ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ, 7 КЛАСС
Технологическая карта урока физики в 7 классе. "Давление твердых тел. Способы изменения давления." с учетом ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog_karta_uroka_fiziki_7_klass_-_.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисицына Валентина Яковлевна , учитель физики МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа» , 2013 год
Технологическая карта изучения темы № 1/4
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А.В.
Тема урока: Давление твердых тел. Способы изменения давления.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о давлении, способах изменения давления, о роли давления в природе, быту, технике.
Задачи урока:
а) формирование представлений о давлении и способах изменения давления, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, весы напольные, бумага в клеточку, линейка, спичечный коробок, карточки с задачами, презентация.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент | |||||||
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». На дерево вешаются листочки в зависимости от настроения. Настроение - цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. Анализирует «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. | Умение настраиваться на занятие |
2. Анализ результатов контрольной работы | |||||||
Откройте тетради для контрольных работ, посмотрите и проанализируйте ошибки, которые вы допустили. Сделайте работу над ошибками. Типовые ошибки мы разберем на доске. | Формулировка задания учащимся. Разбор на доске типовых ошибок. | Выполняют работу над ошибками | Компетенция обучающихся в области физики | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляционной учебной деятельности | Регуляция учебной деятельности |
3. Постановка цели и задач урока | |||||||
Ребята, скоро Новый год! Подарки, поздравления, дискотека в школе…Но, девчонки, вы слышали, что на дискотеку «на каблуках-шпильках» нельзя? Как вы думаете, почему? Вы правы, пол в спортзале может сильно испортиться. И сегодня на уроке вы узнаете, почему это происходит. Выходим на тему урока Таким образом, тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величины, которая называется «давление». А что именно надо узнать? Тема урока «Давление твердых тел. Способы изменения давления» | Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное Ставит проблемные вопросы | Слушают новость Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт Возможные ответы: шпильки проваливаются, от каблуков в полу дырки появляются и др. Отвечают: что это за величина, в чем измеряется, как можно определить, как можно изменить, где можно применить полученные знания. Записывают тему урока в тетрадь. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Актуализация знаний | |||||||
Послушайте несколько высказываний: - у больного повысилось давление; - давление падает, наверно, будет дождь; - внутри жидкости существует давление; - защитники не выдержали давления нападающих; - тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление; - на человека оказывали психологическое давление. Что общего в этих высказываниях? Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев – про туфельки | Актуализирует субъектный опыт учащихся | Внимательно слушают учителя. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление» | Компетенция обучающихся в области физики. | Сотрудничают с учителем и сверстниками. | Слушание учителя и сверстников. | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
5. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
При изучении новой физической величины мы с вами всегда даем характеристику физической величине. Начинаем: Пункт 1. Задание классу. Найдите в учебнике (параграф 33) определение давления. Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности. Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует. Пункт 2. Обозначают давление прописной латинской буквой . Пункт 3. За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. Вспомним кратные и дольные единицы измерения: 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа 1 мПа = 0,001 Па 1 Па = 1000 мПа Пункт 4. Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры. Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности. Пункт 5. Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление. Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует….. Чтобы уменьшить давление следует….. Вопрос классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить. Показ презентации. Физкульминутка Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем. А давление растет. Прыгнем – вовсе пропадет. | Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. | Слушают учителя. Вспоминают, что входит в характеристику физической величины. Ответ: определение Записывают определение в тетрадь. Ответ: обозначение Записывают в тетрадь Ответ: единицы измерения. Записывают в тетрадь. Помогают ответами Записывают формулу и пояснения в тетрадь Записывают все закономерности в тетрадь Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры. Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления. Приводят примеры Выполняют упражнения | Формированавыков работы с учебником, делать выводы. | Взаимодействие с учителем, с учащимися | Слушание учителя и сверстников. | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
6. Первичная проверка понимания | |||||||
Решите тесты, проверьте друг у друга. Поставьте оценки. Тест по теме «Давление» Вариант 1 1.Единицы измерения давления в СИ: А. кг Б. Па В. Н Г. км/с 2.Давление принято обозначать буквой: А. t Б. F В. g Г. p 3. Сколько в 1 мПа паскалей А. 10 Б. 1000 В. 0,001 Г. 0,1 4. Какой лопатой легче копать прямой или закруглённой? А. прямой Б. закруглённой В. не имеет значения 5. Каким образом Ваша учительница по физике может уменьшить давление своего собственного тела на пол? А. надеть лыжи Б. Взять в руки штангу В. надеть туфельки на тоненьких каблучках Г. Взять в руки штангу и надеть туфельки на тоненьких каблучках Вариант 2 1.Давление принято обозначать буквой: А. t Б. F В. g Г. p 2.Единицы измерения давления в СИ: А. кг Б. Па В. Н Г. км/с 3. Сколько в 1 Па килопаскалей А. 10 Б. 1000 В. 0,001 Г. 0,1 4. Какой лопатой легче копать прямой или закруглённой? А. прямой Б. заострённой В. не имеет значения 5. Каким образом Ваша мама может увеличить давление своего собственного тела на пол? А. Одеть лыжи Б. Взять в руки штангу В. Одеть туфельки на тоненьких каблучках Г. Взять в руки штангу и надеть туфельки на тоненьких каблучках. | Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. | Отвечают на вопрос. Да, сможем. Площадь соприкасающихся поверхностей маленькая, следовательно, давление будет большое. А значит, и пол будет быстрее изнашиваться. Решают тесты. | Логические умозаключения. Осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. | Участвуют в обсуждении вопросов. Принимают решение и его реализуют. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
7. Первичное закрепление | |||||||
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут 1 группа Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить три задачи 1.Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па. 2. Определите давление, оказываемое одним из учеников группы на пол 3. Как необходимо передвигаться по хрупкому льду? 2 группа 1. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2. 2.Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани. 3.Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру. | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения нового материала. Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий. | Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего. Берут необходимое оборудование (весы напольные, бумага в клетку). Выбирают выступающего. Берут необходимое оборудование (спичечный коробок, линейка). Выбирают выступающего. Выбирают в группе 2 учеников с равной массой тела, но с разной площадью подошв обуви. Выбирают выступающего. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Рецензирование ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректировка. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы . Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Показывают владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
8. Домашнее задание | |||||||
Обязательное домашнее задание – изучить §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля. Выполните одно из заданий. | Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы). | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |
9. Итог урока | |||||||
| Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывания в устной форме. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. | Понимают на слух ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию. | Проводят контроль, самокрнтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
10. Рефлексия | |||||||
Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием Рефлексия «Цветовое изображение настроения». Прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ». | Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ». | Рефлексируют. | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
Презентация прилагается в электронном виде.