечения.

     Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. Книги увеличивают словарный запас человека, вырабатывают чёткое и ясное мышление. После прочтения хорошей книги  становится проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений  развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса»  Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее.

     Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие.

Текст 24

     Что такое хорошая книга? Это книга, заставляющая нас задуматься, выразить эмоции. Она должна быть написана богатым языком и должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

     Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы.

     Если вы не читали книг из школьной программы, следует начать именно с них. Это обязательная база для каждого человека. Великие произведения  научат вас быть чуткими, понимать себя и людей. Научно-популярная  литература расширит ваш кругозор и  поможет вам определить свой путь в жизни.

Текст 25

          Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, которого дети уважали и слушались. Он занимался тяжелым трудом. А помогали ему взрослые сыновья.

          Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме. Все эти работы ей помогали делать дети.

          Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Текст 26
   
 Слово "культура" многогранно. Подлинная культура несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры.
     Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие это.
     Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.
 

Текст 27
     
Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих, умеет  быть благодарным, любит родину и природу, сострадает ближнему.
     Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире.
     В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу.
 

Текст 28

     Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? 
     Взрослость означает самостоятельность. Самостоятельный человек  все делает сам и не ждёт поддержки от других. Бывают ситуации, когда ему одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у близких. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других. 
     Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя. Но быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек
.

Текст 29
     Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. Но это не всегда так, ведь могут подружиться люди и разных профессий. 
     Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая неопытному, молодому другу, познаёт свою силу. Другой, слабый, познает в друге свой идеал . Один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии. 
     Друг тот, кто утверждает твои  хорошие качества. Друг тот, кто разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.


Текст 30
     

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя никого заставить себя быть другом. 
       Для дружбы нужно очень многое. Прежде всего, это взаимное уважение. Уважение проявляется в словах и делах. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого  для дружбы важны общие нравственные ценности. Людям с разными взглядами  будет тяжело быть друзьями. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально. 
       Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.